Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Колледж Пищевых технологий»
«Утверждаю»
Директор СПб ГБПОУ «КПТ»___________________ А.А. Бадашков
Приказ №_____________
«_____»____________20__г.
«Принято» Педагогическим Советом СПб ГБПОУ «КПТ» Протокол №______________________ «_____»____________20__г. |
«Рассмотрено» на заседании МК общеобразовательного цикла Протокол №______ от «____»___________20__г. |
Рабочая программа
по БИОЛОГИИ
9 класс
Преподаватель Бруссер А.В.
учебный год 2015/2016
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Нормативные документы:
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России.
В основу данной рабочей программы положена «Программа основного общего образования. Биология. 5—9 классы» Авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов 2014 (http://drofa.ru/books/vertical/progr_biology_5-9.pdf)
Место предмета в учебном плане:
общеобразовательная дисциплина естественно – научного цикла. Согласно «Программе основного общего образования. Биология. 5—9 классы» Авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов, на изучение биологии в 9 классе отводится 70 часов, преподавание предмета ведется 2 часа в неделю. Программа предусматривает занятия по учебнику
Цели и задачи:
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
Концепция
В рабочей программе отражена концепция системного подхода к биологическому образованию.
Используемые педагогические технологии
Используемые педагогические технологии:
Данная программа реализуется при сочетании разнообразных форм и методов обучения: Виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий, алгоритмизированный. Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные. Методы обучения: словесные, наглядные, практические и специальные.
Программное и учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС.
Печатные пособия | учебник (автор, название, год издания, издательство) | Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2014 г. |
рабочая тетрадь | Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2014 г. |
дидактические материалы | Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает: - учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.); - учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,) - инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования); - варианты разноуровневых и творческих домашних заданий; - материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература). |
методические материалы | «Программа основного общего образования. Биология. 5—9 классы» Авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов (http://drofa.ru/books/vertical/progr_biology_5-9.pdf) Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014 г. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание. Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М. В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. — М., Дрофа, 2012. |
Технические средства обучения | - компьютер; - проектор; - мультимедийная доска. |
Наглядные пособия | https://sites.google.com/site/studentamkpt/home |
Цифровые образовательные ресурсы: | интернет-ресурсы | Interneturok.ru, fcior.edu.ru, drofa.ru. https://sites.google.com/site/studentamkpt/home 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова .н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова. www.bio.1september.ru www.bio.nature.ru www.edios.ru www.km.ru/educftionwww.zooland.ru –сведения о животных на сайте «Кирилл и Мефодий» www.zoo.ru/moscow- сайт Московского зоопарка http://edu.1c.ru www.som.sio.ru |
прочие (диски, эл. пособия и т.п.) | http://drofa.ru/books/vertical/progr_biology_5-9.pdf www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru – научные новости биологии www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б |
На уроках применяются следующие виды контроля:
Виды контроля | Периодичность |
Предварительный (П) | В начале изучения новой темы с целью актуализации знаний |
Текущий (Т) | На каждом уроке |
Тематический (ТМ) | По окончании изучения темы |
Итоговый (И) | В конце изучения раздела, учебного года |
Тематическое планирование
№ урока в теме, в году | Дата/ неделя | Тема урока | Вид контроля | Домашнее задание | Виды самостоятельных работ |
Введение (3 часа) |
1/1 | | Биология — наука о живой природе | Т | § 1. | |
2/2 | | Методы исследования в биологии | Т | § 2 | |
3/3 | | Сущность жизни и свойства живого | ТМ | § 3. | |
Молекулярный уровень (11 часов) |
4/1 | | Молекулярный уровень: общая характеристика | П | § 4 | |
5/2 | | Углеводы | Т | § 5. | |
6/3 | | Липиды | Т | § 6. | |
7/4 | | Состав и строение белков | Т | § 7. | |
8/5 | | Функции белков | Т | § 8. | |
9/6 | | Нуклеиновые кислоты | Т | § 9. | |
10/7 | | АТФ и другие органические соединения клетки | Т | § 10. | |
