СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу " Черчение"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для формирования информационной технической культуры обучающихся, необходимой для сознательного овладения приёмами графической деятельности, предлагаю программу по элективному курсу «Черчение».В основе рабочей программы авторская программа В. В. Степаковой.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»

Календарно- тематическое планирование уроков черчения по учебнику А.Д. Ботвинникова, 9 класс

Всего: 32 часа, 1 час в неделю

урока


Тема урока,

тип урока

Виды учебной деятельности:

Дата проведения

9 « А» 9 « Б»

Материально-техническое беспечение

Домашнее задание, повторение

1

Графический язык. Инструменты, материалы, принадлежности.


Изучение нового материала


Познакомить учащихся с предметом черчения, учить приемам выполнения чертежей; развивать творческое мышление; воспитывать; познавательный интерес к предмету

(О),(АПС),(ДЧИ)

5.09.

1.09.

чертежные инструменты тетрадь, учебник, презентация

«Черчение – язык техники»

стр. 3 – 14, вопросы 1-4 (устно)

2

Понятие о стандартах. Форматы, их оформление. Чертежный шрифт. Линии.




Изучение нового материала

Ознакомить учащихся с правилами оформления чертежей, чертежным шрифтом, различными типами линий и их назначением; учить чертить основную надпись, разбираться в форматах;

развивать творческое мышление, самостоятельность;

воспитывать познавательный интерес к предмету.

(ПР.Р), (О), (Р),(И).

12.09.

8.09.

Чертежные инструменты тетрадь, учебник, презентации «Правила оформления чертежей», «Линии»

стр. 14 –24,

с.24

г.р. «Линии чертежа»,

буквы и цифры чертежного шрифта

3

Правила оформления чертежей. Как наносят размеры. Масштаб.



Изучение нового материала


Ввести правила нанесения размеров,

понятие масштаба; учить наносить размеры на чертежи;

развивать творческое мышление, память;

воспитывать познавательный интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность.

(ПР.Р.)

19.09.

15.09.

Чертежные инструменты тетрадь, учебник, презентации «Масштаб», «Основные правила нанесения размеров»

стр.25 – 38, рис.36


4

Центральное и параллельное проецирование.

Прямоугольное проецирование.


Изучение нового материала

Дать понятие о проекции, методе проекций, о видах проецирования;

познакомить с прямоугольным проецированием, научить проецированию предмета на одну плоскость проекций;

развивать пространственные представления и пространственное мышление;

воспитывать аккуратность в графиче­ских построениях.

(АПС),ФО,(О)

26.09.

22.09.

Чертежные инструменты тетрадь, учебник,

презентация.

Стр. 31 – 43, повторить

стр. 3-38

5

Графическая работа «Чертеж детали в трех видах»


Изучение нового материала

Выполнить чертеж детали в трех видах; учить приемам выполнения чертежей; развивать чертежные навыки, творческое мышление, память; воспитывать познавательный интерес к предмету, самостоятельность

(СУМ),(ПР.Р)

3.10.

29.09

Чертежные инструменты тетрадь, учебник, рабочая тетрадь, карточки


Стр. 25 – 30

Рис. 55

(повторить)

6

Моделирование.





Комбинированный

Ввести понятие моделирования по чертежу; учить выполнять модели из картона проволоки по чертежу; развивать мышление, память, воображение воспитывать трудолюбие, целеустремленность, познавательный интерес.

(О),ФО,ПР.Р

10.10.

6.10.

Чертежные инструменты тетрадь, учебник, рабочая тетрадь


Стр. 43 – 44

7

Аксонометрические проекции.









Изучение нового материала

Познакомить с понятием аксонометрической проекции; формировать умение строить оси аксонометрических проекций, аксонометрические проекции плоских фигур; развивать приемы работы с чертежными инструментами, мышление, память, воображение; воспитывать трудолюбие целеустремленность

(АПС), ФО,ПР.Р

17.10.

13.10.

Чертежные инструменты, тетрадь,

учебник,

рабочая тетрадь, презентации: «Аксонометрические проекции», «Получение аксонометрических проекций», «Построение детали по чертежу»

стр. 45 – 49, упр.1, на стр.51,

повторить

стр. 3-44

8

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов


Изучение нового материала

Рассмотреть общий способ построения аксонометрических проекций плоскогранных предметов; развивать творческое мышление, память; воспитывать познавательный интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность

ПР.Р,(М),(А)

24.10.

20.10.

Чертежные инструменты, тетрадь,

учебник,

рабочая тетрадь презентация «Многоугольники в изометрии»

Стр. 50 - 51

9

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.


Комбинированный



Рассмотреть построение аксонометрических проекций предметов, имеющих круглые поверхности, технического рисунка; развивать творческое мышление, навыки работы с чертежными инструментами, память; воспитывать познавательный интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность

ПР.Р,(М), (А)

31.10.

27.10

Чертежные инструменты


учебник,


рабочая тетрадь

Стр. 52 - 57

10

Анализ геометрической формы предметов.


Комбинированный

Учить определять поверхности, каких геометрических тел образуют форму предметов; развивать творческое мышление, память; воспитывать познавательный интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность

(А), ФО,(АПС)


14.11.

10.11.

Чертежные инструменты тетрадь,

учебник,

рабочая тетрадь

Стр. 58 - 60

11

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел


Комбинированный

Рассмотреть чертежи и аксонометрические проекции куба, призм, параллелепипеда, конуса, цилиндра;

развивать творческое мышление, память;

воспитывать познавательный интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность

(СУМ),(О),(М),(Э)

21.11.

17.11.

