Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Леонтьевская средняя общеобразовательная школа»
Ступинского муниципального района
Рассмотрено. Согласовано. Утверждаю.
Руководителем МО Зам. директора по УВР Директор
___________________ ___________________ ___________________
«___»_________2016 г. «___»_________2016 г. «___»_________2016 г.
Рабочая программа
основного общего образования
по алгебре в 10 классе
(базовый уровень, 3 часа в неделю,
105 часов в год)
Составила: учитель математики I категории
Мосолова Ирина Игоревна
2016 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по алгебре 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 классы. Составитель Бурмистрова Т.А.– М.: Просвещение, 2009.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса, соблюдает строгую преемственность с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно действующему в школе учебному плану календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:
• в 10 классе базового уровня предполагается обучение в объеме 105 часов (3 ч в неделю);
• в 11 классе базового уровня предполагается обучение в объеме 105 часов (3 ч в неделю).
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:
Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2010;
Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса/ Б. М. Ивлев, С. М. Саакян, С. И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2004.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования, учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучающиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние две компоненты представлены отдельно по каждому из разделов, содержания.
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения математики на базовом уровне в старшей школе обучающийся должен
знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и в практике; широту и, в то же время, ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Алгебра
Уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
Уметь:
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
Начала математического анализа
Уметь:
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
решения прикладных, в том числе социально-экономических и физических, задач на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства
Уметь:
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
Тематическое планирование по алгебре в 10 классе
на 201_ - 201_ учебный год
№ § | Тема | Кол-во часов | Факт. | Кол-во к/р | Факт. | Примечания |
I четверть (3 часа в неделю, 27 часов за четверть) |
Глава I. Тригонометрические функции (45 часов) |
1 | Тригонометрические функции числового аргумента | 14 | | 1 | | |
2 | Основные свойства функций | 13 | | | | |
II четверть (3 часа в неделю, 21 час за четверть) |
2 | Основные свойства функций | 4 | | 1 | | |
3 | Решение тригонометрических уравнений и неравенств | 14 | | 1 | | |
Глава II. Производная и ее применения (48 часов) |
4 | Производная | 3 | | | | |
III четверть (3 часа в неделю, 30 часов за четверть) |
4 | Производная | 15 | | 1 | | |
5 | Применение непрерывности и производной | 13 | | 1 | | |
6 | Применение производной к исследованию функции | 2 | | | | |
IV четверть (3 часа в неделю, 27 часа за четверть) |
6 | Применение производной к исследованию функции | 15 | | 1 | | |
| Итоговое повторение | 12 | | | | |
Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др.]; под ред. А. Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2010.
Поурочное планирование по алгебре в 10 классе
на 201_ - 201_ учебный год
№ п/п | Содержание учебного материала | Домашнее задание | Дата план. | Дата факт. |
I четверть (3 часа в неделю, 27 часов за четверть) |
Глава I. Тригонометрические функции (45 часов) |
§ 1. Тригонометрические функции числового аргумента (14 часов) |
1 | Радианная мера | П. 1.1.1 | | |
2 | Основные тригометрические тождества | П. 1.1.2 | | |
3 | Формулы сложения | П. 1.1.2 | | |
4 | Формулы приведения | П. 1.1.2 | | |
5 | Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение | П. 1.1.2 | | |
6 | Формулы преобразования двойного аргумента | П. 1.1.2 | | |
7 | Формулы преобразования половинного аргумента | П. 1.1.2 | | |
8 | Основные формулы тригонометрии | П. 1.1.2 | | |
9 | Функции синус и косинус | П. 1.2.1 | | |
10 | Синусоида | П. 1.2.2 | | |
11 | Функции тангенс и котангенс и их графики | П. 1.2.3 | | |
12 | Тригонометрические функции и их графики | П. 1.2 | | |
13 | Обобщающий урок по теме «Тригонометрические функции числового аргумента» | П. 1 | | |
14 | Контрольная работа № 1 по теме «Тригонометрические функции числового аргумента» | П. 1 | | |
§ 2. Основные свойства функций (17 часов) |
15 | Числовая функция. Анализ к/р | П. 2.3.1 | | |
16 | График функции | П. 2.3.2 | | |
17 | Преобразование графиков. Отображение | П. 2.3.3, п. 2.3.4 | | |
18 | Четные и нечетные функции | П. 2.4.1 | | |
19 | Периодические функции | П. 2.4.2 | | |
20 | Возрастание и убывание функций | П. 2.5.1 | | |
21 | Возрастание и убывание тригонометрических функций | П. 2.5.2 | | |
22 | Экстремумы | П. 2.5.3 | | |
23 | Построение графиков функций | П. 2.6.1 | | |
24 | Схема исследования функций | П. 2.6.2 | | |
25 | Исследование функций | П. 2.6.2 | | |
