1
Министерство образования и науки
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ СПО ЛНР «Луганский колледж строительства, экономики и права»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА
09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
2016 г.
Рассмотрена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии математической и естественно-научной подготовки, специальных дисциплин специальностей «Компьютерные системы и комплексы», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электротехнического оборудования (по отраслям)»
Протокол № от "__" ________ 201 г.
Разработана на основе государственного образовательного стандарта СПО ЛНР специальности среднего профессионального образования 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
Председатель предметно-цикловой
комиссиии М.В. Сытник
Заместитель директора
по учебной работе Н.А. Титаренко
Разработчики: Сытник М.В., преподаватель ГОУ СПО ЛНР «Луганский колледж строительства, экономики и права»
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 3-4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5-7 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
-
| 8-9 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 10 |
- КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
| 11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалиста среднего звена в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина формирует базовый уровень знаний для освоения общепрофессиональных дисциплин и входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения;
применять законы алгебры логики;
определять типы графов и давать их характеристики;
строить простейшие автоматы;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия и приемы дискретной математики;
логические операции, формулы логики, законы алгебры логики;
основные классы функций, полноту множеств функций, теорему Поста;
основные понятия теории множеств, теоретико-множественные операции и их связь с логическими операциями;
логику предикатов, бинарные отношения и их виды;
элементы теории отображений и алгебры подстановок;
метод математической индукции;
алгоритмическое перечисление основных комбинаторных объектов;
основные понятия теории графов, характеристики и виды графов;
элементы теории автоматов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать:
общими компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств.
ПК 1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 51 час, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 34 часа;
самостоятельная работа обучающегося - 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
Виды самостоятельных работ: Индивидуальные проекты по темам | |
ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВ | 3 |
ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ | 3 |
- ПРИМЕНЕНИЕ КВАНТОРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
| 3 |
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ | 2 |
СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФА | 3 |
ПОСТРОЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ АВТОМАТОВ | 3 |
Итоговая аттестация: дифференцированный зачет в IVсеместре |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Математические основы, задачи и область применения дискретной математики | 2 | 1 |
Раздел 1. | ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВ | 8 | |
Тема 1.1. Множества | Содержание учебного материала Понятие множества. Виды множеств. Определение мощности множества. Операции над множествами | 2 | 2 |
Графическое представление множеств. Диаграммы Венна. Решение задач по теории множеств | 2 | 2 |
Тема 1.2. Отображения и подстановки | Содержание учебного материала Виды отображений. Отображения и функции. Подстановки. Операции над подстановками. Алгебра подстановок | 2 | 2 |
Тема 1.3. Отношения | Понятие отношения, их виды. Свойства отношений. Операции над отношениями | 2 | |
| Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
| Индивидуальное задание по теме «Теория множеств» | 3 | 3 |
Раздел 2. | МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА | 10 | |
Тема 2.1. Логика высказываний | Содержание учебного материала Понятие высказывания. Основные логические операции. Таблицы истинности | 2 | 2 |
Законы логики. Упрощение формул логики. Нормальные формы | 2 | 2 |
Полнота множества функций. Замкнутые классы. Теорема Поста | 2 | |
Тема 2.2. Логика предикатов | Содержание учебного материала Понятие предиката. Кванторы. Формулы логики предикатов. Операции над предикатами | 2 | 2 |
Выполнение доказательства методом математической индукции | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
| Индивидуальное задание по теме «Логика высказываний» | 3 | 3 |
| Индивидуальное задание по теме «Применение кванторных операций» | 3 | 3 |
Раздел 3. | ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ | 4 | |
Тема 3.1. Комбинаторные объекты | Содержание учебного материала Виды комбинаторных объектов | 2 | 2 |
Треугольник Паскаля. Свойства биномиальных коэффициентов | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
| Индивидуальное задание по теме «Элементы комбинаторики» | 2 | 3 |
Раздел 4. | ТЕОРИЯ ГРАФОВ И АВТОМАТОВ | 8 | |
Тема 4.1. Основы теории графов | Содержание учебного материала Основные понятия графов, способы их задания | 2 | 2 |
Виды графов, их основные характеристики | 2 | 2 |
Тема 4.2. Основы теории автоматов | Содержание учебного материала Определение автомата. Виды автоматов | 2 | 2 |
Способы представления автоматов | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
| Индивидуальное задание по теме «Составление графа» | 3 | 3 |
| Индивидуальное задание по теме «Построение простейших автоматов» | 3 | 3 |
| Контрольная работа | 2 | |
ВСЕГО | Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 | |
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 | |
| в том числе: | | |
| практические занятия | - | |
| контрольные работы | 2 | |
| Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Технические средства обучения:
ПК (ноутбук);
мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Игошин В.И. Математическая логика и теория алгоритмов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Спирин М.С., Спирина П.А. Дискретная математика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Новиков, Ф.А. Дискретная математика для программистов: 3-е издание. – М.: ПИТЕР, 2009.
