МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» |
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено Директор ________ Е.М.Демидова Зам. директора по УВР на заседании ШМО Приказ №___ ______ Н.Н.Куртумерова Протокол №__ от « __» ________ 2016г. «___» ________ 2016г. от «___» ________ 2016г. «Об утверждении рабочих программ» Руководитель ___ Г.Н.Ляшкова |
| | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Учитель | Григорчук Елена Викторовна | | | |
| | | | | | | | | | |
Учебный год | 2016-2017 | | | |
| | | | | | | | | | |
Класс | 2-Б | | | |
| | | | | | | | | | |
Предмет учебного плана | Изобразительное искусство | | | |
| | | | | | | | | | |
Название учебного курса | Изобразительное искусство 2 класс | | | |
| | | | | | | | | | |
Количество часов в год | | 34 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Количество часов в неделю | 1 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Программное обеспечение | Программа Изобразительное искусство 1-4; Б.М.Неменский |
| | | | | | | | | | |
Основание выбора программы | Программа составлена в соответствии с требованиями федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству. Программа рекомендована Министерством Образования Российской Федерации. |
| | | | | | | | | | |
Учебно-методический комплект | «Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс» : Учебник; Л.А.Неменская - М.: Просвещение, 2014. |
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
2. Неменская, Л. А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки на эл.носителе. 1–4 кл. / Л. А. Неменская [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
Закон Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 "Об образовании в Республике Крым". Дата публикации: 06.07.2015.
Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года».
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики Крым» ;
Постановления Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…»;
Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год (приложение к приказу Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым);
Авторская программа Б.Н. Неменского по изобразительному искусству (Сборник рабочих программ. - М.: Просвещение, 2014);
Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2016- 2017 учебный год;
«Положение о составлении рабочей программы МБОУ «ЗСШ»;
Учебный план школы на 2016-2017 учебный год.
Планируемые результаты ОСВОЕНИЯ учебного предмета
Личностные результаты:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
– умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведения искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего района, региона;
в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных способностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.
Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.
Чем и как работают художники. Три основные краски, строящие многоцветие мира. Пять красок – все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия. Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство. Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Выражение характера человека в изображении; женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшения. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства мысли, настроение, свое отношение к миру.
Как говорит искусство. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Обобщающий урок года.
РАЗДЕЛЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
№ | Тематический раздел | Количество часов |
1 | Чем и как работают художники | 9 ч |
2 | Реальность и фантазия | 8 ч |
3 | О чем говорит искусство | 8 ч |
4 | Как говорит искусство | 9 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | дата | Тема, тип урока | Решаемые проблемы; цели деятельности учителя | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
П | Ф | понятия | предметные результаты | универсальные учебные действия (УУД) | личностные результаты |
Тема «Чем и как работают художники» (9 ч) |
1 | 01. 09 | | Три основные краски создают многоцветие (многообразие) мира (решение учебной задачи). У.*, с. 24–27 | Как получить составные цвета из трех основных? Что такое живопись? Цели: дать понятия об основных и составных цветах, цветовом круге; формировать первичные живописные навыки и основы цветоведения; развивать зрительную память; помочь учащимся освоить правила безопасности на занятиях | «Основные» и «составные» цвета | Знания: узнает, что такое живопись, об основах цветоведения, основных и составных цветах, о цветовом круге; вспомнит правила безопасности на уроках. Умения: научится смешивать краски сразу на листе бумаги (без палитры), изображать цветы по памяти и представлению, определять основные и составные цвета | Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контролировать и оценивать результат своей деятельности. Познавательные: анализировать выполненные работы; изображать по памяти и впечатлению. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю; уметь слушать и вступать в учебный диалог; участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем | Нравственно-этическая ориентация: проявляет эстетические потребности в общении с искусством |
