СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Письмо и развитие речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Письмо и развитие речи". 3 класс по В.В. Воронковой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Письмо и развитие речи"»

Содержание


Пояснительная записка_________________________________________

Содержание программы________________________________________

Учебно-тематический план­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________

Календарно-тематическое планирование_________________________

Список используемой литературы_______________________________




















Пояснительная записка


Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Устава КГКОУ ШИ 9 р. п. Переяславка

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы - под ред. В. В. Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.

  • Учебного плана КГКОУ ШИ 9 на 2015/2016 учебный год

  • Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9 на 2015/2016 учебный год

  • Положения о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015 /2016 учебный год

  • Учебника для обучающихся: Русский язык, А.К. Аксёнова, Э. В. Якубовская, 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 7-е издание. - Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации - М.: «Просвещение», 2011 г.


Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью.

Цель: формирование и совершенствование знаний, умений и навыков устной и письменной речи в разных сферах речевого общения.

Задачи:

·   обучать навыкам грамотного письма и культуры речи;

·   формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;

·   повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

·   научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

·   развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, умственного и речевого развития.

Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.  

Основные направления коррекционной работы:

·   развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

·   развитие навыков каллиграфии;

·   развитие фонетико-фонематических представлений;

·   формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

·   развитие высших психических функций;

·   развитие речи, владение техникой речи;

·   коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Характеристика учебного предмета.

Письмо и развитие речи как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.

Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).

Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.

Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.

Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой обучающихся.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

В 3 классе школьникам с умственной отсталостью даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения у детей с интеллектуальной недостаточностью затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу. В 3 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Слово. В процессе практических грамматических упражнений в 3 классе изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.

Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

Связная речь. Особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Графические навыки. У обучающихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков; используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.

Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию.

Результаты изучения предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Письмо и развитие речи» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Предметными результатами изучения курса «Письмо и развитие речи» является сформированность следующих умений:

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста;

  • восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
    анализировать слова по звуковому составу;

  • различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

  • списывать текст целыми словами;

  • писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы

Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю и составляет 168 часов

в год.

Рабочей программой предусмотрены контрольные и проверочные работы, словарные диктанты по изучаемым темам. В разделе «Приложения» даны примерные тексты для контрольных работ.


Контроль и оценка предметных результатов обучающихся:


Четверть

Вид контроля. Тема.

1 четверть





Контрольное списывание «Хвосты». Повторение.

Контрольное списывание «Звуки и буквы».

Контрольный диктант «Предложение. Звуки и буквы».

Контрольное списывание «гласные и согласные звуки и буквы»

Контрольное списывание «Гласные буквы Е, Ё, И, Э, Ю, Я»

Контрольный диктант за 1 четверть.


Контрольное списывание «Перенос слов при письме».

Контрольное списывание «Твёрдые и мягкие согласные»

Контрольный диктант по теме: «Твердые и мягкие согласные».

Контрольное списывание «Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова».

Контрольный диктант за II четверть.


Контрольный диктант на тему: «Парные звонкие и глухие согласные».

Контрольный диктант «Названия предметов»

Контрольный диктант за 3 четверть.

Контрольный диктант за 4 четверть.

Словарный диктант.

Контрольный диктант за год.

2 четверть







3 четверть




4

Четверть



Содержание программы


ПОВТОРЕНИЕ

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

ЗВУКИ И БУКВЫ

·         Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

·         Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.

·         Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.

·         Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

·         Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.

·         Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

·         Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

·         Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).

СЛОВО

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:

·         называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;

·         нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;

·         подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);

·         согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

Разделительный ъ.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

·         Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

·         Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

·         Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

·         Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).

·         Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

·         Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.

·         Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).

·         Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.

·         Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ

Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:

·         1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;

·         2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;

·         3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;

·         4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;

·         5-я группа — э, х, ж, к;

письмо заглавных букв:

·         1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

·         2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;

·         3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

·         4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.

Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.

