Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»
Рекомендована на заседании МО учителей естествознания МОУ «СОШ № 15» | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «СОШ № 15» |
Протокол № __ от « » ___________ 20__ | ________________ З.И. Дармова |
Руководитель МО ________________ | « » ___________ 20__ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
Уровень образования среднее общее образование
Срок реализации 2 года
Программа составлена Бабиевой И.В.., учителем информатики МОУ «СОШ №15»
Сыктывкар 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 5 марта 2004г. № 1089 (в ред. Приказов от 03.06.2008г. № 164, от 31.08.2009г. №320, от 19.10.2009г. №427, от 10.11.2011г. № 2643, от 24.01.2012г. № 39, от 31.01.2012г. № 69), с Положением
о разработке рабочих программ учебных предметов МОУ «СОШ №15», с учетом примерной программы по информатике и ИКТ, на основе программы Семакина И.Г., Шеина Т.Ю. (см. Программно-методические материалы. Преподование базового курса информатики в средней школе. Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2007).
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» входит в образовательную область «Математика».
Для реализации рабочей программы в учебном плане МОУ «СОШ №15» выделено 70 часов по 1 часу в неделю с 10 по 11 класс, всего в год 36 часов (в 10 классе) и 34 часа (в 11 классе).
Изучение информатики и ИКТ на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке проведения
текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся на уровне основного общего и среднего образования (ФК ГОС) в программе предусмотрены формы контроля за уровнем усвоения основных теоретических и практических знаний и умений. К ним относятся:
- текущий: письменная проверка (домашние, проверочные, самостоятельные, лабораторные, практические, контрольные);
- устная проверка (устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, защита проекта);
- промежуточный: контрольная работа, тест, самостоятельная работа (промежуточная аттестация).
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки выпускников и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся при получении среднего общего образования, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика. Эти требования структурированы по годам обучения и по компонентам.
Данная программа реализуется на основе УМК:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. Учебник для 10 класса.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. Учебник для 11 класса.
Промежуточная аттестация проводится в форме годовой контрольной работы с середины апреля до середины мая текущего учебного года. В связи с этим в календарном тематическом планировании выделен 1 час. Проведение промежуточной аттестации зависит от сроков устанавливаемых образовательной организацией.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
Наименование разделов, тем | Содержание урока | Количество часов | В том числе |
Практические работы | Контрольные работы |
Информация и информационные процессы. | Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. | 15 | 3 | 1 |
Информационные модели. | Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). | 11 | 4 | 1 |
Информационные системы. | Понятие и типы информационных систем. Азы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. | 6 | 2 | 1 |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. | Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности. | 4 | - | 1 |
Итого | | 36 | 9 | 4 |
11 класс
Наименование разделов, тем | Содержание урока | Количество часов | В том числе |
Практические работы | Контрольные работы |
Компьютерные технологии представления информации. | Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов. | 7 | 3 | 1 |
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов. | Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей). Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики. Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. | 12 | 9 | 1 |
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии). | Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. | 15 | 6 | 2 |
Итого | | 34 | 18 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
10 класс
1. Информация и информационные процессы.
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.
Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации.
Передача информации в социальных, биологических и технических системах.
Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
2. Информационные модели.
Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Информационные системы.
Понятие и типы информационных систем. Азы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.
Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.
11 класс
1. Компьютерные технологии представления информации.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
2. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
3. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии).
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
10 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Информация и информационные процессы. | 1 |
2. | Информационные модели. | 1 |
3. | Информационные системы. | 1 |
4. | Промежуточная аттестация. | 1 |
11 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Компьютерные технологии представления информации. | 1 |
2. | Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов. | 1 |
3. | Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии). | 1 |
4. | Промежуточная аттестация. | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначение и функции операционных систем;
уметь:
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля используется тестирование.
