СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 7 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена на основе ООО ООП  МБОУ «СОШ №7» с учётом примерной программы А.В.Перышкина, Е.М.Гутника «Физика» 7-9 классы «Дрофа» 2014. и учебным планом МБОУ "СОШ №7".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 7 класса»

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»



Рассмотрено:

на заседании МО

протокол № ____

от «__»___________ 2017г.

Согласовано:

заместитель директора по УВР

Щукина Т. А.

от «__»___________ 2017г.

Утверждаю:

директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» Черчинская Л. А.

от «__»___________ 2017г.








Рабочая программа по Физике 7А
предмет, класс




Учитель: Герчес Константин Александрович
Ф.И.О., кв. категория

















город Абакан
2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые документы


Данная программа составлена на основе ООО ООП МБОУ «СОШ №7» с учётом примерной программы А.В.Перышкина, Е.М.Гутника «Физика» 7-9 классы «Дрофа» 2014. и учебным планом МБОУ "СОШ №7".


Цели и задачи обучения


- освоение знаний о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира, о наиболее важных открытиях в области физики;

- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач, оценивать достоверность естественнонаучной информации;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами,

- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, чувства ответственности за защиту окружающей среды,

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности собственной жизни.


Сроки реализации программы


В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 202 учебных часа, в том числе в 7, 8 по 68 учебных часов, а в 9 классах по 66 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 5—6 классах возможно преподавание курса «Введение в естественно - научные предметы. Естествознание», который можно рассматривать как пропедевтику курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно - научного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении физики в основной школе, являются:


  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории развития, с учетом собственных интересов и возможностей;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • осознанное, уважительное отношение друг к другу, учителю, результатам обучения


Метапредметные результаты – это освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении физики в основной школе, являются:


Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства

  • достижения цели.

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

  • работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные:

  • справочная литература, физические приборы, компьютер.

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно

  • подобранные средства.

  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  • уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

  • давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития.


Познавательные УУД:


  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

  • строить логичное рассуждение, включающее установление причинно следственных связей.

  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

  • использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче

  • программно-аппаратные средства и сервисы.


Коммуникативные УУД:


  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Предметные результаты – это освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения физики в основной школе отражают:

  • различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;

  • характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие энергии, понятие об атомно-молекулярном

  • строении вещества и трёх состояниях вещества.

  • оценивать абсолютную погрешность измерения, применять метод рядов;

  • проводить измерение силы тяжести, силы упругости, силы трения;

  • наблюдение превращения энергии, действия простых механизмов, наблюдение зависимости давления газа от его температуры и объёма,

  • атмосферного давления, давления столба жидкости в зависимости от плотности жидкости и высоты столба жидкости, наблюдение действия

  • выталкивающей силы и её измерение.

  • оперировать пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её формировании;

  • обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.

  • разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности вещества, анализе причин возникновения силы упругости и силы трения,

  • опытов, подтверждающих закон сохранения энергии, закон Паскаля, существование атмосферного давления и выталкивающей силы.

  • определять цену деления измерительного прибора;

  • измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей, атмосферное давление;

  • на практике применять правило равновесия рычага, зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел.


Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны:


Знать/понимать:

- смысл понятий: физическое тело, явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, молекула, атом;

- смысл физических величин: скорость, масса, сила, работа, плотность, механическая энергия, кинетическая и потенциальная энергии;

- смысл физических законов: закона Паскаля, закона Архимеда, закона равновесия рычага к блоку;

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь:

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел; диффузию, инерцию, явление тяготения;

- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики;

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств;

- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

- рационального природопользования и защиты окружающей среды.



Содержание учебного предмета


1. Введение (3ч)


Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Лабораторные работы:

1. Определение цены деления измерительного прибора.


2. Первоначальные сведения о строении вещества (5ч)


Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Лабораторные работы:

2. Определение размеров малых тел.


3. Взаимодействие тел (22ч)


Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Лабораторные работы:

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Измерение силы трения с помощью динамометра.

4. Давление твердых тел жидкостей и газов (19ч)


Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно - кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Лабораторные работы:

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.


5. Работа и мощность. Энергия (13ч)


Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

Лабораторные работы:

10. Выяснение условия равновесия рычага .

11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.


6. Резерв (6ч)






Тематическое планирование


Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Введение

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты

Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических; проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения физики

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений

Измерять расстояния, промежутки времени, температуру; обрабатывать результаты измерений; определять цену деления шкалы измерительного цилиндра; научиться пользоваться измерительным цилиндром, с его помощью определять объем жидкости; переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения. Записывать результат измерения с учетом погрешности

Лабораторная работа № 1«Определение цены деления измерительного прибора».

Находить цену деления любого Измерительного прибора, Представлять результаты измерений в виде таблиц, анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы, работать в группе

Физика и техника

Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых; определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях, составлять план презентации

Первоначальные сведения о строении вещества

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение

Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение; схематически изображать молекулы воды и кислорода;  определять размер малых тел; сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха; объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел».

Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел, представлять результаты измерений в виде таблиц, выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы; работать в группе

Движение молекул

Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; приводить примеры диффузии в окружающем мире;  наблюдать процесс образования кристаллов; анализировать результаты опытов по движению и диффузии, проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы

Взаимодействие молекул

Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; объяснять опыты смачивания и не смачивания тел; наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии: молекул, проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел

Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях; выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы

Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»


Взаимодействие тел

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

Определять траекторию движения тела. Доказывать относительность движения тела; переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм; различать равномерное и неравномерное движение; определять тело относительно, которого происходит движение; использовать межпредметные связи физики, географии, математики: проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы.

Скорость. Единицы скорости

Рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении; выражать скорость в км/ч, м/с; анализировать таблицы скоростей; определять среднюю скорость движения заводного автомобиля; графически изображать скорость, описывать равномерное движение. Применять знания из курса географии, математики

Расчет пути и времени движения

Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;  определять путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени; оформлять расчетные задачи

Инерция

Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; приводить примеры проявления явления инерции в быту; объяснять явление инерции; проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции. Анализировать его и делать выводы

Взаимодействие тел

Описывать явление взаимодействия тел; приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению скорости; объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

Устанавливать зависимость изменение скорости движения тела от его массы; переводить основную единицу массы в т, г, мг; работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать, полученные сведения о массе тела, различать инерцию и инертность тела

Лабораторная работа № 3

«Измерение массы тела на рычажных весах».

Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела; пользоваться разновесами; применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами. Работать в группе

Плотность вещества

Определять плотность вещества; анализировать табличные данные; переводить значение плотности из кг/м в г/см3; применять знания из курса природоведения, математики, биологии.

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

Измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра;  измерять плотность твердого тела и жидкости с помощью весов и измерительного цилиндра; анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы; составлять таблицы; работать в группе

Расчет массы и объема тела по его плотности

Определять массу тела по его объему и плотности; записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности веществ. Работать с табличными данными.

Решение задач по темам: «Механическое движение», «Масса». «Плотность вещества»

Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема. Анализировать результаты, полученные при решении задач.

Контрольная работа №1 по темам: «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

Применять знания к решению задач.

Сила.

Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения; Определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы. Анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах

Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире. Находить точку приложения и указывать направление силы тяжести. различать изменение силы тяжести от удаленности поверхности Земли; Выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства); самостоятельно работать с текстом, систематизировать и обобщать знания о явлении тяготения и делать выводы.

Сила упругости. Закон Гука.

Отличать силу упругости от силы тяжести; графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия;  объяснять причины возникновения силы упругости.  приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту, делать выводы

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

Графически изображать вес тела и точку его приложения;  рассчитывать силу тяжести и веса тела;  находить связь между силой тяжести и массой тела;  определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести

Динамометр.

Лабораторная работа № 6 по теме «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Градуировать пружину;  получать шкалу с заданной ценой деления; измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра; различать вес чела и его массу, представлять результаты в виде таблиц; работать в группе.

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

Экспериментально находить равнодействующую двух сил; анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы; рассчитывать равнодействующую двух сил

Сила трения. Трение покоя.

Измерять силу трения скольжения; называть способы увеличения и уменьшения силы трения; применять, знания о видах трения и способах его изменения на практике, объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения анализировать их и делать выводы

Трение в природе и технике. «Измерение силы трения с помощью динамометра»

Объяснять влияние силы трения в быту и технике;  приводить примеры различных видов трения; анализировать, делать выводы. Измерять силу трения с помощью динамометра.

Решение задач по теме «Силы», «Равнодействующая сил»

Применять знания из курса математики, физики, географии. Биологии к решению задач. Отработать навыки устного счета. Переводить единицы измерения.

Контрольная работа работа №2 по теме «Вес», «Графическое изображение сил», «Виды сил», «Равнодействующая сил»

Применять знания к решению задач

ЗАЧЕТ по теме «Взаимодействие тел»


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление. Единицы давления


Способы уменьшения и увеличения давления

Приводить примеры из практики по увеличению площади опоры для уменьшения давления; выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы

Давление газа

Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества; анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково. анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; работать с текстом параграфа учебника, составлять план проведение опытов

Решение задач. Контрольная работа №3 по теме « Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

Отработка навыков устного счета, Решение задач на расчет давления жидкости на дно сосуда

Сообщающиеся сосуды

Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту; проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы

Вес воздуха. Атмосферное давление

Вычислять массу воздуха; сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы; проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы. Применять знания, из курса географии: при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления.

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

Вычислять атмосферное давление; объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли; наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида; Объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря; применять знания из курса географии, биологии

Манометры. Поршневой жидкостный насос

Измерять давление с помощью манометра; различать манометры по целям использования; определять давление с помощью манометра;

Поршневой жидкостный насос Гидравлический пресс

Приводить примеры из практики применения поршневого насоса и гидравлического пресса; работать с текстом параграфа учебника,

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; приводить примеры из жизни, подтверждающие существование выталкивающей силы; применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике

Закон Архимеда

Выводить формулу для определения выталкивающей силы;  рассчитывать силу Архимеда; указывать причины, от которых зависит сила Архимеда; работать с текстом, обобщать и делать выводы, анализировать опыты с ведерком Архимеда.

