Муниципальное образование Тимашевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
муниципального образования Тимашевский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 28 августа 2015 года протокол № 1
Председатель педсовета___________ Т.П. Волошина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физике
Уровень образования (класс): основное общее образование (7-9 классы)
Количество часов: 204
Учитель: Литвиненко Сергей Александрович
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г №1089 (с изменениями) и авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкина «Физика. 7 – 9 классы». Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. М. : Дрофа. 2 издание стереотипное. 2009 год.
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физике для 7 – 9 классов разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г №1089 (с изменениями) и на основе авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкина «Физика. 7 – 9 классы». Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. М. : Дрофа. 2 издание стереотипное. 2009 год. При составлении рабочей программы учтены методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании предмета «Физика» в 2015– 2016 учебном году
Общие цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Для решения основных задач обучения требуются книги, созданные на основе глубокого изучения основ наук, освоения их идей, традиций и конкретного содержания. Программа для основной школы, автором которой являются Перышкин А. В., Гутник Е. М. Учебно-методический комплект (УМК) «Физика» (авторы: Перышкин А.В. , Гутник Е.М.) предназначен для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. УМК выпускает издательство «Дрофа».
Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.
Достоинством учебников данного УМК являются ясность, краткость и доступность изложения, подробно описанные и снабженные рисунками демонстрационные опыты и экспериментальные задачи. Все главы учебника содержат богатый иллюстративный материал.
Учебники рассчитаны на такую структуру, при которой на первой ступени профильное обучение не вводится. Он включает весь необходимый теоретический материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях. Учебник отличается простотой и доступностью изложения материала, предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять на практике.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 7, 8 и 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю в каждом из трех классов.
Классы | Примерная программа | Рабочая программа учителя |
Кол-во часов | Общее количество часов в неделю | Часы инвариативной части | Часы вариативной части |
7 класс | 2 | 2 | 2 | - |
8 класс | 2 | 2 | 2 | - |
9 класс | 2 | 2 | 2 | - |
В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, предусматривает следующие изменения:
1. За счёт резервных часов в каждой параллели уменьшено общее количество часов в год – 68, вместо указанных в программе – 70, так как учебный год составляет 34 недели по учебному плану школы.
2. В 7-ом классе увеличено количество часов на изучение разделов «Первоначальные сведения о строении вещества» (6 часов вместо 5) и «Взаимодействие тел» (22 часа вместо 21) дополнительное время используется на освоение основных приемов решения задач.
Распределение часов по темам в 7 классе
№ п/п | Раздел | Количество часов | Контрольные работы | Лабораторные работы |
1 | Введение. | 4 | | 1 |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества. | 6 | 1 | 1 |
3 | Взаимодействие тел. | 22 | 1 | 7 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 23 | 1 | 3 |
5 | Работа и мощность. Энергия. | 13 | 1 | 2 |
| Итого | 68 | 4 | 14 |
3. В 8-ом классе по одному часу из резервного времени добавлено в разделы «Тепловые явления» (13 часов вместо 12) для освоения основных приемов решения задач и «Световые явления» (10 часов вместо 9) в связи со значительный количеством лабораторных работ
Распределение часов по темам в 8 классе
№ п/п | Раздел | Количество часов | Контрольные работы | Лабораторные работы |
1 | Тепловые явления. | 13 | | 3 |
2 | Изменение агрегатных состояний вещества. | 11 | 1 | 1 |
3 | Электрические явления. | 27 | 1 | 5 |
4 | Электромагнитные явления. | 7 | | 2 |
5 | Световые явления | 10 | 1 | 3 |
| Итого | 68 | 3 | 14 |
4. В 9-ом классе четыре часа резервного времени добавлены в раздел «Строение атома и атомного ядра» (15 часов вместо 11) из-за значительного объема теоретического материала.
Распределение часов по темам в 9 классе
№ п/п | Раздел | Количество часов | Контрольные работы | Лабораторные работы |
1 | Законы взаимодействия и движения тел. | 26 | 2 | 2 |
2 | Механические колебания и волны. Звук. | 10 | 1 | 2 |
3 | Электромагнитное поле. | 17 | 1 | 2 |
4 | Строение атома и атомного ядра. | 15 | 1 | 3 |
| Итого | 68 | 5 | 9 |
4. Содержание учебного предмета
7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Введение (4 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
2. Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел (22 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.
Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Центр тяжести тела.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы
3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
4. Измерение массы тела на рычажных весах.
5. Измерение объема твердого тела.
6. Измерение плотности твердого тела.
7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
8. Определение центра тяжести плоской пластины.
9. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
10. Измерение давления твердого тела на опору.
11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
«Золотое правило» механики. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
13. Выяснение условия равновесия рычага.
14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Перечень лабораторных работ:
1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
2. Измерение размеров малых тел.
3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
4. Измерение массы тела на рычажных весах.
5. Измерение объема твердого тела.
6. Измерение плотности твердого тела.
7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
8. Определение центра тяжести плоской пластины.
9. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
10. Измерение давления твердого тела на опору.
11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
13. Выяснение условия равновесия рычага.
14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Тепловые явления (13 ч)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.
Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Фронтальные лабораторные работы
1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч)
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.
Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Фронтальная лабораторная работа
4. Измерение относительной влажности воздуха.
Электрические явления (27 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Фронтальные лабораторные работы
5. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
6. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
7. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.
8. Регулирование силы тока реостатом.
9. Измерение работы и мощности электрического тока.
Электромагнитные явления (7 ч)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Фронтальные лабораторные работы
10. Сборка электромагнита и испытание его действия.
11. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления (10 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света.
Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало.
Преломление света.
Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Фронтальные лабораторные работы
12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.
Перечень лабораторных работ:
1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
4. Измерение относительной влажности воздуха.
5. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
6. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
7. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.
8. Регулирование силы тока реостатом.
9. Измерение работы и мощности электрического тока.
10. Сборка электромагнита и испытание его действия.
11. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение
9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Фронтальные лабораторные работы
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук (10 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.
Фронтальные лабораторные работы
3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
4. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Электромагнитное поле (17 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы
5. Изучение явления электромагнитной индукции.
6. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
Строение атома и атомного ядра (15 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. Элементарные частицы. Античастицы.
Фронтальные лабораторные работы
7. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
8. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
Перечень лабораторных работ:
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
4. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
5. Изучение явления электромагнитной индукции.
6. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
7. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
8. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
5. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Основное содержание |
| 7 класс | 68 | |
1 | Введение. | 4 | Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника. |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества. | 6 | Молекулы. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений. Притяжение и отталкивание молекул. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. |
3 | Взаимодействие тел. | 22 | Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 23 | Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр – анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание. |
5 | Работа и мощность. Энергия. | 13 | Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. «Золотое правило» механики. КПД механизма. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Энергия рек и ветра. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. |
| 8 класс | 68 | |
| Тепловые явления. | 13 | Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи: теплопроводность. Виды теплопередачи: конвекция, излучение. Сравнение видов теплопередачи. Применение теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах |
| Изменение агрегатных состояний вещества. | 11 | Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно – кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. |
| Электрические явления. | 27 | Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. |
| Электромагнитные явления. | 7 | Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Динамик и микрофон. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. |
| Световые явления. | 10 | Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. |
| 9 класс | 68 | |
| Законы взаимодействия и движения тел. | 26 | Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение: перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном движении. Графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. |
| Механические колебания и волны. Звук. | 10 | Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. |
| Электромагнитное поле. | 17 | Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускания света атомами. Происхождение линейчатых спектров. |
| Строение атома и атомного ядра. | 15 | Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета- распада. Энергия связи частиц в ядре. Деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. |
| Всего часов: | 204 | |
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Печатные пособия
1. Физика. 7 класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин. – М. : Дрофа, 2010
2. Физика. 8 класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин. – 15-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2012
3. Физика. 9 кл. : учебник / А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. - М. : Дрофа, 2014
4. Сборник задач по физике: Для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М. : Просвещение, 2009
5. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009
6. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» / О.И. Громцева. - М.: Издательство «Экзамен», 2014
7. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс» / О.И. Громцева. - М.: Издательство «Экзамен», 2014
8. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. «Физика. 9 класс» / О.И. Громцева. - М.: Издательство «Экзамен», 2010
9. Тесты по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений» / А.В. Чеботарева. - М.: Издательство «Экзамен», 2013
10. Тесты по физике: 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 кл.» / О.И. Громцева. - М.: Издательство «Экзамен», 2013
11. Сборник задач по физике: 7 – 9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. сост. Г.А. Лонцова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2011
12. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М. : Дрофа, 2013
13. Физика. 8 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М. : Дрофа, 2014
14. Физика. 9 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М. : Дрофа, 2012
Таблицы общего назначения
1. Единицы физических величин.
