СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Пасечник В.В.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Пасечник В.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Пасечник В.В.»

Пояснительная записка

Общая характеристика программы.

Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.

Программа ориентирована на использование учебника В.В.Пасечника. Биология .Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. М. : Дрофа, 2016.

Учебник входит в линию УМК «Биология. 5-11 классы» В.В.Пасечника и др., построенный по концентрическому принципу.


Общие цели преподавания биологии на ступени основного общего образования.

Курс биологии на ступени основного образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразия и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учетом культурообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:

- многообразие и эволюция органического мира;

-биологическая природа и социальная сущность человека;

-уровневая организация живой природы.

Содержание структурировано в виде трёх разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как бисоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено обучающимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Данные этого раздела имеются в содержании других разделов.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старше школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, переменой характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков).

Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интелектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

-приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Общая характеристика курса «Биология. 6 класс»

Курс биологии в 6 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» в 5 классе. Он направлен на формирование у школьников представленных растений, их многообразии и эволюции, а также воздействии человека и его деятельности на растительный мир. В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения.

Материал курса биологии в 6 классе разделён на четыре главы.

Глава 1. «Строение и многообразие покрытосеменных растений» знакомит с особенностями внешнего и внутреннего строения вегетативных и генеративных органов цветковых растений. школьники узнают о том, как условия среды обитания влияют на строение того или иного органа растений, а также о роли покрытосеменных растений в природе и в жизни человека. Особое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков работы с увеличительными приборами и самостоятельного выполнения лабораторных работ.

Глава 2. «Жизнь растений» посвящена изучению особенностей процессов жизнедеятельности растительных организмов. Обучающиеся познакомятся с процессами дыхания и питания растений, узнают, ак происходит испарение, передвижение воды и растворённых веществ в растении, а также получат представление об этапах развития растительного организма, о типах размножения и способа вегетативного размножения растений. школьники смогут приобрести навыки выращивания растений и ухода за ними.

В главе 3 «Классификация растений» представлена информация о главных систематических группах у цветковых растений и принципах современной классификации. Школьники научатся определять систематическое положение растения на основании его морфологических особенностей.

Глава 4 «Природные сообщества» знакомит обучающихся с принципами формирования и развития биоценозов. Особое внимание уделено факторам среды, оказывающим влияние на растительные сообщества, и типам природных сообществ, многообразию связей между организмами в природных сообществах и приспособлениях организмов к совместному проживанию на общей территории. Школьники научатся обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения и умножения растительного мира.

Содержание курса биологии в 6 классе строится на основе деятельностного подхода. Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Резерв учебного времени целесообразнее использовать на увеличение в преподавании доли развивающих, исследовательских, личностноориентированных, проектных и групповых педагогических технологий, проведение экскурсий.

Проведение региональных модулей будет способствовать( в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов) деятельности обучающихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Описание места учебного курса в учебном плане.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом, базисным планом МКОУ «Средняя школа №1 р.п.Новая Майна» Мелекесского района, Ульяновской области курс «Биология» в 6 классе изучается 2 часа в неделю. На прохождение программного материала отводится 70 часов в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно - научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе.

Требования к результатам обучения.

Изучение курса «Биологии» в 6 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий - УУД).

Личностные результаты:

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметные результаты:

Учащиеся должны уметь:

—анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

—осуществлять описание изучаемого объекта;

—определять отношения объекта с другими объектами;

—определять существенные признаки объекта;

—классифицировать объекты;

—проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

—анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;

—различать объём и содержание понятий;

—различать родовое и видовое понятия;

—определять аспект классификации;

—осуществлять классификацию;

—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;

—организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

—внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

—видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений;

—основные процессы жизнедеятельности растений;

—особенности минерального и воздушного питания растений;

—виды размножения растений и их значение;

—основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

—характерные признаки однодольных и двудольных растений;

—признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

—важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение;

—взаимосвязь растений с другими организмами;

—растительные сообщества и их типы;

—закономерности развития и смены растительных сообществ;

—о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

—различать и описывать органы цветковых растений;

—объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

—изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

—характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

—объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

—устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

—показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

—объяснять роль различных видов размножения у растений;

—определять всхожесть семян растений.

