СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения),
3. Биология: 5-11 классы: программы./ [И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.].- М.: Вентана-Граф, 2014.-400 с.
4. Учебника, допущенного Министерством образования Российской Федерации: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрено Руководитель МО учителей биологии, географии, химии
________________А.И. Резникова Протокол №________ от «_____»______________2015 г.
| Согласовано Заместитель директора по УВР
_______________И.А. Середина
от «_____» ____________2015 г. | Утверждаю Директор МКОУ «Богучарская СОШ №1» ______________Е.П. Богданова Приказ № __________
от «_____» ___________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Биология»
на 2015-2016 учебный год
Класс 6а,6б,6в
Учитель биологии
Караповская Ольга Сергеевна
Оглавление
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….………..3
2. Общая характеристика учебного предмета…………………………………………….………….4
3. Описание места учебного предмета в учебном плане…………………………………….………4
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета……....4
5. Содержание учебного предмета…………………………………………………………………....7
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности……….13
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………………………………………………………………...…..18
1. Пояснительная записка.
Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. На своих уроках биологии я буду осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
•ориентация в системе моральных норм и ценностей:
- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;
- формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения),
3. Биология: 5-11 классы: программы./ [И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.].- М.: Вентана-Граф, 2014.-400 с.
4. Учебника, допущенного Министерством образования Российской Федерации: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.
2. Общая характеристика учебного предмета биология
Курс биологии в 6 классе имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, растениеводства; а так же основы экологии, фитоценологии.
Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.
Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Богучарская СОШ № 1».
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы.
Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе.
Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Биология» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории изучения курса «Биология», формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности
5. Содержание учебного предмета
Тема 1. Наука о растениях – ботаника. (5 часов)
Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие растения; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Признаки растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи и с условиями их произрастания в разных средах жизни.
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.
Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм.
Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
Планируемые результаты изучения темы
Обучающийся научится:
- характеризовать предмет науки ботаники и ее значение для человечества;
- называть признаки представителей царства растений как живых организмов;
- различать вегетативные и генеративные органы растения и объяснять их роль в его жизнедеятельности;
- распознавать и сравнивать жизненные формы растений;
- называть особенности семенных и споровых растений;
- объяснять клеточное строение растений и особенности растительной клетки;
- описывать особенности тканей и органов растений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать семенные и споровые растения;
- характеризовать значение деления и роста растительной клетки в жизни растения;
- развивать ключевые компетентности при объяснении особенностей строения растительного организма;
- развивать коммуникативные компетентности, работая в паре и в группе при выполнении заданий с раздаточным ботаническим материалом.
Тема 2. Органы цветковых растений. (8 часов)
Внешнее и внутреннее строение семени. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма, разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.
Лабораторная работа: Строение семени фасоли.
Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.
Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, дисковидные, присоски, втягивающие).
Лабораторная работа: Строение корня у проростка (гороха, тыквы, редиса). Зона роста (растяжения у корня)
Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.
Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.
Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листьев.
Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Рост камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения наземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся усы, лианы; корневища, клубни, луковицы.
Лабораторные работы: Строение корневища, клубня и луковицы. Строение вегетативных и генеративных почек.
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.
Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся плоды, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.
Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
Планируемые результаты изучения темы
Обучающийся научится:
- характеризовать строение растения и его органов;
- определять зависимость строения органов цветкового растения от их функций;
- объяснять строение и значение семян;
- сравнивать условия прорастания семян различных растений;
- характеризовать строение и значение корня и побега;
- объяснять строение и значение листа и стебля растений;
- определять принадлежность растительных организмов к семенным и споровым растениям;
- объяснять строение и значение цветков и плодов растений;
- сравнивать семеня двудольных и однодольных растений;
- описывать строение и биологическое значение почек растений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- грамотно пользоваться лабораторным оборудованием и исследуемым материалом при проведении опытов и лабораторных работ;
- объективно оценивать роль органов растения в процессах его жизнедеятельности;
- применять на практике знания о строении растения и его органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдение, описание, измерение растительных объектов, фиксирование и обсуждение результатов эксперимента;
- пользоваться аппаратом ориентировки учебника;
- развивать компетентности в области использования ресурсов информационно-образовательной среды.