2 | 08. 09 | | Пять красок – все богатство цвета и тона. Природная стихия (решение учебной задачи). У., с. 28–31 | Каким способом получить теплые и холодные оттенки цветной краски? Цели: развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие окружающего мира, умение анализировать выполненные работы; научить смешивать цветные краски с белой и черной; дать представление об особенностях восприятия и изображения красоты природы | Оттенки, природные стихии | Знания: узнает о различном эмоциональном звучании цвета. Умения: научится изображать природные стихии кистями без предварительного рисунка, смешивать цвета с белой и черной краской для получения новых оттенков, проявлять эстетические чувства в процессе рассматривания картин, изображающих природу | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: выделять группы существенных признаков объектов с целью решения практической задачи; самостоятельно создавать творческие работы. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; признавать возможность существования различных точек зрения | Смыслообразование: приобретает целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы |
3 | 15. 09 | | Выразительные возможности акварели, пастели, цветных мелков (способы и приемы решения задач). У., с. 36–39 | Какова красота и выразительность этих материалов (акварель, пастель, цветные мелки)? Цели: развивать наблюдательность; ознакомить с выразительными возможностями материалов и особенностями работы с ними; учить передавать в рисунке свои впечатления, эмоциональное состояние природы | Пастель, цветные (восковые и масляны) мелки, акварель, текучесть, прозрачность | Знания: узнает о красоте и выразительности художественных материалов: акварели, пастели, цветных мелков. Умения: научится изображать осенний лес (по памяти и впечатлению), используя новые материалы, передавать в рисунке эмоциональное состояние природы | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем или самостоятельно. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных, практических и творческих задач. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем | Нравственно-этическая ориентация: проявляет ценностное отношение к природному миру |
4 | 22. 09 | | Выразительные возможности аппликации. Аппликация из осенних листьев (выбор эффективных способов решения задач). У., с. 50–53 | Каковы особенности создания аппликации? Цели: пробудить интерес к наблюдению за объектами природы; дать представление о ритме пятен; помочь учащимся выделить выразительные возможности аппликации и создать аппликативную работу из осенних листьев по памяти и впечатлению | Ритм пятен, аппликация | Знания: узнает о выразительных возможностях и особенностях изготовления аппликативной работы. Умения: научится создавать разноцветный ковер (изображение осенней земли с опавшими листьями) по памяти и впечатлению | Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задаче и рационально выстраивать самостоятельную деятельность. Познавательные: выделять существенные признаки объектов; использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании своей творческой работы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии | Нравственно-этическая ориентация: проявляет эмоциональную отзывчивость |
5 | 29. 09 | | Выразительные возможности графических материалов. Линия-выдумщица (рефлексия способов и условий действий). У., с. 40–43 | Какова выразительность линии при использовании графических материалов? Цели: способствовать развитию аналитических возможностей глаза, художественно-эстетического вкуса; обучать видению целостной формы графического изображения; показать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа | Графика, графические материалы | Знания: узнает о выразительных возможностях графических материалов. Умения: научится изображать зимний лес на белых листах бумаги при помощи графических материалов (черной гуашью и тонкой кистью, палочкой), определять тонкие, толстые, подвижные и тягучие линии | Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; соотносить результат выполненной работы с заданным эталоном. Познавательные: узнавать объекты окружающей действительности; определять характер предложенных линий, способы создания линий; апробировать разные способы работы пером и палочкой; сравнить выразительные возможности графики и живописи. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | Нравственно-этическая ориентация: выражает эстетические чувства (эмоциональное художественное восприятие произведения искусства) |
6 | 06. 10 | | Выразительность материалов для работы в объеме (постановка и решение учебной задачи). У., с. 44–47 | Какие животные обитают в нашем родном крае? Что известно о скульптуре? Цели: учить наблюдать выразительные объемы в природе; воспитывать бережное отношение к животным; развивать интерес к объемному изображению животных; показать приемы работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление) | Объемы в природе, мелкая пластика, пластилин, стека, объемное изображение | Знания: узнает о скульптуре и образном языке скульптуры, о материалах, с которыми работает скульптор. Умения: научится работать с пластилином – лепить из одного большого куска животных путем вытягивания и вдавливания (по впечатлению и памяти); получит возможность на-учиться приемам работы с пластилином | Регулятивные: соотносить правильность выполнения и результат действий с конкретной задачей; осуществлять пошаговый контроль для соблюдения форм и пропорций в работе. Познавательные: использовать общие приемы решения учебно-практической и познавательной задач; применять технологическую карту для решения поставленной задачи; воспроизводить по памяти информацию в ходе беседы. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество | Нравственно-этическая ориентация: проявляет доброжелательность в отношении участников учебного процесса |
