СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся 3 класса 8 вида в специальном (коррекционном) учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи"реализуется в условиях индивидуального обучения на дому  для обучающихся  3 класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся 3 класса 8 вида в специальном (коррекционном) учреждении»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по предмету «Чтение и развитие речи»

в 3 классе специальном

(коррекционном) VIII вида,

на 2016-2017 уч.год














1.Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» реализуется в условиях обучения по индивидуальному учебному плану для обучающихся индивидуально на дому по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 3 класс на 2016 - 2017 учебный год и ориентирована на использование учебника для обучающихся: Учебник « Чтение» 3 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель: С.Ю Ильина, Л .В. Матвеева – Лунева, Санкт- Петербург, Филиал издательства «Просвещение», 2011г.

При разработке рабочей программы по предмету «Чтение и развитие речи» использованы:

-Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 .№ 273-ФЗ;

-Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

-Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,

-Адаптированная образовательная программа для детей с умственной отсталостью Муниципального общеобразовательного учреждения Новомалыклинской средней обшеобразовательной школы на 2016-2017 уч год;

-Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс .1—4 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой.- М: Просвещения, 2013 год.

-Учебного плана структурного подразделения МОУ Новомалыклинской СОШ Станционноякушкинской ООШ




2.Общая характеристика учебного предмета


Программа реализуется в условиях индивидуального обучения на дому обучающейся с умственной отсталостью.

Средствами учебного предмета решается задача коррекции недостатков психического и физического развития.

Под коррекцией недостатков психического и физического развития понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.

Для умственно отсталых детей характерно то, что процесс развития их мышления к моменту поступления в школу находится в первоначальном периоде. Кроме того, у этих детей и те мыслительные процессы, которые базируются на чувственной (сенсомоторной) основе, осуществляются своеобразно и нуждаются в специальной организации.

Это обстоятельство обуславливает необходимость направлять коррекционную работу с обучающейся на развитие и использование их практического наглядно-действенного мышления. В соответствии с этим коррекционная работа на данном этапе обучения будет заключаться в развитии у обучающейся способности.

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.

Цель:

- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

-подбирать произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов

- формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

-совершенствовать технику чтения последовательно

- учить обучающихся читать про себя.

Задача обучение чтению в 2-4 классах является:

-научить обучающуюся читать доступный её пониманию текст вслух и про себя

-осмысленно воспринимать прочитанное.

- развивать познавательный интерес;

- повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;

- совершенствование навыка беглого чтения;

- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;

- формировать нравственные качества.




3.Описание места учебного предмета в учебном плане


«Чтение и развитие речи» в учебном плане является предметом, включённым в раздел «Общеразвивающие курсы».


Количество часов в неделю по учебному плану

Количество учебных недель

Количество часов в год

2

34

68




4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.

При изучении данного предмета у обучающихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В программе дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые обучающиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В 3 классе обучающиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.

Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.

Систематическое формирование выразительного чтения начинается в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, форми­рования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры;




5.Содержание учебного предмета



ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

- Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

- Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.

- Чтение про себя простых по содержанию текстов.

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

- Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.

- Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.

- Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

- Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.

- Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.

- Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.

- Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

- Подготовка учеников к формированию библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.

-Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций

- Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.

- Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.






6.Учебно - тематическое планирование



Наименование разделов

Всего часов

1

О школе и школьниках

3

2

Листьям - время опадать


4

3

Верные помощники


8

4

Крылатые друзья


6

5

Здравствуй, Зимушка- зима


7

6

Сказочные истории


7

7

Трудолюбие — это клад


6

8


Настали дни весенние!


7

9


Вот такие истории


7

10

Летняя пора

13





    1. «Ле
    2. «Ле Итого


68






7.Средства контроля

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Оценка соответствия предметных образовательных результатов организуется в форме текущего поурочного контроля в виде наблюдения.

Формы текущего и итогового контроля:

Четверть

Текущий контроль

Тематический контроль

Промежуточный и итоговый контроль

1

Наблюдение в процессе практической деятельности за активностью, самостоятельностью применению полученных знаний

Контроль в форме опроса и по результатам выполнения работ.


Проверка навыка чтения

2

Проверка навыка чтения

3

Проверка навыка чтения

4

Проверка навыка чтения



8.Планируемые результаты освоения содержания учебного предмета


Обучающаяся должна уметь:

- Осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

- Трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

- Отвечать на вопросы по прочитанному;

- Высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

- Пересказывать содержание прочитанного;

-Устно рассказывать на темы, близкие интересам обучающейся.