Чертежные инструменты тетрадь,

учебник,

рабочая тетрадь

Стр.61- 68, повторить

стр. 45-60

12

Проекции вершин, ребер и граней предмета


Комбинированный


Рассмотреть изображение вершин, ребер, граней предмета; научиться находить и определять вершины, ребра и грани предмета; проецировать их на плоскости проекций; считать и назвать их

(А), ФО,(АПС)


28.11.

24.11.

Чертежные инструменты,

учебник,

рабочая тетрадь Презентация «Проекции вершин, ребер и граней предмета»

Стр. 68 - 70

13

Построение проекций точек на поверхности предмета




Комбинированный


Рассмотреть построение проекций точек на поверхности предмета;

развивать творческое мышление, память;

воспитывать познавательный интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность

(СУМ),(О),(М),(Э)

5.12.

1.12.

Чертежные инструменты, тетрадь,

учебник

Стр. 74 - 77

14

Порядок построения изображения на чертежах



Комбинированный

Рассмотреть порядок построения изображения на чертежах;

развивать чертежные навыки, творческое мышление, память;

воспитывать познавательный интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность

ПР.Р,(М), (А)

12.12.

8.12.


Стр. 79 - 83

15

Нанесение размеров на

чертежи с учетом формы предметов


Комбинированный


Познакомить с правилами нанесения размеров с учетом формы предмета; развивать точность, навыки работы с чертежными инструментами


ПР.Р,(М), (А)

19.12.

15.12.

Чертежные инструменты тетрадь,

учебник, презентация «Нанесение размеров»

Стр. 91 - 97

16

Геометрические построения необходимые при выполнении чертежей


Комбинированный

Учить выполнять деление окружности, угла, отрезка на части;

развивать творческое мышление;

воспитывать самостоятельность, аккуратность

(О),ФО,ПР.Р

26.12.

22.12.

Презентации «Геометрические построения»,

«Деление угла и отрезка на равные части»

Стр. 97 - 101

17

Сопряжения



Комбинированный

Научить выполнять графические построения плавных переходов друг в друга простейших линий — прямых и окружностей;

грамотно обращаться с инструментами, выполнять графические построения

(О),ФО,ПР.Р

16.01.

12.01.

Чертежные инструменты, рабочая тетрадь,

учебник,


презентация

«Сопряжение»

Стр. 102-106

18

Графическая работа «Чертеж детали»


Проверка знаний, умений, навыков

Выполнить чертеж детали в трех видах; учить приемам выполнения чертежей; развивать чертежные навыки, творческое мышление, память; воспитывать познавательный интерес к предмету, самостоятельность

(СУМ),(ПР.Р)

23.01.

19.01.

Чертежные инструменты


рабочая тетрадь,

учебник

Рис. 138


повторить

стр. 68-106


19

Чтение чертежей деталей


Комбинированный

Рассмотреть порядок чтения чертежей, научить читать чертежи деталей

(СУМ),(О),(М),(Э)

30.01.

26.01.

Чертежные инструменты рабочая тетрадь,

учебник

Стр.107- 112

20

Графическая работа «Эскизы»


Проверка знаний, умений, навыков

Выполнить эскиз детали; развивать чертежные навыки, творческое мышление, память; воспитывать познавательный интерес к предмету, самостоятельность

(СУМ),(ПР.Р)

6.02.

2.02.

Чертежные инструменты


рабочая тетрадь,


учебник,

Презентация «Эскизы»

Стр.119 — 120, повторить


21

Сечения и разрезы, сходство и различие между ними. Сечения. Правила выполнения сечений


Изучение нового материала


Ввести определение сечения, разреза, рассмотреть сходство и различие между ними; изучить понятие о сечениях как изображениях, изучить их назначение и применение; выяснить алгоритм построения сечений и применение его при построении чертежей;

развивать пространственное мышление, пространственные представления; познавательный интерес;

воспитывать ответственное отношение к предмету

(О),ФО.

13.02.

9.02.

Чертежные инструменты


рабочая тетрадь,




презентации

«Сечение», «Разрезы и сечения»

Стр. 127 - 135

22

Графическое обозначение материалов на чертежах



Комбинированный



Рассмотреть графические обозначения материалов в разрезах и сечениях;

развивать пространственное мышление; умения работы с чертёжными инструментами; самостоятельность;

воспитывать добросовестное отношение к труд

(СУМ),(О),(М),(Э)

20.02.

16.02.

Чертежные инструменты


рабочая тетрадь

Стр. 151 - 152

23

Графическая работа «Выполнение сечений»


Проверка знаний, умений, навыков

Развивать пространственные представления учащихся; чертежные навыки; творческое мышление; познавательный интерес.

Выяснить степень усвоения учащимися материала о сечениях.

Воспитывать ответственное отношение к предмету, трудолюбие

(СУМ),(ПР.Р)

27.02.

2.03

Чертежные инструменты


рабочая тетрадь

Стр. 127-152, повторить

24

Разрезы. Простые разрезы.




Комбинированный

Ввести понятие разреза, простого разреза, правила выполнения разрезов, виды разрезов по положению секущей плоскости, обозначение разрезов; развивать пространственное мышление, память, речь, навыки выполнения чертежей

(А), ФО,(АПС)


6.03.

16.03.

Чертежные инструменты

рабочая тетрадь

Стр. 136 - 142

25

Местный разрез. Соединение вида и разреза.


Комбинированный


Ознакомить с правилами соединения вида и разреза; сформировать навыки построения изображения содержащего соединение вида и разреза

(А), ФО,(АПС)


13.03.

30.03.