7 8 | 13. 10 20. 10 | | Выразительные возможности бумаги (поиск и открытие нового способа действий). У., с. 48–49 | Какие вы знаете приемы работы с бумагой? Цели: помочь учащимся освоить приемы работы с бумагой (сгибание, разгибание, склеивание); создать комфортные условия для получения учащимися положительных эмоций от проделанной работы | Конус, цилиндр | Знания: узнает о выразительных возможностях бумаги. Умения: освоит приемы сгибания, разгибания, склеивания бумаги; научится переводить плоский лист в разные объемные форматы, склеивать простые объемные формы: конус, цилиндр, «лесенка» и «гармошка» | Регулятивные: активизировать и концентрировать силы энергии и волевые усилия для преодоления затруднений. Познавательные: использовать модели и схемы для решения практических задач. Коммуникативные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы; осуществлять взаимный контроль | Нравственно-этическая ориентация: приобретает навыки делового сотрудничества |
9 | 27. 10 | | Для художника любой материал может стать выразительным. Изображение родного города с помощью «неожиданных» материалов (выбор наиболее эффективных способов для решения задач). У., с. 54–55 | Какие художественные материалы используют в работе художники? В чем красота различных художественных материалов? Цели: развивать фантазию; эстетический вкус; создать учащимся условия для вос-становления в памяти и повторения свойств художественных материалов и их выразительных возможностей; помочь в создании образа ночного города с помощью «неожиданных» материалов | «Неожиданные» материалы, коллаж, аппликация, смешанные техники | Знания: узнает о сходстве и различии материалов, о смешанных техниках и «неожиданных» материалах. Умения: научится понимать красоту художественных материалов, выделять их отличия, использовать для практической работы «неожиданные» материалы, изображать ночной город с помощью «неожиданных» материалов на фоне темной бумаги | Регулятивные: предвосхищать результат; принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; создавать самостоятельно или в групповом сотрудничестве образ ночного города с помощью «неожиданных» материалов. Коммуникативные: формулировать собственную позицию; уметь участвовать в диалоге; слушать и понимать собеседников; высказывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Нравственно-этическая ориентация: проявляет уважи-тельное отношение к иному мнению |
Тема «Реальность и фантазия» (8 ч) |
10 | 10. 11 | | Изображение и реальность (постановка и решение учебной задачи). У., с. 58–61 | Как выглядят животные в реальном мире? Как показать характер выбранной птицы в изображении? Цели: развивать наблюдательность, умение видеть мир вокруг нас; | Реальность, анималистика. Строение птиц, пропорции частей тела птиц | Знания: узнает о Умения: научится изображать зверей, наблюдать за животными в зоопарке, деревне и в своей работе отражать результаты наблюдений, используя художественные материалы: гуашь, кисть, цветную бумагу | Регулятивные: вносить дополнения в случае расхождения с эталоном. Познавательные: классифицировать информацию по заданным критериям; выявлять особенности изображения разных птиц; применять технологическую карту для решения поставленной задачи. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач; ывражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Смыслообразование: осуществляет самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
11 | 17. 11 | | Изображение и фантазия. Разнообразие способов решения задач. Сказочная птица (решение учебной задачи). У., с. 62–65 | Какова роль фантазии в жизни людей? Цели: развивать творческое начало, фантазию. умения работать с акварелью; показать, как с помощью соединения элементов разных животных и растений можно создать фантастический образ; создать оптимальные условия для проявления учащимися фантазии и оригинальности в практической деятельности | Фантазия, фантастические образы, сказочные образы (существа) | Знания: узнает о значении понятия фантазия, о фантастических образах; выяснит роль фантазии в жизни человека. Умения: научится изображать сказочных несуществующих животных и птиц путем соединения воедино элементов разных животных, птиц и даже растений | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей; соотносить правильность выполнения и результат действий с конкретно поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для реализации поставленной задачи. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Нравственно-этическая ориентация: проявляет эмоционально-нравственную отзывчивость |
