Рабочая программа учебного курса «География .Начальный курс» на 5 класс составлена на основе следующих документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39);
- приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994);
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015 № 226 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области на 2015-2016 учебный год»;
- Уставом МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ) и составлена на основе программы для общеобразовательных школ под редакцией И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2013г.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета из расчета 1 учебный час в неделю.
проблемное обучение (проблемные задания, создание проблемных ситуаций, решение учебных проблем);
частично-поисковый и исследовательский (эвристическая беседа, творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации);
игровые.
1.Учебник «География. Начальный курс.5класс» Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. М.: Дрофа. 2015г.
3.Атлас. География. 5 класс. М.: Дрофа. 2015 г.
4.Контурные карты. География. 5 класс. М.: Дрофа. 2015 г.
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
№ п/п | Дата | Тема | Опорные знания | Планируемые результаты УУД | Смысловые блоки (содержание учеб. материала) | Оборудование | Д\з |
личностные | метапредметные | предметные |
| Что изучает география? (3 часа) | |
1 | 7сент | Мир, в котором мы живем | Объекты живой и неживой природы. Влияние человека на планету. Формирование научных знаний об окружающем мире. Материки и океаны Земли, крупные реки и горы России. | Становление основных умений принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых общечеловеческих знаний. Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Развитие этических норм понимания поведения человека в природе. | Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности. | Приводить примеры объектов живой и неживой природы, их приспособлений, определять сферы взаимодействия наук о природе. Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе. | Сформировать представления о природе Земли и науках, изучающих ее объекты и явления. Пр.р1 Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы Беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, конструирование теории. | п. 1,2, иллюстрации, фотографии, электронное приложение) | П.1 |
2 | 14сент | Науки о природе | Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географ. задач. | | | П. 2 |
3 | 21 сент | География-наука о Земле. Методы географических исследований. | Географическая карта, наблюдения за физическими и биологическими явлениями природы, профессии людей, ремесла, природные зоны России. | Развитие самоопределения и адекватного оценивания своих достижений в применении знаний в новой ситуации. Стремление к познанию того, что интересно. Определение значимости географических знаний в научно-профессиональной сфере человека и в быту. | Формировать и развивать компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и жизненных задач. | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «естественные науки», «физическая и экономическая географии», «методы географических исследований». Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца, ориентирование. | Сформировать представления о науке «география». Развивать познавательный интерес к предмету, через понимание применения различных географ. методов. Уметь познавать объекты в окружающем нас мире, работать с простейшими моделями географических объектов (картой, глобусом, снимками и т.д) Комбинированный:объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, конструирование понятий | п.3,4, иллюстрации, карты атласа, электронное приложение. | П. 3,4 |
| Как люди открывали Землю? (3 часа) | |
4 | 28 сент | Географические открытия древности и Средневековья | Представления древних о форме и размере Земли. Открытия Антарктиды Беллинсгаузеном Ф.Ф. и Лазаревым М.П., Северной Америки В.Берингом, Чукотки и Камчатки С.Дежневым. | Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России. | Определять цели обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности. Самостоятельно применять и преобразовывать знаки и символы в модели и схемы для решения учебных проблем. Работать в соответствии с предложенным планом. | Приводить примеры хода и результатов географических открытий объектов Земли в разные исторические эпохи выдающимися путешественниками мира и России: финикийцы, греки, открытие Америки, Австралии, Антарктиды, Африки, океанов, Сибири, Европ. Севера, А.Никитина. Умение называть и показывать на карте полушарий части земной поверхности, а так же наносить на к/к. маршруты путешественников | Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле. Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географ. задач. Пр.р.2. Как люди открывали Землю. Работа с контур. картой, учебником, диском. Беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, урок-практикум | п.5, физическая карта полушарий, контурная карта, (сообщения) | 5 |
