СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по алгебре для 7 класса.

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Рассчитана на изучение в количестве 4 часов в неделю на 35 недель (140 часов).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре для 7 класса.»


Комитет администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи муниципальное образовательное учреждение «Каркавинская основная общеобразовательная школа» - филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Косихинская средняя общеобразовательная школа имени А. М. топорова»


Принято профессиональным

объединением

учителей математики и информатики

Протокол

№___ от «____» ________ 201__ г

Согласовано:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

____________ /__________________

«____» ________ 201__ г


Утверждаю:


Директор школы ________Н.А. Костенкова

Приказ № ______ от ______ 201__г



Рабочая программа по алгебре

7 класс

(4 часа в неделю, всего 140 часов)

Разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7 – 9 классы.»/ Составитель Т.А. Бурмистрова. 2-е издание. М. : «Просвещение», 2009.




Составитель:

Родина Таисья Сергеевна

Учитель математики.






2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для общеобразовательной школы,7 класс, базовый уровень.

Рабочая программа составлена на основе

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом МО и науки РФ от 05.03.2004 года №1089) (с действующими изменениями);

-Учебного плана МОУ «Каркавинская ООШ» - филиал МБОУ «Косихинская СОШ» на 2017 - 2018 учебный год.

- «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7 – 9 классы.»/ Составитель Т.А. Бурмистрова. 2-е издание. М. : «Просвещение», 2009.

Программа соответствует учебнику

«Алгебра 7 класс» /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворов; под редакцией С.А. Теляковского 16-е изд. М.: Просвещение, 2007.

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2017-2018 учебный год;

- В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный №19993);


Концепция программы:

Основная идея рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по математике

Данная рабочая программа выполняет три основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся 7 классах.

Организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик.

Данное тематическое планирование, тем самым содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию , коммуникативным умениям, к отбору материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.

Обоснованность:

математика общеобразовательная область является важнейшим предметом в образовательном процессе, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их математической подготовки. Все это повышает статус предмета «математика»

Образовательная область:

Предмет математики входит в образовательную область научных дисциплин.

Цели учебного предмета:

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

-интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

-формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

-воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

- развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.

Место и роль курса в обучении:

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Согласно учебному плану МОУ «Каркавинская ООШ»» на изучение алгебры в 7 классе отводится 140 часов (4 часа в неделю ). Рабочая программа рассчитана на 140 часов.

Цели программы:

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности

3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи учебного предмета

1. Развитие алгоритмического мышления

2. Овладение навыками дедуктивных рассуждений

3. Получение конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры

4. Формирование функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах

5. Понимание роли статистики как источника социально значимой информации

6. Приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений

7. Формирование языка описания объектов окружающего мира

8. Развитие пространственного воображения и интуиции, математической культуры

9. Эстетическое воспитание учащихся

10. Развитие логического мышления

11. Формирование понятия доказательства.

Сроки реализации программы: 1 учебный год.

Принцип отбора материала и построение структуры программы:

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых): содержание программы неоднородно и относится к трём разным уровням, каждый из которых имеет свою специфику и требует различного подхода. К первому уровню относится материал, подлежащий прочному усвоению в пределах сроков, отведённых на начальное обучение. Его содержание и объём отражены в основных требованиях к математической подготовке учащихся в конце каждого года обучения в разделах «знать» и «уметь». Ко второму уровню относится материал, по содержанию близко примыкающий к материалу основного уровня, расширяющий и углубляющий его понимание и одновременно закладывающий основу для овладения знаниями на более поздних этапах обучения. К третьему уровню относится материал, направленный в первую очередь на расширение общего и математического кругозора учеников. Вместе с тем он выполняет и те функции, о которых было сказано в характеристике второго уровня.

Общая характеристика учебного процесса:

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Общая характеристика учебного процесса: методы словесные, наглядные, практические.

Словесные методы: изложение материала учителем (лекция, рассказ, объяснение), беседа, работа с книгой (учебники и учебные пособия, справочная и другая литература).

Наглядные методы: демонстрация опытов учителем, демонстрация наглядных пособий (действующих машин и технических установок, макетов, схем, рисунков, чертежей, коллекций), демонстрация учебных кинофильмов.

