ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (базовый уровень) 2008 г., основной образовательной программы МБОУ Пролетарская СОШ., программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов.(Автор - составитель Пасечник В.В. – Москва «Дрофа» 2013г.) Основной учебник «Биология: бактерии, грибы, растения» - автор Пасечник В.В. 2015 г /М. «Дрофа»» (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; ( в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38). Согласно Федерального государственного образовательного стандарта, на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов, в неделю – 1 час. В соответствии с календарным учебным графиком, расписанием занятий, фактически запланировано 35 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты изучения курса «Биология 5 класс»
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
В структуре планируемых результатов выделяются:
отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок,
Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организ мах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Учащийся: получит возможность научиться:
•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» (35 ч, 1 ч в неделю)
Введение (6 ч)
Биология— наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и
животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями природе.Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов(10 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы - паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей.
Раздел 4. Царство Растения (9 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные,
цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие,
среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зелёных водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема (Модуль) | Количество часов | Сроки |
1 | Введение ( 6 часов) | 6 | 6.09 – 11.10 |
2 | Клеточное строение организмов ( 10 часов) | 10 | 18.10 – 27.12 |
3 | Царство бактерий ( 2 часа) | 2 | 10.01 – 17.01 |
4 | Царство грибов ( 5 часа) | 5 | 24.01 – 21.02 |
5 | Царство растений ( 12 часов) | 12 | 28.02 – 31.05 |
График текущего контроля
Материал для контрольных работ взят на сайте «Учительский портал» (http\\www/uchportal/ru)
№ | Тема | Сроки | Вид проверки |
2 | Клеточное строение организмов | 27.12 | Контрольная работа № 1 |
3 | Царство Бактерии. Царство Грибы | 21.02 | Контрольная работа № 2 |
4 | Царство Растения | 23.05 | Контрольная работа № 3 |
ПРОГРАММНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ и ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ,
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
№ | Тема практической работы | Сроки |
1 | «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | 11.10 |
2 | «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.» | 8.11 |
| | |
| Темы лабораторных работ | |
1 | «Устройство лупы и светового микроскопа». | 18.10 |
2 | «Рассматривание клеток растений с помощью лупа и микроскопа». | 15.11 |
3 | «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.» | 29.11 |
4 | «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.» | 20.12 |
5 | «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.». | 31.01 |
6 | «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.». | 7.02 |
7 | ««Строение зеленых водорослей.» | 7.03 |
8 | «Строение мха (на местных видах).» | 4.04 |
9 | « Строение спороносящего хвоща» | 11.04 |
10 | «Строение спороносящего папоротника» | 11.04 |
11 | «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | 18.04 |
12 | ««Строение цветкового растения» | 25.04 |
5. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока по порядку | Тема урока | Количество часов | Виды контроля | Сроки |
по плану | фактически |
Введение ( 6 часов) |
1 | Биология - наука о живой природе | 1 | | 6.09 | |
2 | Методы исследования в биологии | 1 | | 13.09 | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | 1 | | 20.09 | |
4 | Среды обитания живых организмов. | 1 | | 27.09 | |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Экскурсия .№1 | 1 | Экскурсия | 4.10 | |
6 | Обобщающий урок. Практическая работа № 1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. | 1 | Практ раб № 1 | 11.10 | |
Клеточное строение организмов ( 10 часов) |
7 | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа № 1. Рассмотрение строения растений с помощью лупы. | 1 | Лабор.раб № 1 | 18.10 | |
8 | Строение клетки | 1 | | 25.10 | |
9 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Практическая работа № 2 «Строение клеток кожицы чешуи лука.» | 1 | Прак..раб № 2 | 8.11 | |
10 | Пластиды. Лабораторная работа № 2. «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» | 1 | Лабор.раб № 2 | 15.11 | |
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 | | 22.11 | |
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Лабораторная работа № 3. « Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | 1 | Лабор.раб № 3 | 29.11 | |
13 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | 1 | | 6.12 | |
14 | Деление клетки | 1 | | 13.12 | |
15 | Понятие «ткань». Лабораторная работа .№ 4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». | 1 | Лабор.раб № 4 | 20.12 | |
16 | Контрольная работа № 1. Тема: «Клеточное строение организмов» | 1 | Контр раб № 1 | 27.12 | |
Царство бактерий ( 2 часа) |
17 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | 1 | | 10.01 | |
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | | 17.01 | |
Царство грибов ( 5 часа) |
19 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | 1 | | 24.01 | |
20 | Шляпочные грибы. Лабораторная работа №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». | 1 | Лабор.раб № 5 | 31.01 | |
21 | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа № 6 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей». | 1 | Лабор.раб № 6 | 7.02 | |
22 | Грибы-паразиты | 1 | | 14.02 | |
23 | Контрольная работа № 2. " Царство Бактерии. Царство Грибы " | 1 | Контр раб № 2 | 21.02 | |
Царство растений ( 12 часов) |
24 | Ботаника — наука о растениях | 1 | | 28.02 | |
25 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа № 7 «Строение зеленых водорослей» | 1 | Лабор.раб № 7 | 7.03 | |
26 | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | 1 | | 14.03 | |
27 | Лишайники | 1 | | 21.03 | |
28 | Мхи. Лабораторная работа № 8 «Строение мха». | 1 | Лабор.раб № 8 | 4.04 | |
29 | Папоротники, хвощи, плауны Лабораторная работа № 9, 10 « Строение спороносящего хвоща», «Строение спороносящего папоротника.» | 1 | Лабор.раб № 9, 10 | 11.04 | |
30 | Голосеменные растения. Лабораторная работа № 11 «Строение хвои и шишек хвойных» | 1 | Лабор.раб № 11 | 18.04 | |
31 | Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №12 «Строение цветкового растения» | 1 | Лабор.раб № 12 | 25.04 | |
32 | Происхождение растений | 1 | | 2.05 | |
33 | Основные этапы развития растительного мира | 1 | | 16.05 | |
34 | Контрольная работа № 3. " Царство Растения " | 1 | Контр раб № 3 | 23.05 | |
35 | Обобщающий урок. Значение растений в природе и жизни человека | 1 | | 30.05 | |