Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Касторенская средняя общеобразовательная школа №1"
Рассмотрена на заседании ШМО учителей математики и физики от «___»_______________20____г, протокол №___ . Руководитель ШМО_______________ (_______________________________) | Согласовано на методическом совете Протокол №__ от «___»_________20___г. Заместитель директора по УР МКОУ ______________________И.Г.Корянова | Утверждена на заседании педагогического совета школы Протокол № ___ от «___»_________________20__г. Председатель педагогического совета ____________________ (__________________) |
Учебная рабочая программа
по математике (алгебре) для
7 класса
на 2016 - 2017 учебный год
учителя математики
В
торниковой Татьяны Николаевны
Введена в действие
приказом от
«___»_________20___г. №__
Директор школы
___________(Н.В. Карагодина)
Пояснительная записка
1. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по математике (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 N 72)
4. Учебный план и локальные акты, положение о рабочей программе МКОУ «Касторенская средняя общеобразовательная школа №1»
5. Примерная программа по математике среднего общего образования 5-9 классы.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 7 классе отводится 102 годовых часов из расчета 3 часов в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В Примерной программе для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта, определены требования к результатам освоения образовательной программы по математике.
Личностными результатами обучения математике в основной школе являются:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметными результатами обучения математике в основной школе являются:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Общими предметными результатами обучения математике в основной школе являются:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, одночлен, многочлен, алгебраическая дробь, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений для решения задач из различных разделов курса;
5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание программы
Глава 1. Дроби и проценты (11 ч.).
Сравнение дробей. Вычисления с рациональными числами. Степень с натуральным показателем. Задачи на проценты. Статистические характеристики.
Цель: систематизировать и обобщить сведения об обыкновенных и десятичных дробях, научить учащихся пользоваться эквивалентными представлениями чисел в ходе решения задач, обеспечить на этой основе дальнейшее развитие вычислительных навыков и умений решать задачи на проценты, сформировать первоначальные умения статистического анализа массивов числовых данных; формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей.
Глава 2. Прямая и обратная пропорциональность (7 ч.)
Зависимости и формулы. Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность. Пропорции. Решение задач с помощью пропорций. Пропорциональное деление.
Цель: ввести понятия отношения и пропорции; сформировать представление о прямой и обратной пропорциональностях величин; развивать логическое мышление в процессе решения задач с помощью пропорций и на пропорциональное деление.
Глава 3. Введение в алгебру (10 ч.).
Буквенная запись свойств действий над числами. Преобразование буквенных выражений. Раскрытие скобок. Приведение подобных слагаемых.
Цель: сформировать у учащихся первоначальные представления о языке алгебры, о буквенном исчислении; научить выполнять простейшие преобразования буквенных выражений.
Глава 4. Уравнения (11 ч.).
Алгебраический способ решения задач. Корни уравнения. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.
Цель: познакомить учащихся с понятиями уравнения и корня уравнения, с некоторыми свойствами уравнений; продолжать обучение решению текстовых задач алгебраическим способом, сформировать умение решать несложные линейные уравнения.
Глава 5. Координаты и графики (10 ч.).
Множества точек на координатной прямой. Расстояние между точками координатной прямой. Множества точек на координатной плоскости. Графики. Графики вокруг нас.
Цель: развить умения, связанные с работой на координатной плоскости, познакомить с графиками зависимостей у = х, у = -х, у = х2, у = х3, у = |x|, сформировать первоначальные навыки интерпретации графиков реальных зависимостей.
Глава 6. Свойства степени с натуральным показателем (8 ч.).
Произведение и частное степеней. Степень степени, произведения и дроби. Решение комбинаторных задач. Перестановки.
Цель: выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
Глава 7. Многочлены (15 ч.).
Одночлены и многочлены. Сложение и вычитание многочленов. Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен. Формулы квадрата суммы и квадрата разности. Решение задач с помощью уравнений.
Цель: выработать умение выполнять действия с многочленами, применять формулы квадрата суммы и квадрата разности для преобразования квадрата двучлена в многочлен.
Глава 8. Разложение многочленов на множители (15 ч.).
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формула разности квадратов. Формулы разности и суммы кубов. Разложение - 4 ч.
Цель: выработать умение выполнять разложение многочлена на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки и способом группировки, а также с применением формул сокращённого умножения.
Глава 9. Частота и вероятность (8 ч.).
Относительная частота случайного события. Вероятность случайного события.
Цель: показать возможность оценивания вероятности случайного события по его частоте.
Повторение. Решение задач (7 ч.).
Числовые и алгебраические выражения. Линейные уравнения. Умножение многочленов, и возведение одночлена в степень. Сложение и вычитание многочленов. Функции и графики. Решение задач с помощью уравнений. Решение комбинаторных задач.
