СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Литературные странички"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая програма по внеурочной деятельности. Для 1-4 классов+ тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Литературные странички"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 25 г. Орла




РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

учителей начальных классов

___________Мотлохова О.В.


Протокол № ___ от

«____»____________201__ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________Лучинкина Е.В.


«____»____________20__ г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы № 25 г. Орла


____________Косачев М.В.


Приказ №.






Рабочая программа внеурочной деятельности

«Литературные странички»


Срок реализации: 4 года

Возрастная категория: 1 – 4 классы






Учитель :Кирюхина А.А.




Пояснительная записка.

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

        • изменение характера чтения;

  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;

  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

Для решения данной проблемы нами создана программа литературного кружка для учащихся 1-4 классов «как хорошо уметь читать…» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

Программа нацелена на решение следующих задач: 

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

  Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации занятий:

  • занятие-диспут,

  • занятие-спектакль,

  • занятие-праздник,

  • занятие-интервью,

  • интегрированное занятие,

  • конференция,

  • устный журнал,

  • конкурсы,

  • литературные встречи,

  • литературная гостиная,

  • литературный ринг и т. д.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, мы разработали свою систему проведения занятий, основой которого является правило «вдумчивого чтения».


Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.


В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой (УУД)

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными

понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

 Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Ведущие принципы программы литературного кружка

«Как хорошо уметь читать…».

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное

установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,

драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Условия реализации программы

Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).

Ученик должен «уметь»:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:

включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться:

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.








Дата

Тема внеклассного чтения

Используемая литература

Основное содержание работы

1

2.9

Стихотворные сказки

П.Ершов «Конёк – горбунок»

А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

В. А. Жуковский

«Сказка о царе Берендее»

Особенности стихотворных сказок,

Сравнение сказок разных авторов.

2

9.9

Детские энциклопедии

Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д.

Особенности энциклопедических публикаций.

3

16.9

Стихи о природе. Страницы русской классики.

Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев

Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн

4

23.9

Рассказы современных писателей о детях

Т.Лихоталь «Синяк»,

Рассказы В.Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано»

Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.

5

30.9

Волшебный мир сказок Бажова

П. Бажов «Огневушка-поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок»

Выделение особенностей уральских сказаний.

6

7.10

Произведения о тех, кто трудится

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»,

В. Осеева «Простое дело"

Рассуждать с опорой на прочитанное произведение.

7

14.10

Книги о природе и человеке

М.Пришвин «Гаечки»

Р.Киплинг «Маугли»

Б.Житков «Мангуста»

Деление произведения на смысловые части.

8

21.10

Рассказы о животных

Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос», Андреева «Кусака»

Чувства, эмоции героев и читателей. Мастерство писателя.

9

28.10

Книги о ребятах и их делах

А.Гайдар «Тимур и его команда».

Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование

10

11.11

Произведения о долге и храбрости

И. Тургенев «Капля жизни»

Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям

11

18.11

Произведения о мамах и детях

А.Милн «Непослушная мама»

Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и темпом чтения

12

25.11

Сказки о приключениях детей

И.Сигсгорд « Палле один на свете», А. Погорельский «Чёрная курица»

Литературное слушание. Анализ произведения.

13

2.12

Весёлые истории

М.Зощенко « Глупая история»

И.Сухин «Вот такой затейник»

Особенности произведений юмористического жанра.


14

9.12

Сказки народов разных стран

Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников»

Особенности арабских сказок

15

16.12

Книги о дружбе и взаимопомощи

Ю. Куклачев «Мои друзья кошки»

В. Дуров «Наша Жучка»

Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий.

16

23.12

Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения.

Е.Чарушин,

В. Голявкин

Работа художника-иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения.

17

13.1

Как рождается герой

Б.Заходер « История гусеницы», Ю.Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки»

Темп чтения, передача настроения голосом.

18

20.1

Люби живое

М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник»

Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях.

19

27.1

По страницам детских журналов

Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета»

Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения.

20

3.2

Учусь сочинять

Бальмонт, М.Цветаева

Жанры литературы. Стихосложение - 11 словие

21

10.2

Твоя книжная полка

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына»

Детальный анализ произведения.

22

17.2

23

24.2

Страна Фантазия

Л.Кэррол «Алиса в Зазеркалье»

Д.Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов»

Анализ произведения по вопросам учителя.

24

3.3

25

10.3

Муса Джалиль о любви к Родине.

Стихотворения Мусы Джалиля «Зима», «Чулпан».

Патриотизм и любовь к родине в стихотворном жанре.

26

17.3

Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа

К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей».

История на страницах художественных произведений.

27

7.4

Зарубежные писатели детям

А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи длинный чулок»

Э.Браун «Сипсик»

Р.Распе «Самый правдивый человек на земле»

Особенности произведений зарубежных писателей имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Составление вопросов по услышанному отрывку произведения.

28

14.4

Мифы и легенды древней Греции

Рождение героя, Геракл в Фивах,

Немейский лев.

Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой.

29

21.4

Книги, которые надо читать долго

А. Волков «Волшебник изумрудного города»

Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения.

30

28.4

31

5.5

Театр и литература

Пьеса-сказка «Синяя птица» Мориса Матерлинка

Введение понятия «пьеса», структура пьесы, драматургия.

32

12.5

Обобщающие занятия в конце каждого полугодия


- просмотр детского фильма;

- просмотр театрализованного представления;

- посещение городской библиотеки;

- КВН « В стране Читалии»

33

19.5

Обобщающее занятие с родителями


Мероприятие с родителями по привитию читательского интереса.

34

26.5

Итоговое диагностирование.

Тестирование по выявлению читательского кругозора.








В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь:


  • Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.

  • Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.

  • Словесно рисовать картины к художественным текстам.

  • Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.

  • Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.

  • Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).

  • Понимать образные выражения, используемые в книге.

  • Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.

  • Коллективная драматизация художественных произведений.

  • Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;

Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.


Используемая литература:

1. Газета «Педсовет». - 2011 №3; 2011. №6

2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2015.

3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 2015.

4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 2013. Т.1-3

5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2012.

6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2012.

7. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,2004.

8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах.

М. Просвещение, 2004.

9. Журналы «Начальная школа», 2006-2007 гг.