КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №49
СТАНИЦЫ СМОЛЕНСКОЙ
Утверждено
решением педсовета
протокол № 1
28.08. 2015года
председатель педсовета
________ Н. В. Котова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Рукоделие»
ступень обучения: 5-8 классы
количество часов:68 Уровень - базовый
учитель: Гладких Елена Григорьевна
Рабочая программа разработана Гладких Еленой Григорьевной, учителем технологии МБОУ СОШ №49 станицы Смоленской МО Северский район
Пояснительная записка.
Рабочая программа II вида разработана с целью – способствовать формированию у учащихся художественной культуры, художественно- творческой активности, помочь им в овладении навыками различных видов декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа включает в себя информационно-познавательные элементы, работу учащихся под строгим руководством учителя (отработка навыков), а также темы, предполагающие активную самостоятельную работу учащихся , направленную на развитие их творческих способностей. В ходе выполнения программы учащиеся должны овладеть навыками предлагаемого вида деятельности, научиться работать индивидуально и коллективно.
Цель программы:
- развитие трудовых технических навыков изготовления изделий;
- развитие эстетического вкуса, творческой активности;
-привить учащимся интерес к народному искусству, уважение к труду, людям труда, результатам труда;
- развить трудолюбие, усидчивость.
Задачи:
1.Обучающие:
-выполнение задания по образцу;
-освоение новых приемов и способов действия;
-умение работать по схемам и описаниям;
-умение собирать, подготавливать и сохранять материалы;
-умение правильно находить цветовые решения;
-умение самостоятельно оценивать результаты труда;
- умение анализировать и делать выводы.
2.Воспитывающие:
-формировать всесторонние интересы;
-воспитывать эстетическое отношение к труду и предметам трудовой деятельности;
-развивать внимание, заботливое отношение к окружающим;
-воспитывать коллективизм;
- развивать дисциплинированность;
-раскрывать творческое начало личности.
3.Развивающие:
-воспитание логического и творческого мышления;
-умение работать с литературой;
-внимание;
-память;
-репродуктивное и творческое воображение;
-волю;
-чувства и эмоции.
4.Сенсорные навыки:
-определять признаки и свойства материалов по их внешнему виду, на ощупь, по запаху.
5.Моторные навыки:
-точность и скорость движения при выполнении работы.
Содержание программы
Предлагаемая программа содержит 7 информационно – практических блоков. Программа рассчитана на 68 часов. Срок реализации программы- 1год. Формы работы при выполнении программы- теоретические занятия, практические работы, проведение выставок .
I. Вязание крючком (14 часов).
В этом разделе учащиеся знакомятся с историей рукоделия, в частности – вязания. Учатся подбирать соответствующие инструменты и материалы; производить расчет материалов для вязания определенного изделия; знакомятся с различными видами пряжи; учатся читать и составлять схемы, пользуясь условными обозначениями; определять раппорт узора; вырабатывают навыки вязания различных петель; находить цветовое решение при выполнении цветных изделий; применять декоративные элементы для украшения изделия; ухаживать за вязаными изделиями; выполнять коллективную работу.
Практические работы:
1. Выполнение образцов различных приемов вязания
2. Коллективная работа: «Вязаные букеты».
Бисероплетение (12 часов)
В процессе изготовления бисерных изделий обучающиеся изучают основы сочетания цветовых оттенков и приобретают основные навыки построения композиций. Узнают история о чудо-бисере. Основные сведения о бисере. История развития бисерного искусства в России.
Приемы плоского параллельного плетения на проволоке. Чтение простейших схем. Правила подбора бисера по размеру, качеству и цветовому сочетанию в зависимости от рисунка и изделия. Правила закрепления проволоки в изделии. Цветовой спектр (7 цветов радуги). Ахроматические и хроматические цвета. «Холодные» и «теплые» цвета. Контрастные цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека. Приемы плетения животных. Чтение схем. Способы сочетания в одном изделии различных материалов. Правила закрепления проволоки в изделии.
Технология плетения цветов. Плетение цветов по готовым схемам: подснежника, ромашки, василька, тюльпана. Составление схемы цветка самостоятельно. Составление композиции. Оформление работы.
Техника плетения цветов из пайеток. Составление композиции. Оформление работы.
Изготовление сувениров к Новому году, 23 Февраля, 8 Марта.
Практические работы:
1. Плетение по готовым схемам.
2. Составление композиции.
Ручное вышивание(12 часов)
В этом разделе учащиеся знакомятся с историей вышивки, собирают информацию о традициях края в вышивке. Ребята учатся рассчитывать размеры рисунка и переносить его на ткань с учетом структуры ткани; учатся увеличивать и уменьшать рисунок; находить цветовую гамму для выполнения вышивки; вырабатывают навыки выполнения различных ручных швов; выполняют индивидуальные проекты по вышиванию; находят способы оформления готового изделия.
Практические работы:
1. Выполнение образцов ручных швов.
2. Выполнение и оформление 1-2 композиций вышивки «крестом».
