ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основании:
1.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: сборник “Программы для общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 кл.”/ Сост. Т.А. Бурмистрова – 2-е изд., - М. Просвещение, 2010.
2. Стандарта основного общего образования по математике. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике // Математика в школе.– 2004г,- № 4 ,- с.
Программа составлена на основе обязательного минимума содержательной области образования «Математика», а также на основе федерального компонента государственного стандарта.
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по алгебре и началам анализа среднего (полного) общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год, с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием базисного учебного плана.
Тематическое планирование составлено на 85 учебных часов (2,5 часа в неделю).
Цель изучения алгебры и математического анализа – систематическое изучение функций, как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованиями функций, подготовка необходимого аппарата для изучения геометрии и физики.
Курс характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к анализу, выяснением их практической значимости. Характерной особенностью курса является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков, полученных в курсе алгебры, что осуществляется как при изучении нового материала, так и при проведении обобщающего повторения
Цели.
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественно-научных дисциплин на базовом уровне;
- воспитание средствами математики культуры личности: отношение к математике как к части общечеловеческой культуры; знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного процесса.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Степень с действительным показателем(11ч.)
Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с натуральным и действительным показателями.
Основная цель — обобщить и систематизировать знания о действительных числах; сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений;
Учащиеся должны уметь
-определять к какому множеству чисел относится заданное число, находить пределы последовательностей,
-уметь проводить алгебраические преобразования выражений, содержащих степени радикалы.
Учащиеся должны знать
-формулы суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
- определение арифметического корня n-ой степени;
- свойства арифметического корня n-ой степени.
Степенная функция(13ч.)
Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Сложные функции. Дробно-линейная функция. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения.
Основная цель — обобщить и систематизировать известные из курса алгебры основной школы свойства функций; изучить свойства степенных функций и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.
Учащиеся должны уметь
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функций,
- строить графики изученных функций,
-решать уравнения и неравенства, системы уравнений используя свойства функции и график
Учащиеся должны знать
-свойства степенных функций и их графиков;
-построение графика функции, обратной данной;
- равносильность уравнений и неравенств;
- способы решения иррациональных уравнений.
Показательная функция(10ч.)
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Основная цель — изучить свойства показательной функции; научить решать показательные уравнения и неравенства, системы показательных уравнений.
Учащиеся должны уметь
- решать задачи, используя свойства показательной функции;
-определять значение показательной функции по значению аргумента;
- строить график функции, описывать по графику свойства и поведение функции;
- решать показательные уравнения и неравенства и их системы;
Учащиеся должны знать
- свойства и график показательной функция;
-методы решения показательных уравнений, неравенств и системы уравнений.
Логарифмическая функция(14)
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
Основная цель — сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении логарифмических уравнений и неравенств.
Учащиеся должны уметь
-решать задачи, используя свойства логарифмической функции;
- определять значение логарифмической функции по значению аргумента;
-строить график функции, описывать по графику свойства и поведение функции;
-решать логарифмические уравнения и неравенства и их системы;
Учащиеся должны знать
-свойства логарифмов;
- свойства и график логарифмической функции;
- основные методы решения логарифмических уравнений и неравенств.
Тригонометрические формулы(20ч.)
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов ос и -а. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов..
Основная цель — сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений; научить решать простейшие тригонометрические уравнения sinx = a, cosx = а при а = 1, -1, 0.
Учащиеся должны уметь
-проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих тригонометрические функции,
-проводить преобразования тригонометрических выражений;
- определять знаки тригонометрических функций;
-выражать тригонометрические функциитупого угла через острые,
-преобразовывать сумму и разность тригонометрических функций в произведение и наоборот.
Учащиеся должны знать
- определение синуса, косинуса и тангенса угла. знаки синуса, косинуса и тангенса;
- формулы зависимости между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла;
- тригонометрические тождества;
- формулы сложения и формулы приведения.
Тригонометрические уравнения(15ч.)
Уравнения cos л: a, sinx = a, tgx = а. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения. Методы замены неизвестного и разложения на множители.
Основная цель — сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения; ознакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений
Учащиеся должны уметь
- решать простейшие тригонометрические уравнения вида cos x = a,
sin x = a, tg x = a;
-решать тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим;
- решать однородные и линейные тригонометрические уравнения;
- решать тригонометрические уравнения методом замены переменной и
разложения на множители.