12 | 24. 11 | | Украшение и реальность. Паутинка (решение учебной задачи). У., с. 66–69 | Чем привлекательны объекты окружающей действительности? Какие наблюдали явления, объекты, предметы, украшающие природу, окружающий мир? Цели: развивать наблюдательность, умение видеть красоту в природе, в местах ближайшего окружения; показать красоту природы, разнообразие ее форм. цвета | Красота в природе | Знания: узнает о красоте природы, разнообразии ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.). Умения: научится изображать паутинки с росой и веточками деревьев при помощи линий (индивидуально по памяти), используя тонкую кисть и гуашь одного цвета | Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой ин-формации; выявлять особенности изображения различных украшающих элементов в природе; наблюдать и учиться видеть украшения в природе; находить варианты для решения художественно-творческих задач. Коммуникативные: формулировать свои затруднения | Нравственно-этическая ориентация: проявляет ценностное отношение к природному миру |
13 | 01. 12 | | Украшение и фантазия. Украшаем кокошник и сарафан (решение частных задач). У., с. 71–73 | Какова роль фантазии в создании украшений? Как переносится красота природы в жизнь человека и как происходит ее преобразование с помощью фантазии? Цели: развивать эстетический вкус, фантазию; помочь учащимся освоить приемы создания орнамента | Кружева, бижутерия, вышивка, бисер, орнамент, узор | Знания: узнает о преобразовании природных форм в декоративные для создания различных узоров, орнаментов. Умения: научится украшать закладку для книги узором заданной формы, используя любой графический материал одного-двух цветов | Регулятивные: соотносить результат с заданным эталоном; Познавательные: использовать об-щие приемы решения задачи; определять цель и пути ее достижения; выявлять особенности и элементы природных форм (узоры, орнаменты) в изображении украшений на декоративных изделиях и предметах одежды (кокошник, сарафан). Коммуникативные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач и с точки зрения содержания, средств выражения | Нравственно-этическая ориентация: находит выходы из спорных ситуаций |
14 | 08. 12 | | Постройка и реальность. Подводный мир (оценка процесса и результата деятельности). У., с. 74–75 | Какими бывают постройки в природе? Как мы реагируем на красоту различных построек в природе? Цели: определить красоту и смысл природных конструкций; воспитывать интерес к наблюдению в окружающем мире удивительных, красивых, оригинальных, необычных построек | Природные конструкции. Приемы тонирования бумаги | Знания: узнает о постройках реальных и природных конструкциях. Умения: научится конструировать из бумаги подводный мир (индивидуально-коллективная работа); освоит приемы работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание) и приемы тонирования бумаги | Регулятивные: вносить необходимые дополнения в план и способ действий; эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Познавательные: называть и определять объекты окружающей действительности; наблюдать и характеризовать природные постройки. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Нравственно-этическая ориентация: приобретает навыки сотрудничества |
15 | 15. 12 | | Постройка и фантазия. Сказочный город (индивидуально-групповой проект) (постановка и решение учебной задачи). У., с. 76–77 | Какова возможность фантазии человека в создании предметов? Цели: пробудить детскую фантазию; показать связь природных конструкций с фантастическими, помочь учащимся сравнить природные формы и архитектурные постройки; продолжать практиковать в освоении приемов работы с бумагой | Фантастические конструкции, природные формы, архитектурные постройки | Знания: узнает о разнообразии конструкций, о природных формах и архитектурных постройках. Умения: научится создавать макеты фантастических зданий, конструкций фантастического города, используя свое воображение, применяя освоенные приемы работы с бумагой | Регулятивные: концентрировать свою волю для преодоления интеллектуальных затруднений; оценивать процесс и результат собственной деятельности. Познавательные: анализировать и сравнивать различные варианты реальных и фантастических зданий; участвовать в обсуждении проблемных вопросов. Коммуникативные: формулировать свои затруднения; владеть навыками коллективной деятельности | Нравственно-этическая ориентация: проявляет уважительное отношение к иному мнению |
16 17 | 22.12 12.01 | | Братья Мастера всегда работают вместе. Эстетические потребности, ценности и чувства. Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы (изучение и первичное закрепление новых знаний). У., с. 78–81 | Как взаимодействуют три вида художественной деятельности? С помощью каких выразительных средств художественной деятельности художник передает различные настроения в природе? Цели: продолжать освоение способов работы с бумагой; воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца; показать, как художник изображает природу в различных состояниях | Взаимодействие, выразительные средства. Природа в разных состояниях, живописные материалы | Знания: узнает о выразительных средствах художественной деятельности для передачи настроения в природе. Умения: научится конструировать, моделировать и украшать елочные игрушки, изображающие людей, зверей, растения, работать с гуашью и акварелью, создавать коллективное панно с изображением моря, передавая разные настроения природы | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после завершения. Познавательные: ставить и формулировать учебно-познавательные проблемы; рассматривать репродукции картин художников-маринистов и участвовать в их обсуждении (сравнивать и анализировать характер и состояние моря на разных картинах); находить варианты решения различных художественно-творческих задач при воплощении идеи в изображении разного характера моря. Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Нравственно-этическая ориентация: овладевает умением не создавать конфликтов; проявляет эстетические чувства и эмоциональную отзывчивость |
