Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4
имени Героя Советского Союза Ф.Т. Жарова г. Шатуры»
Шатурского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 4 г. Шатуры»
_________________________ Е.И. Козлова
протокол пед. совета от30.08.2016 г. № 1
приказ по школе от__________ №__________
Рабочая программа
по математике (алгебре) для 7г, д класса
(базовый уровень)
Составитель:
Куликова Ольга Александровна,
учитель математики
г. Шатура, 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике (алгебре) для 7 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Ф.Т. Жарова г. Шатуры» Шатурского муниципального района Московской области,
- рабочей программы к предметной линии учебников (УМК Ю.Н. Макарычев и др.)
Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н. Макарычев и др .7 – 9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. Г. Миндюк. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Выбор программы обусловлен следующими факторами:
- программа полностью реализует требования, предъявляемые ФГОС к уровню подготовки обучающихся;
- программа реализует системно-деятельностный подход к изучению предмета «Математика (алгебра)», обеспечивает формирование и развитие УУД обучающихся;
- направлена на развитие и совершенствование учебно-познавательных компетенций обучающихся.
Для реализации рабочей программы используются УМК, учебно-методические и дополнительные материалы:
Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / (Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова); под ред. С. А. Теляковского. – 3-е изд. – М. : Просвещение,2015.
А.Н. Рурукин. Поурочные разработки по алгебре. 7 класс. К учебнику Ю.Н. Макарычев и др. (В помощь школьному учителю) –М. : ВАКО, 2015.
Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова С. Б. Суворова. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса. – М. : Просвещение,2015.
Ю.А. Глазков, М. Я. Гаиашвили КИМ Алгебра 7 класс М.: Издательство «Экзамен»,2014.
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 7 класс /Сост. Л. И. Мартышова. – 2-е изд., перераб. – М.;ВАКО, 2016.
http://www.prosv.ru- сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
В базисном учебном плане на изучение предмета «Алгебра» выделяется 3 часа в неделю, 105 часов в год. Продолжительность 2016 – 2017 учебного года согласно календарному графику МБОУ «СОШ № 4 г. Шатуры» 34 учебные недели.
На изучение предмета «Алгебра» в 2016 – 2017 учебном году 102 часов в год (3 часов в неделю) в соответствии с авторской программой. В учебном плане МБОУ «СОШ № 4 г. Шатуры» на 2016 -2017 учебный год выделен дополнительный 1 час на изучение предмета «Алгебра» в 7 классе на формирование предметных компетенций при решении различных видов алгебраических заданий, развития логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры. Всего на изучение предмета «Алгебра» в 2016 – 2017 учебном году 136 часов в год (4 часа в неделю).
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Основное содержание программы.
Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской программы по предмету, примерного тематического планирования предметная линия учебников Ю.Н. Макарычев и др.
№ | Раздел (тема) | Количество часов на изучение раздела | Дополн. часы | Контрольные работы |
1 | Выражения, тождества, уравнения | 22 | 4 | 2 |
2 | Функции | 11 | 7 | 1 |
4 | Степень с натуральным показателем | 11 | 7 | 1 |
5 | Многочлены | 17 | 6 | 2 |
6 | Формулы сокращенного умножения | 19 | 4 | 2 |
7 | Системы линейных уравнений | 16 | 1 | 1 |
8 | Повторение | 8 | 3 | 1 |
| Итого | 136 | | 10 |
3.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Планируемые результаты отражены в блоках: «Ученик научится, ученик получит возможность».
Рациональные числа
Ученик научится:
1)понимать особенности десятичной системы счисления;
2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
4) сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
5) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
6) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.
Ученик получит возможность:
1) познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
2) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
3) научится использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Ученик получит возможность:
1) использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
2) владеть понятием квадратного корня и применять его в вычислениях.
Ученик получит возможность:
1) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных числах; о роли вычислений в человеческой практике;
2) развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби)
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
1) использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Ученик получит возможность:
1) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
2) понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Алгебраические выражения
Ученик научится:
!) владеть понятиями «тождество», тождественные преобразования, решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
2) выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
3) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями; 4) выполнять разложение многочленов на множители
Ученик получит возможность:
1) научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов;
2) применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).
Уравнения
Ученик научится:
решать основные виды уравнений с одной переменной;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений.
