Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе «Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ» являющейся элементом государственных стандартов и
рекомендована МОРФ (составители Дик Ю.И.Коровин В.А. издательство « Дрофа» 2010г.)
Рабочая программа разработана на 2 недельных часа по УМК Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев Физика 11 и соответствует стандартам по физике.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №4 2008 г.) Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Общеобразовательные и воспитательные цели и задачи курса физики 11 класса.
1.Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления.
2. Овладеть школьными знаниями об экспериментальных фактах , понятиях и законах, теориях, методах физической науки; о современной физической (научной) картине мира, о широких возможностях применения физических законов в технике и в технологии.
3. Усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, понимание роли практики в познании физических законов и явлений.
4. Формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения, подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Основное внимание уделить организации обобщающего повторения. За основу взять изучение фундаментальных теорий, роль эксперимента и гипотезы и модели при их формировании.
Организовать повторение, опираясь на содержательно – методические линии: сила и взаимодействия; энергия, и её превращения; строение и свойства вещества; электромагнитное поле; взаимосвязь теории и эксперимента в научном познании.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно – технического прогресса.
По данной программе учащиеся должны быть подготовлены к выпускному экзамену.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркну, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также ценность: научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач;
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Место предмета в учебном плане
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Преобладающие формы организации учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, реже групповая. В данных классах ведущими методами обучения предмету являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На уроках используются элементы следующих технологий: внутриклассной дифференциации, ИКТ, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве.
Текущий контроль осуществляется с помощью взаимоконтроля, опросов, самостоятельных, тестовых и контрольных работ, устных и письменных математических диктантов, лабораторных работ.
Содержание рабочей программы.
9часов Электродинамика. Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.
Лабораторные работы:
Наблюдение действии магнитного поля на ток.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Колебания и волны 21 час)
Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Лабораторные работы: Определение ускорения свободного падения
Электромагнитные колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Ёмкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Объяснение устройства и принципа действия технических объектов , практическое применение физических знаний в повседневной жизни. При использовании микрофонов, динамика, трансформатора . Телефона. Магнитофона.
Для безопасного обращения с домашней электропроводкой. И бытовой электро — радио аппаратурой.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн.
Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение..
Оптика (16 часов)
Световые волны. Световые лучи. Волновые свойства света. Принцип Гюйгенса. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Свет это электромагнитные волны. Скорость света и методы её измерения. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решётка. Поперечность световых волн. Поляризация света.
Лабораторные работы: Определение показателя преломления.
Элементы теории относительности. Постулаты теории относительности. Основные следствия из постулатов теории относительности. Элементы релятивистской динамики. Связь массы с энергией.
Излучение и спектры. Виды излучений. Спектральный анализ.
Лабораторные работы:
1.Измерение показателя преломления стекла
2.Наблюдение сплошного и линейчатого спектра.
6. Квантовая физика и элементы астрофизики (19 часа)
Световые кванты. Гипотеза Планка о квантах. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Энштейна для фотоэффекта. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц.
Атомная физика. Планетарная модель атома.. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протоно - нейтронная модель строения атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения..
Элементарные частицы. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Этапы развития физики элементарных частиц. Единая физическая картина мира. Физика и НТР.
3 часа. Астрономия. Солнечная система. Звезды и исто.чники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств , работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера. дозиметров.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения физики ученик должен знать и понимать
- смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип. Постулат, теория , пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ. Электромагнитные колебания, электромагнитные волны, поле, атом. Квант, фотон, атомное ядро, дефект масс. Энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планеты. Звезда. Галактика. Вселенная;
-смысл физических величин:
Перемещение. Скорость. Ускорение. Масса. Сила. Давление. Импульс. Работа. Мощность. Энергия . момент силы. Период. Частота. Амплитуда. Длина волны. Внутренняя энергия. Абсолютная температура. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость, элементарный электрический заряд. Напряженность. Сила тока. ЭДС. Магнитная индукция. Показатель преломления, оптическая сила линзы;
-смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости: законы Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, законы Паскаля и Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, Законы сохранения энергии. Импульса. Заряда. Массы. Основное уравнение МКТ, закон Кулона, Закон Ома, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада. Основные положения изучаемых теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;
-вклад российских и зарубежных ученых , оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
УМЕТЬ
-описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов,
-приводить примеры опытов. Иллюстрирующих .что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий
-описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики
-применять полученные знания для решения задач
- определять : характер физического процесса по графику, таблице. по формуле
- измерять физические величины
-приводить примеры практического применения физических знаний
-воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, использовать новые информационные технологии
-использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Форма занятий – традиционный урок. Методы: словесные, наглядные, лабораторные работы.
