ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 991

Рабочая программа
по развитию психомоторных и сенсорных процессов
3 «В» класс
Срок реализации учебной программы 2016-2017 уч .г.
Разработчик: Семенова Г.В.
Учитель начальных классов
Москва
2016
Пояснительная записка.
Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В. Воронковой. Москва «Просвещение» 1999 год.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту стандарта образования (по ступеням обучения) и базисному учебному плану образовательного учреждения.
Предмет входит в коррекционную подготовку. Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Его введение в учебный план коррекционных образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем развитии от своих сверстников с сохранным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. А значит, необходимо оказание детям комплексной дифференцированной помощи, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в конечном счете, будет способствовать более успешной адаптации и интеграции в обществе.
Цель программы обучения:
на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков действий правильное многогранное полнофункциональное представление об окружающей действительности способствующее психическому развитию ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Основные задачи программы обучения:
формирование на основе активизации работы всех органов адекватного восприятия, явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их расположения в пространстве;
формирование пространственно–временных ориентировок;
развитие слухо - голосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов;
совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно – двигательной координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;
тактильно – двигательное восприятие;
кинестетическое и кинетическое развитие;
восприятие формы, величины, цвета,конструирование предметов;
развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
восприятие пространства;
восприятие времени.
Обучающиеся учатся согласовывать действия и движения разных групп мышц, целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога. Совершенствование точности движений идет с помощью завязывания, развязывания, застегивания, обводки и дорисовывания геометрических фигур, графических диктантов, вырезания по контуру предметных изображений. Игры с сюжетной мозаикой и пластилином помогают развивать тактильно – двигательное восприятие.
Совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти происходит с помощью составления разрезных картинок, нахождения отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 картинки), сравнения трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. С помощью определения направления звука, выполнения действий по звуковому сигналу, различения мелодии по темпу у обучающихся развивается слуховое восприятие и слуховая память.
Восприятие пространства формируется с помощью выполнения различных инструкций педагога на ориентировку в пространстве и перемещении предметов, с помощью моделирования пространственного расположения мебели в комнате.
Все разделы программы взаимосвязаны. В основе лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.
2.Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны уметь:
целенаправленно выполнять действия двухзвенной инструкции педагога;
группировать предметы по двум заданным признакам, величины или цвета;
определять на ощупь поверхность предметов;
зрительно дифференцировать предмет по неярко выраженным качествам;
различать запахи и вкусовые качества;
сравнивать предметы по тяжести «на глаз», «на руку»;
действовать по звуковому сигналу;
адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов; определять время по часам.
Развитие психомоторики I четверть По плану 17 часов |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Обследование вновь принятых детей | 1 | 01. |
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков |
2-3 | Упражнения на развитие меткости. Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) | 2 | 06. 09 – 08. 09 |
4-5 | Обучение целенаправленным действиям по двух-звенной инструкции педагога (два шага вперед - поворот направо и т.д.) Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 2 | 13. 09 – 15. 09 |
6-7 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) | 2 | 20. 09 – 22. 09 |
8-9 | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях Рисование бордюров по образцу Графический диктант (зрительный и на слух). | 2 | 27. 09 – 29. 09 |
10-11 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации. | 2 | 04. 10 – 06. 10 |
Тактильно-двигательное восприятие. |
12-13 | Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы) | 2 | 11. 10 – 13. 10 |
14-15 | Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ...(пушистое)» | 2 | 18. 10 – 20. 10 |
16-17 | Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». Игры с мозаикой. | 2 | 25. 10 – 27. 10 |
II четверть По плану 14 часов |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Кинестетическое и кинетическое развитие |
1,2 | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений. | 2 | 08.11 – 10. 11 |
3,4 | Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий). | 2 | 15. 11 – 17. 11 |
Восприятие формы, величины, цвета |
5,6 | Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета) Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала | 2 | 22. 11 – 24. 11 |
7,8 | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий, т.д.) Дидактическая игра «Часть и целое» | 2 | 29. 11 – 01. 12 |
9,10 | Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные | 2 | 06. 12 – 08. 12 |
11,12 | Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов | 2 | 13. 12 – 15. 12 |
13, 14 | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего») | 2 | 20. 12 – 22. 12 |
III четверть По плану 21 час |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти |
1-2 | Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. | 2 | 10.01 – 12. 01 |
3-4 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок). | 2 | 17. 01 – 19. 01 |
5-6 | Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. | 2 | 24. 01 – 26. 01 |
7-8 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось» Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»). | 2 | 31. 01 – 02. 02 |
9-10 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 2 | 07. 02 – 09. 02 |
| Восприятие особых свойств предметов |
11-12 | Развитие осязания (теплее - холоднее); словесное обозначение. | 2 | 14. 02 – 16. 02 |
13-14 | Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). | 2 | 21. 02 – 28. 02 |
15-16 | Различение пищевых запахов и вкусов. | 2 | 02. 03 – 07. 03 |
17-18 | Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость) | 2 | 09. 03 – 14. 03 |
19-20 | Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче). | 2 | 16. 03 – 21. 03 |
21 | Повторение: свойства предметов. | 1 | 23. 03 |
IV четверть По плану 15 часов |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти |
1,2 | Определение направления звука в пространстве (справа - слева - спереди - сзади). | 2 | 04. 04 – 06. 04 |
3,4 | Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук» | 2 | 11. 04 – 13. 04 |
5,6 | Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). | 2 | 18. 04 – 20. 04 |
7,8 | Дидактическая игра «Прерванная песня | 2 | 25. 04 – 27. 04 |
9,10 | Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона | 2 | 02. 05 – 04. 05 |
11,12 | Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков | 2 | 11.05 – 16. 05 |
13,14 | Развитие чувства ритма | 2 | 18. 05 – 23. 05 |
15 | Дидактическая игра «Мы - барабанщики» | 1 | 25. 05 |