Учащиеся должны знать
- приемы решения тригонометрических уравнений .
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |
Теория ч. | Практическая часть | |
Конт..раб. | Самост.работы | Тесты | ИКТ |
IV | Степень с действительным показателем. | 11 | 4 | 1 | 2 | 1 | 1 |
V | Степенная функция | 13 | 5 | 1 | 2 | 1 | 1 |
VI | Показательная функция | 10 | 4 | 1 | 2 | 1 | - |
VII | Логарифмическая функция. | 15 | 6 | 1 | 3 | 2 | 2 |
VIII | Тригонометрические формулы | 20 | 12 | 1 | 2 | 1 | 1 |
IX | Тригонометрические уравнения. | 15 | 5 | 1 | 4 | - | 1 |
| Итого | 85 | 36 | 6 | 15 | 6 | 6 |
Календарно - тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | | Планир.дата | Фактич.дата |
Теория ч. | Практическая часть | |
Контр.раб. | Самост. работы | Тесты | ИКТ |
IV | Степень с действительным показателем. | 11 | | 1 | | | | | |
4.1 | Действительные числа. | | + | | | | | | |
4.2 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. | | + | | | | | | |
4.3 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия | | | | | | | | |
4.4 | Арифметический корень натуральной степени. | | + | | | | + | | |
4.5 | Арифметический корень натуральной степени | | | | + | | | | |
4.6 | Арифметический корень натуральной степени | | | | | | | | |
4.7 | Степень с рациональным и действительным показателем. | | + | | | | | | |
4.8 | Степень с рациональным и действительным показателем. | | | | | | | | |
4.9 | Степень с рациональным и действительным показателем. | | | | + | | | | |
4.10 | Урок обобщения и систематизации знаний. | | | | | + | | | |
4.11 | Контрольная работа №2. | | | + | | | | | |
V | Степенная функция. | 13 | | 1 | | | | | |
5.1 | Степенная функция, её свойства и график. | | + | | | | | | |
5.2 | Степенная функция, её свойства и график | | | | | | | | |
5.3 | Степенная функция, её свойства и график | | | | + | | | | |
5.4 | Взаимно обратные функции | | + | | | | | | |
5.5 | Взаимно обратные функции. | | | | | | | | |
5.6 | Дробно-линейная функция. | | + | | | | | | |
5.7 | Равносильные уравнения и неравенства. | | + | | | | | | |
5.8 | Равносильные уравнения и неравенства | | | | | | | | |
5.9 | Иррациональные уравнения. | | + | | | | + | | |
5.10 | Иррациональные уравнения. | | | | | | | | |
5.11 | Иррациональные уравнения. | | | | + | | | | |
5.12 | Урок обобщения и систематизации знаний. | | | | | + | | | |
5.13 | Контрольная работа №2. | | | + | | | | | |
VI. | Показательная функция. | 10 | | 1 | | | | | |
6.1 | Показательная функция, её свойства и график. | | + | | | | | | |
6.2 | Показательная функция, её свойства и график. | | | | | + | | | |
6.3 | Показательные уравнения. | | + | | | | | | |
6.4 | Показательные уравнения. | | | | | | | | |
6.5 | Показательные неравенства. | | + | | | | | | |
6.6 | Показательные неравенства. | | | | + | | | | |
6.7 | Системы показательных уравнений и неравенств. | | + | | | | | | |
6.8 | Системы показательных уравнений и неравенств. | | | | | | | | |
6.9 | Урок обобщения и систематизации знаний. | | | | + | | | | |
6.10 | Контрольная работа №3. | | | + | | | | | |
VII | Логарифмическая функция. | 15 | | 1 | | | | | |
7.1 | Логарифмы. | | + | | | | | | |
7.2 | Логарифмы. | | | | | + | | | |
7.3 | Свойства логарифмов. | | | | | | | | |
7.4 | Свойства логарифмов. | | + | | | | | | |
7.5 | Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода. | | + | | | | | | |
7.6 | Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода. | | | | | | | | |
7.7 | Логарифмическая функция, её свойства и график. | | + | | | | + | | |
7.8 | Логарифмическая функция, её свойства и график. | | | | + | | | | |
7.9 | Логарифмические уравнения. | | + | | | | | | |
7.10 | Логарифмические уравнения. | | | | + | | | | |
