Физическая культура
Пояснительная записка
Учащиеся с умеренной и выраженной умственной отсталостью имеют не только интеллектуальный дефект, но и значительные отклонения в физическом развитии и формировании двигательных навыков. Замедленность протекания психических процессов, конкретность мышления, дефекты памяти и внимания обуславливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
Уроки физической культуры направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Особенности психофизического развития умственно отсталых учащихся обуславливают необходимость многократного повторения упражнений, сочетающегося с правильным показом. Необходимо подбирать такие упражнения и задания, которые состоят из простых, элементарных движений.
Одной из характерных особенностей учащихся с умеренной и выраженной умственной отсталостью является инертность нервных процессов, их стереотипность и обусловленная этим трудность переключения с одного действия на другое. При изменении условий учащиеся не могут воспроизвести даже хорошо знакомые, разученные упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же заданий в различных условиях.
В работе с учащимися нужно учитывать, что словесная инструкция, даже в сочетании с показом, не всегда бывает достаточной для усвоения упражнения. Поэтому требуется непосредственная помощь учащимся в процессе воспроизведения того или иного задания.
Нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, грубая эндокринная патология, общая диспластичность развития обязывают учителя быть особенно осторожным в подборе физических упражнений, в их дозировке и темпе проведения, как отдельных заданий, так и всего урока.
Каждый урок по физической культуре должен планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к успокоительным упражнениям; чередованием различных видов упражнений, подбором упражнений, соответствующих возможностям учащихся.
Урок строится из четырех частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной), которые должны быть методически связаны между собой.
В программу включены следующие разделы: общеразвивающие и обще коррегирующие упражнения, прикладные упражнения, способствующие развитию прикладных умений и навыков, игры и игровые упражнения.
Перед уроками физического воспитания стоят следующие задачи:
учить детей готовиться к уроку физкультуры;
учить правильному построению на урок и знанию своего места в строю;
учить правильному передвижению детей из класса на урок физкультуры;
учить ориентировке в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);
учить исходным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений и движению в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);
учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);
учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;
учить ходить и бегать в строю, в колонне по одному;
прививать навыки координации движения толчка двумя ногами в различных видах прыжков;
обучать мягкому приземлению в прыжках;
учить прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;
учить правильному захвату различных по величине предметов, передаче и переноске их;
учить метаниям, броскам и ловле мяча;
учить ходить в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;
учить выполнять простейшие упражнения в определенном ритме;
учить сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке;
учить преодолению простейших препятствий;
учить переноске различных грузов и коллективным действиям в переноске тяжелых вещей;
учить целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.
2 класс
Общеразвивающие и корригирующие упражнения
Дыхательные упражнения
Глубокий вдох через нос и выдох через рот.
Правильное дыхание в ходьбе с имитацией, например: «Паровоз» - чу-чу-чу – выдох; «Самолет» - у-у-у – выдох; «Жук» - ж-ж-ж – выдох.
Основные положения в движении
Повторение и закрепление основных положений и движений, пройденных в 1 классе с увеличением амплитуды движений и изменением темпа выполнения.
Вращение головы – «колобок». Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке, затем на другой. Выделение пальцев. Круговые движения кистью. Положение рук: вперед, вверх, в стороны, на пояс, перед грудью, за голову, к плечам – движения руки из данных положений. Помахивание руками, отведенными в стороны «Птицы летят, машут крыльями».
Наклоны вперед с поворотами. Наклоны в стороны – «насос». Движения прямой ногой: вперед, в сторону, назад, с касанием пола носком, затем пяткой. Поднимание на носки и перекат на пятки. Приседания на полной ступне, ноги на ширине плеч.
Упражнения для формирования правильной осанки.
Принять правильную осанку стоя и сидя по инструкции и при контроле учителя. Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке до 5-7 сек. Ходьба с сохранением правильной осанки, руки за спину.
Ритмические упражнения
Отхлопывание простого ритмического рисунка. Выполнение упражнений в медленном темпе.
П р и к л а д н ы е у п р а ж н е н и я
Построение и перестроение
Построение в колонну по одному, равнение в затылок. Построение в одну шеренгу, равнение по черте.
Перестроение из шеренги в круг, взявшись за руки. Выполнение движений по командам с показом направления учителем: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!».
Ходьба и бег
Ходьба в колонне по одному. Ходьба на носках. Ходьба с различным положением рук: на пояс, за голову.
Ходьба по кругу, взявшись за руки, быстрый и медленный бег по подражанию. Чередование бега с ходьбой.
Прыжки
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Подпрыгивание вверх на двух ногах с доставанием предмета. Спрыгивание с высоты 20-30 см.
Броски, ловля, передача предметов, переноска груза.
Элементарные движения руками, ногами, туловищем с удерживанием мяча в руках. Передача мяча из руки в руку. Помахивание флажками над головой, стоя и в ходьбе. Наклоны туловища вперед и приседания с опусканием флажков на пол. Броски и ловля мяча от учителя к ученику. Передача большого мяча в колонне. Переноска 3-4 гимнастических палок, 2 мячей, флажков и других мелких предметов. Коллективная переноска с гимнастической скамейки и мата под руководством и с помощью учителя.
Лазание, перелезание, подлезание
Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз до 5 рейки, приставными шагами под контролем учителя. Переползание на четвереньках в медленном темпе по коридору 15-20 см. Перелезание через препятствие высотой до 70 см. Пролезание через обруч, стоящий вертикально. Подлезание под препятствие на четвереньках («конь», «козел», «бревно»). Перешагивание через гимнастическую палку.
Равновесие
Ходьба по начерченной линии. Ходьба по доске, положенной на пол. Стойка на носках – 2-3 сек. Стойка на одной ноге, руки на пояс.
Игры
Повторение и закрепление игр, пройденных в 1классе.
«Пузырь» - перестроение из тесного круга в широкий, взявшись за руки.
«Сделай фигуру»- во время бега по команде замереть в различных позах.
«Найди свой цвет»: Дети разбиты на две группы, у каждой группы свой цвет флажка. Дети свободно бегают. У учителя два разноцветных флажка. Он ставит руки с флажками в стороны и дает команду для построения групп с той стороны, где флажок их цвета.
«Веревочный круг»: учащиеся держатся за веревку. Водящий старается ударить играющих по рукам. Игроки убирают руки и снова берутся за веревку.
«Поймай комара»: у учителя палочка с веревочкой, на конце которой картонный комар. Учитель двигает палочкой. Игроки подпрыгивают, стараются поймать комара.
«Лошадки» - лошадка, кучер – бег парами.