—делать морфологическую характеристику растений;

—выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

—работать с определительными карточками.

—устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

—определять растительные сообщества и их типы;

—объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

—проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.



Учебно-тематический план по предмету биология на 70 часов в год.

п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

1.

Повторение курса 5 класса

3



1

2.

Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

26

14


1

2.

Глава 2. Жизнь растений

20


1

2

3.

Глава 3. Классификация растений

13


1

1

4.

Глава 4. Природные сообщества

6


1

2


Резервное время

2





Итого

70

14

3

7























Содержание программы Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

Повторение курса 5 класса (3 часа) Входная контрольная работа.

Глава1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (26 ч)

Клетки, ткани и органы растений. Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

 Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные работы:

№1.Строение семян двудольных растений.

№2.Строение зерновки пшеницы.

№3.Стержневая и мочковатая корневые системы.

№4.Корневой чехлик и корневые волоски.

№5.Строение почек. Расположение почек на стебле.

№6.Листья простые и сложные, их жилкование и месторасположение.

№7.Строение кожицы листа.

№8.Клеточное строение листа.

№9.Внутреннее строение ветки дерева.

№10.Строение клубня.

№11.Строение луковицы.

№12.Строение цветка.

№13.Соцветия.

№14.Классификация плодов.

Экскурсии

Осенние явления в жизни растений.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

—видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

—различать и описывать органы цветковых растений;

—объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

—изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

—осуществлять описание изучаемого объекта;

—определять отношения объекта с другими объектами;

—определять существенные признаки объекта;

—классифицировать объекты;

—проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

 Глава 2. Жизнь растений (20 ч)

 Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Регуляция процессов жизнедеятельности. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений;

испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Практические работы

№1.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

№2.Вегетативное размножение комнатных растений.

№3.Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

 Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные процессы жизнедеятельности растений;

—особенности минерального и воздушного питания растений;

—виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь:

—характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

—объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

—устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

—показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

—объяснять роль различных видов размножения у растений;

—определять всхожесть семян растений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

 Глава 3. Классификация растений (13ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств растений, произрастающих в Мелекесском районе. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, выращиваемые в Мелекесском районе, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.

 Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

—характерные признаки однодольных и двудольных растений;

—признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

—важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

—делать морфологическую характеристику растений;

—выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

—работать с определительными карточками.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—различать объём и содержание понятий;

—различать родовое и видовое понятия;

—определять аспект классификации;

—осуществлять классификацию.

 Глава 4. Природные сообщества (6 ч)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

 Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—взаимосвязь растений с другими организмами;

—растительные сообщества и их типы;

—закономерности развития и смены растительных сообществ;

—о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

—устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

—определять растительные сообщества и их типы;

—объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

—проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;

—организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

—Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;

—знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;

—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

—умение реализовывать теоретические познания на практике;

—осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

—понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

—умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

—воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;

—признание учащимися прав каждого на собственное мнение;

—проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

—умение отстаивать свою точку зрения;

—критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—умение слушать и слышать другое мнение;

—умение оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.







































Календарно-тематическое планирование биология 6 класс

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Задание по учебнику

Формы контроля


1

2

3

4

5


Повторение курса 5 класса (3 часа)


1

Клеточное строение организмов.

Клеточное строение организмов.

Задание на лето, отчёт.



2

Царства Бактерии и Грибы. Царство Растения.

Царства Бактерии и Грибы. Царство Растения.

Эвристическая беседа.



3

Входная контрольная работа №1

Входная контрольная работа


Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (26ч)



4

Разнообразие, распространение и значение растений

Конспект

Выполненные задания в тетради.



5

Покрытосеменные

Конспект

Эвристическая беседа.



6

Строение семян дву­дольных растений.

§1,до с.9, в 1-3

Лабораторная и практическая работа.



7

Строение семян одно­дольных растений.

§1, со с. 9 до конца, в 4-6

Фронтальная беседа.



8

Виды корней. Типы корневых систем.

§2,в 1-3

Лабораторная и практическая работа.



9

Строение корней.

§3,в 1-2

Лабораторная и практическая работа.



10

Условия произраста­ния и видоизменения корней.

§4, в 1-5

Эвристическая беседа.



11

Побег и почки.

