Рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла Протокол №___от_____ Руководитель ШМО: _____________________ | Принята на заседании педагогического совета Протокол №______ от__________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы: _______________ Приказ №______ от____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии 7 класс
(название учебного предмета, курса, курса внеурочной деятельности, класс)
учителя Бацаева Леонида Евгеньевича
(фамилия, имя, отчество учителя)
год
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «География» является обязательной частью предметной области общественно-научных дисциплин. География в 7 классе изучается 3 часа в неделю: из обязательной части – 2 часа и 1 час отводится их части, формируемой участниками образовательных отношений. , 105 учебных часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Предметные результаты
Учащийся должен уметь:
показывать материки и части света;
приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;
давать характеристику карты; читать и анализировать карту;
называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;
объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;
называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;
делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;
показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;
приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;
приводить примеры природных комплексов; составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.
рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира.
показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;
показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);
описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;
показывать наиболее крупные государства на материках;
уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;
приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.
приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность;
объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.
Метапредметные результаты
Учащийся должен уметь:
самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;
вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;
работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные).
Личностные результаты
Учащийся должен:
осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;
осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;
проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;
уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;
уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения
Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. Планета, на которой мы живем
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (11 часов)
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты. Геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.
Практическая работа: 1. Составление картосхемы «Литосферные плиты».
Тема 3. Атмосфера – мастерская климата (8 часов)
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.
Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Практическая работа: 1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.2. Анализ климатограмм основных типов поясов
Тема 4. Мировой океан – синяя бездна (7 часов)
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Практическая работа: 1. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.*
Тема 5. Географическая оболочка – живой организм (3 часа)
Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.
Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.
Практическая работа: 1. Анализ схем круговорота вещества и энергии. 2.Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. (Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.)
Тема 6.Человек - хозяин планеты (6 часов)
Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.
Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.
Практическая работа: 1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.2.Изучение политической карты мира.
Раздел 2. Материки планеты Земля Тема 1. Африка – материк коротких теней (12 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.
Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.
Практические работы: 1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах .2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Составление туристического план-проспекта путешествия по Африке.
Тема 2. Австралия – маленький великан (10 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.
Практическая работа: 1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.2. Обозначение на к/к главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема 3. Антарктида (3часа)
Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.
Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Тема 4. Южная Америка - материк чудес (12 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды – регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу – Пикчу.
Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Цент-ральная Америка.
Практические работы: 1. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки 2. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. 3. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.
Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец (11 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.
Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.
Практические работы: 1. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.* 2. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Тема 6. Евразия – музей природы (11 часов)
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Практические работы: 1. Сравнение климата Евразии с климатом северной Америки, определения типов климата Евразии по климатограммам*. 2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели. 3. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации*.
