СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для обучающихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии разработана для обучающихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для обучающихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год»

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Леушинская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»







Согласовано

ИО заместителя директора по УР

КОУ «Леушинская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

______________________М.В.Бабушкина

«_____» ______________________ 2017 г.


Утверждаю

Директор КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

_______________________ Д.Ш. Шидиева

Приказ №

от «____»_____________________ 2017 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

Биология

для учащихся 6а класса

(основное общее образование)


на 2017/2018 учебный год









Разработана: Е.С.Боровой,

учителем географии

высшей квалификационной категории












с. Леуши, 2017 г.

Рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5—9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой. – 5-е издание – Москва «Просвещение», 2013г., авторы Т.М. Лифанова, С.А. Кустова, допущенной Министерством образования РФ.

Предлагаемая программа ориентирована на Учебник для 6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Никишов А.Н. Биология. Неживая природа. 6 класс. М: Просвещение, 2016; соответствует учебному плану школы на 2017-2018 учебный год.





























Рассмотрена на методическом объединении учителей-предметников,

Протокол № 1 от «29» августа 2017 г.


Руководитель методического объединения /Е.С. Боровая/

Одобрена методическим советом,

Протокол № 1 от «30» августа 2017 г.


Председатель методического совета _____________________________/Д.Ш. Шидиева/








Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5—9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой. – 5-е издание – Москва «Просвещение», 2013г., авторы Т.М. Лифанова, С.А. Кустова, допущенной Министерством образования РФ.

Программа продолжает курс «Природоведение» в 1-5 классах.

Изучение природоведения в начальных классах школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлено на обобщение знаний об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности. Данный учебный предмет является для шестиклассников подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Цель:

- всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.

Задачи:

- Дать учащимся элементарные знания об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве).

- Формировать у учащихся представление о мире, который окружает человека.

- Помогать усваивать правила поведения в природе.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.

Учащиеся должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремится охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль живого мира, а в дальнейшем – естествознания.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Естествоведческий материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 6а класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 34 часа в год в каждом классе или 1 час в неделю (согласно расписанию). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Учитывая сложный состав учащихся с ограниченными возможностями здоровья требования к овладению знаний – минимально необходимые.

Требования к ЗУН учащихся:

Должны знать:

- отличительные признаки твердых тел, жидкостей, и газов;

- отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов.

Должны уметь:

- определять температуру воздуха, воды.




























Тематическое планирование по биологии для учащихся 6а класса (34ч)

п/п

Тема раздела (блока)

Кол-во часов

Краткое содержание

Обязательный минимум

ЗУН

Примечание

1.

Введение.

1

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменения в природе. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей – в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.

УДЗ: что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов.

УДУ: уметь отличать твердые тела, жидкости и газы.


2.

Вода.

8

Вода в природе и быту. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры – градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.

УДЗ: некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды;

- расширение и сжатие при охлаждении;

- текучесть воды.

УДУ: обращаться с самым простым лабораторным оборудованием.


3.

Воздух.

8

Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, объем, упругий. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ураган (способы защиты). Состав: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

УДЗ: некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воздуха;

- расширение и сжатие при охлаждении;

- движение воздуха.

УДУ: обращаться с самым простым лабораторным оборудованием.


4.


Полезные ископаемые.


10

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняки, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: имеет цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, растекается, горит. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и др. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращение с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов; железная руда, ее внешний вид. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание меди. Ее применение. Местные полезные ископаемые. Их физические свойства и использование. Экономия при использовании металлов человеком. Охрана недр.


УДЗ: отличительные признаки некоторых полезных ископаемых;

- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов.

УДУ: обращаться с самым простым лабораторным оборудованием.


5.

Почва.

7

Почва – верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества – минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы - плодородие. Почвы и растения. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.

УДЗ: характерные признаки песчаной и глинистой почвы.

УДУ: проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

















Календарно-тематическое планирование по биологии для учащихся 6а класса (34ч)



Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Цель

Содержание деятельности

Обязательный минимум ЗУН

Методы урока

I четверть (9ч)

Введение (1ч)

1

Живая и неживая природа. Твердые тела, жидкости, газы. Изучение неживой природы.

1

01.09

Вводный

Знакомство учащихся с телами живой и неживой природы.

Записать схему «Тела природы». Записать примеры твердых тел, жидких и газообразных.

Знать отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов.

Словесно-практический

Вода (8ч)

2

Вода в природе. Непостоянство формы и текучесть воды.

1

08.09

Изучение нового материала

Формирование знаний у учащихся о природном веществе на Земле – воде, свойствах воды.