Обучающаяся должна знать:

-наизусть 5-8 стихотворений.





Календарно- тематическое планирование


п/п

Дата по плану

Дата фактически

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Виды коррекции на уроке

Развитие речи, словарь

Наглядность




1



«О школе и школьниках»

В. Суслов « Весёлый звонок»,

С. Погореловский « Отчего краснеют буквы», И. Дик « Тяп- ляп»

.



1

Развивать слуховую и зрительную память.

Задорно

искренне

Вкривь да вкось

Костей не соберёшь

Ноги от пола оторви

Картинка о школе, фотографии напоминающие о празднике- Дне Знаний

2



Б. Заходер « Перемена»

В. Голявкин « Не везёт»

И. Молчанов- Сибирский « Есть ли время для задачек»

1

Развивать мыслительные операции анализа и синтеза

Перемена

Бедовый

«Весело на душе»

Бойкая

Лента букв, сюжетные картинки

3



По С. Багрову « Чужая отметка»

Я. Аким « Митины каникулы»

С. Михалков « Могут даже у ребят...»

Проверка навыка чтения

1

Развивать умение анализировать.

Канитель

« Глаза продрал»

« Приложить старания»

« Иметь терпение»

Лента букв,



4



«Листьям - время опадать»

Песенка ( Латышская народная)

К. Бальмонт « Осень»

С. Багров « Поспела брусника»


4ч.



1



Развивать объём

кратковременной слуховой памяти



Благовонье

Замшелые, спозаранку, безмолвные



Лента букв, открытки и фотографии на тему « Осень»

5



В. Орлов « Осеннее наступление»

А. Багров « Золотая осень у тихих дорог».

М. Исаковский « Родное»

1

Сформировать навык осознанного чтения, используя чтение по вопросу учителя, чтение фрагмента, соответствующего пункта.

Чоканье

Лопотать

Вехи

Лента букв.

Картинки на тему « Осень»

6



И. Мазин « Посмотри, как день прекрасен!»

Ю. Ковалю « Листобой»

1

Развивать слуховую и зрительную память, творческое воображение.

Небосклон. Багряный

Рубины. Рдеть

Величавые

Пурпурные

Лента букв, репродукция Левитана

« Золотая осень»

7



Г. Ладонщиков « Поздняя осень»

К. Паустовский « Первый снег»

1

Сформировать навык осознанного и выразительного чтения

Под стрехи

Лента букв, картинки осеенних пейзажей.


8



«Верные помощники».

Потешка ( Русская народная)

«Беглец» ( Таджикская песенка)

8ч.


1

Развивать образное мышление. Учить сравнивать, обобщать

Рожок, Лозочка

Дубровка, плутать, блеять

Книги с произведениями устного народного творчества

9



«Овечка и волк» ( Украинская сказка) .

1

Совершенствовать навык правильного и беглого чтения

Коли

Враз

«Задали взбучку»

Иллюстрация в учебники

10



Потешка ( Русская народная).

Считалочка « Едем, едем на лошадке» (Шведская сказка )

1

Развивать образное мышление. Учить сравнивать, обобщать

Сытно

Пойло

Ретивый

Пудинг

Иллюстрация в учебники

11



«Козёл» (Русская народная сказка). Песенка, потешка ( Русские народные)


1

Совершенствовать навык правильного и беглого чтения

Барин

Бродить

Иллюстрация в учебники

12



В.Бианки « Кошкин питомец». Колыбельная песенка ( русская народная).

1

Сформировать навык осознанного и выразительного чтения

Приёмыш

Питомиц

Иллюстрация в учебники

13



«Собака и волк» ( Русская народная сказка)

1

Развивать умение устанавливать связь иллюстрации и текста

Копна

Галушки

Заправь

Иллюстрация в учебники

14



«Собака и волк» ( Русская народная сказка)

1

Развивать умение устанавливать связь иллюстрации и текста

Пир пировать

Плетень

На славу

Иллюстрация в учебники

15



Г. Снегирёв «Верблюжья варежка».

1

Совершенствовать навык правильного и беглого чтения


Оглобля

Иллюстрация в учебники


16



«Крылатые друзья»

Закличка, потешка (Русская народная)

«Воробей» ( Белорусская песенка)

Н. Рубцов « Воробей»

6ч.


