СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС) НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 5 класса. фгос. на 207-2018 учебный год. по учебнику Пасечника

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС) НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрена:

Руководитель МО

_____ / Ж. М. Серебренникова/

Протокол № __1__

от «28» августа 2017 г.

Согласовано:

Заместитель директора по

УВР «Коргонская СОШ»

_______/И. А. Дремова/

«29» августа 2017 г.

Утверждено:

Директор МБОУ

«Коргонская СОШ»

_______/А. В. Серебренников/

Приказ № 86

От «30» августа 2017г.





Рабочая программа




Наименование учебного предмета: Биология


Образовательная область: естествознание

Класс: 5


Уровень общего образования: базовый

Срок реализации программы, учебный год: 2017-2018 г.


Учитель: Садоева Татьяна Григорьевна


Рабочая программа составлена на основе: Примерной программы по биологии, разработанной в соответствии с ФГОС ООО и Программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 5-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника.: Дрофа, 2006

Учебник: Пасечник В. В. Биология. 5 кл. Бактерии, грибы, растения: учебник для общеобразовательных учеб.заведений.-5-е изд.,дораб.- М.:Дрофа, 2016-141с.










с. Коргон, 2017 год


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы

Настоящая программа по биологии для 5 класса создана на основе следующих документов:

-Примерной программы по биологии для 5 класса, разработанной в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования;

- Примерные программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. №03-1263) в соответствии с рабочей программой по биологии к учебникам для 5-9 классов (авторы В. В. Пасечник);

- Положения о рабочей программе МБОУ «Коргонская СОШ»

Учебно-методический комплект

- Пасечник, В. В. 5 класс Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2010 г.;

Вклад учебного предмета в общее образование

Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности - При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности. Основные направления биологического образования: — усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины; — реализация межпредметной интеграции биологии с Другими естественнонаучными дисциплинами; — отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества; — воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе. Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественнонаучного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знания. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается. Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.

Цели учебного предмета «Биология»

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточ­ной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследствен­ная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жиз­ни; овладение понятийным аппаратом биологии;

- приобретение опыта использования методов биологиче­ской науки для изучения живых организмов и человека: на­блюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инстру­ментов;

- освоение приёмов оказания первой помощи, рацио­нальной организации труда и отдыха, выращивания и раз­множения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

- формирование основ экологической грамотности: способ­ности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целе­вые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и при­родных местообитаний;

- овладение приёмами работы с информацией биологи­ческого содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

- создание основы для формирования интереса к дальней­шему расширению и углублению биологических знаний и вы­бора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Особенности класса

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 5 класса и специфики классного коллектива. В классе 8 обучающихся, из них 5 мальчиков и 3 девочки. Творческий потенциал: принимают активное участие во внеурочной и внеклассной работе. Между учениками существуют еще не полностью сформированные признаки взаимопомощи, сплоченности; ученики имеют разные ценостно-ориентировочные вкусы. В классе ученики делятся за интересами: увлечение компьютером, спортивные игры, поэзия. В целом ученики вместе с родителями относятся к учебе ответственно, развитое чувство долга (к дежурству, помощь людям преклонных лет, общественно – полезному труду.

Формы и методы работы с учащимися

Наряду с традиционными формами обучения используются нестандартные уроки: творческие уроки, биологические диктанты, дидактические игры и др.

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, домашняя самостоятельная работа, тест, устный опрос, фронтальный опрос.

Формы контроля знаний: контрольные, диагностические, самостоятельные работы, тесты.

Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

Всего 35 часов, в неделю один час.

Планируемые результаты учебного предмета «Биология»

Изучение биологии в основной школе обусловливает дости­жение следующих личностных результатов:

- воспитание российской гражданской идентичности: па­триотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежно­сти; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чув­ства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и само­образованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуаль­ной траектории образования на базе ориентации в мире про­фессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчи­вых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброже­лательного отношения к другому человеку, его мнению, ми­ровоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопо­нимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном само­управлении и общественной жизни в пределах возрастных ком­петенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие сознания и компетентности в решении мораль­ных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

- формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуа­циях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование экологической культуры на основе призна­ния ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение худо­жественного наследия народов России и мира, творческой де­ятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основ­ной школе должны отражать:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и по­знавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей­ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, уста­навливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выби­рать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде­ние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками, работать инди­видуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей дея­тельности; владение устной и письменной речью, монологиче­ской контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области ис­пользования.

