СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Легоконструирование 1-3 класс"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности предназначена для реализации в 1-3 классах общеобразовательных учреждений. Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO  как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию  на занятиях легоконструирования. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Легоконструирование 1-3 класс"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4



«Рассмотрено»

Руководитель МО

МБОУ СОШ №4

Васильева Р.Н.

Протокол МО № 1 от «24»

августа 2015г.


«Согласовано»

Председатель методсовета

МБОУ СОШ №4

Янковская Т.Е.

Протокол м/совета №1от

«25» августа 2015г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №4

Менщикова Н.В.

Приказ № 357

« 26 » августа 2015г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(начальное общее образование)

внеурочной деятельности «Легоконструирование»








Тимошенко Н.В.,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

















2015 – 2016 учебный год



Структура рабочей программы



Пояснительная записка 3

Учебно – тематическое планирование 11

Показатели эффективности достижения планируемых результатов деятельности 16

Планируемые результаты деятельности 17

Список литературы ……………………………………………………………… …………………………….19






1.Пояснительная записка.

Статус документа

Программа по внеурочной деятельности «Легоконструирования» составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48);

  • Федеральный закон от 29.10.2010. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373" Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования";

  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2-11 № 19993);

  • Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»; от 22 августа 2014 г. № 10-Исх-7869 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014-2015 учебном году»

  • Методические рекомендации Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры;

  • Программа развития школы «Наша новая школа», образовательная программа (2015-2016 уч. год) МБОУ СОШ №4.

Программа соответствует:

  • требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • программам формирования универсальных учебных действий

Планирование составлено на основе:

  • Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.

  • книги для учителя по работе с конструктором «Первые механизмы», « Простые механизмы», «Построй свою историю».


Программа курса внеурочной деятельности «Легоконструирование» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по курсу «Легоконструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию на занятиях легоконструирования. Занятия конструированием, программированием, исследованиями, написание отчётов, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию учащихся. Интегрирование различных школьных предметов в учебном курсе ЛЕГО открывает новые возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. В программе содержатся ссылки на учебные цели по каждому предмету, но у каждого задания Комплекта есть основной учебный предмет, находящийся в фокусе деятельности учащихся.

Естественные науки

Изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ.

Технология. Проектирование

Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами.

Технология. Реализация проекта

Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями.

Математика

Понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами. Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.

Развитие речи

Развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).Общение в устной или в письменной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и написать рассказ. Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.

В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Занятия по ЛЕГОконструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.


Цели и задачи курса внеурочной деятельности «Легоконструирование».

Курс внеурочной деятельности «ЛЕГО-конструирование» предназначен для того, чтобы положить начало формирования у учащихся начальной школы целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика. Особенно важно не упустить имеющийся у младшего школьника познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.

Занятия в рамках данного курса проводятся на основе выполнения учащимися тематических проектных заданий, которые стимулируют использование знаний, полученных детьми на уроках по следующим предметам: окружающий мир, труд и информационные технологии, русский и иностранный языки, математика, изобразительное искусство.

Всё это способствует формированию у учеников младшей школы целостного представления об окружающем их мире, а следовательно решает проблему ФГОС НОО. Кроме этого, реализация этого курса в начальной школе помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия в ходе групповой проектной деятельности.

Цель курса: является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

  1. Ознакомление с основными принципами механики;

  2. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

  3. Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

  4. Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

  5. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  6. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  7. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)

  8. Развитие индивидуальных способностей ребенка;

  9. Развитие речи детей;

  10. Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.

Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса.

Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.

Способы организации занятий.

Есть множество способов организовать занятия с материалами LEGO® Education WeDo.

Каждое занятие может занять один урок, а может и больше – все зависит от того, сколько будет затрачено времени на обсуждение, сборку модели, освоение компьютера, экспериментирование. На занятиях учащиеся могут работать как индивидуально, так и небольшими группами, или в командах – это зависит от доступного количества компьютеров и наборов 9580 WeDo.

Способ A: Сначала «Первые шаги», затем задание Комплекта: Предварительное знакомство с основными идеями построения и программирования моделей помогает учащимся освоиться с конструктором и программным обеспечением. Затем переходим к выполнению задания Комплекта. Предлагаем ученикам выбрать одно из трёх заданий каждого раздела Комплекта. Отдельные группы учеников могут работать быстрее остальных и выполнить все три задания, в то время как другие успеют завершить только одно или два, этим учащимся предлагаются дополнительные задания. Иногда, для поощрения сотрудничества, предлагается использовать модели из других проектов. По завершении работы над проектами проходит выставка моделей.

