СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка по математике для 7 класса , календарно тематическое планирование по направлениям

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка»

Пояснительная записка

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивать логическое мышление.

Достижения данных целей позволяет организация внеклассной работы, которая является неотьемлемой частью учебно – воспитательного процесса в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель не только в том, чтобы осветить какой – либо узкий вопрос, но и в том чтобы заинтересовать учащихся математикой, вовлечь их в серьёзную самостоятельную работу.

Для реализации поставленных целей и задач разработана программа кружковых занятий по математике «Пифагориец» в 8 классе. Реализация данной программы возможна в течении одного года.

Основное содержание программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

При отборе и структурирования программы использованы общедидактические принципы:

доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учета индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Статус документа.

Рабочая программа «Пифагориец» выполняет две функции.

Инфомационно – методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами данных кружковых занятий.

Организационо – планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом этапе.

Общая характеристика программы.

Кружок состоит из 4 секций.

  1. Учебно – исследовательская: учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, пишут исследовательские работы, занимаются разработкой проектов на математические и историко – математические темы.

  2. Любители решения задач( решения задач, самостоятельное составление задач, графические иллюстрации к задачам, участие в конкурсах, олимпиадах)

  3. Подготовка к ГИА по математике.

  4. Организация и проведение математических игр и праздников, марафонов, викторин, ребусов. Организация и проведение олимпиад, конкурсов, математические фокусы, загадки – шутки, математические иллюзии.

Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся.

Цель программы: выявление и поддержка одарённых детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике.

Задачи программы:

Обучающие:

- учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформление через работу над проектами подготовки к олимпиадам;

- учить быть критичными слушателями через обсуждение выступлений учащихся с докладами и через обсуждения решения задач;

Развивающие:

- повышать интерес к математике через работу в различных секциях;

- развивать мышление через усвоение приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- формировать мировоззрение учащихся, алгоритмическое мышление через работу над решением задач;

- формировать умения строить математические модели, исследовать явления по заданным моделям;

Воспитательные: воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие через работу в секциях кружка;

- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;

- формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работать в группах через работу над проектами работе на занятиях кружка;

- стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех учащихся, содействуя свободному и открытому обмену информацией.

Программа кружка рассчитана на 64 часа, из расчёта 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения в математическом кружке учащиеся должны приобрести основные навыки самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развивать творческие способности, логическое мышление, научиться грамотно применять компьютерные технологии при изучении математики, развить интерес к математике.

Организация работы кружка

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в октябре, а заканчивается в мае. Режим работы: 1 раз в неделю по 2 часа (40 минут), перерыв 10 – 15 минут. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка




















Учебно – тематическое планирование математического кружка «Пифагориец»



Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Количество часов по теории

Практические занятия


Учебно – исследовательская секция




1

Вводное занятие, выбор темы проекта

1

1


2

Работа над проектом( консультации, практические занятия

15

9

6

3

Защита проекта

4

2

2


Секция любителей решения задач4




4

Числовые ребусы

4

2

2

5

Свойства геометрических фигур

4

2

2

6

Четность

6

4

2

7

Логические или текстовые задачи

10

5

5

8

Задачи на составление уравнения

4

2

2

9

Построение графиков функций

4

2

2

10

Преобразование алгебраических выражений

4

2

2

11

Основные элементы треугольника

4

2

2

12

Делимость натуральных чисел

4

2

2

13

Олимпиада по математике

6

3

3

14

Подготовка и проведение конкурса буклетов «Интересная задача»

3

2

1


Секция организации и проведения математических игр и праздников




15

Разработка и оформление буклета «Викторина» к неделе математики

3

2

1

16

Подготовка и проведение математического праздника «Математические фокусы, загадки – шутки, математические иллюзии»

7

6

1

17

Разработка и проведение математической игры в 5 классе к неделе математики

3

2

1

18

Разработка и проведение математической игры в 8 классе к неделе математики

3

2

1

19

Разработка и проведение математической игры в 10 - 11 классах к неделе математики

3

2

1


Секция подготовки к ГИА по математике




20

Решение геометрических задач

9

5

4

21

Уравнения и неравенства с параметром

9

5

4


Итого

110

64

46





Содержание и краткое описание тем занятий

Тема

Краткое описание

1

Работа над проектами

Выбрав тему проекта, учащиеся индивидуально или по группам разрабатывают его и готовят защиту – результат проектной деятельности в виде исследовательской работы или доклада и презентуют во время защиты

2

Числовые ребусы

Математическими ребусами называют задания на восстановление записей вычислений. Математический ребус содержит зашифрованную часть полностью или частично. Записи восстановляются на основании логических рассуждений. При э том нельзя ограничиваться отыскания одного вида решения. Испытание нужно доводить до конца, чтобы убедиться, чтобы нет других решений, или найти все решения. Провести практикум по решению различных ребусов.

3

Свойства геометрических фигур. Основные элементы треугольника

Рассмотреть практические задачи на разрезание фигур, на нахождение основных элементов треугольника

4

Четность

Рассмотреть свойства чётности и примеры решения задач, применяя свойств чётности. Провести практикум решения задач на чётность.