Выпускник получит возможность:
овладеть специальными приёмами решения уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Неравенства
Основные понятия, числовые функции
Ученик научится:
понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Ученик получит возможность научиться:
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Описательная статистика
Ученик научится
использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Ученик получит возможность
1) приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения,
2) осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Комбинаторика
Ученик научится
решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Ученик получит возможность
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки |
1 | Повторение курса математики 6 класса | | 2.09 | |
2. | Повторение курса математики 6 класса | | 3.09 | |
Глава 1. Выражения, тождества, уравнения (24 часов) |
| § 1. Выражения. (5 часов + 1 ДКР) | Находить значения числовых выражении, а также выражений с переменными при указанных значениях переменных. Использовать знаки , читать и составлять двойные неравенства. Выполнять простейшие преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сумме или разности выражений. Решать уравнения вида ax = b при различных значениях а и о, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним. Использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат. Использовать простейшие статистические характеристики (среднее арифметическое, размах, мода, медиана) для анализа ряда данных в несложных ситуациях. | | |
3 | Числовые выражения. | 6.09 | |
4 | Выражения с переменными. | 7.09 | |
5 | Выражения с переменными. | 9.09 | |
6 | Сравнение значений выражений. | 10.09 | |
7 | Сравнение значений выражений. | 13.09 | |
8 | Контрольная работа (входная) | 14.09 | |
| § 2. Преобразование выражений. (6 часов) | | |
9 | Свойства действий над числами. | 16.09 | |
10 | Свойства действий над числами. | 17.09 | |
11 | Тождества. Тождественные преобразования выражений. | 20.09 | |
12 | Тождества. Тождественные преобразования выражений. | 21.09 | |
13 | Тождества. Тождественные преобразования выражений. | 23.09 | |
14 | Обобщающий урок «Выражения. Преобразование выражений». | 24.09 | |
15 | Контрольная работа № 1 «Выражения. Преобразование выражений». | 27.09 | |
| § 3. Уравнения с одной переменой. (9 часов) | | |
16 | Уравнение и его корни. | 28.09 | |
17 | Уравнение и его корни. | 30.09 | |
18 | Линейное уравнение с одной переменной. | 1.10 | |
19 | Линейное уравнение с одной переменной. | 4.10 | |
20 | Линейное уравнение с одной переменной. | 5.10 | |
21 | Решение задач с помощью уравнений. | 7.10 | |
22 | Решение задач с помощью уравнений. | 8.10 | |
23 | Решение задач с помощью уравнений. | 11 | |
24 | Обобщающий урок «Линейное уравнение с одной переменной». | 12 | |
| § 4. Статистические характеристики. (5 часов) | 14 | |
25 | Среднее арифметическое, размах и мода. | 15.10 | |
26 | Среднее арифметическое, размах и мода. | 18.10 | |
27 | Медиана как статистическая характеристика. | 19.10 | |
28 | Медиана как статистическая характеристика. | 21.10 | |
29 | Контрольная работа № 2 «Уравнения с одной переменной». | 22.10 | |
| Глава 2. Функции (18 часов (11+7)) | | |
| § 5. Функции и их графики. (7 часов) | Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции. По графику функции находить значение функции по известному значению аргумента и решать обратную задачу. Строить графики прямой пропорциональности и линейной функции, описывать свойства этих функций. Понимать, как влияет знак коэффициента к на расположение в координатной плоскости графика функции у = кх, где к 0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у = кх + Ь, иллюстрировать это на компьютере. Интерпретировать графики реальных зависимостей, описываемых формулами вида у = кх где к 0 и у = кх + b | | |
30 | Что такое функция. | 25.10 | |
31 | Что такое функция. | 26.10 | |
32 | Вычисление значений функции по формуле. | 28.10 | |
33 | Вычисление значений функции по формуле. | 8.11 | |
34 | Графики функций. | 9.11 | |
35. | Графики функций. | 11.11 | |
36 | Графики функций. | 12.11 | |
| § 6. Линейная функция. (11 часов) | | |
37 | Прямая пропорциональность и её график. | 15.11 | |
38 | Прямая пропорциональность и её график. | 16.11 | |
39 | Прямая пропорциональность и её график. | 18.11 | |
40 | Линейная функция и её график. | 19.11 | |
41 | Линейная функция и её график. | 22.11 | |
42 | Линейная функция и её график. | 23.11 | |
43 | Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций. | 25.11 | |
44 | Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций. | 26.11 | |
45 | Обобщающий урок: «Линейная функция и её график». | 29.11 | |
