Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 25 г. Орла
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей начальных классов ___________Мотлохова О.В. Протокол № ___ от «____»____________201__ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________Лучинкина Е.В. «____»____________20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы № 25 г. Орла ____________Косачев М.В. Приказ №. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Литературные странички»
Срок реализации: 4 года
Возрастная категория: 1 – 4 классы
Учитель :Кирюхина А.А.
Пояснительная записка.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Для решения данной проблемы нами создана программа литературного кружка для учащихся 1-4 классов «как хорошо уметь читать…» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Программа нацелена на решение следующих задач:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации занятий:
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.
Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, мы разработали свою систему проведения занятий, основой которого является правило «вдумчивого чтения».
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными
понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Ведущие принципы программы литературного кружка
«Как хорошо уметь читать…».
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического;
литературоведческого;
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное
установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа
охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
№ | Дата | Тема внеклассного чтения | Используемая литература | Основное содержание работы |
1 | 2.9 | Стихотворные сказки | П.Ершов «Конёк – горбунок» А.Пушкин «Сказка о золотом петушке» В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее» | Особенности стихотворных сказок, Сравнение сказок разных авторов. |
2 | 9.9 | Детские энциклопедии | Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д. | Особенности энциклопедических публикаций. |
3 | 16.9 | Стихи о природе. Страницы русской классики. | Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев | Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн |
4 | 23.9 | Рассказы современных писателей о детях | Т.Лихоталь «Синяк», Рассказы В.Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано» | Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями. |
5 | 30.9 | Волшебный мир сказок Бажова | П. Бажов «Огневушка-поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок» | Выделение особенностей уральских сказаний. |
6 | 7.10 | Произведения о тех, кто трудится | Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело" | Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. |
7 | 14.10 | Книги о природе и человеке | М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста» | Деление произведения на смысловые части. |
8 | 21.10 | Рассказы о животных | Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос», Андреева «Кусака» | Чувства, эмоции героев и читателей. Мастерство писателя. |
9 | 28.10 | Книги о ребятах и их делах | А.Гайдар «Тимур и его команда». | Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование |
10 | 11.11 | Произведения о долге и храбрости | И. Тургенев «Капля жизни» | Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям |
11 | 18.11 | Произведения о мамах и детях | А.Милн «Непослушная мама» | Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и темпом чтения |
12 | 25.11 | Сказки о приключениях детей | И.Сигсгорд « Палле один на свете», А. Погорельский «Чёрная курица» | Литературное слушание. Анализ произведения. |
13 | 2.12 | Весёлые истории | М.Зощенко « Глупая история» И.Сухин «Вот такой затейник» | Особенности произведений юмористического жанра. |
14 | 9.12 | Сказки народов разных стран | Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников» | Особенности арабских сказок |
15 | 16.12 | Книги о дружбе и взаимопомощи | Ю. Куклачев «Мои друзья кошки» В. Дуров «Наша Жучка» | Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий. |
16 | 23.12 | Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения. | Е.Чарушин, В. Голявкин | Работа художника-иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения. |
17 | 13.1 | Как рождается герой | Б.Заходер « История гусеницы», Ю.Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки» | Темп чтения, передача настроения голосом. |
18 | 20.1 | Люби живое | М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник» | Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях. |
19 | 27.1 | По страницам детских журналов | Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета» | Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения. |
20 | 3.2 | Учусь сочинять | Бальмонт, М.Цветаева | Жанры литературы. Стихосложение - 11 словие |
21 | 10.2 | Твоя книжная полка | Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына» | Детальный анализ произведения. |
22 | 17.2 |
23 | 24.2 | Страна Фантазия | Л.Кэррол «Алиса в Зазеркалье» Д.Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов» | Анализ произведения по вопросам учителя. |
24 | 3.3 |
25 | 10.3 | Муса Джалиль о любви к Родине. | Стихотворения Мусы Джалиля «Зима», «Чулпан». | Патриотизм и любовь к родине в стихотворном жанре. |
26 | 17.3 | Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа | К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей». | История на страницах художественных произведений. |
27 | 7.4 | Зарубежные писатели детям | А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи длинный чулок» Э.Браун «Сипсик» Р.Распе «Самый правдивый человек на земле» | Особенности произведений зарубежных писателей имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Составление вопросов по услышанному отрывку произведения. |
28 | 14.4 | Мифы и легенды древней Греции | Рождение героя, Геракл в Фивах, Немейский лев. | Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой. |
29 | 21.4 | Книги, которые надо читать долго | А. Волков «Волшебник изумрудного города» | Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения. |
30 | 28.4 |
31 | 5.5 | Театр и литература | Пьеса-сказка «Синяя птица» Мориса Матерлинка | Введение понятия «пьеса», структура пьесы, драматургия. |
32 | 12.5 | Обобщающие занятия в конце каждого полугодия | | - просмотр детского фильма; - просмотр театрализованного представления; - посещение городской библиотеки; - КВН « В стране Читалии» |
33 | 19.5 | Обобщающее занятие с родителями | | Мероприятие с родителями по привитию читательского интереса. |
34 | 26.5 | Итоговое диагностирование. | Тестирование по выявлению читательского кругозора. | |
В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь:
Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.
Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
Словесно рисовать картины к художественным текстам.
Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
Понимать образные выражения, используемые в книге.
Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.
Коллективная драматизация художественных произведений.
Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;
Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.
Используемая литература:
1. Газета «Педсовет». - 2011 №3; 2011. №6
2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2015.
3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 2015.
4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 2013. Т.1-3
5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2012.
6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2012.
7. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,2004.
8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах.
М. Просвещение, 2004.
9. Журналы «Начальная школа», 2006-2007 гг.