МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61
ИМЕНИ М.И.НЕДЕЛИНА Г.ЛИПЕЦКА
«Согласовано» Руководитель МО ________ / Вовденко О.Л./ Протокол № ___ от «__»_________201___г. | «Согласовано» Зам. директора школы по УВР МБОУ СОШ № 61 __________ / Степанова Е.Н./ «__»__________201___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
7 класс
(с углубленным изучением математики)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______201___ г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса алгебры для 7 класса (с углубленным изучением математики) основной общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы курса алгебры Мордковича А.Г. (Программы. Математика. 5-6 кл. Алгебра. 7-9 кл. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 кл./авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович)
Изучение курса математики ориентировано на использование учебника «Алгебра – 7», авт. А.Г. Мордкович, Н.П. Николаев, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 175 часов (5 часов в неделю, 35 учебных недель). Учебным планом школы на 2015-2016 уч. год на изучение математики в 7 классе (с углубленным изучением математики) выделено 7 часов в неделю: 5 часов алгебры и 2 часа геометрии (35 недель, 245 часов за год).
В основу курса положены такие принципы как:
целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике;
научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации;
принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, парная, групповая работа.
Методы работы: рассказ, объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий, дифференцированные задания, самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка, дидактическая игра, решение проблемно-поисковых задач.
Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: устный контроль (индивидуальный опрос, устная проверка знаний), письменный контроль (контрольные работы, самостоятельные работы, графические диктанты, тесты), проверка домашнего задания.
Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, контрольно-проверочных и др. типов уроков.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика.
Уровень обучения – профильный.
Содержание тем учебного курса «Математика», 7 класс
Математический язык. Математическая модель
Числовые и алгебраические выражения. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать:
понятие числового выражения;
понятие алгебраического выражения, переменная, значения числового выражения, значения выражения с переменными;
допустимые значения переменных;
- термины: «математический язык», «математическая модель»;
- понятие о трех этапах математического моделирования;
- координатная прямая.
уметь:
выполнять арифметические операции с обыкновенными и десятичными дробями, с положительными и отрицательными числами;
находить числовые значения арифметических и алгебраических выражений;
- решать линейные уравнения;
- составлять математические модели реальных ситуаций (простейшие случаи);
- описывать реальные ситуации, соответствующие заданной математической моделью;
- реализовывать три этапа математического моделирования в простейших ситуациях.
В ходе изучения темы проводится контрольные работы № 1и № 2 «Математический язык. Математическая модель»
Линейная функция
Координатная прямая, виды промежутков на ней. Координатная плоскость. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Линейная функция и ее график. Прямая пропорциональность и ее график. Взаимное расположение графиков линейных функций.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать:
понятия координатной прямой, координатной плоскости, координат точек на прямой и плоскости;
понятия линейного уравнения с двумя переменными и его решения;
понятия линейной функции и ее углового коэффициента, прямой пропорциональности;
описание словами алгоритмов построении графиков прямой пропорциональности, линейной функции, линейного уравнения с двумя переменными;
характеристики взаимного расположения на координатной плоскости графиков двух линейных функций, заданных аналитически.
уметь:
находить координаты точки в координатной плоскости, строить точку по ее координатам;
строить графики уравнений x = a, y = b, y = kx, y = kx + m, ax + by + c = 0;
преобразовывать линейное уравнение с двумя переменными к виду линейной функции;
- находить точки пересечения графиков двух линейных уравнений, двух линейных функций;
- находить наибольшее и наименьшее значение линейной функции на заданном числовом промежутке.
В ходе изучения темы проводится контрольная работа № 3 «Линейная функция»
Степень с натуральным показателем и ее свойства
Определение степени с натуральным показателем, таблицы основных степеней, свойства степеней. Степень с нулевым показателем.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать:
- понятия степени, основания степени, показателя степени;
- определение ап в случае, когда п = 1, ив случае, когда п - натуральное число, отличное от 1;
- определение степени с нулевым показателем;
- свойства степеней.
