СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 7 класс (ФГОС)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс (ФГОС)»

Рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей

естественно-математического цикла

Протокол №___от_____

Руководитель ШМО:

_____________________

Принята на заседании педагогического совета

Протокол №______

от__________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

_______________

Приказ №______

от____________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии 7 класс

(название учебного предмета, курса, курса внеурочной деятельности, класс)

учителя Бацаева Леонида Евгеньевича

(фамилия, имя, отчество учителя)



























  1. год

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «География» является обязательной частью предметной области общественно-научных дисциплин. География в 7 классе изучается 3 часа в неделю: из обязательной части – 2 часа и 1 час отводится их части, формируемой участниками образовательных отношений. , 105 учебных часов в год.


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Предметные результаты

Учащийся должен уметь:

  • показывать материки и части света;

  • приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;

  • давать характеристику карты; читать и анализировать карту;

  • называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;

  • объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;

  • называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;

  • делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;

  • показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;

  • приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;

  • приводить примеры природных комплексов; составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.

  • рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии ви­дов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира.

  • показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;

  • показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);

  • описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;

  • показывать наиболее крупные государства на материках;

  • уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;

  • приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.

  • приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность;

  • объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.

Метапредметные результаты

Учащийся должен уметь:

  • самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

  • организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;

  • вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информа­ции, ее преобразование, классификацию, сохранение, пере­дачу и презентацию;

  • работать с текстом: составлять сложный план, логиче­скую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных ви­дов (описательные, объяснительные).

Личностные результаты

Учащийся должен:

  • осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;

  • осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;

  • осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;

  • овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;

  • уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;

  • уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения


Содержание учебного предмета, курса


Раздел 1. Планета, на которой мы живем

Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (11 часов)

Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты. Геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.

Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.

Практическая работа: 1. Составление картосхемы «Литосферные плиты».

Тема 3. Атмосфера – мастерская климата (8 часов)

Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.

Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.

Практическая работа: 1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.2. Анализ климатограмм основных типов поясов

Тема 4. Мировой океан – синяя бездна (7 часов)

Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.

Практическая работа: 1. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.*

Тема 5. Географическая оболочка – живой организм (3 часа)

Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.

Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.

Практическая работа: 1. Анализ схем круговорота вещества и энергии. 2.Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. (Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.)

Тема 6.Человек - хозяин планеты (6 часов)

Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.

Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.

Практическая работа: 1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.2.Изучение политической карты мира.

Раздел 2. Материки планеты Земля Тема 1. Африка – материк коротких теней (12 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.

Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.

Практические работы: 1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах .2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Составление туристического план-проспекта путешествия по Африке.

Тема 2. Австралия – маленький великан (10 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.

Практическая работа: 1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.2. Обозначение на к/к главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Тема 3. Антарктида (3часа)

Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.

Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.

Тема 4. Южная Америка - материк чудес (12 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды – регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу – Пикчу.

Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Цент-ральная Америка.

Практические работы: 1. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки 2. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. 3. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.

Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец (11 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.

Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.

Практические работы: 1. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.* 2. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Тема 6. Евразия – музей природы (11 часов)

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практические работы: 1. Сравнение климата Евразии с климатом северной Америки, определения типов климата Евразии по климатограммам*. 2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели. 3. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации*.

Заключение (4 часа)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.

Практическая работа: 1. Выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на местности). 2.Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей.


































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название темы

Количество часов

Тема урока

Дата проведения

По плану

фактически

Литосфера – подвижная твердь

11

Суша в океане. Т.Б.



Геологическое время.



Геологическое время



Строение земной коры





Литосферные плиты и современный рельеф



Литосферные плиты и современный рельеф. ПР №1. «Составление картосхем»



Платформы и равнины



Платформы и равнины



Складчатые пояса и горы



Складчатые пояса и горы



Обобщающее повторение темы



Атмосфера – мастерская климата

8

Пояса планеты.













Пояса планеты. ПР №2 Определение главных показателей климата различных регионов планеты.