Тема «О чем говорит искусство» (8 ч) |
18 | 19.01 | | Выражение характера изображаемых животных (оценка результата деятельности). У., с. 96–99 | Как выразить в изображении характер животного? Цели: развивать наблюдательность, умение почувствовать настроение и передать его в работе; объяснить особенности анималистического изображения, созданного художником-графиком, живописцем, скульптором; помочь учащимся освоить приемы работы простым карандашом, фломастером черного цвета; раскрыть значение понятий устная зарисовка, характеристика зверей | Характер, анималистическое изображение в графике, живописи, скульптуре. Устная зарисовка. Е.Чарушин | Знания: узнает об особенностях анималистического изображения, выполненного в графике, живописи и скульптуре, о понятии уст-ная зарисовка. Умения: научится умению чувствовать и изображать разный характер животного: веселый, стремительный, угрожающий, используя гуашь 2–3 цветов, фломастер черного цвета и простой карандаш | Регулятивные: предвидеть возможности получения результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; приводить примеры животных в различных состояниях; выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать анималистические рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. Коммуникативные: аргументировать свою позицию в учебном взаимодействии и сотрудничестве; анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач | Смыслообразование: приобретает целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
19 | 26. 01 | | Выражение характера человека в изображении. Мужской образ (в объеме). Распознание объектов, выделение существенных признаков (изучение и первичное закрепление новых знаний). У., с. 104–105 | Какие качества души делают мужчину красивым? Цели: развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе; показать выразительные возможности художественных материалов, которые применяются в создании объемного мужского образа; помочь учащимся освоить приемы работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление) и способы передачи пластики движений | Качества души | Знания: узнает о выразительных возможностях художественных материалов, которые применяются в создании объемного мужского образа, о мужских качествах характера (смелость, решительность, честность, доброта). Умения: научится изображать образ доброго и злого героя сказок (с ярко выраженным характером), создавать образ из целого куска пластилина | Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу; осуществлять эмоциональную и нравственную оценку образа по его изображению в рисунке, на картине. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; рас-сматривать репродукции картин известных художников с мужским изображением с целью получения необходимой информации о передаче пластики движений, создании художественного образа. Коммуникативные: формулировать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | Нравственно-этическая ориентация: проявляет этические чувства, доброжелательность |
20 | 02. 02 | | Выражение характера человека. Женский образ. Распознание объектов, выделение существенных признаков (изучение и первичное закрепление новых знаний). У., с. 100–103 | Что выражает художник, изображая человека? Цели: развивать эмоционально-нравственную отзывчивость умение передавать в изображении внешнее и внутренне содержание человека (положительный и отрицательный женский образ) с использованием живописных и графических средств; дать представление о портретном изображении | Противоположность. Портретное изображение. Образ человека и его характер | Знания: узнает о средствах искусства, с помощью которых можно передать в изображении внешнее и внутреннее содержание человека. Умения: научится изображать противоположные по характеру сказочные образы, выражая свое отношение к ним при помощи цвета, живописных и графических средств | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; осуществлять пошаговый и итоговый контроль действий по реализации учебно-практической задачи. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; рас-сматривать, анализировать и обсуждать репродукции картин и иллюстраций. Коммуникативные: строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности | Нравственно-этическая ориентация: приобретает эстетические ценности и чувства |