11/8 | | Биологические катализаторы | Т | § 11. | |
12/9 | | Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» | | | Лабораторная работа |
13/10 | | Вирусы | Т | § 12. | |
14/11 | | Проверочная работа по теме «Молекулярный уровень» | ТМ | | Тест |
Клеточный уровень (14 часов) |
15/1 | | Клеточный уровень: общая характеристика | П | § 13. | |
16/2 | | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | Т | § 14. | |
17/3 | | Ядро | Т | § 15. | |
18/4 | | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы | Т | § 16. | |
19/5 | | Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | Т | § 17. | |
20/6 | | Особенности строения клеток эукариот и прокариот | Т | § 18. | |
21/7 | | Лабораторная работа «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом» | | | Лабораторная работа |
22/8 | | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | Т | § 19. | |
23/9 | | Энергетический обмен в клетке | Т | § 20. | |
24/10 | | Фотосинтез и хемосинтез | Т | § 21. | |
25/11 | | Автотрофы и гетеротрофы | Т | § 22. | |
26/12 | | Синтез белков в клетке | Т | § 23. | |
27/13 | | Деление клетки. Митоз | Т | § 24. | |
28/14 | | Проверочная работа по теме «Клеточный уровень» | ТМ | | тест |
Организменный уровень (12 часов) |
29/1 | | Размножение организмов | П | § 25. | |
30/2 | | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | Т | § 26. | |
31/3 | | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | Т | § 27. | |
32/4 | | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание | Т | § 28. | |
33/5 | | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание | Т | § 29. | |
34/6 | | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | Т | § 30. | |
35/7 | | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | Т | § 31. | |
36/8 | | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции | Т | § 32. | |
37/9 | | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | Т | § 33. | |
38/10 | | Лабораторная работа «Выявление изменчивости организмов» | | | Лабораторная работа |
39/11 | | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | Т | § 34. | |
40/12 | | Проверочная работа по теме «Организменный уровень» | ТМ | | Тест |
Популяционно-видовой уровень (10 часов) |
41/1 | | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика | П | § 35. | |
42/2 | | Экологические факторы и условия среды | Т | § 36. | |
43/3 | | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений | Т | § 37. | |
44/4 | | Популяция как элементарная единица эволюции | Т | § 38. | |
45/5 | | Борьба за существование и естественный отбор | Т | § 39. | |
46/6 | | Видообразование | Т | § 40. | |
47/7 | | Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида» | | | Лабораторная работа |
48/8 | | Макроэволюция | Т | § 41. | |
49/9 | | Экскурсия «Причины многообразия видов в природе» | | | Экскурсия |
50/10 | | Проверочная работа по теме «Популяционно – видовой уровень» | ТМ | | Тест |
Экосистемный уровень (7 часов) |
51/1 | | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | П | § 42. | |
52/2 | | Состав и структура сообщества | Т | § 43. | |
53/3 | | Экскурсия «Биогеоценоз» | | | Экскурсия |
54/4 | | Межвидовые отношения организмов в экосистеме | Т | § 44. | |
55/5 | | Потоки вещества и энергии в экосистеме | Т | § 45. | |
56/6 | | Саморазвитие экосистемы | Т | § 46. | |
57/7 | | Проверочная работа по теме «Экосистемный уровень | ТМ | | Тест |
Биосферный уровень (12 часов) |
58/1 | | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | П | § 47. | |
59/2 | | Круговорот веществ в биосфере | Т | § 48. | |
60/3 | | Эволюция биосферы | Т | § 49. | |
61/4 | | Гипотезы возникновения жизни | Т | § 50. | |
62/5 | | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы | Т | § 51. | |
63/6 | | Лабораторная работа «Изучение палеонтологических доказательств эволюции» | Т | | Лабораторная работа |
64/7 | | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | Т | § 52. | |
65, 66/ 8,9 | | Экскурсия на геологическое обнажение Девонского периода в пос.Вырица | | | Экскурсия |
67/10 | | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | Т | § 53. | |
68/11 | | Антропогенное воздействие на биосферу | Т | § 54. | |
69/12 | | Основы рационального природопользования | Т | § 55. | |
70/13 | | Итоговая проверочная работа | И | | |
Требования к качеству образования
№п/п | Наименование темы | Обязательный минимум содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Результаты обучения (УУД) |
1 | Введение (3 ч) | Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы. | | Учащиеся должны знать: — свойства живого; — методы исследования в биологии; — значение биологических знаний в современной жизни; — профессии, связанные с биологией; — уровни организации живой природы. |