5 | 5 окт | Важнейшие географические открытия | п.6, физическая карта полушарий, контурная карта, (сообщения) | 6 |
6 | 12 окт | Открытия русских путешественников | п.7, физическая карта полушарий, контурная карта, (сообщения) | 7 |
| Земля во Вселенной.(7час) | |
7 | 19 окт | Как древние люди представляли себе Вселенную | Форма Земли, Земля - планета Солнечной системы, природные тела и явления, естественные и искусственные спутники Земли, космические тела и их влияние на жизнь нашей планеты, вращение земли вокруг своей оси, вокруг Солнца, смена дня и ночи, времен года. Значение Солнца для жизни на Земле. Земля-шар. | Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. Осознание необходимости уважительного отношения к мнению других людей на примере трагического развития знаний о Вселенной. Оценивать вклад отечественных ученых. | Выделять главное, существенные признаки понятий, высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, составлять описания объектов; | Описывать представления древних людей о Вселенной, характеризовать систему мира по Птолемею в сравнении с Коперником и Д.Бруно. Определять изменения представлений Г.Галилея и современность. | Сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе в прогрессивном развитии человеческих знаний. Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации о развитии космонавтики в мире и России (Циолковский, Королев, Гагарин) Комбинированный:объяснительно-иллюстративный, урок-открытий | п.8,9,15 (дополн.сообщения), карты атласа, глобус, плакаты «Земля в Солнечной системе»,электронное приложение | 8 |
8 | 26 окт | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | 9 |
9 | 9 ноябр | Соседи Солнца. Планеты-гиганты и маленький Плутон | Становление ответственным отношением к учебе, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности; | Использование географ.знаний и методов для решения учебных задач, работать с текстом и нетекстовыми компонентами, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников. | Называть и показывать планеты Солнечной системы, планеты земной группы и планеты–гиганты. Уметь давать характеристику группам планет, систематизировать знания в виде схем и таблиц. | Движение планет по орбитам в Солнечной системе, их особенности: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Выделение особенностей Плутона как бывшей планеты. Комбинированный:объяснительно-иллюстративный, поисковый урок. | п.10,11 (дополн.сообщения), карты атласа, плакаты «Земля в Солнечной системе»,электронное приложение | 10,11 |
10 | 16 ноябр | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | Развитие самоопределения и адекватного оценивания своих достижений в применении знаний в новой ситуации, анализ и синтез разрозненных знаний первоисточников. | Формировать умения ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; | Знать и объяснять понятия «астероид», «комета», «метеор», «метеорит». Уметь наблюдать и фиксировать результаты наблюдений разными методами. | Сформировать представления о «небесных телах». Уметь объяснять их различия и значение во Вселенной, систематизировать знания в виде схем и таблиц, проводить наблюдения за небом. Комбинированный: урок панорама и моделирование, частично- поисковый, эвристическая беседа. | п.12 (дополн.сообщения), плакаты «Земля в Солнечной системе»,электронное приложение | 12 |
11 | 23 ноябр | Мир звёзд | Развитие ответственного отношения к учебе, опыта участия в социально значимом труде, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. | Определять цели обучения, выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; | Сформировать представления об особенностях звезд и их многообразии, сформировать знания о названии созвездий, о Солнце – как источнике тепла для планет Солнечной системы. | Знать и объяснять признаки «звезд», «созвездий». Уметь наблюдать и анализировать результаты наблюдений. Комбинированный: эвристическая беседа, урок-путешествие. | п.13 (дополн.сообщения), атлас, плакаты «Земля в Солнечной системе»,электронное приложение | 13 |
12 | 30 ноябр | Уникальная планета- Земля. Исследования космоса | Определение значимости географических знаний в научно-профессиональной сфере человека, в быту, в формировании основ экологической культуры. | Уметь выделять главное, существенные признаки понятий; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами, с графическими изображениями информации, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; | Описывать уникальные особенности Земли как планеты, ее форму размеры. Представлять модель Земли «глобус». Уметь работать с географическими картами и глобусом, находить и показывать главные линии и центры. Характеризовать влияние космоса на Землю и жизнь на планете. | Знать, объяснять и показывать форму, размеры (по «экватору», «двум противоположным меридианам»), движение Земли, их географ.следствие: продолжительность года, суток; неравномерность распределения тепла и света по поверхности,«пояса освещенности», «полярные круги», «тропики», «полюса». Комбинированный: урок формирования новых знаний, постановки проблем и их решения, частично-поисковый. | п.14 (дополн.сообщения), глобус, атлас, теллурий, плакаты «Земля в Солнечной системе»,»Географические следствия вращения Земли»,»Календарь погоды»,электронное приложение | 14, 15 |