21 | 09. 02 | | Образ человека и его характер, выраженный в объеме (решение учебной задачи). У., с. 104–106 | Что выражают изображения, созданные в объеме? Цели: показать выразительные возможности художественных материалов, которые применяются в скульптуре для создании объемного образа человека (дерево, камень, металл и др.); закреплять действия, необходимые для процесса восприятия и процесса созидания | Скульптура, керамика. Восприятие. Созидание. Сказочные образы | Знания: узнает о выразительных возможностях художественных материалов, которые применяются в создании объемного образа человека. Умения: научится создавать в объеме (лепить) сказочные образы с ярко выраженными характерами | Регулятивные: составлять план и последовательность действий; осуществлять эмоциональную и нравственную оценку образа сказочного героя по его изображению. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; устанавливать аналогии. Коммуникативные: предлагать помощь в сотрудничестве; формулировать свои затруднения | Нравственно-этическая ориентация: проявляет понимание в от-ношении чувств других людей |
22 | 16. 02 | | Изображение природы в разных состояниях (постановка учебной задачи, поиск ее решения). У., с. 88–93 | Что выражает художник, изображая природу? Как художник использует цвет, ритм, тон для передачи настроения в изображении природы? Цели: пробудить интерес и желание изображать природу, выражая ее настроение; помочь учащимся освоить художественные приемы и способы контрастного изображения природы, передачи настроения в изображении моря; развивать наблюдательность, художественно-эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений искусства, умение выражать в изображении свое отношение к природе доступными приемами и средствами | Контраст, марина, художники-маринисты | Знания: узнает о возможностях использования цвета, тона, ритма для передачи настроения в изображении природы. Умения: научится изображать контрастные изображения природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т. д.), рассматривать картины известных художников-маринистов, анализировать выразительные художественные средства, использованные художником для воплощения творческой идеи, определять изображенное на них настроение природы | Регулятивные: адекватно использовать речь в регуляции деятельности. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой ин-формации; ставить и формулировать учебно-познавательные проблемы; рассматривать репродукции картин художников-маринистов, участвовать в их обсуждении (сравнивать и анализировать характер и со-стояние моря на разных картинах); находить варианты решения различных художественно-творческих задач при воплощении идеи в изображении разного характера моря. Коммуникативные: строить понятные для партнера по совместной деятельности высказывания; аргументировать свою позицию в учебном взаимодействии и сотрудничестве; анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач | Нравственно-этическая ориентация: проявляет уважительное отношение к иному мнению; осваивает нравственные ценности |
23 | 02. 03 | | Выражение характера человека через украшение (решение учебной задачи). У., с. 108–111 | О чем рассказывает человек через свои украшения? Цели: развивать декоративные чувства при рассматривании старинного русского оружия, кружев, женских костюмов; помочь учащимся освоить приемы работы с цветной бумагой и выполнить практическую работу (аппликацию) по украшению готовых форм доспехов и кокошников | Доспехи, кокошник. Украшение готовых форм | Знания: узнает о о возможностях использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. Умения: научится украшать вырезанные из бумаги богатырские доспехи, кокошники заданной формы, самостоятельно придумывать узор | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять пошаговый и итоговый контроль действий по реализации учебно-практической задачи. Познавательные: создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач. Коммуникативные: проявлять ак-тивность для решения познавательных задач; предлагать помощь в сотрудничестве | Нравственно-этическая ориентация: приобретает эстетические потребности; осваивает нравственные ценности |
24 25 | 09.03 16.03 | | Выражение намерений через украшения. Выражение характера человека через украшение, конструкцию и декор (рефлексия способов и условий решения). У., с. 112–113 | Какие украшения выражают определенные намерения? Могут ли украшения иметь разный характер? Цели: развивать умение получать образные и эмоциональные впечатления от украшений; помочь выполнить практическую работу по изображению «добрых» и «злых» кораблей и украшению парусов | Намерения, украшения, имеющий разный характер, декор, декоративные композиции | Знания: узнает об украшениях, имеющих разный характер, о декоративных композициях заданной формы, что такое «декор». Умения: научится украшать противоположные по намерению два сказочных флота (доброго, праздничного и злого, пиратского), объединять индивидуальные работы в одну коллективную | Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно оценивать собственное поведение. Познавательные: ставить и формулировать проблемы; предлагать свои варианты решения поставленной задачи; опираться на имеющиеся знания о цвете, ритме, характере. Коммуникативные: предлагать помощь в сотрудничестве; формулировать свои затруднения; строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности | Самоопределение: осознает ответственность за общее благополучие |