§5,в 1-4

Лабораторная и практическая работа.



12

Побеги почки.

§5, в4-8

Тест



13

Внешнее строение листа.

§6,в 1-4

Лабораторная и практическая работа.



14

Клеточное строение листа.

§7

Лабораторная и практическая работа.



15

Клеточное строение листа.

§7,в .1-5

Лабораторная и практическая работа.



16

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев.

§8,в.1-4

Тест



17

Осенние явления в жизни растений

отчет

Отчёт по экскурсии



18

Строение стебля.

§ 9, с. 47-51

Эвристическая беседа.



19

Строение стебля

§ 9, с.45- 47, в 1-6

Эвристическая беседа.



20

Видоизменение побе­гов

§10, в. 1-6

Лабораторная и практическая работа.



21

Строение цветка

§11

Лабораторная и практическая работа.



22

Строение цветка

§11, в.1-6

Эвристическая беседа.



23

Соцветия

§12

Лабораторная и практическая работа.



24

Соцветия

§12, в. 1-3

Выполнение таблицы



25

Плоды

§ 13,в. 1-7

Выполненные задания в тетради



26

Плоды

§13, РТ № 52

Лабораторная и практическая работа.



27

Распространение плодов и семян

§14,в. 1-4, РТ № 53

Сообщение



28

Повторение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

РТ № 54 , подготовиться к контрольной работе

Фронтальный опрос



29

Контрольная работа №2 по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Повторить главу1

Контрольная работа


Глава 2. Жизнь растений (20 ч)


Распространение плодов и семян


30

Химический состав растений

Конспект

Опрос учащихся



31

Минеральное пита­ние растений

§15, в.1-7, РТ № 57,58,62-64

Индивидуальный и фронтальный опрос



32

Фотосинтез

§16, в. 1-5 РТ № 66,67,68

Проверка выполнения Д/з



33

Итоговая контрольная работа № 3 за I полугодие


Контрольная работа



34

Дыхание растений

§17,в 1-4, РТ № 72-74

Индивидуальный и фронтальный опрос



35

Испарение воды рас­тениями. Листопад

§ 18, в.1-6, РТ № 80-83

Задания из рабочей тетради



36

Передвижение воды и питательных веществ в растении

§19, в.1-5, РТ № 86-87

Лабораторная и практическая работа.



37

Прорастание семян

§ 20, с. 108-111 в.1-3, РТ № 88-89

Лабораторная и практическая работа.



38

Посев семян

§20, с.112-113.В. 4-7 РТ №92

Фронтальная беседа с использованием таблиц



39

Растительный организм как единое целое

конспект

Фронтальный опрос



40

Зимние явления в жизни растений. Экскурсия

отчет

Самостоятельная работа по заданиям



41

Способы размноже­ния растений

§21 в.1-6 РТ № 97

Фронтальный опрос



42

Размножение споровых растений: водорослей, мхов

§ 22, с.120-123 в. 1-4 РТ № 100-101

Терминологический диктант



43

Размножение споровых растений: папоротники

§ 22, с.123-125 в. 5 РТ № 103

Терминологический диктант



44

Размножение голосеменных растений

§ 23, с.120-123 в. 1-3

Тестовый контроль



45

Способы опыления у покрытосеменных растений

§ 24, с.129-131 в.5-6 РТ № 109-110

Индивидуальный и фронтальный опрос



46

Половое размножение покрытосеменных растений

§ 24, с.131-134 в.1-4 РТ № 107

Индивидуальный и фронтальный опрос



47

Вегетативное раз­множение покрыто­семенных растений

§ 25 в 1-5 РТ №115-116

Практикум



48

Повторение по теме «Жизнь растений»

РТ № 117 , подготовиться к контрольной работе

Фронтальный опрос



49

Контрольная работа №4 по теме «Жизнь растений»


Контрольная работа


Глава 3. Классификация растений (13ч)