Чертежные инструменты


рабочая тетрадь

Стр. 145 - 148

26

Разрезы в прямоугольной изометрической проекции



Комбинированный

Рассмотреть применение разрезов в аксонометрических проекциях;

формировать навыки правильной терминологии по предмету; развивать образно-логическое мышление; воспитывать культуру труда.

(О), (Д),(А)

20.03.

6.04.

Чертежные инструменты


рабочая тетрадь

Стр.152

27

Графическая работа «Чертеж детали с выполнением необходимого разреза»


Проверка знаний, умений, навыков

Закрепить знания, умения и навыки по построению чертежей с применением разрезов; развивать пространственные представления и пространственное мышление;

формировать графическую культуру

(СУМ),(ПР.Р)

3.04.

13.04.


Чертежные инструменты


рабочая тетрадь

Стр. 153 рис. 200, повторить

стр. 136-152


28

Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы.



Изучение нового материала

Ввести понятия соединения деталей, видов соединений, научить изображать и обозначать резьбу, работать со справочным материалом; развивать чертежные навыки, мышление, память, речь

(О), (СУМ),(АПС)

10.04.

20.04.

Чертежные инструменты,


рабочая тетрадь,


презентация «Резьба»

Стр. 160 - 166

29

Упрощенное изображение резьбовых соединений



Комбинированный

Ознакомить с болтовым соединением; сформировать навыки выполнения расчётов по заданному диаметру болта, работы со стандартами; научить выполнять чертёж болтового соединения;

развить пространственное мышление, навыки работы с чертёжными инструментами, умение анализировать, вычислять по заданному диаметру размеры других стандартных деталей, самостоятельности;

воспитание добросовестного отношения к труду, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности

(О),ФО,(АПС)

17.04.

27.04.

Чертежные инструменты


рабочая тетрадь,


презентация «Болтовое соединение»

Стр. 166 - 169

30

Общие сведения о сборочных чертежах изделий









Комбинированный



Формировать знания о назначении сборочных чертежей, научить выполнять разрезы на сборочном чертеже, читать спецификацию, развивать логическое мышление, расширить политехнический кругозор, воспитывать ответственное отношение к дисциплине

(О),ФО,(АПС)

24.04.

4.05.

Чертежные инструменты


рабочая тетрадь,


презентация «Сборочные чертежи»

Стр. 177 - 184

31

Графическая работа «Чертеж резьбового соединения»



Проверка знаний, умений, навыков

Проверить знания, умения и навыки по построению чертежа резьбового соединения; развивать пространственные представления и пространственное мышление; формировать графическую культуру

(СУМ),(ПР.Р)

8.05.

11.05.

Чертежные инструменты


рабочая тетрадь

Стр. 160- 187, повторить

32

Чтение чертежей несложных сборочных единиц. Деталирование.



Комбинированный

Закрепить знания о сборочных чертежах, формировать знания о порядке чтения сборочных чертежей, умения читать сборочные чертежи с применением условностей и упрощений;

развивать пространственные представления и пространственное мышление; формировать графическую культуру

(О),ФО,(АПС)

15.05.

18.05.

Чертежные инструменты


рабочая тетрадь

Стр.184 -206








33

Заключительный урок за курс черчения


22.05.

25.05




Просмотр содержимого документа
«Материально-техническое обеспечение»

Материально- техническое и учебно-методическое обеспечение.

Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы (основной)

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2011

Список литературы (дополнительный)

2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2006 . 160 с.

3.Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9 класс. Москва. «Вако». 2011. 160 с.

  1. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. -М.: Просвещение, 1988.

  2. Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Черчение: Учеб. Пособие. - М..: Владос, 1999

  3. Владимиров Я.В., Гудилина СИ., Катханова Ю.Ф. тетрадь с печатной основой по черчению: 7 кл.: Учеб. Материалы для самостоятельной работы учащихся. -М.: Школа-Пресс, 1996.

  4. Воротников И.А. Занимательное черчение. - М.: Просвещение, 1990.

  5. Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение: 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.

  6. Карточки-задания по черчению для 8 класса / Е.А.Василинко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. - М.: Просвещение, 1990.

  7. Карточки-задания по черчению: 8 кл. / Под ред. В.В.Степаковой. - М.: Просвещение, 2000.

  8. Осокина Н.П. Рабочая тетрадь по черчению. - Мурманское издательско-полиграфическое предприятие «Север», 2000.

Ю.Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А. Рабочая тетрадь по

черчению. - М.: Вентана-граф, 2007. 11.Словарь-справочник по черчению / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А.

Альхименок и др. - М.: Просвещение

Инструменты, принадлежности и материалы для черчения

1)Учебник «Черчение»;

2) Тетрадь в клетку формата А5;

3) Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4

4) Миллиметровая бумага;

5) Калька;

6) Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);

7) Линейка 30 см.;

8) Чертежные угольники с углами: а) 90, 45, 45 -градусов; б) 90, 30, 60 - градусов.

9) Транспортир;

10) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;

12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);

13) Ластик для карандаша (мягкий);

14) Механический карандаш

15) Инструмент для заточки карандаша.

16) Рейсшина.



Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

  • Б-Банк разработок Черчение.

  • Графические и контрольные работы учащихся.

  • Пособия к уроку (модели, таблицы)

Инструменты, принадлежности и материалы для черчения

1)Учебник «Черчение»;

2) Тетрадь в клетку формата А5;

3) Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4

4) Миллиметровая бумага;

5) Калька;

6) Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);

7) Линейка 30 см.;

8) Чертежные угольники с углами: а) 90, 45, 45 -градусов; б) 90, 30, 60 - градусов.

9) Транспортир;

10) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;

12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);

13) Ластик для карандаша (мягкий);

14) Механический карандаш

15) Инструмент для заточки карандаша.

16) Рейсшина.