13 | 7 дек | Обобщение тематических знаний | Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности. | Уметь работать в соответствии с поставленными учителем учебными задачами; участвовать в совместной деятельности. | Тематические знания общего раздела: « Что изучает география?», «Как люди открывали Землю», «Земля во Вселенной». | Урок – игра. | Повторение п.1-15 | |
| Виды изображения поверхности Земли.(6часов) | |
14 | 14 дек | Стороны горизонта. Ориентирование. | Параллели и меридианы Земли, значение плана и карты, географическая карта, масштаб, северный и южный полюс, модели Земли, экватор. | Становление основных умений принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых общечеловеческих знаний. Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Развитие этических норм понимания поведения человека в природе. | Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и практической деятельности, навыками разрешения проблем; развивать способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; | Знать и объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование». Уметь работать с компасом и ориентироваться по местным признакам. | Сформировать представления о горизонте, сторонах горизонта, способах ориентирования. Уметь ориентироваться на местности с помощью объектов природы (Солнце, звезды, объекты местности) и приборов (компас). Комбинированный: эвристическая беседа, урок постановки проблем и их решения. | п.16, 17 (допол.сведения из личного опыта ребят) карты атласа, компас. | 16, 17 |
15 | 21 дек | План местности. Географическая карта | Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, ответственное отношение к учебе. | Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения через практическое применение. | Знать понятие «масштаб»,«рельеф», «легенда», «условные знаки», «горизонтали», «план местности», его особенности и правила построения с помощью цвета, линий и условных знаков. | Уметь работать с примерным планом местности в соответствии с поставленной учебной задачей. Участвовать в совместной творческой деятельности при формировании заданий для одноклассников и их объективного оценивания. Комбинированный: урок конструирования теории, постановки проблем и их решения. | п.18, атлас, модели холмов. | 18 |
16 | 28дек | Глазомерная съёмка. Ориентирование на плане местности. | Сформировать основы саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей; готовность к коммуникативной образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности. | Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников | Формировать способности практического применения знаний о плане местности при самостоятельном построении простейшего плана – схемы, с помощью «глазомерной съемки». | Знать и использовать знания условных знаков, правила работы с приборами (компасом, линейкой, шагомером, рулеткой, планшетом) на местности для построения плана. Пр.р3. Самостоятельное построение простейшего плана.(оценочная) Урок- практикум, урок-экскурсия. | п16,17, 18, планшет, рулетка или шагомер, линейка, компас, карандаш и лист А4. | |
17 | 11 янв | Географическая карта. Изображение неровностей земной поверхности. | Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе возникновения мотивации, через поиск сходства и различия плана местности и географической карты. | Уметь самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность с учётом планирования работы вместе с учителем; использовать различные ресурсы для достижения целей. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. | Объяснять значение понятий: «географическая карта», «меридианы», «параллели», «экватор», «северный и южный полюс», «начальный меридиан», «180й меридиан», шкала высот и глубин», «отметки высот и глубин». | Находить и называть значение, сходства и различия в изображении элементов географической карты от плана местности (легенда, масштаб, градусная сеть, особенности ориентирования, неровности земной поверхности, условные знаки, внемасштабные знаки). Урок конструирование понятий, правил, закономерностей, гипотез. | п.18, физическая карта полушарий, карта России, политическая карта мира | 18 |
18 | 18янв | Градусная сеть. Определение сторон горизонта на географ.карте | Сформировать основы эстетического образования при работе с контурными картами, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. | Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, (совместное планирование общих способов работы, контроль и коррекция хода и результатов практической работы). | Называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности. Определять глубины и высоты точек по географической карте. | Знать и наносить на контурную карту главные элементы градусной сетки, ориентировать заданные точки по сторонам горизонта на карте. Пр.р.4 Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Урок-практикум, урок постановки проблем и их решения. | п.18, физическая карта полушарий, карта России, контурная карта, цветные карандаши. | 18 |