1

Развивать умение сравнивать и припоминать

Подвода с поклажей

Иллюстрация в учебники

17

28/10


По Н. Коростелёву «Наша Галя». Загадка.

1

Формировать и развивать навык выразительного чтения

Укромные

Сажа. Бес

Лента букв, иллюстрации в учебнике

18

2 четверть

18.11

« Совушка» ( Русская потешка). А. Барков « Внезапное открытие».

1

Формировать и развивать навык выразительного чтения

Сажа

Бес

Лента букв, иллюстрации в учебнике

19



Саша Чёрный « Что ты тискаешь утёнка?..», Н. Сладков « Говорящие яички»

1

Совершенствовать навык правильного и беглого чтения

Капут

Лента букв, иллюстрации в учебнике

20



С. Михалков « Зяблик»,

С. Махотин « Плохая привычка». Потешка.

1

Совершенствовать умение анализировать поступки героев и на основе этого создавать их целостный образ.

Птичий рынок

Предметные картинки птиц.

21



Т. Чинарёва « Угощенье для синиц». Отгадай загадки

1

Сформировать навык осознанного и выразительного чтения

Птичий рынок

Предметные картинки птиц



22



«Здравствуй, Зимушка- зима»

И. Бунин « Первый снег» Песенка ( Русская песенка)

.


1

Развивать умение сравнивать и припоминать

Пурпур

Холодом пахнуло

Иллюстрация в учебнике, рисунки о зиме

23



Р. Погодина « Неприятностей не оберёшься».

1

Совершенствовать умение анализировать поступки героев и на основе этого создавать их целостный образ.

Юркнуть

Иллюстрация в учебнике, рисунки о зимних забавах детей

24



Г. Ладонщиков « Здравствуй, Зимушка- зима!»,

Г. Скребицкий « Зима»

Итоговая контрольная работа. Проверка навыка чтения.

1

Формировать и развивать навык выразительного чтения

Скатерть снегов

Лента букв

25



И. Соколов- Микитов « Зимняя ночь»,

По Ю Ковалю « Снегири и коты»

1

Совершенствовать умение анализировать поступки героев и на основе этого создавать их целостный образ.

Нежная

Палевая

Иллюстрация в учебнике, рисунки о зимних забавах детей

26



В. Осеева « На катке», отгадай загадки.

1

Формировать и развивать навык выразительного чтения

Фокусы


Иллюстрация в учебнике, рисунки о зиме

27



О. Высотская « Пришла зима с морозами»,

В. Голявкин « Как я встретил Новый год»

1

Развивать слуховую и зрительную память, творческое воображение

Бодрящая

Иллюстрация в учебнике, рисунки о зиме

28



В. Орлов « Снежная баба», отгадай загадки.


1

Развивать слуховую и зрительную память

Набекрень

Иллюстрация в учебнике, рисунки о зимних забавах детей


29



«Сказочные истории»

«Три арбузных семечка» ( Таджикская сказка)

7ч.


1

Совершенствовать умение анализировать поступки героев и на основе этого создавать их целостный образ

«Камнем упал на землю»

Иллюстрация в учебнике, предметные картинки

30



«Три арбузных семечка» ( Таджикская сказка)

1

Совершенствовать умение анализировать поступки героев и на основе этого создавать их целостный образ.

«Жить в достатке»

Иллюстрация в учебнике, предметные картинки

31



«Дочка пекаря» ( Английская сказка)

1

Формировать и развивать навык выразительного чтения

Фея

Выставка книг

32



«Алмазный топор» ( Литовская сказка)

1

Сформировать навык осознанного и выразительного чтения

С досады

« Глазом не успел моргнуть»

Иллюстрация в учебнике, предметные картинки

33



«Алмазный топор» ( Литовская сказка)

1

Совершенствовать умение анализировать поступки героев и на основе этого создавать их целостный образ.

«Взяла его зависть»

Иллюстрация в учебнике, предметные картинки

34



«Львиная доля» ( Дагенстанская сказка)

1

Формировать и развивать навык выразительного чтения

Наутёк

Предметные картинки

35



«В шутку едим, в шутку работаем» ( Латышская сказка), отгадай загадки.

