Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Сухиновская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
Рассмотрено на заседании Согласовано на заседании Утверждаю:
МО учителей естественно- методического совета директор МКОУ «Сухиновская
математического цикла «Сухиновская средняя средняя общеобразовательная
МКОУ «Сухиновская средняя общеобразовательная школа»
общеобразовательная школа» школа» _________Г.А. Васильченко
Протокол от___________№1 Протокол от ______2016г.№1
Руководитель МО:________ Руководитель МС_________
В.И. Бондаренко Е.Н. Павловская
Рабочая учебная программа
II уровень, биология
6 класс
2016 – 2017 учебный год
Программу составила учитель биологии
Площенко Елена Васильевна
С. Сухиновка
2016г.
6 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа линии УМК Д.И. Трайтака –Н.Д. Андреевой издательства Мнемозина для общеобразовательных учреждений составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Фундаментального ядра содержания общего образования. Примерной программы по биологии.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке и примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Предоставленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы.
Система уроков сориентирована на оформление активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание предмета реализуется в учебнике Трайтак Д.И. Биология. Бактерии, Грибы, Лишайники. 5-6 классы : учеб.для общеобразов. учреждений: в 2 ч. / Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2014, 136 с.: ил.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ.
В результате изучения курса «Биология. 6 класс» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.
Личностные результаты
Знать основные принципы отношения к живой природе;
Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.
Метапредметные результаты
овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
В познавательной сфере
Называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.
Различать жизненные формы растений;
Знать строение и процесс деления клетки;
обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений,
бактерий, грибов, лишайников, характеристика вирусов как неклеточной
формы жизни;
объяснение связи организма с окружающей его средой;
обоснование роли растений, бактерий и вирусов в природе и жизни человека;
распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитые грибы, растения,
определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической
группе;
выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания;
распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и их
изображений;
определение и классификация основных биологических понятий;
овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических
объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных
В ценностно-ориентационной сфере
В сфере трудовой деятельности
В сфере физической деятельности
В эстетической сфере
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:
включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);
взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в группах;
содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;
публичная защита творческих работ, экспериментальных исследований и проектов.
Для проведения оценивания на каждом этапе обучения разработаны соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Березина С.Н. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс – М.: ВАКО, 2010. – 112с.
2. Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника – Волгоград: Учитель, 2011. – 271с.
3. Игошин Г.П. Уроки биологии в 6-м классе. Развернутое планирование. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 272с.
4. Игошин Г.П. Уроки биологии в 7-м классе. Развернутое планирование. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2011. – 272с.
5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии в 6 классе. – М.: ВАКО, 2012. – 352с.
6. Каменова Г.С, Мягкова А.Н. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии (разделы «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники»). – М.: 2010.
7. Медведева В.К. Ботаника. – М.: Медицина, 2010. – 288с.
8. Полевой В.В. Физиология растений: учеб. для биол. спец. вузов – М.: Высшая школа, 2010. – 464с.
9. Смирнов А. Мир Растений – М.: 2009. – 319с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями – М.: Просвещение, 2010. – 317с.
2. Еник Я. Иллюстрированная энциклопедия лесов – М. 2010– 431с.
3. Ивин М. Мы их не видим – С-П. 2009. – 143с.
4. Моррис Р. Тайны живой природы – М.: РОСМЭН, 2010 – 197с.
5. Новиков В.С., губанов И.А. Школьный атлас – определитель высших растений: кн. Для учащихся – М.: Просвещение, 2012. – 240с.
6. Петров В.В. Лес и его жизнь: кн. для учащихся. – М.: просвещение, 2011. – 159с.
7. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя – М.: просвещение, 2011. – 207с.
8. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для учащихся – М.: Просвещение, 2010. – 222с.
9. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир. Книга для учащихся – М.: Просвещение АО «Учебная литература», 2009. – 192с.
10. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология растений, бактерий, грибов и лишайников: сборник задач и упражнений в 6 кл.: Пособие для учащихся образовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2012. – 160с.
11. Трайтак Д.И. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Пособия для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2011. – 272с.
12. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева: кн. для учащихся – М.: просвещение, 2012. – 240с.
13. Энциклопедия для детей, Т.2 Биология – М.:, 2011.
14. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения – М.: ТКО АСТ, 2011 – 512с.
Электронные образовательные ресурсы
bio.1september.ru; new.school-collection.edu.ru; school-collection.iv-edu.ru
http://bioturnir.ru/tub
http://www.happyflora.ru/opred.php
http://www.plantarium.ru/
http://www.youtube.com/watch?v=2M6mX-blFiI
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1час)
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.
Разнообразие растительного мира (3 ч)
Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Среда обитания растений. Почва как среда жизни растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений.
Лабораторные работы
«Состав почвы»
«Составление паспорта растений»
Экскурсия
« Осенние явления в жизни растений».
Клеточное строение растений (4 ч)
Устройство увеличительных приборов и приемы работы с ними. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Лабораторные работы
«Устройство микроскопа. Приемы работы с увеличительными приборами»,
«Приготовление микропрепарата кожицы луковицы лука и его рассматривание под микроскопом».
Семя - орган голосемянных и цветковых растений (4часа)
Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений. Химический состав семян. Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Прорастание семян.
Лабораторные работы
«Строение семян однодольных и двудольных растений»
«Обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах».
Корень. Связь растений с почвой (6 ч)
Развитие корня из зародышевого корешка семени. Развитие корневой системы. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Размеры корневых систем растений. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.
Лабораторные работы
«Типы корневых систем растений»
«Рассматривание корневого чехлика и корневых волосков»,
Побег (5 ч)
Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек. Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
Лабораторные работы
«Строение почек».
«Внутреннее строение стебля».
«Определение возраста растения по годичным кольцам».
«Строение клубня».
Лист. Связь растения с внешней средой (5 ч)
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев.
Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Лабораторные работы
«Изучение под микроскопом покровных тканей листа»
Цветок. Образование плодов и семян (6 ч)
Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Однодомные и двудомные растения. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян. Типы плодов. Жизнь плодов вне материнского организма.
Лабораторные работы
«Строение цветка».
«Изучение формы пыльцы цветков разных растений».
«Изучение и определение плодов».
Размножение растений (5 ч)
Размножение растений. Особенности размножения растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.
Лабораторные работы
«Размножение растений листьями».
«Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами».
«Влияние качества семян на развитие и рост проростков».
«Образование корней у стеблевых черенков».
Факторы, влияющие на рост и развитие растений (5 ч)
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Паразитизм в растительном мире. Растения-хищники.
Систематика растений (1ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения (1 ч)
Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений.
Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения (2 ч)
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.
Лабораторные работы
«Изучение строения листа сфагнума»
Высшие семенные растения (6 ч)
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений. Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Капустных (Крестоцветных), Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Зонтичных (Сельдереевых), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Семейства Злаки (Мятликовых), Лилейных. Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Усложнение строения растений в связи с переходом от жизни в водной среде к наземно-воздушной среде жизни.
Широкое распространение покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Вирусы. Бактерии (4 ч)
Понятие о вирусах как неклеточной форме жизни.
Общая характеристика бактерий. Среды обитания бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактериальных клеток. Формы бактерий. Процессы жизнедеятельности бактерий. Размножение бактерий. Приспособления бактерий к перенесению неблагоприятных условий. Взаимоотношение бактерий с другими организмами. Азотфиксирующие бактерии и их роль в повышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие бактерии. Болезнетворные бактерии и профилактика бактериальных заболеваний у растений, животных, человека. Значение бактерий.
Лабораторная работа
«Изучение клубеньков бобовых растений».
Грибы (4 ч)
Общая характеристика грибов. Особенности строения грибной клетки. Строение шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Дрожжи. Плесневые грибы. Грибы-паразиты. Их строение, питание и размножение.
Значение грибов в природе и хозяйственной деятельности человека. Введение в культуру шампиньонов.
Лабораторная работа
«Строение шляпочного гриба».
«Получение культуры и изучение строения плесневого гриба мукора».
Лишайники (1 ч)
Общая характеристика и экология лишайников. Особенности строения, питания и размножения лишайников как симбиотических организмов. Многообразие лишайников. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Развитие растительного мира на Земле (1 ч)
Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Жизнь организмов в сообществах (3 ч)
Понятие о растительном сообществе (фитоценозе). Структура растительного сообщества. Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в фитоценозах.
Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров планеты. Типы растительности. Характеристика основных типов растительности. Искусственные сообщества (агрофитоценозы). Ботанические сады.