2. Множители и приставки СИ.
3. Физические величины и фундаментальные константы.
4. Шкала электромагнитных излучений.
5. Уголок по технике безопасности.
6. Уголок пожарной безопасности.
Тематические таблицы по физике «Термодинамика»
Внутренняя энергия
Работа газа
Законы термодинамики
Паровая машина Ползунова
Паровая турбина
Двигатель внутреннего сгорания
Газовая турбина
Компрессионный холодильник
Ракетные двигатели
Энергетика и энергетические ресурсы
Тематические таблицы по физике «Электростатика. Законы постоянного тока»
Электрические заряды
Потенциал. Разность потенциалов
Диэлектрики в электрическом поле
Электроемкость
Постоянный электрический ток
Магнитное поле тока
Движение заряженных частиц
Электромагнитная индукция
Магнетики
Электрические генераторы и двигатели
Трехфазная система токов
Электроизмерительные приборы
Тематические таблицы по физике «Электрический ток в различных средах»
Электрический ток в металлах
Проводимость полупроводников
p-n переход
Транзистор
Электронно-лучевая трубка
Электрический ток в газах
Тлеющий разряд
Электрический ток в электролитах
Тематические таблицы по физике
Фотоэффект
Молекулярная физика. Термодинамика
Газовые законы
Основы кинематики
Электростатика
Движение тела под действием силы тяжести
Динамика
Магнитное поле
Колебания
Геометрическая оптика
Комплект портретов для кабинета физики
Технические средства обучения:
1. Компьютер
2. Доска интерактивная Inter Write
3. Проектор мультимедийный Benq 611c
4. Планшет интерактивный проводной
Цифровые и электронные образовательные ресурсы.
1. Интерактивное учебное пособие «НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА. Физика. 7 класс» ООО «Экзамен-Медиа», 2012
2. Интерактивное учебное пособие «НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА. Физика. 8 класс» ООО «Экзамен-Медиа», 2012
3. Интерактивное учебное пособие «НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА. Физика. 9 класс» ООО «Экзамен-Медиа», 2012
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Наименование | Раздел физики | Кол-во |
Набор для исследования плавления и кристаллизации | Мол-ая. физика. | 15 |
Набор для исследования изопроцессов | Мол-ая. физика. | 15 |
Набор стеклянных трубок разного диаметра | Мол-ая. физика. | 2 |
Лабораторный набор «Исследование изопроцессов в газах с манометром» | Мол-ая. физика. | 15 |
Марганец | Мол-ая. физика. | 1 |
Мензурки стеклянные 250 мл | Мол-ая. физика. | 3 |
Термометры | Мол-ая. физика. | 30 |
Спиртовка | Мол-ая. физика. | 1 |
Набор «Тепловые явления» | Мол-ая. физика. | 15 |
Гигрометр | Мол-ая. физика. | 1 |
Калориметры | Мол-ая. физика. | 15 |
Экраны металлические | Мол-ая. физика. | 15 |
Набор линз | Мол-ая. физика. | 1 |
Набор иголок | Мол-ая. физика. | 1 |
Стаканы металлические | Мол-ая. физика. | 14 |
Мензурки стеклянные 100 мл | Мол-ая. физика. | 14 |
Мензурки пластмассовые 100 мл | Мол-ая. физика. | 11 |
Мензурки пластмассовые 150 мл | Мол-ая. физика. | 16 |
Набор гальванометров | Электродинамика | 1 |
Электрометры | Электродинамика | 4 |
Султаны | Электродинамика | 2 |
Электроскоп | Электродинамика | 1 |
Набор шаров по электризации | Электродинамика | 1 |
Набор по электродинамике | Электродинамика | 1 |
Набор палочек по электризации | Электродинамика | 1 |
