СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Химия", 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии в 8 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по  химии 2004 г., примерной программы  основного общего образования  по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.:Вентана-Граф, 2007.–192 с. – Современное образование, а так же  Программы курса химии для   8-9  классов общеобразовательных учреждений.  Автор Н.Н.Гара.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Химия", 8 класс»

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка………………………………………………3-4


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся……………………...5



  1. Содержание учебной программы ……………………………..……6-10



  1. Календарно-тематическое планирование 8 класс..……………….11-19



  1. Литература……………………………………………………………...20




































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по химии в 8 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии 2004 г., примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.:Вентана-Граф, 2007.–192 с. – Современное образование, а так же Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н.Н.Гара. (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)

Согласно базисному учебному плану и учебному плану школы на изучение химии в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год) из них: для проведения контрольных - 6 часов, практических работ - 6 часов, лабораторных опытов – 21, итоговое повторение -1 час.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями обучающихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Рудзитис Г.Е Химия: неорганическая химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.

Промежуточная аттестация проводится согласно Устава школы.

Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и тем – соответствует авторской программе. Включены элементы содержания (авторская программа):

  1. Закон Авогадро Расчетные задачи.

  2. Объемные отношения газов при химических реакциях, решение задач.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний о химической символике, химических понятиях, фактах, основных законах и теориях;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

















































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения химии обучающийся должен

знать / понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,

периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,

номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовление растворов заданной концентрации.







СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

8 класс

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.

Практические работы

• Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

• Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.



Тема 2. Кислород (5 ч)

Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.

Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3. Водород (3 ч)

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

Тема 4. Растворы. Вода (6 ч)

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.



Тема 5. Основные классы неорганических соединений (9ч )

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (8 ч)

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (9ч)

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч)

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 9. Галогены (6 ч)

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.

Практическая работа. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.

Учебно-тематический план

п/п




Тема




Количество часов

В том числе:

практические работы

контрольные работы

лабораторные опыты

1


Первоначальные химические понятия

18

2

1

7

2

Кислород

5

1


1

3

Водород

3

1


2

4

Растворы. Вода

6

1

1


5

Основные классы неорганических соединений


9


1


1


7

6

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома



8





1

7

Строение веществ. Химическая связь

9


1

1

8

Закон Авогадро. Молярный объем газов


3





9

Галогены

6


1

2

10

Итоговое повторение

1





Итого

68

6

5

21













































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


8 КЛАСС



п/п






урока








Тема, содержание урока



Лабораторные

опыты



Кол-во часов





Домашнее задание

Сроки проведения




план


факт


Тема: Первоначальные химические понятия (18 ч.)

1

1

Вводный инструктаж по Т.Б при работе в кабинете химии. Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства.

Л.О.№1 «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами»

1

§1,2 записи в

тетради.

В..1-5











2

2

Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием»


1

§3.Правила ТБ

с. 9












3

3

Чистые вещества и смеси. Разделение неоднородных и однородных смесей.

Л.О.№2 «Разделение смесей»

1

§4 , вопросы 1-5



4

4

Практическая работа №2 «Очистка загрязнённой поваренной соли»


1

§5,

записи в тетради

П. Р.№2











5

5

Физические и химические явления.

Л.О.№3 «Физические явления».

Л.О.№4 «Химические явления»

1

§6

зад.№1-3 с.24







6

6

Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.


1

§7,8,18

В.5,6 стр.28,

зад. 1,2











7

7

Простые и сложные вещества. Химический элемент.

Л.О.№5 «Знакомство с образцами простых и сложных веществ».

1

§9,10 зад.1-3



8

8

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

1

§11,12,

таблица №2 стр.43







9

9

Закон постоянства состава веществ.

1

§13,

зад.№1-3 стр.31







10

10

Относительная молекулярная масса. Химические формулы.


1

§14, зад.4-8 с.50,



11

11

Массовая доля химического элемента в соединении.


1

§15 зад.№1-4



12

12

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений.


1

§16, зад. 4,5

с. 58,таблица3т

с. 56











13

13

Составление химических формул по валентности.


1

§17

зад. 1-4 с.60







14

14

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.


1

§ 19,20, зад.

№3 с.67







15

15

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Л.О.№6 «Разложение основного карбоната меди».

Л.О.№7 «Реакция замещения меди железом».

1

§ 21

зад.3 с.71







16

16

Моль – единица количества вещества. Молярная масса.


1

§36



17

17

Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций.


1

§37

повторить

§,§1-21,36,37











18

18

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия»


1

Повторить

§ 1-21,36,37







Тема 2. Кислород (5ч.)

19

1

Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение.


1

§ 22

зад.4,5 с.75







20

2

Физические и химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе.

Л.О.№8 «Ознакомление с образцами оксидов».

1

§23,24

зад.5 с.80







21

3

Практическая работа № 3 «Получение и свойства кислорода»


1

§25,



22

4

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.


1

§27, с.88-89,с.91

зад.5,8 с.92







23

5

Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.


1

§27 с.89-90

Зад.4 с.91











Тема 3. Водород (3ч.)

24

1

Водород, его общая характеристика, нахождение в природе. получение водорода.

Л.О.№9 «Получение водорода и изучение его свойств».

1

§ 28

зад.3 с.96







25

2

Физические и химические свойства водорода. Применение.

Л.О.№10 «Взаимодействие водорода с оксидом меди».

