7
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Г.Я. Мякишева и примерной программы среднего (полного) образования по физике базовый уровень Х – ХI классы, разработанной в соответствии с требованиями обязятельного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Мякишев Г. Я. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2008г.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
В задачи обучения Физике входят:
развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.
В курс физики 11 класса входят следующие разделы:
1. Основы термодинамики (продолжение)
2. Электродинамика (окончание)
3. Оптика
4. Квантовая физика и элементы астрофизики
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. термодинамики, закон Кулона, законы Ома.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала - такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками
теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и
решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению. При преподавании используются: классноурочная система, лабораторные занятия, решение задач
Содержание тем учебного курса
Электродинамика
Электромагнитная индукция (продолжение)
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Колебания и волны
Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электрические колебания
Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цеди переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование электрической энер- гии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Механические волны Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция воли. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.
Оптика
Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения, Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
Основы специальной теории относительности
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией..
Квантовая физика
Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение: свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. [Гипотеза Планка о квантах.] Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. [Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.]
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры.
Атомная физика
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. [Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра.] Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярное волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра
Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протон-нейтронная модель строения атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. [Доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы: частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия]
Учебно - тематический план
Раздел | Тема | Количество часов | Л.р. | К.р. |
Основы электродинамики | Магнитное поле | 7 | Л.р. №1 Л.р. №2 | К.р №1 |
Электромагнитная индукция | 7 |
Механические колебания Электромагнитные колебания | 7 | | К.р. №2 |
Производство, пе- редача и использование электрической энергии | 5 | | К.р.№ 3 |
Механические волны | 4 | | |
Электромагнитные волны | 3 | | |
Оптика | Световые волны | 15 | Л.р. №3 Л.р. №4 | К.р. № 4 |
Излучение и спектры | 4 |
Элементы теории относительности | 5 |
Квантовая физика и элементы астрофизики | Световые кванты | 4 | | К.р. №5 |
Атомная физика | 5 |
Физика атомного ядра | 10 |
Элементарные частицы. Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества | 4 | | |
Строение Вселенной | 10 | | |
| Повторение | 4 | | Годовая к.р |
| Резерв | 2 | | |
| Итого | 99 | 4 | 6 |
| I полугодие | 48 | 3 | 1 |
| II полугодие | 54 | 2 | 3 |
Требования к уровню подготовки учащихся знать/понимать
· смысл понятий: физическое явление, физический закон, самоиндукция, фотоэффект, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
· смысл физических величин: вектор магнитной индукции, магнитный поток, фаза колебаний, ЭДС индукции, длина и скорость волны, скорость и давление света, фокусное расстояние линзы;
· смысл физических законов: Ампера, Лоренца, электромагнитной индукции, Гюйгенса, Эйнштейна, Столетова, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.
уметь описывать и объяснять физические явления: взаимодействия токов, действия магнитного поля на движущийся заряд, электромагнитную индукцию, механические колебания и волны, резонанс, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление, дисперсию, интерференцию, дифракцию света;
· использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования физических знаний о механических, световых, электромагнитных и квантовых явлениях;
· решать задачи на применение изученных физических законов;
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
· контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
· рационального применения простых механизмов;
· оценки безопасности радиационного фона.
Учебно – методическое обеспечение
Комплекты таблиц, комплект лабораторного оборудования для фронтальных работ, оборудование для демонстрационных опытов, раздаточный материал.
Литература
Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. - 15-е изд. -М.: Просвещение, 2006.-381с.
Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А. П. - 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 192 с.
Самостоятельные и контрольные работы. Физика. Кирик, Л. А П.-М.:Илекса,2005.
Экспериментальные задания по физике. 9—11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. — М.: Вербум-М, 2001. — 208 с.
