Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена: Руководитель МО _____ / Ж. М. Серебренникова/ Протокол № __1__ от «28» августа 2017 г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР «Коргонская СОШ» _______/И. А. Дремова/ «29» августа 2017 г. | Утверждено: Директор МБОУ «Коргонская СОШ» _______/А. В. Серебренников/ Приказ № 86 От «30» августа 2017г. |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Биология
Образовательная область: естествознание
Класс: 5
Уровень общего образования: базовый
Срок реализации программы, учебный год: 2017-2018 г.
Учитель: Садоева Татьяна Григорьевна
Рабочая программа составлена на основе: Примерной программы по биологии, разработанной в соответствии с ФГОС ООО и Программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 5-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника.: Дрофа, 2006
Учебник: Пасечник В. В. Биология. 5 кл. Бактерии, грибы, растения: учебник для общеобразовательных учеб.заведений.-5-е изд.,дораб.- М.:Дрофа, 2016-141с.
с. Коргон, 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
Настоящая программа по биологии для 5 класса создана на основе следующих документов:
-Примерной программы по биологии для 5 класса, разработанной в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования;
- Примерные программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. №03-1263) в соответствии с рабочей программой по биологии к учебникам для 5-9 классов (авторы В. В. Пасечник);
- Положения о рабочей программе МБОУ «Коргонская СОШ»
Учебно-методический комплект
- Пасечник, В. В. 5 класс Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2010 г.;
Вклад учебного предмета в общее образование
Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности - При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности. Основные направления биологического образования: — усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины; — реализация межпредметной интеграции биологии с Другими естественнонаучными дисциплинами; — отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества; — воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе. Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественнонаучного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знания. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается. Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.
Цели учебного предмета «Биология»
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
- овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Особенности класса
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 5 класса и специфики классного коллектива. В классе 8 обучающихся, из них 5 мальчиков и 3 девочки. Творческий потенциал: принимают активное участие во внеурочной и внеклассной работе. Между учениками существуют еще не полностью сформированные признаки взаимопомощи, сплоченности; ученики имеют разные ценостно-ориентировочные вкусы. В классе ученики делятся за интересами: увлечение компьютером, спортивные игры, поэзия. В целом ученики вместе с родителями относятся к учебе ответственно, развитое чувство долга (к дежурству, помощь людям преклонных лет, общественно – полезному труду.
Формы и методы работы с учащимися
Наряду с традиционными формами обучения используются нестандартные уроки: творческие уроки, биологические диктанты, дидактические игры и др.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, домашняя самостоятельная работа, тест, устный опрос, фронтальный опрос.
Формы контроля знаний: контрольные, диагностические, самостоятельные работы, тесты.
Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
Всего 35 часов, в неделю один час.
Планируемые результаты учебного предмета «Биология»
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Планируемые результаты учебного предмета
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Перечень контрольно-измерительных материалов
Пасечник В. В., Биология: Диагностические работы к учебнику В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс». – М.:Дрофа, 2016.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В 5 КЛАССЕ
Введение. Биология как наука (7 часов)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (6 часов)
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Царство Бактерии (3 часа)
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Царство Грибы (5 часов)
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Царство Растения (14 часов)
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
1 | Введение. Биология как наука | 7 | 1 | |
2 | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов | 6 | 1 | 4 |
3 | Царство Бактерии | 3 | 1 | |
4 | Царство Грибы | 5 | 1 | 1 |
5 | Царство Растений | 14 | 1 | 5 |
Перечень контрольных работ
№ п/п | № урока в теме | Тема контрольных работ | Дата |
1 | 7 | Биология как наука | |
2 | 13 | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов | |
3 | 16 | Бактерии | |
4 | 21 | Грибы | |
5 | 34 | Царства Растений | |
Перечень лабораторных работ
№ | Тема лабораторных работ |
1 | Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений |
2 | Устройство микроскопа и приемы работы с ним |
3 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. |
4 | Пластиды в клетках листа элодеи |
5 | Наблюдение движение цитоплазмы |
6 | Плесневый гриб мукор |
7 | Строение зеленых одноклеточных водорослей |
8 | Строение мха |
9 | Строение спороносящего хвоща |
10 | Строение спороносящего папоротника |
11 | Строение хвои и шишек хвойных |
| |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Универсальные учебные действия | Домашнее задание |
по факту |
Введение. Биология как наука (7 часов) |
1/1 | Инструктаж по ТБ. Биология – наука о живой природе | 1 | 07.09 | Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Овладевать новыми приемами работы с учебником. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении значения биологических знаний | Учащиеся осваивают основные приемы работы с учебником | Прочитать §1 с. 6-9 |
|
2/2 | Методы изучения биологии. | 1 | 14.09 | Определять методы биологических исследований. Объяснять значение практических и теоретических методов в научном познании | | Выучить §2, с. 10-11 |
|
3/3 | Как работают в лаборатории. | 1 | 21.09 | Овладевать основными приемами работы с лабораторным оборудованием и посудой. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии | Учащиеся осваивают основные приемы работы с лабораторным оборудованием и посудой | Прочитать §2; с.11-13 |
|
4/4 | Разнообразие живой природы | 1 | 28.09 | Выделять основные отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов | Учащиеся учатся преобразовывать (структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение | Прочитать §3 с. 15-18 |
|
5/5 | Среды обитания организмов | 1 | 05.10 | Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Объяснять роль живых организмов в среде обитания. Соблюдать правила поведения в окружающей среде | Учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, осваивают разные формы чтения (поисковое) | Прочитать §4 |
|