Тема «Как говорит искусство» (9 ч) |
26 | 23. 03 | | Цвет как средство выражения: теплые цвета (поиск и открытие нового способа действия). У., с. 124–129 | Что выражают теплые цвета? С какими эмоциями связываете теплые цвета? Цели: развивать эмоциональное восприятие цвета; формировать колористические навыки работы гуашью; повторить знания о цветовом круге, средствах художественной выразительности, теплых цветах; помочь учащимся выполнить практическую работу по изображению чудо-коврика | Теплые цвета, цветовой круг, колор | Знания: узнает о теплых цветах и их эмоциональной выразительности; повторит средства художественной выразительности, цветовой круг. Умения: научится определять теплые цвета, изображать перо жар-птицы, чудо-коврик, используя теплые цвета, применять для изображения мазок «волну», работать гуашью | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; контролировать процесс и результат деятельности. Познавательные: использовать имеющиеся знания о теплых цветах в ходе практической работы. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера по совместной деятельности высказывания; аргументировать свою позицию в учебном взаимодействии и сотрудничестве; анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач | Нравственно-этическая ориентация: проявляет эстетические чувства; осваивает нравственные ценности |
27 | 06. 04 | | Цвет как средство выражения: холодные цвета (открытие нового способа действия). У., с. 126–129 | Что выражают холодные цвета? С какими эмоциями связываете холодные цвета? Цели: развивать эмоциональное восприятие цвета; формировать колористические навыки работы гуашью; повторить знания о цветовом круге, средствах художественной выразительности, холодных цветах; помочь учащимся выполнить практическую работу | Холодные цвета, цветовой круг, колор, борьба и взаимовлияние цвета в природе | Знания: узнает о холодных цветах и их эмоциональной выразительности. Умения: научится определять холодные цвета; изображать замок Снежной Королевы, используя холодные цвета, применять в работе для изображения фона прием мазка «дождик» | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать результат деятельности. Познавательные: использовать имеющиеся знания о холодных цветах в ходе практической работы. Коммуникативные: обращаться за помощью; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Смыслообразование: осуществляет само-оценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
28 | 13. 04 | | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета (постановка и решение учебной задачи). У., с. 130–131 | Как получить тихие и звонкие цвета на бумаге? Цели: учить наблюдать борьбу цвета в жизни; развивать наблюдательность, способность к эмоциональной выразительности цвета; помочь учащимся выполнить рисунок, передавая настроение в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов; рассказать о колористическом богатстве внутри одной цветовой гаммы; помочь учащимся освоить приемы работы кистью (мазок, «кирпичик», «волна», «пятнышко») | Тихие и звонкие цвета. Эмоциональная выразительность цвета. Колористическое богатство | Знания: узнает о тихих (глухих) и звонких цветах на бумаге, о борьбе тихого (глухого) и звонкого цветов в изображении сна и праздника. Умения: научится смешивать различные цвета с черной, белой и серой красками для получения нежных и мрачных оттенков цвета, изображать весеннюю землю, применять в практической деятельности приемы работы кистью | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять пошаговый и итоговый контроль действий по реализации учебно-практической задачи. Познавательные: проводить сравнение и анализировать выполненные творческие работы; участвовать в анализе использования цвета на картинах художников; применять имеющиеся знания о цвете в самостоятельной работе. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; проявлять активность во взаимодействии; обращаться за помощью к учителю, партнеру | Нравственно-этическая ориентация: проявляет эстетические чувства; осваивает нравственные ценности |
29 | 20. 04 | | Линия как средство выражения: ритм линий. Выбор действия в соответствии с поставленной задачей (постановка и решение учебной задачи). У., с. 136–137 | Каково значение линии в рисунке? Цели: определять эмоциональное звучание линии; воспитывать положительные эмоции при восприятии произведения искусства и выполнении практической работы; помочь освоить приемы изображения пастелью и цветными мелками, овладеть навыками работы с акварелью «по мокрому», тушью, пером и палочкой | Ритм линий | Знания: узнает о ритме линий и значении линии в ритме. Умения: научится изображать весенние ручьи пастелью или цветными мелками на фоне изображения весенней земли, определять линию как средство характеристики изображаемого | Регулятивные: выбирать учебное действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения учебно-практических и творческих задач. Коммуникативные: проявлять активность в учебном сотрудничестве; строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль | Нравственно-этическая ориентация: проявляет ценностное отношение к природе |