Система контроля разработанная автором УМК Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев позволяет в форме тестов оценивать знания учащихся, а так же одновременно готовить к ЕГЭ по физике. Электродинамика.
Знать понятия: электромагнитная индукция, самоиндукция, индуктивность, свободные и вынужденные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонанс, электромагнитная волна, интерференция, дифракция и дисперсия света.
Законы и принципы: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, законы отражения и преломления света, связь массы и энергии.
Практическое применение: генератор, схема радиотелефонной связи, полное отражение.
Учащиеся должны уметь:
- Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока.
- Использовать трансформатор.
- Измерять длину световой волны.
Квантовая физика
Понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно – волновой дуализм, ядерная модель атома, ядерная реакция, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция, термоядерная реакция, элементарные частицы.
Законы и принципы: законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада.
Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента, принцип спектрального анализа, принцип работы ядерного реактора.
Учащиеся должны уметь: решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой световой волны, вычислять красную границу фотоэффекта, определять продукты ядерной реакции.
Список литературы для учителя.
1. Физика -11 автор Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев « Дрофа» 2010—2013 год.
2. Сборник задач по физике для 10 – 11 классов авторРымкевич « Дрофа» 2010 -2013год 3.Журналы «Физика в школе». 4.Интернет ресурсы
45. Программа МНО РФ 2010 год.
Список учебной литературы для учащихся.
1.Физика -11 автор Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев « Дрофа» 2010—2013 год.
2. Сборник задач 10 -11 класс по физике « Дрофа» автор Степанова.
3. Школьная энциклопедия. Физика.
Темы рефератов.
Электродвигатели и генераторы.
Электроизмерительные приборы.
Биографические : Ампер, Вольт, Лоренц, Курчатов , Королёв, Резерфорд и т. д.
Линзы.
Оптические приборы.
Энергетика будущего.
Элементарные частицы.
Данная программа считается рабочей по физике в 11 классе и допускается к работе в 2013- 2014учебном году.
Учебно — тематический план.
№ | тема | Кол. часов. | Доминирующие цели раздела | Основные понятия | Форма контроля. |
Р1. | Электродинамика (продолжение) | (9 ч) | | Усвоение идеи единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания. Взаимодействие токов. Правила левой и правой руки. Правило буравчика. Электродвигатель. Релятивистское объяснение действия тока на движущийся заряд. | |
1 | Магнитное взаимодействие. | 1 | Усвоение идеи единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания. | Магнитное поле тока. | |
2 | Вектор магнитной индукции | 1 | Усвоение идеи единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания. | Магнитной индукции | |
3 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. | 1 | Сила Лоренца Гипотеза Ампера Магнитные свойства вещества | Находить числовое значение и направление силы Лоренца | индивидуальный опрос |
4 | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. | 1 | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток Направление индукционного тока. Правило Ленца. | Знать понятие «магнитный поток». Вычислять магнитный поток Понимать суть явления электромагнитная индукция, знать правило Ленца, применять его при решении задач. | уплотненный опрос |
5 | Л.Р. №1 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток Направление индукционного тока. Правило Ленца. | Понимать суть явления электромагнитная индукция, знать правило Ленца, применять его при решении задач. | устный опрос |
6 | ЭДС индукции. Самоиндукция. Индуктивность. | 1 | ЭДС, индуктивность | Понимать суть явления самоиндукции. Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле. | уплотненный опрос |
7 | Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. | 1 | энергия магнитного поля, электромагнитное поле | Вычислять энергию магнитного поля. | тест |
8 | Подготовка к контрольной работе | 1 | магнитная индукция, сила Лоренца, Закон Ампера, правило Ленца | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | домашняя к.р. |
9 | Контрольная работа №1 «Основы электродинамики» | 1 | магнитная индукция, сила Лоренца, Закон Ампера, правило Ленца Микрофон , динамик | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | контрольная работа |