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. (7 часов)
Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).
Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе.
Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.
Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.
Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.
Лабораторные работы. Черенкование комнатных растений.
Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы. Приемы искусственного опыления растений. Приемы опытнической работы (закладка опыта, ведение записей в дневнике наблюдений, подведение итогов).
Планируемые результаты изучения темы
Обучающийся научится:
- характеризовать основные признаки жизнедеятельности растений
- объяснять сущность почвенного и воздушного питания растений;
- раскрывать роль зеленых растений в жизни нашей планеты;
- объяснять роль дыхания и обмена веществ у растений;
- сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза;
- объяснять значение воды в жизни растений;
- характеризовать процессы опыления, оплодотворения и размножения растений;
- отмечать зависимость процессов жизнедеятельности растений от условий окружающей среды;
- проявлять навыки использования информационных ресурсов для самостоятельного приобретения знаний по биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать космическое значение растений;
- осуществлять вегетативное размножение комнатных растений;
- выбирать и применять удобрения при уходе за растениями;
- выявлять роль экологических факторов в жизни растений.
Тема 4. Основные отделы царства растений (12 часов)
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.
Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей.
Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночные и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.
Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений.
Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства).
Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе эволюции растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.
Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).
Планируемые результаты изучения темы
Обучающийся научится:
- объяснять роль науки систематики;
- называть и различать основные отделы царства Растения;
- называть отличительные признаки растений разных групп;
- описывать этапы развития растительного мира нашей планеты;
- характеризовать эволюцию высших растений;
- объяснять биологическое значение выхода растений на сушу;
- называть центры происхождения культурных растений;
- обосновывать необходимость сохранения растительного покрова Земли;
- раскрывать влияние деятельности человека на растительный мир.
Обучающийся получит возможность научиться:
- давать правильное название видам растений;
- использовать ключевые компетентности в характеристике классов двудольных и однодольных растений;
- называть главные признаки цветковых (покрытосеменных) растений;
- устанавливать принадлежность растения к определенному отделу;
- сравнивать свойства культурных и дикорастущих растений;
- называть основные эволюционные события в растительном мире;
- обосновывать ценности многообразия растительного мира для природы и человечества;
- работать с разными источниками биологической информации, находить ее, анализировать и оценивать;
- создавать электронные презентации по изучаемым вопросам биологии, используя интернет-ресурсы.
Тема 5. Природные сообщества. (3 часа)
Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Природное сообщество как биогеоценоз – совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк – смешанный лес – ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.
Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.
Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.
Планируемые результаты изучения темы
Обучающийся научится:
- характеризовать природное сообщество как совокупность живых организмов и условий среды на определенной территории;
- объяснять значение ярусного строения природных сообществ;
- описывать условия обитания, присущие представителям различных ярусов;
Распознавать и сравнивать приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе;
- объяснять взаимосвязь организмов в природном сообществе;
- характеризовать круговорот веществ как главный признак природного сообщества;
- объяснять структуру природного сообщества;
- понимать и называть причины смены природных сообществ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять средообразующую роль растений в природных сообществах;
- различать коренные и временные природные сообщества;
- сравнивать понятия «природное сообщество», «биогеоценоз», «экосистема»;
- объяснять функциональную роль различных организмов в структуре природного сообщества;
- применять коммуникативные компетентности – работать в паре и в группе при выполнении работ с раздаточным ботаническим материалом.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
Тема 1. Наука о растениях – ботаника. (5 часов) | ||
1 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. | Называть царства живой природы. Приводить примеры различных представителей царства Растения. Давать определение науке ботанике. Описывать историю развития науки о растениях. Характеризовать внешнее строение растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком |
2 | Многообразие жизненных форм. Экскурсия | Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм. Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания |
3 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки | Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. Находить отличительные признаки растительной клетки |
4. | Административная контрольная работа (стартовый контроль) | Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на вопросы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. |
5 | Ткани растений | Давать определение ткани. Распознавать различные ткани растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение покровных тканей в жизни растения. Характеризовать особенности строения и функции основной ткани. |
Тема 2. Органы цветковых растений (8 часов) | ||
6 | Семя, его строение и значение. Л.р. № 1 «Строение семени фасоли» | Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать строение зародыша растения. Устанавливать сходство проростка с зародышем семени. Описывать стадии прорастания семян. Называть отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека. Проводить наблюдения, фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
7 | Условия прорастания семян | Описывать роль воды в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Приводить примеры зависимости прорастания семян от температурных условий. Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур |
8 | Корень, его строение и значение. Л.р. № 2 «Строение корня проростка» | Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста. Характеризовать значение видоизменённых корней для растений. Проводить наблюдения и фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
