СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс 70 часов, Пасечник

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 9 классов. 70 часов (2 раза в неделю) К учебнику

В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, Г. Г. Швецов
Название книги: Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Учебник
Год издания: 2014

 В программу включены 5 тестовых проверочных работ, 5 лабораторных работ, а также несколько экскурсий (в течение учебного года я провожу виртуальные экскурсии с учениками нашего колледжа, но летом мы отправляемся в увлекательные однодневные экскурсии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс 70 часов, Пасечник»

Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж Пищевых технологий»



«Утверждаю»

Директор СПб ГБПОУ «КПТ»___________________ А.А. Бадашков

Приказ №_____________


«_____»____________20__г.








«Принято»

Педагогическим Советом СПб ГБПОУ «КПТ»

Протокол №______________________

«_____»____________20__г.


«Рассмотрено»

на заседании МК общеобразовательного цикла

Протокол №______

от «____»___________20__г.






Рабочая программа

по БИОЛОГИИ

9 класс

Преподаватель Бруссер А.В.

учебный год 2015/2016
















Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Нормативные документы:

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России.

В основу данной рабочей программы положена «Программа основного общего образования. Биология. 5—9 классы» Авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов 2014 (http://drofa.ru/books/vertical/progr_biology_5-9.pdf)

Место предмета в учебном плане:

общеобразовательная дисциплина естественно – научного цикла. Согласно «Программе основного общего образования. Биология. 5—9 классы» Авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов, на изучение биологии в 9 классе отводится 70 часов, преподавание предмета ведется 2 часа в неделю. Программа предусматривает занятия по учебнику

Цели и задачи:

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

Концепция

В рабочей программе отражена концепция системного подхода к биологическому образованию.

Используемые педагогические технологии

Используемые педагогические технологии:

Данная программа реализуется при сочетании разнообразных форм и методов обучения: Виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий, алгоритмизированный. Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные. Методы обучения: словесные, наглядные, практические и специальные.

Программное и учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС.


Печатные пособия

учебник (автор, название, год издания, издательство)

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2014 г.


рабочая тетрадь

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2014 г.

дидактические материалы

Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)

- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);

- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).

методические материалы

«Программа основного общего образования. Биология. 5—9 классы» Авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов

(http://drofa.ru/books/vertical/progr_biology_5-9.pdf)

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014 г.

Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание. Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М. В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. — М., Дрофа, 2012.

Технические средства обучения

- компьютер;

- проектор;

- мультимедийная доска.


Наглядные пособия

https://sites.google.com/site/studentamkpt/home

Цифровые образовательные ресурсы:

интернет-ресурсы

Interneturok.ru, fcior.edu.ru, drofa.ru.

https://sites.google.com/site/studentamkpt/home

1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftionwww.zooland.ru –сведения о животных на сайте «Кирилл и Мефодий»

www.zoo.ru/moscow- сайт Московского зоопарка

http://edu.1c.ru

www.som.sio.ru


прочие (диски, эл. пособия и т.п.)

http://drofa.ru/books/vertical/progr_biology_5-9.pdf

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б



На уроках применяются следующие виды контроля:

Виды контроля

Периодичность

Предварительный (П)

В начале изучения новой темы с целью актуализации знаний

Текущий (Т)

На каждом уроке

Тематический (ТМ)

По окончании изучения темы

Итоговый (И)

В конце изучения раздела, учебного года


Тематическое планирование

урока в теме, в году

Дата/ неделя

Тема урока

Вид контроля

Домашнее задание

Виды самостоятельных работ

Введение (3 часа)

1/1


Биология — наука о живой природе

Т

§ 1.


2/2


Методы исследования в биологии

Т

§ 2


3/3


Сущность жизни и свойства живого

ТМ

§ 3.


Молекулярный уровень (11 часов)

4/1


Молекулярный уровень: общая характеристика

П

§ 4


5/2


Углеводы

Т

§ 5.


