Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Леушинская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«_____» ______________________ 2017 г.
Директор КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
_______________________ Д.Ш. Шидиева
от «____»_____________________ 2017 г.
с. Леуши, 2017 г.
Рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5—9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой. – 5-е издание – Москва «Просвещение», 2013г., авторы Т.М. Лифанова, С.А. Кустова, допущенной Министерством образования РФ.
Предлагаемая программа ориентирована на Учебник для 6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Никишов А.Н. Биология. Неживая природа. 6 класс. М: Просвещение, 2016; соответствует учебному плану школы на 2017-2018 учебный год.
Председатель методического совета _____________________________/Д.Ш. Шидиева/
Рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5—9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой. – 5-е издание – Москва «Просвещение», 2013г., авторы Т.М. Лифанова, С.А. Кустова, допущенной Министерством образования РФ.
Программа продолжает курс «Природоведение» в 1-5 классах.
Изучение природоведения в начальных классах школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлено на обобщение знаний об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности. Данный учебный предмет является для шестиклассников подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
- всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.
- Дать учащимся элементарные знания об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве).
- Формировать у учащихся представление о мире, который окружает человека.
- Помогать усваивать правила поведения в природе.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Учащиеся должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремится охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль живого мира, а в дальнейшем – естествознания.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Естествоведческий материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 6а класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 34 часа в год в каждом классе или 1 час в неделю (согласно расписанию). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Учитывая сложный состав учащихся с ограниченными возможностями здоровья требования к овладению знаний – минимально необходимые.
- отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов.
- определять температуру воздуха, воды.
№ п/п | Тема раздела (блока) | Кол-во часов | Краткое содержание | Обязательный минимум ЗУН | Примечание |
1. | Введение. | 1 | Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменения в природе. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей – в газы. Для чего нужно изучать неживую природу. | УДЗ: что общего и в чем различие неживой и живой природы; - отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов. УДУ: уметь отличать твердые тела, жидкости и газы. | |
2. | Вода. | 8 | Вода в природе и быту. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры – градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. | УДЗ: некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды; - расширение и сжатие при охлаждении; - текучесть воды. УДУ: обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. | |
3. | Воздух. | 8 | Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, объем, упругий. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ураган (способы защиты). Состав: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе. | УДЗ: некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воздуха; - расширение и сжатие при охлаждении; - движение воздуха. УДУ: обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. | |
4. | Полезные ископаемые. | 10 | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняки, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: имеет цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, растекается, горит. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и др. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращение с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов; железная руда, ее внешний вид. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание меди. Ее применение. Местные полезные ископаемые. Их физические свойства и использование. Экономия при использовании металлов человеком. Охрана недр. | УДЗ: отличительные признаки некоторых полезных ископаемых; - некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов. УДУ: обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. | |
5. | Почва. | 7 | Почва – верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества – минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы - плодородие. Почвы и растения. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв. | УДЗ: характерные признаки песчаной и глинистой почвы. УДУ: проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. | |
| Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Цель | Содержание деятельности | Обязательный минимум ЗУН | Методы урока |
I четверть (9ч) Введение (1ч) |
1 | Живая и неживая природа. Твердые тела, жидкости, газы. Изучение неживой природы. | 1 | 01.09 | Вводный | Знакомство учащихся с телами живой и неживой природы. | Записать схему «Тела природы». Записать примеры твердых тел, жидких и газообразных. | Знать отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов. | Словесно-практический |
Вода (8ч) |
2 | Вода в природе. Непостоянство формы и текучесть воды. | 1 | 08.09 | Изучение нового материала | Формирование знаний у учащихся о природном веществе на Земле – воде, свойствах воды. | Работа в тетради Никишова. | Знать свойства воды. Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. | Словесно-практический |
3 | Свойства воды при расширении, охлаждении, замерзании. | 1 | 15.09 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о свойстве воды расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении, при замерзании. | Работа в рабочей тетради Никишова. | Знать свойства воды при нагревании и охлаждении. Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. | Словесно-практический |
4 | Вода – растворитель твердых веществ. Нерастворимые в воде вещества. | 1 | 22.09 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о воде, как растворителе, о нерастворимых в воде веществах. | Работа в рабочей тетради Никишова. | Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. | Словесно-практический |
5 | Водные растворы и их использование. Минеральная и морская вода. | 1 | 29.09 | Комбинированный | Формирование понятия у учащихся «водный раствор». | Записать в тетрадь виды растворов. | Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. | Словесно-практический |
6 | Три состояния воды. Вода прозрачная и мутная. | 1 | 06.10 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о воде в трех состояниях, о прозрачной и мутной воде. | Зарисовать круговорот воды в природе в виде схемы. | Уметь различать мутную и прозрачную воду. | Словесно-практический |
7 | Температура воды и ее измерение. | 1 | 13.10 | Урок практической работы | Знакомство учащихся с устройством термометра. | Зарисовать термометр. | Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. | практический |