9 | Побег, его строение и развитие. Л.р. № 3 «Строение почек» | Называть части побега. Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, работы с лабораторным оборудованием Сравнивать побеги разных растений и находить их различия. Изучать строение почек на натуральных объектах, делать выводы. |
10 | Лист, его строение и значение | Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Характеризовать видоизменения листьев у растений |
11 | Стебель, его строение и значение. Л.р. № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» | Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции. Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. |
12 | Цветок, его строение и значение | Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления |
13 | Плод. Разнообразие и значение плодов. Конференция. | Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала |
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов) | ||
14 | Минеральное питание растений и значение воды | Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания. Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности к воде растений разных экологических групп |
15 | Воздушное питание растений - фотосинтез | Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений. |
16 | Дыхание и обмен веществ у растений. | Определять сущность процесса дыхания. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Давать определения понятия «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни |
17 | Размножение и оплодотворение у растений. | Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям. Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия |
18 | Административная контрольная работа (промежуточный контроль) | Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на вопросы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. |
19 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Л.р. № 5 «Черенкование комнатных растений» | Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях. Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы. Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
20 | Рост и развитие растений. | Называть основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития растения. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды. |
Тема 4. Основные отделы царства растений (12 часов) | ||
21 | Систематика растений, ее значение для ботаники. | Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики — вид. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Объяснять значение систематики растений для ботаники. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии |
22 | Водоросли, их многообразие в природе | Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у однокле- точных и многоклеточных водорослей. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и для человека |
23 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Л.р. № 6 «Строение моховидных» | Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Называть существенные признаки мхов. Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах. Характеризовать признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям. Объяснять процессы размножения и развития моховидных, их особенности. Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания. Изучать и сравнивать внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
24 | Плауны. Хвощи. Папоротники. | Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, черты их отличия. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о прогрессивном строении папоротников. Обосновывать роль папоротникообразных в природе и необходимость охраны исчезающих видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе |
25 | Отдел Голосеменные. | Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Сравнивать строение споры и семени, находить преимущества. Объяснять процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России |
26 | Отдел Покрытосеменные.
| Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных. Сравнивать и находить признаки сходства и отличия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Применять приёмы работы с определителем растений. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений |
27 | Семейства класса Двудольные | Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств класса. Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. Применять приёмы работы с определителем растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и в жизни человека |
28 | Семейства класса Однодольные
| Выделять признаки класса Однодольные. Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства. Описывать характерные черты семейств класса Однодольные. Применять приёмы работы с определителем растений. Приводить примеры охраняемых видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные, о значении злаков для живых организмов. |
29 | Административная контрольная работа (итоговый контроль) | Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на вопросы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. |
30 | Историческое развитие растительного мира. Виртуальная экскурсия | Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле. Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений |
31 | Многообразие и происхождение культурных растений. | Называть основные признаки отличия культурных растений от дикорастущих. Объяснять способы расселения растений по земному шару. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Приводить примеры культурных растений своего региона. Характеризовать роль сорных растений в природе и жизни человека. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова. |
32 | Дары Нового и Старого Света. Викторина | Называть родину наиболее распространённых культурных растений (пшеницы, ржи, картофеля, капусты, тыквы, томата, банана и др.). Объяснять причины вхождения картофеля в ряд ведущих сельскохозяйственных культур России. Называть причины широкого использования человеком злаковых растений — пшеницы, ржи и ячменя. Характеризовать значение растений в жизни человека. |
Тема 5. Природные сообщества (3 часа) | ||
33 | Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме | Объяснять сущность понятия «природное сообщество». Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России |
34 | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Викторина | Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества. Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса. Работать в паре: приводить примеры взаимодействия живых организмов при совместном обитании в природном сообществе. Объяснять целесообразность ярусности в жизни живых организмов. Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции Объяснять причины смены природных сообществ. |
35 | Разнообразие природных сообществ и их смена | Приводить примеры смены природных сообществ, вызванных внешними и внутренними причинами. Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам. |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методические пособия
Биология: 6 класс: дидактические карточки/И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова.-М.: Вентана-Граф, 2013.
