Рабочая программа учебного предмета «Математика » для 1-4 класса разработана на основе:
Математика как учебный предмет играет существенную роль в образовании и воспитании младших школьников. С её помощью ребёнок учится решать жизненно важные проблемы, познавать окружающий мир.
Данная программа определяет начальный этап непрерывного курса математики (с 1 по 4 класс), разрабатываемого с позиций усиления общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования подрастающего человека как личности.
Предлагаемая система обучения опирается на эмоциональный и образный компоненты мышления младшего школьника и предполагает формирование обогащённых математических знаний и умений на основе использования широкой интеграции математики с другими областями знания и культуры.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика и информатика». В учебном планена изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 ч в неделю (всего 540 ч): в 1 классе 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2,3,4 классах – по 136 ч (по 4 ч в неделю, 34 учебные недели). Срок реализации программы – 4 года.
Название темы раздела, основное содержание по темам | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Сравнение и счёт предметов 12 | 12 | Познавательные:общеучебные - формулирование ответов на вопросы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (описание предмета) логические – сравнение предметов по свойствам, классификация по заданным критериям, описание предмета, построение рассуждений о значении понятий « предмет», «квадрат», «круг», «треугольник», « четырёхугольник», необходимости учебной деятельности Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Освоение способов определения предметов в пространстве (включая порядковый счёт), способов сравнения предметов. Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими; строить понятные для партнера высказывания. Построение фраз с использованием математических терминов. Личностные: расширять познавательные интересы и учебные мотивы, осознавать правила взаимодействия в группе, себя и предметов в пространстве (Где я ? Какой я?); имеют желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности. Смысловое чтение и работа с текстом:ориентироваться в содержании текста, находить в тексте требуемую информацию, ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. Основы учебно-исследовательской деятельности:распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;использовать догадку, озарение, интуицию. |
Сравнение предметов по форме. Форма плоских геометрических фигур: круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, овальная | |
Расположение предметов в пространстве. Ориентация на плоскости и в пространстве с использованием слов: на, над, под, между, слева, справа, перед, за, вверху, внизу | |
Счёт предметов в пределах 10: прямой и обратный. Количественные числительные: один, два, три и т.д. | |
Упорядочивание предметов. Знакомство с порядковыми числительными: первый, второй… Порядковый счёт | |
Сравнение предметов по форме, размерам и другим признакам, выявление свойств предметов, нахождение предметов, обладающих заданными свойствами, выявление общего у разных предметов, нахождение различия у предметов, сходных в каком-то отношении | |
Расположение предметов по величине в порядке увеличения или уменьшения | |
Сравнение двух групп предметов с объединением предметов в пары: столько же, больше, меньше | |
Распределение событий по времени:сначала, потом, до, после, раньше, позже. Направление движения. | |
Два способа уравнивания численностей множеств.Разностное сравнение численностей множеств: на сколько больше? На сколько меньше? | |
Выполнение упражнений на повторение и закрепление изученного материала | |
Множества и действия над ними | 9 | Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника (через систему навигации, начало урока, образец для выполнения в тетради); совместно с учителем осуществлять поиск необходимой информации (при работе с учебником – текст, иллюстрация), проводить классификацию по критериям; понимать простейшие схемы; ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осмысление понятия «множество» на предметно-конкретном уровне, построение рассуждений о необходимости учебной деятельности. Регулятивные: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться принимать учебную задачу (через чтение и обсуждение названия темы, раздела и урока); сохранять её в течение всего урока; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность /неудовлетворенность своей работой на уроке, освоение способов объединения предметов и выделения их на группы по определённым признакам. Коммуникативные: использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение, отвечать на вопросы учителя, умение аргументировать, выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Личностные:понимают значение границ собственного знания и «незнания», осознают необходимость самосовершенствования, адекватно судят о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием. Смысловое чтение и работа с текстом:ориентироваться в содержании текста, находить в тексте требуемую информацию, формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции. Основы учебно-исследовательской деятельности:распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, использовать такие естественно-научные приёмы и методы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование установление границ применимости модели/теории. Формирование ИКТ компетентности :соблюдать требования техники безопасности, гигиен, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работ с различными экранами. |