Просмотр содержимого документа
«Место учебного предмета в учебном плане»

Место учебного предмета в учебном плане.

Для формирования информационной технической культуры обучающихся, необходимой для сознательного овладения приёмами графической деятельности, введён элективный курс «Черчение».

Взяв за основу авторскую программу В.В. Степаковой, в соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год, рабочая программа составлена на 33 часа в год в 9 «А» классе и 33 часа в год в 9 «Б» классе (1 час в неделю). Таким образом, изучение курса черчения в муниципальном общеобразовательном учреждении «Ново- Павловская СОШ » рассчитано на один год.

Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием: Ботвинников А.Д. Черчение: Учебник для общеобразоват. учреждений/ А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский – 4-е изд., дораб. -М.: АСТ: Астрель, 2008.

Темы изучаются в следующей последовательности:

  • Введение в предмет

  • Правила оформления чертежей

  • Геометрические построения

  • Способы проецирования

  • Чтение и выполнение чертежей деталей

  • Сечения и разрезы

  • Сборочные чертежи

  • Строительные чертежи



Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика учебного предмета»

Общая характеристика учебного предмета

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;  приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

 

Цели и задачи курса:

Программа ставит целью:

  • Научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

  • Обобщить и расширить знания о геометрических  фигурах и телах,  обучить  воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

  • Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

  • Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

  • Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

  • Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно


Политехническая направленность курса осуществляется на основе связи теории графических методов и способов отображения информации с практикой производства, технической и художественно-конструкторской деятельностью. Таким образом обеспечивается взаимосвязь курса черчения с другими предметами блока «Технология». При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание моделировало элементы трудовой деятельности специалистов, а объекты графической работы имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. При обучении ортогональному (прямоугольному) проецированию в качестве объекта целесообразно выбирать предмет, который имеет прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра и грани этого предмета. C первых уроков необходимо уделять особое внимание формированию умений анализировать форму, отображать ее на плоскостях проекций, анализировать полученные изображения, выявляя характерные признаки, обеспечивающие узнавание формы геометрических тел, деталей. Обучение ортогональному проецированию рекомендуется осуществлять последовательно — на одну, две и три плоскости проекций по мере нарастания трудностей. Необходимо полностью исключать все непродуктивные элементы графической деятельности, избавляя учащихся от перечерчивания условий задач, готовых чертежей и отдельных изображений. Для выполнения работ следует использовать рабочие тетради (в клетку) или тетради с печатной основой. 5. Геометрические построения необходимо изучать в течение всего курса в соответствии с изучаемой темой. Например, если по теме «Проецирование на одну, две и три плоскости проекций» выбрана форма деталей (моделей деталей), отображение которой требует знания какого-либо геометрического построения, то этот материал изучается при объяснении последовательности построения изображений на чертеже. Необходимо уделять равное внимание обучению школьников чтению и выполнению чертежей. При выполнении чертежа или эскиза с натуры целесообразно организовать наблюдения неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, что способствует развитию пространственных представлениях. При обучении построению изображений в прямоугольной изометрии следует обращать внимание на выбор рационального способа их выполнения. (Для экономии времени в отдельных случаях изометрическую проекцию можно заменять техническим рисунком.) При изучении разрезов и сечений следует помнить, что их получение базируется на мысленном рассечении предметов плоскостью. Если учащиеся будут хорошо знать сходство и различия между разрезом и сечением, сравнив их изобразительные возможности, то смогут осознанно использовать эти изображения при составлении чертежа. При обучении школьников чтению сборочных чертежей рекомендуется вырабатывать у них определенную последовательность считывания информации об изделии, что поможет целенаправленно получать необходимые сведения о геометрической форме изделия и его составных частей, относительном положении деталей между собой, способах соединения деталей, работе изделия, а также о других технических и технологических его характеристиках. Изучение правил ГОСТ ЕСКД (общие правила оформления чертежей, масштабы, нанесение размеров) осуществляется по мере необходимости при раскрытии вопросов проецирования, чтения и выполнения чертежей изделий. При изучении школьниками чертежей сборочных единиц, основное внимание учителя должно быть направлено на формирование умений читать и деталировать. Для формирования умения читать сборочные чертежи необходимо шире использовать задания с выбором ответа из числа предложенных. Формирование умения деталировать достигается только в процессе выполнения чертежей (эскизов) деталей, входящих в сборочную единицу. При изучении формы сборочных единиц важно акцентировать внимание школьников на то, что форма смежных деталей взаимообусловлена.

Помимо обязательных графических работ, на уроках черчения нужно использовать разноплановые графические задачи. Активизация познавательной деятельности школьников осуществляется посредством разнообразия форм, средств, методов обучения и методического обеспечения урока. B процессе обучения черчению следует учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, интересы и др.), постепенно поднимая уровень их интеллектуального развития. Рекомендуется широко использовать различные учебные пособия (карточки-задания, справочники, плакаты, таблицы, модели, наборы деталей, диафильмы, кинофильмы) и другие средства обучения. Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту

Планируемые результаты:

В направлении метапредметного развития:

  • способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях);

  • способность планировать и контролировать свою учебную деятельность, прогнозировать результаты;

  • способность работать в команде, умение публично предъявлять свои образовательные результаты.

В направлении предметного развития:

  • рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

  • анализировать графический состав изображений;

  • читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

  • выбирать необходимое число видов на чертежах;

  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.

  • основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;

  • типовые соединения деталей: разъемные и неразъемные;

  • условности изображения и обозначения резьбы;

  • правила оформления сборочного чертежа;

  • некоторые условности упрощения, применяемые на сборочных чертежах.