1

Учить сравнивать и обобщать

Чередой

Иллюстрация в учебнике, предметные картинки



36



«Трудолюбие — это клад»

Потешки ( русские народные)

« Стучит, бренчит на улице...».« Тит, а Тит!...»

Колыбельная песенка ( русская народная)

« Пирог» ( венгерская песенка)

6ч.


1

Развивать слуховую и зрительную память

Молотить

Иллюстрация в учебнике, предметные картинки

37



« Трудолюбивый Ниссе» ( шведская песенка)

« Колосок» ( украинская сказка).

1

Сформировать навык осознанного чтения

Премудрости

Постиг

Тачать

« Чуть свет». Чехарда

Выставка книг,

38



« По работе и награда» ( русская народная сказка)

1

Совершенствовать умение анализировать поступки героев и на основе этого создавать их целостный образ.

Невзлюбить

Падчерица

Довести

« Без толку». Отруби

Выставка книг с русскими народными сказками

39



« По работе и награда» ( русская народная сказка)

.С. Маршак « Сказка про двух лодырей» ( отрывок)

1

Совершенствовать умение анализировать поступки героев и на основе этого создавать их целостный образ.

«От зависти позеленела»

Выставка книг с русскими народными сказками

40



Р. Абдрахманов

« Новая перина»

1

Формировать и развивать навык выразительного чтения

Добудь

Иллюстрация в учебнике

41



Е Пермяк

« Хитрыйковрик»

1

Формировать и развивать навык выразительного чтения

Добудь

Прясть

Иллюстрация в учебнике



42



«Настали дни весенние!»

.Заклички о весне « Полно, беленький снежок...»

« Весна — красна! На чём пришла ?»

Г. Скребицкий « Любимое время года»


1

Развивать слуховую и зрительную память

Ложбинки

На припёке

Иллюстрация в учебнике

43



А. Барков « Берёзовый сок»

« Веснянка» ( украинская песенка )

1

Совершенствовать умение анализировать поступки героев и на основе этого создавать их целостный образ.


Картинки с признаками весны

44



М. Пришвин « Разговор деревьев» ( отрывок)

Н. Хазри «Весна — это я!»

1

Развивать у детей духовную потребность в чтение

Кипень

Иллюстрация в учебнике

45



К. Ушинский « Пчёлки на разведках»

О. Высотская « Гришины подарки»

1

Совершенствовать умение анализировать поступки героев и на основе этого создавать их целостный образ.

Сквер

Выставка книг, сюжетные и предметные картинки

46



А. Седугин « Тихо — тихо»

Н. Голь, Г. Гришин « Песенка о бабушкиных руках»

1

Развивать у детей духовную потребность в чтение


Выставка книг, сюжетные и предметные картинки

47



А. Барто « Весенняя гроза»

С. Алексеев « Огородники»

1

Формировать и развивать навык выразительного чтения

«Небо раскололось»

Гадать

Лихой. Минёры

Картинки с признаками весны

48



К. Ушинский « Наше отечество» ( отрывок)

А. Матутис « Твоя родина»

1

Развивать у детей духовную потребность в чтение

«Испокон веку»

Песчаная коса

Предметные картинки о Родине



49



«Вот такие истории»


В. Азбукин « Пример аккуратности»

Е.Пермяк « Случай с кошельком»

7ч.



1

Сформировать навык осознанного и выразительного чтения

Одетые « с иголочки»

Предметные картинки на тему: «Игрушки»

50



В. Торопыгин « Удивительные люди»

С. Лежневой « Как Вовка праздновал день рождения»

Итоговая контрольная работа. Проверка навыка чтения.

1

Формировать и развивать навык выразительного чтения

Суетиться

Надуться

Серпантин и конфеты

Предметные картинки на тему: «Игрушки»

51



Е Серова « Ябеда»

Г. Ладонщиков « Чай с вареньем»

1

Совершенствовать умение анализировать поступки героев и на основе этого создавать их целостный образ.