Рассмотрение различных конечных множеств предметов или фигур, выделение элементов этих множеств, группировка предметов или фигур по некоторому общему признаку, определение характеристического свойства заданного множества, задание множества перечислением его элементов. | |
Разбиение множества предметов на группы в соответствии с указанными признаками. | |
Знакомство с понятием «равные множества», знаками = (равно) и ≠. Поэлементноесравнение двух-трёх конечных множеств | |
Знакомство с понятиями точки и линии (прямая линия и кривая линия) и их изображением на чертеже. | |
Знакомство с обозначением точек буквами русскогоалфавита. Расположениеточек напрямой и наплоскости в указанном порядке: внутри, вне, между. Подготовка к письму цифр. | |
Выполнение упражнений на повторение и закрепление изученного материала. | |
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация | 15 | Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника (через систему навигации: начало урока, образец для выполнения в тетради); совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (при работе сучебником – текст, иллюстрация), понимать простейшие модели, ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться строить простые рассуждения, осмысление вышеперечисленных математических понятий на предметно- конкретном уровне. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата, предвосхищать результат усвоения знаний, его временных характеристик. Коммуникативные: использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение, отвечать на вопросы учителя, контролировать действия партнёра; строить понятные для партнёра высказывания. Личностные:проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика»; осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу, формирование умения отвечать на поставленный вопрос, ознакомление с алгоритмом работы в парах, расширять познавательные интересы и учебные мотивы. Смысловое чтение и работа с текстом:ориентироваться в содержании текста, находить в тексте требуемую информацию, формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;использовать полученный опыт восприятия информации объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении. Основы учебно-исследовательской деятельности:распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, использовать такие естественно-научные приёмы и методы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование установление границ применимости модели/теории; Формирование ИКТ компетентности: соблюдать требования техники безопасности, гигиен, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работ с различными экранами. |
Рассмотрение одноэлементных множеств. Знакомство с числом и цифрой 1 | |
Рассмотрение двухэлементных множеств. Знакомство с числом и цифрой 2, последовательностью чисел 1 и 2. | |
Распознавание на чертежепрямой и непрямой линии.Знакомство со способом изображения прямой линии на чертеже с помощью линейки. | |
Подготовка к введению понятия задача | |
Чтение и запись числовых выражения с использованием знаков + (плюс), – (минус), = (равно) | |
Знакомство с отрезком, его изображением и обозначением на чертеже | |
Рассмотрение трёхэлементных множеств. Знакомство с числом и цифрой 3, последовательностью чисел от 1 до 3. | |
Знакомство с элементами треугольника (вершины, стороны, углы) и его обозначением | |
Знакомство с числом и цифрой 4, последовательностью чисел от 1 до 4. | |
Знакомство с понятием четырёхугольника, его элементами (вершины, стороны, углы) и обозначением. | |
Знаки (больше), (меньше) | |
Знакомство с числом и цифрой 5, последовательностью чисел от 1 до 5. | |
Знакомство с числом и цифрой 6, последовательностью чисел от 1 до 6. | |
Знакомство с замкнутой и незамкнутой линиями, их распознавание на чертеже | |
| |
Числа от 1 до 10. Число 0.Нумерация | 10 | Регулятивные УУД: принимать и сохранить учебную задачу: оценивать результат своих действий, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, определять цель выполнения заданий на уроке; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Познавательные УУД: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках, ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Коммуникативные УУД: использовать в общении правила вежливости, строить понятные для партнера высказывания, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности(в ходе дидактической игры); использовать речь для регуляции своего действия. Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика»; осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу, осознавать математические составляющие окружающего мира, осознание «количественности» мира; понимают значение границ собственного знания и «незнания», осознают необходимость самосовершенствования, адекватно судят о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием. Смысловое чтение и работа с текстом:ориентироваться в содержании текста, находить в тексте требуемую информацию, формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; Основы учебно-исследовательской деятельности:распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, использовать такие естественно-научные приёмы и методы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование установление границ применимости модели/теории; Формирование ИКТ компетентности :соблюдать требования техники безопасности, гигиен, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работ с различными экранами. |
Конкретный смысл и название действия — сложение. Знак сложения — плюс (+). Название числа, полученного в результате сложения (сумма). Использование этого термина при чтении записей. | |
Конкретный смысл и название действия — вычитание. Знак вычитания — минус (–). Название числа, полученного в результате вычитания (разность, остаток). Использование этого термина при чтении записей | |