Выборочное списывание по указанию учителя.

Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

УСТНАЯ РЕЧЬ

·         Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.

·         Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).

Повторение пройденного за год.

Учебно-тематический план

Разделы

Кол-во

часов

Краткое содержание раздела

Повторение.

Предложение

11 ч.

Употребление простого предложения. Выделение предложений из речи и текста. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Составление схем предложений. Коллективное составление текста изложения с последовательной записью предложений.

Звуки и буквы

79ч.

Количество букв и звуков в слове. Составление пар слов, их сравнение. Образование новых слов путём замены букв. Анализ слов по звукобуквенному составу.

Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

Гласные и согласные звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги.

Гласные буквы Е, Ё, И, Э, Ю, Я. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных.

Ударение в слове. Ударные гласные. Обозначение. Безударные гласные в словах. Различение гласных ударных и безударных. Обозначение ударных гласных в однокоренных словах.

Слог как часть слова. Деление слов на слоги. Запись слов по слогам. Составление слов. Звукобуквенный анализ слов. Составление рассказа по картинке. Запись предложений.

Перенос слов при письме. Слова, состоящие из одного слога. Правила переноса слов. Упражнения на закрепление.

Твёрдые и мягкие согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Мягкие согласные. Обозначение мягких согласных на письме. Твёрдые согласные. Обозначение твёрдых согласных на письме.

Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова буквой ь. Закрепление: буквы, обозначающие мягкость согласных на письме.

Гласные после шипящих. Шипящие согласные: ж, ш, ч, щ. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Сочетание гласных с шипящими.

Парные звонкие и глухие согласные. Согласные звонкие и глухие. Парные звонкие и глухие согласные.

Звонкие и глухие согласные на конце слова. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова (гриб – грибы). Слова с «опасными» согласными на конце.

Разделительный мягкий знак (ь). Слоги с разделительным мягким знаком. Объяснение написания слов с разделительным мягким знаком.

Списывание слов со вставкой в них пропущенных букв. Списывание предложений со вставкой в них пропущенных слов. Различение слов с мягким знаком и разделительным мягким знаком. Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, я, ю, и.

Слово.

48ч.

Названия предметов. Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов. Умение выделять слова в тексте, различать по вопросам кто? что? Употребление в речи в различных формах названий предметов. Связь названий предметов с другими словами в предложениях.

Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень, улиц. Большая буква в именах людей, кличках животных. Большая буква в названиях населённых пунктов, улиц. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

Названия действий. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Названия признаков. Слова, обозначающие признаки предметов. Название признака (качества) данного предмета по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие? Обозначение признаков предметов на письме ( ≈ ). Сравнение двух предметов по их качествам. Подбор и название ряда признаков одного предмета. Определение предмета по ряду признаков.

Предлоги. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами. Разделительный ъ.

Предложение

22ч

Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Умение отвечать на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса. Составление предложений с употреблением винительного, родительного, дательного, творительного, предложного падежей.

Составление предложений на заданную тему.

Составление рассказа по картинке. Запись текста.

Повторение

10ч




Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. Имена собственные. Действия и признаки предметов. Запись рассказа по вопросам. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся


Оценка устных ответов

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.


Оценка письменных работ обучающихся

Оценка знаний осуществляется по результатам повседневных письменных работ, текущих и итоговых контрольных работ.

Основными видами классных и домашних письменных работ являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор и т.д.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.

Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.

Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.

Примерный объем текстов контрольных работ в III классе – 20-25 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.

Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

«4» ставится за работу с 1-3 ошибками.

«3» ставится за работу с 4-5 ошибками.

В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.

б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:

  • повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);

  • недописывание слов;

  • пропуск одной части слова при переносе;

  • повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.

«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Требования к уровню подготовки обучающихся


Обучающиеся должны знать:

  • алфавит;

  • правильное написание словарных слов.

Обучающиеся должны уметь:

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

  • анализировать слова по звуковому составу;

  • различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

  • списывать текст целыми словами;

  • писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.