р.2 | Колебания и волны | 21 | | | |
1 | Механические колебания. Математический маятник. | 1 | Механические колебания: свободные колебания. Математический маятник. | Знать понятие свободных и вынужденных колебаний. Условия их возникновения. | фронтальный опрос |
2 | Гармонические колебания. Превращение энергии при гармонических колебаниях | 1 | Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний | Знать характеристики колебательного движения. Период, частота, амплитуда. | Индивидуальный опрос |
3 | Л.Р. №2 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» | 1 | математический маятник | Знать характеристики колебательного движения, уметь определять ускорение свободного падения | лабораторная работа |
4 | Вынужденные колебания. Резонанс | 1 | Свободные и вынужденные колебания. Резонанс | Знать/понимать смысл резонанса | уплотненный опрос, тест |
5 | Свободные электромагнитные колебания | 1 | Электрические колебания: свободные колебания в колебательном контуре. | Иметь представление о механизме свободных колебаний. Понимать природу электромагнитных колебаний | устный опрос и индивид письм. работа |
6 | Л.Р. №3 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | 1 | действие магнитного поля на проводник с током | понимать действие магнитного поля на проводник с током | лабораторная работа |
7 | Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | 1 | Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. | Знать уравнение гармонических электромагнитных колебаний | уплотненный опрос,тест |
8 | Переменный ток. Активное сопротивление. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. | 1 | Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. | Знать понятие «переменный ток». Знать понятие «активного сопротивления». Вычислять емкостное сопротивление. Вычислять индуктивное сопротивление. | индивидуальный опрос |
9 | Резонанс. Автоколебания. | 1 | Резонанс в электрической цепи. | Иметь представление о резонансе в колебательном контуре. Представлять, какую роль играет колебательный контур в радиоприеме. Иметь представление об автоколебательных системах. | устный опрос и индивид |
10 | Генерирование электрической энергии. | 1 | Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. | Знать принципиальное устройство генератора. Понимать принцип действия трансформатора. | фронтальный опрос, решение задач |
11 | Трансформатор. | 1 | | Трансформатор,использование трансформатора | |
12 | Передача электроэнергии. Использование электроэнергии | 1 | Передача электрической энергии, использование электроэнергии | Понимать принципы передачи и производства электрической энергии. Знать области использования электрической энергии | устный фронт. опрос и индивид письм. ответ |
13 | Подготовка к контрольной работе | 1 | электромагнитные колебания, переменный ток, колебательный контур, резонанс | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | домашняя к.р. |
14 | Контрольная работа №2 «Колебания» | 1 | электромагнитные колебания, переменный ток, колебательный контур, резонанс | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | контрольная работа |
15 | Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны. | 1 | волны, энергия волны виды волн длина, скорость волны, уравнение бегущей волны | Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны. | фронтальный опрос решение зада |
16 | Волны в среде. Звуковые волны. | 1 | звуковые волны в различных средах, скорость звуковой волны | Знать понимать смысл физических понятий звуковая волна, принцип распространения волн | устный опрос |
17 | Электромагнитные волны. Волновые свойства света. | 1 | электромагнитная волна, плотность потока | Электромагнитная волна. Понимать процессы в опытах Герца. Представлять процесс получения электромагнитных волн. Представлять идеи теории Максвелла. | фронтальный опрос |
18 | Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. | 1 | радио, принципы радиосвязи, модуляция, детектирование | Называть диапазоны длин волн для каждого участка. Различать виды радиосвязи. Усвоить принципы радиопередачи и радиоприема. | Индивидуальный опрос |
19 | Радиолокация. Понятие о телевидении. | 1 | радиолокация, телевидение, видеосигналы | Понимать принципы радиолокации. Понимать принципы работы телевидения. Знать меры безопасности при работе со средствами связи. | фронтальный опрос |