«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело; определять выталкивающую силу; работать в группе.

Плавание тел

Объяснять причины плавания тел; приводить примеры плавания различных тел и живых организмов; конструировать прибор для демонстрации гидростатического явления; применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел

Решение задач по теме «Архимедова сила», «Условия плавания тел»

Рассчитывать силу Архимеда. Анализировать результаты, полученные при решении задач

Лабораторная работа № 7

«Выяснение условий плавание тела в жидкости»

На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости; работать в группе.

Плавание судов. Воздухоплавание

Объяснять условия плавания судов; Приводить примеры из жизни плавания и воздухоплавания; объяснять изменение осадки судна; Применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания.

Решение задач по темам: «Архимедова сила», «Плавание тел», «Воздухоплавание»

Применять знания из курса математики, географии при решении задач.

Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»


Работа и мощность. Энергия

Механическая работа. Единицы работы

Вычислять механическую работу; определять условия, необходимые для совершения механической работы

Мощность. Единицы мощности

Вычислять мощность по известной работе; приводить примеры единиц мощности различных технических приборов и механизмов; анализировать мощности различных приборов; выражать мощность в различных единицах; проводить самостоятельно исследования мощности технических устройств, делать выводы

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

Применять условия равновесия рычага в практических целях: поднятии и перемещении груза; определять плечо силы; решать графические задачи

Момент силы

Приводить примеры, иллюстрирующие как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; работать с текстом параграфа учебника, обобщать и делать выводы об условии равновесия тел.

Рычаги в технике, быту и природе.

Лабораторная работа № 8

«Выяснение условий равновесия рычага»

Проверить опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверять на опыте правило моментов; применять практические знания при выяснении условий равновесия рычага, знания из курса биологии, математики, технологии. Работать в группе.

Блоки. «Золотое правило» механики

Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков; работать с текстом параграфа учебника, анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы

Решение задач по теме «Равновесие рычага», «Момент силы»

Применять навыки устного счета, знания из курса математики, биологии: при решении качественных и количественных задач. Анализировать результаты, полученные при решении задач

Центр тяжести тела

Находить центр тяжести плоского тела; работать с текстом; анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы

Условия равновесия тел

Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела;  приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту; работать с текстом, применять на практике знания об условии равновесия тел.

Коэффициент полезного действия механизмов.

Лабораторная работа № 9

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Опытным путем установить, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; анализировать КПД различных механизмов; работать в группе

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; работать с текстом параграфа учебника

Превращение одного вида механической энергии в другой

Приводить примеры превращения энергии из одного вида в другой, тел обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией; работать с текстом

Контрольная работа №4 по теме «Работа. Мощность, энергия»

Отработка навыков устного счета, Решение задач на расчет работы, мощности, энергии

Повторение пройденного материала

Демонстрировать презентации. Выступать с докладами. Участвовать в обсуждении докладов и презентаций

Резерв

Резерв



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п\п

Дата по плану / по факту

Основное содержание по темам

Примечание

1. Введение (3ч)


Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты



Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Физика и техника



Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»


2. Первоначальные сведения о строении вещества (5ч)


Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.



Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»



Движение молекул. Взаимодействие молекул



Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел



Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»


3. Взаимодействие тел (22ч)


Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение



Скорость. Единицы скорости



Расчет пути и времени движения



Инерция



Взаимодействие тел



Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах



Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»



Плотность вещества



Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»



Расчет массы и объема тела по его плотности



Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»



Контрольная работа №1 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»



Сила



Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах



Сила упругости. Закон Гука



Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела



Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».



Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.



Сила трения. Трение покоя



Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»



Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил»



Контрольная работа №2 по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»


4. Давление твердых тел жидкостей и газов (19ч)


Давление. Единицы давления.



Способы уменьшения и увеличения давления.



Давление газа.



Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля



Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда



Зачет по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»



Сообщающиеся сосуды



Вес воздуха. Атмосферное давление



Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли



Барометр анероид. Атмосферное давление на различных высотах



Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс



Действие жидкости и газа на погруженное в них тело



Закон Архимеда



Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»



Плавание тел. Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел»



Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»



Плавание судов. Воздухоплавание



Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание»



Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»


5. Работа, мощность, энергия (13ч)


Механическая работа. Единицы работы



Мощность. Единицы мощности



Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге



Момент силы



Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»



Блоки. «Золотое правило» механики



Решение задач по теме «Условия равновесия рычага»



Центр тяжести тела. Условия равновесия тел



Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»



Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия



Превращение одного вида механической энергии в другой



Контрольная работа №4 по теме «Работа. Мощность, энергия»



Повторение пройденного материала


6. Резерв (6ч)


Резерв



Резерв



Резерв



Резерв



Резерв



Резерв