СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Обработка древесины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия в кружке формируют такие черты, как трудолюбие, креативность, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивает эстетический вкус и глазомер. Постоянная работа с природным материалом способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережно относиться к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей. Необходимо постоянно подчеркивать, что польза леса не только в том, что он даёт многообразное сырьё для промышленности; лес  выполняет в природе и другие функции; сохраняет водные ресурсы, предупреждает эрозию почвы, очищает воздух и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Обработка древесины"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Николаевка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.







РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

На заседании методического совета Зам. директора по УВР Директор МОБУ СОШ

Протокол № 1 от 31.08. 2015г. ________ О.Ю.Храмова д. Николаевка Председатель МС _______Э.А.Саяпова _______________ 2015 г. _________ Зотов И.В.

___________ 2015г.





Кружок «Обработка древесины».

Руководитель кружка учитель технологии Филиппов Сергей Михайлович.

Время проведение кружка – среда (18.00-20.00)


Список учащихся кружка


п/п

Фамилия, имя

класс

1

Бабиенко Владислав

2

Вавилов Александр

3

Иванов Егор

4

Ибрагимов Данил

5

Клоков Андрей

6

Лешан Денис

7

Мухаметханов Арслан

8

Пузян Александр

9

Салихов Руслан

10

Сафронов Кузьма

11

Фаттахов Фидан

12

Фишер Артур

13

Филиппов Данилл

14

Федоров Кирилл

15

Хаматшин Рустем

Рабочая программа кружка "Обработка древесины".

Пояснительная записка Обработка древесины всегда существовала в русской деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию способствовали простота и доступность материала, наличие умелых мастеров, богатых традиций. Особенно знамениты были резчики русского Севера, Урала, Сибири, Поволжской и Костромской и некоторых других губерний. Во многих музеях нашей страны хранятся изделия древних мастеров, которые с помощью пилы, топора и стамески создавали уникальные произведения архитектуры и предметы домашнего быта. С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево. Занятия в кружке формируют такие черты, как трудолюбие, креативность, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивает эстетический вкус и глазомер. Постоянная работа с природным материалом способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережно относиться к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей. Необходимо постоянно подчеркивать, что польза леса не только в том, что он даёт многообразное сырьё для промышленности; лес выполняет в природе и другие функции; сохраняет водные ресурсы, предупреждает эрозию почвы, очищает воздух и т.д. Дерево – один из самых популярных поделочных материалов. Оно сравнительно легко обрабатывается самыми простыми инструментами. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья. Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из неё делалась практически всё необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, игрушки, мосты, сани, телеги, музыкальные инструменты, мельницы, лодки и многое другое. Выпиливание и резьба, работа на токарном станке по дереву, выжигание – это общедоступные, основные виды обработки и способы показать дерево во всей красе. Выпиливание – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяет учащимся всех возрастов заниматься выпиливанием. Токарная обработка древесины – работа направлена на отношение учащихся к трудовой деятельности, на потребность в труде, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности, самоорганизации, самостоятельности, самооценки. Учитывая, что при токарной обработке богаче раскрываются декоративные свойства древесины, создаётся возможность использования древесины широко распространённых пород деревьев, имеющих невыразительную текстуру, а также обрезных весной ветвей плодовых деревьев, отходов при переработке древесины на предприятиях. Изучая токарное дело, дети знакомятся и с различными видами отделки точённых поверхностей – выжиганием, резьбой и другими. Резьба по дереву – национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Такие занятия – это сочетание труда мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы. Учащиеся осваивают наиболее простые виды резьбы по дереву – контурную и геометрическую (трёхгранно-выемчатую). Эти виды резных работ не требуют сложных инструментов, редких материалов. Резную композицию практически можно выполнять одним косым ножом. Выжигание – это один из видов отделки изделия. Выжигание требует определенных санитарных требований. Но оно является наиболее быстрым видов отделки, что и нравится ребятам на первом этапе. В программе курса могут включаться темы работы не только чисто с деревом, но и во взаимодействии с другими подручными и доступными материалами (металлом, пластмассой и другими). В основу программы положена технология свободного воспитания. Она делает акцент на предоставление ребятам свободы выбора и самостоятельности в трудовой деятельности. Цель данной программы: - создание условий, обеспечивающих независимый выбор школьником поступков, способов, деятельности, творческих возможностей; - воспитание созидательных качеств; - раскрыть и развить потенциальные особенности, заложенные в ребёнке; - воспитать в ребенке бережное отношение к природе и экологической обстановке вокруг него. При планировании работы на учебный год упор делается на практические занятия. Сам характер ремесла таков, что премудрости начинающие могут усвоить только «через руки». С первых дней занятий учащиеся приучаются к аккуратности, к соблюдению порядка на рабочем месте, к экономному расходованию материалов, бережному отношению к инструменту. Кружок первого года занятий комплектуется из учащихся 3-5 классов до 10 человек. Задачи первого года обучения: - расширение политехнического кругозора; - введение технического моделирования; - формирование навыков в графическом изображении при изготовлении изделий; - правильное употребление технических терминов и использование их в работе; - предоставление возможности самостоятельного выбора путей работы, средств, для достижения цели, темпа деятельности; - предоставление возможности активно задавать вопросы; - формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами; - создание условий для проявления самостоятельности и творчества при изготовлении изделия; - воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность; - прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательность друг к другу; - воспитать культуру труда и эстетическое просвещение. Для учащихся первого года занятий используется групповая (фронтальная) форма организации работы, при которой все одновременно выполняют одно задание, но на разных изделиях. Объяснения учителя относятся ко всем обучаемым и воспринимается ими одновременно, причём знания не даются, а выстраиваются и каждый имеет возможность к достижению цели своим путем. Программа второго года занятий строится и служит непосредственным продолжением программы для начинающихся. Комплектуется из ребят 5-7 классов, уже обладающих знаниями и навыками в объёме программы первого года занятий под руководством учителя или самостоятельно полученных дома, в школе. Задачи второго года обучения: - развитие пространственного мышления; - создание условий для свободного воспитания и обучения, для реализации позиций субъекта; - использование личного примера учителя в творческом подходе к решению проблем; - дальнейшее расширение и углубление знаний в области технологии; - удовлетворение интересов школьников к работе и развитие его до сознания потребности; - создание ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности; - помогать детям, в их желании сделать свои работы общественно значимыми; - добиваться от учащихся качественного изготовления и отделки, как самой детали, так и всего изделия в целом; - ознакомление с основами конструирования и моделирования; - продолжение формирования умений и навыков работы с различными инструментами и материалами; - продолжение занятий работы с различными станками; - проведение учащимися самопроверки и самооценки. Планируя практические работы обучаемых второго года занятий, необходимо иметь в виду, что не обязательно изготовлять все работы, указанные в примерном тематическом плане и программе. Достаточно в течение учебного года изготовить одну-две сложные вещи. На занятиях использовать сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы. Наиболее подготовленные учащиеся первого и второго годов занятий могут участвовать в районных выставках, олимпиадах и выставках другого уровня. Рекомендуется использовать индивидуальную форму работы с использованием своих творческих проектов. Учащиеся сами, с учетом увлечений и потребностей определяют конструкции, над которыми они будут работать в течение всего учебного года. Это уже творчески самостоятельная группа, в которой учитель выполняет роль технического консультанта, старшего товарища. Программа составлена на основе опыта учебно-воспитательного процесса, с методами решения творческих задач и рассчитана на два года обучения. Деятельность кружка носит поисковый характер. На занятиях руководитель предлагает детям ситуации, выдвигает задачи, которые решаются в ходе работы самостоятельно. При подборе группы учащихся для занятий необходимо учитывать интересы и соблюдать принцип добровольности. На занятия отводится 70 часов (по 2 часа в неделю). По каждой теме, входящей в программу, даётся сумма теоретических сведений и перечень практических работ. Теоретическую работу с обучающимися лучше ограничить краткими беседами (не более 10-15 минут) и пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя по темам занятий с показами дидактического материала и приёмов работы. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа, которая имеет общественно полезную направленность, что как видно из самого названия кружка. Работа состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – основание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должно быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполнятся по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления деталей, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в конструкторском, художественном и технологическом исполнении. Особое место в работе кружка экскурсии. Они служат развитию познавательного интереса детей, являются средством общения, позволяют выбрать объекты для работы. Одним из показателей успеха в работе является участие в различных выставках и беседах, конкурсах и соревнованиях, олимпиадах. Руководитель кружка обязан заранее познакомиться с планом массовых мероприятий, а в группах целесообразно обсудить возможность участия в тех или иных делах, наметить конкретный план подготовки к такому участию. По окончании работы, на заключительном занятии, руководитель подводит итоги учёбы за год и анализирует успехи и неудачи каждого члена кружка, вносит предложения, но не навязывает их. Лучшие работы представляются на отчетную выставку изделий. Вопрос об участии, должен решаться и осуществляться самими школьниками.