Способ B: Сосредоточиться на заданиях Комплекта. Занятия сразу начинаются с Комплектом заданий, уделяя больше времени проектам, чтобы пробудить интерес к экспериментированию. Ученикам предлагается постараться выполнить все задания или, если времени недостаточно – на выбор одно задание по каждому разделу Комплекта.


Подготовка учебного кабинета для проведения занятий по курсу внеурочной деятельности «Легоконструирование»

- На компьютерах установлено программное обеспечение 2000095 LEGO Education WeDo.

- На каждом компьютере установлен комплект заданий 2009580 LEGO Education WeDo Activity Pack.

- Элементы каждого конструктора 9580 WeDo Construction Set. Сложены в контейнер.

- Для каждого учащегося или группы организовано рабочее место с компьютером и свободным местом для сборки моделей.

- Имеется комплект измерительных инструментов: линейки или рулетки, секундомеры, а также бумага для таблицы данных.

- Каждый набор WeDo Construction Set пронумерован. Это позволяет закрепить за каждым учащимся или командой конкретный набор и следить за его сохранностью.

- Оборудован отдельный шкаф для хранения наборов.

- Незавершённые модели хранятся в контейнерах или на отдельных полках.

- Предусмотрено место, где можно разместить дополнительные материалы: книги, фотографии, карты – всё, что относится к изучаемой теме.

- Результаты работы фиксируются в виде фотографий, видео клипов, презентаций и т.д.

Содержание курса легоконструирование

Курс «Лего-конструирование» включает в себя три модуля:

- «Первые механизмы»

- «Простые механизмы»

- «Построй свою историю»

В программе курса не предусмотрено жесткое разделение учебного времени и фиксированного порядка прохождения тем: эту задачу учитель решает сам, с учетом условий образовательного учреждения и возрастом учащихся. Учащиеся, работая по карточкам и заданиям учителя, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной учителем. Помощь учителя при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы и к консультированию учащихся.Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от детей широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.

Основой данного курса является следующие конструкторы ЛЕГО:

- «Первые механизмы» 9656 с системой карточек;

- «Простые механизмы» 9689 с книгой для учителя;

- «Построй свою историю» 45100 с книгой для учителя.

Книга проектов «Построй свою историю» предлагает широкий выбор тем. При конструировании могут дополнительно использоваться все наборы Дупло и ЛЕГО, имеющиеся в МБОУ СОШ № 4 г. Урай. Привлечение дополнительных материалов - бумаги, картона, ткани, природного материала, фигурок людей, животных, игрушек и др. помогает разнообразить детские проекты.

Модуль «Первые механизмы»

1. Введение 1 ч

Знакомство с конструктором ЛЕГО(с деталями и способами их соединения), правила работы с конструктором, как оборудовать рабочее место,

2. Вертушка

Знакомство с понятиями энергия, сила, трение, вращение, изучение свойств материалов и возможностей их сочетания, формирование навыка сборки деталей.

3. Волчок

Закрепление понятия энергия, введение понятия чистый эксперимент, знакомство с методами измерения, изучение вращения, изучение возможностей сочетания материалов, знакомство с передаточными механизмами.

4. Перекидные качели

Введение понятия равновесие, точка опоры, изучение рычагов, знакомство с методами нестандартных измерений, формирование навыков сборки деталей.

5. Плот

Закрепить понятие равновесия, введение понятий выталкивающая сила, тяга, толчок, энергия ветра.

6. Пусковая установка для машинок

Закрепить понятие энергия, трение, тяга и толчок, изучить работу колеса, тренировать навыки измерения расстояния.

7. Измерительная машина

Продолжить работу с понятиями энергия, сила, трение, изучить методы стандартных и нестандартных измерений.

8. Хоккеист

Отработка понятий энергии я, сила. Знакомство с законом движения механизмов.

9. Новая собака Димы

Закрепить понятия трение, познакомиться с ременной передачей.