Знакомство с числом и цифрой 7, последовательностью чисел от 1 до 7. Установление соответствия между последовательностью букв А, Б, В, Г, Д, Е и Ё в русском алфавите и числами 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7. Знакомство с составом числа 7. Сравнение чисел от 1 до 7 | |
Измерение длины отрезка различными мерками | |
Название, образование и запись числа 0. Свойства нуля. Сравнение чисел в пределах 7. Место нуля в последовательности чисел до 7 | |
Название, образование, запись и последовательность чисел от 0 до 10. Сравнение чисел в пределах 10. Принцип построения натурального ряда чисел: присчитывание и отсчитывание по единице. Состав чисел от 2 до 10. | |
Числа от 1 до 10. Число 0.Сложение и вычитание | 18 | Личностные: осознание математических составляющих окружающего мира; имеют желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности, осознают необходимость самосовершенствования. Регулятивные: освоение способов вычисления и установления взаимосвязи между предметами, уметь организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель выполнения заданий на уроке, выполнять действия в соответствии с учителем по предложенному плану, самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи. Познавательные: осмысление математических действий и величин, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков, уметь ориентироваться в учебнике, сравнивать предметы объекты: находить общее и различие; осуществление сравнения чисел, местонахождения предметов, осуществление синтеза как составление целого из частей Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и отвечать на поставленный вопрос в результате диалога или игровой ситуации. ознакомление с алгоритмом работы в парах, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Смысловое чтение и работа с текстом:ориентироваться в содержании текста, находить в тексте требуемую информацию, формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте). Основы учебно-исследовательской деятельности:распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, использовать такие естественно-научные приёмы и методы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование установление границ применимости модели/теории;использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма Формирование ИКТ компетентности :соблюдать требования техники безопасности, гигиен, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работ с различными экранами. |
Решение примеров на сложение и вычитание, сравнение чисел с помощью числового отрезка | |
Введение новых терминов: предыдущее число, последующее число. Знакомство с правилами прибавления (вычитания) числа 1. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 1. Игры с использованием числового отрезка. | |
Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) числа 1 | |
Решение примеров на сложение (вычитание) в несколько действий вида 4 + 1 + 1 или 7 – 1 | |
Знакомство с способами прибавления (вычитания) 2. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 2. | |
Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) 2 | |
Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи | |
Знакомство со способами прибавления (вычитания) 3. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 3. | |
Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) 3 | |
Знакомство с сантиметром как единицей измерения длины и его обозначением. | |
Знакомство со способами прибавления (вычитания) 4. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 4. | |
Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) 4 | |
Задачи, раскрывающие смысл отношения«столько же». Столько же и ещё … . Столько же, но без … . Задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же и ещё …», «столько же, но без …». | |
Задачи, раскрывающие смысл отношений «на … больше», «на … меньше» | |
| |
Числа от 1 до 10. Число 0.Сложение и вычитание | 40 | Регулятивные УУД: уметь осуществлять пошаговый контроль по результату деятельности, различать верно выполненное задание от неверного, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, уметь организовывать своё рабочее место, уметь самостоятельно ставить цель предстоящей работы, адекватно воспринимать оценку учителя, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ решения. Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика»; осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу, осознавать математические составляющие окружающего мира, осознание «количественности» мира; понимают значение границ собственного знания и «незнания», осознают необходимость самосовершенствования, адекватно судят о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные УУД: отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, уметь составлять целое из частей, самостоятельно достраивать недостающих компонентов. определять тему сюжетной картины; использовать числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел, перечислять компоненты действий сложения и вычитания, находить неизвестные компоненты подбором; составление числовых равенств и неравенств; осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: уметь рассуждать и анализировать условие задачи, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, обмениваться мнениями, слушать другого ученика, уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнёра. Смысловое чтение и работа с текстом:ориентироваться в содержании текста, находить в тексте требуемую информацию, формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;использовать полученный опыт восприятия информации объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении. Основы учебно-исследовательской деятельности:распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, использовать такие естественно-научные приёмы и методы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование установление границ применимости модели/теории; Формирование ИКТ компетентности: соблюдать требования техники безопасности, гигиен, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работ с различными экранами. |