19 | 25янв | Обобщение тематических знаний | Сформировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской и коммуникативной). | Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности. | Тематическое повторение «Ориентирование на местности, на плане, на карте», «Виды изображения поверхности Земли». | Поисковый урок | Повторение п.16-18. | |
| Природа Земли.(15 часов) | |
20 | 1 февр | Как возникла Земля. | Представление о форме Земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о движениях земной коры в горных районах, о вулкане, о неровностях земной поверхности (равнинах и горах), о полезных ископаемых, используемых в хозяйственной деятельности человека. Работа с коллекциями горных пород и минералов. | Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, через осознанное уважительное и доброжелательное отношение к мнению другого человека. | Умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывая их позиции, через различия взглядов и гипотез ученых разных эпох на возникновение Земли. Владение навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; | Сформировать представления о развитии «гипотез» Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю.Шмидта на возникновение Земли, и их роли в становлении мировоззрений сегодняшнего времени. Современные представления о возникновении Солнца и планет. | Знать суждения великих ученых прошлого о возникновении звезд и планет Солнечной системы, приводить примеры современных знаний по этому вопросу и подтверждать их фактами современных исследований. Урок – конференция по защите гипотез разных эпох. | п.19, иллюстрации, сообщения об авторах гипотез и о современных исследованиях космоса. | 19 |
21 | 8 февр | Внутреннее строение Земли. | Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира, о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента природы и объекта использования в хоз. деятельности. Заложить основы экологической культуры | Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли», умение организовывать свою деятельность и развивать эстетические качества при создании коллекции горных пород своей местности, модели конструктора литосферных плит. | Знать и объяснять признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия», «литосферные плиты», выделять и описывать разные группы минералов и горных пород. | Знать и уметь использовать существенные признаки объетков и явлений: недра Земли, внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера-твердая оболочка Земли, способы изучения земных глубин, вещества земной коры: минералы и горные породы, их использование человеком. Комбинированный:эвристическая беседа, урок моделирования. | п.20,схема «Внутреннее строение Земли», «Классификация горных пород по происхождению»,«Процессы,происходящие в земной коре».Карта строения земной коры.Пластилин для построения модели, коллекции горных пород и минералов. | 20 |
22 | 15 февр | Землетрясения и вулканы. | Овладение знаниями и навыками применения знаний о движениях литосферы и стихийных природных явлениях, происходящих в земной коре, в возможных чрезвычайных ситуациях. | Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск и отбор информации, а также представлять ее с помощью информационных технологий. Формировать и развивать творческие способности учащихся при создании модели конструктора районов землетрясений и вулканов. | Знать и объяснять понятия «эпицентр», «очаг землетрясения», «сейсмически активный район». Определять интенсивность землетрясений по 12-бальной шкале. Знать и объяснять понятия «очаг магмы», «кратер», «жерло», «лава», «гейзер»,виды вулканов. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на к/к действующие вулканы. | Давать характеристику и находить отличия и сходства между активными процессами земной коры. Показывать и характеризовать основные географ. объекты: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна. Места образования гейзеров: о-ва Исландия, Новая Зеландия, п-ов Камчатка. Наносить и правильно подписывать на к/к географические объекты. Пр.р.5. Обозначение на к/к районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли. Комбинированный: урок конструирования понятий и закономерностей, моделирования, урок-практикум. | п.21,карта «Строение земной коры», иллюстрации, схема строения вулкана; презентация | 21 |
