Согласовано: Руководитель МО __________________/_____________/ «_____»________________2016г. Заместитель директора по УВР __________________/_____________/ «_____»________________2016г. | Утверждаю: Директор МОУ «СОШ № 65 им. Б.П. Агапитова УИПМЭЦ» г. Магнитогорска ___________________Е.Ю.Чмеленко «_____»________________2016г. |
Рабочая программа
- курса «Наглядная геометрия»
- на 2016 - 2017 учебный год
5 класс
- на 2017 - 2018 учебный год
6 класс
учитель С.А. Кузьмина
МОУ «СОШ №65
им. Б.П.Агапитова УИПМЭЦ»
Магнитогорск, 2016 год
1. Планируемые результаты изучения курса
5 класс
Выпускник научится в 5 классе (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне):
Геометрические фигуры
оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб; изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Выпускник получит возможность научиться в 5 классе (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях):
Геометрические фигуры
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
изображать изучаемые фигуры.
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников, квадратов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
6 класс
Выпускник обобщит умения и практический опыт 5-го класса и научится в 6 классе (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне):
Геометрические фигуры
оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Выпускник обобщит умения и практический опыт 5-го класса и получит возможность научиться в 6 классе (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях):
Геометрические фигуры
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат;
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
2. Содержание курса
5 класс
Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг.
Треугольник, виды треугольников.
Изображение основных геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности.
Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Периметр многоугольника.
Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед. Изображение пространственных фигур. Примеры разверток многогранников.
Понятие объема; единицы объема.
Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.
6 класс
Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг.
Четырехугольник, прямоугольник, квадрат.
Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники.
Изображение основных геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности.
Периметр многоугольника.
Вычисление площади фигуры. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.
Вычисление объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.
3. Календарно-тематическое планирование курса
№ темы | Наименование темы | Количество часов на изучение | Примечание |
| 5 класс | | |
1 | Первые шаги в геометрии | 1 | |
2 | Пространство и размерность | 1 | |
3 | Простейшие геометрические фигуры | 3 | |
4 | Конструирование из Т | 2 | |
5 | Куб и его свойства | 2 | |
6 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 3 | |
7 | Треугольник | 10 | |
8 | Правильные многогранники | 5 | |
9 | Геометрические головоломки | 3 | |
10 | Измерение длины | 3 | |
11 | Измерение площади и объема | 3 | |
12 | Вычисление длины, площади и объема | 3 | |
13 | Окружность | 10 | |
14 | Геометрический тренинг | 3 | |
15 | Топологические опыты | 5 | |
16 | Задачи со спичками | 4 | |
17 | Зашифрованная переписка | 1 | |
18 | Задачи, головоломки, игры | 5 | |
| ВСЕГО в 5 кл. | 68 | |
| 6 класс | | |
19 | Фигурки из кубиков и их частей | 2 | |
20 | Параллельность и перпендикулярность | 4 | |
21 | Параллелограммы | 3 | |
22 | Координаты | 3 | |
23 | Оригами | 2 | |
24 | Замечательные кривые | 3 | |
25 | Кривые Дракона | 1 | |
26 | Лабиринты | 1 | |
27 | Геометрия клетчатой бумаги | 1 | |
28 | Зеркальное отражение | 1 | |
29 | Симметрия | 3 | |
30 | Бордюры | 2 | |
31 | Орнаменты | 2 | |
32 | Симметрия помогает решать задачи | 2 | |
33 | Одно важное свойство окружности | 2 | |
34 | Задачи, головоломки. игры | 2 | |
| ВСЕГО в 6 кл. | 34 | |
| ИТОГО | 102 | |
Поурочное планирование материала
№ урока | Изучаемый материал | 5а | 5б | 5в | 5г | Коррекция |
| 5 класс, 68 часов | | | | | |
1 | Первые шаги в геометрии | | | | | |
2 | Пространство и размерность | | | | | |
3 | Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок, луч, угол | | | | | |
4 | Простейшие геометрические фигуры: измерение отрезков и углов | | | | | |
5 | Простейшие геометрические фигуры: вертикальные углы | | | | | |
6 | Конструирование из Т | | | | | |
7 | Конструирование из Т | | | | | |
8 | Куб, элементы куба. | | | | | |
9 | Куб и его свойства | | | | | |