10. Задачки из жизни (переправа через реку кишащую крокодилами, жаркий день, пугало, качели)

Научить применять на практике знания и навыки, касающиеся особенностей конструкции, прочности, устойчивости, равновесия, методов измерения, использование энергии ветра, применение шестерен и блоков, вращательных движений.

Выполнение творческих проектов с использованием ранее полученных знаний. Защита проектов.

Модуль «Простые механизмы»

  1. Введение

Знакомство с набором ЛЕГО, правила организации рабочего места, возможности набора « Простые механизмы»

  1. Зубчатые колеса

Прямозубые зубчатые колеса, коронное зубчатое колесо, понятия изменения направления вращения, плоскости вращательного движения, увеличение или уменьшение скорости вращения, увеличение вращающей силы(крутящий момент), Понятие промежуточное, ведомое и ведущее зубчатое колесо. Построение принципиальных моделей для понимания принципов работы механизма. Основное задание: Карусель. Творческое задание: тележка с попкорном.

  1. Колеса и оси

Что такое колесо, ось, вал? Познакомить с понятиями трение, скольжение, одиночная фиксированная ось, управление. Какой тип оси использовать для передних колес. Основное задании: Машинка. Творческое задание: Тачка.

  1. Рычаги

Что такое рычаг? Применение рычагов для: приложения силы на расстоянии от груза, изменение направления действия силы, увеличение действующей силы на груз, увеличения расстояния на который перемещается груз. Понятия сила, ось вращения, груз, точка приложения силы. Основное задание: Катапульта. Творческое задание: Железнодорожный переезд со шлагбаумом.

  1. Шкивы

Что такое шкив? Понятия ведомый шкив, ведущий шкив и закрепленный шкив. Использование шкивов для изменения направления тянущего усилия, изменение направления вращения, изменение плоскости вращательного движения, увеличение тянущего усилия, увеличение или уменьшение скорости вращения, увеличение вращающей силы, которая также называется крутящим моментом. Основное задание: Сумасшедшие полы. Творческое задание: Подъемный кран.

Модуль «Построй свою историю»

Построй свою историю” поможет учащимся:

- научиться уверенно говорить на разные темы,

- научиться создавать, последовательно выстраивать и пересказывать рассказы и истории,

- пополнять словарный запас,

- улучшать навыки устной речи, чтения, письма,

- научиться анализировать рассказы, персонажей и сюжеты,

- научиться определять и понимать концепции разных жанров,

- совершенствовать технологическую компетенцию,

- улучшить навыки работы с ИКТ

  1. Введение

Знакомство с ЛЕГО конструктором « Построй свою историю».

  1. Первые шаги

Вращай и стой (рассказ историй с использованием соответствующих деталей, описание персонажей, места действия, демонстрация речевых навыков)

Создай настроение(использование единообразного тона и стиля, определение и описание персонажей, места действия, основных событий рассказчика )

  1. Ежедневное повествование

Какой прекрасный опыт! (рассказ о реальном случае). Спасите дерево. Извержение вулкана в Малиновке. Подарок старика. Сбежавший котенок. Лесной остров. Зимний мир чудес. Суперстадион. У костра. Невероятные новости. Классный цирк.

  1. Создание и пересказ историй

«Липкие» ситуации(построение рассказов, размышление).

  1. Построение рассказывание историй

Стеснительный Андрей катается на скейте в парке. Одинокий робот Заклепка. Мечта Антона. Очень секретная карта. Выбери меня, выбери меня! Ночь в музее. Русалочка. Страшилка. Мое маленькое стихотворение. Давняя легенда.


Категория

Основные методы работы и компетенции

1. Первые шаги

  • освоение технологии работы с конструктором,

  • знакомство с деталями конструктора, возможностями набора, “Конструктопедией”,

  • построение небольших историй с использованием указателей (настроения, категории),

  • первые попытки построения историй (начало - середина-конец, 4В: “Что? Кто? Когда? Где?”),

  • знакомство с программой Story Visualizer,

  • первые попытки записи историй на видео.

2. Повседневное повествование

  • учитель и ученики говорят о значимых событиях в жизни учащихся, а так же обсуждают события в жизни общества, фильмы, книги, телевидение,

  • ученики строят 1 сценическую конструкцию, а затем разворачивается какая-то история на ее основе,

  • обсуждаются разные точки зрения, учащиеся показывают свою трактовку событий,

  • истории на видео становятся более обдуманными, учащиеся руководят процессом съемки и монтажа,

  • вводятся элементы взаимооценивания работ.

