СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ПМ.1 Преподавание в области музыкальной деятельности.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа профессионального модуля для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ПМ.1 Преподавание в области музыкальной деятельности.»


Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»




УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГОБПОУ «Усманский

многопрофильный колледж»

__________Небогин А.В.

«___» __________ 2017г.









рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ. 01 Преподавание в области музыкальной деятельности


44.02.03 Педагогика дополнительного образования

















2017 г.


Рабочая программа ПМ. 01 «Преподавание в области музыкальной деятельности», разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.


Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Усманский многопрофильный колледж»



Разработчик:

Смольянинов О.А., преподаватель музыки.



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании ПЦК педагогики, психологии и частных методик (Протокол № от « » ___________201 г.)


Председатель предметно-цикловой комиссии

__________________ (Минаева О. В.)

роспись Ф.И.О.

























СОДЕРЖАНИЕ




1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


7

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


9

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


29

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


31



























1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ.01 Преподавание в области музыкальной деятельности



1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): преподавание в области музыкальной деятельности и соответствующих профессиональных (ПК):

 ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК 1.5. Анализировать занятия.

ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- анализа планов и организации занятий по программам дополнительного образования детей в области музыкальной деятельности, разработки предложений по их совершенствованию;

- определения цели и задач, планирования и проведения занятий по программам дополнительного образования детей в области музыкальной деятельности;

- наблюдения, анализа и самоанализа занятий по программам дополнительного образования детей в области музыкальной деятельности, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

- ведения документации, обеспечивающей образовательный процесс.

уметь:

находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;

определять цели и задачи занятий в области музыкальной деятельности;

разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области дополнительного образования детей;

педагогически обосновано выбирать и реализовывать разные формы, методы, приемы обучения и воспитания при работе с одновозрастным и (или) разновозрастным объединением детей по интересам в области музыкальной деятельности, в том числе с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей обучающихся и группы детей;

демонстрировать способы, приемы деятельности в музыкальной области дополнительного образования детей;

стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к музыкальной области деятельности;

создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;

выявлять и поддерживать одарённых детей в области музыкальной деятельности;

работать с детьми, имеющими отклонения в развитии, девиантное поведение;

проводить педагогическое наблюдение за занимающимися;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (лицами, их заменяющими);

взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их заменяющими);

использовать ИКТ и технические средства обучения в образовательном процессе;

контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, результаты освоения программы дополнительного образования;

осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам их проведения;

анализировать занятия в музыкальной области дополнительного образования;

осуществлять дополнительное образование детей в музыкальной области деятельности на общекультурном, углубленном, профессионально-ориентированном уровнях;

вести учебную документацию;

знать:

технологические основы в области музыкальной деятельности дополнительного образования;

психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности;

особенности дополнительного образования детей в области музыкальной деятельности;

теоретические основы и методику планирования занятий в музыкальной области дополнительного образования детей;

принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в области музыкальной деятельности;

методы, методики и технологии организации деятельности детей в области музыкального дополнительного образования;

основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей;

способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к области музыкальной деятельности;

педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области музыкальной деятельности;

специфику работы с детьми разного возраста, одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями, девиантным поведением;

основные виды технических средств обучения, ИКТ и их применение в образовательном процессе;

инструментарий и методы контроля качества процесса и результатов дополнительного образования в области музыкальной деятельности;

педагогические и гигиенические требования к организации обучения музыкальному виду деятельности;

логику анализа занятий;

методику бизнес-планирования, основы взаимодействия с социальными партнёрами по вопросам организации дополнительного образования в области музыкальной деятельности;

виды документации, требования к ее оформлению.


1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 2197 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 1633 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 565 часов;

учебной и производственной практики 504 часа.


2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Преподавание в области музыкальной деятельности», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

 ПК 1.1

Определять цели и задачи, планировать занятия.

 ПК 1.2

Организовывать и проводить занятия.

 ПК 1.3

Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

 ПК 1.4

Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

 ПК 1.5

Анализировать занятия.

 ПК 1.6

Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

 ПК 3.1

Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

 ПК 3.2

Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

 ПК 3.3

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.4

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.5

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

ОК 11

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.








3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Объем профессионального модуля и виды учебной работы



Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

2197

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

1099

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

959

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

565

в том числе:


индивидуальное проектное задание


внеаудиторная самостоятельная работа


реферат


Производственная практика 396

Учебная практика 108


3. Структура и содержание профессионального модуля

3.1. Содержание обучения по профессиональному модулю «Преподавание в области музыкальной деятельности»



Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся,

курсовая работа (проект)

Объём,

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ПМ. 01 Преподавание в области музыкальной деятельности.




МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности.


271

Раздел 1.

Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности


271

Тема 1.1. Введение в курс методики преподавания по программам ДОД в музыкальной деятельности.

Содержание

3

1

Методика преподавания по ПДО в музыкальной деятельности - место дисциплины в учебном процессе.

1,2

2

Общая характеристика предмета.

1,2

3

Цель, задачи, содержание предмета.

1,2

Практические занятия

-


Тема 1.2. Методы музыкального воспитания.

Содержание

10

1

Общая характеристика методов: общепедагогические и специальные: (Методы стимулирования музыкальной деятельности. Метод размышления о музыке. Наглядно-слуховой метод. Метод создания композиций. Метод музыкального обобщения. Метод сопереживания. Метод моделирования художественно-творческого процесса.)

1,2

Практические занятия

7


1

Наглядно-слуховой метод и метод размышления о музыке как средство активизации певческой работы на занятии.

2

Использование общедидактических и музыкальных методов обучения в процессе восприятия музыки.

Тема 1.3. Субъекты процесса музыкального воспитания школьников в системе ДОД: педагог, учащиеся, родители.

Содержание

8

1

Профессиональные компетенции педагога ДО в музыкальной деятельности, сущность и социальная значимость будущей профессии.

1,2

2

Музыкальные способности детей: сущность, особенности выявления. Определение уровня музыкальных способностей школьников.

1,2

3

Основные компоненты музыкального слуха: персептивный и продуктивный.

1,2

4

Методика определения уровня музыкальных способностей школьников

1,2

5

К Формы взаимодействия педагога с родителями. Особенности воспитания музыкальной культуры школьников в семье.

1,2

Практические занятия

6




1

Определение уровня музыкальных способностей школьников. - Ролевая игра «Родительское собрание» по теме «Мы едем в театр».

Тема 1.4. Методика конструирования и проведения внеурочных занятий в творческих коллективах и объединениях.

Содержание

10

1

Формы внеурочных занятий

1,2,3

2

Примерная структура тематического учебного занятия в учебном кабинете. Организация занятия. Теоретическая часть занятия, практическая часть занятия, окончание занятия.

1,2,3

3

Требования к учебному занятию творческого объединения: к организационным условиям, к дидактической деятельности педагога; к воспитывающему характеру деятельности педагога, к профессионально - личностным качествам педагога.

1,2,3

4

Требования к учебному занятию творческого объединения: к умению педагога учитывать особенности психолого-педагогической характеристики учебной группы при организации музыкальной деятельности детей на занятии.

1,2,3

5

Начальный этап организации творческого коллектива - комплектование состава детского коллектива. Требование к организации первого занятия творческого объединения: первый этап занятия. Второй этап занятия: разъяснение цели, задач, содержания программы творческого объединения. Третий этап занятия - выявления уровня первичной подготовки учащихся.

1,2,3

Практические занятия

16


1

Организация и проведение первого занятия творческого объединения «Клуб любителей музыки».