Практические методы: выполнение решение задач и т.д.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

тесты, самостоятельные, проверочные работы и математические диктанты (по 10 - 15 минут), контрольные работы и зачеты в конце логически законченных блоков учебного материала.

Межпредметные и межкурсовые связи

Умения, приобретаемые при изучении функций, имеют прикладной и практический характер. Они широко используются при изучении школьных предметов - физики, химии, географии, биологии, находят широкое применение в практической деятельности человека.

Знания учащихся по математике проверяется устно (индивидуальный и фронтальный опрос, зачёт) и письменно (контрольные работы, математический диктант, тест), а умения и навыки - с помощью решения экспериментальных и графических задач, контрольных практических работ.

Предполагаемые результаты:

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию компетентностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, науке и технике, позволяющими ориентироваться в окружающем мире и необходимые для трудовой и профессиональной подготовки обучающихся.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие 9 класс.

Система оценки достижений учащихся

Большое воспитательное значение имеет объективная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся. Она способствует повышению ответственности школьников за качество учебы, соблюдению учебной, трудовой, общественной дисциплины, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную их самооценку, честность, правдивость.

Критерии оценивания различных видов работ: пятибалльная система.

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

  • выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

  • самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

  • проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

  • самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач.

Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном варианте.

Урок-зачет. Устный опрос учащихся  по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ:  двухуровневая – уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5»;  большой список заданий разного уровня, из которого учащийся решает их по своему выбору.

Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:

уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».




СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1. Выражения, тождества, уравнения( 20 часов)

Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразо­вания выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное урав­нение с одной переменной. Решение текстовых задач методом со­ставления уравнений. Статистические характеристики.

Основная цель — систематизировать и обобщить сведе­ния о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.

Первая тема курса 7 класса является связующим звеном меж­ду курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней за­крепляются вычислительные навыки, систематизируются и обоб­щаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.

Нахождение значений числовых и буквенных выражений да­ет возможность повторить с учащимися правила действий с ра­циональными числами. Умения выполнять арифметические дей­ствия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторе­ние с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навы­ков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в даль­нейшем при изучении других тем курса алгебры.

В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выра­жений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки и

При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводят­ся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание кото­рых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчер­кивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.

Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащи­мися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное

понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясня­ются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется реше­нию уравнений вида ах = b при различных значениях а и b. Про­должается работа по формированию у учащихся умения исполь­зовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.


2. Статистические характеристики.(4 ч.) Функции( 14 часов)

Статистические характеристики. Основная цель – ознакомить учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой , медианой , размахом.

Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.

Функция, область определения функции. Вычисление значе­ний функции по формуле. График функции. Прямая пропорцио­нальность и ее график. Линейная функция и ее график.

Основная цель — ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорцио­нальности и линейной функции общего вида.

Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие по­нятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной пе­ременной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значе­ние функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.

Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой про­порциональности. Умения строить и читать графики этих функ­ций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kx, где k # 0, как зависит от зна­чений k и Ъ взаимное расположение графиков двух функций вида у = kx + b.

Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функ­ций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависи­мостей между величинами, что способствует усилению приклад­ной направленности курса алгебры.

3. Степень с натуральным показателем (15 часов)

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.

Основная цель — выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

В данной теме дается определение степени с натуральным по­казателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встреча­лись с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора. Рас­сматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере доказательства свойств ат • ап = ат + п, ат : ап = ат - п, где т п, (ат)п = атп, (ab)n = апbп учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материа­ле. Указанные свойства степени с натуральным показателем на­ходят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, со­держащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.

Рассмотрение функций у = х2, у = х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функ­ций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графи­ка функции у = х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.

Умение строить графики функций у = х2 и у = х3 использует­ся для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений

4. Многочлены (20 часов)

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

Основная цель — выработать умение выполнять сложе­ние, вычитание, умножение многочленов и разложение много­членов на множители.

Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.

Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное ме­сто в этой теме занимают алгоритмы действий с многочлена­ми — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны по­нимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вы­читания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. По­этому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.

Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению мно­гочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преоб­разования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональ­ными дробями.