3. Построение и рассказывание историй

  • Работа в группе над одним сюжетом, распределение платформ между участниками, которые создают разные этапы развития сюжета,

  • Разные методы работы: создание целого рассказа по фрагменту, разные интерпретации одного события,

  • Съемка фильмов или мультфильмов (в жанре stop-motion).

4. Пересказ и анализ рассказов

  • Чтение и анализ рассказов разных жанров, определение их жанрового своеобразия,

  • Анализ характеров персонажей, выражение их через внешний вид, поведение, речь,

  • Ученики создают свою историю в рамках определенного жанра (страшилка, романтическая история, стихотворение, древняя легенда),

  • Создание иллюстрированных рассказов, фильмов, комиксов, мультфильмов.


Каждое занятие имеет выраженную однотипную структуру, что обеспечивает естественный ход процесса обучения.


Этап занятия

Виды работ

1. Подготовка к работе

  • Чтение вслух или пересказ сценария занятия с опорой на картинку (фотографию)

  • Определение сюжетной линии рассказа. Обсуждение основной идеи

2. Построение рассказа

Построение персонажей и места события с помощью кубиков ЛЕГО

3. Размышления (часто идут параллельно с п. 2)

  • Обсуждение учащимися в группе и между группами о том, как можно изобразить события и как эти события будут развиваться,

  • Развитие рассказа, додумывание его элементов в процессе строительства

  • Определение позиции, с которой будет вестись рассказ, подбор лексики

  • Создание комикса (опционально)

4. Совместное использование и оформление

  • Представление своего рассказа аудитории (+ запись на видео)

  • Обсуждение рассказов. Рекомендации авторам. Самооценка.

  • Доработка сценария. Представление доработанных версий.

5. Расширение (дополнительные задания)

  • Идеи для дальнейшего развития истории,

  • Дополнительные задания и идеи для команд

  • Разработка дополнительных документов (в том числе текстов, листовок и т.п. по теме проекта)


Место курса

Программа занятия ориентированы на учащихся 1 – 3 классов

Количество часов : 1 класс 33 часов ( 1 час в неделю)

2 класс 34 часов ( 1 час в неделю)

3 класс 34 часов ( 1 час в неделю)


2.Учебно - тематическое планирование


Тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу "Легоконструирование"

1 класс

Количество часов 33 (1 час в неделю)

Набор ЛЕГО «Первые механизмы»

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Виды деятельности

дата

план

факт

Вводное занятие

Знакомство с Лего -конструктором, деталями в ходящими в набор « Первые механизмы»

Личностные:

- Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

- Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности.

- Развитие индивидуальных творческих способностей.

Познавательные:

- Пространственно-графическое моделирование

(рисование).

- Установление отношений между. данными и вопросом

- Составление и осуществление плана решения.

Регулятивные:

- Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности.

- Сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся.

- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные:

- Взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;

- Умение работать в коллективе, группе, обмен информацией в процессе общения.

- Решение поставленной задачи через общение в группе.



1а - 07.09.2015

1б - 02.09.2015

1в - 03.09.2015

1г - 01.09.2015


Вертушка

Знакомство с понятиями энергия, сила, трение, вращение, изучение свойств материалов и возможностей их сочетания, формирование навыка сборки деталей.


1а - 14.09.2015

1б - 09.09.2015

1в - 10.09.2015

1г - 08.09.2015


Свой самый лучший проект вертушки

1а - 21.09.2015

1б - 16.09.2015

1в - 17.09.2015

1г - 15.09.2015


Волчок

Закрепление понятия энергия, введение понятия чистый эксперимент, знакомство с методами измерения, изучение вращения, изучение возможностей сочетания материалов, знакомство с передаточными механизмами.


1а - 28.09.2015

1б - 23.09.2015

1в - 24.09.2015

1г - 22.09.2015


Свой самый лучший проект волчка

1а - 05.10.2015

1б - 30.09.2015

1в - 01.10.2015

1г - 29.09.2015


Перекидные качели

Введение понятия равновесие, точка опоры, изучение рычагов, знакомство с методами нестандартных измерений, формирование навыков сборки деталей.