Флористика (10 часов)
В этом разделе учащиеся знакомятся с особенностями работы с природным материалом; способами сбора и хранения природного материала; учатся подбирать материал для составления флористических композиций; осваивают навыки составления , закрепления и оформления картин из природного материала.
Практические работы:
1. Подбор и подготовка материала к работе.
2. Составление эскизов.
3. Выполнение флористической композиции.
Декупаж (10 часов)
В этом разделе учащиеся знакомятся с приемами работы в новой технике декорирования; знакомятся с инструментами и материалами, применяемыми в этой технике; получают навыки работы в новом виде творчества; учатся правильно составлять композиции и подбирать соответствующие материалы.
Практические работы:
1. Декорирование предмета в технике «Декупаж».
2. Выполнение панно в технике «Декупаж».
Работа с нетрадиционными материалами (10часов)
В этом разделе учащиеся знакомятся с возможностями применения для выполнения творческих работ нетрадиционных материалов (например, спичек); учатся конструировать предметы и детали, а затем собирать из них более крупные объекты.
Практические работы:
1. Выполнение эскиза.
2. Изготовление спичечного макета по выбранному эскизу.
Завершающим моментом всей работы должна стать выставка работ учащихся, выполненных в течение учебного года.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны знать:
-правила безопасной работы с ручными инструментами;
-условные обозначения, применяемые при вязании крючком;
-возможности применения техники вязания крючком различных петель и узоров;
-принцип построения схем для вышивания;
-правила заправки ткани в пяльцы;
-виды ручных швов;
-правила посадки и постановки рук во время работы;
-правила переноса рисунка на подготовленную поверхность;
-композицию, ритм, орнамент, раппорт в вышивке, цветовую гамму;
-способы увеличения и уменьшения рисунка;
-исторические сведения по развитию бисероплетения
-выполнять плетение по выбранной схеме
-способы оформления работ;
-правила сбора и хранения природного материала;
-правила использования природного материала при составлении флористических композиций;
-правила цветового решения при составлении различных композиций;
-правила безопасной работы с мелкими деталями;
Учащиеся должны уметь:
-осуществлять поиск необходимой информации в области декоративно-прикладного искусства;
-переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделия в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани, выполнять ручные швы, читать схему вышивки, вышивать по схеме;
-подготавливать материалы к вязанию, подбирать крючок и нитки, выполнять раппорт узора по записи, читать схемы вязания, ухаживать за вязаными изделиями, строить выкройку простейшего изделия для вязания (жилет);
-работать с журналами мод, моделировать изделия;
-составлять и оформлять флористические композиции;
-собирать, высушивать и сохранять природный материал;
-декорировать предметы и выполнять панно в технике «Декупаж»;
-пользоваться выжигательным аппаратом;
-работать с мелкими деталями;
-соблюдать и применять правила безопасной работы;
-различать мотивы народных промыслов;
-представить изделие зрителю.
Рекомендуемая литература:
Абрамов Д.С., Кочегаров И.И., Юдин А.М. Азбука домоводства.-М.,1995.
Волшебный клубок-2/ред. Кириянова С., Хачанян Е., Парамонова Г.-М.,Внешсигма.ю 2000
Все о рукоделии: популярное изделие/ред. Е.Борисова, С.Коверьянова, З.Рогова.-М.:Внешсигма,2000.
Нестерова Д.В. Рукоделие: энсиклопедия.-М., АСТ,2007.
Рукоделие: популярная энциклопедия/ред. Андреева И.А., Грекулова А.Л., Загребаева А.А.-М., Советская энциклопедия, 1991.
Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком.-М. Детская литература, 1987.
СолодЛ.Е. Искусство составлять цветочные картины. - М. «Эксмо», 2008.
Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. – М. «Эксмо». 2008.
Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. - М. «Эксмо». 2008.
Журналы:
Вышивка для души.
Журнал мод. Вязание.
Золушка.
Креативное рукоделие.
Чудесные мгновения.
«Согласовано»
Зам . Директора по ВР
__________Л.В.Маслянок
Протокол заседания РМО
учителей технологии от 27. 08. 2014г.