Биология. 6 класс. Комплект рабочих тетрадей (№1,2) для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Кучменко, О.А. Корнилова И.Н. Пономарева.-М.: Вентана-Граф, 2013.
Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений//И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой.-М.: Вентана-Граф, 2012.
Биологический тренажер: 6-11 классы: дидактические материалы./ Г.А. Воронина, С.Н. Исакова.- М.: Вентана-Граф, 2013.
Биология. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. 5-10 классы/ В.П. Александрова, М.А. Попов, И.С. Малютина, Н.Г. Ракитина.-М.: ВАКО, 2013.-112 с.
Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г. С. Калинова; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2013.-160 с.
Гекалюк М.С. Биология. 6 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2012.-80 с.
Гекалюк М.С. Биология. 6 класс. Промежуточный экзамен. – Саратов: Лицей, 2014.-80 с.
Дополнительная литература.
Богоявленская Е.А. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.: Просвещение 1996 г. (Задания 9,10,12,14,16, 24, 28 стр. 14-21)
Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся учителей и родителей. М.:АСТ-ПРЕСС, 1999 (Занимательные уроки)
Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/ сост Т.С. Сухова, В.И. Строганов. -М Вентана-Граф, 2001 (За страницами учебника)
Трайтак Д.И, Трайтак Н.Д.Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов М. Мнемозина, 1998.
Энциклопедия для детей. Т.2 Биология 5 изд., перераб. и доп.\ Ред. Коллегия М.Аксенова, Г. Вильчек и др.- М.: Аванта+, 2005.
Электронные издания.
Ботаника 6-7 класс. Электронный атлас для школьника
1С. Биология. Живой организм.
Биология 6-8 классы тесты. Издательство учитель.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы.
Открытая биология. Физикон. Автор курса Д.И. Мамонтов
Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Просвещение.
Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс
Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Глобус.
Биология 5-7 класс. Дидактический и раздаточный материал.
Интернет – ресурсы.
http://www.1september.ru Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»;
http://www.college.ru/biology Биология в Открытом колледже;
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.floranimal.ru портал о растениях и животных
http://www.fbrest.ru все о российских лесах
http://www.plant.geoman.ru занимательно о ботанике
Средства обучения.
Таблицы
Комплект таблиц «Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники.
Комплект таблиц «Растение - живой организм»
Комплект таблиц «Экология растений»
Комплект таблиц «Ткани растений»
Учебно - лабораторное оборудование
Лупы ручные
Микроскопы лабораторные
Комплект посуды и принадлежностей для проведения ЛР
Комплект «Основы биологического практикума»
Набор ботанический 6-7 кл.