1а - 12.10.2015

1б - 07.10.2015

1в - 08.10.2015

1г - 06.10.2015


Уравновешена или не уравновешена(построй свои качели)

1а - 19.10.2015

1б - 14.10.2015

1в - 15.10.2015

1г - 13.10.2015


Плот

Закрепить понятие равновесия, введение понятий выталкивающая сила, тяга, толчок, энергия ветра.


1а - 26.10.2015

1б - 21.10.2015

1в - 22.10.2015

1г - 20.10.2015


Проект паруса

1а - 09.11.2015

1б - 28.10.2015

1в - 29.10.2015

1г - 27.10.2015


Пусковая установка для машинок

Закрепить понятие энергия, трение, тяга и толчок, изучить работу колеса, тренировать навыки измерения расстояния.

1а - 16.11.2015

1б - 11.11.2015

1в - 12.11.2015

1г - 10.11.2015


Кто дальше? (игра - соревнование)

1а - 23.11.2015

1б - 18.11.2015

1в - 19.11.2015

1г - 17.11.2015


Измерительная машина

Продолжить работу с понятиями энергия, сила, трение, изучить методы стандартных и нестандартных измерений.


1а - 30.11.2015

1б - 25.11.2015

1в - 26.11.2015

1г - 24.11.2015


Хоккеист

Отработка понятий энергии я, сила. Знакомство с законом движения механизмов.


1а - 07.12.2015

1б - 02.12.2015

1в - 03.12.2015

1г - 01.12.2015


Хоккей (игра – соревнование)

1а - 14.12.2015

1б - 09.12.2015

1в - 10.12.2015

1г - 08.12.2015


Новая собака Димы

Закрепить понятия трение, познакомиться с ременной передачей.


1а - 21.12.2015

1б - 16.12.2015

1в - 17.12.2015

1г - 15.12.2015


Усовершенствование новой собаки Димы

1а - 28.12.2015

1б - 23.12.2015

1в - 24.12.2015

1г - 22.12.2015


Задачка из жизни. Переправа через реку кишащую крокодилами.

Научить применять на практике знания и навыки, касающиеся особенностей конструкции, прочности, устойчивости, равновесия, методов измерения, использование энергии ветра, применение шестерен и блоков, вращательных движений.

Выполнение творческих проектов с использованием ранее полученных знаний. Защита проектов.


1а - 11.01.2016

1б - 30.12.2015

1в - 14.01.2016

1г - 29.12.2015


Задачка из жизни. Жаркий день.

1а - 18.01.2016

1б - 13.01.2016

1в - 21.01.2016

1г - 12.01.2016


Задачка из жизни. Пугало.

1а - 25.01.2016

1б - 20.01.2016

1в - 28.01.2016

1г - 19.01.2016


Задачка из жизни. Качели.

1а - 08.02.2016

1б - 27.01.2016

1в - 11.02.2016

1г - 26.01.2016


Проект игровые аттракционы.

1а - 15.02.2016

1б - 10.02.2016

1в - 18.02.2016

1г - 09.02.2016


Проект игровые аттракционы.

1а - 22.02.2016

1б - 17.02.2016

1в - 25.02.2016

1г - 16.02.2016


Проект наземный транспорт.

1а - 29.02.2016

1б - 24.02.2016

1в - 03.03.2016

1г - 01.03.2016


Проект наземный транспорт.

1а - 14.03.2016

1б - 02.03.2016

1в - 10.03.2016

1г - 15.03.2016


Проект водный транспорт.

1а - 28.03.2016

1б - 09.03.2016

1в - 17.03.2016

1г - 29.03.2016


Проект водный транспорт.

1а - 04.04.2016

1б - 16.03.2016

1в - 31.03.2016

1г - 05.04.2016


Проект воздушный транспорт.

1а - 11.04.2016

1б - 30.03.2016

1в - 07.04.2016

1г - 12.04.2016


Проект воздушный транспорт.

1а - 18.04.2016

1б - 06.04.2016

1в - 14.04.2016

1г - 19.04.2016


Проект построй свой космический транспорт

1а - 25.04.2016

1б - 13.04.2016

1в - 21.04.2016

1г - 26.04.2016


Проект построй свой космический транспорт

1а - 05.05.2016

1б - 20.04.2016

1в - 28.04.2016

1г - 04.05.2016


Проект « Я изобретатель»

1а - 12.05.2016

1б - 27.04.2016

1в - 05.05.2016

1г - 10.05.2016


Проект « Я изобретатель»

1а - 16.05.2016

1б - 04.05.2016

1в - 12.05.2016

1г - 17.05.2016


Защита проектов.