Календарно-тематическое планирование
№ п.п | Дата по плану | Дата По факту | Т Раздел ема урока | Кол-во часов | | УУД | |
Личностные | | Предметные |
Регуля тивные | Познава тельные | Коммуни кативные |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 | 2.09 5.09- 7.09 9.09- 12.09 14.09 16.09 19.09 21.09 23.09 26.09 28.09 30.09 3.10 5.10 7.10 10.10 12.10 14.10 17.10 19.10 21.10 24.10 26.10 28.10 2.11 7.11 9.11 11.11 14.11 16.11 18.11 21.11 23.11 25.11 28.11 30.11 2.12 5.12 7.12 9.12 12.12 14.12 16.12 19.12 21.12 23.12 26.12 28.12 11.01 13.01 16.01 18.01 20.01 23.01 25.01 27.01 30.01 1.02 3.02 6.02 8.02 10.02 13.02 15.02 17.02 20.0222.02 27.02 1.03 3.03 6.03 10.03 13.03 15.03 17.03 20.03 3.04 5.04 7.04 10.04 12.04 14.04 17.04 19.04 21.04 24.04 26.04 28.04 3.05 5.05 10.05 12.05 15.05 17.05 19.05 22.05 24.05 26.05 29.05 31.05 | | Глава 1. Дроби и проценты (11 ч.). Сравнение дробей. Вычисления с рациональными числами. Степень с натуральным показателем. Задачи на проценты Статистические характеристики. Контрольная работа №1 по теме «Дроби и проценты». Глава 2. Прямая и обратная пропорциональность (7ч.) Зависимости и формулы. Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность. Пропорции. Решение задач с помощью пропорций. Пропорциональное деление. Контрольная работа №2 по теме «Прямая и обратная пропорциональность». Глава 3. Введение в алгебру (10 ч.). Буквенная запись свойств действий над числами. Преобразование буквенных выражений. Раскрытие скобок. Приведение подобных слагаемых. Контрольная работа №3 по теме «Введение в алгебру». Глава 4. Уравнения (11ч.). Алгебраический способ решения задач. Корни уравнения. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Контрольная работа № 4 по теме «Уравнения». Глава 5. Координаты и графики (11 ч.). Расстояние между точками координатной прямой. Множества точек на координатной плоскости. Графики. Ещё несколько важных графиков. Графики вокруг нас. . Контрольная работа №5 по теме «Координаты и графики». . Глава №6. Свойства степени с натуральным показателем (8 ч.). Произведение и частное степеней. Степень степени, произведения и дроби. Решение комбинаторных задач Контрольная работа №6 по теме «Свойства степени с натуральным показателем». Перестановки. Глава №7. Многочлены (14 ч.). Одночлены и многочлены. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на многочлен. Формулы квадрата суммы и квадрата разности. Контрольная работа №7 по теме «Свойства степени с натуральным показателем». Решение задач с помощью уравнений. Контрольная работа №8 по теме «Многочлены». Глава №8. Разложение многочленов на множители (15 ч.). Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формула разности квадратов. Формулы разности и суммы кубов. Разложение на множители с применением нескольких способов. Решение уравнений с помощью разложения на множители. Контрольная работа №9 по теме «Разложение многочленов на множители». Глава №9. Частота и вероятность (8 ч.). Относительная частота случайного события. Вероятность случайного события. Контрольная работа №10 по теме «Частота и вероятность». Повторение. Решение задач (7 ч.). Числовые и алгебраические выражения. Линейные уравнения. Умножение многочленов, и возведение одночлена в степень. Сложение и вычитание многочленов. Формулы сокращенного умножения. Функции и графики. Итого: 101 ч. | 1 2 2 3 2 1 1 2 2 1 1 1 3 1 4 1 3 1 2 4 1 2 2 2 2 3 1 2 2 1 1 1 1 2 4 3 1 2 1 2 3 2 2 3 2 1 3 4 1 1 1 1 1 1 1 | Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. точек зрения Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы учебной деятельности; понимают личностный смысл учения; проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения задач; объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют интерес к изучению предмета; проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач, положительное отношение к урокам математики, дают оценку своей учебной деятельности Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы учебной деятельности; понимают личностный смысл учения; проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения задач; объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; проявляют мотивы учебной деятельности; понимают личностный смысл учения; проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения задач; объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения Проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, понимают причины успеха в учебной деятельности; проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности; проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, понимают причины успеха в учебной деятельности Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют интерес к изучению предмета; проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач, положительное отношение к урокам математики, дают оценку своей учебной деятельности Дают позитивную самооценку своей учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета; объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения задач Адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности | принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя. определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения; работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительными средствами. понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации; определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения; работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства. определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения; работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства. определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения; составляют план выполнения заданий совместно с учителем; определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения; составляют план выполнения заданий совместно с учителем. . понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации; определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. составляют план выполнения заданий совместно с учителем; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации; определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения. понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации; определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. | осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; строить небольшие математические сообщения в устной форме. передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. делают предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи; передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. записывают выводы в виде правил «если .... то ...»; делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. записывают выводы в виде правил «если .... то ...»; делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. делают предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи; передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. передают содержание в сжатом или развернутом виде; делают предположение об информации, которая нужна для решения учебной задачи; записывают выводы в виде правил «если ..., то ...». делают предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи; передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. | принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; умеют принимать точку зрения другого; умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами; умеют организовывать учебное взаимодействие в группе умеют критично относиться к своему мнению; оформляют мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций умеют принимать точку зрения другого; умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами; умеют организовывать учебное взаимодействие в группе умеют принимать точку зрения другого; умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами; умеют организовывать учебное взаимодействие в группе умеют критично относиться к своему мнению; умеют организовывать учебное взаимодействие в группе умеют критично относиться к своему мнению; умеют организовывать учебное взаимодействие в группе умеют критично относиться к своему мнению; оформляют мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций; умеют уважительно относиться к позиции другого; умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции умеют критично относиться к своему мнению; оформляют мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций | Ученик научится: сравнивать дроби; выполнять вычисления с рациональными числами; вычислять выражения с натуральными показателями; знать что такое основание и показатель степени; решать задачи на проценты; находить среднее арифметическое, моду и размах числового ряда. Ученик получит возможность научиться: применять полученные знания при решении задач; применять правило перекрестного сравнения обыкновенных дробей Ученик научится: сравнивать дроби; выполнять вычисления с рациональными числами; вычислять выражения с натуральными показателями; знать что такое основание и показатель степени; решать задачи на проценты; находить среднее арифметическое, моду и размах числового ряда. Ученик получит возможность научиться: применять полученные знания при решении задач; применять правило перекрестного сравнения обыкновенных дробей Ученик научится: знают основные свойства сложения и умножения чисел; преобразовывать буквенные выражения; знают правила раскрытия скобок; приводить подобные слагаемые. Ученик получит возможность научиться: применять основные свойства сложения и умножения при решении примеров; применять полученные знания при решении задач Ученик научится: решать линейные уравнении; распознавать линейные уравнения; решать задачи алгебраическим способом; находить корни уравнения. Ученик получит возможность научиться: решать задачи с помощью уравнений; применять полученные знания при решении задач Ученик научится: отмечать множество точек на координатной прямой; отмечать точки на координатной плоскости; знать, что такое графики; изображать графики; Ученик получит возможность научиться: находить расстояние между точками координатной прямой; применять полученные знания при решении задач Ученик научится: находить произведение и частное степеней; решать комбинаторные задачи; упрощать произведения и частное степеней. Ученик получит возможность научиться: использовать правило перестановки при решении задач; применять полученные знания при решении задач Ученик научится: знать определения одночленов и многочленов; выполнять действия с одночленами и многочленами. Ученик получит возможность научиться: использовать формулы квадрата суммы и квадрата разности при выполнении заданий; решение задач с помощью уравнений Ученик научится: выносить общий множитель за скобки; использовать способ группировки; использовать формулу разности квадратов, формулы разности и суммы кубов; раскладывать на множители с применением нескольких способов. Ученик получит возможность научиться: решать уравнения с помощью разложения на множители Ученик научится: вычислять относительную частоту случайного события. Ученик получит возможность научиться:применять правила вычисления вероятностей случайных событий при выполнении заданий Применять полученные знания при выполнении заданий |
Методическое обеспечение(литература).
1. Дорофеев Г.В. и др. Математика 7 кл. – М.: Просвещение, 2007, 2008.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 7 класс. / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009
3. Тематическое планирование по математике: 7 класс. : книга для учителя / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2006, 2007
4. Тематическое планирование по математике: 7 класс.: Кн. для учителя / Сост. Т.А. Бурмистрова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
5. Дидактические материалы по математике 7 класс:/Сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2006, 2007
Методическое обеспечение (для учащихся).
1. Дорофеев Г.В. и др. Математика 7 класс. – М.: Просвещение, 2008, 2009.
2. Дидактические материалы по математике 7 класс:/Сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2008, 2009
Интернет-ресурсы.
www.edu.ru (сайт МОиН РФ).
www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал).
www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-педсовет)
www.fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений).
www.math.ru (Интернет-поддержка учителей математики).
www.mccme.ru (сайт Московского центра непрерывного математического образования).
www.it-n.ru (сеть творческих учителей)
www.som.fsio.ru (сетевое объединение методистов)
http:// mat.1september.ru (сайт газеты «Математика»)
http:// festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября»)).
www.eidos.ru/ gournal/content.htm (Интернет - журнал «Эйдос»).
www.exponenta.ru (образовательный математический сайт).
kvant.mccme.ru (электронная версия журнала «Квант».
www.math.ru/lib (электронная математическая библиотека).
http:/school.collection.informika.ru (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).