Сласти

Иллюстрации в учебнике

52



Н. Носов « Карасик»

1

Формировать и развивать навык выразительного чтения

Переливчато

Отдушина

Иллюстрации в учебнике

53



Р. Сеф « Мена»

Э Шим « Жук на ниточке»

1

Развивать слуховую и зрительную память

Самопал

Личинки

Оцепенеть

Предметные картинки с изображением насекомых

54



В. Сутеева « Мешок яблок»

1

Сформировать навык осознанного чтения, используя чтение вопросу учителя, чтение фрагмента, соответствующего пункту плана

Волоком

Обомлеть

Освежать

Выставка книг

В. Сутеева

55



В. Сутеева « Мешок яблок»

1

Сформировать навык осознанного чтения, используя чтение вопросу учителя, чтение фрагмента, соответствующего пункту плана

Крынка

Смутиться

Приплестись

Выставка книг

В. Сутеева



56



    1. «Ле «Летняя пора»


Закличка, Т. Шорыгина « В лесу». Л. Толстой « Какая бывает роса на траве»

13ч.


1

Развивать мыслительные процессы выделения существенных признаков, учить наблюдать

Шатёр

Блики

Опушка

Лента букв, Иллюстрация в учебники

57



З. Александрова « Одуванчик»

Арсений М- ий « Светляччок»

Заклички « Дождик, дождик, пуще...»

«Дождь, дождь,дождь...»

1

Развивать мыслительные процессы выделения существенных признаков, учить наблюдать

Яхонт

Пуще

Во всю мочь

Лента букв, Иллюстрация в учебники

58



Заклички « Радуга-дуга, перебей дождя...»

« Радуга- дуга, не давай дождя...»

1

Развивать мыслительные процессы выделения существенных признаков, учить наблюдать

Во всю мочь

Лента букв, Иллюстрация в учебники

59



Э. Шим « Крот и заяц»

1

Развивать слуховую и зрительную память


Лента букв, Иллюстрация в учебники

60



В. Голявкин « Ника на даче»

Потешка ( русская народная)

1

Сформировать навык осознанного чтения, используя чтение вопросу учителя, чтение фрагмента, соответствующего пункту плана

Непременно

Сюжетная картинка

61



Е. Пермяк « Удачливый рыбак»

1

Совершенствовать умение анализировать поступки героев и на основе этого создавать их целостный образ.

Кишмя

Кишел

Мотыль

Малец

Сюжетная картинка

62



Г. Ладонщиков « Не клюёт»

1

Развивать слуховую и зрительную память

«Примостясь кое-как»


63



И. Гамазкова « Прошлым летом»

Отгадай загадку,

1

Формировать и развивать навык выразительного чтения

Кузовки

Лента букв, иллюстрации в учебнике

64



Г. Виера « Какое время года?»

1

Развивать слуховую и зрительную память

Золотиться

Серебриться

Восходы

Лента букв, иллюстрации в учебнике

65



Итоговая контрольная работа. Проверка навыка чтения

1

Формировать и развивать навык выразительного чтения



66



Обобщение по теме: « Летняя пора»

1

Учить сравнивать и обобщать


Сюжетные картинки и предметные картинки

67



Обобщение по теме: « Летняя пора»

1

Учить сравнивать и обобщать


Сюжетные картинки и предметные картинки

68



Повторение пройденного материала «Вспоминаем прочитанное»

1

Учить сравнивать и обобщать


Сюжетные картинки и предметные картинки



Контрольно - измерительные материалы

Входная проверка навыка чтения (сентябрь)

Конь на крыше

В старину избы часто украшали коньками. Кто был у крестьянина первым помощником? Кто помогал пахать, боронить, возить сено? Конечно, конь! А если нападал враг на русскую землю, то и на войну шёл добрый конь. И, случалось, выносил с поля боя раненого хозяина, спасая ему жизнь. Вот за это и стоит конь на самом верху крыши.

Живёт конёк на крыше. Тучи проплывут, дождик прольётся – и станет конь тёмным. А солнышко выглянет – и в его лучах кажется он уже розовым, золотым. И как будто ещё выше поднимет голову – гордится собой.


Е. Каменева

Проверка навыка чтения за 1 четверть (октябрь)

Солнце и радуга

Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная дуга –радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца.

Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это правда, но ведь без меня и радуги не бывает». А радуга только смеётся да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

К. Ушинский

Ноябрь

Лебеди

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, идругой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою.

На небе был полный месяц, илебеди далеко внизу под собой видели синеющию воду.

Все лебеди уморились, махая крыльями, но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл вниз. Он ближе и ближе спускался к воде, а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете.