1а - 23.05.2016

1б - 11.05.2016

1в - 19.05.2016

1г - 24.05.2016



Тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Легоконструирование»

2 класс

Набор ЛЕГО «Простые механизмы»

Количество часов 33 (1 час в неделю)


№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Виды деятельности

дата

план

факт

1

Вводное занятие

Создать условия для усвоения знаний основных принципов механики;

Умения классифицировать материал для создания модели;

Умения работать по предложенным инструкциям;

Умения творчески подходить к решению задачи;

Умения довести решение задачи до работающей модели;

Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.


Личностные:

- Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

- Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности.

- Развитие индивидуальных творческих способностей.

Познавательные:

- Пространственно-графическое моделирование

(рисование).

- Установление отношений между. данными и вопросом

- Составление и осуществление плана решения.

Регулятивные:

- Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности.

- Сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся.

- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные:

- Взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;

- Умение работать в коллективе, группе, обмен информацией в процессе общения.

- Решение поставленной задачи через общение в группе.

2а,б - 04.09.2015

2в,г - 01.09.2015


2

Зубчатые колеса

2а,б - 11.09.2015

2в,г - 08.09.2015


3

Принципиальные модели: Зубчатые колеса

2а,б - 18.09.2015

2в,г - 15.09.2015


4

2а,б - 25.09.2015

2в,г - 22.09.2015


5

2а,б - 02.10.2015

2в,г - 29.09.2015


6

2а,б - 09.10.2015

2в,г - 06.10.2015


7

2а,б - 16.10.2015

2в,г - 13.10.2015


8

Основное задание: Карусель

2а,б - 23.10.2015

2в,г - 20.10.2015


9

Творческое задание: Тележка с попкорном

2а,б - 30.10.2015

2в,г - 27.10.2015


10

2а,б - 13.11.2015

2в,г - 10.11.2015


11

Колеса и оси

2а,б - 20.11.2015

2в,г - 17.11.2015


12

Принципиальные модели: Колеса и оси

2а,б - 27.11.2015

2в,г - 24.11.2015


13

2а,б - 04.12.2015

2в,г - 01.12.2015


14

2а,б - 11.12.2015

2в,г - 08.12.2015


15

Основное задание: Машинка

2а,б - 18.12.2015

2в,г - 15.12.2015


16

Творческое задание: Тачка

2а,б - 25.12.2015

2в,г - 22.12.2015


17

2а,б - 15.01.2016

2в,г - 29.12.2015


18

Рычаги

2а,б - 22.01.2016

2в,г - 12.01.2016


19

Принципиальные модели: Рычаги

2а,б - 29.01.2016

2в,г - 19.01.2016


20

2а,б - 05.02.2016

2в,г - 26.01.2016


21

Основное задание: Катапульта

2а,б - 12.02.2016

2в,г - 02.02.2016


22

Творческое задание: Железнодорожный переезд со шлагбаумом

2а,б - 19.02.2016

2в,г - 09.02.2016


23

2а,б - 26.02.2016

2в,г - 16.02.2016


24

Шкивы

2а,б - 04.03.2016

2в,г - 01.03.2016


25

Принципиальные модели: Шкивы

2а,б - 11.03.2016

2в,г - 15.03.2016


26

2а,б - 18.03.2016

2в,г - 29.03.2016


27

2а,б - 01.04.2016

2в,г - 05.04.2016


28

Основное задание: «Сумасшедшие полы»

2а,б - 08.04.2016

2в,г - 12.04.2016


29

2а,б - 15.04.2016

2в,г - 19.04.2016


30

Творческое задание: Подъемный кран

2а,б - 22.04.2016

2в,г - 26.04.2016


31

2а,б - 29.04.2016

2в,г - 03.05.2016


32

Проект « Я изобретатель»

2а,б - 06.05.2016

2в,г - 10.05.2016


33

2а,б - 13.05.2016

2в,г - 17.05.2016


34

Итоговое занятие. Защита проекта

2а,б - 20.05.2016

2в,г - 24.05.2016



Тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Легоконструирование»

3 класс

Набор ЛЕГО «Построй свою историю»

Количество часов 34 (1 час в неделю)

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Виды деятельности

дата

план

факт

Знакомство с ЛЕГО (Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра)

Рассказать историю, используя соответствующие детали описания для раскрытия основной идеи рассказа.