2

Организация и проведение первого занятия вокального кружка «Звонкие голоса».

3

Организация и проведение второго занятия творческого объединения «Клуб любителей музыки» и вокального кружка «Звонкие голоса»

Тема 1.5. Требования к организации пространства учебного кабинета в системе

ДОД.

Содержание

10

1

Организация пространства учебного кабинета музыки. Требования к оформлению учебного кабинета для музыкальной деятельности в учреждениях ДОД.

1,2,3

2

«Презентация учебного кабинета».

1,2,3

3

Требования Сан Пин к учебному кабинету музыки.

1,2,3

4

Требования техники безопасности к проведению занятий музыки.

1,2,3

Практические занятия

-


Тема 1.6. Виды учебной документации в системе ДОД, требования к оформлению.

Содержание

8

1

Четыре уровня системы документации в учреждениях ДОД.

2

2

Нормативная база образовательной деятельности учреждения ДОД.

2

3

Учебно-методическая документация учреждения ДОД.

2

4

Личная документация педагога и воспитанников.

2

Практические занятия


-


Тема 1.7 Использование информационно-коммуникационных технологий и технических средств обучения в процессе музыкальных занятий в системе ДОД.

Содержание

4

1

Особенности ИКТ в музыкальном дополнительном образовании учащихся.

2,3

Практические занятия

8


1

Преобразование средствами MicrosoftWord текстов песен для вокальной работы, проецируя их на мультимедийный экран и разучить с сокурсниками.

2

Разработать компьютерную презентацию для сопровождения фрагмента занятия выбрав самостоятельно тему.

3

Подготовить серию слайдов с текстами, рисунками и звуковым сопровождением.

4

Курсовой проект: «Развитие вокально-хоровых навыков в учреждениях ДОД»

3

Тема 1.8. Вокальный ансамбль, основы формирования коллектива. Методика работы в детском вокальном коллективе.

Содержание

9

1

Вокальный ансамбль - творческий коллектив. Цель, задачи вокально-хоровой работы в ансамбле

2

2

Организация творческого коллектива. Пути и средства формирования детского творческого коллектива. Функции детского коллектива.

2

3

Основные принципы вокально-хоровой работы в детском коллективе.

2

4

Содержание работы с вокально-хоровым коллективом.

2

5

Основные методы вокально-хоровой работы.

2

6

Роль вокального ансамбля в музыкальном воспитании детей.

2

7

Задачи педагога ДО в процессе формирования творческого коллектива.

2

Практические занятия

3


1

Разработать и представить презентацию: цели и задачи руководителя творческого коллектива (младший школьный возраст).

2

Курсовой проект: «Развитие вокально-хоровых навыков в учреждениях ДОД»

3

Тема 1.9.Формы работы вокального коллектива. Драматургия репетиции. Репертуар.

Содержание

14

1

Основные формы работы вокального коллектива: групповые занятия; индивидуальные занятия; концертно - исполнительская деятельность.

2,3

2

Репертуар, как основополагающий фактор музыкального воспитания школьников. Особенности подбора репертуара для различных возрастных групп. Методические принципы подбора репертуара для вокальных ансамблей. Подбор и представление песенного репертуара для занятий в вокальном ансамбле для дошкольного возраста, с учетом цели, задач, планируемого результата. Подбор и представление песенного репертуара для занятий в вокальном ансамбле для младшего школьного возраста, с учетом цели, задач, планируемого результата.

2,3

3

Драматургия репетиции. Занятие творческого коллектива как творческий процесс. Особенности построения и видоизменения отдельно взятого занятия от поставленных целей и задач.

2,3

4

Презентация известных современных вокальных ансамблей.

2,3

5

Методика применения игровых приемов на занятии. Игровые приемы в процессе вокально-хоровой работы.

2,3

6

Определение основных стадий развития голоса. Определение основных свойств певческого голоса. Четыре основных стадии развития детского певческого голоса. Определение свойств певческого голоса старших школьников.

2,3

Практические занятия

3


1

Вокальные упражнения для снятия напряженности голоса.

2

Моделирование фрагмента занятия: определение свойств певческого голоса.

3

Курсовой проект: «Развитие вокально-хоровых навыков в учреждениях ДОД»

6

Тема 1.10. Способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста.

Содержание

9

1

Нестандартные формы организации музыкальных занятий

2

2

Проблемно-поисковые ситуации как средство включения обучающихся в творческую деятельность.

2

3

Активные формы и методы в музыкальном воспитании.

2

4

Дифференцированное обучение как принцип активизации познавательной деятельности обучающихся. Дидактические игры.

2

5

Наглядный и дидактический материал для проведения музыкальных занятий.

2

6

Использование средств ИКТ в работе с вокальными ансамблями.

2

7

Методы формирования и стимулирования интереса к музыкальным занятиям.

2

Практические занятия

2


1

Моделирование фрагмент занятия вокального ансамбля использую проблемно-поисковые ситуации в процессе разучивания песни.

2

Моделирование фрагмента вокального занятия, используя музыкально - дидактическую игру «Корифей». Проанализируйте с сокурсниками цель и задачи данного вида работы.

3

Используя средства MicrosoftWord преобразуйте тексты песен для вокально-хоровой работы в дидактическом материале и, проецируя их на мультимедийный экран. Разучите с сокурсниками.

4

Создать партитуры детских песен с помощью программы Sibelius.

5

Используя программу Finale подготовить нотный материал для распевания группы и провести с сокурсниками фрагмент занятий.

6

Используя энциклопедию классической музыки (Коминфо,2002) провести тематические экскурсии о музыкальной культуре разных стран.

7

Курсовой проект: «Развитие вокально-хоровых навыков в учреждениях ДОД»

8

Тема 1.11. Планирование учебно-образовательного процесса в системе ДОД.

Содержание

6

1

Планирование как творчество педагога ДОД. Виды планирования процесса музыкального воспитания. Функции и содержание планирования. Общие требования к планированию учебно-образовательного процесса в системе ДОД.

2,3

2

Учебный план - документ определяющий график учебного процесса. Рабочая образовательная программа. Календарно-тематическое планирование, план-конспект занятия.




2,3

Практические занятия

2


1

Анализ Рабочих образовательных программ в области музыкальной деятельности.

2

Анализ календарно-тематических планов в системе ДОД.

3

Курсовой проект: «Развитие вокально-хоровых навыков в учреждениях ДОД»

10

Тема 1.12 Контроль и оценка на музыкальных занятиях в ДОД.

Содержание

8

1

Учет и контроль результатов музыкального воспитания в системе ДОД. Оценка на музыкальных занятиях в системе ДОД.

2,3

2

Основные параметры учебных достижений, обучающихся в сфере дополнительного образования.

2,3

3

Структурные модели музыкальных занятий. Модель (форма) занятий как композиционное строение.

2,3

4

Методика определения музыкального развития обучающихся.

2,3

Практические занятия

9


1

Моделирование занятии с дошкольниками, младшими школьниками, старшими школьниками и провести занятия с сокурсниками.

Тема 1.13. Педагогические и теоретические основы развития детского творчества.

Содержание

3

1

Характеристика детского творчества.

2,3

2

Значение художественно - творческой деятельности для музыкального развития обучающихся.

2

3

Метод моделирования художественно-творческого процесса.

2,3

4

Сущность метода моделирования художественно-творческого процесса, связь метода с проблемным.

2,3

5

Импровизация и игра как основа художественного творчества детей.