Знакомство со способами прибавления (вычитания) 5. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 5. | |
Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) 4 | |
Сравнение численностей множеств, знакомство с правилом определения, на сколько одно число больше или меньше другого, решение задач на разностное сравнение | |
Единица массы — килограмм. Определение массы предметов с помощью весов, путём взвешивания | |
Рассмотрение ситуаций, иллюстрирующих сложение и вычитание отрезков | |
Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей | |
Рассмотрение переместительного свойства сложения | |
Дополнение условия задачи вопросом. Составление и решение цепочек задач | |
Применение переместительного свойства для случаев вида: + 5, + 6, + 7, + 8, + 9. | |
Составление таблиц прибавления чисел 6, 7, 8 и 9 | |
Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей | |
Подготовка к введению задач в 2 действия | |
Разбиение задачи на подзадачи. Запись решения задачи по действиям. Планирование решения задачи | |
Вместимость и её измерение с помощью литра | |
Изучение взаимосвязи действий сложения и вычитания. Правило нахождения неизвестного слагаемого.Задачи на нахождение неизвестного слагаемого | |
Применение способа дополнения до 10 при вычитании 6, 7, 8 и 9. | |
Решение примеров – 6, – 7, – 8, – 9. Составление таблиц вычитания 6, 7, 8 и 9. | |
Таблица сложения. Составление сводной таблицы сложения чисел в пределах 10. Обобщение изученного | |
Числа от 11 до 20. Нумерация | 6 |
Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись, чтение и последовательность чисел от 10 до 20 | |
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 2, 12 – 1, 12 + 1, 12 – 2, 12 – 10 | | Личностные: осознание «количественного» мира; понимают значение границ собственного знания и «незнания», осознают необходимость самосовершенствования, адекватно судят о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: освоение способов установления количественных взаимосвязей между объектами, принимать и сохранить учебную задачу: оценивать результат своих действий, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, определять цель выполнения заданий на уроке. Познавательные: осмысление математических понятий на предметно - конкретном уровне,понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках, ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Коммуникативные: формирование умения отвечать на поставленный вопрос. Знать способы образования чисел второго десятка; умение рассуждать; логически мыслить; умение решать задачи; умение пользоваться таблицей. Смысловое чтение и работа с текстом:ориентироваться в содержании текста, находить в тексте требуемую информацию, ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. Основы учебно-исследовательской деятельностираспознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;использовать догадку, озарение, интуицию. |
Знакомство с новой единицей длины — дециметром. Соотношение между дециметром и сантиметром | |
| |
Сложение и вычитание вида 13 + 2, 17 – 3. | |
Сложение и вычитание | 22 | |
Сложение вида 9 + 2 | | Личностные:проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика»; осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу, осознавать математические составляющие окружающего мира; расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; умеют работать в паре. Регулятивные: освоение способов вычисления и установления взаимосвязи между предметами,уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, адекватно воспринимать оценку учителя и учащихся. Познавательные: осмысление математических действий и величин,уметь составлять целое из частей, самостоятельно достраивать недостающих компонентов, осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием дополнительной литературы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; использование системы понятий и предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счёт, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними, геометрические представления, работа с данными); формализование условия задачи. Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, формировать умения работать в парах и группах, уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика, использовать в общении правила вежливости, строить понятные для партнера высказывания, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Смысловое чтение и работа с текстом:ориентироваться в содержании текста, находить в тексте требуемую информацию, ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. Основы учебно-исследовательской деятельности:распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;использовать догадку, озарение, интуицию. Формирование ИКТ компетентности: соблюдать требования техники безопасности, гигиен, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работ с различными экранами. |
Сводная таблица сложения чисел в пределах 10. Обобщение изученного | |
. Вычисления вида 12 – 5 | |
Вычисления вида 15 – 12, 20 – 13 | |
Номер п/п, | Название раздела и темы | Кол – во часов | Дата |
план. | факт. |
Сравнение и счёт предметов (12 ч) | | | |
1 | Какая бывает форма. Сравнение предметов по форме. Форма плоских геометрических фигур: круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, овальная | 1 | | |
2 | Разговор о величине. Сравнение предметов по размерам. Установление отношений: больше — меньше, шире — уже, выше — ниже, длиннее — короче и др. | 1 | | |
