МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Ермаковская начальная школа-детский сад»
Республики Крым
Утверждено:
Рассмотрено на заседании Приказ № от 2015 г.
Педагогического совета Директор МБОУ «Ермаковская начальная
Протокол № от_______2015 г. школа - детский сад»
__________ /Г.А.Бочарова/
Рабочая программа
на 2015/ 2016 учебный год
Учебный предмет Основы светской этики ( базовый уровень)
Класс 4
Количество часов: в неделю 1; всего за год 34
Учитель (ФИО) Бородина Т.А.
Планирование составлено на основе программы (название, авторы)на основе Рабочей программы к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса автора А.И. Шемшурина.
Используемый учебник (название, авторы, выходные данные) Шемшурина А.И. :«Основы светской этики 4 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : – М. : Просвещение, 2014г.;
Тематическое планирование составил (а)
Бородина Т.А. / ФИО /
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающегопоколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основахрелигиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование,решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры вобщеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейшихкультурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основырелигиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящегошкольников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности,гуманизм и духовные традиции.
Место предмета в базисном учебном планеФедеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль по выбору) на этапе начального образования в 4 классах из расчета 1 учебный час в неделю.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4
класса автора А.И. Шемшурина.
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
-приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
-Примерных образовательных программ начального общего образования;
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопроссовершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически иосновывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую системумежличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модулисогласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними идругими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы
религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом
многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по
выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации
образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и
коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российскойкультуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного,культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единствароссийской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в
учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальныхситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболееэффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы вих
выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационныхтехнологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанногопостроения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР ИСВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой
единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:
«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх
основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики»
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Основное содержание курса (34 часа)
№п/п | Дата | Тема урока | Кол-во час. |
1. | | Этика – наука о нравственной жизни человека. | 1 |
2. | | Добрым жить на белом сете веселей. | 1 |
3. | | Правила общения для всех | 1 |
4. | | От добрых правил – добрые слова и поступки. | 1 |
5 | | Каждый интересен. | 1 |
6 | | Премудрости этикета. | 1 |
7 | | Красота этикета. | 1 |
8 | | Простые школьные и домашние правила. | 1 |
9 | | Чистый ручеёк нашей речи. | 1 |
10 | | В развитии добрых чувств – творение души. | 1 |
11 | | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | 1 |
12 | | Чувство Родины. | 1 |
13 | | Жизнь протекает среди людей. | 1 |
14 | | Чтобы быть коллективом. | 1 |
15 | | Коллектив начинается с меня. | 1 |
16 | | Мой класс – мои друзья. | 1 |
17 | | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | 1 |
18 | | Жизнь священна. | 1 |
19 | | Человек рождён для добра. | 1 |
20 | | Милосердие – закон жизни. | 1 |
21 | | Жить во благо себе и другим. | 1 |
22 | | Следовать нравственной установке | 1 |
23 | | Достойно жить среди людей. | 1 |
24 | | Уметь понять и простить. | 1 |
25 | | Простая этика поступков. | 1 |
26 | | Общение и источники преодоления обид. | 1 |
27 | | Ростки нравственного опыта поведения. | 1 |
28 | | Доброте сопутствует терпение. | 1 |
29 | | Действия с приставкой «со». | 1 |
30 | | С чего начинается Родина… | 1 |
31 | | В тебе рождается патриот и гражданин. | 1 |
32 | | В тебе рождается патриот и гражданин. | 1 |
33 | | Человек- чело века. | 1 |
34 | | Слово, обращённое к себе. | 1 |
Основное содержание курса (34 часа)
Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.
Что такое честь. Что такое достоинство.
Что такое совесть.
Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.
Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.
Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ блока | Наименование блок | Всего часов |
Блок 1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1 час |
Блок 2 | Основы религиозных культур и светской этики.Часть№1 | 16часов |
Блок 3 | Основы религиозных культур и светской этики.Часть№2 | 12часов |
Блок 4 | Духовные традиции многонационального народа России. | 5часов. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебная программа | Учебники, учебные пособия | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2014. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014. | Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011. | Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011. | Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения). Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРУТАРА
Пособия для учащихся
Лазарев А.И. Народоведение. Дом. Род. Народ. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
Лазарев А.И. Народоведение. Жизнь по народному календарю. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
Лазарев А.И. Народоведение. Народные промыслы и ремёсла. – Челябинск: ЮУКИ, 2000.
Энциклопедическая и справочная литература
Челябинск. История моего города. Книга для чтения / под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. – 2-е изд. – Челябинск: АБРИС, 2005.