Экскурсия
«Взаимоотношения организмов в растительном сообществе».
Обобщение (1 ч)
6 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Лабораторные работы | Контрольные Работы |
| Биология 6класс | 68 | 23 | 2 |
1 | Введение Растения как составная часть живой природы. Ботаника-наука о растениях. | 1 | | |
2 3 4 | Разнообразие растительного мира Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Среда обитания растений. Почва, как среда жизни растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. | 3 | 1 1 | |
5 6 7 8 | Клеточное строение растений Клетка-основная единица живого. Строение клетки. Клетка-основная единица живого.Строение клетки. Деление клеток Растительные ткани, их функции | 4 | 2 1 1 | |
9 10 11 12 | Семя - орган голосемянных и цветковых растений Многообразие семян. Строение семян. Состав семян. Дыхание семян. Покой семян. Прорастание семян | 4 | 2 1 1 | |
13 14 15 16 17 18 | Корень. Связь растения с почвой Развитие зародышевого корешка. Разнообразие корней. Образование корневых систем. Регенерация корней Строение и рост корня. Размеры корневых систем растений. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений. Значение корней для растений. Обобщающий урок по темам «Клеточное строение растений. Семя. Корень» | 6 | 2 1 1 | 1 1 |
19 20 21 22 23 | Побег Развитие побега из зародышевой почки. Разнообразие почек. Стебель-осевая часть побега. Рост стебля. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Передвижение в-в по стеблю. Видоизменения побегов. | 5 | 4 1 1,1 1 | |
24 25 26 27 28 29 | Лист. Связь растения с внешней средой Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений. | 6 | 1 1 | |
30 31 32 33 34 | Цветок. Образование плодов и семян Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Разнообразие цветков. Соцветия. Опыление у цветковых растений. Оплодотворение у цветковых растений. Образование семян и плодов. | 5 | 3 1,1 1 | |
35 36 37 38 39 | Размножение растений Биологическое значение размножения. Жизнеспособность семян Особенности размножения растений. Размножение растений черенками – стеблевыми, корневыми и листовыми. Размножение растений укореняющимися и видоизменёнными побегами. Размножение растений прививкой | 5 | 4 1 1, 1 1 | |
40 41 42 43 | Факторы, влияющие на рост и развитие растений Рост растений. Ростовые движения – тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Паразитизм в растительном мире. Растения –хищники. | 4 | | |
44 | Систематика растений Понятие о систематике как разделе науки биологии. | 1 | | |
45 | Низшие растения Водоросли: зеленые, бурые, красные. | 1 | | |
46 47 | Высшие споровые растения Мхи. Папоротники, хвощи, плауны. | 2 | 1 1 | |
48 49 50 51 52 53 | Высшие семенные растения Голосеменные растения. Покрытосеменные, или Цветковые, растения Класс Двудольные. Семейство Капустные, или Крестоцветные. Семейство Розоцветные. Класс Двудольные. Семейство Бобовые, или Мотыльковые. Семейство Зонтичные, или Сельдереевые. Класс Двудольные. Семейство Пасленовые. Семейство Астровые, или Сложноцветные. Класс Однодольные. Семейство Злаки, или Мятликовые. Семейство Лилейные. Обобщающий урок по теме «Систематика растений» | 6 | | 1 |
54 55 56 57 58 | Вирусы. Бактерии Вирусы - неклеточная форма жизни. Общая характеристика бактерий. Взаимоотношение бактерий с другими организмами. Питание и размножение. Азотфиксирующие и фотосинтезирующие бактерии. Бактериальные заболевания растений. Значение бактерий | 5 | 1 1 | |
59 60 61 62 | Грибы Общая характеристика грибов. Экологические группы грибов. Питание и размножение грибов. Дрожжи и плесени. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-паразиты. Значение грибов в природе и в жизни человека. | 4 | 2 1 1 | |
63 | Лишайники Общая характеристика и экология лишайников. | 1 | | |
64 | Развитие растительного мира на Земле Эволюция растений. | 1 | | |
65 66 67 | Жизнь организмов в сообществах Растительные сообщества. Типы растительности. Ботанические сады. Экскурсия «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе». | 3 | | |
68 | Обобщение Подведение итогов по курсу «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники». | 1 | | |