В данной теме учащиеся встречаются с примерами использо­вания рассматриваемых преобразований при решении разнооб­разных задач, в частности при решении уравнений. Это позволя­ет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются неслож­ные задания на доказательство тождества.

5. Формулы сокращенного умножения(20 часов)

Формулы (а ± b)2 = а2± 2ab + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2b + Заb2 ± b3, ± b) 2 + аb + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.

Основная цель — выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.

В данной теме продолжается работа по формированию у уча­щихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b) (а + b) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2 ± 2аb + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».

Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2b + Заb2 ± b3, а3 ± b3 =

(а ± b) 2 + аb + b2). Одна­ко они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использо­вание.

В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для ре­шения широкого круга задач.

6. Системы линейных уравнений (17 часов)

Система уравнений. Решение системы двух линейных урав­нений с двумя переменными и его геометрическая интерпрета­ция. Решение текстовых задач методом составления систем урав­нений.

Основная цель — ознакомить учащихся со способом ре­шения систем линейных уравнений с двумя переменными, выра­ботать умение решать системы уравнений и применять их при ре­шении текстовых задач.

Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматри­ваются системы линейных уравнений.

Изложение начинается с введения понятия «линейное уравне­ние с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя пе­ременными в целых числах.

Формируется умение строить график уравнения а + by = с, где а # 0 или b # 0, при различных значениях а, b, с. Введение гра­фических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя пе­ременными.

Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает про­цесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.

  1. Повторение (19 часов)

Требования к уровню подготовки семиклассников

В результате изучения алгебры в 7 классе ученик должен уметь:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;

  • решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений,

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;

  • находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • описывать свойства изученных функций (y = kx + b, y = kx, y = x2, y = x3) и строить их графики.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах

  • моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся


При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):


Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию математики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.


Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.


Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;


Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя






1. Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  • Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. – М.: «Просвещение», 2009.

  • Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра 7: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

  • Элементы статистики и теории вероятностей. Алгебра 7-9 классы./ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под редакцией С.А. Теляковского.- 4-е издание – М.: Просвещение, 2006.

  • Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / Л.И. Звавич, Л.В Кузнецова, С.Б. Суворова. – 4-е издание- М.: Просвещение, 1999.

2. Учебно-методическое обеспечение для ученика:

  • Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра 8: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.


Учебно – тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Контрольных работ

Самостоятельных работ

Тесты

1.

Выражения, тождества, уравнения.

26

2

4

3

2.

Функции.

18




































Календарно-тематическое планирование



Тема урока


Пункт учебника

Дата

Виды контроля и обратной связи


1

П. 1.

02.09

Числовые выражения.

Фронтальная работа

2

П. 1

04.09

Нахождение значений числовых выражений.

ФР

3

П. 2.

06.09

Выражения с переменными.

ФО, ДРЗ, ОСР

4

П. 2

08.09

Нахождение значений выражений с переменными..

ФО

5

П. 3.

09.09

Сравнение значений выражений.

ФО

6

П. 3

11.09

Сравнение значений выражений.

СР

7

П 4.

13.09

Свойства действий над числами.

ИРД

8


15.09

Применение свойств действий над числами.

ФО, ИРД

9

П 5

16.09

Тождества.

ФО, ОСР

10


18.09

Тождественные преобразования выражений

ФО, Т

11


20.09

Примеры на тождественные преобразования выражений

СР

12


22.09

Контрольная работа №1 «Выражения. Преобразование выражения.»

Контрольная работа

13



23.09

Анализ контрольной работы. Уравнение и его корни.

ФО, СР

16



17

П. 6



П. 7

29.09



30.09

Уравнения сводящихся к линейным после преобразований.

Уравнения сводящиеся к линейным после преобразований.

ФО, ИРЗ

18

19

20

21

П. 8


2.10

4.10

6.10

7.10

Решение задач с помощью уравнений.

Решение задач.

Решение задач.

Решение задач на движение.


ИРД, СР

22

23


П. 9

П. 10

09.10

11.10

Среднее арифметическое, размах и мода.

Нахождение статистических

характеристик моду, размаха

ФО, ИРД

24

25

П. 10

П. 11

13.10

14.10

Медиана как статистическая характеристика.

