СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 8 класс, Атанасян А.С. и др.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа учебного курса геометрии для 8 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и требованиями, на основе  примерных программ основного общего  образования по математике (базовый уровень) раздела Программы по геометрии 8 класс Л.С. Атанасян, В.Ф Бузов, С.Б. Кадомцев и др.  из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы» составитель: Т.А. Бурмистрова – М.: «Просвещение» 2009 г. и авторской программы курса геометрии для учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений  (автор-составитель Н.А. Ким, Н.И. Мазурова, 2013 г.).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 8 класс, Атанасян А.С. и др.»

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа учебного курса геометрии для 8 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и требованиями, на основе примерных программ основного общего образования по математике (базовый уровень) раздела Программы по геометрии 8 класс Л.С. Атанасян, В.Ф Бузов, С.Б. Кадомцев и др. из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы» составитель: Т.А. Бурмистрова – М.: «Просвещение» 2009 г. и авторской программы курса геометрии для учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель Н.А. Ким, Н.И. Мазурова, 2013 г.).

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по геометрии и авторской программой учебного курса.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Учебный процесс ориентирован на:

- рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач;

- сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения;

- оптимизированное применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов;

- использование современных технических средств обучения.

Цели обучения

1) в направлении личностного развития

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи курса геометрии:

- научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

- начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;

- ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;

- ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике, научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;

- ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;

- ознакомить с понятием касательной к окружности.

В ходе преподавания геометрии в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:

В программу внесены изменения в распределение часов: в начале года предусмотрен урок вводного повторения и вводный срез знаний (2 часа) за счет уроков заключительного повторения.

Внесение данных изменений позволит при вводном повторении актуализировать знания учащихся по геометрии за курс 7 класса необходимые для дальнейшего обучения предмету в 8 классе, т.к. учащиеся испытывают затруднения при решении задач на доказательство равенства треугольников и параллельности прямых.

Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:

1. Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2010.

2. Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7 – 9 классах: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2010.

3. Мельникова Н.Б. Контрольные работы по геометрии. 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. «Геометрмя. 7-9» / Н.Б. Мельникова. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

4. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 8 класс / Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – М.: Просвещение, 2010.

5. Мищенко Т.М. Геометрия. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: пособие для учителя общеобразоват. Организаций / Т.М. Мищенко; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014.

6. Рязановский А.Р. Геометрия. 8 класс: контрольно-измерительные материалы / А.Р. Рязановский, Д.Г. Мухин. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

7. Левитас Г.Г. Математические диктанты. Геометрия. 7-11 классы. Дидактические материалы / Г.Г. Левитас. – М.: ИЛЕКСА, 2014.

8. Лепехина Т.А. Геометрия. 7-9 классы: опорные конспекты. Ключевые задачи / авт.-сост. Т.А. Лепехина. – Волгоград: Учитель, 2009.

Количество учебных часов

Согласно учебному плану рабочая программа предусматривает обучение в объеме 68 часов, 2 часа в неделю, в том числе для проведения:

- контрольных работ – 5 учебных часов;

- самостоятельных работ (в т.ч. тесты, проверочные работы) - 23 учебных часа;

- математических диктантов – 5 ( по 10-15 минут).

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный и устный опрос (собеседование). Текущий контроль проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных, контрольных работ и математических диктантов (по 10-15 минут) в конце законченных блоков учебного материала.

Промежуточная аттестация проводится в форме административной тестовой или контрольной работы.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения геометрии учащиеся 8 класса должны:

  • знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, примеры их применения для решения геометрических и практических задач;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

  • уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами

  • вычислять значения геометрических величин (длин, градусных мер, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- описания реальных ситуаций на языке геометрии;

- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

- построения геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебно-тематический план

№ п\п

Наименование глав

Кол-во часов

В том числе час.

Теории

Практики

Контроль c указанием видов

Повторение изученного

в 7 классе

2


1

1 КР

1

Четырехугольники

14

6

8

1 КР

2

Площадь

14

5

9

1 КР

3

Подобные треугольники

19

7

12

2КР

4

Окружность

17 

5

12

1 КР

5

Повторение. Решение задач

2


2

1 КР

Содержание учебного курса

Повторение материала, изученного в 7 классе (2 ч.)

Вводное повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.

Четырехугольники

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехуголь­ник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Пря­моугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четы­рехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квад­рат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осе­вой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразо­вание плоскости, а как свойства геометрических фигур, в част­ности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как дви­жений плоскости состоится в 9 классе.

Площадь

Понятие площади многоугольника. Площади прямоуголь­ника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пи­фагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычисле­нии площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, па­раллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из глав­ных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квад­рата, обоснование которой не является обязательным для учащихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об от­ношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство призна­ков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Подобные треугольники

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треуголь­ника.

Цель: ввести понятие подобных треугольни­ков; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометриче­ского аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорцио­нальность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Окружность

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя заме­чательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треуголь­ник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного че­тырехугольника.

Повторение. Решение задач

Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
















Календарно-тематическое планирование


Наименование учебной дисциплины

класс

Количество часов в неделю

Годовое количество часов

1

Геометрия

8

2

68


№ урока

Раздел программы, тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Дата

Примечание

План

Факт

1, 6

Повторение изученного в 7 классе

1+1 кр

КР

03.09



Глава 1. Четырех угольники. 14 ч.

2-3

§1. Многоугольники.

2

СР

05.09 -9.09



4-10,

6

§2. Параллелограмм и трапеция

Контрольная работа по тексту администрации (входная)

6

СР, ПР

12.09-3.10



11-14

§3. Прямоугольник. Ромб. Квадрат

4

СР

7.10-17.10



15

Решение задач

1

ПР

21.10



16

Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»

1

КР

24.10



Глава 2. Площадь. 14 ч

17-18

§ 1. Площадь многоугольника

2

МД, СР

28.10-31.10




19-24

§ 2. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции

6

СР, ТР

11.11-28.11



25-27

§ 3. Теорема Пифагора

3

СР

2.12-9.12



28-29

Решение задач

2

ТР

12.12-16.12



30

Контрольная работа № 2 по теме «Площадь»

1

КР

19.12



Глава 3. Подобные треугольники. 19 ч.

31-32

§ 1. Определение подобных треугольников

2

МД, СР

23.12-26.12



33-37

§ 2. Признаки подобия треугольников

6

СР, ТР

13.01-30.01



38

Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников»

1

КР

03.02



39-45

§ 3. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

7

МД,СР, ТР

06.02-27.02



46-48

§4. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника

3

СР

03.03-10.03



49

Контрольная работа №4 по теме «Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

1


КР

13.03



Глава 4. Окружность. 17 ч.

50-52

§1. Касательная к окружности

3

ПР, СР

17.03-31.03



53-56

§ 2. Центральные и вписанные углы

4

МД, СР

03.04-14.04



57-59

§ 3. Четыре замечательные точки треугольника

3

СР

17.04-24.04



60-63

§ 4. Вписанная и описанная окружности

4

МД, СР

28.04-12.05



64-65

Решение задач

2

ТР

19.05-22.05



66

Контрольная работа № 5 «Окружность»

1

КР

26.05



Повторение. Решение задач – 2 ч.

67

Контрольная работа (итоговая)

1

КР

15.05



68

Решение задач

1


29.05



ИТОГО

68