Предметными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по биологии являются:

- формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокра­щении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной кар­тины мира;

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспери­ментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Планируемые результаты учебного предмета

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизне­деятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • владеть составляющими исследовательской и проектной де­ятельности по изучению живых организмов (приводить дока­зательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимо­связи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оце­нивать информацию о живых организмах, получаемую из раз­ных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с био­логическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отрав­лении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращи­вания и размножения культурных растений, домашних жи­вотных;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила от­ношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высо­кой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справоч­никах, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих дей­ствиях и поступках по отношению к живой природе.

Перечень контрольно-измерительных материалов

Пасечник В. В., Биология: Диагностические работы к учебнику В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс». – М.:Дрофа, 2016.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В 5 КЛАССЕ

Введение. Биология как наука (7 часов)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятель­ности людей. Разнообразие организмов. Отличительные при­знаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, экспери­мент.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (6 часов)

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Царство Бактерии (3 часа)

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство Грибы (5 часов)

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов пер­вой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Царство Растения (14 часов)

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охра­на редких и исчезающих видов растений. Основные расти­тельные сообщества. Усложнение растений в процессе эво­люции.

Учебно-тематический план

п/п

Разделы

программы

Количество

часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

1

Введение. Биология как наука

7

1


2

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов

6

1

4

3

Царство Бактерии

3

1


4

Царство Грибы

5

1

1

5

Царство Растений

14

1

5

Перечень контрольных работ

п/п

урока

в теме

Тема контрольных работ

Дата

1

7

Биология как наука


2

13

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов


3

16

Бактерии


4

21

Грибы


5

34

Царства Растений


Перечень лабораторных работ

Тема лабораторных работ

1

Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений

2

Устройство микроскопа и приемы работы с ним

3

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

4

Пластиды в клетках листа элодеи

5

Наблюдение движение цитоплазмы

6

Плесневый гриб мукор

7

Строение зеленых одноклеточных водорослей

8

Строение мха

9

Строение спороносящего хвоща

10

Строение спороносящего папоротника

11

Строение хвои и шишек хвойных





  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема

урока

Кол-во часов

Дата по плану

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Универсальные учебные

действия

Домашнее задание

по факту

Введение. Биология как наука (7 часов)

1/1

Инструктаж по ТБ. Биология – наука о живой природе

1

07.09

Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Овладевать новыми приемами работы с учебником. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении значения биологических знаний

Учащиеся осваивают основные приемы работы с учебником

Прочитать §1 с. 6-9


2/2

Методы изучения биологии.

1

14.09

Определять методы биологических исследований. Объяснять значение практических и теоретических методов в научном познании


Выучить

§2, с. 10-11


3/3

Как работают в лаборатории.

1

21.09

Овладевать основными приемами работы с лабораторным оборудованием и посудой. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии

Учащиеся осваивают основные приемы работы с лабораторным оборудованием и посудой

Прочитать

§2; с.11-13


4/4

Разнообразие живой природы

1

28.09

Выделять основные отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов

Учащиеся учатся преобразовывать (структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение

Прочитать §3 с. 15-18


5/5







Среды обитания организмов

1

05.10

Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Объяснять роль живых организмов в среде обитания. Соблюдать правила поведения в окружающей среде

Учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, осваивают разные формы чтения (поисковое)

Прочитать

§4


6/6

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

12.10

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Прочитать

§5



7/7

Контрольная работа «Биология как наука»

1

19.10

Систематизировать и обобщить знания по теме


Изучить краткое содержание главы


Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (6 часов)

8/1

Устройство увеличительных приборов

1

26.10

Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторных работ

Лабораторная работа «Рассматривание клеточного стро­ения растений с помощью лупы» Лабораторная работа «Устройство микро­скопа и приёмы работы с ним»

Учащиеся учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты

прочитать

§6

С 30-33


9/2

Строение клетки

1

09.11

Выделять существенные признаки стро­ения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропре­параты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать пра­вила работы

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

«Пластиды в листах элодеи»

Учащиеся учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять ее результаты

Прочитать §7 с 34-40



10/3

Химический состав клетки.


1

16.11

Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки


Учащиеся учатся устанавливать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава

Выучить

§8, с 40-42



11/4

Жизнедеятельность клетки, ее рост и деление


1

23.11

Выделять существенные признаки про­цессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельно­сти организмов и объяснять их результаты. Наблюдать движение цитоплазмы

Лабораторная работа «Наблюдение движения цитоплазмы»

Учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, фиксировать, анализировать и объяснять их результаты

Выучить

§9

С 42-45


12/5

Ткани


1

30.11

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации

Прочитать

§10 с 46-49


13/6

Контрольная работа по теме: Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов

1

07.12

Систематизировать и обобщить знания по теме


Составить кроссворд


Глава 2. Царство Бактерии (3 часа)