Муляжи
Плодовые тела шляпочных грибов
Плоды культурных растений
Цветок яблони
Цветок пшеницы
Цветок василька
Цветок капусты
Натуральные объекты
Гербарии
Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
19
Приложение к рабочей программе по биологии для 6 класса
Календарно-тематическое планирование по биологии в 6 классе на 2015-2016 учебный год
№ урока | Дата | Факт. дата | Тема раздела Тема урока | Планируемые результаты | ||
|
|
|
| предметные | метапрдеметные | личностные |
Тема 1. Наука о растениях – ботаника. (5 часов) | ||||||
1/1 | 6а,б,в-03.09 |
| Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. | Усвоение системы научных знаний о царствах живой природы, о царстве Растения, о науке ботанике и ее истории, о внешнем строении растений, об отличии вегетативных и генеративных органов растения; знание предмета и задач науки ботаники; умение отличать растения от представителей других царств; соблюдение правил работы в кабинете биологии. | Умение самостоятельно пользоваться аппаратом ориентировки учебника | Формирование ответственного отношения к учению, развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, другими информационными ресурсами; формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Работать индивидуально и в группе. |
2/2 | 6а,б,в-10.09 |
| Многообразие жизненных форм растений. Экскурсия | Усвоение системы научных знаний о жизненных формах растений, о взаимосвязи жизненных форм со средой обитания; объяснение значения жизненных форм в жизни растения, природе и жизни человека; развитие навыков применения методов биологического исследования – наблюдения и описания, фиксирования и обсуждения результатов; соблюдение правил поведения на экскурсии. | Умение самостоятельно пользоваться аппаратом ориентировки учебника | Формирование личностных представлений о ценности жизненных форм растений для природы и человека; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
3/3 | 6а,б,в-17.09 |
| Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки | Усвоение системы научных знаний об одноклеточных и многоклеточных растениях, о строении и основных процессах жизнедеятельности клетки, о взаимосвязи работы всех частей клетки; понимание значения понятий «живая система», «деление клетки», «жизнедеятельность клетки»; соблюдение правил работы в кабинете биологии | Овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения наблюдать, делать выводы и заключения. | Формирование убежденности в позитивной роли биологии в жизни общества, понимания ответственного отношения к учению и готовности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
4/4 | 6а,б,в-24.09 |
| Административная контрольная работа (стартовый контроль) | Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. | Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию. |
5/5 | 6а,б,в-01.10 |
| Ткани растений | Усвоение системы научных знаний о строении и функциях тканей растений, описание и характеристика различных тканей растений; обобщение и систематизация знаний по теме 1, формулирование выводов. | Развитие умения пользоваться аппаратом ориентировки учебника; развитие умений систематизировать информацию, делать выводы и заключения. | Умение обобщать приобретенные знания и применять их на практике; формирование ответственного отношения к учению. |
Тема 2. Органы цветковых растений (8 часов) | ||||||
6/1 | 6а,б,в-08.10 |
| Семя, его строение и значение. Л.р. № 1 «Строение семени фасоли» | Получение представления о роли семени в жизни растения, о строении семени и его особенностях у двудольных и однодольных растений, о значении семян в жизни живых организмов; формирование навыков использования методов биологического исследования: наблюдения и описания семян, фиксирования результатов лабораторной работы и т.д. | Развитие умений систематизировать информацию, делать выводы и заключения; развитие умения соотносить свои действия с планируемыми результатами в процессе проведения эксперимента. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности |
7/2 | 6а,б,в-15.10 |
| Условия прорастания семян | Объяснение влияния условий среды на прорастание семян; формирование приёмов выращивания культурных растений и ухода за ними; соблюдение правил работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием. | Развитие умения проводить наблюдение, формулировать выводы; развитие умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе проведения эксперимента. | Признание ценности растений и необходимости ответственного, бережного отношения к ним. |
8/3 | 6а,б,в-22.10 |
| Корень, его строение и значение. Л.р. № 2 «Строение корня проростка» | Формирование систематизированных представлений о строении корня и функциях его частей, о зонах корня, о взаимосвязи строения и функций зон корня, об особенностях роста корня; освоение навыков использования методов биологического исследования – наблюдения и описания типов корневых систем, особенностей роста корня, изменений в верхушечной части корня в период роста, постановки биологических экспериментов, объяснения и фиксирования их результатов; соблюдение правил работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием. | Овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, защищать свои идеи; развитие интереса к работе с дополнительными источниками информации | Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к познанию нового; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности. |