Выделить и описать персонажей, места действия и основные события рассказа, используя основные детали.

Написать рассказ, в котором описывается какая – то ситуация и персонажи.

Продемонстрировать речевые навыки.

Рассказать случай из жизни. Повествование должно быть систематизированным, с использованием соответствующих фактов и описательных подробностей. Правильно образовывать временные формы глагола в письменной и устной речи.

Определять точку зрения персонажей.

Устанавливать причины и свидетельства в пользу конкретных точек зрения.

Показывать различия между формальным языком, используемым рассказчиком и неформальным языком, используемым персонажами.

Придумывать и обсуждать дальнейший ход событий.

Подбирать слова, фразы, речевые особенности и пунктуацию для создания выразительности и впечатления.

Личностные:

- Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

- Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности.

- Развитие индивидуальных творческих способностей.

Познавательные:

- Пространственно-графическое моделирование

(рисование).

- Установление отношений между. данными и вопросом

- Составление и осуществление плана решения.

Регулятивные:

- Соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности.

- Сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся.

- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные:

- Взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;

- Умение работать в коллективе, группе, обмен информацией в процессе общения.

- Решение поставленной задачи через общение в группе.





Конструктопедия : животные,

персонажи, здания,

транспортные средства,

в помещении, на улице,

природа.















Вращай и строй.



Создай настроение.



Какой прекрасный опыт!



Спасите дерево.



Извержение вулкана в Малиновке.



Подарок старика.



Сбежавший котенок.



Лесной остров.



Зимний мир чудес.



Суперстадион.



У костра.



Невероятные новости.



Классный цирк.



«Липкие» ситуации.





Стеснительный Андрей катается на скейте в парке.



Одинокий робот Заклепка.



Мечта Антона.



Очень секретная карта.



Выбери меня, выбери меня!



Ночь в музее



Русалочка.



Страшилка.



Мое маленькое стихотворение.



Давняя легенда.



Создаем свою историю.

Итоговое занятие.






3.Показатели эффективности достижения планируемых результатов деятельности

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий и конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносит в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся;

  • самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

  • содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.


4. Планируемые результаты деятельности

Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

Метапредметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • определять, различать и называть детали конструктора,

  • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.

  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих знаний и умений:

Знать:

  • основы лего-конструирования и механики;

  • виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

  • технологическую последовательность изготовления конструкций

Уметь:

  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

  • работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;

  • реализовывать творческий замысел.

Диагностику продвижения обучающихся отслеживаем на основе диагностической карты.

Формами контроля деятельности по данной учебной программе является участие детей в проектной деятельности и организации выставок творческих работ учащихся.

Классификация результатов внеурочной деятельности


Содержание

Способ достижения

Возможные формы деятельности

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Беседа, ролевая игра, самопрезентация, работа в паре (группе)

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. защищенной, дружественной просоциальной среде, где они подтверждают практически приобретенные социальные знания, начинают их ценить (или отвергать).

Ролевая игра (с деловым акцентом)


5.Список литературы

Литература

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 3 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

  2. Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы.

  3. Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009.

  4. С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009.

  5. Первые механизмы LEGO Dacta: Книга для учителя/ пер. с англ.яз. П.А. Якушкин, при участии Е.В. Перехвальской, О.В.Михеевой. – М.: ИНТ, 1997

  6. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие. – пересказ с англ. – М.: ИНТ, 1998,2000

  7. Якушкин П.А. Механизмы ЛЕГО Дакта. Инструмент и предмет изучения // Технология – 1999.

  8. Живой журнал LiveJournal - справочно-навигационный сервис.

  9. Статья ««Школа» Лего-роботов» / / Автор: Александр Попов

  10. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.

Интернет – ресурсы

https://education.lego.com/ru-ru/EducationDownloads/productpage?AccessLink=bd262422-869e-4156-a7c9-d9e7f16274b4 

Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: , свободный http://robotics.ru/.— Загл. с экрана.

[Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный.

http://russos.livejournal.com/817254.html,— Загл. с экрана