3 | Расположение предметов. Расположение предметов в пространстве. Ориентация на плоскости и в пространстве с использованием слов: на, над, под, между, слева, справа, перед, за, вверху, внизу | 1 | | |
4 | Количественный счёт предметов. Счёт предметов в пределах 10: прямой и обратный. Количественные числительные: один, два, три и т.д. | 1 | | |
5 | Порядковый счёт предметов. Упорядочивание предметов. Знакомство с порядковыми числительными: первый, второй… Порядковый счёт | 1 | | |
6 | Чем похожи? Чем различаются? Сравнение предметов по форме, размерам и другим признакам, выявление свойств предметов, нахождение предметов, обладающих заданными свойствами, выявление общего у разных предметов, нахождение различия у предметов, сходных в каком-то отношении | 1 | | |
7 | Расположение предметов по размеру. Расположение предметов по величине в порядке увеличения или уменьшения | 1 | | |
8 | Столько же. Больше. Меньше. Сравнение двух групп предметов с объединением предметов в пары: столько же, больше, меньше | 1 | | |
9 | Что сначала? Что потом? Распределение событий по времени:сначала, потом, до, после, раньше, позже. Направление движения. Упражнения насоставление маршрутов движения и кодирование маршрутов по заданному описанию. Чтение маршрутов | 1 | | |
10—11
12 | На сколько больше? На сколько меньше? Сравнение численностей двух множеств предметов: много — мало, немного, больше — меньше, столько же, поровну. Два способа уравнивания численностей множеств. Разностное сравнение численностей множеств: на сколько больше? На сколько меньше? Урок повторения и самоконтроля1. Выполнение упражнений на повторение и закрепление изученного материала | 2
1 |
| |
Множества и действия над ними (9 ч) | |
1
2—3
4—5 | Множество. Элемент множества. Рассмотрение различных конечных множеств предметов или фигур, выделение элементов этих множеств, группировка предметов или фигур по некоторому общему признаку, определение характеристического свойства заданного множества, задание множества перечислением его элементов. Части множества. Разбиение множества предметов на группы в соответствии с указанными признаками. Равные множества. Знакомство с понятием «равные множества», знаками = (равно) и ≠. Поэлементноесравнение двух-трёх конечных множеств | 5 |
| |
6
7—8
9 | Точки и линии. Знакомство с понятиями точки и линии (прямая линия и кривая линия) и их изображением на чертеже. Внутри. Вне. Между. Знакомство с обозначением точек буквами русского алфавита. Расположение точек на прямой и на плоскости в указанном порядке: внутри, вне, между. Подготовка к письму цифр. Урок повторения и самоконтроля. Выполнение упражнений на повторение и закрепление изученного материала. Контрольная работа № 1 | 4 |
| |
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (15 ч) | |
1 | Число и цифра 1. Рассмотрение одноэлементных множеств. Знакомство с числом и цифрой 1 | 1 | | |
2 | Число и цифра 2. Рассмотрение двухэлементных множеств. Знакомство с числом и цифрой 2, последовательностью чисел 1 и 2. Установление соответствия между последовательностью букв А и Б в русском алфавите и числами 1 и 2 | 1 | | |
3 | Прямая и её обозначение. Распознавание на чертежепрямой и непрямой линии.Знакомство со способом изображения прямой линии на чертеже с помощью линейки. Исследование свойств прямой линии: 1) через одну точку можно провести много прямых; 2) через две точки проходит только одна прямая | 1 | | |
4 | Рассказы по рисункам. Подготовка к введению понятия задача | 1 | | |
5 | Знаки + (плюс), – (минус), = (равно). Чтение и запись числовых выражения с использованием знаков + (плюс), – (минус), = (равно) | 1 | | |
6 | Отрезок и его обозначение. Знакомство с отрезком, его изображением и обозначением на чертеже | 1 | | |
7 | Число и цифра 3. Рассмотрение трёхэлементных множеств. Знакомство с числом и цифрой 3, последовательностью чисел от 1 до 3. Установление соответствия между последовательностью букв А, Б и В в русском алфавите и числами 1, 2 и 3. Знакомство с составом чисел 2 и 3, принципом построения натурального ряда чисел. Присчитывание и отсчитывание по единице | 1 | | |
8 | Треугольник. Знакомство с элементами треугольника (вершины, стороны, углы) и его обозначением | 1 | | |
9 | Число и цифра 4. Знакомство с числом и цифрой 4, последовательностью чисел от 1 до 4. Установление соответствия между последовательностью букв А, Б, В и Г в русском алфавите и числами 1, 2, 3 и 4. Знакомство с составом числа 4 | 1 | | |
10 | Четырёхугольник. Прямоугольник. Знакомство с понятием четырёхугольника, его элементами (вершины, стороны, углы) и обозначением. Распознавание четырёхугольников (прямоугольников) на чертеже | 1 | | |
11 | Сравнение чисел. Знаки (больше), (меньше) | 1 | | |
12 | Число и цифра 5. Знакомство с числом и цифрой 5, последовательностью чисел от 1 до 5. Установление соответствия между последовательностью букв А, Б, В, Г и Д в русском алфавите и числами 1, 2, 3, 4 и 5. Знакомство с составом числа 5. Сравнение чисел от 1 до 5 | 1 | | |
13 | Число и цифра 6. Знакомство с числом и цифрой 6, последовательностью чисел от 1 до 6. Установление соответствия между последовательностью букв А, Б, В, Г, Д и Е в русском алфавите и числами 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Знакомство с составом числа 6. Сравнение чисел от 1 до 6 | 1 | | |
14 | Замкнутые и незамкнутые линии. Знакомство с замкнутой и незамкнутой линиями, их распознавание на чертеже | 1 | | |
15 | Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 2 | 1 | | |
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (продолжение; 10 ч) | |
1
2 | Сложение. Конкретный смысл и название действия — сложение. Знак сложения — плюс (+). Название числа, полученного в результате сложения (сумма). Использование этого термина при чтении записей.