9/4 | 6а,б,в-29.10 |
| Побег, его строение и развитие. Л.р. № 3 «Строение почек» | Формирование понятий о строении побега, о типах почек, о назначении вегетативных и генеративных почек, о роли прищипки и пасынкования в растениеводстве; развитие навыков использования методов биологического исследования при осуществлении наблюдения, описания, измерения и препарирования побега и почек, определения типов почек, сравнения побегов разных растений, фиксирования результатов и формулирования выводов; освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; соблюдение правил работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием. | Отработка умений наблюдать, описывать, измерять и определять изучаемые объекты, фиксировать и объяснять полученные результаты | Повышение интереса к обучению в процессе исследования ранее незнакомых объектов живой природы при проведении лабораторной работы; развитие умения работать индивидуально и в группе, находить общее решение; формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости биологии для человечества. |
10/5 | 6а,б,в-12.11 |
| Лист, его строение и значение | Формирование систематизированных представлений о внешнем и внутреннем строении листа, его функциях, о взаимосвязи строения и функций листа; объяснение роли листа в жизни растения, его значения в природе и для человека; приобретение опыта использования биологических методов исследования при проведении несложных экспериментов по изучению строения, функций, видоизменений листа, фиксирования и объяснения полученных результатов; соблюдение правил работы в кабинете биологии. | Овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение ставить цель, наблюдать, делать выводы и заключения, защищать свои идеи; формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее | Формирование ответственного отношения к учению; отработка умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; формирование личностных представлений о ценности растений; осознание значимости биологии для человечества; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде |
11/6 | 6а,б,в-19.11 |
| Стебель, его строение и значение. Л.р. № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» | Формирование систематизированных знаний о строении стебля и его функциях, о видоизменениях надземных и подземных побегов; объяснение значения роста стебля в длину и толщину в жизни многолетнего растения; приобретение опыта использования биологических методов исследования при изучении внешнего строения подземных побегов: корневища, клубня, луковицы; фиксирование и объяснение полученных результатов; развитие умения размножать растения вегетативным способом. | Формирование и развитие компетентности в области использования интернет-ресурсов | Отработка умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение, формулировать и аргументировать свое мнение; формирование убежденности в необходимости биологических знаний для жизни человека и сохранения природы; формирование ответственного, бережного отношения к растениям. |
12/7 | 6а,б,в-26.11 |
| Цветок, его строение и значение | Формирование систематизированных понятий о строении цветка, о взаимосвязи частей цветка с выполняемыми функциями, о процессах, происходящих у цветковых растений в период опыления и оплодотворения, о роли животных в период опыления, о способах привлечения растениями опылителей; определение частей цветка и типов соцветий на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. | Умение анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ. | Развитие мотивации к обучению и познанию, устойчивых познавательных интересов; проявление эстетических чувств и эмоционально-ценностных отношений к живой природе; формирование коммуникативной компетентности при общении и сотрудничестве со сверстниками. |
13/8 | 6а,б,в-03.12 |
| Плод. Разнообразие и значение плодов. Конференция. | Формирование знаний о строении плодов, их классификации и значении; о способах распространения плодов и семян; формирование целостных представлений о живой природе и роли растений в ней | Освоение интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, классифицировать биологические объекты, делать выводы); развивать умение работать с разными источниками биологической информации. | Формирование личностных представлений о ценности растений и их частей; формирование научной картины мира на базе биологических знаний и умений. |
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов) | ||||||
14/1 | 6а,б,в-10.12 |
| Минеральное питание растений и значение воды | Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания, обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности к воде растений различных экологических групп. | Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности. Овладение основами самоконтроля, самооценки. Умение налаживания партнёрских отношений во время работы в парах, в группах, умение осуществлять взаимоконтроль. | Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, понимания ценности природы. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях. |
15/2 | 6а,б,в-17.12
|
| Воздушное питание растений - фотосинтез | Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений, объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов – автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений. | Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности. Умение преобразовывать один вид информации в другие. Формирование коммуникативной культуры в процессе работы в группах. | Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Знание основных правил и принципов отношения к живой природе. |