6/3


Липиды

Т

§ 6.


7/4


Состав и строение белков

Т

§ 7.


8/5


Функции белков

Т

§ 8.


9/6


Нуклеиновые кислоты

Т

§ 9.


10/7


АТФ и другие органические соединения клетки

Т

§ 10.


11/8


Биологические катализаторы

Т

§ 11.


12/9


Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»



Лабораторная работа

13/10


Вирусы

Т

§ 12.


14/11


Проверочная работа по теме «Молекулярный уровень»

ТМ


Тест

Клеточный уровень (14 часов)

15/1


Клеточный уровень: общая характеристика

П

§ 13.


16/2


Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

Т

§ 14.


17/3


Ядро

Т

§ 15.


18/4


Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы

Т

§ 16.


19/5


Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

Т

§ 17.


20/6


Особенности строения клеток эукариот и прокариот

Т

§ 18.


21/7


Лабораторная работа «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»



Лабораторная работа

22/8


Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

Т

§ 19.


23/9


Энергетический обмен в клетке

Т

§ 20.


24/10


Фотосинтез и хемосинтез

Т

§ 21.


25/11


Автотрофы и гетеротрофы

Т

§ 22.


26/12


Синтез белков в клетке

Т

§ 23.


27/13


Деление клетки. Митоз

Т

§ 24.


28/14


Проверочная работа по теме «Клеточный уровень»

ТМ


тест

Организменный уровень (12 часов)

29/1


Размножение организмов

П

§ 25.


30/2


Развитие половых клеток. Мейоз.

Оплодотворение

Т

§ 26.


31/3


Индивидуальное развитие организмов.

Биогенетический закон

Т

§ 27.


32/4


Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание

Т

§ 28.


33/5


Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

Т

§ 29.


34/6


Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

Т

§ 30.


35/7


Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Т

§ 31.


36/8


Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции

Т

§ 32.


37/9


Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость

Т

§ 33.


38/10


Лабораторная работа «Выявление изменчивости организмов»



Лабораторная работа

39/11


Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

Т

§ 34.


40/12


Проверочная работа по теме «Организменный уровень»

ТМ


Тест

Популяционно-видовой уровень (10 часов)

41/1


Популяционно-видовой уровень:

общая характеристика

П

§ 35.


42/2


Экологические факторы и условия среды

Т

§ 36.


43/3


Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений

Т

§ 37.


44/4


Популяция как элементарная единица эволюции

Т

§ 38.


45/5


Борьба за существование и естественный отбор

Т

§ 39.


46/6


Видообразование

Т

§ 40.


47/7


Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида»



Лабораторная работа

48/8


Макроэволюция

Т

§ 41.


49/9


Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»



Экскурсия

50/10


Проверочная работа по теме «Популяционно – видовой уровень»

ТМ


Тест

Экосистемный уровень (7 часов)

51/1


Сообщество, экосистема, биогеоценоз

П

§ 42.


52/2


Состав и структура сообщества

Т

§ 43.


53/3


Экскурсия «Биогеоценоз»



Экскурсия

54/4


Межвидовые отношения организмов в экосистеме

Т

§ 44.


55/5


Потоки вещества и энергии в экосистеме

Т

§ 45.


56/6


Саморазвитие экосистемы

Т

§ 46.


57/7


Проверочная работа по теме «Экосистемный уровень

ТМ


Тест

Биосферный уровень (12 часов)

58/1


Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

П

§ 47.


59/2


Круговорот веществ в биосфере

Т

§ 48.


60/3


Эволюция биосферы

Т

§ 49.


61/4


Гипотезы возникновения жизни

Т

§ 50.


62/5


Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы

Т

§ 51.



63/6


Лабораторная работа «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»

Т


Лабораторная работа

64/7


Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни

Т

§ 52.


65, 66/ 8,9


Экскурсия на геологическое обнажение Девонского периода в пос.Вырица



Экскурсия

67/10


Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Т

§ 53.