Нахождение медианы ряда.

ФО, ИРД

ПР

26


16.10

Контрольная работа №2.

«Уравнение.»

ИК




  1. Функции.


27

П. 12

18.10

Что такое функция?

ФО

28

29

П. 13

20.10

21.10

Вычисление значений функции по формуле.

Вычисление значений аргумента при заданном значении функции.

ФО, ИРД

30


31

П. 14

23.10


25.10

График функции.


Чтение графика функции.

ФО, ИРД


Т

32


33

П. 15

27.10


6.11

Прямая пропорциональность и её график.


Построение и чтение графика.

ФО,


СР

34

35


36

37

П. 16

8.11

10.11


11.11

13.11

Линейная функция и её график.

Линейная функция и её график.

График линейной функции.

Нахождение точек пересечения графиков.

ФО, ИРД



ФО, ИРД

38


39


40


41


42


43



П.17

15.11


17.11


18.11


20.11


22.11


24.11

Взаимное расположение графиков линейных функций.


Взаимное расположение графиков линейных функций.

Определение взаимного расположения графиков функций по угловому коэффициенту.

Определение взаимного расположения графиков функций по угловому коэффициенту.


Определение формулы линейной функции по графику.


Определение формулы линейной функции по графику.

ФО, ИРД


СР


ФО, СР

44


25.11

Контрольная работа №4 «Функция».

ИК



  1. Степень с натуральным показателем.


45


46

47

П. 18

27.11


29.11

1.12

Анализ контрольной работы. Определение степени с натуральным показателем.

Вычисления значения выражения со степенями.

Вычисления значения выражения со степенями.

ФО,


ИРК

48

49

50

51

52

П.19

2.12

4.12

6.12

8.12

9.12

Умножение степеней с одинаковыми основаниями.

Умножение степеней с одинаковым основанием.

Деление степеней с одинаковыми основаниями.

Деление степеней с одинаковыми основаниями.


ФО, ИРД


ИРК

53

54


55

П. 20

11.12

13.12


15.12

Возведение в степень произведения

Возведение в степень степени.


Упрощение выражений со степенями.

Самостоятельная работа.

56


П.21

16.12

Одночлен и его стандартный вид.


57

58

59

П. 22

18.12

20.12

22.12

Умножение одночленов.

Возведение одночлена в степень.

Возведение одночлена в степень.



Самостоятельная работа.

60

61

62

П. 23


П. 24

23.12

25.12

27.12

Функции y=x2 и ее график.

Функции y=x3 и ее график

Контрольная работа № 5

Степень с натуральным показателем.


ФО

63


10.01

Графическое решение уравнений.

ИК




  1. Многочлены.


64

65

П.25

12.01

13.01

Анализ контрольной работы. Многочлен и его стандартный вид.


66

67

68

П. 26

15.01

17.01

19.01

Сложение и вычитание многочленов.

Сложение и вычитание многочленов.

Приведение подобных членов при сложении и вычитании многочленов.

ФО, ИРД

69

70

П. 27

20.01

22.01

Умножение одночлена на многочлен.

Применение правила умножения одночлена на многочлен при решении уравнений.

ФО, ИРК

71

72


73

П. 28

24.01

26.01


27.01

Вынесение общего множителя за скобки.

Применение правила вынесения общего множителя за скобки при решении уравнений.

Вынесение двучлена за скобки.

ФО, ИРД


ИРК

74


29.01

Контрольная работа №6

«Многочлены»..

ИК

75


76

77

78


79


П. 29

31.01


02.02

03.02

05.02


07.02

Анализ контрольной работы. Умножение многочлена на многочлен.

Применение правила умножения многочлена на многочлен при упрощении выражений.

Применение правила умножения многочлена на многочлен при доказательстве тождеств.

Применение правила умножения многочлена на многочлен при решении уравнений.


ФО,


ИРД


СР

80


81


82

83

84

85

86

П. 30







П. 31.

09.02


10.02


12.02

14.02

16.02

17.02

19.02

Разложение многочлена на множители способом группировки.

Разложение многочлена на множители способом группировки.

Представление в виде

произведения многочлен.

Разложение на множители трехчлена.

Разложение на множители трёхчлена.

