СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для обучающихся со сложной структурой дефекта

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 991



Рабочая программа

по развитию психомоторных и сенсорных процессов

3 «В» класс



Срок реализации учебной программы 2016-2017 уч .г.




Разработчик: Семенова Г.В.

Учитель начальных классов















Москва

2016


Пояснительная записка.

Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В. Воронковой. Москва «Просвещение» 1999 год.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту стандарта образования (по ступеням обучения) и базисному учебному плану образовательного учреждения.

Предмет входит в коррекционную подготовку. Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Его введение в учебный план коррекционных образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем развитии от своих сверстников с сохранным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. А значит, необходимо оказание детям комплексной дифференцированной помощи, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в конечном счете, будет способствовать более успешной адаптации и интеграции в обществе.

Цель программы обучения:

на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков действий правильное многогранное полнофункциональное представление об окружающей действительности способствующее психическому развитию ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Основные задачи программы обучения:

  • формирование на основе активизации работы всех органов адекватного восприятия, явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их расположения в пространстве;

  • формирование пространственно–временных ориентировок;

  • развитие слухо - голосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов;

  • совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно – двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;

тактильно – двигательное восприятие;

кинестетическое и кинетическое развитие;

восприятие формы, величины, цвета,конструирование предметов;

развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;

восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

восприятие пространства;

восприятие времени.

Обучающиеся учатся согласовывать действия и движения разных групп мышц, целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога. Совершенствование точности движений идет с помощью завязывания, развязывания, застегивания, обводки и дорисовывания геометрических фигур, графических диктантов, вырезания по контуру предметных изображений. Игры с сюжетной мозаикой и пластилином помогают развивать тактильно – двигательное восприятие.

Совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти происходит с помощью составления разрезных картинок, нахождения отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 картинки), сравнения трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. С помощью определения направления звука, выполнения действий по звуковому сигналу, различения мелодии по темпу у обучающихся развивается слуховое восприятие и слуховая память.

Восприятие пространства формируется с помощью выполнения различных инструкций педагога на ориентировку в пространстве и перемещении предметов, с помощью моделирования пространственного расположения мебели в комнате.

Все разделы программы взаимосвязаны. В основе лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.



2.Требования к уровню подготовки обучающихся.



Учащиеся должны уметь:

целенаправленно выполнять действия двухзвенной инструкции педагога;

группировать предметы по двум заданным признакам, величины или цвета;

определять на ощупь поверхность предметов;

зрительно дифференцировать предмет по неярко выраженным качествам;

различать запахи и вкусовые качества;

сравнивать предметы по тяжести «на глаз», «на руку»;

действовать по звуковому сигналу;

адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов; определять время по часам.





Развитие психомоторики I четверть По плану 17 часов

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1

Обследование вновь принятых детей

1

01.

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков

2-3

Упражнения на развитие меткости. Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции пе­дагога)

2

06. 09 – 08. 09

4-5

Обучение целенаправленным действиям по двух-звенной инструкции педаго­га (два шага вперед - поворот направо и т.д.) Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

2

13. 09 – 15. 09

6-7

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

2

20. 09 – 22. 09

8-9

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях Рисование бордюров по образцу Графический диктант (зрительный и на слух).

2

27. 09 – 29. 09

10-11

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

2

04. 10 – 06. 10

Тактильно-двигательное восприятие.

12-13

Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы)

2

11. 10 – 13. 10

14-15

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Ди­дактическая игра «Что бывает ...(пушистое)»

2

18. 10 – 20. 10

16-17

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». Игры с мозаикой.

2

25. 10 – 27. 10







II четверть По плану 14 часов

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Кинестетическое и кинетическое развитие

1,2

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений.


2

08.11 – 10. 11

3,4

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий).

2

15. 11 – 17. 11

Восприятие формы, величины, цвета

5,6

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета) Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала



2

22. 11 – 24. 11

7,8

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум парамет­рам (длинный и широкий, узкий и короткий, т.д.) Дидактическая игра «Часть и целое»



2

29. 11 – 01. 12

9,10

Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные




2

06. 12 – 08. 12

11,12

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов




2

13. 12 – 15. 12

13, 14

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»)

2

20. 12 – 22. 12





III четверть По плану 21 час

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата


Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

1-2

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисова­ние бордюров по наглядному образцу.

2

10.01 – 12. 01

3-4

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравне­ние 2-х картинок).

2

17. 01 – 19. 01

5-6

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

2

24. 01 – 26. 01

7-8

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра

«Что изменилось» Дидактическая игра «Повтори узор»

(«Сделай также»).

2

31. 01 – 02. 02

9-10

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

2

07. 02 – 09. 02


Восприятие особых свойств предметов

11-12

Развитие осязания (теплее - холоднее); словесное обозначение.

2

14. 02 – 16. 02

13-14

Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

2

21. 02 – 28. 02

15-16

Различение пищевых запахов и вкусов.

2

02. 03 – 07. 03

17-18

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, раст­воримость)

2

09. 03 – 14. 03

19-20

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче).

2

16. 03 – 21. 03

21

Повторение: свойства предметов.

1

23. 03






IV четверть По плану 15 часов

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

1,2

Определение направления звука в пространстве (справа - слева - спереди - сза­ди).

2

04. 04 – 06. 04

3,4

Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

2

11. 04 – 13. 04

5,6

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук).

2

18. 04 – 20. 04

7,8

Дидактическая игра «Прерванная песня

2

25. 04 – 27. 04

9,10

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона

2

02. 05 – 04. 05

11,12

Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков

2

11.05 – 16. 05

13,14

Развитие чувства ритма

2

18. 05 – 23. 05

15

Дидактическая игра «Мы - барабанщики»

1

25. 05











© 2017, 636 16