Приложение 1.

Примерные тексты для контрольного списывания после прохождения тем в 3 классе.


Повторение.

1.Прочитай, для чего нужны хвосты.

  • Лошади и коровы хвостом мух отгоняют. У птиц и рыб хвост вместо руля. А лиса хвостом след заметает.

2. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.


Звуки и буквы.

1.Прочитай, у кого ещё кроме птиц, есть гнёзда.

  • У белочки гнездо в дупле. Мышка строит гнёздышко в норке. Ёжик делает себе гнездо в ямке.

2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.


Порядок букв в русской азбуке.

1.Прочитай, как правильно начать разговор по телефону.

  • Сначала вежливо поздоровайся. Назови своё имя. Попроси к телефону того, с кем хочешь поговорить.

2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.

4. Постарайся соблюдать правила разговора по телефону.


Гласные и согласные звуки и буквы.

  1. Прочитай и запомни правила беседы.

  • Учись говорить спокойно. Умей слушать собеседника. Не доводи спор до ссоры.

2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.


Твёрдые и мягкие согласные.

1.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

  • На рябине птицы клевали ягоды. Ягоды падали на землю. Катя собрала их на нитку. Получились красные бусы.

2.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.


Ударение в слове.

  1. Рассмотри картинки. Прочитай названия птиц.



снегирь синица зяблик дятел


2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.

4.Скажи, чем кормятся птицы в лесу.


Слог как часть слова

1.Прочитай, чем можно и чем нельзя кормить птиц.

  • Птиц кормят разными семечками. Семена дробят, но не жарят. Любят птицы белый хлеб. А чёрный хлеб им вреден.


2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.


Перенос слов при письме

1.Рассмотри картинки и прочитай.



Чудо-птичка.

Был мороз. Маленькая птичка ныряла в прорубь. Там она искала пищу. Это была оляпка.

2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.


Мягкий знак на конце и в середине слова

  1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

  • Принесла крольчиха деткам – крольчатам сладкую морковь. Быстро съели крольчата угощение. А как оно называется, спросить забыли.

  1. Написал? А теперь всё внимательно проверь.


Гласные после шипящих

  1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

  • У гадюки родились детки. Маленьким змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть, и очень ядовиты.

2.Написал? А теперь всё внимательно проверь.

3. Поставь себе отметку.


Парные звонкие и глухие согласные

1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

  • Жила коза с козлятами. Она часто уходила в лес за кормом. Козлята были дома одни.

2.Написал? А теперь всё внимательно проверь.

3. Из какой сказки эти предложения? Какой у сказки конец?


Звонкие и глухие согласные на конце слова

1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

  • Сидит волк у проруби. Опустил в воду хвост. Ждёт, когда рыба клюнет. А хвост примёрз.

2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.

3. Скажи, из какой сказки эти предложения? Кто обманул волка?


Разделительный мягкий знак

1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

  • Бежит речка через рощу. Мчатся к ней навстречу ручьи. Пьют из речки воду растения и животные.

2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.


Слово

1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

  • Стоит на поляне дуб. Он весь в снегу. А вокруг следы зайца. Это он спал под дубом.

2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.


Большая буква в именах собственных

1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

  • В наш класс пришёл новый ученик. Его зовут Костя Дёмин. Он приехал из Тулы.

2.Проверьте друг у друга написанное. Поставьте отметки.

Приложение 2.


Примерные годовые контрольные работы по письму и развитию речи (программа специальных (коррекционных) учреждений YIII вида)


Контрольный диктант


3 класс

Кончился учебный год. Наступило жаркое лето. Каждый день ходим на берег ручья. Мы плаваем в прохладной воде, лежим на песке. Хорошо полежать у ручья в тени деревьев. (27 слов)


Примечание: грамматические задания подбирает учитель в соответствии с программой по русскому языку и подготовленности учащихся.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!