МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
РЕКОМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МС: Зам. директора: Директор школы:
_______Л.И.Сидоренкова ________В.В.Коптева ______И.Н.Кухаренкова
Протокол №1 от 29.08.2016 г. Приказ №48-7 от 31.08.2016
Рабочая программа кружка
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»,
3 класс
Руководитель: Сидоренкова Л.И.
2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях кружка «Умелые ручки». Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа.
Она рассчитана на работу с детьми 9-10 лет на 1 учебный год (34 ч). Занятия проводятся по 40 минут один раз в неделю.
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» составлена на основе учебного пособия по художественному труду, Н.М.Конышева «Умелые руки», М.,«Ассоциация 21 век», 2000, программы дополнительного образования Е.А.Гурбина «Занятия по прикладному искусству: работа с пластилином, солёным тестом», Волгоград, изд-во «Учитель», 2009г.,
Программа обеспечена следующим УМК:
Учебники по трудовому обучению
Н.М.Конышева «Чудесная мастерская», М.,«Ассоциация 21 век», 2000,
Н.М.Конышева «Наш рукотворный мир», М.,«Ассоциация 21 век», 2000,
Т.М. Геронимус «Маленький мастер», М., «Аст-пресс школа», 2002.
С.Липунова «Волшебный пластилин», Смоленск, «Русич», 2001.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке, развивать пространственное воображение, формировать творческие способности обучающихся путём создания условий для самореализации личности, способствовать социализации учащихся
Задачи:
Развивающие:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности, развивать творческие способности.
Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, чувство цвета, ритма, формы.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Обучающие:
1. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитывающие:
1. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
2. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок.
Методы обучения:
- деятельностный;
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы внеурочной деятельности: индивидуальные и коллективные. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Основной формой работы являются практические занятия, а также беседы, деловые игры, экскурсии, занятия — праздники, занятия — проекты. Отчет о работе может проходить в форме выставок, открытых занятий, конкурсов. Виды деятельности: игровая, познавательная, проектная
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. Необходимо создавать благоприятные морально-психологические условия для занятий.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Содержание программного материала отражает опыт и интересы автора программы.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся узнают:
сведения по развитию промыслов народной игрушки, мукосолек, оригами;
способы работы с пластилином, природным материалом, бумагой, замешивания солёного теста;
последовательность изготовления несложных изделий; разметка, резание, сборка, отделка;
сведения об используемых инструментах, материалах и приспособлениях при художественном конструировании, объёмной и рельефной пластике;
о цветовом сочетании в изделиях;
требования безопасности во время работы
Учащиеся научатся:
изготавливать поделки из пластилина, солёного теста, изделия из бумаги, природного и бросового материала, выполнять наброски графическими материалами;
работать по шаблону;
в процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию изделия;
правильно использовать в работе необходимые инструменты, материалы и приспособления;
безопасно использовать колющие и режущие инструменты, выполнять правила личной гигиены
Личностные результаты освоения программы включают в себя:
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Метапредметные результаты:
Умение планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения, выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию.
Овладение основами волевой саморегуляции в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью.
Регулятивные: составлять план выполнения учебных задач, решение проблем творческого характера, выполнение проекта вместе с учителем.
Познавательные: умение анализировать полученную информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логические цепочки суждений; оформление и представление полученной информации в виде практических работ.
Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации, умение работать в команде.
Содержание. Тематическое планирование:
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Введение в тему. Условия безопасной работы. Лепка из пластилина на свободную тему. | 1 |
2. | Сбор природного материала. Беседа «Как подготовить и хранить природный материал». | 1 |
3. | Работа с природными материалами. Букеты из листьев клёна | 1 |
4. | Коллективная работа учащихся для выставки, посвящённой Дню освобождения Смоленщины. | 1 |
5. | Мини-проект «Букет для учителя» | 1 |
6. | Путешествие в страну клякс «Волшебные превращения» | 1 |
7. | Весёлый карандаш «Путешествие колобка» | 1 |
8. | Весёлый карандаш «Зарисовки животных» | 1 |
9. | Бумажная пластика. Маска. Выразительность мимики. | 2 |
10. | Бумажная пластика. Объёмная композиция. | 1 |
11. | Работа с бросовым материалом. Карандашница. | 1 |
12 | Работа с бумагой и картоном. Проект «Новогодний калейдоскоп» | 3 |
13 | Работа с солёным тестом. Лепка игрушек-сувениров с применением магнита. | 1 |
14. | Работа с бросовым материалом. Машинки и игрушки из спичечных коробков | 2 |
15. | Лепка из пластилина по темам народных сказок. Работа по методу проекта. | 3 |
16. | Бумажная пластика. | |
| Оригами. | 1 |
| Составление композиций из гофрированной бумаги | 2 |
17. | Работа с природными материалами. | |
| Композиция из засушенных растений. | 1 |
| Мозаика из ракушек. | 1 |
| Собачка из опилок | 1 |
18. | Бумажная пластика | |
| Игрушки из конуса. | 1 |
| Мини-проект «Поздравим маму» Поделки из пластиковых тарелочек и бумаги | 1 |
| Коллективная работа с применением изученных видов работ. | 1 |
20. | Весёлый карандаш « Весенний пейзаж» | 1 |
21. | Весёлый карандаш « Смешные человечки» | 1 |
22. | Экскурсия в Дом детского творчества | 1 |
23. | Итоговое занятие. Выставка поделок | 1 |
| Итого | 34 ч |