20 | Подготовка к контрольной работе | 1 | волны, виды волн, энергия, радио | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | домашняя к.р. |
21 | Контрольная работа №3 «Волны» | 1 | волны, виды волн, энергия, радио | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | контрольная работа |
III | Оптика | 16 | | | |
1 | Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. | 1 | скорость света, принцип Гюйгенса, закон отражения | Знать понятие луча. Представлять свет как поток частиц и как волну. Объяснять процесс отражения. Формулировать принцип Гюйгенса и его уточнением Френелем. Объяснять полное внутреннее отражение. | фронтальный опрос |
2 | Закон преломления света. Полное отражение. | 1 | закон преломления, показатель преломления, полное отражение | Объяснять процесс преломления. Понимать физический смысл показателя преломления света. | фронтальный опрос, тест |
3 | Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла» | 1 | закон преломления, показатель преломления, полное отражение | Определять показатель преломления. | лабораторная работа |
4 | Линза. Построение изображений в линзе. | 1 | тонкая линза, виды линз, фокусное расстояние | Распознавать рассеивающие и собирающие линзы. Находить фокусное расстояние и оптическую силу линзы. | уплотненный опрос |
5 | Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. | 1 | увеличение линзы, формула тонкой линзы | Строить изображения в линзах Знать формулу тонкой линзы. Применять ее для решения задач. | фронтальный опрос |
6 | Л.Р. №5 «Определение фокусного рассояния и оптической силы линзы» | 1 | оптическая сила, фокусное расстояние, увеличение | | лабораторная работа |
7 | Дисперсия света. Интерференция света. | 1 | дисперсия, сложение волн, интерференция, когерентные волны | Знать применения интерференции. Объяснять проявления дисперсии. Объяснять цвет тел с точки зрения Ньютона. Определять различие в скоростях света. | индивидуальный опрос |
8 | Дифракция света. Дифракционная решетка | 1 | дифракция, опыт Юнга, теория Френеля, дифракционная решетка | Представлять явление дифракции. Представлять устройство и применение дифракционной решетки. Использовать дифракционную решетку для измерения длины волны. | устный опрос |
9 | Поперечность световых волн. Поляризация света. | 1 | опыт с турмалином, поперечность световых волн, поляроиды | Иметь представление о поперечности световых волн и поляризации света . Волновые свойства света | устный опрос |
10 | Принцип относительности. Постулаты теории относительности. | 1 | принцип относительности, постулаты Энштейна | Знать/понимать постулаты СТО. Знать/понимать смысл относительности времени. Знать границы применимости классической механики. | индивидуальный опрос |
11 | Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика. | 1 | энергия покоя, зависимость массы от скорости, принцип соответствия | Знать/понимать смысл релятивистских формул массы и энергии | индивидуальный опрос, тест |
12 | Виды излучений. Источники света | 1 | виды излучения, источники света Различать виды излучений и их практическое применение. | Описывать основные свойства, методы получения, регистрации и область применения всех диапазонов длин волн | фронтальный и индивидуальный опрос |
13 | Спектры. Виды спектров. Спектральный анализ | 1 | спектры, спектральные апператы, виды спектров | Понимать результаты исследований различных видов излучений | индивидуальный опрос, тест |
14 | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Шкала электромагнитных излучений. | 1 | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Шкала электромагнитных излучений. | Описывать основные свойства, методы получения, регистрации и область применения всех диапазонов длин волн Понимать результаты исследований различных видов излучений | фронтальный опрос |
15 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | интерференция, дисперсия, дифракция, излучения, спектры | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | домашняя к.р. |
16 | Контрольная работа №4 «Оптика» | 1 | интерференция, дисперсия, дифракция, излучения, спектры | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | контрольная работа |
IV | Квантовая физика | 19 | | | |
1 | Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. | 1 | постоянная Планка, фотоэффект, теория фотоэффекта | Представлять идею Планка о прерывистом характере испускания и поглощения света.. Уметь вычислять энергию кванта по формуле Планка. Объяснять суть явления фотоэффекта. | фронтальный опрос, индивид письм. работа |