2,3

Практические занятия

14


1

Проанализировать цель и составляющие компоненты предлагаемых дидактических игр (игровой замысел, игровые действия, роли, правила).

2

Смоделируйте дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха, ладового чувства, чувства ритма.

3

Смоделируйте и проведите фрагмент вокального занятия, используя метод импровизации.

Тема 1.14. Специфика работы с детьми с ЗПР, девиантным поведением.

Содержание

8

1

Прогрессивный метод восстановления здоровья - музыкотерапия. Определение метода «музыкотерапия».

2,3

2

Влияние музыкального фольклора на психоэмоциональное состояние детей на музыкальных занятиях.

2,3

3

Музыкальное воспитание детей с проблемами в условиях семьи.

2,3

4

Методика организации слушания классической музыки с детьми, требующих коррекции.

2,3

5

Организация музыкально-исполнительской деятельности детей с ЗПР в шумовом оркестре.

2,3

Практические занятия

9


1

Разработать и провести фрагменты музыкально-фольклорных праздников с использованием различных видов деятельности: вокально-хоровой, музыкально-ритмической, инструментальной.

2

Ролевая игра «Родительское собрание по теме «Музыкальное воспитание ребенка в семье».

3

Разучивание с сокурсниками песен с использованием ритмических движений или музыкальных инструментов.

Тема 1.15. Специфика работы с музыкально-одаренными детьми.

Содержание

3

1

Актуальность проблемы работы с одаренными и высокомотивированными детьми.

1,2,3

2

Способы выявления одаренности детей.

1,2,3

Практические занятия

6


1

Нарисовать портрет одаренного ребенка.

2

Видео конкурса «Утренняя звезда». Написать эссе.

3

Моделирование индивидуального занятия с музыкально-одаренными детьми.

Тема 1.16. Принципы отбора и структурирования содержания образования в системе ДОД.

Содержание

8

1

Закон «Об образовании».

1,2

2

Концепция содержания образования в ДОД.

1,2

3

Структурные компоненты содержания ДОД.

1,2

4

Принципы отбора содержания дополнительного образования детей.

1,2

5

Основы структурирования содержания музыкального образования.

1,2

6

Основные принципы формирования содержания дополнительного образования в музыкальной деятельности.

1,2

Практические занятия

3


1

Понятие «содержание образования» ст.14 в законе «Об образовании»

Тема 1.17 Методика организации и проведения занятий различных видов музыкальной деятельности детей в ДО.

Содержание

15

1

Характеристика основных методов современного музыкального обучения. Методы музыкального обучения на уроках творческого типа. Методы педагогики искусства. Методы стимулирования музыкальной деятельности. Методы музыкального обучения на занятиях творческого типа. Метод вариативности. Метод проектов.

1,2,3

2

Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова

1,2,3

3

Методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека по Д.Е. Огороднову.

1,2,3

4

Формы работы по методике и их связь с музыкальным развитием.

1,2,3

5

Потенциал полимодальных методов музыкального обучения.

1,2,3

6

Современные методы и методики музыкального воспитания в практической деятельности педагога ДОД.

1,2,3

Практические занятия

13


1

«Проектная деятельность»: распределить роли - руководитель проекта, дети, члены жюри. Защита презентации.

2

Моделирование занятия музыкально-слушательской деятельности для дошкольного возраста.

3

Моделирование занятия музыкально-слушательской деятельности для младшего школьного возраста.

4

Моделирование занятия музыкально-слушательской деятельности для старшего школьного возраста.

5

Подобрать необходимые интонации, тон, темп и динамику речи, соответствующие художественному образу стихотворения о Шопене Хаустова А., подобрать поэтические тексты для проведения этого вида работы.

6

Разучивание песни с сокурсниками с использованием музыкально - ритмических движений.

7

Проведение творческих заданий-этюдов (рассказать содержание музыки «без слов», в движении).

8

Составить список песен, которые вы могли предложить пропеть детям, диагностируя уровень развития музыкальных способностей.

Тема 1.18. Методика бизнес- планирования и основы взаимодействия с социальными партнерами.

Содержание

4

1

Формы внеурочных занятий

2

2

Примерная структура тематического учебного занятия в учебном кабинете. Организация занятия. Теоретическая часть занятия, практическая часть занятия, окончание занятия.

2

Практические занятия

-


Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ. 01

МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности.

- Проработка лекционного материала.

- Приведите примеры реализации в музыкальном воспитании общепедагогических методов, дифференцируемых: по источнику знаний, назначению, характеру познавательной деятельности, дидактическим целям.

- Раскройте специфику реализации общепедагогических методов, применяемых в музыкальном воспитании, на примере словесного, наглядного, практического.

- Выявите суть методов сопереживания, музыкального обобщения, эмоциональной драматургии, моделирования художественно-творческого процесса, содержательного анализа музыкальных произведений.

- Составить примерный конспект индивидуальной беседы с родителями по вопросам музыкального развития ребенка.

- Познакомиться с профессиональной позицией Б.В. Асафьева и ответить на вопросы анкеты.

- Разработать материал для рекламной компании по проведению набора в школьные кружки музыкально-художественной самодеятельности. Презентация работы.

- Разработать сценарий первой встречи с родителями и учениками.

- Подготовка к дискуссии по вопросам: особенности организации пространства в кабинетах для музыкальных занятий.

- Подготовить презентацию кабинета музыки.

- Составить четырех уровневую систему документации в ОУДОД.

- Моделирование фрагментов музыкальных занятий по разным видам музыкальной деятельности с использованием ИКТ.

- Найти в интернет-ресурсах, проанализировать и представить авторские программы педагогов дополнительного образования в музыкальной деятельности.

- Подготовить сообщение о современных детских вокальных ансамблях; историю создания, художественных руководителях; особенностях репертуара.

- Подготовить сообщение о ведущих композиторах - песенниках, сочиняющих музыку для детей (презентация).

- Познакомиться в периодической печати и других источниках информации о принципах подбора детского песенного репертуара для разных возрастных групп (конспект).

- Составить примерный план песенного репертуара для разных возрастных групп.

- Разработать и представить презентацию по теме «Детские музыкальные инструменты.

- Подобрать для импровизации детей несложные стихотворные тексты с ярким образно-эмоциональным содержанием.

- Познакомиться в периодической печати или в интернете с методическими материалами по теме: «Педагогические условия развития творческой личности учеников».

- Составить календарно-тематическое планирование работы с творческим коллективом на полугодие (направление музыкальной деятельности по выбору студента).

- Современной формой оценивания учащихся является «Портфолио». Оценка, как отдельных составляющих, так и в целом ведется на критериальной основе. Разработать критерии оценивания портфолио участников вокального ансамбля.

- Подобрать для импровизации детей несложные стихотворные тексты с образно-эмоциональным содержанием и разработать творческие задания.

- Познакомиться с научно - методическими работами по теме: «Педагогические условия развития творческой личности школьников».

- Разработать рекомендации по организации слушания классической музыки для детей, требующих коррекции и провести с сокурсниками занятие.

- Познакомиться с системой музыкальных занятий К. Орфа. Написать реферат.

- Подготовится к дискуссии по вопросам:

1. Понятие «содержание образования» ст.14 в законе «Об образовании»

2. Главный фактор при конструировании содержания образования

3. Проблемы в проектировании содержания образования Закон «Об образовании».

- Разработать технологические карты музыкальных занятий по направлениям: вокальная работа, музыкально-слушательская деятельность, сольное пение, музыкально-пластическое интонирование.