1

§ 29

Зад. №3 с.101







26

3

Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород».


1

Повторить

§ 22-29





Тема 4. Растворы. Вода (6ч.)

27

1

Вода- растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.


1

31,33



28

2

Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества.


1

§34 зад.4 с.116



29

3

Практическая работа №4 «Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества».


1

§35

П.Р.№4







30

4

Вода. Методы определения состава – анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки.


1

§29 с.82-84







31

5

Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе.


1

§29 с.84-86

Зад.№6 с.87

Повторить § 18-29











32

6

Контрольная работа по теме «Кислород. Водород. Растворы. Вода».


1

Повторить § 18-29



Тема 5. Основные классы неорганических соединений (9ч.)

33

1

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Свойства оксидов. Получение. Применение.


1

§40

зад.№2 с.135







34

2

Основания: Классификация. Номенклатура. Получение.

Л.О.№14 «Свойства растворимых и нерастворимых оснований».

Л.О.№15 «Взаимодействие щелочей с кислотами».

Л.О.№16 «Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами».

Л.О. №17 «Разложение гидроксида меди при нагревании».

1

§41








35

3

Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.


1

§42, 43

Зад.№5







36

4

Кислоты: Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот.

Л.О.№11 «Действие кислот на индикаторы».

Л.О.№12 «Отношение кислот к металлам».

Л.О.№13 «Взаимодействие кислот с оксидами металлов».

1

§44,45

зад.№4 с.155







37

5

Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей.


1

§46

Зад.№5 с.160







38

6

Физические и химические свойства солей.


1

§47 с.161-163

Зад.№1







39

7

Генетическая связь между основными классами неорганических веществ.


1

§47 с.163-164

Зад.№3







40

8

Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений.


1

§48



41

9

Контрольная работа по теме: «Основные классы неорганических веществ»


1

Повторить

§40-47














Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева. Строение атома. (8ч.)




42

1

Классификация химических элементов. Амфотерные соединения.

Л.О.№18 «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей»

1

§49

Зад.№ 1-3





43

2

Периодический закон Д.И. Менделеева.


1

§50

Задача





44

3

Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды.


1

§51 в.1-5



45

4

Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент- вид атома с одинаковым зарядом ядра.


1

§52 в.1-3



46

5

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Современная формулировка периодического закона.


1

§53 в.4



47

6

Состояние электронов в атомах. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах.


1

конспект



48

7

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.


1

§ 54



49

8


Повторение и обобщение по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение атома.


1

Повторить

§§49-54







Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (9ч.)

50

1

Электроотрицательность химических элементов.


1

§55 в.1 тесты



51

2

Ковалентная связь.


1

§56 с.194



52

3

Полярная и неполярная ковалентная связи.


1

§56 с.194-196



53

4

Ионная связь.


1

§56 с.196-198

Зад.№4







54

5

Кристаллические решётки.

Л.О.№19 «Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей».

1

конспект



55

6

Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.


1

§57



56

7

Окислительно - восстановительные реакции.


1

Повторить §57

Зад.№4 с.202







57

8

Повторение и обобщение по теме «Строение веществ. Химическая связь».


1

Повторить §55-57



58

9

Контрольная работа по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение атома». « Строение вещества. Химическая связь».


1

Повторить §49-57



Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объём газов (3ч.)

59

1

Закон Авогадро. Молярный объём газов.


1

§38 с.126-127



60

2

Относительная плотность газов.


1

§38 с.127-128

Зад.№1







61

3

Объёмные отношения газов при химических реакциях.


1

§39

Зад.№3 с.130

тесты







Тема 9. Галогены (6ч.)

62

1

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение.


1

конспект



63

2

Хлороводород. Получение. Физические свойства.


1

конспект



64

3

Соляная кислота и её соли.


1

Конспект,

тестовые

задания







65

4

Сравнительная характеристика галогенов.

Л.О.№20 «Распознавание соляной кислоты, хлоридов».

Л.О.№21 «Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений»

1

Конспект

задача







66

5


Практическая работа № 6 « Получение соляной кислоты и её свойства».


1

Отчёт по

пр. работе







67

6

Контрольная работа по темам «Закон Авогадро. Молярный объём газов. Галогены».


1

Повторить

§38-39







68

Итоговое повторение (1ч.)

ВСЕГО: 68 часов





ЛИТЕРАТУРА


    1. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2009.

    2. Гара, Н.Н. Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя/Н.Н.Гара.-М.: Просвещение, 2008.

    3. Обучение химии в 8 классе: метод.пособие\ Т.А.Боровских.-М.: АСТ, 2002.

    4. Гаршин, А.П. Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, формулах, химических реакциях.-СПб.: Лань, 2006.

    5. Гузей, Л.С. Химия. Вопросы, задачи, упражнения. 8-9 кл. учеб.пособие для общеобразовательных учреждений\ Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева.-М.: Дрофа, 2001.

    6. Химия. 8-9 кл.: контрольные работы к учебникам Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П. Суровцевой «Химия-8» и «Химия-9»-М.Дрофа, 2001

    7. Химия. Пособие – репетитор для поступающих в вузы / под. Ред. Е.С. Егорова. – Ростов Н/Д: Феникс, 2003.

    8. Хомченко, И.Г. решение задач по химии. 8 – 11 /И.Г.Хомченко.- М.: ООО «Издательство Новая волна», 2007.




14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!