23 | 22февр | Путешествие по материкам. Рельеф Земли. Горы и равнины. | Сформировать осознанное отношение к знаниям о разнообразии земной поверхности, установки на ответственное использование богатств литосферы как части среды обитания(влияние антропогенной деятельности на рельеф). Овладеть навыками работы по определению на местности относительных и абсолютных высот точек земной поверхности. | Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин, знаний о своей местности из разных источников (работа с топонимическим словарем). Формировать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. | Знать и объяснять признаки понятий «рельеф», «горы», «равнины», «абсолютная высота», «относительная высота». Составлять описания гор и равнин, их географического положения. Устанавливать взаимосвязи между формами рельеф и внешними, внутренними географическими процессами. | Объяснять особенности строения рельефа суши Земли (низменности, возвышенности, плоскогорья-равнины; низкие, средние, высокие и высочайшие горы). Уметь работать со шкалой цветов и отметками высот, показывать: Равнины: Западно-Сибирская, Амазонская, Восточно- Европейская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка). Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское. Горы: Кордильеры, Гималаи (Эверест), Кавказ (Эльбрус), Анды, Кордильеры, Альпы, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас. Комбинированный:урок конструирования теории, урок-путешествие. | п.22,Физическая карта полушарий, и России, топонимический словарь; фотографии, иллюстра-ции, презентация. | 22 |
24 | 29февр | Обобщение тематических знаний. | | Сформировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. | Уметь работать в соответствии с поставленной задачей под руководством учителя. | Обобщать тематические знания и умения по теме «Строение Земли» | Поисковый урок. | Повторение п.19-22. | |
25 | 7 март | Вода на Земле | Реки России, озера - краса Земли. Мировой океан и его части. | Сформировать основу саморазвития и самовоспитания на примере знаний о воде и ее значении, общечеловеческих нравственных ценностей, бережного отношения к природе; | Развивать умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей при решении географических задач. | Объяснять значение понятий: «гидросфера», «круговорот воды». Показать состав водной оболочки и ее значение на Земли. | Давать характеристику состава и выявлять взаимозависимость этих частей в процессе круговорота воды на Земле. Комбинированный: объснительно-иллюстративный, эвристическая беседа | п.23, схема круговорота воды, физическая карта полушарий, презентация. | 23 |
26 | 14 март | Мировой океан. | Формировать ответственное отношение к учебе. Обладать осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к мнению другого человека, основами экологической культуры основанной на единстве вод Мирового океана. | Формировать умение планировать свою учебную деятельность под руководством учителя, составлять описание водных объектов. | Объяснять значение понятий: «море», «залив», «пролив», «материк»,«остров», «полуостров», «архипелаг», «волны»,«течение», «приливы и отливы».Сформировать идею о единстве Мирового океана, познакомить с его частями, свойствами воды, видами движения океана. Уметь работать с к/к: Пр.р.6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов. | Выделять части Мир. океана и объяснять их географ. отличия, знать основные причины происхождения разных видов движения в океане. Уметь показывать части океана:Моря:Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское,Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский Проливы: Берингов,Гибралтарский Дрейка, Малакский, Магелланов,Острова:Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея, Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали.Течения: Гольфстрим,,Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров. Урок конструирования понятий, практикум. | п.23, физическая карта полушарий, иллюстрации, контурная карта. | 23 |
27 | 21 март | Воды суши | Сформировать осознанное понимание о разнообразии вод суши, установки на ответственное использование богатств гидросферы как части среды обитания(влияние антропогенной деятельности). Овладеть навыками работы по определению на местности водных объектов, бережного отношения к ним. | Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации для составления описаний объектов гидросферы, для объяснения происхождения географических названий, знаний о своей местности из разных источников (работа с топонимическим словарем). | Знать и объяснять значение понятий: «река»,«озеро», «ледники», «айсберги», «подземные воды»;уметь давать характеристику образования разных типов озер, ледников и подземных вод. Решать познавательные задачи по выявлению причин образования внутренних вод, просачивания воды через разные горные породы. | Представлять и давать оценку особенностей и значения разнообразия вод суши: рек, озер, подземных вод, ледников. Находить на карте водные объекты: Озера: Каспийское море, озеро Байкал, Ладожское, Танганьика, Аральское. Виктория, Верхнее Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер Урок эвристическая беседа, частично-поисковый | п23, карта полушарий, иллюстрации,презентации | 23 |