- Проработка лекционного материала. Подготовка к дискуссии по вопросам: Что такое бизнес-план и для чего он нужен?

- Дайте характеристику основных принципов бизнес-планирования.

136

МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (Хоровое пение и практика работы с хором).


294


Раздел 1.

Элементы хорового пения. Овладение хоровым мастерством.


124

Тема 1.1.

Разделение функций хоровых партий

Практические занятия

30


1

Регистровое строение голосов

2

2

Технологические приспособления как средство работы над тембральными красками хоровых партий

2

3

Тембровый ансамбль

2

4

Эталон звучания хора как условие его вокальной настройки

2

Тема 1.2.

Сущность эстетики академического пения как соотношение стационарных и переходных процессов

Практические занятия

30


1

Дыхание в пении и его специфика в хоре

2

2

Соотношение речевой и певческой артикуляции

2

3

Природа и роль певческого вибрато

2

4

Энергетический, акустический и вибрационный аспекты понятия «высокая позиция пения», применение в хоре

2

5

Разные виды певческой атаки как здоровьесберегающее и выразительное средство

2

6

Особенности звуковедения в хоре и его разновидности как средство выразительности

2

7

Особенности дикции и орфоэпии в хоровом исполнительстве

2

Тема 1.3.

Строй в хоре

Практические занятия

32


1

Специфика развития мелодического и гармонического слуха

2

2

Навык чтения с листа

2

3

Двигательный ансамбль

2

4

Ритмический ансамбль


5

Динамический ансамбль

Тема 1.4.

Эмоционально-образная природа музыкально-певческого исполнительства

Практические занятия

32

1

Хоровые партии, как персонажи драматургии хоровой музыки

2

2

Культурные традиции европейского академического хорового пения

2

3

Технологические средства соответствия основным стилистическим направлениям хорового исполнительства

2

Раздел 2.

Практическая работа с хором.


170


Тема 2.1.

Координация между дирижерским жестом и звучанием хора.

Практические занятия

80

1

Динамические оттенки

2

2

Мануальные движения в работе дирижёра.

2

Тема 2.2.

Репертуарная стратегия развития учебного хорового коллектива

Практические занятия

51


1

Подбор, разучивание, концертные исполнения

2

Тема 2.3.

Коллективный характер работы в хоре.

Практические занятия

39


1

Манера формирования тембра и при помощи «затемнения» или «осветления», округления или открытости звука.

2

2

Психологическое единомыслие певцов.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ. 01.

МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (Хоровое пение и практика работы с хором).

- Игра партитур произведений, соответствующих репертуарному плану;

- Игра фортепианного сопровождения;

- Интонирование своей партии a cappella сольфеджио;

- Пение своей партии с произнесением текста a cappella.

- Пение своей партии с одновременной игрой других голосов в произведениях a cappella;

- Пение своей партии с игрой фортепианного сопровождения;

- Чтение с листа сольфеджио всех остальных партий произведений, находящихся в работе.




147


МДК 01.03 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс)


294


Раздел 1.

1. Человеческий голос как музыкальный инструмент.

2. Дирижерский аппарат.


124

Тема 1.1.

1. Строение голосового аппарата.

2.Основы дирижерской

техники.

Практические занятия

30

1

Вводное занятие.

Основные этапы развития певческого голоса.

Строение голосового аппарата:

-органы дыхания,

-органы звукообразования,

-органы звукоформирования.

Певческая установка:

-положение корпуса, головы.

-свобода мышц лица, шеи и всего артикуляционного аппарата.

Навыки нижнереберного-диафрагматического дыхания.

Атака звука.

Певческая «опора» («столб воздуха» в груди, сильное натяжение мышц брюшного пресса и поясницы).

2

2

Основы дирижерской техники:

-дирижерский аппарат (положение корпуса, головы, рук; мимика).

-дирижерская плоскость.

-свобода, ритмичность и точность дирижерских движений.

-тактирование в размерах 2/4,3/4,4/4.

-характер звуковедения legato.

2

Тема 1.2.

1. Воспитание

вокального слуха.

2. Основы мануальной

техники.

Практические занятия

30


1

Специфика голосообразования в пении и в речи. Воспитание вокального слуха:

-формирование умения контролировать чистоту и качество интонации.

-зонный строй певческого голоса.

-навыки формирования гласных и согласных в пении.

-освоение навыков пения песен детского сада под собственный аккомпанемент.

2

2

Основы мануальной техники:

-дирижерская доля (слабая и сильная доли; дирижерская точка, отдача).

-ауфтакт.

-момент внимания - дыхания - вступления.

-выдержанные длительности.

-снятия (комбинированные и подготовленные).

-нюансы (подвижные и неподвижные).

2

3

закрепление приобретенных навыков.

-1-2 вокализа.

-2-3 вокальных произведения (в том числе р.н.п.).

-хоровая партитура.

Проф. реп.

-произведение 1-3 класса школы.

2

Тема 1.3.

1. Развитие вокального слуха.

2. Основные вопросы

хороведения.

Практические занятия

30


1

Стилистические особенности различных вокальных жанров развитие вокального слуха:

-совершенствование владения певческим дыханием и «опорой» звука.

-высокая и низкая певческая форманта.

-закрепление навыков высокой (головной) позиции звучания голоса.

-работа над расширением диапазона.

-закрепление навыков вокально-речевой артикуляции.

-освоение навыков кантиленного пения.

2

2

Музыкально-теоретический анализ (объяснение и расшифровка основных понятий хороведения). Продолжение работы над элементами дирижерской техники:

-дробленое вступление (после основной метрической доли).

-пунктирный ритм.

-размеры 6/8,6/4.

-прием дирижирования alia breve.

-характер звуковедения non legato.

2

3

-Закрепление вокальных и дирижерских навыков.

- 1-2 вокализа.

-песня современного автора.

-русская народная песня.

-хоровое произведение (5 класс).

Проф. реп.

-песня детского сада (старшая группа) под собственный аккомпанемент.

2

Тема 1.4.

1. Резонаторы.

2.Средства

музыкальной

выразительности.

Практические занятия

34


1

Различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки

Резонаторы - органы звукоформирования: головной резонатор; грудной резонатор; микст.

-выравнивание регистров.

Самооценка качества звучания голоса (анализ певческого процесса). Развитие вокально-исполнительских навыков.

Навыки пения a cappella.

2

2

Средства музыкальной выразительности:

-пауза.

-синкопа.

-фермата.

-фразировка.

-контрастная динамика.

2

3

Контроль за чистотой и качеством певческой интонации.

-развитие исполнительских навыков.

- 1-2 вокализа.

-р.н.п. (без сопровождения).

-классическое произведение.

-хоровое произведение (4-5 класс).

Проф. реп.

-песня детского сада (подготовительная группа) под собственный аккомпанемент.

2

Раздел 2.

1. Развитие вокальных и дирижерских навыков.

2. Применение знаний по вокалу и дирижированию на практике.



170


Тема 2.1.

1.Развитие подвижности голоса (фиоритура).

2.Агогика-наука о темпах.

Практические занятия

40

1

Жанровые особенности вокальной музыки. Использование средств выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам развитие подвижности голоса:

-совершенствование механизма певческого дыхания.

-филирование звука.

-музыкальная формула: ритм-пульс-вдохновение.

-достижение декламационной выразительности при качественном вокальном звучании.

-тембр.

-фальцетное звучание (для юношей).

2

2

Агогика.