Электрофорная машина | Электродинамика | 2 |
Наборы по определению удельного сопротивления | Электродинамика | |
Резисторы на подставках | Электродинамика | |
Источники постоянного и переменного тока | Электродинамика | |
Блоки разных видов | Электродинамика | |
Набор транзисторов и терристов | Электродинамика | |
Набор резисторов | Электродинамика | |
Источники питания | Электродинамика | |
Набор по электролизу | Электродинамика | |
Реостат потенциометр | Электродинамика | |
Миллиамперметры | Электродинамика | |
Прибор для демонстрации зависимости сопротивления от длинны, площади | Электродинамика | |
Магазин резисторов | Электродинамика | |
Соединительные провода | Электродинамика | |
Прибор для определения зависимости сопротивления металла от температуры | Электродинамика | |
Вольтметры | Электродинамика | |
Амперметры | Электродинамика | |
Батареи элементов | Электродинамика | |
Набор «Электричество» | Электродинамика | |
Миллиамперметры (ст) | Электродинамика | |
Лоток демонстрационный | Электродинамика | |
Модель электродвигателя разборная | Электродинамика | |
Весы с разновесами | Механика | 23 |
Метрономы | Механика | 2 |
Штангенциркуль | Механика | 2 |
Микрометр | Механика | 5 |
Набор «Механика» | Механика | 2 |
Трибометр | Механика | 1 |
Секундомеры | Механика | 11 |
Динамометры | Механика | 30 |
Набор «Простые механизмы» | Механика | 15 |
Катушки деревянные | Механика | 15 |
Линейки | Механика | 17 |
Набор грузов 100 г квадрат | Механика | 12*6 |
Набор шариков | Механика | 1 |
Демонстрация «Давление» | Механика | 1 |
Держатель для блоков | Механика | 1 |
Набор гирь | Механика | 11 |
Набор тел для калориметрических работ | Механика | 9 |
Набор брусков | Механика | 20 |
Гиря | Механика | 5 |
Набор тел разной массы | Механика | 20 |
Набор флаконов | Механика | 20 |
Песок | Механика | 1 |
Набор грузов 100 г. Круглые | Механика | 8*6 |
Ролики | Механика | 15 |
Набор гирь | Механика | 8 |
Набор тел равной массы | Механика | 15 |
Набор пружин разной жесткости | Механика | 15 |
Набор для демонстрации поверхностного натяжения | Механика | 1 |
Набор по кинематике и динамике | Механика | 3 |
Пистолет двусторонний | Механика | 6 |
Линза собирающая с фокусным расстоянием 60 мм | Оптика | 15 |
Линза собирающая с фокусным расстоянием 25 мм | Оптика | 15 |
Поляроиды | Оптика | 30 |
Дифракционная решетка | Оптика | 15 |
Прозрачный полуцелиндр | Оптика | 15 |
Плоскопараллельная пластина | Оптика | 15 |
Прозрачная пластина со скошенными гранями | Оптика | 15 |
Плоское зеркало | Оптика | 15 |
Экран со щелью | Оптика | 15 |
Лист с разметкой и лимб | Оптика | 15 |
Магнитные держатели | Оптика | 45 |
Лампа накаливания | Оптика | 15 |
Прямоугольная кювета с прозрачными стенками | Оптика | 15 |
Пластиковый коврик с четырьмя булавками | Оптика | 15 |
Линза рассеивающая с фокусным расстоянием 25 мм | Оптика | 15 |
Линза собирающая на подставке | Оптика | 15 |
Линза рассеивающая на подставке | Оптика | 15 |
Зеркало на подставке | Оптика | 15 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей точных наук СОШ №3 от 26.08 2015 года № 1 ___________ С.Н. Онищенко | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Л.Г. Рожкова 27.08 2015 года |