ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по физике для 10-го класса средней школы составлена на основе следующих документов:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- примерной программы среднего общего образования по физике,
- авторской программы к линии УМК Л. Э. Генденштейна, А. А. Булатовой, И. Н. Корнильева, А. В. Кошкиной, под ред. В. А. Орлова «Физика. 10 класс. Базовый уровень».
Данная программа входит в учебно-методический комплекс, ядром которого являются учебники «Физика. 10 класс. Базовый уровень» Л.Э. Генденштейна, А.А. Булатовой и др. издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Цель изучения физики:
Формирование современных представлений об окружающем материальном мире, развитие умений наблюдать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, строить теоретические модели, планировать и осуществлять физические опыты для проверки следствий физических теорий, анализировать результаты выполненных экспериментов и практически применять полученные знания в повседневной жизни.
Задачи обучения физике на базовом уровне:
1) формирование представлений о роли и месте физики в современной естественно-научной картине мира, в развитии современной техники и технологий; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) овладение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
3) овладение основными методами научного познания, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.); умения обрабатывать результаты прямых и косвенных измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
4) формирование умения решать качественные и расчетные физические задачи с явно заданной физической моделью;
5) формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
6) формирование собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Характеристика учебного предмета
Изучение физики в 10–11-м классах на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и ее применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества — важнейший элемент общей культуры. Изучение физики необходимо для формирования миропонимания, развития научного способа мышления.
Эффективное изучение учебного предмета предполагает преемственность, когда постоянно привлекаются полученные ранее знания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале. Это особенно важно учитывать при изучении физики в старших классах, поскольку многие из изучаемых вопросов уже знакомы учащимся по курсу физики основной школы. Следует учитывать, однако, что среди старшеклассников, выбравших изучение физики на базовом уровне, есть и такие, у кого были трудности при изучении физики в основной школе. Поэтому в данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе физики основной школы.
Главное отличие при изучении предмета «Физика» в старших классах от изучаемого материала в основной школе состоит в том, что в 7–9-м классах изучались физические явления, а в 10–11-м классах — основы физических теорий и их применение.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Методологической основой Программы и УМК для 10–11-го классов, является системно-деятельностный подход. Авторский коллектив рекомендует использовать метод
ключевых ситуаций, который позволяет организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, реализовать системно-деятельностный подход при изучении физики, как учебного предмета.
Место учебного предмета в учебном плане
В средней школе физика изучается в 10-м и 11-м классах. Учебный план включает 70/140 учебных часов на базовом уровне из расчета 1/2 учебных часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения, выработке собственной позиции по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, в том числе в сфере науки и техники;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, других людей;
компетенции сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, понимание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов, формирование умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
осознанный выбор будущей профессии;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы (в том числе время и другие нематериальные ресурсы), необходимые для достижения поставленной ранее цели, сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
определять несколько путей достижения поставленной цели и выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью, оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится
с разных позиций критически оценивать и интерпретировать информацию, распознавать и фиксировать противоречия в различных информационных источниках, использовать различные модельно-схематические средства для их представления;
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи, искать и находить обобщенные способы их решения;
приводить критические аргументы в отношении суждений, анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится
выстраивать деловые взаимоотношения при работе, как в группе сверстников, так и со взрослыми;
при выполнении групповой работы исполнять разные роли (руководителя и члена проектной команды, генератора идей, критика, исполнителя и т. д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием различных устных и письменных языковых средств;
координировать и выполнять работу в условиях реального и виртуального взаимодействия, согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
публично представлять результаты индивидуальной и групповой деятельности;
подбирать партнеров для работы над проектом, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
точно и емко формулировать замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
На базовом уровне выпускник научится
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами и делать вывод с учетом погрешности измерений;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
На базовом уровне выпускник получит возможность научиться
понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и показывать роль физики в решении этих проблем;
решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физика и естественнонаучный метод познания природы (1 ч)
Физика — фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон — границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура.
Механика (29 ч)
Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики — перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений. Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона. Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая энергия материальной точки и системы. Закон сохранения механической энергии. Работа силы. Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Давление. Закон сохранения энергии в динамике жидкости. Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны.
Лабораторные работы:
измерение жесткости пружины;
изучение закона сохранения энергии в механике с учетом
действия силы трения скольжения.
Демонстрации:
равномерное и равноускоренное движение;
свободное падение;
явление инерции;
связь между силой и ускорением;
измерение сил;
зависимость силы упругости от деформации;
сила трения;
невесомость и перегрузки;
реактивное движение;
виды равновесия;
закон Архимеда;
различные виды колебательного движения;
поперечные и продольные волны.
Молекулярная физика и термодинамика (15 ч)
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых машин.