уметь:
- вычислять а п для любых значений а и любых целых неотрицательных значений п;
- пользоваться таблицей основных степеней;
- использовать свойства степени для вычисления значений арифметических и алгебраических выражений, для упрощения алгебраических выражений. В ходе изучения темы проводится контрольная работа № 4 «Степень с натуральным показателем».
Одночлены. Арифметические операции над одночленами
Понятие одночлена, стандартный вид одночлена. Сложение и вычитание одночленов, умножение одночленов, возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать:
- понятия одночлена, стандартного вида одночлена, коэффициента одночлена;
- понятия подобных одночленов;
термины: «алгоритм», «корректные» и «некорректные» задания;
описание словами правила арифметических операций над одночленами.
уметь:
- приводить одночлен к стандартному виду;
складывать и вычитать подобные одночлены, умножать одночлены, возводить одночлены в натуральную степень;
представлять заданный одночлен в виде суммы одночленов, в виде степени одночлена;
- делить одночлен на одночлен (в корректных случаях).
В ходе изучения темы проводится контрольная работа № 5 «Одночлены»
Многочлены. Арифметические операции над многочленами
Понятие многочлена, стандартный вид многочлена. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен, умножение многочлена на многочлен. Формулы сокращенного умножения (ФСУ). Деление многочлена на одночлен.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать:
- понятия многочлена, стандартного вида многочлена;
- уметь описать словами правила выполнения арифметических операций над многочленами (сложение, вычитание, умножение многочлена на одночлен, умножение многочлена на многочлен);
уметь:
- складывать и вычитать многочлены, приводить подобные члены, взаимно уничтожать члены многочлена;
- применять формулы сокращенного умножения;
- делить многочлен на одночлен;
- решать уравнения, сводящиеся после выполнения арифметических операций над входящими в их состав многочленами, к уравнению вида ax = b;
- решать соответствующие текстовые задачи.
В ходе изучения темы проводятся контрольная работа № 6 «Арифметические операции над многочленами» и контрольная работа № 7 «ФСУ»
Разложение многочленов на множители
Понятие о разложении многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью ФСУ. Комбинирование различных приемов. Понятия тождества. Первые представления об алгебраических дробях; сокращение алгебраических дробей.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать:
понятия разложения многочлена на множители, тождества, тождественно равных выражений, тождественного преобразования выражения;
описание словами суть метода вынесения общего множителя за скобки, метода группировки;
формулы разложения на множители, связанные с формулами сокращенного умножения.
уметь:
использовать для разложения многочлена на множители метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, формулы сокращенного умножения, метод выдeлeния полного квадрата;
использовать разложение на множители для решения уравнений, для рационализации вычислений, для сокращения алгебраических дробей.
В ходе изучения темы проводится контрольная работа № 8 и №9 «Разложение многочлена на множители»
Функция y = x2
Функция y = x2, ее свойства и график. Графическое решение уравнений. Разъяснение смысла записи y = f(x). Функциональная символика.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать:
- график функции у = х2;
- описание словами процесса графического решения уравнений и процесс построения графика кусочной функции;
- смысл записи y = f(x).
уметь:
- вычислять конкретные значения и построение графика функции у = х2;
строить графики функций, заданных различными формулами на различных промежутках;
графически решать уравнения вида f(x) = g(x), где у = f(x) и y = g(x) – известные функции;
- находить наибольшие и наименьшие значения функции y = x2 на заданном промежутке;
- читать графики;
- решать примеры на функциональную символику.
В ходе изучения темы проводится контрольная работа № 10 «Функция y = x2»
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
Основные понятия, связанные с системами двух линейных уравнений с двумя переменными. Графическое решение систем. Метод подстановки, метод алгебраического сложения. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать:
понятия системы двух линейных уравнений с двумя переменными и ее решения;
описание словами графического метода решения системы, метода подстановки, метода алгебраического сложения.
уметь:
определять, является ли заданная пара чисел решением заданной системы уравнений или нет;
решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными графическим методом, методом подстановки, методом алгебраического сложения;
- решать задачи, сводящиеся к системам указанного вида.