  • выполнять необходимые разрезы и сечения на чертежах;

  • правильно выбирать главное изображение и количество изображений на чертеже;

  • выполнять чертежи основных типовых соединений деталей;

  • читать и деталировать несложные сборочные чертежи;

  • анализировать форму детали по сборочному чертежу;

  • -читать несложные строительные чертежи;

  • пользоваться основными государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой, учебником;

  • применять полученные знания при выполнении графических и практических работ.

В направлении личностного развития:

  • познавательный интерес, установка на поиск способов решения задач;

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования графической сущности предмета (явления события, факта);

  • способность характеризовать собственные знания, устанавливать какие из предложенных задач могут быть решены;

  • критичность мышления.



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и кол- лективной трудовой деятельности; обеспечения безопасности труда;

  • выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выпол- нения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.


Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка.

Для формирования информационной технической культуры обучающихся, необходимой для сознательного овладения приёмами графической деятельности, введён элективный курс «Черчение» 1 час в неделю, 32 часа в год.

Рабочая программа составлена на основе:

Законы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЭ);

  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».

  • областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Концепции:

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

Программы:

  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

Постановления:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;

  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596».

Приказы:

  • приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

  • приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от

  1. № 1089»;

  • приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от

  1. № 1089»;

  • приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

  • приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Распоряжения:

  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Письма:

  • письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

  • письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

-Конвенция о правах ребенка

-Примерная программа основного общего образования

-Основная образовательная программа МБОУ Ново-Павловская сош по реализации БУП

-Положение образовательного учреждения «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин»

Рабочая программа по элективному курсу «Черчение» составлена на основе:

1. Сборника ПРОГРАММ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ по курсу «ЧЕРЧЕНИЕ»; составитель и ответственный редактор доктор педагогических наук, профессор СТЕПАКОВА В.В.;Москва, издательство «Просвещение»,2005г.

Нормативные документы по содержанию и организации образовательного процесса по черчению

Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень)

разработана в соответствии-

  • с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) образования по черчению (базовый уровень);

  • с обязательным минимумом содержания графического образования;

  • с требованиями к уровню подготовки выпускников.

Назначение элективного курса «Черчение» в системе основного общего образования состоит в развитии пространственного, логического, абстрактного мышления, творческих качеств личности, наблюдательности, внимания, в формировании пространственного воображения и пространственных представлений, в обеспечении политехнической и графической грамотности, в знакомстве с началами проектирования и конструирования.

Цель и задачи обучения черчению:

Графическое образование школьников направлено на подготовку

  • грамотных в области графической деятельности выпускников школ, владеющих совокупностью знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения, сохранения, передачи, преобразования информации и использования в науке, производстве, архитектуре, экономики и общественных сферах жизни общества;

  • владеющих совокупностью графических умений, а также способных применять полученные знания и умения не только для адаптации к условиям жизни в современном обществе, но и для активного участия в репродуктивной и творческой деятельности.

Цель графического образования конкретизируется в основных задачах:

  • в формировании представлений о графических средствах(языковых, неязыковых, ручных, компьютерных) отображения, создания, хранения, передачи и обработки информации;

  • в изучении и овладении методами, способами и средствами отображения и чтения информации, используемыми в различных видах деятельности;

  • в развитии пространственного воображения и пространственных представлений (статических и динамических), образного, пространственного, логического, абстрактного мышления;

  • в формировании умений применять геометро- графические знания и умения в новых условиях для решения различных прикладных задач;

  • в обучении чтению и выполнении чертежей (эскизов), аксонометрических проекций, технических рисунков. Схем, изделий различного назначения;

  • в обучении самостоятельной работе со справочными материалами.

Просмотр содержимого документа
«Результаты освоения элективного курса»

Результаты освоения элективного курса « Черчение» .

Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры. Овладев базовым курсом в 8 - 9 класса, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи (и эскизы) несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, кинематические и электрические схемы простых изделий. Важнейшие задачи курса – развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики.

В процессе изучения графики надо научить школьников активно работать, правильно организовывать рабочее место, рационально применять чертежные и измерительные инструменты, владеть наиболее простыми приемами работы с красками.

Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными методами обучения необходимо использовать методы проблемного обучения, вовлекая школьников в процесс сотворчества.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся обще­учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основно­го общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • умение перефразировать мысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, табли­ца, схема, чертеж, технологическая карта н др.) в соответствии с коммуникатив­ной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интер­нет-ресурсы и другие базы данных;

  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координа­ция деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Планируемые результаты

Ученик научиться:

Ученик получит возможность:

  • Правилам выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемам основных геометрических построений;

  • основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

  • основным правилам выполнения и обозначения сечений, а также их назначение.

  • основным правилам выполнения и обозначения простых и сложных разрезов;

  • условностям изображения и обозначения резьбы;

  • способам построения развёрток преобразованных геометрических тел;

  • методам вспомогательных секущих плоскостей.



  • рационально использовать чертежные инструменты;

  • анализировать форму предметов в натуре и по их черте­жам;

  • анализировать графический состав изображений;

  • читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображе­ния предметов;

  • выбирать необходимое число видов на чертежах;

  • осуществлять несложные преобразования формы и простран­ственного положения предметов и их частей;

  • применять графические знания в новой ситуации при реше­нии задач с творческим выполнять необходимые разрезы;

  • правильно определять необходимое число изображений;

  • выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с

преобразованием;

  • выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

  • читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;

  • читать несложные строительные чертежи;

  • пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;

  • применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).




Основные межпредметные связи осуществляются с уроками геометрии, технологии, информационных технологий, изобразительным искусством, физикой.

Учебные задания года предусматривают развитие навыков работы карандашом, циркулем и другими инструментами и принадлежностями.