Вычитание. Конкретный смысл и название действия — вычитание. Знак вычитания — минус (–). Название числа, полученного в результате вычитания (разность, остаток). Использование этого термина при чтении записей | 2 |
| |
3 | Число и цифра 7. Знакомство с числом и цифрой 7, последовательностью чисел от 1 до 7. Установление соответствия между последовательностью букв А, Б, В, Г, Д, Е и Ё в русском алфавите и числами 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7. Знакомство с составом числа 7. Сравнение чисел от 1 до 7 | 1 | | |
4 | Длина отрезка. Измерение длины отрезка различными мерками | 1 | | |
5 | Число и цифра 0. Название, образование и запись числа 0. Свойства нуля. Сравнение чисел в пределах 7. Место нуля в последовательности чисел до | 1 | | |
6—9 10 | Числа 8, 9 и 10. Название, образование, запись и последовательность чисел от 0 до 10. Сравнение чисел в пределах 10. Принцип построения натурального ряда чисел: присчитывание и отсчитывание по единице. Состав чисел от 2 до 10. Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 3 | 5 |
| |
Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание (18 ч) | |
1 | Числовой отрезок. Решение примеров на сложение и вычитание, сравнение чисел с помощью числового отрезка | 1 | | |
2
3 | Прибавить и вычесть 1. Введение новых терминов: предыдущее число, последующее число. Знакомство с правилами прибавления (вычитания) числа 1. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 1. Игры с использованием числового отрезка. Решение примеров + 1 и – 1. Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) числа 1 | 2 |
| |
4 | Примеры в несколько действий. Решение примеров на сложение (вычитание) в несколько действий вида 4 + 1 + 1 или 7 – 1 – 1 – 1 с помощью числового отрезка. Подготовка к введению приёмов присчитывания и отсчитывания по 1, по 2 | 1 | | |
5
6 | Прибавить и вычесть 2. Знакомство с способами прибавления (вычитания) 2. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 2. Решение примеров + 2 и – 2. Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) 2 | 2 |
| |
7 | Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи | 1 | | |
8
9 | Прибавить и вычесть 3. Знакомство со способами прибавления (вычитания) 3. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 3. Решение примеров + 3 и – 3. Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) 3 | 2 | | |
10 | Сантиметр. Знакомство с сантиметром как единицей измерения длины и его обозначением. Измерение длин отрезков в сантиметрах | 1 | | |
11
12 | Прибавить и вычесть 4. Знакомство со способами прибавления (вычитания) 4. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 4. Решение примеров + 4 и – 4. Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) 4 | 2 |
| |
13 14
15—17 | Столько же. Задачи, раскрывающие смысл отношения«столько же». Столько же и ещё … . Столько же, но без … . Задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же и ещё …», «столько же, но без …». Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Задачи, раскрывающие смысл отношений «на … больше», «на … меньше» | 5 |
| |
18 | Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 4 | | | |
Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание (продолжение;40 ч) | |
1
2—4 | Прибавить и вычесть 5. Знакомство со способами прибавления (вычитания) 5. Составление таблицы прибавления (вычитания) числа 5. Решение примеров + 5 и – 5. Закрепление знания таблицы прибавления (вычитания) 4 | 4 |
| |
5—6 | Задачи на разностное сравнение. Сравнение численностей множеств, знакомство с правилом определения, на сколько одно число больше или меньше другого, решение задач на разностное сравнение | 2 | | |
7—8 | Масса. Единица массы — килограмм. Определение массы предметов с помощью весов, путём взвешивания | 2 | | |
9—10 | Сложение и вычитание отрезков. Рассмотрение ситуаций, иллюстрирующих сложение и вычитание отрезков | 2 | | |
11—12 | Слагаемые. Сумма. Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей | 2 | | |
13 | Переместительное свойство сложения. Рассмотрение переместительного свойства сложения | 1 | | |
14—15 | Решение задач. Дополнение условия задачи вопросом. Составление и решение цепочек задач | 2 | | |
16
17 | Прибавление 6, 7, 8 и 9. Применение переместительного свойства для случаев вида: + 5, + 6, + 7, + 8, + 9. Решение примеров + 6, + 7, + 8, + 9. Составление таблиц прибавления чисел 6, 7, 8 и 9 | 2 |