Календарно-тематическое планирование по физике в 11 классе
№ п/п | Тема урока | ДЗ | Дата: | Примечание |
По плану | Факти чески |
Основы электродинамики Магнитное поле |
1/1 | Вводный инструктаж по ТБ. Электрическое и магнитное поле | По конспекту | 1-3.09 | | |
2/2 | Взаимодействие токов. Магнитное поле | §1,2 | 5-10.09 | | |
3/3 | Вектор магнитной индукции. Линии магнитного поля. | §3,4 | 5-10.09 | | |
4/4 | Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. | §3, 5 Упр. 1 (1) | 5-10.09 | | |
5/5 | Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | §2 (повт) | 12-17.09 | | |
6/6 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца | §6 Упр. 1 (3) | 12-17.09 | | |
7/7 | Решение задач на применение закона Ампера и силы Лоренца | §1-6 (повт) | 12-17.09 | | |
7.8 | Зачет (вводный) | | | | |
Электромагнитная индукция |
8/1 | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. | §8, 9, 10, 11 Упр.2 (1-3) | 19-24.09 | | |
9/2 | Самоиндукция. Индуктивность | §14, 15 | 19-24.09 | | |
10/3 | Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | §10,11 (повт) | 19-24.09 | | |
11/4 | Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле. | §16, 17 Упр.2 (8) | 26.09.- 1.10. | | |
12/5 | Решение задач на применение закона электромагнитной индукции. | Р. № 921-924 | 26.09.- 1.10 | | |
13/6 | Контрольная работа № 1. «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | | 26.09.- 1.10 | | |
14/7 | Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | §28 | 3-8.10 | | |
|
15/1 | Переменный ток | §31,32,35 Упр.4(4,5) | 3-8.10 | | |
16/2 | Лабораторная работа №3 «Измерение ускорения свободно- го падения». Решение задач. | §18- 20,21,22 Упр.3 (1,2) | 3-8.10 | | |
17/3 | Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний | §27, 28 Упр.4 (1) | 10-15.10 | | |
18/4 | Динамика колебательного движения. | §30 | 10-15.10 | | |
19/5 | Вынужденные колебания. Резонанс. | §34 | 10-15.10 | | |
20/6 | Решение задач | | 17-22.10 | | |
21/7 | Контрольная работа №2. Электромагнитные колебания | | 17-22.10 | | |
22/1 | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. | §37,38 Упр.5(1) | 17-22.10 | | |
23/2 | Решение задач. | | 24-29.10 | | |
24/3 | Производство и использование электрической энергии. | §39-40 | 24-29.10 | | |
25/4 | Передача электроэнергии. | §41 | 24-29.10 | | |
26/5 | Контрольная работа № 3 по теме «Основы электродинамики» | | 31.10-4.11 | | |
27/1 | Механические волны Распространение механических волн. | §42,43 | 31.10-4.11 | | |
28/2 | Длина волны. Скорость волны. | §44,45 | | | |
29/3 | Звуковые волны. Звук. | §46,47 | | | |
30/4 | Решение задач | | | | |
Электромагнитные волны |
31/1 | | §48-50 | 19-24.11 | | |
32/2 | Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник. | §51-54 | | | |
33/3 | Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи. | §56,57 | | | |
Оптика. Световые волны |
34/1 | Скорость света. | §59 | 26.10-1.12 | | |
35/2 | Закон отражения света. | §60.Упр.8 (3) | 3-8.12 | | |
36/3 | Решение задач. | | 3-8. 12 | | |
37/4 | Закон преломления света. | §61.Упр.8 (6.7) | 3-8.12 | | |
38/5 | Решение задач. | | 10-15.12 | | |
39/6 | Линза | §63,64.Упр.9(1,2) | 10-15.12 | | |
40/7 | Построение изображений, даваемых линзами. | §65 Упр.9(3,4) | 10-15.12 | | |
41/8 | Формула линзы. Лабораторная работа №3«Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». | §66 | 17-22 12 | | |
42/9 | Дисперсия света. | | 17-22.12 | | |
43/10 | Решение задач. | | 17-22.12 | | |