-показ разнохарактерных темпов; смена темпов.

-подвижные темпы (замедление, ускорение).

-характер звуковедения staccato.

-размеры 5/4, 5/8 (основная схема и alia breve).

2

3

-решение творческих задач в музыкальных произведениях с помощью нюансировки, фразировки, пульса, филировки, тембра.

-1-2 вокализа.

-1-2 классическое произведение.

-хоровая партитура.

Проф. реп.

-произведение хоровой практики (5-6 класс):

•музыкально-теоретический анализ;

•исполнение под собственный аккомпанемент или с гармонической поддержкой.

2

Тема 2.2.

1. Применение знаний и умений на

педагогической практике.

2. Грамотное и выразительное

управление хоровым коллективом

Практические занятия

40


1

Методические основы работы над детским

песенным репертуаром. Исполнение вокальных произведений с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения . Освоение умения проводить методико-педагогический анализ певческого процесса.

Совершенствовать навыки пения:

-без сопровождения.

-под собственный аккомпанемент.

Приобретение навыков пения в ансамбле (дуэт, трио и т.д.)

2,3

2

Управление хоровым коллективом:

-выразительность в показе звуковедения, фразировки и нюансировки.

-точность в показе дирижерских элементов (внимание, дыхание, вступление, выдержанные длительности, снятие).

-освоить навыки работы с песней:

•тактирование голосов;

•гармоническая поддержка мелодии;

•звуковысотное тактирование мелодии;

•транспонирование мелодии.

-прием дирижирования «на раз»

2,3

3

-закрепление навыков методико-педагогического анализа.

- 1-2 вокализа.

-классическое произведение.

-ансамбль.

-хоровая партитура.

Проф. реп.

-песня (7-8 класс) под аккомпанемент концертмейстера. -произведение хоровой практики.

2,3

Тема 2.3.

1.Закрепление

совершенствования

вокально-технических и художественны навыков студентов на основе развития их вокального слуха.

2.Консультация и визирование песенного репертуара для

практики в школе.

Практические занятия

51


1

Разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар. Закрепление навыков:

-звукообразования.

-звукоформирования.

-дыхания.

Дальнейшее развитие подвижности голоса и расширение диапазона.

Тембровое выравнивание звучания голоса по всему диапазону.

Работа над словом по принципу «поющие гласные в золотой оправе согласных» Станиславский.

2

2

Работа над песенным материалом для педагогической практики в школе (визирование конспектов). Сведения о гигиене и охране детского голоса.

Сложные размеры 3/2, 9/8, 12/8.

2

3

Закрепление певческих и дирижерско-хоровых навыков. - 1-2 вокализа.

-романс.

-классическое произведение крупной формы.

Проф. реп.

-визирование песенного репертуара школьной практики.

2

Тема 2.4.

Совершенствование

навыков разучивания и исполнения песен детского и школьного репертуара.

Практические занятия

39


1

Исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент. Требования к охране и гигиене голоса. Дальнейшее развитие:

-вокального слуха, вокально-технических, исполнительских и методических навыков и умений. Методика разучивания детского и школьного репертуара.

Совершенствование навыков художественного исполнения детских и школьных песен:

-взаимодействие голоса и музыкального сопровождения

-драматургия.

-эмоциональность.

-искренность.

-музыкальное чутье и вкус.

2

2

-работа над песенным репертуаром (исполнение и методический анализ).

-1-2 вокализа.

-1-2 классическое произведение.

Проф. реп.

-визирование произведения школьной практики.

-работа над песнями из альтернативных программ.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ. 01.

МДК.01.03 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс)

-закрепление приобретенных навыков.

-разбор музыкального материала.

-уметь слушать, контролировать исполнение музыкальных произведений.

-использовать нюансировку произведений, как средства музыкальной выразительности.

-грамотно выучивать музыкальный материал (ритм, метр, характер, звуковедение и т.д.).

-самостоятельно отрабатывать элементы мануальной техники.

-творческий подход к изучению музыкального материала.

-умение грамотно сделать музыкально-теоретический анализ произведения.

-качественное, осознанное выучивание музыкальных произведений.

-поиск собственного варианта исполнения произведения на основе приобретенных знаний.

-добиваться более точного и тонкого исполнения произведений на основе средств музыкальной выразительности.

-детально изучать музыкальный и литературный язык произведения для хоровой практики. -подготовить письменную аннотацию на произведение по хоровой практике.

-работа над музыкальным материалом с применением детального самоанализа вокально-хорового исполнения.

-качественная домашняя подготовка к практической работе в школе.

-изучение основ гигиены и охраны детского голоса.

- достижение полной исполнительской свободы в произведениях для практики в школе.

147


МДК 01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс)


270

Раздел 1. Формирование первоначальных навыков игры на инструменте.


32

Тема 1.1.

Устройство инструмента (аккордеон).

Практические занятия

2


1

Вводное занятие.

2

2

Знакомство с инструментом. История его возникновения. Разновидности современных инструментов (аккордеон)

2

Тема 1.2.

Постановка

исполнительского

аппарата.

Практические занятия

4


1

Понятие «исполнительский аппарат». Правила посадки, установки инструмента, регулировки ремней и постановки рук. Краткие анатомо-физиологические сведения об исполнительском аппарате.

2

Тема 1.3.

Особенности

звукоизвлечения.

Практические занятия

26


1

Основы звукоизвлечения. Основные способы открытия клапанов, типовые виды туше. Правила ведения меха и смены его движения. Понятие «штрих» и «приемы звукоизвлечения». Основные виды штрихов. Динамические тембровые средства аккордеона. Основные принципы применения регистров.

2

2

Гаммы: До мажор каждой рукой в одну октаву штрихами legato, non legato, staccato; тонические трезвучия и их обращения правой рукой.

2

Раздел 2. Развитие

исполнительской техники.



40


Тема 2.1.

Основные технические формулы.

Практические занятия

40

1

Понятие «исполнительская техника». Работа над позициями руки на клавиатуре. Этюды и упражнения на разные виды техники. Методы работы над этюдами и упражнениями.

2

2

Гаммы: До, Соль мажор двумя руками в одну октаву основными штрихами; тонические трезвучия и их обращения, короткие арпеджио в тех же тональностях правой рукой.

2

Раздел 3. Работа над музыкальным произведением.



48


Тема 3.1.

Ознакомление с произведением.

Практические занятия

14

1

Знакомство с музыкальным произведением, прослушивание произведения. Сведения о композиторе. Анализ произведения. Тематический материал и гармония. Определение стилистических особенностей. Анализ формы. Тональный план. Особенности темпов, агогика. Метр и ритм. Фразировка и общий динамический план. Определение основной и частных кульминаций. Характер штрихов и артикуляций. Аппликатура. Формирование исполнительского замысла. Определение жанра музыкального произведения (пьеса композиторов-классиков и современных авторов, обработка народных песен и танцев).

2

2

Гаммы: До, Соль, Фа мажор двумя руками в одну - две октавы основными штрихами; тонические трезвучия и их обращения; короткие арпеджио в тех же тональностях правой рукой.

2

Тема 3.2.

Детальная работа над музыкальным произведением.

Практические занятия

16


1

Реализация исполнительского замысла. Соотношение частей и целого произведения. Принцип логического членения на элементы формы: часть, период, предложение, фраза, мотив. Работа над интонационной основой элементов формы. Работа над фактурой. Стадия относительной готовности произведения. Работа над аккомпанементом. Медленная игра всего произведения с точным выполнением исполнительского замысла.