46 | Обобщающий урок: «Линейная функция и её график». | 30.11 | |
47 | Контрольная работа № 3 «Линейная функция и её график». | 2.12 | |
| Глава 3. Степень с натуральным показателем (18 часов(11+7)) | | |
| § 7. Степень и её свойства. (10 часов.) | Вычислять значения выражений вида ап, где а — произвольное число, п — натуральное число, устно и письменно, а также с помощью калькулятора. Формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с натуральным показателем. Применять свойства степени для преобразования выражений. Выполнять умножение одночленов и возведение одночленов в степень. Строить графики функций у = х2 и у = х3. Решать графически уравнения х2 = кх + Ь, х3 = кх + Ь, где к и b — некоторые числа | | |
48 | Определение степени с натуральным показателем. | 3.12 | |
49 | Определение степени с натуральным показателем. | 6.12 | |
50 | Определение степени с натуральным показателем. | 7.12 | |
51 | Умножение и деление степеней. | 9.12 | |
52 | Умножение и деление степеней. | 10.12 | |
53 | Умножение и деление степеней. | 13.12 | |
54 | Возведение в степень произведения и степени. | 14.12 | |
55 | Возведение в степень произведения и степени. | 16.12 | |
56 | Возведение в степень произведения и степени. | 17.12 | |
57 | Возведение в степень произведения и степени. | 20.12 | |
§ 8. Одночлены. (8 часов) | | |
58 | Одночлен и его стандартный вид. | 21.12 | |
59 | Одночлен и его стандартный вид. | 23.12 | |
60 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. | 24.12 | |
61 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. | 27.12 | |
62 | Функции y = x² и y = x³ и их графики. | 28.12 | |
63 | Функции y = x² и y = x³ и их графики. | 11.01 | |
64 | Контрольная работа № 4. «Степень с натуральным показателем». | 13.01 | |
65 | Урок обобщения и систематизации «Степень с натуральным показателем» (урок коррекции знаний, умений) | 14.01 | |
| Глава 4. Многочлены (23 часа 17+6)) | | |
| § 9. Сумма и разность многочленов.(4 часа) | | | |
66 | Многочлен и его стандартный вид. | Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена. Выполнять сложение и вычитание многочленов, умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен. Выполнять разложение многочленов на множители, используя вынесение множителя за скобки и способ группировки. Применять действия с многочленами при решении разнообразных задач, в частности при решении текстовых задач с помощью уравнений | 17.01 | |
67 | Многочлен и его стандартный вид. | 18.01 | |
68 | Сложение и вычитание многочленов. | 20.01 | |
69 | Сложение и вычитание многочленов. | 21.01 | |
| § 10. Произведение одночлена и многочлена. (8 часов) | | |
70 | Умножение одночлена на многочлен. | 24.01 | |
71 | Умножение одночлена на многочлен. | 25 | |
72 | Умножение одночлена на многочлен. | 27 | |
73 | Вынесение общего множителя за скобки. | 28.01 | |
74 | Вынесение общего множителя за скобки. | 31.01 | |
75 | Вынесение общего множителя за скобки. | 1.02 | |
76 | Обобщающий урок «Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена на многочлен». | 3.02 | |
77 | Контрольная работа №5. «Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена и многочлена». | 4.02 | |
| § 11. Произведение многочленов. (11 часов) | | |
78 | Умножение многочлена на многочлен. | 7.02 | |
79 | Умножение многочлена на многочлен. | 8.02 | |
80 | Умножение многочлена на многочлен. | 10 | |
81 | Умножение многочлена на многочлен. | 11 | |
82 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | 14.02 | |
83 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | 15.02 | |
84 | Разложение многочлена на множители способом группировки. Доказательство тождеств. | 17.02 | |
85 | Разложение многочлена на множители способом группировки. Доказательство тождеств. | 18.02 | |
86 | Обобщающий урок «Многочлены. Произведение многочленов». | 21.02 | |
87 | Обобщающий урок «Многочлены. Произведение многочленов». | 22.02 | |
88 | Контрольная работа №6. « Многочлены» | 24.02 | |
| Глава 5. Формулы сокращенного умножения (23 часа (19+4)) | | |
| § 12. Квадрат суммы и квадрат разности. (6 часов) | | | |
89 | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений. | Доказывать справедливость формул сокращённого умножения, применять их в преобразованиях целых выражений в многочлены, а также для разложения многочленов на множители. Использовать различные преобразования целых выражений при решении уравнений, доказательстве тождеств, в задачах на делимость, в вычислении значений некоторых выражений с помощью калькулятора | 25.02 | |
90 | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений. | 28.02 | |
91 | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений. | 1.03 | |
92 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. | 3.03 | |
93 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. | 4.03 | |