50

Систематика расте­ний

§ 26 с. 148-151 в.1-4

Работа со схемами



51

Признаки двудольных и однодольных растений

§ 26 с.151-153 в. 5-6 РТ №120

Индивидуальный и фронтальный опрос



52

Семейство Крестоцветные

§ 27 с. 155-157 в.1-2

Индивидуальный и фронтальный опрос



53

Семейство Розоцветные

§ 27 с. 157-159 в.3-4 РТ № 123

Индивидуальный и фронтальный опрос



54

Семейство Пасленовые

§ 28с. 161-163 в.1-4 РТ № 124

Индивидуальный и фронтальный опрос



55

Семейство Бобовые

§ 28

с. 163-164 в.5 РТ № 125

Индивидуальный и фронтальный опрос



56

Семейство Сложноцветные

§ 28 с. 164-166 в.6 РТ № 126

Индивидуальный и фронтальный опрос



57

Класс Однодольные. Семейство Лилейные

§ 29с. 168-170 в.1-4 РТ № 127

Индивидуальный и фронтальный опрос



58

Семейство Злаковые

§ 29 с. 170-173 в.5-6 РТ № 128,

129

Индивидуальный и фронтальный опрос



59

Определение семейства растения по его признакам


Работа с гербарием



60

Культурные растения


§ 30 в1-.5 РТ № 132,

133

Сообщения по желанию.



61

Повторение по теме «Классификация растений»

РТ № 135, подготовиться к контр. работе

Фронтальный опрос



62

Контрольная работа № 5 по теме «Классификация растений»


Контрольная работа


Раздел 4. Природные сообщества (6 ч)



63

Растительные сообщества.

&31, ответить на вопросы, выполнить задание в конце параграфа.

Самостоятельная работа



64

Взаимосвязи растений в сообществе

&31, ответить на вопросы, выполнить задание в конце параграфа.

Фронтальная беседа



65

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

&32, ответить на вопросы, выполнить задание в конце параграфа.

Самостоятельная работа в группах



66

Контрольная работа № 6 по теме «Природные сообщества»


Контрольная работа



67

Итоговая контрольная работа № 7 за курс 6 класса


Контрольная работа



68

Анализ итоговой контрольной работы. Обобщение материала


Обобщающая беседа



69-70

Повторение основных тем.


Обобщающая беседа










Тематическое планирование.

Биология. Многообразие покрытосеменных растений.

6 класс (70 ч, 2 ч в неделю). Резервное время – 2 часа.

Тема.

Содержание.

Характеристика видов деятельности учащихся.

Повторение курса 5 класса (3 часа)

1.Клеточное строение организмов.

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Пластиды. Хлоропласты. Строение клеток кожицы чешуи лука.

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

2.Царства Бактерии и Грибы. Царство Растения.

Бактерии, грибы, голосеменные растения ,особенности строения и жизнедеятельности..

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, голосеменных растений. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

3.Входная контрольная работа №1

Текст контрольной работы.

Выполняют задания.

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (26 ч)



4.Разнообразие, распространение и значение растений

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

5.Покрытосеменные

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.


Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека.

6.Строение семян дву­дольных растений. Лабораторная работа №1

Клетки, ткани и органы растений. Строение семян.

Лабораторные и практические работы

«Изучение строения семян двудольных растений».

Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабора­торных работ. Изучают инструктаж- памятку последовательности действий при проведении анализа.

7.Строение семян одно­дольных растений. Лабораторная работа №2

Особенности строения семян однодоль­ных растений. Лабораторные и практические работы

«Строение зерновки пшеницы».

Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян.

8.Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа №3

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. Лабораторные и практические работы «Виды корней Стержневая и мочковатая корневая системы".

Определяют понятия: «главный ко­рень», «боковые корни», «придаточ­ные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем. Выполняют лабораторную работу по инструкции в учебнике, готовят отчёт

9.Строение корней. Лабораторная работа №4

Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня. Лабораторные и практические работы «Корневой чехлик и корневые волоски».

Определяют понятия: «корневой чех­лик», «корневой волосок», «зона деле­ния», «зона растяжения», «зона всасы­вания», «зона проведения». Анализи­руют строение корня.

10.Условия произраста­ния и видоизменения корней.

Приспособления корней к условиям существования.

Видоизменения корней

Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные кор­ни», «дыхательные корни». Устанав­ливают причинно-следственные связи между условиями существования и ви­доизменениями корней

11.Побег и почки Лабораторная работа №5.

Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега. Лабораторные и практические работы «Строение почек. Расположение почек на стебле».

Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Выполняют лабораторную работу по инструкции в учебнике, готовят отчёт.