2

2

Гаммы мажорные до трёх знаков в ключе основными штрихами и штриховыми вариантами двумя руками в одну - две октавы; короткие и длинные арпеджио в тех же тональностях; ля, ми минор (натуральный) каждой рукой отдельно в одну октаву.

2

Тема 3.3.

Исполнение произведения в целом.

Практические занятия

18


1

Соединение элементов формы в целое. Работа над звуком, динамикой. Стабилизация и совершенствование технических приемов. Игра наизусть в авторских темпах с полным эмоциональным «накалом».

2

Раздел 4. Работа над детским репертуаром.



60


Тема 4.1.

Музыка для слушания.

Практические занятия

16

1

Подбор музыкального материала по слушанию для детей. Работа над музыкально-художественным образом.

2

2

Гаммы: мажорные до трёх знаков в ключе основными штрихами и штриховыми вариантами двумя руками в две октавы; ля минор (натуральный) в одну - две октавы двумя руками; тонические трезвучия и их обращения; короткие и длинные арпеджио в тех же тональностях; хроматическая гамма.

2

Тема 4.2.

Произведения для музыкально-ритмических движений.

Практические занятия

20


1

Назначение - музыка для музыкально-ритмических движений. Важнейшие жанры музыкальных произведений, предназначенных для выявления и подчеркивания четкости, яркости и выразительности движений. Особенности работы над маршами и танцами.

2

Тема 4.3.

Песни для детей.

Практические занятия

24


1

Жанры детской песни - шуточные, лирические, хороводные, плясовые и другие. Основные требования к разучиванию песен детского репертуара. Значение словесного текста песни, как обязательное условие его освоения. Способы разучивания школьной песни. Разновидности аккомпанемента в песнях.

2

Раздел 5. Формирование музыкальных творческих навыков.



51


Тема 5.1.

Составление аккомпанемента побуквенно, цифровым обозначением аккордов.

Практические занятия

17

1

Гармонизация мелодии побуквенно-цифровым обозначением аккордов. Налаживание и укрепления слуховых и двигательных ощущения в процессе составления аккомпанементов.

2

2

Гаммы: мажорные до трёх знаков в ключе основными штрихами и штриховыми вариантами двумя руками в две октавы; минорные до 2-х знаков в ключе (натуральный) в одну - две октавы двумя руками; тонические трезвучия и их обращения; короткие и длинные арпеджио в тех же тональностях; хроматическая гамма.

2

Тема 5.2.

Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование.

Практические занятия

34


1

Чтение с листа, игра по слуху и транспонирование, как метод развития музыкальных способностей. Его важность для музыкально-воспитательной работы с детьми. Способы и приемы транспонирования музыкального материала.

2

Раздел 6. Подготовка к профессиональной деятельности.



39


Тема 6.1.

Освоение музыкального материала для практики в школе.

Практические занятия

15

1

Осознание роли музыкальных занятий в формировании духовной культуры ребенка. Принципы подхода к изучению музыкального материала по практике в школе. Выявления средств художественного воплощения авторского замысла.

2

Тема 6.2.

Повышение

исполнительского

мастерства.

Практические занятия

16


1

Репетиционный период. Интеллектуально-творческая интерпретация произведений. Участие в концертах. Ознакомление с новой музыкальной литературой, адресованной детям. Изучение методической литературы по повышению мастерства. Ансамблевое исполнение как вид исполнительского искусства.

2

2

Гаммы: мажорные до трёх знаков в ключе основными штрихами и штриховыми вариантами двумя руками в две октавы; минорные до 2-х знаков в ключе (3-х видов) в одну - две октавы двумя руками; тонические трезвучия и их обращения; короткие и длинные арпеджио в тех же тональностях; хроматическая гамма.

2

Тема 6.3

Ансамблевое исполнение как вид исполнительского искусства.

Практические занятия

8


1

Техническое освоение произведений, формирование двигательных навыков. Особенности исполнения музыкального произведения коллективом. Звуковое соотношение партий как основное условие качества ансамблевого исполнения.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ. 01.

МДК 01.04 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (музыкально-инструментальный класс)

- Упражнения для выработки рациональной постановки рук, свободы и гибкости всей руки. Специальные упражнения за инструментом с учетом специфики игровых условий и движений левой руки.

- Знание обозначений в тексте музыкальных произведений основных приемов звукоизвлечения, их реализация в игре. Работа над основными штрихами на гаммах и арпеджио, а также упражнениях. Динамические оттенки.

- Игра гамм, арпеджио, аккордов. Упражнения на основные элементы техники. Работа над этюдами. Выбор целесообразной аппликатуры, определение позиций, опоры.

- Самостоятельный разбор музыкального текста. Ритмические трудности. Выбор аппликатуры и технических приемов в отдельных фрагментах пьесы. Проставление смены меха с последующей корректировкой преподавателем в классе.

- Тщательный разбор нотного текста.

- Осознание исполнительских задач. Самовоспитание воли и чувства ответственности за качество исполнения. Исполнение музыкальных произведений на педагогической практике в школе.

- Самостоятельный разбор нотного текста. Сведения об авторах произведений. Применение приобретенных качеств ансамблевого исполнения в практической деятельности.

- Подбор музыкального материала для музыкально-ритмических движений. Работа над характером, четкостью, выразительностью исполнения.

- Подбор песен. Самостоятельное выучивание словарного и музыкального текста. Работа над ансамблевым соотношением пения и аккомпанемента. Составление плана разучивания песни и репетиционной работы.

- Гармонизация мелодии. Подбор аккомпанемента в зависимости от характера произведения.

- Чтение с листа, игра по слуху и транспонирование.

- Работа над выразительностью музыкально-художественного образа произведений.

- Анализ и самооценка собственного исполнения. Подготовка к участию в концертных мероприятиях.

- Работа над ритмом - фактором ансамблевого единства. Формирование музыкального образа. Работа над штрихами, динамикой темпом.

135


УП. 01 Учебная практика

Виды работ:

  1. Формирование первоначальных навыков игры на инструменте.

  2. Развитие исполнительской техники.

  3. Работа над музыкальным произведением.

  4. Работа над детским репертуаром.

  5. Формирование музыкальных творческих навыков.

  6. Ансамблевое исполнение как вид исполнительского искусства.

  7. Элементы хорового пения. Овладение хоровым мастерством.

  8. Практическая работа с хором.

  9. Певческая установка.

  10. Пение вокальных упражнений.

  11. Формирование певческого дыхания.

  12. Формирование певческой артикуляции.

  13. Формирование звуковысотного интонирования

  14. Пение произведений.

108


ПП. 01 Производственная практика

Виды работ:

  1. Формирование первоначальных навыков игры на инструменте.

  2. Устройство инструмента

  3. Постановка исполнительского аппарата

  4. Особенности звукоизвлечения

  5. Основные технические формулы

  6. Ознакомление с произведением

  7. Развитие исполнительской техники.

  8. Работа над музыкальным произведением.

  9. Работа над детским репертуаром.

  10. Формирование музыкальных творческих навыков

  11. Ансамблевое исполнение как вид исполнительского искусства.

  12. Разделение функций хоровых партий.