Правила при оценивании:
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
При выставлении оценок придерживаемся следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. Учебник для 10 класса.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. Учебник для 11 класс
Приложение
Учебно-тематическое планирование
№ | ТЕМА УРОКА | Количество часов |
1 | Введение. Техника безопасности. | 1 |
2 | Классификация информационных процессов. | 1 |
3 | Представление информации, языки, кодирование. | 1 |
4 | Универсальность дискретного (цифрового) представления информации | 1 |
5 | Измерение информации. Объемный подход. | 1 |
6 | Измерение информации. Содержательный подход. | 1 |
7 | Практическая работа «Работа в текстовом редакторе. Редактирование, форматирование текста» | 1 |
8 | Что такое система. Информационные процессы в естественных и искусственных системах. | 1 |
9 | Практическая работа «Работа в текстовом редакторе. Вставка объектов. Работа с таблицами» | 1 |
10 | Хранение информации. Выбор способов хранения информации. | 1 |
11 | Передача информации в социальных, биологических, технических и др.системах. Поиск данных. | 1 |
12 | Практическая работа «Обработка информации и алгоритмы». | 1 |
13 | Поиск и систематизация информации. | 1 |
14 | Защита информации. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации | 1 |
15 | Контрольная работа «Информация и информационные процессы» | 1 |
16 | Информационные модели | 1 |
17 | Компьютерное информационное моделирование. Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы | 1 |
18 | Практическая работа «Структуры данных. Графы. Построение инф. модели для решения поставленной задачи». | 1 |
19 | Пример структуры данных – модели предметной области. | 1 |
20 | Практическая работа «Структуры данных. Таблицы. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования». | 1 |
21 | Алгоритм как модель деятельности. | 1 |
22 | Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. | 1 |
23 | Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем» | 1 |
24 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. | 1 |
25 | Практическая работа «Настройка БИОС» | 1 |
26 | Контрольная работа «Информационные модели» | 1 |
27 | Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах. Компьютерные архивы | 1 |
28 | Понятие и типы информационных систем. | 1 |
29 | Практическая работа «База данных» | 1 |
30 | Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). | 1 |
31 | Практическая работа «Связывание таблиц в многотабличных базах данных». | 1 |
32 | Контрольная работа «Информационные системы» | 1 |
33 | Многообразие операционных систем | 1 |
34 | Конфигурация компьютера | 1 |
35 | Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности | 1 |
36 | Промежуточная аттестация. | 1 |
11 класс
п/п | Тема урока | Количество часов | 1 | Универсальность дискретного представления информации | 1 | 2 | Двоичное представление информации в компьютере. | 1 | 3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 1 | 4 | Растровая и векторная графика. П.Р.№1 | 1 | 5 | Технологии представления анимационных изображений. П.Р. №2 | 1 | 6 | Технологии трехмерной графики. П.Р.№3 | 1 | 7 | Контрольная работа №1 | 1 | 8 | Текст как информационный объект. | 1 | 9. | Гипертекстовое представление информации. | 1 | 10. | Электронные таблицы как информационные объекты.П.Р.№4 | 1 | 11. | Средства и технологии работы с таблицами. П.Р.№5 | 1 | 12. | Назначение и принципы работы электронных таблиц. П.Р.№6 | 1 | 13. | Графические информационные объекты. П.Р.№7 | 1 | 14. | Средства и технологии работы с графикой. П.Р.№8 | 1 | 15. | Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов. П.Р.№9 | 1 | 16. | Базы данных. П.Р.№10 | 1 | 17. | Система управления базами данных. П.Р.№11 | 1 | 18. | Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных задач. П.Р.№12 | 1 | 19. | Контрольная работа №2 | 1 | 20. | Локальные компьютерные сети. П.Р.№13 | 1 | 21. | Глобальные компьютерные сети. П.Р.№14 | 1 | 22. | Сетевое программное обеспечение и сетевой протокол | 1 | 23. | Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей | 1 | 24. | Поисковые информационные системы. П.Р.№15 | 2 | 25. | Описание объекта для его последующего поиска.П.Р.№16 | 2 | 26. | Интернет. Сервисы сети Интернет. П.Р.№17 | 2 | 27. | Поиск информации в Интернет. П.Р.№18 | 2 | 28. | Контрольная работа №3 | 1 | 29. | Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы | 1 | 30. | Промежуточная аттестация. | 1 | |