12.Побеги почки.

Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.



Закрепляют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».

13.Внешнее строение листа. Лабораторная работа №6

Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкова­ние листьев. Лабораторные и практические работы

«Листья простые и сложные, их жилко­вание и листорасположение».

Определяют понятия: «листовая плас­тинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простойлист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилко­вание», «дуговое жилкование». Запол­няют таблицу по результатам изучения различных листьев. .

14.Клеточное строение листа. Лабораторная работа №7

Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Лабораторные и практические работы «Строении кожицы листа»

Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды»,

« ситовидные трубки», «волокна». Выполняют лабо­раторную работу и обсуждают её ре­зультаты.

15.Клеточное строение листа. Лабораторная работа №8

Строение кожицы л Лабораторные и практические работы

«Клеточное строение листа».


Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды»,

« ситовидные трубки», «волокна».

16.Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев.

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.

Определяют понятия «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев».

17.Осенние явления в жизни растений. Экскурсия.

Осенние явления в жизни растений МКОУ «Средняя школа №1 р.п.Новая Майна»

Работают в группах, выполняют задания, готовят письменный отчёт.

18.Строение стебля.

Строение стебля.


Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель».

19.Строение стебля Лабораторная работа №9.

Многообразие стеблей.

Определяют понятия «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

20.Видоизменение побе­гов Лабораторные работы №.10,11.

Строение и функции видоизменённых побегов. Лабораторные и практические работы «Строение клубня», «Строение луковицы»

Определяют понятия: «видоизме­нённый побег», «корневище», «клу­бень», «луковица». Выполняют лабо­раторную работу и обсуждают её ре­зультаты

21.Строение цветка. Лабораторная работа №12

Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник.

Лабораторные и практические работы

«Строение цветка»

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник»,. Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

22.Строение цветка

Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка.

Определяют понятия «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения»

23.Соцветия. Лабораторная работа №13

Виды соцветий. Значение соцветий. Лабораторные и практические работы «Соцветия»

Выполняют лабораторную работу, готовят отчёт.

24.Соцветия

Ознакомление с различными видами соцветий

За­полняют таблицу по результатам рабо­ты с текстом учебника и дополнитель­ной литературой

25.Плоды

Строение плодов. Классификация плодов.


Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие».

26.Плоды Лабораторная работа №14

Лабораторные и практические работы

«Классификация плодов».

Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы

26.Распространение плодов и семян

Способы распространения плодов и се­мян. Приспособления, выработавшие­ся у плодов и семян в связи с различны­ми способами распространения

Работают с текстом учебника, коллек­циями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распростране­ния плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

28.Повторение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Строение и многообразие покрытосеменных.

Повторяют основные темы, работают в группах.

29.Контрольная работа №2 по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Текст контрольной работы.

Выполняют задания.

Раздел 2. Жизнь растений (20 ч)

30.Химический состав растений

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием.

31.Минеральное пита­ние растений

Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Питание растений. Почвенное питание растений. Погло­щение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и орга­нические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, на­носимый окружающей среде использо­ванием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды

Выделять существенные признаки биологических процессов. Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «поч­ва», «плодородие», «удобрение». Выде­ляют существенные признаки почвен­ного питания растений. Объясняют не­обходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде исполь­зованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства  (аргументируют) необходимости защи­ты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.

32.Фотосинтез

Фотосинтез. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды и углекислого газа. Хлоропласты, хлоро­филл, их роль в фотосинтезе. Уп­равление фотосинтезом растений: усло­вия, влияющие на интенсивность фото­синтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле

Выявляют приспособленность расте­ний к использованию света в процессе фотосинтеза. Выявляют взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и систем органов и их функциями. Определяют условия про­текания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.

33.Итоговая контрольная работа № 3 за I полугодие

Текст контрольной работы.

Выполняют задания.

34.Дыхание растений

Дыхание и его роль в жизни организмов. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаи­мосвязь процессов дыхания и фотосин­теза

35.Испарение воды рас­тениями. Листопад

Испарение воды растениями, его значе­ние. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

36.Передвижение воды и питательных веществ в растении. Практическая работа№1

Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минераль­ных и органических веществ в расте­нии. Запасание органических веществ в органах растений, их использование в процессах жизнедеятельности. Защита растений от повреждений. Практическая работа№1 «Передвижение веществ по стеблю рас­тения».