| |
18—20 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей | 3 | | |
21 | Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 5 | 1 | | |
22—23 | Задачи с несколькими вопросами. Подготовка к введению задач в 2 действия | 2 | | |
24—25 | Задачи в 2 действия. Разбиение задачи на подзадачи. Запись решения задачи по действиям. Планирование решения задачи | 2 | | |
26 | Литр. Вместимость и её измерение с помощью литра | 1 | | |
27 | Нахождение неизвестного слагаемого. Изучение взаимосвязи действий сложения и вычитания. Правило нахождения неизвестного слагаемого.Задачи на нахождение неизвестного слагаемого | 1 | | |
28 29—30
31—32 | Вычитание 6, 7, 8 и 9. Применение способа дополнения до 10 при вычитании 6, 7, 8 и 9. Решение примеров – 6, – 7, – 8, – 9. Составление таблиц вычитания 6, 7, 8 и 9. Таблица сложения. Составление сводной таблицы сложения чисел в пределах 10. Обобщение изученного | 5 | | |
33—40 | Уроки повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 6 | 8 | | |
Числа от 11 до 20. Нумерация (6 ч) | |
1
2 3—4 | Образование чисел второго десятка. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Двузначные числа от 10 до 20. Запись, чтение и последовательность чисел от 10 до 20. Сложение и вычитание. Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 2, 12 – 1, 12 + 1, 12 – 2, 12 – 10 | 4 |
| |
5—6 | Дециметр. Знакомство с новой единицей длины — дециметром. Соотношение между дециметром и сантиметром | 2 | | |
Сложение и вычитание (22 ч) | |
1—3 4—5 | Сложение и вычитание без перехода через десяток. Сложение и вычитание вида 13 + 2, 17 – 3. Уроки повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 6 | 5 |
| |
6—11 | Сложение с переходом через десяток. Сложение вида 9 + 2 | 6 | | |
12 | Таблица сложения до 20. Сводная таблица сложения чисел в пределах 10. Обобщение изученного | 1 | | |
13—14 | Вычитание с переходом через десяток. Вычисления вида 12 – 5 | 2 | | |
15—17 | Вычитание двузначных чисел. Вычисления вида 15 – 12, 20 – 13 | 3 | | |
18—19 | Уроки повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 7 | 2 | | |
20—22 | Повторение.Итоговая контрольная работа за 1 класс | 3 | | |
1. Рабочие программы: Предметная линия учебников Г.В. Дорофеева и Т.Н. Мираковой: 1-4классы.
2. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник с приложением на электронном носителе. 1 класс. В 2-х частях
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник с приложением на электронном носителе. 2 класс. В 2-х частях
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник с приложением на электронном носителе. 3 класс. В 2-х частях
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник с приложением на электронном носителе. 4 класс. В 2-х частях
3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях
4. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс»
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Методическое пособие к учебнику «Математика. 2 класс»
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Методическое пособие к учебнику «Математика. 3 класс»
5. Технологические карты по математике Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. 1 класс
Технологические карты по математике Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. 2 класс
Технологические карты по математике Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. 3 класс
Технологические карты по математике Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. 4 класс Книгопечатная продукция:
Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой. 1 -4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова – М., Просвещение, 2011
Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 1 класс: Ч. 1.
Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 1 класс: Ч. 2.
Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 2 класс: Ч. 1.
Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 2 класс: Ч. 2.
Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 3 класс: Ч. 1.
Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 3 класс: Ч. 2.
Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 4 класс: Ч. 1.
Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 4 класс: Ч. 2.
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival. 1september.ru