ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по физике для 11-го класса средней школы составлена на основе следующих документов:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- примерной программы среднего общего образования по физике,
- авторской программы к линии УМК Л. Э. Генденштейна, А. А. Булатовой, И. Н. Корнильева, А. В. Кошкиной, под ред. В. А. Орлова «Физика. 10 класс. Базовый уровень».
Данная программа входит в учебно-методический комплекс, ядром которого являются учебник «Физика. 11 класс. Базовый уровень» Л.Э. Генденштейна, А.А. Булатовой, И.Н. Корнильева, А.В. Кошкиной издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Цель изучения физики:
Формирование современных представлений об окружающем материальном мире, развитие умений наблюдать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, строить теоретические модели, планировать и осуществлять физические опыты для проверки следствий физических теорий, анализировать результаты выполненных экспериментов и практически применять полученные знания в повседневной жизни.
Задачи обучения физике на базовом уровне:
1) формирование представлений о роли и месте физики в современной естественно-научной картине мира, в развитии современной техники и технологий; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) овладение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
3) овладение основными методами научного познания, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.); умения обрабатывать результаты прямых и косвенных измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
4) формирование умения решать качественные и расчетные физические задачи с явно заданной физической моделью;
5) формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
6) формирование собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Характеристика учебного предмета
Изучение физики в 11-м классе на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и ее применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества — важнейший элемент общей культуры. Изучение физики необходимо для формирования миропонимания, развития научного способа мышления.
Эффективное изучение учебного предмета предполагает преемственность, когда постоянно привлекаются полученные ранее знания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале. Это особенно важно учитывать при изучении физики в старших классах, поскольку многие из изучаемых вопросов уже знакомы учащимся по курсу физики основной школы. Следует учитывать, однако, что среди старшеклассников, выбравших изучение физики на базовом уровне, есть и такие, у кого были трудности при изучении физики в основной школе. Поэтому в данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе физики основной школы.
Главное отличие при изучении предмета «Физика» в старших классах от изучаемого материала в основной школе состоит в том, что в 7–9-м классах изучались физические явления, а в 10–11-м классах — основы физических теорий и их применение.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Методологической основой Программы и УМК для 10–11-го классов, является системно-деятельностный подход. Авторский коллектив рекомендует использовать метод
ключевых ситуаций, который позволяет организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, реализовать системно-деятельностный подход при изучении физики, как учебного предмета.
Место учебного предмета в учебном плане
В средней школе физика изучается в 10-м и 11-м классах. Учебный план включает 68 учебных часов на базовом уровне из расчета 2 учебных часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения, выработке собственной позиции по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, в том числе в сфере науки и техники;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, других людей;
компетенции сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, понимание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов, формирование умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
осознанный выбор будущей профессии;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы (в том числе время и другие нематериальные ресурсы), необходимые для достижения поставленной ранее цели, сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
определять несколько путей достижения поставленной цели и выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью, оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится
с разных позиций критически оценивать и интерпретировать информацию, распознавать и фиксировать противоречия в различных информационных источниках, использовать различные модельно-схематические средства для их представления;
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи, искать и находить обобщенные способы их решения;
приводить критические аргументы в отношении суждений, анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится
выстраивать деловые взаимоотношения при работе, как в группе сверстников, так и со взрослыми;
при выполнении групповой работы исполнять разные роли (руководителя и члена проектной команды, генератора идей, критика, исполнителя и т. д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием различных устных и письменных языковых средств;
координировать и выполнять работу в условиях реального и виртуального взаимодействия, согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
публично представлять результаты индивидуальной и групповой деятельности;
подбирать партнеров для работы над проектом, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
точно и емко формулировать замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
На базовом уровне выпускник научится
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами и делать вывод с учетом погрешности измерений;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
На базовом уровне выпускник получит возможность научиться
понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и показывать роль физики в решении этих проблем;
решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение (5 ч)
Электродинамика. Магнитное поле (11 ч)
Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу.
Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.
Лабораторные работы:
действие магнитного поля на проводник с током;
исследование явления электромагнитной индукции.