Челябинская область. Краткий географический справочник / авт.-сост. М.С.Гитис, А.Л.Моисеев. Челябинск: АБРИС, 2011.
Челябинск. Энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2001.
Челябинская область: Энциклопедия. Т. 1-7. Челябинск: Каменный пояс, 2003-2006.
Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ, 1989.
Праздники народов России. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004.
Календарно – тематическое планирование поОРК и СЭ 4 класс
автор А.И.Шемшурина
№ п/п | | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности обучающегося | Планируемый результат: Личностный (Л); метапредметный (М); предметный (П). | Вид контроля на уроке. |
План- нир. | Факти- ческая |
1. | 04.09 | | Введение. Россия – наша Родина. | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. | М:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; П: Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Л:формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
| Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности». Написать небольшой рассказ о своей Родине. стр.140-143 |
2. | 11.09 | | Этика общения. Этика – наука о нравственной жизни человека. | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. | М:Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. Л: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; П: осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
| Творческая работа «Составление предложений со словами культура». Найти пословицы о вежливости и доброжелательности. стр. 4-8 |
3. | 18.09 | | Добрым жить на белом свете веселей. | Познакомить с какими качествами важно сочетать доброту. | П: формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; М: определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Коллективная рефлексия. Подобрать 4 пословицы и поговорки о доброте.стр.10-15 |
4. | 25.09 | | Правила общения для всех. | Знакомство с важными принципами общения. | М: Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. П: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | Самостоятельная работа. Решение этических задач. Подготовить рассказ о своём друге.стр.16-19 |
5. | 02.10 | | От добрых правил – добрые слова и поступки. | Знакомятся с основными определениями добро и зло. | Л: Понимать и сопереживать чувствам других людей. М: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; | Самостоятельная работа: создание копилки добрых слов. Подготовить рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.стр.20-23 |
6. | 09.10 | | Каждый интересен. | Знакомство с понятием дружба. | П:Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. Л: развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; | Самостоятельная работа: распределить признаки дружбы по их значимости. Стр.24-28 |
7. | 16.10 | | Этикет. Премудрости этикета. | Знакомство с понятием этикет. | П: Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. М: адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; | Практическая работа: обоснуй свой ответ. Найти и обсудить с родителями интересные сведения об этикете.стр.30-33 |
8. | 23.10 | | Красота этикета. | Что главное в правилах этикета? | Л: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. П: осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
| Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия основные правила поведения за столом». Выписать те правила этикета, которые тебе не были знакомы.стр.34-37 |
9. | 30.10 | | Простые школьные и домашние правила этикета. | Знакомство со школьными и домашними правилами этикета. | П:Уметь осознать ценность соблюдения правил этикета. М: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; | Творческое задание: обсуждение ситуаций в группах. Стр.38-41 |
10. | 13.11 | | Чистый ручеёк нашей речи. | Увидеть эмоциональную разницу в произнесении одних и тех же слов. | М: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; | Самостоятельная работа: найти разные оттенки настроения в описании неба.стр.42-46 |
11. | 20.11 | | Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. | Знакомство с понятием душа. | П: Уметь адекватно оценивать стремления своей души. М: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; | Самостоятельная работа: составить предложения с одним из словосочетаний. Нарисуй свою душу.стр.48-51 |
12. | 27.11 | | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | Чему можно научиться у природы? | М: Узнать в чём добрая основа жизни природы. Л: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; | Самостоятельная работа: закончи предложения… Выучи стихотворение о природе.стр52-55 |
13. | 04.12 | | Чувство Родины. | Познакомить с понятием патриотизм. | П: Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; | Коллективная рефлексия.стр.56-59 |
14. | 11.12 | | «Жизнь протекает среди людей» | Выступления учащихся. | Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала.стр.60-62 |
15. | 18.12 | | Этика отношений в коллективе. Чтобы быть коллективом. | Знакомство с понятием коллектив, с советами Д.Карнеги. | П: Сделать вывод об отношениях в нашем классе: что получается, а что сделать не удаётся. М: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | Творческое задание: выразить в красках своё настроение в коллективе. Составить свои правила в коллективе.стр.64-67 |
16. | 25.12 | | Коллектив начинается с меня. | Знакомство с понятием уважение. | П: Уметь адекватно оценивать себя с точки зрения коллектива. М: определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Групповая работа: сделать газету о вашем коллективе.стр.68-69 |