Лебедь опустился на воду и сложил крылья…

Л. Толстой

Проверка навыка чтения за 1 полугодие

Гроза

Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Ракиты тревожно шелестели и лепетали. Сильный ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали по листьям. Сверкнула молния. Грянул гром. Дождь полил ручьями. Но вот солнце опять засияло. Как всё засверкало вокруг! Как свеж и прозрачен воздух! Как пахнет земляникой и грибами!

По И. Тургеневу

Проверка навыка чтения (февраль)

Художник - зима

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам- то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон между кустов серый зайчик крадётся. Плохо ему серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься. «Оденься и ты, косой, в белую шубку, - решила Зима, - тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».

Г. Скребицкий

Проверка навыка чтения за 3 четверть (март)

Серая звёздочка

Жила-была жаба – неуклюжая, некрасивая…

К счастью, она не знала ни о том, что она такая некрасивая, ни о том , что она - жаба. Во-первых, потому, что была совсем маленькая и вообще мало что знала, а во-вторых, потому, что её никто так не называл. Она жила в саду, где росли деревья, кусты и цветы. А ты должен знать, что деревья, кусты и цветы разговаривают только с теми, кого они очень-очень любят. А ведь не станешь ты называть того, кого ты очень-очень любишь, жабой?

Ну вот, деревья, кусты и цветы очень любили жабу и потому звали её самыми ласковыми именами. Особенно цветы.

Когда жаба появилась в саду, цветы спросили, как её зовут, она ответила, что не знает.

- Мы сами тебе придумаем имя! – сказали Анютины глазки.

Б.Захадер

Итоговая проверка навыка чтения (май)

Праздник синиц

Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются пёстрые, нарядные, такие разные синицы. Потому, видимо, в народе в былые времена отмечали двенадцатое ноября праздник «День синицы».

В наших парках, да и лесах, живут семь видов разных синиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек.

Самая крупная и заметная – большая синица. Она отличается от всех других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. По середине брюшка и горла – чёрная полоса с синеватым отливом, на голове – чёрная шапочка. Большая синица ни от какого угощения не откажется: семена, насекомые, кусочки сала – всё для неё годится…

Вся синичья семья весной и летом питается насекомами. Только поздней осеньюи зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами.

В. Корабельников

Итоговая контрольная работа (проверка навыка чтения)

Что легче

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Попадёт дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.
– Нет, – говорит, – в этих местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила. (157 слов)
(В. Осеева)

Вопросы и задания

1. Почему мальчики не заметили, как прошёл день?
2. За что рассердились родители на первого и второго мальчиков?
3. Почему всегда лучше сказать правду?

4.Проверьте технику чтения


Итоги контрольной работы по чтению



№ п/п

Ф. И. обучающихся

Прочитали текст

Поняли прочитанное и ответили на вопросы

Прочитали слов в минуту


1





2.





3.





4.






















Дидактический материал по чтению и развитию речи для учащихся 3 специального (коррекционного)класса VIII вида

Тесты  по чтению.

Раздел: «О школе и школьниках».

Цель: проверить качество усвоения изученного материала по данному разделу.

Задачи: обобщить знания детей по изученному разделу; корректировать и развивать мышление на основе упражнений в сравнении, память на основе упражнений в припоминании; воспитывать любовь к чтению, к школе.

Вопросы теста:

1. Какое стихотворение посвящено первому сентября?

а) «Перемена» Б. Заходер

б) «Веселый звонок» В. Суслов

в) «Митины каникулы» Я. Аким

2.  Что ты испытываешь, когда слышишь школьный звонок?

а) радость и волнение

б) грусть и страх

в) огорчение и безразличие

3. Вспомни стихотворение «Отчего краснеют буквы» А.Погорельского. Как в нем названы буквы?

а) грязнули-неряхи

б) опрятные-красивые

в) калеки-инвалиды



4. Какую табличку положил на табуретку Борька из рассказа «Тяп-ляп» И. Дика?

а) «Не садится»

б) «Не становится»

в) « Не подымать»

5. В чем «не везет» мальчику из рассказа В. Голявкина «Не везет»?

а) в учебе

б) в труде

в) в дружбе

6.  Чем нравилось заниматься ученице из стихотворения И. Молчановой «Есть ли время для задачек?»

а) решать задачи

б) читать книги

в) играть

7.  Сравни поступок Валеры и Раисы из рассказа С.Багрова «Чужая отметка». Кто из ребят оказался более честным?