2 | Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. | 1 | фотоны, гипотеза де Бройля | Понимать смысл волны де Бройля. Уметь вычислять частоту, массу и импульс фотона | индивидуальный опрос |
3 | Давление света | 1 | давление света | Решать задачи на вычисление давления света. Корпускулярно — волновой дуализм. | Индивидуальный опрос |
4 | Строение атома. Опыты Резерфорда. | 1 | модель Томсона, опыты Резерфорда, планетарная модель атома | Знать строение атома по Резерфорду. Модели строения атомного ядра. | фронтальный опрос, тест |
5 | Квантовые постулаты Бора. Модель атома по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. | 1 | постулаты Бора, модель атома водорода, | Понимать смысл постулатов Бора. Применять их при решении задач. Применять второй постулат Бора для вычисления длины волны поглощенного кванта света. Вычислять длину волны излученного фотона при переходе атома с более высокого энергетического уровня на более низкий. | Индивидуальный опрос |
6 | Лазеры. | 1 | индуцированное излучение, лазеры, типы лазеров | Приводить примеры применения лазеров. Соотношения неопределенностей Гайзенберга | фронтальный опрос |
7 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | фотоэффект, постулаты Бора, лазеры | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | домашняя к.р. |
8 | Контрольная работа №5 «Квантовая физика» | 1 | фотоэффект, постулаты Бора, лазеры | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | контрольная работа |
9 | Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц | 1 | счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера | Представлять методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. | устный опрос |
10 | Открытие радиоактивности. Альфа, бета- и гамма-излучения. | 1 | радиоактивность, виды рад. излучения | Знать виды излучений. | устный опрос |
11 | Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. | 1 | радиоактивные превращения, правило смещения, период полураспада | Объяснять физический смысл величины – период полураспада. Применять закон радиоактивного распада при расчете числа не распавшихся ядер в любой момент времени. | индивидуальный опрос |
12 | Изотопы. Открытие нейтрона. | 1 | изотопы, открытие нейтрона | Приводить примеры элементарных частиц | фронтальный опрос, тест |
13 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. | 1 | ядерные силы, строение ядра, энергия связи | Решать задачи на расчет энергии связи ядер. Знать нуклонную модель ядра. Дефект массы и энергия связи ядра. | устный опрос |
14 | Ядерные реакции. Деление ядер урана. | 1 | ядерные реакции, энергетический выход, деление урана | Представлять процесс деления ядра. Приводить примеры практического использования деления и атомных ядер. Ядерные силы. | устный опрос |
15 | Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. | 1 | цепные реакции, коэффициент размножения нейтронов, ядерный реактор | Знать экологические проблемы, связанные с работой атомных электростанций Знать о влиянии на организм радиоактивных излучений. | устный опрос |
16 | Термоядерные реакции. Ядерная энергетика | 1 | термоядерные реакции, применение ядерной энергии | Знать основные меры безопасности в освоении ядерной энергетики. Доза излучения. | фронтальный опрос, индивид письм. работа |
17 | Элементарные частицы. | 1 | элементарные частицы, кварки, позитрон, античастицы | Представлять применение радиоактивных изотопов. | фронтальный опрос |
18 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Альфа, бета- и гамма-излучения, радиоактивность, ядерные реакции | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | домашняя к.р. |
19 | Контрольная работа №6 «Ядерная физика» | 1 | Альфа, бета- и гамма-излучения, радиоактивность, ядерные реакции | знание основных понятий и формул, умение применять их при решении задач | контрольная работа |
V | Вееленная | 3 | | | |
1 | 1. Строение солнечной системы. Система «Земля-Луна». | 1 | Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. | Солнечная система. Звезды и их источники энергии. | фронтальный опрос |
2 | 2. Общие сведения о Солнце. Источники энергии и внутренне строение Солнца. | 1 | Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. | | фронтальный опрос |
3 | 3. Физическая природа звезд. . Наша галактика. Происхождение и эволюция галактик и звезд | 1 | Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. | | |