6/6 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | 12.10 | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. | Прочитать §5 |
|
7/7 | Контрольная работа «Биология как наука» | 1 | 19.10 | Систематизировать и обобщить знания по теме | | Изучить краткое содержание главы |
|
Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (6 часов) |
8/1 | Устройство увеличительных приборов | 1 | 26.10 | Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторных работ Лабораторная работа «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы» Лабораторная работа «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним» | Учащиеся учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты | прочитать §6 С 30-33 |
|
9/2 | Строение клетки | 1 | 09.11 | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» «Пластиды в листах элодеи» | Учащиеся учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять ее результаты | Прочитать §7 с 34-40 |
|
10/3 | Химический состав клетки. | 1 | 16.11 | Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки | Учащиеся учатся устанавливать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава | Выучить §8, с 40-42 |
|
11/4 | Жизнедеятельность клетки, ее рост и деление | 1 | 23.11 | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Наблюдать движение цитоплазмы Лабораторная работа «Наблюдение движения цитоплазмы» | Учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, фиксировать, анализировать и объяснять их результаты | Выучить §9 С 42-45 |
|
12/5 | Ткани | 1 | 30.11 | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации | Прочитать §10 с 46-49 |
|
13/6 | Контрольная работа по теме: Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов | 1 | 07.12 | Систематизировать и обобщить знания по теме | | Составить кроссворд |
|
Глава 2. Царство Бактерии (3 часа) |
14/1 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1 | 14.12 | Выделяют существенные признаки бактерий | умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте | Прочитать §11, |
|
15/2 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | 21.12 | Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций | Учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника | Выучить §12 |
|
16/3 | Контрольное тестирование по теме: Бактерии | 1 | 11.01 | Систематизировать и обобщить знания по теме | | Сделать модель бактерии |
|
Царство Грибы (5 часов) |
17/1 | Общая характеристика грибов | 1 | 18.01 | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы | Прочитать §13, написать сочинение |
|
18/2 | Шляпочные грибы | 1 | 25.01 | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами | Учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию из видеофильма | Повторить §14 |
|
19/3 | Плесневые грибы и дрожжи. | 1 | 01.02 | Объяснять роль грибов в природе и жизни человека Лабораторная работа «Плесневый гриб мукор» | Учащиеся учатся самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе полученных результатов делать выводы | Повторить §15, сообщение, придумать загадки |
|
20/4 | Грибы - паразиты | 1 | 08.02 | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. | Прочитать §16 |
|
21/5 | Обобщающий урок по теме: Грибы | 1 | 15.02 | Систематизировать и обобщить знания по теме | | Сделать вывод по главе |
|
Глава 4. Царство Растения (14 часов) |
22/1 | Характеристика царства Растения | 1 | 22.02 | Выделять существенные признаки растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые и опасные для человека растения. Сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения. | Учащиеся учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения | Текущий §17 С. 92 выполнить задание |
|
23/2 | Водоросли. Одноклеточные. | 1 | 01.03 | Выделять существенные признаки водорослей. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека Лабораторная работа «Строение зеленых одноклеточных водорослей» | Учащиеся учатся выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относят водоросли к низшим растениям | Прочитать §18 |
|
24/3 | Водоросли. Многоклеточные | 1 | 08.03 | Повторить §18 |
09.03 |
25/4 | Лишайники | 1 | 15.03 | Выделять существенные признаки строения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека | Учащиеся учатся проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы | Прочитать §19 |
|
26/5 | Мхи | 1 | 22.03 | Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Объяснять их роль в природе и жизни человека Лабораторная работа «Строение мха» | Учащиеся учатся выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относят мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям | Прочитать §20 |
|
27/6 | Плауны, хвощи, папоротники | 1 | 05.04 | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям | Прочитать §21, с. 112-113 |
|
28/7 | Лабораторная работа«Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника» | 1 | 12.04 | Выполняют лабораторные работы. | | Повторить §21, составить сообщение |
|
29/8 | Голосеменные растения | 1 | 19.04 | Выделять существенные признаки голосеменных растений. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей голосеменных растений. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных» | Учащиеся учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику | Прочитать §22 |
|
30/9 | Закрепление. Голосеменные растения | 1 | 26.04 |
Повторить §22 |
|
31/10 | Покрытосеменные растения | 1 | 03.05 | Выделять существенные признаки высших семенных растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей покрытосеменных растений. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, систематизировать, анализировать и оценивать ее, переводить их одной формы подачи в другую | Учащиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам | Прочитать §23 |
|
32/11 | Происхождение растений. | 1 | 10.05 | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | Развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции) | Прочитать §24 |
|
33/12 | Основные этапы развития растительного мира | 1 | 17.05 | Повторить §24 |
|
34/13 | Обобщающий урок по теме: Царства Растений | 1 | 24.05 | Систематизировать и обобщить знания по теме | | подготовиться к защите проектов |
|
35/14 | Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы» | 1 | 30.05 | Находить информацию о живой природе в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. Осуществлять сотрудничество друг с другом, с учителем и другими участниками проекта. Аргументировано отстаивать свою точку зрения | Учащиеся осваивают основы проектной деятельности, учатся работать с разными источниками информации, находить информацию об охране природы в разных источниках и интерпретировать ее | Итоговый Защита проектов |
|
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Печатные пособия:
- Пасечник В. В. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник. – М.:Дрофа, 2016.-141 с.
- Пасечник В. В. Диагностические работы к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс». – М.: Дрофа, 2016. – 92 с.
Интернет-ресурсы:
http://bio.1september.ru - газета «1 сентября. Биология» - приложение
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
www.standart.edu.ru – Федеральный государственный образовательный стандарт.
0