28 | 4 апр | Реки | Сформировать и развивать на знаниях о реках основу экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности; | Сформировать умение работать с предложенным планом, выделять существенное, работать с текстом и нетекстовыми компонентами для формирования понятий темы. | Знать и объяснять значение понятий: «река», «исток», «устье», «пойма», «речная долина», «речная система», «левый и правый притоки», «пороги», «водопады». Показывать их на карте рек. | Представлять и давать оценку рекам: равнинным, горным, частям реки, значению рек в истории человечества. Уметь показывать на карте: Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Янцзы, Хуанхэ Урок частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. | п23, карта полушарий, иллюстрации, презентация | 23 |
29 | 11 апр | Обобщение знаний по теме | | Закрепить глубокое осознание чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих знаний и ценностей. | Готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в решении различных учебных задач, критически оценивать свою работу и работу одноклассников. | Уметь обобщать знания и умения по теме «Вода на Земле» | Поисковый урок игра, тестирование. | Повторение п.23, тетрадь | 23 |
30 | 18 апр | Воздушная одежда Земли. | Твердые, жидкие, газообразные вещества, состав и свойства воздуха, народные приметы погоды. | Сформировать осознание целостности природы, навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности; | Умения вести самостоятельный поиск, отбор информации. Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления. | Знать и объяснять существенные признаки и значение понятия: «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «мезосфера», «ионосфера», верхние слои, использовать понятия для решения учебных задач по определению атмосферного давления, созданию и работе с метео-измерителями. | Объяснять особенности атмосферы Земли: размеры атмосферы, вещественный состав и строение. Уметь применять простейшие метеоприборы для составления общей характеристики особенностей атмосферы своей местности в виде «Календаря погоды». Комбинированный: эвристическая беседа, урок-исследование. | п.24, схема строения атмосферы, простейшие метеоприборы: термометр, барометр, флюгер, осадкомер. | 24 |
31 | 25 апр | Погода. Климат | Уметь делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её научного содержания и возможностей реализации собственных знаний, жизненных планов и интересов; | Развивать готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; участвовать в совместной деятельности. | Объяснять значение понятий «погода», «климат». Высказывать мнение об утверждении «Тропосфера- кухня погоды». Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы своей местности. | Погода, ее характеристика, причины ее изменения. Взаимосвязь между элементами погоды. Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеостанция Симбирска». Урок постановки проблем и их решения. | п.24, использование календаря погоды своей местности. | 24 |
32 | 16 мая | Живая оболочка Земли.Почва-особое природное тело. | Ископаемые остатки организмов, природные зоны мира, известные знания о животных и растениях разных областей и океанов Земли, наблюдения природы, комнатные растения, Красная книга. | Осознание себя как маленького звена в цепочке жизни на Земле. Умение взаимодействовать с людьми в процессе игровой деятельности, опытом участия в социально значимом труде. | Овладение способностями к самостоятельному приобретению новых знаний, умение отбирать источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов. Развитие практических умений работать с путеводителями и определителями. | Понимание существенных признаков понятия «биосфера», «почва». Умение устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира. Составлять описание животных и растений. | Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов. Создавать презентации биогеографического содержания, «Виртуально» изучать животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах», «Жизнь в тропическом лесу», «Жизнь в ледяном царстве» и т.д. Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. Урок-путешествие | п.25,26, таблица «Биосфера, ее границы», ископаемые остатки организмов, их иллюстрации. Карты природных зон с изображением растений и животных. Видеоматериалы, презентации. | 25, 26 |
33 | 23 мая | Человек и природа. | Сформировать эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде, основы экологической культуры, опыт участия в социально значимом труде. | Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством составления описания экологической тропы. Умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей. | Умение оценивать последствия антропогенных воздействий на природную среду. Понимание роли человека и своей роли в частности в деле охраны природы. Актуализация знаний и умений за курс географии | Составлять в схемы экологической тропы. Создавать агитационные листки ( плакаты) на природоохранные темы. Урок-конференция. Итоговое тестирование за курс 5 класса. | п.27, таблицы по охране природы. Презентация «Экологическая тропа» (на местном материале) Повторение курса физической географии 5 класса | 27 |
|
34 | 30 мая | Итоговый урок | |