94 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. | 7.03 | |
| § 13. Разность квадратов. Сумма и разность кубов. (7 часов) | | |
95 | Умножение разности двух выражений на их сумму. | 8.03 | |
96 | Умножение разности двух выражений на их сумму. | 10.03 | |
97 | Разложение разности квадратов на множители. | 11.03 | |
98 | Разложение разности квадратов на множители. | 14 | |
99 | Разложение на множители суммы и разности кубов | 15 | |
100 | Разложение на множители суммы и разности кубов | 17 | |
101 | Контрольная работа №7 «Квадрат суммы и разности. Разность квадратов. Сумма и разность кубов». | 18.03 | |
| § 14. Преобразование целых выражений. (10 часов) | | |
102 | Преобразование целого выражения в многочлен. | 21.03 | |
103 | Преобразование целого выражения в многочлен. | 22.03 | |
104 | Преобразование целого выражения в многочлен. | 24.03 | |
105 | Применение различных способов для разложения на множители. | 4.04 | |
106 | Применение различных способов для разложения на множители. | 5.04 | |
107 | Применение различных способов для разложения на множители. | 7.04 | |
108 | Применение различных способов для разложения на множители. | 8.04 | |
109 | Обобщающий урок «Преобразование целых выражений». | 11.04 | |
110 | Обобщающий урок «Формулы сокращённого умножения». | 12.04 | |
111 | Контрольная работа №8 «Формулы сокращенного умножения». | 14.04 | |
| Глава 6. Системы линейных уравнений (17 часов (16+1)) | | |
| § 15. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы. (6 часов) | | |
112 | Линейное уравнение с двумя переменными. | Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными. Находить путём перебора целые решения линейного уравнения с двумя переменными. Строить график уравнения ах + by = с, где а 0 или в 0. Решать графическим способом системы линейных уравнений с двумя переменными. Применять способ подстановки и способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными. Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений. Интерпретировать результат, полученный при решении системы | 15.04 | |
113 | Линейное уравнение с двумя переменными. | 18.04 | |
114 | График линейного уравнения с двумя переменными. | 19.04 | |
115 | График линейного уравнения с двумя переменными. | 21.04 | |
116 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 22.04 | |
117 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 25.04 | |
| § 16. Решение систем линейных уравнений. (11 часов) | | |
118 | Способ подстановки. | 26.04 | |
119 | Способ подстановки. | 28.04 | |
120 | Способ подстановки. | 29.04 | |
121 | Способ сложения. | 2.05 | |
122 | Способ сложения. | 3.05 | |
123 | Способ сложения. | 5.05 | |
124 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 6.05 | |
125 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 10.05 | |
126 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 12.05 | |
127 | Обобщающий урок «Системы линейных уравнений». | 13.05 | |
128 | Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений». | 16.05 | |
| Повторение 11 часов ( 8+3)) | | |
129 | Выражения. Тождества. Уравнения. | | 17.05 | |
130 | Функции. Системы линейных уравнений. | 19.05 | |
131 | Степень с натуральным показателем. | 20.05 | |
132 | Многочлены. Формулы сокращенного умножения. | 23.05 | |
133 | Итоговая контрольная работа за курс 7 класса | 24.05 | |
134 | | |
135 | Работа над ошибками | 26.05 | |
136 | Обобщение и систематизация знаний за курс 7 класса | 27.05 | |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР _____________О.П. Коблова
01.09.2016
СОГЛАСОВАНО
Протокол от _________________№______
заседания ШМО учителей математики и информатики
Лист прохождения программного материала и его корректировки
по алгебре 7 «г,д» класс.
Учитель Куликова О.А.
2016 – 2017 учебный год
7 «Г»
№ | Раздел (тема) | Количество часов на изучение раздела | Контрольные работы | Корректировка |
| | план | факт | план | факт | |
1 | Выражения, тождества, уравнения | 22+4 | | 2 | | |
2 | Функции | 11+7 | | 1 | | |
4 | Степень с натуральным показателем | 11+7 | | 1 | | |
5 | Многочлены | 17+6 | | 2 | | |
6 | Формулы сокращенного умножения | 19+4 | | 2 | | |
7 | Системы линейных уравнений | 16+1 | | 1 | | |
8 | Повторение | 8+3 | | 1 | | |
| Итого | 136 | | 10 | | |
7 «Д»
№ | Раздел (тема) | Количество часов на изучение раздела | Контрольные работы | Корректировка |
| | план | факт | план | факт | |
1 | Выражения, тождества, уравнения | 22+4 | | 2 | | |
2 | Функции | 11+7 | | 1 | | |
4 | Степень с натуральным показателем | 11+7 | | 1 | | |
5 | Многочлены | 17+6 | | 2 | | |
6 | Формулы сокращенного умножения | 19+4 | | 2 | | |
7 | Системы линейных уравнений | 16+1 | | 1 | | |
8 | Повторение | 8+3 | | 1 | | |
| Итого | 136 | | 10 | | |