Контроль реализации программы

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки графической работы


  1. Четкость выполнения графической работы;

  2. Композиция, компоновка на листе.

  3. Правильность выполнения

Критерии и система оценки практических работ

  1. Правильность выполнения;

  2. Самостоятельность;

  3. четкость выполнения, композиция.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Тестирование

  4. Решение занимательных задач.



ПЕРЕЧЕНЬ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ

(обязательные работы, предусмотренные программой)

1. «Основные линии чертежа» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите в соответствии с правилами ЕСКД рамку, графы основной надписи по размерам, все основные линии чертежа. Можно выбрать любое расположение групп линий на листе. Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.

2. Чертеж «плоской детали» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертежи деталей «Прокладка» по имеющимся половинам изображений, разделенных осью симметрии. Нанесите размеры, укажите толщину детали. Работу выполните на листе формата А4. Масштаб изображения 2:1.

3. «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» (бумага чертежная). Содержание работы: по заданию учителя постройте аксонометрическую проекцию одной из деталей. На аксонометрической проекции нанесите изображения точек А, В и С; обозначьте их. Ответьте на вопросы.

4. «Чертеж детали» (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений, бумага чертежная). Содержание работы: выполните с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов чертеж одной из деталей, в очертаниях которой содержатся сопряжения.

5. «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы» (путем удаления части предмета, бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.

6. «Эскиз и технический рисунок детали» (бумага в клетку). Содержание работы: по заданию учителя выполните эскиз детали (с натуры) в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали.

7. «Эскиз детали с выполнением сечений» (бумага в клетку). Содержание работы: выполните на листе бумаги в клетку формата А4 по заданию учителя с натуры или по наглядному изображению эскиз детали. Выявите поперечную форму детали сечением. Обозначьте его, если нужно. Нанесите размеры.

8. «Чертеж детали с применением разреза» (бумага чертежная). Содержание работы: на листе формата А4 выполните вид слева и постройте целесообразный разрез одной из деталей. Нанесите размеры.

9. «Чертеж резьбового соединения» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите с натуры один из видов резьбового соединения, примените упрощения, установленные стандартом.

5. «Мой дом» (бумага чертежная или в клетку). Содержание работы: выполните план своей комнаты с расстановкой мебели, указав отопительные и санитарно-технические

Контрольно- измерительные материалы по черчению.

№1 Тест по теме «Способы проецирования»

Часть А

1. Проецирование называется центральным, если:

а) проецирующие лучи исходят из одной точки;

б) проецирующие лучи параллельны и составляют с плоскостью прямой угол;

в) проецирующие лучи попадают в одну точку на плоскости.

2. В косоугольной фронтальной диметрической проекции ось Y распологается к горизонтали под углом:

а) 90 градусов;

б) 45 градусов;

в) 30 градусов.

3. Назовите аксонометрическую проекцию, в которой по всем осям откладываются действительные размеры:

а) косоугольная фронтальная диметрическая проекция;

б) прямоугольная изометрическая проекция.

4. В прямоугольной изометрической проекции угол между осью Х (или осью Y) и горизонталью составляет:

а) 45 градусов;

б) 120 градусов;

в) 30 градусов.

5.В диметрической проекции размеры уменьшаются в два раза по оси:

а) Y;

б) Х;

в) Z.

Часть В

1. Соотнесите изображение и способ проецирования:

1) косоугольное;

2) центральное;

3) прямоугольное.

2. Соотнесите изображение проекции предмета, обозначенной цифрой с направлением проецирования, обозначенным буквой:

3. Выберете правильное обозначение осей в диметрической проекции:

а) б) в)





4.В прямоугольной изометрической проекции угол между аксонометрическими осями составляет:

а) 30 градусов;

б) 45 градусов;

в) 90 градусов;

г) 120 градусов.

5. Во фронтальной диметрической проекции угол между осями Х и У составляет:

а) 30 градусов;

б) 45 градусов;

в) 90 градусов;

г) 120 градусов;

д) 135 градусов.

Часть С

Дополните изображение детали, выполненной в диметрической проекции:

2 Тест по теме «Разрезы и сечения».

1.контур наложенного сечения обводят:

А) сплошной тонкой линией

Б) сплошной толстой основной линией.

2. контур вынесенного сечения обводят:

А) сплошной тонкой линией

Б) сплошной толстой основной линией

3.металы и их сплавы штрихуют:

А) наклонной тонкой линией под углом 45

Б) сетчатой штриховкой

4. толщина разомкнутой линии равна:

А) толщине линий контура деталей

Б) половине толщины линий контура деталей

В) полторы толщины линий контура деталей

5. если вынесенное сечение симметрично и располагается на продолжении секущей, то секущую плоскость и соответствующее сечение

А) обозначают

Б) не обозначают

6. секущую плоскость обозначают только разомкнутыми линиями в случае:

А) наложенного симметричного сечения

Б) наложенного несимметричного сечения

7. если деталь имеет одну плоскость симметрии, а разрез располагается на месте одного из видов, то плоскость и разрез:

А) обозначают

Б) не обозначают

8. в случае соединения вида с частью разреза, границей вида и разреза является:

А) ось симметрии

Б) волнистая тонкая линия

9. при соединении ½ вида и ½ разреза границей вида и разреза является:

А) ось симметрии

Б) волнистая тонкая линия

10. при соединении ½ вида и1/2 разреза вид располагают:

А) слева

Б) справа

11. местный разрез ограничивают:

А) линией контура

Б) волнистой тонкой линией

12.Тонкую стенку (ребро жесткости) заштриховывают, если секущая плоскость проходит:

А) вдоль ребра

Б) поперек ребра

13. в случае точеной детали, при соединении 1/2 вида и ½ разреза вид располагают:

А) сверху

Б) снизу

Ключ к тесту:



1. –А «5» - 13 -12 правильных

2. – Б ответов

3. –А

4. – В « 4» - 11 -10 правильных

5. – Б ответов

6. – Б

7. – Б «3» - 10 -8 правильных

8. – Б ответов

9. – А

10. – А «2» - меньше 8.