Демонстрации:
опыт Эрстеда;
визуализация магнитного поля постоянных магнитов и проводника с током;
взаимодействие постоянного магнита и катушки с током;
явление электромагнитной индукции;
явление самоиндукции;
Колебания и волны. (7 ч)
Механические колебания, гармонические колебания. Математический и пружинный маятники. Свободные и вынужденные колебания. Энергия механических колебаний.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный ток. Способы получения и передача переменного тока. Трансформатор.
Механические волны. Звук.
Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение.
Лабораторные работы:
Конструирование трансформатора;
Демонстрации:
модель генератора переменного тока;
трансформатор;
свойства электромагнитных волн;
Оптика. (11 ч)
Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света. Законы отражения и преломления света. Линзы, построение изображений с помощью линз. Глаз и оптические приборы.
Волновые свойства света. Дисперсия. Интерференция. Дифракция.
Лабораторные работы:
исследование преломления света на границах раздела «воздух — стекло» и «стекло — воздух;
наблюдение интерференции и дифракции света.
Демонстрации:
свойства электромагнитных волн;
тень и полутень;
отражение света;
полное внутреннее отражение;
преломление света;
прохождение света через собирающую и рассеивающую линзы с разным фокусным расстоянием;
типы изображения в линзе;
оптические приборы;
интерференция в тонких пленках, кольца Ньютона;
дифракция света;
дифракционная решетка;
спектроскоп.
Основные положения теории относительности. (1ч)
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
Квантовая физика.
Физика атома и атомного ядра (17ч)
Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон.
Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.
Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.
Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Лабораторные работы:
изучение спектра водорода по фотографии;
изучение треков заряженных частиц по фотографии.
Демонстрации:
фотоэффект;
линейчатые спектры излучения;
счетчик Гейгера;
камера Вильсона.
Строение Вселенной (5 ч)
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Классификация звезд. Звезды и источники их энергии.
Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной.
Резерв учебного времени (8 ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
30 | Линзы | 1 | 27.дек | |
31 | Построение изображений с помощью линз | 1 | 10.янв | |
32 | Глаз и оптические приборы | 1 | 12.янв | |
33 | Дисперсия света | 1 | 17.янв | |
34 | Интерференция света | 1 | 19.янв | |
35 | Дифракция света | 1 | 26.янв | |
36 | Лабораторная работа "Наблюдение интерференции и дифракции света" | 1 | 31.янв | |
Раздел | Элементы теории относительности | | | |
37 | Основные положения теории относительности | 1 | 02.фев | |
Раздел | Квантовая физика | | | |
38 | Фотоэффект | 1 | 07.фев | |
39 | Применение фотоэффекта | 1 | 09.фев | |
40 | Строение атома | 1 | 14.фев | |
41 | Атомные спектры | 1 | 16.фев | |
42 | Наблюдения сплошного и линейчатого спектров | 1 | 21.фев | |
43 | Лазеры | 1 | 28.фев | |
44 | Корпускулярно-волновой дуализм | 1 | 02.мар | |
45 | Атомное ядро | 1 | 07.мар | |
46 | Радиоактивность | 1 | 09.мар | |
47 | Радиоактивные превращения | 1 | 14.мар | |
48 | Ядерные реакции | 1 | 16.мар | |
49 | Энергия связи. Дефект масс | 1 | 28.мар | |
50 | Деление ядер урана | 1 | 30.мар | |
51 | Ядерный реактор | 1 | 04.апр | |
52 | Классификация элементарных частиц | 1 | 06.апр | |
53 | Открытие позитрона. Античастицы | 1 | 11.апр | |
54 | Повторение темы «Квантовая физика. Физика атомного ядра» | 1 | 13.апр | |
55 | Контрольная работа по теме «Квантовая физика», физика атомного ядра | 1 | 18.апр | |
Раздел | Введение в астрономию | | | |
56 | Размеры Солнечной системы | 1 | 20.апр | |
57 | Природа тел Солнечной системы | 1 | 25.апр | |
58 | Солнце и другие Звёзды | 1 | 27.апр | |
59 | Галактики и Вселенная | 1 | 02.май | |
60 | Современная научная картина мира. | 1 | 04.май | |
61 | Повторение | 1 | 09.май | |
62 | Повторение | 1 | 11.май | |
63 | Повторение | 1 | 16.май | |
64 | Повторение | 1 | 18.май | |
65 | Повторение | 1 | 23.май | |
66 | Повторение | 1 | 25.май | |
67 | Повторение | 1 | | |
68 | Повторение | 1 | | |
| | | | |