44/11 | Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла». | §67,69 | 24-28.12 | | |
45/12 | Интерференция света. Дифракция света. | §70,71 | 24-28.12 | | |
46/13 | Дифракционная решётка. | § 72 | 12.01 | | |
47/14 | Поляризация света. | § 73,74, Упр.10 | 14-19.01 | | |
48/15 | Контрольная работа№4 «Оптика. Световые волны». | | 14-19.01 | | |
Излучение и спектры |
49/1 | Виды излучений. | § 81-83 | 14-19.01 | | |
50/2 | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. | § 84 | 21-26.01 | | |
51//3 | Рентгеновские лучи. | § 85 | 21-26.01 | | |
52/4 | Шкала электромагнитных излучений. Обобщающее учебное занятие. | § 86 | 2 | | |
Элементы теории относительности |
53/1 | Постулаты теории относительности. | § 75,76,77 | 28.01-2.02 | | |
54/2 | Релятивистский закон сложения скоростей. | § 78Упр.11(2,4) | 28.01-2.02 | | |
55/3 | Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская динамика | § 79 Упр.11(1) | 28.01- 2.02 | | |
56/4 | Связь между массой и энергией. | § 79 | 4-9.02 | | |
57/5 | Решение задач | | 4-9.02 | | |
Квантовая физика и элементы астрофизики Световые кванты |
58/1 | Фотоэффект.Теория фотоэффекта. | § 87,88,Упр.12 | 4-9. 02 | | |
59//2 | Фотоны. | § 89 | 11-16.02 | | |
60//3 | Решение задач. | | 11-16 | | |
61/4 | Применение фотоэффекта. | §90 | 11-1602 | | |
Атомная физика |
62/1 | Строение атома. Опыт Резерфорда. | §93 | | | |
63/2 | Квантовые постулаты Бора | §94 | 18-22. 02 | | |
64/3 | Испускание и поглощение света атомами. Соотношение не определённостей Гейзенберга | §95 Упр.12 | 25.02- 2.03 | | |
65/4 | Лазеры. | §96,Упр.13 | 25.02- | | |
66/5 | Решение задач | | 25.02- | | |
Физика атомного ядра |
67/1 | Строение атомного ядра Ядерные силы. | §104 | 4-9 | | |
68/2 | Энергия связи атомных ядер. | §105 | 4-93 | | |
69/3 | Закон радиоактивного распада. | §101 | 4-9 | | |
70/4 | Ядерные реакции. | §106 | 11-16 | | |
71/5 | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. | §107-109 Упр.14 | 11-16 03 | | |
72/6 | Термоядерные реакции.Применение ядерной энергии. | §110,111 | 11-16 03 | | |
73/7 | Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. | §112,113 | 18-22 03 | | |
74/8, 75/9 | Решение задач | Рымке- вич | 18-22 | | |
76/10 | Контрольная работа№5 по теме «Квантовая физика» | | 2-6 | | |
Элементарные частицы. Значение физики для объяснения мира |
77/1 | Физика элементарных частиц. | §114,115 | 2-6 04 | | |
78/2 | Обобщающий урок «Развитие представлений о строении и свойствах вещества». | | 8-1 | | |
70/3 | Самостоятельная работа «Элементарные частицы». | | 8-19 14 | | |
80/4 | Единая физическая картина мира. | §127 | | | |
Строение Вселенной |
81/1 | Строение Солнечной системы. | §116,117 | | | |
82/2 | Система Земля-Луна. | §118 | 15-20 | | |
83/3 | Общие сведения о Солнце. | §120 | 15-20 | | |
84/4 | Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел | §121 | 22- | | |
85/5 | Источники энергии и внутреннее строение Солнца. | §122 | 22-27 04 | | |
86/6 | Физическая природа звёзд. | §123 | 22-27 | | |
87/7 | Астероиды и метеориты. | §119 | 29.04 | | |
88/8 | Наша Галактика. | §125 | 4.05 | | |
89/9 | Происхождение и эволюция галактик и звёзд. | §126 | 6-11 05 | | |
90/10 | Самостоятельная работа. | | 6-11 | | |
Повторение |
91/1 | Механика | §3-52 Ф-10 | 6-11 | | |
92/2 | Молекулярная физика | §57-84 Ф-10 | 13-18 | | |
93/3 | Электродинамика | | | | |
94/4 | Годовая контрольная работа | | 13-18.0 | | |
95-100 | Резерв. Итоговое повт. | | 20-24.5 | | |