14/1

Строение и жизнедеятельность бактерий

1

14.12

Выделяют существенные признаки бактерий

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте

Прочитать

§11,


15/2

Роль бактерий в при­роде и жизни чело­века


1

21.12

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Подбирать и систе­матизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в виде сооб­щений и презентаций

Учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника

Выучить

§12



16/3

Контрольное тестирование по теме: Бактерии

1

11.01

Систематизировать и обобщить знания по теме


Сделать модель бактерии


Царство Грибы (5 часов)

17/1

Общая характеристика грибов

1

18.01

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы

Прочитать §13, написать сочинение



18/2

Шляпочные грибы


1

25.01

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Различать на живых объектах и табли­цах съедобные и ядовитые грибы. Освоить приёмы оказания первой помо­щи при отравлении грибами

Учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию из видеофильма

Повторить §14



19/3

Плесневые грибы и дрожжи.


1

01.02

Объяснять роль грибов в природе и жизни человека

Лабораторная работа «Плесневый гриб мукор»


Учащиеся учатся самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе полученных результатов делать выводы

Повторить

§15, сообщение, придумать загадки



20/4

Грибы - паразиты

1

08.02

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека.

Прочитать

§16


21/5

Обобщающий урок по теме: Грибы

1

15.02

Систематизировать и обобщить знания по теме


Сделать вывод по главе


Глава 4. Царство Растения (14 часов)

22/1

Характеристика цар­ства Растения


1

22.02

Выделять существенные признаки рас­тений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые и опас­ные для человека растения. Сравнивать

представителей низших и высших рас­тений, делать выводы на основе срав­нения.

Учащиеся учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать

представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения

Текущий

§17

С. 92 выполнить задание


23/2


Водоросли. Одноклеточные.

1


01.03

Выделять существенные признаки водорослей. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека Лабораторная работа «Строение зеленых одноклеточных водорослей»

Учащиеся учатся выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относят водоросли к низшим растениям

Прочитать §18


24/3

Водоросли.

Многоклеточные


1

08.03

Повторить §18

09.03

25/4

Лишайники


1

15.03

Выделять существенные признаки стро­ения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека

Учащиеся учатся проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы

Прочитать §19


26/5

Мхи


1

22.03

Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Объяснять их роль в природе и жизни человека

Лабораторная работа «Строение мха»

Учащиеся учатся выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относят мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям

Прочитать §20


27/6

Плауны, хвощи, папоротники

1

05.04

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям

Прочитать §21, с. 112-113


28/7

Лабораторная работа«Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника»

1

12.04

Выполняют лабораторные работы.


Повторить §21, составить сообщение


29/8

Голосеменные расте­ния


1

19.04

Выделять существенные признаки голо­семенных растений. Различать на жи­вых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей голосеменных растений.

Объяснять роль голосемен­ных в природе и жизни человека

Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных»


Учащиеся учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед

высшими споровыми растениями, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику

Прочитать §22



30/9

Закрепление. Голосеменные расте­ния

1

26.04

Повторить §22



31/10

Покрытосеменные растения


1

03.05

Выделять существенные признаки выс­ших семенных растений. Различать на живых объектах и таблицах орга­ны цветкового растения. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей покры­тосеменных растений. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эсте­тической точки зрения представителей растительного мира. Находить инфор­мацию о растениях в научно-популяр­ной литературе, биологических словарях, систематизировать, анализировать и оценивать ее, переводить их одной формы подачи в другую

Учащиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Прочитать §23



32/11

Происхождение растений.

1

10.05

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

Развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции)

Прочитать §24



33/12

Основные этапы развития растительного мира

1

17.05

Повторить §24


34/13

Обобщающий урок по теме: Царства Растений

1

24.05

Систематизировать и обобщить знания по теме


подготовиться к защите проектов


35/14

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы»

1

30.05

Находить информацию о живой при­роде в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочни­ках, систематизировать, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую. Представлять информацию в виде сообщений и пре­зентаций. Осуществлять сотрудничество друг с другом, с учителем и другими участниками проекта. Аргументировано отстаивать свою точку зрения

Учащиеся осваивают основы проектной деятельности, учатся работать с разными источниками информации, находить информацию об охране природы в разных источниках и интерпретировать ее

Итоговый

Защита проектов



  1. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Печатные пособия:

- Пасечник В. В. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник. – М.:Дрофа, 2016.-141 с.

- Пасечник В. В. Диагностические работы к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс». – М.: Дрофа, 2016. – 92 с.

Интернет-ресурсы:

http://bio.1september.ru - газета «1 сентября. Биология» - приложение

www.bio.nature.ru - научные новости биологии

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

www.standart.edu.ru – Федеральный государственный образовательный стандарт.

0