  13. Регистровое строение голосов

  14. Технологические приспособления как средство работы над тембральными красками хоровых партий

  15. Тембровый ансамбль

  16. Эталон звучания хора как условие его вокальной настройки

  17. Дыхание в пении и его специфика в хоре

  18. Соотношение речевой и певческой артикуляции

  19. Природа и роль певческого вибрато

  20. Разные виды певческой атаки как здоровье сберегающее и выразительное средство

  21. Особенности звуковедения в хоре и его разновидности как средство выразительности

  22. Строй в хоре

  23. Эмоционально-образная природа музыкально-певческого исполнительства

  24. Координация между дирижерским жестом и звучанием хора

  25. Коллективный характер работы в хоре

  26. Репертуарная стратегия развития учебного хорового коллектива (подбор, разучивание, концертные исполнения).

  27. Строение голосового аппарата

  28. Воспитание вокального слуха.

  29. Развитие вокального слуха.

  30. Резонаторы.

  31. Развитие подвижности голоса.

  32. Певческая установка.

  33. Пение вокальных упражнений.

  34. Формирование певческого дыхания.

  35. Формирование певческой артикуляции.

  36. Формирование звуковысотного интонирования

  37. Пение произведений.

396





4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета для индивидуальных занятий по музыке и кабинета для теоретических групповых учебных дисциплин.

– учебниками и учебными пособиями, нотным, дидактическим материалом, аудио и видеозаписями, имеющими гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации». Библиотечные фонды колледжа обеспечиваются научными периодическими изданиями России.

– разработанной ППССЗ, включающей учебный план, рабочие программы и учебно-методические материалы по всем учебным дисциплинам, положения о проведении различных видов практик с указанием информационной базы и т.п., позволяющими эффективно проводить текущий, промежуточный и итоговый контроль по каждой дисциплине и профессиональному модулю;

– необходимой учебно-методической литературой по МДК специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности), а также профессиональными журналами: «Музыка и электроника», «Музыка».

– компьютерными классами, в т. ч. классом открытого доступа в Интернет, которые используются в учебном процессе для проведения занятий по учебным дисциплинам, предполагающим использование информационных технологий, для разработки и защиты ВКР, курсовых и реферативных студенческих работ. Преподаватели имеют электронные версии учебников, учебных и учебно- методических пособий, учебно-методических рекомендаций по МДК учебного плана, КОС, которыми студенты пользуются в процессе выполнения самостоятельных и практических работ. Большинство МДК специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) обеспечены разработанными преподавателями УМК. Педагогический колледж располагает читальным залом, в котором студентам предоставляется возможность получения информации из сети интернет, электронной библиотеки. 4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Абдулин Э.Б. Методика музыкального образования. - М., 2012.

  2. Абдулин Э.Б. Теория музыкального образования. - М., 2013.

  3. Алиеа Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М., 2000

  4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. - М., 2011.

  5. Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь - М.,2012.

  6. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. - М., 2013.

  7. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебник для студ.пед. училищ и колледжей. М: Гуман. изд. центр ВЛАДОС,2011г.

  8. Гуслова М.Н. Инновационные пед.технологии. Учеб. пособие для студентов СПО - М. Изд.центр «Академия», 2011г.

  9. Королева Т.П. Методика музыкального воспитания. - М., 2010.

  10. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки. - М., 2015.

  11. Матвеева Л.В. Теория и практика музыкального воспитания в семье. - Екатеренбург, 2013.


Дополнительные источники:

  1. Алексеев А. Методика обучения на аккордеоне. - М. 2011

  2. Теплов Б. Психология музыкальных способностей - М.Л. 2013

  3. Петрушин В. Музыкальная психология - М. 2012


Интернет-ресурсы:

  1. http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/- Электронный каталог Российской государственной библиотеки

  2. http://www.edu.ru/ - портал «Российское образование».

  3. Corel Draw - векторный графический редактор, позволяющий создавать и редактировать векторные изображения непосредственно на экране компьютера, а также сохранять их в различных векторных форматах

  4. Photoshop - растровый графический редактор, позволяющий рисовать и редактировать изображения на экране компьютера, а также сохранять их в различных растровых форматах. В отличии от векторного редактора, растровый используют для представления изображений матрицу точек.

  5. Power Point - программа для создания и проведения презентации

  6. Paper Folding 3D - программа-учебник предназначенная для виртуального создания классических моделей оригами.

  7. 5. Контроль и оценка результатов освоения
  8. профессионального модуля
  9. (вида профессиональной деятельности)
    1. Результаты

    2. (освоенные профессиональные компетенции)

    1. Основные показатели оценки результата

    1. Формы и методы

    2. контроля и оценки

    1. Определять цели и задачи, планировать занятия.

    1. Постановка целей и задач занятий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, санитарно-гигиеническими нормами.

    1. Экспертная оценка разработки плана

    2. музыкального занятия в практической

    3. деятельности.

    4. Экспертная оценка организации

    5. проведения музыкальной деятельности.

    6. Экспертная оценка анализа процесса и

    7. результата музыкальной деятельности.

    8. Экспертная оценка уровня владения различными видами музыкальной деятельности. Анализ и оценка соответствия ведения документации установленным требованиям в процессе практики.

    1. Организовывать и проводить занятия.

    1. Разработка плана организационных действий по проведению занятий.

    1. Экспертная оценка разработки плана

    2. музыкального занятия в практической

    3. деятельности.

    4. Экспертная оценка организации

    5. проведения музыкальной деятельности.

    6. Экспертная оценка анализа процесса и

    7. результата музыкальной деятельности.

    8. Экспертная оценка уровня владения различными видами музыкальной деятельности. Анализ и оценка соответствия ведения документации установленным требованиям в процессе практики.

    1. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

    1. Соответствие разработанных методических материалов примерным программам с учетом области деятельности

    1. Экспертная оценка разработки плана

    2. музыкального занятия в практической

    3. деятельности.

    4. Экспертная оценка организации

    5. проведения музыкальной деятельности.

    6. Экспертная оценка анализа процесса и

    7. результата музыкальной деятельности.

    8. Экспертная оценка уровня владения различными видами музыкальной деятельности. Анализ и оценка соответствия ведения документации установленным требованиям в процессе практики.

    1. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

    1. Владение разными видами анализа занятий;

    2. Адекватность самооценки педагогической деятельности;

    3. Соблюдение этических норм при анализе занятий;

    4. Полнота самоанализа занятий (процесса и результата).

    1. Экспертная оценка разработки плана

    2. музыкального занятия в практической

    3. деятельности.

    4. Экспертная оценка организации

    5. проведения музыкальной деятельности.

    6. Экспертная оценка анализа процесса и

    7. результата музыкальной деятельности.

    8. Экспертная оценка уровня владения различными видами музыкальной деятельности. Анализ и оценка соответствия ведения документации установленным требованиям в процессе практики.

    1. Анализировать занятия.

    1. Владение разными видами анализа занятий;

    2. Адекватность самооценки педагогической деятельности;

    3. Соблюдение этических норм при анализе занятий;

    4. Полнота самоанализа занятий (процесса и результата).

    1. Экспертная оценка разработки плана

    2. музыкального занятия в практической

    3. деятельности.

    4. Экспертная оценка организации

    5. проведения музыкальной деятельности.

    6. Экспертная оценка анализа процесса и

    7. результата музыкальной деятельности.

    8. Экспертная оценка уровня владения различными видами музыкальной деятельности. Анализ и оценка соответствия ведения документации установленным требованиям в процессе практики.

    1. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

    1. Полнота соответствия календарно-тематического, годового планирования занятий по программе деятельности УДО детей.

    1. Экспертная оценка разработки плана

    2. музыкального занятия в практической

    3. деятельности.