10 | Разверстка куба | | | | | |
11 | Задачи на разрезание и складывание фигур | | | | | |
12 | Задачи на разрезание и складывание фигур | | | | | |
13 | Задачи на разрезание и складывание фигур | | | | | |
14 | Треугольник, элементы треугольника | | | | | |
15 | Классификация треугольников по сторонам | | | | | |
16 | Равнобедренный треугольник | | | | | |
17 | Равносторонний треугольник | | | | | |
18 | Классификация треугольников по сторонам | | | | | |
19 | Прямоугольный треугольник | | | | | |
20 | Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними | | | | | |
21 | Построение треугольника по стороне и двум углам | | | | | |
22 | Построение треугольника по трем сторонам | | | | | |
23 | Решение задач с треугольником | | | | | |
24 | Правильные многогранники | | | | | |
25 | Тетраэдр. Куб | | | | | |
26 | Октаэдр. Додекаэдр. Икосаэдр | | | | | |
27 | Разверстка правильного многоугольника | | | | | |
28 | Изготовление правильного многоугольника | | | | | |
29 | Геометрические головоломки | | | | | |
30 | Геометрия танграма | | | | | |
31 | Стомахион | | | | | |
32 | Измерение длины. Единицы длины. | | | | | |
33 | Отношение отрезков | | | | | |
| III четверть | | | | | |
34 | Практикум по измерению длины. | | | | | |
35 | Измерение площади и объема | | | | | |
36 | Измерение площади | | | | | |
37 | Измерение объема | | | | | |
38 | Вычисление длины, площади и объема | | | | | |
39 | Практикум по вычислению длины, площади и объема | | | | | |
40 | Практикум по вычислению длины, площади и объема | | | | | |
41 | Окружность. Определение окружности, построение окружности | | | | | |
42 | Окружность и круг | | | | | |
43 | Интересные задачи с окружностью | | | | | |
44 | Окружность в архитектуре | | | | | |
45 | Деление окружности на части | | | | | |
46 | Вписанная окружность | | | | | |
47 | Описанная окружность | | | | | |
48 | Построение вписанной окружности | | | | | |
49 | Построение описанной окружности | | | | | |
50 | Решение задач на построение вписанной и описанной окружности | | | | | |
51 | Геометрический тренинг – развитие «геометрического зрения» | | | | | |
52 | Геометрический тренинг – развитие «геометрического зрения» | | | | | |
53 | Геометрический тренинг – развитие «геометрического зрения» | | | | | |
54 | Топологические опыты: кольцо с перекручиванием | | | | | |
55 | Топологические опыты: несколько перекручиваний | | | | | |
56 | Топологические опыты: несколько разрезов | | | | | |
57 | Топологические опыты: несколько лент | | | | | |
58 | Топологические опыты: солдатик-перевертыш | | | | | |
59 | Задачи со спичками | | | | | |
60 | Задачи со спичками | | | | | |
61 | Задачи со спичками | | | | | |
62 | Задачи со спичками | | | | | |
63 | Зашифрованная переписка | | | | | |
64 | Задачи, головоломки, игры | | | | | |
65 | Задачи, головоломки, игры | | | | | |
66 | Задачи, головоломки, игры | | | | | |
67 | Задачи, головоломки, игры | | | | | |
68 | Задачи, головоломки, игры | | | | | |
№ урока | Изучаемый материал | 6а | 6б | 6в | 6г | Коррекция |
| 6 класс, 34 часа | | | | | |
69 | Фигурки из кубиков и их частей | | | | | |
70 | Фигурки из кубиков и их частей | | | | | |
71 | Параллельность и перпендикулярность | | | | | |
72 | Свойства параллельных и перпендикулярных прямых | | | | | |
73 | Проведение параллельных прямых | | | | | |
74 | Проведение перпендикуляра к прямой | | | | | |
75 | Параллелограмм | | | | | |
76 | Ромб | | | | | |
77 | Квадрат | | | | | |
78 | Координаты | | | | | |
79 | Игра «Морской бой» | | | | | |
80 | Игра «Остров Сокровищ» | | | | | |
81 | Оригами | | | | | |
82 | Оригами | | | | | |
83 | Замечательные кривые: эллипс, гипербола, парабола | | | | | |
84 | Замечательные кривые: конус, спираль Архимеда. синусоида | | | | | |
85 | Замечательные кривые: кардиоида, циклоида, гипоциклоиды | | | | | |
86 | Кривые дракона | | | | | |
87 | Лабиринты | | | | | |
88 | Геометрия клетчатой бумаги | | | | | |
89 | Зеркальное отображение | | | | | |
90 | Симметрия | | | | | |
91 | Симметричные фигуры | | | | | |
92 | Построение симметричных фигур | | | | | |
93 | Бордюры. Вырезание из бумаги | | | | | |
94 | Бордюры. Изготовление трафаретов | | | | | |
95 | Орнаменты | | | | | |
96 | Изготовление орнамента для паркета | | | | | |
97 | Симметрия помогает решать задачи | | | | | |
98 | Решение задач с помощью симметрии | | | | | |
99 | Одно важное свойство окружности | | | | | |
100 | Решение задач на свойство окружности | | | | | |
101 | Задачи, головоломки, игры | | | | | |
102 | Задачи, головоломки, игры | | | | | |