8 | Образование пещер, оврагов, ущелий. Использование воды в хозяйстве. Охрана воды. | 1 | 20.10 | Комбинированный | Формирование представления у учащихся о пещерах, оврагах, ущельях, использовании и охране воды. | Работа в рабочей тетради Никишова. | Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. | Словесно-практический |
9 | Обобщение: Что мы узнали о воде. | 1 | 27.10 | Обобщающий | Обобщение пройденного материала о воде. | Работа по карточкам-заданиям. | Знать свойства воды, текучесть воды, значение для человека. Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. | Практический |
II четверть (7ч) Воздух (8ч) |
10 | Что такое воздух? Его свойства. Упругость воздуха. | 1 | 17.10 | Изучение нового материала | Формирование знаний у учащихся о воздухе. | Записать свойства воздуха. | Знать свойства воздуха. | Словесно-практический |
11 | Теплопроводность воздуха. Расширение и сжатие воздуха. | 1 | 24.11 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о свойстве воздуха - теплопроводности, расширении и сжатии. | Работа по карточкам-заданиям. | Знать, что воздух при нагревании расширяется, при охлаждении – сжимается. Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. | Словесно-практический |
12 | Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха. | 1 | 01.12 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о движении воздуха. | Работа по карточкам-заданиям. | Знать, как перемещается теплый и холодный воздух. | Словесно-практический |
13 | Состав воздуха. | 1 | 08.12 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о составе воздуха. | Записать состав воздуха. | Знать состав воздуха. | Словесно-практический |
14 | Кислород и его свойства. Значение кислорода. | 1 | 15.12 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о кислороде. | Записать в тетрадь свойства кислорода. | Знать свойства кислорода. | Словесно-практический |
15 | Углекислый газ и его свойства. Применение углекислого газа. | 1 | 22.12 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся об углекислом газе. | Записать в тетрадь свойства углекислого газа. | Уметь называть применение углекислого газа в быту. | Словесно-практический |
16 | Значение воздуха. Борьба за чистоту воздуха. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о значении воздуха для всего живого, его охране. | Заполнить схему «Значение воздуха». | Знать значение воздуха для всего живого. | Словесно-практический |
III четверть (10ч) |
17 | Обобщение: Что мы узнали о воздухе. | 1 | | Обобщающий | Обобщение пройденного материала о воздухе. | Работа по карточкам-заданиям. | Знать основные свойства воздуха. | Практический |
Полезные ископаемые (10ч) Полезные ископаемые и их значение (2ч) |
18 | Разнообразие полезных ископаемых. | 1 | | Изучение нового материала | Формирование знаний у учащихся о разнообразии полезных ископаемых. | Записать названия некоторых полезных ископаемых. | Уметь называть полезные ископаемые. | Словесно-практический |
19 | Полезные ископаемые, используемые в строительстве: гранит, известняк, песок, глина. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о граните, известняке, песке, глине. | Работа по карточкам-заданиям. | Знать характерные признаки полезных ископаемых. | Словесно-практический |
Горючие полезные ископаемые (3ч) |
20 | Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь. | 1 | | Комбинированный | Формирование представления у учащихся о горючих полезных ископаемых. | Заполнить схему «Горючие полезные ископаемые». | Знать характерные признаки полезных ископаемых. | Словесно-практический |
21 | Нефть. Природный газ. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о нефти, природном газе. | Записать свойства нефти, природного газа. | Знать характерные признаки полезных ископаемых. | Словесно-практический |
22 | Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений. Калийная соль. | 1 | | Комбинированный | Формирование представления у учащихся о полезных ископаемых, из которых получают минеральные удобрения. | Записать полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. | Знать характерные признаки полезных ископаемых. | Словесно-практический |
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (5ч) |
23 | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. | 1 | | Комбинированный | Формирование представления у учащихся о полезных ископаемых, из которых получают металлы. | Работа по карточкам-заданиям. | Знать характерные признаки полезных ископаемых. | Словесно-практический |
24 | Железная руда. Медная и алюминиевые руды. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о железной руде, медной и алюминиевой рудах. | Заполнить сравнительную таблицу «Железные руды», «Медная и алюминиевая ру-ды». | Знать характерные признаки полезных ископаемых. | Словесно-практический |
25 | Черные металлы: чугун, сталь. | 1 | | Комбинированный | Формирование представления у учащихся о черных металлах: чугуне, стали | Записать свойства стали и чугуна. | Знать характерные признаки полезных ископаемых. | Словесно-практический |
26 | Цветные металлы: алюминий, медь. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о цветных металлах. | Записать свойства алюминия. | Знать характерные признаки полезных ископаемых. | Словесно-практический |
IV четверть (8ч) |
27 | Обобщение: Полезные ископаемые. | 1 | | Обобщающий | Обобщение знаний у учащихся о полезных ископаемых. | Работа по карточкам-заданиям. | Знать характерные признаки полезных ископаемых. | Практический |
Почва (7ч) |
28 | Почва – верхний плодородный слой. | 1 | | Изучение нового материала | Формирование знаний у учащихся о почве. | Зарисовать рисунок «Расположение почвы на слоях земли». | Уметь называть главное свойство почвы. | Словесно-практический |
29 | Из чего состоит почва. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о составе почвы. | Записать состав почвы. | Уметь называть из чего состоит почва. | Словесно-практический |
30 | Главная часть почвы – перегной. | 1 | | Комбинированный | Формирование представления у учащихся о главной части почвы – перегное. | Записать в тетрадь органические вещества. | Уметь называть главную часть в составе почвы. | Словесно-практический |
31 | Неорганическая часть почвы – песок, глина, минеральные соли. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о неорганической части почвы. | Записать состав неорганической части почвы. | Уметь называть состав неорганической части почвы. | Словесно-практический |
32 | Песчаные, глинистые и черноземные почвы. | 1 | | Комбинированный | Знакомство учащихся с песчаными, глинистыми, черноземными почвами. | Заполнить сравнительную таблицу «Различие песчаных и глинистых почв». | Знать характерные признаки песчаной и глинистой почвы. | Словесно-практический |
33 | Испарение воды из почвы. Почвы родного края. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний учащихся об испарении воды из почвы, почвах родного края. | Работа в рабочей тетради Никишова. | Уметь рассказывать об испарении воды. | Словесно-практический |
34 | Зачем нужны удобрения. Обработка почвы. Охрана почвы. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся об удобрениях, обработке почвы, охране почвы. | Заполнить таблицу «Удобрения». | Уметь называть удобрения. | Словесно-практический |