Работа в тетради Никишова.

Знать свойства воды.

Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием.


Словесно-практический

3

Свойства воды при расширении, охлаждении, замерзании.

1

15.09

Комбинированный

Формирование знаний у учащихся о свойстве воды расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении, при замерзании.

Работа в рабочей тетради Никишова.

Знать свойства воды при нагревании и охлаждении.

Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием.

Словесно-практический

4

Вода – растворитель твердых веществ. Нерастворимые в воде вещества.

1

22.09

Комбинированный

Формирование знаний у учащихся о воде, как растворителе, о нерастворимых в воде веществах.

Работа в рабочей тетради Никишова.

Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием.

Словесно-практический

5

Водные растворы и их использование. Минеральная и морская вода.

1

29.09

Комбинированный

Формирование понятия у учащихся «водный раствор».

Записать в тетрадь виды растворов.

Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием.

Словесно-практический

6

Три состояния воды. Вода прозрачная и мутная.

1

06.10

Комбинированный

Формирование знаний у учащихся о воде в трех состояниях, о прозрачной и мутной воде.

Зарисовать круговорот воды в природе в виде схемы.


Уметь различать мутную и прозрачную воду.

Словесно-практический

7

Температура воды и ее измерение.

1

13.10

Урок практической работы

Знакомство учащихся с устройством термометра.

Зарисовать термометр.

Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием.

практический

8

Образование пещер, оврагов, ущелий. Использование воды в хозяйстве. Охрана воды.

1

20.10

Комбинированный

Формирование представления у учащихся о пещерах, оврагах, ущельях, использовании и охране воды.

Работа в рабочей тетради Никишова.

Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием.

Словесно-практический

9

Обобщение: Что мы узнали о воде.

1

27.10

Обобщающий

Обобщение пройденного материала о воде.

Работа по карточкам-заданиям.

Знать свойства воды, текучесть воды, значение для человека.

Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием.

Практический

II четверть (7ч)

Воздух (8ч)

10

Что такое воздух? Его свойства. Упругость воздуха.

1

17.10

Изучение нового материала

Формирование знаний у учащихся о воздухе.

Записать свойства воздуха.

Знать свойства воздуха.


Словесно-практический

11

Теплопроводность воздуха. Расширение и сжатие воздуха.

1

24.11

Комбинированный

Формирование знаний у учащихся о свойстве воздуха - теплопроводности, расширении и сжатии.

Работа по карточкам-заданиям.

Знать, что воздух при нагревании расширяется, при охлаждении – сжимается.

Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием.

Словесно-практический

12

Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха.

1

01.12

Комбинированный

Формирование знаний у учащихся о движении воздуха.

Работа по карточкам-заданиям.

Знать, как перемещается теплый и холодный воздух.


Словесно-практический

13

Состав воздуха.

1

08.12

Комбинированный

Формирование знаний у учащихся о составе воздуха.

Записать состав воздуха.

Знать состав воздуха.


Словесно-практический

14

Кислород и его свойства. Значение кислорода.

1

15.12

Комбинированный

Формирование знаний у учащихся о кислороде.

Записать в тетрадь свойства кислорода.

Знать свойства кислорода.


Словесно-практический

15

Углекислый газ и его свойства. Применение углекислого газа.

1

22.12

Комбинированный

Формирование знаний у учащихся об углекислом газе.

Записать в тетрадь свойства углекислого газа.

Уметь называть применение углекислого газа в быту.

Словесно-практический

16

Значение воздуха. Борьба за чистоту воздуха.

1


Комбинированный

Формирование знаний у учащихся о значении воздуха для всего живого, его охране.

Заполнить схему «Значение воздуха».

Знать значение воздуха для всего живого.


Словесно-практический

III четверть (10ч)

17

Обобщение: Что мы узнали о воздухе.

1


Обобщающий

Обобщение пройденного материала о воздухе.

Работа по карточкам-заданиям.

Знать основные свойства воздуха.


Практический

Полезные ископаемые (10ч)

Полезные ископаемые и их значение (2ч)

18

Разнообразие полезных ископаемых.

1


Изучение нового материала

Формирование знаний у учащихся о разнообразии полезных ископаемых.

Записать названия некоторых полезных ископаемых.

Уметь называть полезные ископаемые.

Словесно-практический

19

Полезные ископаемые, используемые в строительстве: гранит, известняк, песок, глина.

1


Комбинированный

Формирование знаний у учащихся о граните, известняке, песке, глине.

Работа по карточкам-заданиям.

Знать характерные признаки полезных ископаемых.

Словесно-практический

Горючие полезные ископаемые (3ч)

20

Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь.