Доказательство тождеств.

ФО

ИРД

ИРК



СР

80


21.02

Контрольная работа № 7

«Умножение многочлена на многочлен».

ИК




  1. Формулы сокращённого умножения.


81


82


83

84

П. 32

24.02


26.02


28.02

02.03

Анализ контрольной работы. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.

Применение формул при упрощении выражений.

Возведение в куб суммы и разности двух выражений, решение уравнений.

ФО,

ИРД

ИРК

ТЗ

85


86


П. 33

03.03


05.03

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.

Преобразование трехчлена в

квадрат двучлена.

ФО,

ИРД

87


88

П. 34

07.03


09.03

Умножение разности двух выражений на их сумму.

Применение формул при упрощении выражений .

ФО,

ПР

89

90

91

П. 35

10.03

12.03

14.02

Разложение разности квадратов на множители.

Разложение многочленов на множители с помощью формулы разности квадратов.

ФО,

СР

92


93

П. 36

16.03


17.03

Разложение на множители суммы и разности кубов.

Применение формул суммы и разности кубов при разложении многочлена на множители.

ФО

ИРД

ИРК

94


19.03

Контрольная работа № 7

«Формулы сокращенного умножения».

ИК

95


96

97


98

П. 37


21.03


22.03

24.03


25.03

Анализ контрольной работы. Преобразование целого выражения в многочлен.

Преобразование целого выражения в многочлен.

Применение формул сокращенного умножения при упрощении выражений.

Применение формул сокращенного умножения при решении уравнений, при доказательстве.

ФО

ИРК


ПР

99


100


101

102

103

П. 38

П. 39

02.04


04.04


06.04

07.04

09.04

Применение различных способов для разложения на множители.

Разложение многочлена на множители применив последовательно несколько способов.

Решение уравнений разложив на множители. Преобразование целых выражений.

Преобразование целых выражений.

ФО



ИРД

104


11.04

Контрольная работа № 8

«Преобразование целых выражений».

ИК




  1. Системы линейных уравнений.


105


106


П. 40

13.04


14.04

Анализ контрольной работы. Линейное уравнение с двумя переменными.

Выражение одной переменной через другую из линейного уравнения.

ФО

107


108

П. 41

16.04


18.04

График линейного уравнения с двумя переменными.

Построение графика уравнения.

ФО

ИРД

109


110

П. 42

20.04


21.04

Системы линейных уравнений с двумя переменными.

Графическое решение системы линейных уравнений.

ФО

ТЗ


111

112


113

П. 43

23.04

25.04


27.04

Способ подстановки.

Нахождение координаты точки пересечения графиков уравнений, не выполняя построения.

Решение систем способом подстановки.

ФО

Т

114

115


116


П. 44

28.04

30.04


2.05

Способ сложения.

Решение систем на применение способа сложения.

Составление уравнения вида у = kх + в, по двум точкам графика.

ФО

ИРК

117

118


119


120

П. 45



П. 46

4.05

06.05


07.05


11.05

Решение задач с помощью систем уравнений.

Решение задач с помощью систем уравнений на работу

Решение задач с помощью систем уравнений на движение .

Решение задач с помощью систем уравнений на движение по реке.

ФО

ИРК

ИРД

121


12.05


Контрольная работа № 9

«Системы линейных уравнений» .

ИК




Повторение.


122



14.05

Анализ контрольной работы. Преобразование выражений.

Уравнение с одной переменной.

ФО

123


16.05


124



18.05


Линейная функция и её график.

Степень и её свойства.

ФО

125


126

127


19.05


21.05

23.05

Произведение многочленов.

Разложение многочлена на множители.

Формулы сокращенного умножения

Преобразование целого выражения в многочлен..

ФО,

ИРК

128


25.05

Решение систем линейных уравнений.


129


26.05

Итоговый зачёт.

ИК

130


28.05

Итоговая административная контрольная работа по алгебре.

ИК

131


29.05

Анализ контрольной работы

ФО

132


31.05

Коррекция знаний

ФО, ПР

133-140



Резервные уроки.































№ п/п

Название раздела

Тема урока

Дата

проведения

по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения

по факту

Подпись зам по УВР



















































































































































































































































33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!