16/3 | 6а,б,в-24.12
|
| Дыхание и обмен веществ у растений. | Определять сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Давать определение понятия «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни. | Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Находить биологическую информацию в различных источниках. | Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
17/4 | 6а,б,в-14.01
|
| Размножение и оплодотворение у растений. | Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям. Сравнивать половое и бесполое размножение, находить их различия. | Развитие ИКТ-компетентности. Умение находить биологическую информацию в различных источниках, структурировать её. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Способность к самооценке и взаимооценке. | Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
18/5 | 6а,б,в-21.01
|
| Административная контрольная работа (промежуточный контроль) | Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. | Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию. |
19/6 | 6а,б,в-28.01 |
| Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Л.р. № 5 «Черенкование комнатных растений» | Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях. Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы. Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете. | Овладение составляющими исследовательской деятельности, проведения эксперимента, умением делать выводы, заключения в ходе исследования. Развитие ИКТ-компетентности. Умение находить биологическую информацию в различных источниках, структурировать её. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Способность к самооценке и взаимооценке. Умение организовывать учебное сотрудничество, формулировать, аргументировать, отстаивать своё мнение. | Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
20/7 | 6а,б,в-04.02
|
| Рост и развитие растений. | Называть основные черты, характеризующие рост растений. объяснять процессы развития растений, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития растений. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды. | Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение осознанно использовать речевые средства, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Развитие ИКТ-компетенции. | Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности. |
Тема 4. Основные отделы царства растений (12 часов) | ||||||
21/1 | 6а,б,в-11.02
|
| Систематика растений, ее значение для ботаники. | Приводить примеры названия различных растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики – вид. Осваивать приёмы работы с определителями растений. Объяснять значение систематики для ботаники. | Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Находить биологическую информацию в различных источниках. Овладение основами самоконтроля, самооценки. Умение налаживания партнёрских отношений во время работы в парах, в группах, умение осуществлять взаимоконтроль. | Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
22/2 | 6а,б,в-18.02
|
| Водоросли, их многообразие в природе | Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать основные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей. Приводить примеры использования водорослей человеком, значение водорослей в природе. | Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения. | Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности. |
23/3 | 6а,б,в-25.02
|
| Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Л.р. № 6 «Строение моховидных» | Выделять и описывать существенные признаки мхов. Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах и натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания. Изучать и сравнивать внешнее строение кукушкина льна и сфагнума, отмечать их сходства и различия. Фиксировать результаты исследования. | Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения. | Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности. |
24/4 | 6а,б,в-03.03
|
| Плауны. Хвощи. Папоротники. | Выделять и описывать существенные признаки папоротниковидных. Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Распознавать представителей хвощей, плаунов, папоротников на рисунках, гербарных материалах и натуральных объектах. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о прогрессивном развитии папоротников. Обосновывать роль папоротникообразных в природе и необходимость охраны исчезающих видов. | Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения. | Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности. |
25/5 | 6а,б,в-10.03
|
| Отдел Голосеменные. | Выделять и описывать общие черты строения семенных растений. Сравнивать строение споры и семени, находить их преимущества. Распознавать представителей голосемянных на рисунках, гербарных материалах и натуральных объектах. Объяснять процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных растений. Описывать использование голосеменных растений в практической деятельности человека | Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения. | Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности. |
26/6 | 6а,б,в-17.03
|
| Отдел Покрытосеменные.