1


Комбинированный

Формирование представления у учащихся о горючих полезных ископаемых.

Заполнить схему «Горючие полезные ископаемые».

Знать характерные признаки полезных ископаемых.

Словесно-практический

21

Нефть. Природный газ.

1


Комбинированный

Формирование знаний у учащихся о нефти, природном газе.

Записать свойства нефти, природного газа.

Знать характерные признаки полезных ископаемых.

Словесно-практический

22

Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений. Калийная соль.

1


Комбинированный

Формирование представления у учащихся о полезных ископаемых, из которых получают минеральные удобрения.

Записать полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения.

Знать характерные признаки полезных ископаемых.

Словесно-практический

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (5ч)

23

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

1


Комбинированный

Формирование представления у учащихся о полезных ископаемых, из которых получают металлы.

Работа по карточкам-заданиям.

Знать характерные признаки полезных ископаемых.

Словесно-практический

24

Железная руда. Медная и алюминиевые руды.

1


Комбинированный

Формирование знаний у учащихся о железной руде, медной и алюминиевой рудах.

Заполнить сравнительную таблицу «Железные руды», «Медная и алюминиевая ру-ды».

Знать характерные признаки полезных ископаемых.

Словесно-практический

25

Черные металлы: чугун, сталь.

1


Комбинированный

Формирование представления у учащихся о черных металлах: чугуне, стали

Записать свойства стали и чугуна.

Знать характерные признаки полезных ископаемых.

Словесно-практический

26

Цветные металлы: алюминий, медь.

1


Комбинированный

Формирование знаний у учащихся о цветных металлах.

Записать свойства алюминия.

Знать характерные признаки полезных ископаемых.

Словесно-практический

IV четверть (8ч)

27

Обобщение: Полезные ископаемые.

1


Обобщающий

Обобщение знаний у учащихся о полезных ископаемых.

Работа по карточкам-заданиям.

Знать характерные признаки полезных ископаемых.

Практический

Почва (7ч)

28

Почва – верхний плодородный слой.

1


Изучение нового материала

Формирование знаний у учащихся о почве.

Зарисовать рисунок «Расположение почвы на слоях земли».

Уметь называть главное свойство почвы.

Словесно-практический

29

Из чего состоит почва.

1


Комбинированный

Формирование знаний у учащихся о составе почвы.

Записать состав почвы.

Уметь называть из чего состоит почва.

Словесно-практический

30

Главная часть почвы – перегной.

1


Комбинированный

Формирование представления у учащихся о главной части почвы – перегное.

Записать в тетрадь органические вещества.

Уметь называть главную часть в составе почвы.

Словесно-практический

31

Неорганическая часть почвы – песок, глина, минеральные соли.

1


Комбинированный

Формирование знаний у учащихся о неорганической части почвы.

Записать состав неорганической части почвы.

Уметь называть состав неорганической части почвы.

Словесно-практический

32

Песчаные, глинистые и черноземные почвы.

1


Комбинированный

Знакомство учащихся с песчаными, глинистыми, черноземными почвами.

Заполнить сравнительную таблицу «Различие песчаных и глинистых почв».

Знать характерные признаки песчаной и глинистой почвы.


Словесно-практический

33

Испарение воды из почвы. Почвы родного края.

1


Комбинированный

Формирование знаний учащихся об испарении воды из почвы, почвах родного края.

Работа в рабочей тетради Никишова.

Уметь рассказывать об испарении воды.

Словесно-практический

34

Зачем нужны удобрения. Обработка почвы. Охрана почвы.

1


Комбинированный

Формирование знаний у учащихся об удобрениях, обработке почвы, охране почвы.

Заполнить таблицу «Удобрения».

Уметь называть удобрения.

Словесно-практический













Учебно-методический комплекс



Учебная программа



Учебники


Методический материал


Дидактический

материал


Дополнительная

литература

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5—9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой. – 5-е издание – Москва «Просвещение», 2013г.

А.И.Никишов. Биология. Неживая природа. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М: Просвещение, 2016г. 200с.




Методические основы коррекционного обучения детей с нарушениями развития. Учебное пособие. Горина Е.Н., Павлова Н.В., Селиванова Ю.В., Скворцова В.О., Соловьева О.В., Щетинина Е.Б. Саратов, изд-во Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского, 2012г., 80с.

Карточки-задания.

Перфокарты. Перфоконверты. Демонстрационные таблицы.

Дидактические материалы по естествознанию (природоведению). 5-6 класссы. М.: Школьная Пресса, 2003. 144с.


Голубева Е.Б. Занимательное естествознание (серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997. 368с.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!