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особеннос­ти передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические экспери­менты по изучению процессов жизне­деятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказатель­ства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений

37.Прорастание семян. Практическая работа№2.

Роль семян в жизни растений. Усло­вия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков. Практическая работа№2 «Определение всхожести семян расте­ний и их посев»

Объясняют роль семян в жизни расте­ний. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

38.Посев семян

Посев семян. Рост и питание проростков

Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

39.Растительный организм как единое целое

Фазы развития, этапы развития: зародыш, молодое растение, взрослое растение, размножение, старение.

Уметь работать с учебной литературой. Уметь обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения. Доказывать, что растительный организм – единое целое

40.Зимние явления в жизни растений. Экскурсия.

Зимние явления в жизни растений МКОУ «Средняя школа №1 р.п.Новая Майна»

Работают в группах, выполняют задания, готовят письменный отчёт

41.Способы размноже­ния растений

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размно­жение как важнейшее свойство орга­низмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Опло­дотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции ор­ганического мира

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размно­жения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

42.Размножение споровых растений: водорослей, мхов

Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений

Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

43.Размножение споровых растений: папоротники

Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений

Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

44.Размножение голосеменных растений

Размножение голосеменных растений.

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка»,

45.Способы опыления у покрытосеменных растений

Опыление. Способы опыления

Сравнивают различные способы опыления и их роли.

46.Половое размножение покрытосеменных растений

Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Определение понятий«двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

47.Вегетативное раз­множение покрыто­семенных растений. Практическая работа№3.

Способы вегетативного размножения. Практическая работа №3 Вегетативное размножение комнатных растений

Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «под­вой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных рас­тений и его использование человеком. Сравнивают  половое и бесполое размножение.

48.Повторение по теме «Жизнь растений»

Жизнь растений.

Повторяют основные темы, работают в группах.

49.Контрольная работа №4 по теме «Жизнь растений»

Текст контрольной работы.

Выполняют задания.

Раздел 3. Классификация растений (13ч)

50.Систематика расте­ний

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, цар­ство. Знакомство с классификацией цветковых растений

Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царст­во». Выделяют признаки, характер­ные для двудольных и однодольных растений

51.Признаки двудольных и однодольных растений

Основные признаки двудольных и однодольных растений.

Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

52.Семейство Крестоцветные

Признаки, характерные для растений семейства Крестоцветные

Выделяют основные особенности растений семейства Крестоцветные Знакомятся с определительными карточками

53.Семейство Розоцветные

Признаки, характерные для растений семейства Розоцветные

Выделяют основные особенности растений семейства Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками

54.Семейство Пасленовые

Признаки, характерные для растений семейства Пасленовые

Выделяют основные особенности растений семейства Пасленовые. Определяют растения по карточкам

55.Семейство Бобовые

Признаки, характерные для растений семейства Бобовые

Выделяют основные особенности растений семейства Бобовые. Определяют растения по карточкам

56.Семейство Сложноцветные

Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные

Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам

57.Класс Однодольные. Семейство Лилейные

Признаки, характерные для растений семейств Лилейные

Выделяют основные особенности растений семейств Лилейные. Определяют растения по карточкам

58.Семейство Злаковые

Признаки, характерные для растений семейств Злаковые

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые


59.Определение семейства растения по его признакам

Признаки, характерные для растений семейств

Определяют растения по карточкам

60.Культурные растения


Важнейшие сельскохозяйственные растения, выращиваемые в Мелекесском районе, агротехника их возделыва­ния, использование человеком.

Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной лите­ратуры и материалов Интернета об ис­тории введения в культуру и агротех­нике важнейших культурных двудоль­ных и однодольных растений, выращи­ваемых в местности проживания школьников

61.Повторение по теме «Классификация растений»

Классификация растений

Повторяют основные темы, работают в группах.

62.Контрольная работа № 5 по теме «Классификация растений»

Текст контрольной работы.

Выполняют задания.

Раздел 4. Природные сообщества (6 ч)

63.Растительные сообщества.

Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе.

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе


64.Взаимосвязи растений в сообществе.

Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе.

