Результаты освоения элективного курса « Черчение» .
Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры. Овладев базовым курсом в 8 - 9 класса, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи (и эскизы) несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, кинематические и электрические схемы простых изделий. Важнейшие задачи курса – развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики.
В процессе изучения графики надо научить школьников активно работать, правильно организовывать рабочее место, рационально применять чертежные и измерительные инструменты, владеть наиболее простыми приемами работы с красками.
Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными методами обучения необходимо использовать методы проблемного обучения, вовлекая школьников в процесс сотворчества.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
умение перефразировать мысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта н др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Планируемые результаты
Ученик научиться: | Ученик получит возможность: |
Правилам выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемам основных геометрических построений; основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений; основным правилам выполнения и обозначения сечений, а также их назначение. основным правилам выполнения и обозначения простых и сложных разрезов; условностям изображения и обозначения резьбы; способам построения развёрток преобразованных геометрических тел; методам вспомогательных секущих плоскостей. | рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; анализировать графический состав изображений; читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов; выбирать необходимое число видов на чертежах; осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим выполнять необходимые разрезы; правильно определять необходимое число изображений; выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с преобразованием; выполнять чертежи резьбовых соединений деталей; читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей; читать несложные строительные чертежи; пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником; применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования). |
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками геометрии, технологии, информационных технологий, изобразительным искусством, физикой.
Учебные задания года предусматривают развитие навыков работы карандашом, циркулем и другими инструментами и принадлежностями.
Контроль реализации программы
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки графической работы
Четкость выполнения графической работы;
Композиция, компоновка на листе.
Правильность выполнения
Критерии и система оценки практических работ
Правильность выполнения;
Самостоятельность;
четкость выполнения, композиция.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Тестирование
Решение занимательных задач.
ПЕРЕЧЕНЬ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ
(обязательные работы, предусмотренные программой)
1. «Основные линии чертежа» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите в соответствии с правилами ЕСКД рамку, графы основной надписи по размерам, все основные линии чертежа. Можно выбрать любое расположение групп линий на листе. Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.
2. Чертеж «плоской детали» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертежи деталей «Прокладка» по имеющимся половинам изображений, разделенных осью симметрии. Нанесите размеры, укажите толщину детали. Работу выполните на листе формата А4. Масштаб изображения 2:1.
3. «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» (бумага чертежная). Содержание работы: по заданию учителя постройте аксонометрическую проекцию одной из деталей. На аксонометрической проекции нанесите изображения точек А, В и С; обозначьте их. Ответьте на вопросы.
4. «Чертеж детали» (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений, бумага чертежная). Содержание работы: выполните с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов чертеж одной из деталей, в очертаниях которой содержатся сопряжения.
5. «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы» (путем удаления части предмета, бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.
6. «Эскиз и технический рисунок детали» (бумага в клетку). Содержание работы: по заданию учителя выполните эскиз детали (с натуры) в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали.
7. «Эскиз детали с выполнением сечений» (бумага в клетку). Содержание работы: выполните на листе бумаги в клетку формата А4 по заданию учителя с натуры или по наглядному изображению эскиз детали. Выявите поперечную форму детали сечением. Обозначьте его, если нужно. Нанесите размеры.
8. «Чертеж детали с применением разреза» (бумага чертежная). Содержание работы: на листе формата А4 выполните вид слева и постройте целесообразный разрез одной из деталей. Нанесите размеры.
9. «Чертеж резьбового соединения» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите с натуры один из видов резьбового соединения, примените упрощения, установленные стандартом.
5. «Мой дом» (бумага чертежная или в клетку). Содержание работы: выполните план своей комнаты с расстановкой мебели, указав отопительные и санитарно-технические
Контрольно- измерительные материалы по черчению.
№1 Тест по теме «Способы проецирования»
Часть А
1. Проецирование называется центральным, если:
а) проецирующие лучи исходят из одной точки;
б) проецирующие лучи параллельны и составляют с плоскостью прямой угол;
в) проецирующие лучи попадают в одну точку на плоскости.
2. В косоугольной фронтальной диметрической проекции ось Y распологается к горизонтали под углом:
а) 90 градусов;
б) 45 градусов;
в) 30 градусов.
3. Назовите аксонометрическую проекцию, в которой по всем осям откладываются действительные размеры:
а) косоугольная фронтальная диметрическая проекция;
б) прямоугольная изометрическая проекция.
4. В прямоугольной изометрической проекции угол между осью Х (или осью Y) и горизонталью составляет:
а) 45 градусов;
б) 120 градусов;
в) 30 градусов.
5.В диметрической проекции размеры уменьшаются в два раза по оси:
а) Y;
б) Х;
в) Z.
Часть В
1. Соотнесите изображение и способ проецирования:


1) косоугольное;
2) центральное;
3) прямоугольное.
2. Соотнесите изображение проекции предмета, обозначенной цифрой с направлением проецирования, обозначенным буквой:


3. Выберете правильное обозначение осей в диметрической проекции:
а)
б)
в) 
4.В прямоугольной изометрической проекции угол между аксонометрическими осями составляет:
а) 30 градусов;
б) 45 градусов;
в) 90 градусов;
г) 120 градусов.
5. Во фронтальной диметрической проекции угол между осями Х и У составляет:
а) 30 градусов;
б) 45 градусов;
в) 90 градусов;
г) 120 градусов;
д) 135 градусов.
Часть С
Дополните изображение детали, выполненной в диметрической проекции:

№2 Тест по теме «Разрезы и сечения».
1.контур наложенного сечения обводят:
А) сплошной тонкой линией
Б) сплошной толстой основной линией.
2. контур вынесенного сечения обводят:
А) сплошной тонкой линией
Б) сплошной толстой основной линией
3.металы и их сплавы штрихуют:
А) наклонной тонкой линией под углом 45
Б) сетчатой штриховкой
4. толщина разомкнутой линии равна:
А) толщине линий контура деталей
Б) половине толщины линий контура деталей
В) полторы толщины линий контура деталей
5. если вынесенное сечение симметрично и располагается на продолжении секущей, то секущую плоскость и соответствующее сечение
А) обозначают
Б) не обозначают
6. секущую плоскость обозначают только разомкнутыми линиями в случае:
А) наложенного симметричного сечения
Б) наложенного несимметричного сечения
7. если деталь имеет одну плоскость симметрии, а разрез располагается на месте одного из видов, то плоскость и разрез:
А) обозначают
Б) не обозначают
8. в случае соединения вида с частью разреза, границей вида и разреза является:
А) ось симметрии
Б) волнистая тонкая линия
9. при соединении ½ вида и ½ разреза границей вида и разреза является:
А) ось симметрии
Б) волнистая тонкая линия
10. при соединении ½ вида и1/2 разреза вид располагают:
А) слева
Б) справа
11. местный разрез ограничивают:
А) линией контура
Б) волнистой тонкой линией
12.Тонкую стенку (ребро жесткости) заштриховывают, если секущая плоскость проходит:
А) вдоль ребра
Б) поперек ребра
13. в случае точеной детали, при соединении 1/2 вида и ½ разреза вид располагают:
А) сверху
Б) снизу
Ключ к тесту:
1. –А «5» - 13 -12 правильных
2. – Б ответов
3. –А
4. – В « 4» - 11 -10 правильных
5. – Б ответов
6. – Б
7. – Б «3» - 10 -8 правильных
8. – Б ответов
9. – А
10. – А «2» - меньше 8.
11. – Б
12. – Б
13. – А