Шевелев, Ю.П. Дискретная математика: учеб.пособие / Ю.П. Шевелев. – СПб.: Лань, 2008.
Дополнительные источники:
Редькин Н.П. Дискретная математика: учебник. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2012.
Тюрин С.Ф., Аляев Ю.А. Дискретная математика: Практическая дискретная математика и математическая логика: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2012.
Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по дискретной математике. –М.: Наука, 2004.- 416с.
Сихова С.Б. Задачи по дискретной математике. Учебное пособие.- Алматы: Казгу, 1998.- 88с.
Нечаев В.И. Элементы криптографии. Основы теории защиты информации. М.: Высшая школа, 1999.
Фомичев В.М. Дискретная математика и криптология.-М.2003.
Акимов О.Е. Дискретная математика: логика, группы, графы. -М.: Лабораторная Базовых Знаний, 2001.-352с.
Интернет – ресурсы
Дискретная математика: электронный учебник. Форма доступа: http://lvf2004.com/dop_t3.html
Русская логика: электронные книги, статьи. Форма доступа: http://logicrus.ru
Российская государственная библиотека. Форма доступа: http://www.rsl.ru
Дискретная математика: каталог электронных книг. Форма доступа:http://www.ph4s.ru/book_pc_diskretka.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение: формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения; применять законы алгебры логики; определять типы графов и давать их характеристики; строить простейшие автоматы. | ОК 1-9 ПК 1.1, 1.3 | Устный теоретический опрос; фронтальный опрос; дифференцированные задания; составление интеллект-карт; проверка опорных конспектов; математический диктант; работа с карточками; проверка домашнего задания; самостоятельное решение упражнений; самостоятельное решение упражнений с последующей самопроверкой по готовым ответам и указаниям к решению; тестовые задания; итоговая контрольная работа. |
Знание: основных понятий и приемов дискретной математики; логических операций, формул логики, законов алгебры логики; основных классов функций, полноты множеств функций, теоремы Поста; основных понятий теории множеств, теоретико-множествен- ных операций и их связи с логическими операциями; логики предикатов, бинарных отношений и их видов; элементов теории отображений и алгебры подстановок; метода математической индукции; алгоритмического перечисления основных комбинаторных объектов; основных понятий теории графов, характеристик и видов графов; элементов теории автоматов. | ОК 1-9 ПК 1.1, 1.3 | Устный теоретический опрос; фронтальный опрос; дифференцированные задания; составление интеллект-карт; проверка опорных конспектов; математический диктант; работа с карточками; проверка домашнего задания; самостоятельное решение упражнений; самостоятельное решение упражнений с последующей самопроверкой по готовым ответам и указаниям к решению; тестовые задания; итоговая контрольная работа. |
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ
Уровни учебных достижений | Балл (оценка) | Общие требования к знаниям, умениям и навыкам студентов |
Критичный уровень | 1 балл (критично) | Студент различает объекты изучения; обладает только отдельными фрагментарными знаниями по дисциплине; отказывается от ответа без объяснения причин |
Начальный уровень | 2 балла (неудовлетворительно) | Студент воспроизводит незначительную часть учебного материала, имеет нечеткие представления об объекте изучения; имеются значительные пробелы в знаниях; не решена типовая, много раз отработанная учебная задача |
Средний уровень | 3 балла (удовлетворительно) | Студент воспроизводит основной учебный материал, способен с ошибками и неточностями дать определение понятий, сформулировать правило; ответы в целом правильны, однако недостаточно осмыслены |
Достаточный уровень | 4 балла (хорошо) | Знания студента являются достаточными; применяет изученный материал в стандартных ситуациях, пытается анализировать, устанавливать существенные связи и зависимости между явлениями, фактами, делать выводы, в общем контролирует свою деятельность; ответы логические, хотя и имеют неточности |
Высокий уровень | 5 баллов (отлично) | Студент имеет системные, прочные знания в объеме и в пределах требований учебных программ, осознанно использует их в стандартных и нестандартных ситуациях. Умеет самостоятельно анализировать, оценивать, обобщать материал, самостоятельно пользоваться источниками информации, принимать решения |