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

65.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование

Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето

66.Контрольная работа № 6 по теме «Природные сообщества»

Текст контрольной работы.

Выполняют задания.

67.Итоговая контрольная работа № 7 за курс 6 класса

Текст контрольной работы.

Выполняют задания.

68.Анализ итоговой контрольной работы. Обобщение материала

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания


Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

Контрольные работы -7

Лабораторные и практические работы - 17

Резервное время — 2 ч

  Перечень лабораторных работ:

№1.Строение семян двудольных растений.

№2.Строение зерновки пшеницы.

№3.Стержневая и мочковатая корневые системы.

№4.Корневой чехлик и корневые волоски.

№5.Строение почек. Расположение почек на стебле.

№6.Листья простые и сложные, их жилкование и месторасположение.

№7.Строение кожицы листа.

№8.Клеточное строение листа.

№9.Внутреннее строение ветки дерева.

№10.Строение клубня.

№11.Строение луковицы.

№12.Строение цветка.

№13.Соцветия.

№14.Классификация плодов.

Перечень практических работ:

№1«Передвижение веществ по стеблю рас­тения».

№2«Определение всхожести семян расте­ний и их посев»

№3«Вегетативное размножение комнатных растений»

«Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе».

Перечень экскурсий

1.Осенние изменения в жизни растений.

2.Зимние явления в жизни растений.

Проектная работа

Фотогалерея «Растения леса (болота, луга). Удивительные растения». (и.п.д.)


Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Программа основного общего образования. Биология. 5-9 класс. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. 2-е издание, стереотипное, Москва, «Дрофа», 2016 .

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) с 5 по 9 класс.

Биология 5-9 классы:. Рабочие программы. Учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева.- 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016.-382.[2] с.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) 6 класса:


Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г.


Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2013 г.

Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г.

Пасечник В. В. Биология. Диагностические работы к учебнику. 6 класс./М.: Дрофа 2016

Биология. Планируемые результаты. Система знаний. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Г.А.Воронина, Т.В.Иванова, Г.С.Калинова; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой. 2-е изд.- М, Просвещение, 2015.-157с – (Работаем по новым стандартам).

Контрольно- измерительные материалы. Биология. 6 класс / Сост. Н.А.Богданов. – 2-е изд.М., ВАКО,2016. – 96с.- (Контрольно-измерительные материалы).


Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. С.Н.Лебедев. – 4-ен изд., стереотип. – М.: Планета, 2014.-108с.- (Современная школа).


Электронное приложение к учебнику.

Планируемые результаты изучения курса к концу 6 класса.

Изучение курса биологии в 6 классе должно быть направлено на овладение учащимися следующими умениями и навыками.

Обучающийся научится:

-характеризовать особенности строения и и процессов жизнедеятельности растений как представителей самостоятельного царства живой природы;

- применять методы биологической науки для изучения растений – проводить наблюдения за растениями, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

-использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растительных организмов ( приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

-ориентироваться в системе познавательных ценностей – оценивать информацию о растительных организмах, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и жизни человека; последствия деятельности человека в природе.

Обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работать с определителями растений; выращивать и размножать культурные растения;

-выделять эстетические достоинства растительных организмов и растительных сообществ;

- осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе;

-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

-находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках; анализировать, оценивать биологическую информацию и переводить её из одной формы в другую;

-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.





Критерии оценки учебной деятельности по биологии

Усвоение биологического содержания проверяется с учетом требований к уровню подготовки учащихся, заложенных в Государственном стандарте общего образовании.

Формы контроля : Устный, тестовые, практические и лабораторные работы, наблюдения.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ

Отметка "5":

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3":

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка практических умений учащихся :
Оценка умений ставить опыты

Отметка «5»: правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»: правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются;

1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»: правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

допущены неточности ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.

Отметка «2»: не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
правильность проведения; умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.

Отметка «5»: правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.

Отметка «4»: правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «3»: допущены неточности, 1 - 2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «2»: допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя;

неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии оценки тестовых заданий с помощью коэффициента усвоения К

К = А:Р, где А – число правильных ответов в тесте

Р – общее число ответов

Коэффициент К

Отметка

0,9-1

5

0,8-0,89

4

0,7-0,79

3

Меньше 0,7

2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!