Лабораторные работы:
опытная проверка закона Гей-Люссака;
исследование скорости остывания воды.
Демонстрации:
модель броуновского движения;
модель строения газообразных, жидких и твердых тел;
кристаллические и аморфные тела;
измерение температуры;
изотермический, изобарный и изохорный процессы;
модель давления газа;
адиабатный процесс;
преобразование внутренней энергии в механическую;
модель теплового двигателя.
Электродинамика (20 ч)
Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор. Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.
Лабораторные работы:
определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока;
Демонстрации:
электризация тел;
проводники и диэлектрики;
электрометр;
силовые линии заряженного шара, двух заряженных шаров;
модель конденсатора;
зависимость электроемкости от расстояния между пластинами и от площади пластин;
энергия заряженного конденсатора;
гальванический элемент;
закон Ома для участка цепи;
закон Ома для замкнутой цепи;
электролиз медного купороса;
односторонняя проводимость полупроводникового диода;
полупроводниковые приборы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел | Молекулярная физика и термодинамика | | | | | |
31 | Основные положения МКТ. | 1 | 11.янв | | 11.янв | |
32 | Масса и размеры молекул. Количество вещества. | 1 | 14.янв | | 14.янв | |
33 | Изопроцессы в газах. | 1 | 18.янв | | 18.янв | |
34 | Решение задач на изопроцессы. | 1 | 21.янв | | 21.янв | |
35 | Решение графических задач на изопроцессы. Самостоятельная работа | 1 | 25.янв | | 25.янв | |
36 | Уравнение состояния идеального газа. | 1 | 28.янв | | 28.янв | |
37 | Решение задач по теме «Уравнение состояния газа». | 1 | 01.фев | | 01.фев | |
38 | Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. | 1 | 04.фев | | 04.фев | |
39 | Температура и средняя кинетическая энергия молекул газа. Самостоятельная работа | 1 | 08.фев | | 08.фев | |
40 | Внутренняя энергия. | 1 | 11.фев | | 11.фев | |
41 | Изменение внутренней энергии газа и работа газа | 1 | 15.фев | | 15.фев | |
42 | Изопроцессы в термодинамике. Адиабатный процесс | 1 | 18.фев | | 18.фев | |
43 | Решение задач на первый закон термодинамики. Самостоятельная работа | 1 | 22.фев | | 22.фев | |
44 | Тепловые двигатели. | 1 | 25.фев | | 25.фев | |
45 | Коэффициент полезного действия | 1 | 01.мар | | 01.мар | |
46 | Контрольный урок по теме «Молекулярная физика. Термодинамика» | 1 | 04.мар | | 04.мар | |
Раздел | Электродинамика | | | | | |
47 | Взаимодействие электрических зарядов | 1 | 11.мар | | 11.мар | |
48 | Напряженность электрического поля. Линии напряженности. | 1 | 15.мар | | 15.мар | |
49 | Проводники и диэлектрики в электростатическом поле | 1 | 18.мар | | 18.мар | |
50 | Работа электрического поля. Разность потенциалов | 1 | 29.мар | | 29.мар | |
51 | Связь между разновидностью потенциалов и напряжённостью | 1 | 01.апр | | 01.апр | |
52 | Электроёмкость | 1 | 05.апр | | 05.апр | |
53 | Электрический ток. Сила тока | 1 | 08.апр | | 08.апр | |
54 | Закон Ома для участка цепи | 1 | 12.апр | | 12.апр | |
55 | Последовательное и параллельное соединение проводников | 1 | 15.апр | | 15.апр | |
56 | Измерение силы тока и напряжения. Самостоятельная работа | 1 | 19.апр | | 19.апр | |
57 | Работа силы тока. Закон Джоуля-Ленца | 1 | 22.апр | | 22.апр | |
58 | Мощность электрического тока | 1 | 26.апр | | 26.апр | |
59 | Закон Ома для полной цепи | 1 | 29.апр | | 29.апр | |
60 | Следствия из закона Ома для полной цепи | 1 | 03.май | | 03.май | |
61 | Решение задач | 1 | 06.май | | 06.май | |
62 | Контрольная работа на тему "Постоянный электрический ток" | 1 | 10.май | | 10.май | |
63 | Электрический ток в жидкостях и газах | 1 | 13.май | | 13.май | |
64 | Электрический ток в вакууме. Плазма | 1 | 17.май | | 17.май | |
65 | Электрический ток в полупроводниках | 1 | 20.май | | 20.май | |
66 | Полупроводниковые приборы | 1 | 24.май | | 24.май | |
67 | Повторение (резерв) | 1 | 27.май | | 27.май | |
68 | Повторение (резерв) | | | | | |