11. – Б

12. – Б

13. – А

























Просмотр содержимого документа
«СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ»

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Введение в предмет
-
значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнение чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе;, инструмента, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Правила оформления чертежей:

  • понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись (штамп);

  • линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная;

  • сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах;

  • применение и обозначение масштаба;

  • некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел;

  • понятие о симметрии. Виды симметрии.

Геометрические построения:

  • Деление углов на равные части

  • Деление отрезков на равные части

  • сопряжение;

  • выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.

Способы проецирования

  • проецирование. Центральное и параллельное проецирование;

  • прямоугольные проекции;

  • выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций;

  • расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;

• косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
. проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров;

• аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала; понятие о техническом рисунке.

- Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения;

Чтение и выполнение чертежей деталей.

  • анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел;

  • нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета;

  • нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание поверхностей некоторых тел;

  • анализ графического состава изображений;

  • чтение чертежей детали;

  • решение графических задач, в том числе творческих.

Сечения и разрезы

  • сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях;

  • разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов;

  • применение разрезов в аксонометрических проекциях;

  • определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах; Выбор главного изображения;

  • чтение и выполнение чертежей, содержащих условности;

  • решение графических задач, в том числе творческих.

Сборочные чертежи

• общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей:
болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с
условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных
соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в
отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение

" резьбовых соединений;

  • работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей;

  • выполнение чертежей резьбовых соединений;

  • обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения;

  • изображения на сборочных чертежах;

  • некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах;

  • чтение сборочных чертежей. Деталирование;

  • выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.

Строительные чертежи

  • понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах;

  • условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования;

- чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • правила оформления чертежа;

  • приемы геометрических построений, в том числе основных сопряжений;

  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

  • последовательность построения чертежа;

• основные правила нанесения размеров на чертеже.
Учащиеся должны уметь:

  • рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

  • анализировать графический состав изображений;

  • читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

  • выбирать необходимое число видов на чертежах;

  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.

  • основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;

  • типовые соединения деталей: разъемные и неразъемные;

  • условности изображения и обозначения резьбы;

  • правила оформления сборочного чертежа;

  • некоторые условности упрощения, применяемые на сборочных чертежах. Учащиеся должны уметь:

  • выполнять необходимые разрезы и сечения на чертежах;

  • правильно выбирать главное изображение и количество изображений на чертеже;

  • выполнять чертежи основных типовых соединений деталей;

  • читать и деталировать несложные сборочные чертежи;

  • анализировать форму детали по сборочному чертежу;

  • -читать несложные строительные чертежи;

  • пользоваться основными государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой, учебником;

  • применять полученные знания при выполнении графических и практических работ.


Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование»

Тематическое планирование

(1 час в неделю, 33 ч- 9 « А», 33ч-9 « Б»)

  • Введение в предмет-2ч.

  • Правила оформления чертежей-1 ч

  • Геометрические построения-4ч.

  • Способы проецирования-6 ч

  • Чтение и выполнение чертежей деталей-7 ч.

  • Сечения и разрезы-7 ч.

  • Сборочные чертежи-5 ч.

  • Строительные чертежи-1 ч.



Тема

Основная цель

Предметные результаты

учащихся


Содержание по темам

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Тема 1. Введение в предмет


Познакомить учащихся с новой для них учебной дисциплиной и обобщить полученные ими ранее знания о различных изображениях, расширить кругозор школьников о чертежах и их применении и др. Воспитывать у учащихся чувство гордости за вклад русских изобретателей в развитие чертежа.


Знать: историю развития чертежа;

об инструментах, материалах и принадлежностях, правилах пользования ими.

Уметь работать с чертёжными принадлежностями

Исторические сведения о развитии чертежей. Значение получаемых на уроке черчения графических знаний

для отображения и передачи информации в предметном мире и взаимном общении людей.

Сведения о чертежных инструментах, материалах и принадлежностях, правилах пользования ими

  • - Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

  • - Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

  • - Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации

  • -Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно

  • - Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

  • - Составляют план и последовательность действий

  • - Осознают качество и уровень усвоения

  • -Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

  • -С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соотоветствии с задачами и условиями коммуникации

  • -Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

Тема 2.

Правила оформления чертежей.


Показать учащимся, что изображения, которыми пользуются на производстве и которые изучаются в школьном курсе черчения, не могут быть выполнены произвольно. На чертежи, как и на другие изображения, установлены специальные правила. Они носят характер государственных законов, нарушать которые нельзя никому.


Знать: о форматах, их назначении и размерах;линии чертежа;виды форматов.

Уметь: оформлять формат А4; выполнять линии чертежа в соответствии со стандартами.

Стандарты ЕСКД, их назначение. Форматы: назначение, размер формата А4.Основная надпись: назначение, размеры, графы надписи, расположение на чертеже. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная с двумя точками

  • - Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

  • - Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

  • - Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

  • - Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

  • - Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

  • - Выделяют и осознают то, что уже усвоено, осознают качество и уровень усвоения

  • - Сличают способ своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

  • - Самостоятельно формулируют познавательную цель

  • - Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме

  • - С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соотоветствии с задачами и условиями

  • Коммуникации

  • - Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции

Тема 3

Геометрические построения

Выработать навыки деления отрезков на две и более равные части и угла пополам.