5

Логические или текстовые задачи

Ввести понятия высказывания, как предложения, о котором моно сказать – истинно оно или ложно. Привести примеры. Потренироваться в построении отрицаний высказываний, особенно со словами «каждый», «любой», «хотя бы один». После этого перейти к объяснению методов решения логических задач с помощью таблиц и рассуждений. Объяснение данных методов провести на примерах. Текстовые задачи на взвешивание рассмотреть на примерах

6

Задачи на составление уравнения

Вспомнить понятие уравнения, его элементов, рассмотреть разные типы задач, решаемых уравнением

7

Построение графиков функций

Рассмотреть теоретические знания о свойствах линейной и квадратичной функций, научиться строить графики разрывных функций

8

Преобразование алгебраических выражений

При выполнении заданий по преобразованию выражений используются свойства степени. Вычисления и преобразования требуют повышенной концентрации внимания. Рассмотреть преобразования выражений многошагово, применяя различные методы разложения на множители

9

Делимость натуральных чисел

По теме «Делимость» следует сформулировать и на примерах пояснить основную теорему арифметики, а также вспомнить признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 10,9,25, 11. Закрепление материала провести в виде решения задач и практических занятий

10

Олимпиада по математике

Провести, используя разработку, предложенную на РМО математиков для школьных олимпиад.

11

Подготовка и проведение конкурса буклетов «Интересная задача»

Для конкурсов буклетов организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка. Буклеты оформить в компьютерном классе

12

Решение геометрических задач

Разбор и решение задач предлагаемых в перспективных вариантах в ГИА 2011, 2012 год

13

Уравнения и неравенства с параметром

Решить уравнение(неравенство) с параметром, это значит установить соответствие, позволяющее для любого параметра найти соответствующее множество решений уравнения9неравенства, рассмотреть решение линейных, квадратных уравнений и неравенств

14

Разработка и оформление буклета «Викторина» к неделе математики

Работу секции математических игр и праздников организовывать в соответствии с планом проведения недели математики

15

Подготовка и проведение математического праздника «Математические фокусы, загадки – шутки, математические иллюзии «


16

Разработка и проведение математической игры в 5 классе к неделе математики


17

Разработка и проведение математической игры в 8 классе к неделе математики


18

Разработка и проведение математической игры в 10 - 11 классах к неделе математики



На занятиях кружка ученик должен знать/понимать: что называют числовыми ребусами, свойства геометрических фигур, основные элементы треугольника, свойства чётности, понятие об истинном и ложном высказывание, свойства линейной и квадратичной функции, признаки делимости на 2, 3, 4, 5,10,11,9.

Уметь: решать числовые ребусы, задачи на чётность, делимость чисел, задачи на составление уравнений, решать уравнения и неравенства с параметром, разрабатывать и оформлять буклеты, выполнять исследовательские проекты, разрабатывать и проводить математические игры и праздники, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Форма контроля


Контроль

Форма контроля

1

Решение задач

Участие в олимпиаде

2

Проекты, исследовательские работы

Участие в конференции НО

3

Подготовка к ГИА

Пробные ГИА

4

Разработка, викторин, математических праздников, игр, математических марафонов и т.д.



Методическое обеспечение


Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятий является изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Данный метод обучения базируется на следующих дидактических положениях:

- наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся задачи одна за другой посильные теоретические практические задачи, решение которых даёт новые знания.

- с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников с довольно сложными математическими теориями.

- усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решения задач, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей. Обсуждение решения задач необходимо проводить в виде эвристической беседы. Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактические игры. Это – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

При закреплении материала целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Домашние задания заключаются не только в повторении материала, а также в самостоятельном изучении литературы, работой над проектом, разработкой математических игр, придумыванием задач.

Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях равносильно рефлексии самими учащимися. В процессе подготовки и проведения занятий у учащихся развиваются и улучшаются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность, четкость, достоверность и грамотность изложения материала, собранность и инициативность.

В работе кружка используется метод проектов. Метод проектов позволяют учащимся быть активными участниками. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределённости, но именно это активирует их познавательную деятельность. Соместно – распределённая деятельность учителя и учащихся при организации исследовательской деятельности в рамках методов проектов включает в себя три этапа:

- мотивационный( распределение учащихся по парам или группам, планирование исследовательской деятельности, актуализация знаний и умений, необходимых для выполнения проекта)

- операционно - познавательный (сбор, анализ и систематизация материала, выдвижение или опровержение гипотезы)

- рефлексивно – оценочный (презентация результатов свей исследовательской деятельности)

На занятиях применяются следующие педагогические способы взаимодействия с детьми: словесные методы (рассказ, беседа), практические методы(упражнения, тесты), учебно – познавательные игры, занимательные материалы, участие в школьных математических играх и олимпиадах, заинтересованность в своих результатах, самооценка свей деятельности.









































Список литературы

  1. Данкова И.Н., Бондаренко Т.Е. Предпрофильная учащихся подготовка в 9 классе по математике М., 2006.

  2. Кононова Е.Г. Поступаем в вуз по результатам олимпид –Ростов на Дону: Легион, 2008.

  3. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.-М.,Фирис – прс,2008

  4. Малинин В.А. задачи с целыми числами: некоторые приемы и методы решения/ В.А. Малинин.-Н.Новгород,2006.

  5. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел.-М.,Просвещение,1986

  6. Школьные математические олимпиады.-.,1999

  7. Заболотнева Н.В.Олимпиадные занятия по математике 5-8 классы. Волгоград: учитель,2006.

  8. Спивак А.В. математический кружок. М., Просвещение,2003

  9. Мартин Гарднер «Математические головоломки и развлечения, М..Мир, 1999.

  10. Газета «Математика», приложение к газете «1 сентября».

  11. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Просвещение, 1984.

  12. Журнал «Математика в школе»