2 | Молекулярный уровень (11 ч) | Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы. | Учащиеся должны знать: — состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; — представления о молекулярном уровне организацииживого; — особенности вирусов как неклеточных форм жизни. | Учащиеся должны уметь: — проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов. |
| Клеточный уровень (14 ч) | Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы. | Учащиеся должны знать: — основные методы изучения клетки; — особенности строения клетки эукариот и прокариот; — функции органоидов клетки; — основные положения клеточной теории; — химический состав клетки; — клеточный уровень организации живого; — строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни; — обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки; — рост, развитие и жизненный цикл клеток; — особенности митотического деления клетки. | Учащиеся должны уметь: — использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения клеток живых организмов. |
| Организменный уровень (12 ч) | Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. | Учащиеся должны знать: — сущность биогенетического закона; — мейоз; — особенности индивидуального развития организма; — основные закономерности передачи наследственной информации; — закономерности изменчивости; — основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов; — особенности развития половых клеток. | Учащиеся должны уметь: — описывать организменный уровень организации живого; — раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов; — характеризовать оплодотворение и его биологическую роль. |
| Популяционно-видовой уровень (10 ч) | Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция. | Учащиеся должны знать: — критерии вида и его популяционную структуру; — экологические факторы и условия среды; — основные положения теории эволюции Ч. Дарвина; — движущие силы эволюции; — пути достижения биологического прогресса; — популяционно‑видовой уровень организации живого; — развитие эволюционных представлений; — синтетическую теорию эволюции. | Учащиеся должны уметь: — использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов. |
| Экосистемный уровень (7 ч) | Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. | Учащиеся должны знать: — определения понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»; — структуру разных сообществ; — процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой. | Учащиеся должны уметь: — выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов; — характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов. |
| Биосферный уровень (12 ч) | Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. | Учащиеся должны знать: — основные гипотезы возникновения жизни на Земле; — особенности антропогенного воздействия на биосферу; — основы рационального природопользования; — основные этапы развития жизни на Земле; — взаимосвязи живого и неживого в биосфере; — круговороты веществ в биосфере; — этапы эволюции биосферы; — экологические кризисы; — развитие представлений о происхождении жизни и со‑ временном состоянии проблемы; — значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды. | Учащиеся должны уметь: — характеризовать биосферный уровень организации живого; — рассказывать о средообразующей деятельности организмов; — приводить доказательства эволюции; — демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных. |
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
— формулировать выводы;
— устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы конспекты по результатам чтения;
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— использовать информационно коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
— демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
Личностные результаты обучения
— Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
— осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
— понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— признание права каждого на собственное мнение;
— умение отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Прохождение программы
Учебный период | Дата/ неделя | Тема урока | Всего часов | Тестовые проверочные работы | Лабораторные работы |
| | Введение | 3 | | |
| | Молекулярный уровень | 11 | 1 | 1 |
| | Клеточный уровень | 14 | 1 | 1 |
| | Организменный уровень | 12 | 1 | 1 |
| | Популяционно-видовой уровень | 10 | 1 | 1 |
| | Экосистемный уровень | 7 | 1 | |
| | Биосферный уровень | 12 | | 1 |
| | Итоговая проверочная работа | 1 | | |
Корректировка календарно-тематического планирования _____________________, принятые МО____________________________________________________________
№ | № и дата протокола заседания МО | Содержание изменения | Подпись председателя МО |
| | | |
| | | |