17. | 15.01 | | Мой класс- мои друзья. | Знакомство с понятиями чуткость, бескорыстность, доверие. | М: Осознать готовность помнить не только о себе, но и о других. П: определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Практическая работа: описать хорошие черты ребят из твоего класса. Нарисуй образ доверия.стр70-74 |
18. | 22.01 | | Творческие работы учащихся «Ежели душевны вы и к этике не глухи…» | Выступления учащихся и их обсуждение. | П: Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. М: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; | |
19. | 29.01 | Простые нравственные истины. Жизнь священна. | Знакомство с материальными и духовными потребностями человека. | Л: Осознать, что является наивысшей ценностью для человека. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | Практическое задание: в чём заключается смысл твоей учебной деятельности. Подобрать пословицы и поговорки о значимости жизни человека.стр.82-85 |
20. | 05.02 | | Человек рождён для добра. | На примерах из сказок подтвердить мысль о том, что человек рождён для добра. | Л: Готовность к преодолению в себе вспышек злости, изменить себя во имя добра. М: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; | Творческое задание: нарисуй как, по-твоему, выглядит зло. Подтверди пословицами и поговорками, что человек рождён для добра.стр.86-89 |
21. | 12.02 | | Милосердие – закон жизни. | Знакомство с понятием милосердие. | Л: Понимать в чём различие: проявить милосердие и подать милостыню. М: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; | Творческая работа: нарисуй образ милосердия. Приведи примеры милосердия из художественной литературы.стр.90-93 |
22. | 19.02 | | Жить во благо себе и другим. | Размышлять о важном основании жизни человека: благо, тактичность. | Л: Понимать в чём взаимосвязь блага с жизнью людей. М: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; | Нарисуй, как ты себе представляешь благо.стр.94-98 |
23. | 26.02 | | Душа обязана трудиться. Следовать нравственной установке. | Познакомить с понятием «нравственная установка». | П: Уметь охарактеризовать себя с точки зрения способности действовать в соответствии с нравственной установкой. М: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; | Творческое задание: придумай и изобрази свой знак, обозначающий нравственную установку. Подобрать пословицы и поговорки по теме.стр.100-103 |
24. | 04.03 | | Достойно жить среди людей. | Знакомство с понятием бескорыстие, что значит достойно жить среди людей. | Л: Понимать, почему необходимо верить в себя. М: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; | Самостоятельная работа: создай копилку лучшего в себе. Нарисовать, как вы представляете себе достоинство.стр.104-109 |
25. | 11.03 | | Уметь понять и простить. | Знакомство с понятием гуманизм, гуманность. | Л: Уметь раскрыть своё понимание гуманности в человеке. П: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | Описать глаза мамы в момент грусти и минуты радости. Написать письмо маме о своих чувствах к ней.стр.110-115 |
26. | 18.03 | | Простая этика поступков. | Знакомство с понятием терпимость, с основами этики поступков. | Л: Уметь обосновывать этическую значимость терпимости в человеке. П: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | Подобрать 3-4 пословицы, связанные с понятием «терпимость».стр116-120 |
27. | 25.03 | | Посеешь поступок- пожнёшь характер. Общение и источники преодоления обид. | Проанализировать, как общение помогает преодолевать обиды. | Л: Узнают, что обижает вас в процессе общения с другими людьми и как вы это можете преодолеть. П: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | Самостоятельная работа: дай совет одноклассникам, как избавиться от обид. Подобрать пословицы и поговорки об общении.стр122-125 |
28. | 08.04 | | Ростки нравственного опыта поведения. | Знакомство с ростками опыта нравственного поведения. | Л: Уметь охарактеризовывать себя как нравственного человека. П: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | Составить характеристику наиболее уважаемого тобой одноклассника.стр.126-129 |
29. | 15.04 | | Доброте сопутствует терпение. | Познакомить уч-ся в чём разница между терпением и терпимостью. | Л: Уметь охарактеризовывать себя как терпимого человека. П: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | Продумай сценарий праздника дружбы народов.стр.130-133 |
30. | 22.04 | | Действия с приставкой «со». | Знакомство со словами с приставкой «со» - значит «вместе». | Л: Научатся видеть всю палитру качеств доброты П: определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. . | Поразмышляй о приставке «со» в слове «совесть».стр134-138 |
31. | 29.04 | | Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин. | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. | П: Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, долг, патриот, гражданин, как основы культурных традиций многонационального народа России. Л: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; | Найди пословицы, определяющие человека как гражданина.стр.144-149 |
32. | 06.05 | | Человек- чело века. | Знакомство с назначением и внутренним миром человека. | Л: Уметь охарактеризовы-вать себя с позиции человеческого в человеке. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; | Опиши образ человека, на которого ты хотел бы быть похожим.стр.150-153 |
33. | 13.05 | | Слово обращённое к себе. | Подведение итогов. | Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | Написание небольшого сочинения.стр.154 |
34. | 20.05 | | Обобщающий урок «Дружба народов». | Выступления учащихся: сценарий праздника. Прослушать сочинения. | Л: Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. | |