7.11 | Логарифмические неравенства | | + | | | | + | | |
7.12 | Логарифмические неравенства | | | | | | | | |
7.13 | Логарифмические неравенства | | | | + | | | | |
7.14 | Урок обобщения и систематизации знаний. | | | | | + | | | |
7.15 | Контрольная работа №4 | | | + | | | | | |
VIII | Тригонометрические формулы. | 20 | | 1 | | | | | |
8.1 | Радианная мера угла. | | + | | | | | | |
8.2 | Поворот точки вокруг начала координат. | | + | | | | | | |
8.3 | Поворот точки вокруг начала координат. | | | | | | | | |
8.4 | Определение синуса, косинуса и тангенса угла. | | + | | | | | | |
8.5 | Определение синуса, косинуса и тангенса угла. | | | | | | + | | |
8.6 | Знаки синуса, косинуса и тангенса. | | + | | | | | | |
8.7 | Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. | | + | | | | | | |
8.8 | Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. | | | | + | | | | |
8.9 | Тригонометрические тождества. | | + | | | | | | |
8.10 | Тригонометрические тождества. | | | | | | | | |
8.11 | Синус,косинус и тангенс углов a и –a. | | + | | | | | | |
8.12 | Формулы сложения. | | + | | | | | | |
8.13 | Формулы сложения. | | | | | | | | |
8.14 | Синус, косинус и тангенс двойного угла. | | + | | | | | | |
8.15 | Синус, косинус и тангенс половинного угла. | | + | | | | | | |
8.16 | Формулы приведения. | | + | | | | | | |
8.17 | Формулы приведения. | | | | + | | | | |
8.18 | Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. | | + | | | | | | |
8.19 | Урок обобщения и систематизации знаний. | | | | | + | | | |
8.20 | Контрольная работа №5 | | | | | | | | |
IX | Тригонометрические уравнения. | 15 | | 1 | | | | | |
9.1 | Уравнение cos x= a. | | + | | | | | | |
9.2 | Уравнение cos x= a. | | | | | | | | |
9.3 | Уравнение cos x= a. | | | | + | | | | |
9.4 | Уравнение sin x= a. | | + | | | | | | |
9.5 | Уравнение sin x= a. | | | | | | | | |
9.6 | Уравнение sinx= a. | | | | + | | | | |
9.7 | Уравнение tg x =a | | + | | | | | | |
9.8 | Уравнение tg x= a. | | | | + | | | | |
9.9 | Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения. | | + | | | | | | |
9.10 | Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения | | | | | | | | |
9.11 | Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения | | | | + | | | | |
9.12 | Методе замены неизвестного и разложения на множители. | | + | | | | | | |
9.13 | Методе замены неизвестного и разложения на множители | | | | | | | | |
9.14 | Урок обобщения и систематизации знаний. | | | | | | + | | |
9.15 | Контрольная работа №6. | | | | | | | | |
| Итого | 85 | 36 | 6 | 15 | 6 | 6 | | |
Учебно-методическое обеспечение преподавания алгебры в 10 классе
Изучение Алгебры и начала математического в 10 классе . Книга для учителя (авторы Н.Е.Федорова, М.В.Ткачева).
. Алгебра. Начала математического анализа. Дидактические материалы для 10 класса (авторы М.И.Шабунин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, О.Н.Доброва).
Мордкович А.Г., Семёнов П.В. Алгебра и начала анализа, 10 кл. ч.2 Задачник. – М.: Мнемозина, 2008.
Ю.М. Калягин, М.В. Ткачева и др. Алгебра и начала математического анализа, Учебник.– М.: Просвещение, 2009.
Литература
Ю.М. Калягин, М.В. Ткачева и др. Алгебра и начала математического анализа, Учебник.– М.: Просвещение, 2009.
Изучение Алгебры и начала математического в 10 классе . Книга для учителя (авторы Н.Е.Федорова, М.В.Ткачева).
Алгебра. Начала математического анализа. Дидактические материалы для 10 класса (авторы М.И.Шабунин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, О.Н.Доброва).
Мордкович А.Г., Семёнов П.В. Алгебра и начала анализа, 10 кл. ч.2 Задачник. – М.: Мнемозина, 2008.
А.Г.Мерзляк и др. Алгебраический тренажер. М., «Илекса», 2007