| Выделять черты усложнения строения покрытосеменных растений. Сравнивать и находить черты отличия и сходства в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных растений. Распознавать представителей покрытосемянных на рисунках, гербарных материалах и натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни покрытосеменных растений. Описывать использование покрытосеменных растений в практической деятельности человека. | Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения. | Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности. |
27/7 | 6а,б,в-31.03 |
| Семейства класса Двудольные | Умение выделять основные признаки класса Двудольные, описывать отличительные признаки семейств класса. Способность распознавать семейства на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Формирование умения работы с определителями растений. Знание роли Двудольных в природе и жизни человека. | Овладение составляющими проектной деятельности. Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения. Способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различных коммуникативных задач; планирование путей достижения целей; | Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы. |
28/8 | 6а,б,в-07.04
|
| Семейства класса Однодольные
| Умение выделять основные признаки класса Однодольные, описывать отличительные признаки семейств класса. Способность распознавать семейства на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Формирование умения работы с определителями растений. Знание роли Однодольных в природе и жизни человека. | Овладение составляющими проектной деятельности. Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различных коммуникативных задач; планирование путей достижения целей; | Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы. |
29/9 | 6а,б,в-14.04
|
| Историческое развитие растительного мира. Виртуальная экскурсия | Умение объяснять сущность понятия эволюция, описывать основные этапы эволюции растений на Земле. Называть черты приспособленности растений к наземно-воздушной среде обитания. Знать значение трудов Н.И. Вавилова для доказательства эволюции растений, направляемой человеком /селекции/. | Развитие умения давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой, работать со схемами и таблицами. Умение организовывать учебное сотрудничество. | Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде. |
30/ 10 | 6а,б,в-21.04
|
| Многообразие и происхождение культурных растений. | Способность называть основные признаки отличия культурных растений от дикорастущих. Умение объяснять способы расселения растений по земному шару. Умение характеризовать роль человека в появлении культурных растений, приводить примеры таких растений. Умение характеризовать роль сорных растений в природе и жизни человека. Иметь представление о научных заслугах Н.И. Вавилова, об его открытии центров происхождения культурных растений. | Умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, владение основами самоконтроля. Работа с различными источниками биологической информации, формирование ИКТ-компетентности. | Дальнейшее формирование познавательных интересов, формирование экологического сознания, становление смыслообразующей функции познавательного мотива, умение вести диалог. |
31/ 11 | 6а,б,в-28.04 |
| Административная контрольная работа (итоговый контроль) | Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. | Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию. |
32/ 12 | 6а,б,в-05.05
|
| Дары Нового и Старого Света. Викторина | Называть родину наиболее распространённых культурных растений, объяснять причины вхождения картофеля, ржи и пшеницы в ряд ведущих сельскохозяйственных культур России. Характеризовать значение растений в жизни человека. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы, выполнять задания для самоконтроля. | Формирование умения осознанно использовать речевые средства для дискуссии, аргументации своей позиции. Умение организовывать совместную учебную деятельность со сверстниками и педагогом. Умение распределять время в ходе учебной деятельности. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, формирование интеллектуальных умений анализа, построения рассуждений. Эстетическое отношение к живым объектам. |
Тема 5. Природные сообщества (3 часа) | ||||||
33/1 | 6а,б,в-12.05 |
| Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме | Объяснять сущность понятия «природное сообщество», устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потоков энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества. | Способность к целеполаганию, включая преобразование практической задачи в познавательную. Умение осуществлять само и взаимоконтроль, организовывать учебное сотрудничество, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и внесение необходимых корректив. Способность к осуществлению познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Умение создавать модели и схемы для решения задач. | Формирование экологической культуры на основе понимания ценности жизни Во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Формирование личностных представлений о ценности природы. |
34/2 | 6а,б,в-19.05 |
| Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Викторина | Наблюдение природных явлений, умение фиксировать результаты и делать выводы. Характеризовать условия обитания растений в разный ярусах природного сообщества. Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса. Объяснять целесообразности ярусного расположения растений. | Умение организовывать учебное сотрудничество, работать в группе, используя речевые средства для поиска и принятия общего решения. Способность самостоятельно анализировать пути достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале. Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, внесение необходимых корректив. Формирование основ коммуникативной рефлексии.
| Формирование знаний основных правил и принципов отношения к живой природе, признание ценности жизни во всех её проявлениях. Формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы. |
35/3 | 6а,б,в-26.05 |
| Разнообразие природных сообществ и их смена | Объяснять причины смены природных сообществ, приводить примеры. Объяснять причины неустойчивости культурного сообщества – агроценоза. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам. | Способность к целеполаганию, включая преобразование практической задачи в познавательную. Умение осуществлять само и взаимоконтроль, организовывать учебное сотрудничество, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и внесение необходимых корректив. Способность к осуществлению познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Умение создавать модели и схемы для решения задач.
| Формирование знаний основных правил и принципов отношения к живой природе, признание ценности жизни во всех её проявлениях. Формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы. |