26 | «Чтение» графиков | П. 2.6.3 | | |
27 | Исследование тригонометрических функций | П. 2.7.1 | | |
II четверть (3 часа в неделю, 21 час за четверть) |
28 | Гармонические колебания | П. 2.7.2 | | |
29 | Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания | П. 2.7 | | |
30 | Обобщающий урок по теме «Основные свойства функций» | П. 2 | | |
31 | Контрольная работа № 2 по теме «Основные свойства функций» | П. 2 | | |
§ 3. Решение тригонометрических уравнений и неравенств (14 часов) |
32 | Теорема о корне. Арксинус. Арккосинус. Анализ к/р | П. 3.8.1 – 3.8.3 | | |
33 | Арктангенс. Арккотангенс | П. 3.8.4, п. 3.8.5 | | |
34 | Уравнение  | П. 3.9.1 | | |
35 | Уравнение  | П. 3.9.2 | | |
36 | Уравнение  | П. 3.9.3 | | |
37 | Решение простейших тригонометрических неравенств | П. 3.10 | | |
38 | Решение неравенств | П. 3.10 | | |
39 | Тригонометрические уравнения | П. 3.11 | | |
40 | Примеры решения тригонометрических уравнений | П. 3.11 | | |
41 | Решение тригонометрических уравнений | П. 3.11 | | |
42 | Системы тригонометрических уравнений | П. 3.11 | | |
43 | Решение систем тригонометрических уравнений | П. 3.11 | | |
44 | Обобщающий урок по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств» | П. 3 | | |
45 | Контрольная работа № 3 по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств» | П. 3 | | |
Глава II. Производная и ее применения (48 часов) |
§ 4. Производная (18 часов) |
46 | Приращение функции. Анализ к/р | П. 4.12 | | |
47 | Приращение функции | П. 4.12 | | |
48 | Понятие о касательной к графику функции. Мгновенная скорость движения | П. 4.13.1, п. 4.13.2 | | |
III четверть (3 часа в неделю, 30 часов за четверть) |
49 | Производная | П. 4.13.3 | | |
50 | Понятие о непрерывности функции и предельном переходе | П. 4.14 | | |
51 | Понятие о непрерывности и предельном переходе | П. 4.14 | | |
52 | Основные правила дифференцирования | П. 4.15.1 | | |
53 | Производная степенной функции | П. 4.15.2 | | |
54 | Правила вычисления производных | П. 4.15 | | |
55 | Вычисление производных | П. 4.15 | | |
56 | Сложная функция | П. 4.16.1 | | |
57 | Формула производной сложной функции | П. 4.16.2 | | |
58 | Производная сложной функции | П. 4.16 | | |
59 | Формула производной синуса | П. 4.17.1 | | |
60 | Формулы дифференцирования косинуса, тангенса и котангенса | П. 4.17.2 | | |
61 | Производные тригонометрических функций | П. 4.17 | | |
62 | Обобщающий урок по теме «Производная» | П. 4 | | |
63 | Контрольная работа № 4 по теме «Производная» | П. 4 | | |
§ 5. Применение непрерывности и производной (13 часов) |
64 | Непрерывность функции. Анализ к/р | П. 5.18.1 | | |
65 | Метод интервалов | П. 5.18.2 | | |
66 | Пример функции, не являющейся непрерывной. Пример функции, непрерывной, но дифференцируемой в данной точке | П. 5.18.3, п. 5.18.4 | | |
67 | Касательная | П. 5.19.1 | | |
68 | Уравнение касательной | П. 5.19.2 | | |
69 | Формула Лагранжа | П. 5.19.3 | | |
70 | Приближенные вычисления | П. 5.20 | | |
71 | Приближенные вычисления | П. 5.20 | | |
72 | Механический смысл производной | П. 5.21.1 | | |
73 | Примеры применения производной | П. 5.21.2 | | |
74 | Производная в физике и технике | П. 5 | | |
75 | Обобщающий урок по теме «Применения непрерывности и производной» | П. 5 | | |
76 | Контрольная работа № 5 по теме «Применения непрерывности и производной» | П. 5 | | |
§ 6. Применение производной к исследованию функции (17 часов) |
77 | Признак возрастания (убывания) функции. Анализ к/р | П. 6.22 | | |
78 | Нахождение промежутков возрастания и убывания функций | П. 6.22 | | |
IV четверть (3 часа в неделю, 27 часов за четверть) |
79 | Промежутки возрастания и убывания функций | П. 6.22 | | |
80 | Возрастание и убывание функций | П. 6.22 | | |
81 | Критические точки функции | П. 6.23 | | |
82 | Признак максимума функции | П. 6.23 | | |
83 | Признак минимума функции | П. 6.23 | | |
84 | Примеры применения производной к исследованию функций | П. 6.24 | | |
85 | Применение производной к исследованию функций | П. 6.24 | | |
86 | Производная в исследовании функций | П. 6.24 | | |
87 | Исследование функций | П. 6.24 | | |
88 | Наибольшее и наименьшее значения функции | П. 6.25 | | |
89 | Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на промежутке | П. 6.25 | | |
90 | Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции | П. 6.25 | | |
91 | Решение задач | П. 6.25 | | |
92 | Обобщающий урок по теме «Применение производной к исследованию функций» | П. 6 | | |
93 | Контрольная работа № 6 по теме «Применение производной к исследованию функций» | П.6 | | |
Итоговое повторение (12 часов) |
94 | Основные формулы тригонометрии. Анализ к/р | | | |
95 | Тригонометрические функции и их графики | | | |
96 | Четные и нечетные функции. Периодичность | | | |
97 | Возрастание и убывание функций | | | |
98 | Решение тригонометрических уравнений | | | |
99 | Решение тригонометрических неравенств | | | |
100 | Правило вычисления производных | | | |
101 | Производная сложной функции | | | |
102 | Применение непрерывности и производной | | | |
103 | Касательная к графику функции | | | |
104 | Применение производной к исследованию функции | | | |
105 | Примеры применения производной к исследованию функций | | | |