руководитель РМО МО Северский район
____________ Ковалюк И. Ф.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по ВР
____________________________
« ____»_______________ 2015г.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №49
СТАНИЦЫ СМОЛЕНСКОЙ
К А Л Е Н Д А Р Н О – Т Е М А Т И Ч Е С К О Е
П Л А Н И Р О В А Н И Е
Кружка «Рукоделие»
класс: 5 -8
учитель: Гладких Елена Григорьевна
количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы «Рукоделие», автор: Гладких Елена Григорьевна, учитель технологии МБОУ СОШ №49 станицы Смоленской МО Северский район
Кружок «Рукоделие»
№пп | Содержание | Количе ство часов | Используемое - оборудование | Дата проведен По плану | Дата проведен По факту |
| Вязание крючком. | 14 | | | |
1 | Вводное занятие. ТБ при ручных работах | 1 | Компьютер, ММП | | |
2 | Виды декоративно-прикладного творчества. | 1 | Компьютер, ММП | | |
3 | Немного истории. Инструменты и материалы. | 1 | Компьютер, ММП | | |
4 | ТБ. Цепочка из воздушных петель. | | | | |
5 | Условные обозначения. Знакомство со схемами. | 1 | Компьютер, ММП | | |
6 | Полустолбик, его условное обозначение. | 1 | Компьютер, ММП | | |
7 | Столбик без накида и с накидами. | 1 | Компьютер, ММП | | |
8 | Схемы и выкройки. | 1 | Компьютер, ММП | | |
9 | Как прибавлять и убавлять петли. | 1 | Компьютер, ММП | | |
10 | Ажурные узоры. Работа со схемами. | 1 | Компьютер, ММП | | |
11 | Вязаные букеты (коллективная работа). | 1 | | | |
12 | Выполнение отдельных деталей. | 1 | | | |
13 | Сборка отдельных деталей в букет. | 1 | | | |
14 | Завершение работы. Окончательное оформление. | 1 | | | |
| Бисероплетение | 12 | | | |
15 | ТБ при работе с бисером. Инструменты и материалы. | 1 | Компьютер, ММП | | |
16 | Технологи изготовления цепочки. | 1 | Компьютер, 1 ММП | | |
17 | Технологи изготовление крокодила. | 1 | | | |
18 | Технология изготовления фиалки. | 1 | | | |
19 | Технология изготовления ромашки. | 1 | | | |
20 | Технология изготовления розы. | 1 | | | |
21 | Технология изготовления глицинии. | 1 | | | |
22 | Технология изготовления винограда | 1 | | | |
23 | Технология изготовления ёлочки. | 1 | | | |
24 | Технология изготовления ёлочки из пайеток пайеток | 1 | | | |
25 | Технология изготовления деревца Компьютер, ММП | 1 | | | |
26 | Завершение работы. Окончательное оформление изделия. | 1 | | | |
| Ручное вышивание. | 12 | | | |
27 | Вышивка в истории костюма. Инструменты и материалы. ТБ. | | | | |
28 | Подготовка ткани. Перевод рисунка на ткань. Увеличение или уменьшение рисунка. | 1 | Компьютер, ММП | | |
29 | Технология выполнения простейших ручных швов | 1 | Компьютер, ММП | | |
30 | Выполнение образцов ручных швов. | 1 | Компьютер, ММП | | |
31 | Выполнение образцов ручных швов. | 1 | | , | |
32 | Вышивка «крестом». Способы выполнения швов. | 1 | Компьютер, ММП | | |
33 | Чтение схем. Работа с журналами. | 1 | | | |
34 | Выбор схемы для вышивания. Начало работы. | 1 | | | |
35 | Выполнение вышивки по выбранной схеме. | 1 | | | |
36 | Работа над вышивкой. | 1 | | | |
37 | Завершение работы над вышивкой. | 1 | | | |
38 | Варианты оформления готового изделия. | 1 | | | |
| Флористика | 10 | | | |
39 | Цветосложение. Материалы и инструменты. | 1 | Компьютер, ММП | | |
40 | Сбор и засушка материала. Способы хранения. Безопасные приемы работы. | 1 | | | |
41 | Колористика. Разнообразие форм. | 1 | | | |
42 | Фоны для работы. | 1 | | | |
43 | Техника работы. Стили. | 1 | | | |
44 | Составление эскизов. | 1 | | | |
45 | Подбор материала. Начало работы. | 1 | | | |
46 | Работа над картиной. | 1 | | | |
47 | Продолжение работы. | 1 | | | |
48 | Окончание и оформление работы. | 1 | | | |
| Декупаж | 10 | | | |
49 | Что такое декупаж. | 1 | Компьютер, ММП | | |
50 | Инструменты и материалы. ТБ. | 1 | | | |
51 | Приемы работы. | 1 | Компьютер, ММП | | |
52 | Подбор объекта, выбор материалов. | 1 | | | |
53 | Выполнение работы. | 1 | | | |
54 | Завершение и оформление изделия. | 1 | | | |
55 | Возможности декупажа. | 1 | | | |
56 | Выполнение вазы или панно. | 1 | | | |
57 | Работа над изделием. | 1 | | | |
58 | Окончание работы. Оформление. | 1 | | | |
| Работа с нетрадиционными материалами | 10 | | | |
59 | Выбор материала (спички). ТБ при работе с мелкими деталями (спичками) | 1 | Компьютер, ММП | | |
60 | Знакомство с возможностями материала. Необходимые принадлежности. | 1 | Компьютер, ММП | | |
61 | Составление эскиза изделия. Начало работы. | 1 | | | |
62 | Склеивание отдельных фигур и деталей. | 1 | | | |
63 | Работа над отдельными деталями. | 1 | | | |
64 | Составление крупных деталей из мелких. | 1 | | | |
65 | Собирание поделки из отдельных деталей | 1 | | | |
66 | Завершение работы. Оформление изделия. | 1 | | | |
67 | Выставка работ учащихся. | 1 | | | |
68 | Итоговое занятие. | 1 | | | |