30 | 27. 04 | | Линия как средство выражения: характер линий (постановка и решение учебной задачи). У., с. 138–139 | Каковы выразительные возможности линии? Цели: формировать умения видеть многообразие линий в окружающей действительности, создавать разные фактуры и художественный об-раз при помощи определенного материала (ветви деревьев со своим характером и настроением) | Характер линий. Линии в окружающей действительности | Знания: узнает о выразительных возможностях линии, о характере линий. Умения: научится определять многообразие линий, изображать ветки с определенным характером и настроением (по впечатлению и памяти) | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата. Познавательные: самостоятельно выделять познавательную цель. Коммуникативные: проявлять активность в учебном сотрудничестве; строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль | Нравственно-этическая ориентация: приобретает эстетические потребности |
31 | 04. 05 | | Ритм пятен как средство художественной выразительности (постановка и решение учебной задачи). У., с. 132–135 | Как изменяется восприятие композиции от изменения расположения пятен? Цели: дать представление о композиции, пропорции, ритме линий и пятен; воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным; помочь учащимся осознать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа, овладеть навыками работы с разными материалами (гуашь, пастель, бумага) | Ритмическая композиция. Ритм линий, пятен, цвет. Пропорции | Знания: узнает о том, что пропорции составляют основы образного языка, о роли различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Умения: научится видеть в произведениях художников фрагменты с выраженной ритмической организацией, ритмично располагать птиц на фоне весеннего на плоскости листа | Регулятивные: адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок; вносить необходимые коррективы в действие после завершения. Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов; использовать полученные знания в ходе выполнения творческой работы; выбирать (и доказывать) наиболее эффективные способы и приемы работы. Коммуникативные: определять общую цель сотрудничества и пути ее достижения; проявлять активность во взаимодействии; обращаться за помощью к учителю, партнеру | Смыслообразование: приобретает целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
32 | 11. 05 | | Пропорции выражают характер (оценка результата деятельности) | Каково значение пропорций? Художники считают, что пропорции составляют основы образного языка. Со-гласны ли вы с их мнением? Цели: развивать интерес к наблюдению за живой природой; учить определять пропорции частей предметов, использовать полученные знания в практической деятельности, в ходе выполнения творческой работы, в жизни; помочь учащимся выполнить изображение весеннего леса и птиц | Пропорции | Знания: узнает о значении пропорций в изображении Умения: научится понимать пропорции как соотношение между собой частей целого, изображать птиц с разным характером, используя пропорции, рационально строить самостоятельную деятельность; вносить необходимые дополнения и коррективы по ходу работы | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности; использовать полученные знания в ходе выполнения творческой работы; выбирать (и доказывать) наиболее эффективные способы и приемы работы. Коммуникативные: аргументировать свою позицию; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии | Самоопределение: проявляет готовность следовать нормам природоохранного поведения; владеет навыками коллективной деятельности |
33 | 18. 05 | | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (рефлексия способов и условий действия). У., с. 140–141 | Каковы основы языка, на котором говорят линии? Цели: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; умение выполнить практическую работу с использованием различных материалов | Коллективное панно | Знания: узнает, на каком языке говорят братья Мастера. Умения: научится создавать коллективное панно на тему «Весна. Шум птиц», выбирать и обосновывать, украшать заготовки закладки | Регулятивные: стабилизировать свое эмоциональное состояния для решения задачи. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль | Нравственно-этическая ориентация: овладевает умением не создавать конфликтов |
34 | 25. 05 | | В музее у веселого художника. Обобщающий урок года (контроль и коррекция знаний). У., с. 142 | Что нового мы узнали в учебном году? Какие приемы изображения освоили? Цели: напомнить последовательно в форме беседы все темы; развивать умения выбирать самостоятельно материалы для своей работы, обсуждать выполненные работы; помочь выполнить украшение заготовки закладки | Игра-беседа, средства художественной выразительности для создания образа | Знания: узнает мнения одноклассников о том, что нового они узнали об искусстве. Умения: научится рассматривать ученические работы и анализировать их, находить репродукции, раскрывающие те или иные темы | Регулятивные: формулировать и удерживать задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачею Познавательные: осознанно строить сообщение в устной форме. Коммуникативные: строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль | Нравственно-этическая ориентация: проявляет уважительное отношение к иному мнению |
8