Заключение (4 часа)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Практическая работа: 1. Выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на местности). 2.Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы | Количество часов | Тема урока | Дата проведения |
По плану | фактически |
Литосфера – подвижная твердь | 11 | Суша в океане. Т.Б. | | |
Геологическое время. | | |
Геологическое время | | |
Строение земной коры | | |
Литосферные плиты и современный рельеф | | |
Литосферные плиты и современный рельеф. ПР №1. «Составление картосхем» | | |
Платформы и равнины | | |
Платформы и равнины | | |
Складчатые пояса и горы | | |
Складчатые пояса и горы | | |
Обобщающее повторение темы | | |
Атмосфера – мастерская климата | 8 | Пояса планеты. | | |
| | Пояса планеты. ПР №2 Определение главных показателей климата различных регионов планеты. | | |
Воздушные массы и климатические пояса. | | |
Воздушные массы и климатические пояса. | | |
ПР № 3. Анализ климатограмм основных поясов. | | |
Климатообразующие факторы | | |
Климатообразующие факторы | | |
Обобщающее повторение темы | | |
Мировой океан – синяя бездна | 7 | Мировой океан и его части | | |
Мировой океан и его части. ПР № 4. Построение профиля дна по параллели. | | |
Движение вод Мирового океана | | |
Движение вод Мирового океана | | |
Жизнь в океане | | |
Особенности природы отдельных океанов: Тихий океан; Атлантический океан. | | |
Особенности природы отдельных океанов: Индийский, Северный Ледовитый. | | |
Географическая оболочка - живой организм | 3 | Географическая оболочка Земли, ее составные части. | | |
Свойства географической оболочки. ПР №5. Анализ схем круговорота веществ. | | |
Зональность географической оболочки. ПР № 6. Выявление и объяснение геогр. зональности | | |
Человек – хозяин планеты | 6 | Освоение Земли человеком | | |
Охрана природы. | | |
Население Земли. ПР №7 Определение и сравнение различий в численности населения | | |
Население Земли. | | |
Страны мира | | |
Страны мира ПР №8. Изучение политической карты мира | | |
Африка – материк коротких теней | 12 | Географическое положение Африки. История исследования Африки | | |
ПР №9 Определение крайних точек Африки и их координат. | | |
Геологическое строение и рельеф. ПР № 10 Обозначение крупных форм рельефа | | |
Климаты Африки | | |
Гидросфера Африки. | | |
Разнообразие природы Африки. | | |
Разнообразие природы Африки. | | |
Население Африки | | |
Регионы Африки: Северная и Западная Африка. | | |
Регионы Африки: Центральная, Южная и Восточная Африка. | | |
ПР № 11 Составление туристического плана- проспекта по Африке. | | |
Обобщающее повторение темы | | |
Австралия – маленький великан | 9 | Географическое положение Австралии. История открытия и исследования. | | |
Геологическое строение и рельеф. ПР № 12. Сравнение географического положения | | |
ПР № 13 Обозначение на к/к главных форм рельефа и месторождений. | | |
Климат Австралии. | | |
Гидрография Австралии | | |
Особенности природы Австралии | | |
Австралийский союз | | |
Океания. | | |
Обобщение по теме | | |
Антарктида – холодное сердце | 3 | Географическое положение и история исследования Антарктиды | | |
Особенности природы Антарктиды | | |
Особенности природы Антарктиды | | |
Южная Америка – материк чудес | 12 | Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования | | |
ПР №14 Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. | | |
Геологическое строение и рельеф Южной Америки | | |
Климат Южной Америки | | |
Гидрография Южной Америки. Реки | | |
Гидрография Южной Америки. Озера. | | |
Разнообразие природы Южной Америки. | | |
Практическая работа № 15. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. | | |
Население Южной Америки | | |
ПР №16. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки. | | |
Регионы Южной Америки | | |
Южная Америка. Урок повторения и обобщения | | |
Северная Америка – знакомый незнакомец | 11 | Географическое положение Северной Америки. История открытий и исследований | | |
Геологическое строение и рельеф Северной Америки | | |
Климат Северной Америки | | |
ПР № 17 Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. | | |
Гидрография Северной Америки. Реки и озера бассейна Атлантического океана. | | |
Реки и озера бассейна Тихого и Северного Ледовитого океанов. | | |
Разнообразие природы Северной Америки. Зона арктических пустынь, тундры и тайги. | | |
Разнообразие природы Северной Америки. Зона степей, полупустынь и пустынь. | | |
Население Северной Америки. ПР № 18.Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. | | |
Регионы Северной Америки | | |
Северная Америка. Урок повторения и обобщения | | |
Евразия – музей природы | 11 | Географическое положение Евразии. История исследования Евразии | | |
Геологическое строение и рельеф Евразии | | |
Климат Евразии. ПР № 19 Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки | | |
Гидрография Евразии | | |
Разнообразие природы Евразии ПР №20. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели. | | |
Население Евразии | | |
Регионы Европы | | |
Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия | | |
| Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия | | |
ПР № 21 Составление географической характеристики стран Европы и Азии. | | |
Обобщающее повторение темы «Евразия» | | |
Заключение | 4 | Взаимодействие природы и человека | | |
Земля - наш дом. Экологические проблемы регионов. ПР № 22. Выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на местности). | | |
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. | | |
Обобщение по курсу «География материков и океанов» | | |
Резерв | 8 | Тестирование в рамках промежуточной аттестации | | |
| | |