а) Валера

б) Раиса

в) Люба

8.  Какое произведение и какого автора ты читал о перемене?

а) «Не везет» В. Голявкин

б) «Перемена» Б. Заходер

в) «Веселый звонок» В. Суслов

9.  Из какого произведения эти строчки: «Около двенадцати без лишней канители Митя, неумытый, позавтракал в постели».

а) «Есть ли время для задачек?» И. Молчановой

б)  «Веселый звонок» В. Суслов

в) «Митины каникулы» Я. Аким

Ответы на вопросы теста:



1. - б

2. - а

3. - в

4. - а

5. - а

6. - в

7. - б

8. - б

9. – в











Раздел: «Настали дни весенние».

Цель: проверить качество усвоения изученного материала по данному разделу.

Задачи: обобщить знания детей по изученному разделу; корректировать и развивать мышление на основе упражнений в сравнении, память на основе упражнений в припоминании; воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к природе.

Вопросы теста:

1. Что происходит в природе ранней весной? В каком рассказе ты об этом читал?

а) «Веснянка»

б) «Весна подарила» Г. Витез

в) «Заклички о весне»

2. Из какого рассказа ты узнал о том, от чего тает снег, растет трава, просыпаются животные?

а) «Солнце – тепло» Л. Толстой

б) «Любимое время года» Г. Скребицкий

в) «Весна – это я!» Н. Хазри

3. Какое время года у автора рассказа «Любимое время года» самое любимое?

а) начало весны

б) начало лета

в) конец весны

4. Какой праздник не давал покоя Грише из стихотворения «Гришины подарки» О. Высотской?

а) День Победы

б) Новый год

в) Восьмое марта

5. Что сажали на поле солдаты из рассказа «Огородники» С.Алексеева?

а) мины

б) картошку

в) огурцы

6. Вспомни, как шутя называли минеров.

а)  строители

б) огородники

в) садоводы

7. Из какого произведения эти строчки: «Одна у человека родная мать – одна у него и родина».

а) «Твоя родина» А. Матутис

б) «Огородники» С. Алексеев

в) «Наше отечество» К. Ушинский

8. Где в рассказе «Пчелки на разведках» К.Ушинского пчелки наелись и напились?

а) у фиалки

б) у яблоньки

в) у вишни







9. Кто главные герои в рассказе А. Баркова «Березовый сок».

а) Гриша и дедушка

б) Андрей и дедушка

в) березы и солнце

Ответы на вопросы теста:



1. - а

2. - б

3. - а

4. - в

5. - а

6. - б

7. - в

8. - б

9. – а











Раздел: «Вот такие истории».

Цель: проверить качество усвоения изученного материала по данному разделу.

Задачи: обобщить знания детей по изученному разделу; корректировать и развивать мышление на основе упражнений в сравнении, память на основе упражнений в припоминании; воспитывать любовь к чтению, нравственные качества личности.



Вопросы теста:

1. В каком стихотворении вы читали об игрушках?

а) «Как Вовка праздновал день рождения»

б) «Ябеда» Е. Серова

в) «Пример аккуратности» В. Азбукин

2. Из какого произведения эти строчки: «быть честным – твоя обязанность, а не заслуга».

а) «Пример аккуратности» В. Азбукин

б) «Случай с кошельком» Е. Пермяк

в) «Хорошее» В. Осеева

3. Какая привычка появилась в третьем «б» из стихотворения «Удивительные люди»?

а) называть по кличке

б) помогать другим

в) перестали здороваться

4. В каком рассказе честность мальчика спасла кота?

а) «Хорошее» В. Осеева

б) «Удивительные люди» В. Торопыгин

в) «Карасик» Н. Носов

5. Какие животные пострадали от недобрых поступков детей?

а) собака, птицы

б) коты, жук

в) заяц, рыбка

6. Чем хороший человек отличается от плохого человека?

а) ничем

б) хорошими поступками

в) красивой одеждой

7. Как заяц поступил с яблоками из сказки «Мешок яблок»?

а) принес домой зайчатам

б) все съел сам

в) раздал зверям

8. За что звери отблагодарили зайца из сказки «Мешок яблок»?

а) за то, что он их угостил

б) за то, что он им песню спел

в) за то, что он их от волка спас





Ответы на вопросы теста:

1. - в

2. - б

3. - а

4. - а

5. - а

6. - б

7. - в

8. - а


29