Изложение правил деления окружности на 4, 3, 6 рав­ных частей с использованием циркуля или циркуля и угольника.


Знать: способы деления отрезков на две и более равные части и угла пополам; деления окружности на равные части

Уметь: делить окружности на равные части


Примеры на деление отрезков на две и более равные части и угла пополам.

Правила деления окружности на 4, 3, 6 рав­ных частей с использованием чертёжных принадлежностей


-Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

-Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

-Строят логические цепи рассуждений. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

- Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных

-Сличают свой способ действия с эталоном

-Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

-Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно

-Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

-Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

-Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении учебной задачи

-Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию

-Обмениваются знаниями между членами группы

-Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

-Планируют общие способы работы. -Учатся согласовывать свои действия

Работают в группе. -Учатся организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

-Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Тема 4.

Способы проецирования

Познакомить учащихся с общими правилами проецирования, лежащими в основе построения

чертежей, используемых в черчении.

Развивать пространственные представления и пространственное мышление


Знать: виды проецирования; правилами проецирования; плоскости проекций

Уметь: строить проекции точки на три плоскости проекций; строить проекции отрезков

Объяснение сути процесса проецирования, элементы проецирующего аппарата (проецируемая фигура, плоскость проекций, центр проецирования, проецирующие лучи, проекция фигуры).

Центральное проецирование: его суть, использование, примеры центральных проекций. Параллельное проецирование, примеры использования.

-Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

-Строят логические цепи рассуждений. Умеют заменять термины определениями

-Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

-Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

-Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания


-Составляют план и последовательность действий

-Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

-Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

-Сличают свой способ действия с эталоном

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

-Умеют слушать и слышать друг друга. Адекватно используют речевые средства

-Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

-Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

-Работают в группе. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Тема 5. Чтение и выполнение чертежей деталей


Отработка навыков работы с чертежными инструментам. Использование циркуля для графических построений.

Научить методом анализа раскладывать геометрические тела на фигуры их образующие.

Научить представлять предмет по плоским изображениям.

Определение габаритных размеров.

Знать порядок чтения чертежа

Уметь читать чертежи

Что означает понятие «чтение чертежа»; какую информацию несет основная надпись; в какой последовательности нужно читать заданные изображения (виды); какие отличительные особенности изображений детали позволяют устанавливать ее геометрическую форму; какова суть анализа геометрической формы детали; какие условные знаки и надписи помогают выявить форму детали в целом и ее частей; как узнать размеры детали и ее элементов по чертежу

-Выделяют и формулируют проблему. -Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов

-Выполняют операции со знаками и символами

-Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, с выделением только существенной для ее решения информации

-Структурируют знания

-Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

-Умеют выводить следствия из имеющихся данных

-Осознают качество и уровень усвоения

-Составляют план и последовательность действий

-Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)

-Сличают свой способ действия с эталоном

-Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий


-Работают в группе. -Умеют брать на себя инициативу в организации совместного действия

-Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия

-Обмениваются знаниями между членами группы

-Учатся контролировать, корректировать и оценивать действия партнера

-Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме

Тема 6.

Сечения и разрезы

Отработать навыки выполнения сечений и разрезов деталей.

Знать: определение сечения; виды сечений; назначение; применение; правила построения.

Уметь строить сечения

Знать: назначение разрезов; различие между разрезами и сечениями; виды разрезов; правила выполнения разрезов.

Уметь выполнять разрезы

Виды сечений. Назначение. Применение. Правила построения. Штриховка. Разрезы. Назначение разрезов. Различие между разрезами и сечениями. Виды разрезов. Правила выполнения разрезов

-Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

-Выражают структуру задачи разными средствами. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

-Строят логические цепи рассуждений. -Устанавливают причинно-следственные связи

-Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи

-Выделяют и формулируют проблему

-Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

-Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном

-Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

-Формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

-Составляют план и последовательность действий

-Осознают качество и уровень усвоения

-Работают в группе. -Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной

-Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

-Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию

-Планируют общие способы работы. -Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия

Тема 7

Сборочные чертежи

Отработать навыки определения количества деталей на сборочных чертежах; выполнять и заполнять спецификацию

Знать: определение сборочного чертежа, его назначение

Уметь: определять количество деталей на сборочных чертежах; наносить номера позиций

Знать: определение спецификации, её назначение; условности и упрощения на сборочных чертежах

Уметь выполнять и заполнять спецификацию

Сборочный чертёж.

Назначение. Изображения на сборочных чертежах.

Штриховка деталей на сборочном чертеже.

Размеры, наносимые на сборочных чертежах.

Позиции на сборочных чертежах.

Спецификация сборочного чертежа – конструкторский документ.

Условности и упрощения на сборочных чертежах.

-моделируют условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строят логическую цепочку рассуждений; критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию


-Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

-Выделяют и осознают то, что уже усвоено, осознают качество и уровень усвоения

-Оценивают достигнутый результат

-Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

-Сличают свой способ действия с эталоном

-Регулируют процесс выполнения познавательной задачи

-Осознают качество и уровень усвоения

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Тема 8

Строительные чертежи


Знать определение деталирования, его необходимость

Уметь рассчитывать размеры.

Суть процесса деталирования, его необходимость. Правила деталирования. Способы нахождения размеров при деталировании.

-моделируют условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строят логическую цепочку рассуждений; критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию


-Выделяют и осознают то, что уже усвоено, осознают качество и уровень усвоения

-Оценивают достигнутый результат

-Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

-Сличают свой способ действия с эталоном

-Регулируют процесс выполнения познавательной задачи


Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Придерживаются