СПИСОК ПРИМЕРНЫХ ПРАКТИЧЕСКО-УЧЕБНЫХ РАБОТ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ

1 год обучения:

Выпиливание:

Контурные фигурки животных и людей

Настенная полочка

Художественная обработка древесины:

Вешалка

Доска для резания продуктов

Рамка для фотографий

Комбинация древесных материалов:

Игра

Динамическая игрушка

Шкатулка

Начальное моделирование:

Модель автомобиля

Модель парусника

2 год обучения:

Выпиливание:

Рельефное выпиливание

Сухарница

Спичечница

Шкатулка

Резьба:

Контурная резьба

Геометрическая резьба

Токарная обработка древесины:

Подсвечник

Кухонная утварь

Тематическое планирование кружка

«Обработка древесины».


№ занятий

Тема занятий

Количество часов

по годам

дата

1 год

2год

план

факт

1

Организационный период в процессе хода кружка. Вводное занятие. ТБ в мастерской.

1

1

02.09


2

Экскурсии.

1


09.09


3

Комбинация древесных материалов.

2


16.09,


4

Виды художественной обработки.

1


09.09


5

Образ мира в художественной резьбе, художественном выжигании и выпиливании. Подготовка материала.

1

1

23.09



6

Художественное выжигание.

12

8

30.09-

09.12


7

Художественное выпиливание.

10

8

16.12-

02.03


8

Художественное точение на токарном станке СТД-120М, ТВ-4.


8

09.03-06.04


10

Подготовка резцов для резьбы.


2

13.04


11

Контурная резьба по дереву.

2


20.04


12

Геометрическая резьба по дереву.


2

27.04,


13

Отделка изделий.

1

1

04.05


14

Начальное моделирование.


2

11.05


15

Подготовка к выставкам.

1

1

18.05


16

Заключительное занятие.

1

1

25.05



Итого

70






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!