Воздушные массы и климатические пояса.



Воздушные массы и климатические пояса.



ПР № 3. Анализ климатограмм основных поясов.



Климатообразующие факторы



Климатообразующие факторы



Обобщающее повторение темы



Мировой океан – синяя бездна

7

Мировой океан и его части



Мировой океан и его части. ПР № 4. Построение профиля дна по параллели.



Движение вод Мирового океана



Движение вод Мирового океана



Жизнь в океане



Особенности природы отдельных океанов: Тихий океан; Атлантический океан.



Особенности природы отдельных океанов: Индийский, Северный Ледовитый.



Географическая оболочка - живой организм

3

Географическая оболочка Земли, ее составные части.



Свойства географической оболочки. ПР №5. Анализ схем круговорота веществ.



Зональность географической оболочки. ПР № 6. Выявление и объяснение геогр. зональности



Человек – хозяин планеты

6

Освоение Земли человеком





Охрана природы.



Население Земли. ПР №7 Определение и сравнение различий в численности населения



Население Земли.



Страны мира



Страны мира ПР №8.

Изучение политической карты мира



Африка – материк коротких теней





















12























Географическое положение Африки. История исследования Африки



ПР №9 Определение крайних точек Африки и их координат.



Геологическое строение и рельеф. ПР № 10 Обозначение крупных форм рельефа



Климаты Африки



Гидросфера Африки.



Разнообразие природы Африки.





Разнообразие природы Африки.



Население Африки





Регионы Африки: Северная и Западная Африка.



Регионы Африки: Центральная, Южная и Восточная Африка.





ПР № 11 Составление туристического плана- проспекта по Африке.



Обобщающее повторение темы



Австралия – маленький великан




















9













Географическое положение Австралии. История открытия и исследования.




Геологическое строение и рельеф. ПР № 12. Сравнение географического положения



ПР № 13

Обозначение на к/к главных форм рельефа и месторождений.



Климат Австралии.



Гидрография Австралии



Особенности природы Австралии



Австралийский союз



Океания.



Обобщение по теме



Антарктида – холодное сердце

3

Географическое положение и история исследования Антарктиды







Особенности природы Антарктиды






Особенности природы Антарктиды






Южная Америка – материк чудес




































12




































Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования



ПР №14 Сравнение географического положения Африки и Южной Америки.



Геологическое строение и рельеф Южной Америки



Климат Южной Америки






Гидрография Южной Америки. Реки



Гидрография Южной Америки. Озера.



Разнообразие природы Южной Америки.



Практическая работа № 15. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.



Население Южной Америки





ПР №16. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.



Регионы Южной Америки






Южная Америка. Урок повторения и обобщения



Северная Америка – знакомый незнакомец






























11






























Географическое положение Северной Америки. История открытий и исследований



Геологическое строение и рельеф Северной Америки



Климат Северной Америки



ПР № 17 Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.



Гидрография Северной Америки. Реки и озера бассейна Атлантического океана.



Реки и озера бассейна Тихого и Северного Ледовитого океанов.



Разнообразие природы Северной Америки. Зона арктических пустынь, тундры и тайги.



Разнообразие природы Северной Америки. Зона степей, полупустынь и пустынь.



Население Северной Америки. ПР № 18.Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.




Регионы Северной Америки





Северная Америка. Урок повторения и обобщения




Евразия – музей природы
























11



























Географическое положение Евразии. История исследования Евразии




Геологическое строение и

рельеф Евразии





Климат Евразии. ПР № 19 Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки



Гидрография Евразии






Разнообразие природы Евразии ПР №20. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели.




Население Евразии









Регионы Европы






Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия




Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия



ПР № 21 Составление географической характеристики стран Европы и Азии.



Обобщающее повторение темы «Евразия»



Заключение











4











Взаимодействие природы и человека




Земля - наш дом. Экологические проблемы регионов. ПР № 22. Выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на местности).



Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере их характеристика и правила обеспечения безопасности людей.




Обобщение по курсу «География материков и океанов»



Резерв

8

Тестирование в рамках промежуточной аттестации