    4. Экспертная оценка организации

    5. проведения музыкальной деятельности.

    6. Экспертная оценка анализа процесса и

    7. результата музыкальной деятельности.

    8. Экспертная оценка уровня владения различными видами музыкальной деятельности. Анализ и оценка соответствия ведения документации установленным требованиям в процессе практики.

    1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

    1. 1. Анализ примерных методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) в соответствии с предложенной схемой.

    2. 2. Умение адаптировать и применять имеющиеся методические разработки к условиям конкретного учреждения культуры, образования.

    3. 3. Разработка планов досуговых мероприятий с учётом особенностей возраста, индивидуальных особенностей детей и подростков.

    4. 4. Планирование собственной деятельности, готовность изменить план в случае необходимости.

    5. 5. Обоснованный выбор наиболее эффективных технологий проведения досуговых мероприятий с учетом вида учреждения и особенностей возраста воспитанников.

    1. Экспертная оценка решения ситуационных задач, выполнения практико-ориентированных заданий, экспертная оценка индивидуальных домашних заданий, самооценка.

    1. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

    1. 1. Участие в создании предметно-развивающей среды в учреждении образования, культуры в соответствии с педагогическими, гигиеническими, специальными требованиями.

    2. 2. Подбор оборудования для обогащения предметно-развивающей среды и проведения досуговых мероприятий.

    3. 3. Оценивание педагогической и развивающей ценности отдельных объектов предметной среды.

    1. Внешняя оценка (руководитель практики), тест.

    1. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

    1. 1. Определение цели, задач, планирование индивидуальной исследовательской деятельности с помощью руководителя.

    2. 2. Выбор, обоснование и использование методов и методик педагогического исследования и проектирования.

    3. 3. Выбор необходимого информационного источника, определение необходимости обращения к нему.

    4. 4. Владение способами фиксации результатов: составление плана, тезисов, конспектирование, рецензирование, реферирование.

    5. 5. Владение технологиями изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы.

    6. 6. Осуществление психолого-педагогического исследования в соответствии с этическими нормами и правилами.

    7. 7. Умение анализировать и оценивать состояние социально-педагогических явлений, причины, условия и характер их возникновения и развития.

    8. 8. Умение анализировать опыт других педагогов.

    9. 9. Умение выделять ключевые моменты своей и чужой деятельности.

    1. Самооценка, взаимооценка, внешняя оценка преподавателя.

    2. Экспертная оценка

    1. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

    1. 1. Оформление педагогических разработок в соответствии с имеющимися требованиями к ним: к структуре, стилю изложения, оформлению и т.д.

    2. 2. Владение технологией разработки устного выступления.

    3. 3. Владение навыками публичных выступлений.

    1. Экспертная оценка педагогических разработок, взаимооценка, самооценка.

    1. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

    1. 1. Определение целей, задач, содержания, форм, методов и средств при планировании дошкольного образования воспитанников.

    2. 2. Анализ эффективности методов дошкольного образования, применяемых в ДОУ.

    3. 3. Участие в исследовательской и проектной деятельности.

    4. 4. Сформированность методологической культуры, владение логикой педагогического исследования.

    5. 5. Готовность к поисковой исследовательской деятельности.

    6. 6. Умение находить и оценивать альтернативы решения проблем.

    7. 7. Способность и готовность самостоятельно организовать учебно-профессиональную деятельность на основе её планирования и оценки.

    1. Экспертная оценка, самооценка,

    2. оценка индивидуальных домашних заданий, внешняя оценка.

  10. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

    1. Результаты

    2. (освоенные общие

    3. компетенции)

    1. Основные показатели оценки результата

    1. Формы и методы

    2. контроля и оценки

    1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    1. - демонстрация интереса к будущей профессии;

    2. - эффективная самостоятельная работа при изучении профессионального модуля;

    3. - результативное участие в студенческих конференциях, олимпиадах по профилю специальности;

    4. - трудоустройство по полученной специальности

    1. Проверка выполнения самостоятельных работ;

    2. экспертная оценка результатов участия в конференциях и олимпиадах;

    3. анкетирование

    1. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    1. - правильная последовательность выполнения действий на практических занятиях и во время учебной, производственной практики;

    • обоснованность выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач;

    1. - личная оценка эффективности и качества выполнения работ.

    1. экспертная оценка выполнения практических работ на практических занятиях;

    2. экспертная оценка выбора алгоритма выполнения производственных заданий при прохождении производственной практики

    1. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

    1. - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач, возникающих в процессе составления и использования бухгалтерской отчетности

    1. Экспертная оценка выполнения практических работ на практических занятиях;

    2. экспертная оценка выполнения производственных заданий при прохождении производственной практики

    1. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    1. - оперативность поиска необходимой информации, обеспечивающей наиболее быстрое, полное и эффективное выполнение профессиональных задач;

    2. - владение различными способами поиска информации;

    3. - адекватность оценки полезности информации;

    4. - использование найденной для работы информации в результативном выполнении профессиональных задач, для профессионального роста и личностного развития;

    5. - самостоятельность поиска информации при решении не типовых профессиональных задач.

    1. Проверка выполнения самостоятельных работ

    1. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

    1. - использование ИКТ при изучении тем МДК модуля и при выполнении практических и самостоятельных заданий;

    2. - использование справочно-правовых компьютерных систем в учебной и профессиональной деятельности;

    1. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ и практических заданий на практических занятиях и во время производственной практики

    1. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,

    2. коллегами и социальными партнерами.

    1. - Соблюдение этики в процессе выполнения групповых заданий.

    2. - Соблюдение деловой этики в процессе взаимодействия с руководством, коллегами, социальными партнерами во время практики и внеурочной работы.

    3. - Умение быстро адаптироваться в новом коллективе и выполнять свою часть работы в общем ритме.

    4. - Умение налаживать конструктивный диалог, аргументированно убеждать других в правильности предлагаемого решения.

    5. - Признание своих ошибок и способность признавать чужую точку зрения.

    6. - Умение как руководить, так и подчиняться в зависимости от поставленных задач.

    7. - Умение сдерживать личные амбиции и оказывать помощь другим.

    8. - Умение управлять своими эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий/антипатий.

    1. Наблюдение, анализ

    1. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

    1. - Владение способами организации деятельности обучающихся (воспитанников).

    2. - Уметь анализировать и оценивать состояние социально-педагогических явлений, причины, условия и характер их возникновения и развития

    3. - Анализ результатов деятельности и сопоставление их с поставленной целью

    4. - Осознание последствий своей деятельности

    1. Наблюдение, анализ деятельности и её результатов

    1. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    1. - организация самостоятельной работы при изучении профессионального модуля;

    2. - стремление к расширению, углублению и закреплению профессиональных умений и знаний

    1. Анализ результатов наблюдения;

    2. экспертная оценка выполнения самостоятельных работ

    1. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

    1. - Готовность изменять свою деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

    2. - Проявление эмоциональной устойчивости в ситуациях социально – профессиональной напряжённости.

    3. - Использование современных технологий организации и проведения досуговых мероприятий.

    1. Анализ продуктов деятельности (планы, сценариев), наблюдение.

    1. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

    1. - Организация и проведение досуговых мероприятий с учетом педагогических и гигиенических требований.

    1. Наблюдение, анализ.

    1. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

    1. - Знание правовых норм профессиональной деятельности.

    2. - Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с правовыми нормами.

    1. Опрос,

    2. Наблюдение, анализ, отзывы работодателя и потребителей услуг.