В ходе изучения темы проводится контрольная работа № 11 «Системы двух линейных уравнений»
Элементы статистической обработки данных
Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
уметь
• извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
• вычислять средние значения результатов измерений;
• находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
• решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
• понимания статистических утверждений.
Итоговое повторение. Решение задач
Цель - повторить и систематизировать полученные в течение учебного года знания.
Итоговая контрольная работа №12.
Учебно-тематическое планирование курса «Математики»
Количество часов: всего 175 часов, в неделю 5 часов
Плановых контрольных уроков 12
Административных контрольных уроков 1
Планирование составлено на основе программы: Математика. 5-6 кл. Алгебра. 7-9 кл. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 кл./авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011
Учебник Алгебра. 7 класс. В 2ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мордкович, Н.П. Николаев. – 7-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014
Алгебра. 7 класс. В 2ч. Ч.2. Задачник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мордкович, Н.П. Николаев. – 7-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
5 ч/нед. |
1 | Математический язык. Математическая модель | 29 |
2 | Линейная функция | 20 |
3 | Степень с натуральным показателем и ее свойства | 14 |
4 | Одночлены. Арифметические операции над одночленами | 11 |
5 | Многочлены. Арифметические операции над многочленами | 26 |
6 | Разложение многочленов на множители | 30 |
7 | Функция y = x2 | 13 |
8 | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 17 |
9 | Элементы статистической обработки данных | 5 |
10 | Итоговое повторение | 10 |
| Итого | 175 |
Требования к уровню подготовки учащихся
7 класс
В результате изучения курса алгебры 7-го класса учащиеся должны уметь:
бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
выполнять тождественные преобразования выражений: приведение подобных слагаемых, раскрытие скобок со знаком «плюс» или «минус» пред скобками;
решать уравнения с одним неизвестным и применять уравнения к решению текстовых задач; решать системы линейных уравнений;
строить графики функций
, (b≠0),
; понимать как влияет знак коэффициента k на расположение в координатной плоскости графика функции
, где k≠0, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида
; видеть эту зависимость.
выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители;
понимать графическую интерпретацию решения уравнений и систем уравнений;
понимать содержательный смысл важнейших свойств функции; по графику функции отвечать на вопросы, касающиеся её свойств; строить графики функций – линейной, квадратичной функции.
Использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера;
устной прикидки, и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений выполнением обратных действий;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Литература и средства обучения
Методические и учебные пособия
А.Г. Мордкович, Н.П. Николаев. Алгебра-7. Ч.1.Учебник. – М.: Мнемозина, 2014
А.Г. Мордкович, Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский, Л.А. Александрова. Алгебра-7.Ч.2. Задачник. – М.: Мнемозина, 2014
А.Г. Мордкович. Преподавание алгебры в 7-9 классах по учебникам А.Г. Мордковича, Н.П.Николаева. Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2013
Алгебра. 7 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразоват. учрежд./ Л.А. Александрова, под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009
Алгебра. 7 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А.Александрова; под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009
Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс./ Под ред. Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2009
Дидактические материалы по алгебре. 7 класс к учебнику Мордковича А.Г./Попов М.А. – М.: Изд-во «Экзамен», 2014
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 7 класс./ Сост. Л.И. Мартышова. – М.: ВАКО, 2013
Мордкович А.Г., Семенов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7-9 классы. – М.: Мнемозина, 2009
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
Попов М.А. Контрольные и самостоятельные работы по алгебре: 7 класс: к учебнику А.Г.Мордковича и др. «Алгебра. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2011
Программы. Математика. 5—6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10—11 классы / авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011
Сборник рабочих программ. Геометрия. 7-9 кл.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2011
Учебно-методический журнал «Математика. Первое сентября».
Оборудование и приборы
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.
ПК (или ноутбук)
Мультимедийный проектор, экран (или интерактивная доска)
Дидактический материал
Карточки для проведения самостоятельных работ по всем темам курса.
Карточки для проведения контрольных работ.
Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.
Тесты.
Интернет-ресурсы
http://urokimatematiki.ru
http://festival.1september.ru
http://www.uchportal.ru