68/11


Антропогенное воздействие на биосферу

Т

§ 54.


69/12


Основы рационального природопользования

Т

§ 55.


70/13


Итоговая проверочная работа

И




Требования к качеству образования

№п/п

Наименование темы

Обязательный минимум содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты обучения (УУД)

1

Введение (3 ч)


Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.



Учащиеся должны знать:

— свойства живого;

— методы исследования в биологии;

— значение биологических знаний в современной жизни;

— профессии, связанные с биологией;

— уровни организации живой природы.


2

Молекулярный уровень (11 ч)


Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.


Учащиеся должны знать:

— состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;

— представления о молекулярном уровне организацииживого;

— особенности вирусов как неклеточных форм жизни.


Учащиеся должны уметь:

— проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.



Клеточный уровень (14 ч)


Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки.

Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.


Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения клетки;

— особенности строения клетки эукариот и прокариот;

— функции органоидов клетки;

— основные положения клеточной теории;

— химический состав клетки;

— клеточный уровень организации живого;

— строение клетки как структурной и функциональной

единицы жизни;

— обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки;

— рост, развитие и жизненный цикл клеток;

— особенности митотического деления клетки.


Учащиеся должны уметь:

— использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения клеток живых организмов.



Организменный уровень (12 ч)


Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.


Учащиеся должны знать:

— сущность биогенетического закона;

— мейоз;

— особенности индивидуального развития организма;

— основные закономерности передачи наследственной

информации;

— закономерности изменчивости;

— основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;

— особенности развития половых клеток.


Учащиеся должны уметь:

— описывать организменный уровень организации живого;

— раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;

— характеризовать оплодотворение и его биологическую роль.


Популяционно-видовой уровень (10 ч)


Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.


Учащиеся должны знать:

— критерии вида и его популяционную структуру;

— экологические факторы и условия среды;

— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;

— движущие силы эволюции;

— пути достижения биологического прогресса;

— популяционно‑видовой уровень организации живого;

— развитие эволюционных представлений;

— синтетическую теорию эволюции.


Учащиеся должны уметь:

— использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов.



Экосистемный уровень (7 ч)


Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.


Учащиеся должны знать:

— определения понятий: «сообщество», «экосистема»,

«биогеоценоз»;

— структуру разных сообществ;

— процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой.

Учащиеся должны уметь:

— выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;

— характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.



Биосферный уровень (12 ч)


Биосфера и её структура, свойства, закономерности.

Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические

кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.


Учащиеся должны знать:

— основные гипотезы возникновения жизни на Земле;

— особенности антропогенного воздействия на биосферу;

— основы рационального природопользования;

— основные этапы развития жизни на Земле;

— взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

— круговороты веществ в биосфере;

— этапы эволюции биосферы;

— экологические кризисы;

— развитие представлений о происхождении жизни и со‑

временном состоянии проблемы;

— значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.


Учащиеся должны уметь:

— характеризовать биосферный уровень организации живого;

— рассказывать о средообразующей деятельности организмов;

— приводить доказательства эволюции;

— демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.




Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;

— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;

— формулировать выводы;

— устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы конспекты по результатам чтения;

— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

— использовать информационно коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;

— демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.

Личностные результаты обучения

— Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

— осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

— понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— признание права каждого на собственное мнение;

— умение отстаивать свою точку зрения;

— критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Прохождение программы

Учебный период

Дата/ неделя

Тема урока

Всего часов

Тестовые проверочные работы

Лабораторные работы



Введение

3





Молекулярный уровень

11

1

1



Клеточный уровень

14

1

1



Организменный уровень

12

1

1



Популяционно-видовой уровень

10

1

1



Экосистемный уровень

7

1




Биосферный уровень

12


1



Итоговая проверочная работа

1






Корректировка календарно-тематического планирования _____________________, принятые МО____________________________________________________________

и дата протокола заседания МО

Содержание изменения

Подпись председателя МО