Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Рассмотрено: руководитель МО учителей математики и физики _____ /В.И. Бойко / ФИО Протокол №___1________ от « 29 » августа 2016г. | Согласовано: заместитель директора по УВР _______ /И.А.Середина / ФИО «____»____________2016г. | Утверждаю: директор МКОУ «Богучарская СОШ №1» ___________/Е.П.Богданова / ФИО Приказ от « _ »_________2016г. № __ |
«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»
Рабочая программа
по предмету «Геометрия»
на 2016-2017 учебный год
| Учитель Алабина Галина Юрьевна |
Оглавление
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Геометрия» стр. 2
2. Содержание учебного предмета «Геометрия» стр. 6
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы стр. 7
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
2) Метапредметные результаты освоения основной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий
Межпредметные понятия
В 9 классе на уроках геометрии, как и на всех предметах, будет продолжена работа по развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения.
При изучении геометрии обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения геометрии обучающиеся усовершенствуют опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
учиться планировать учебную деятельность на уроке;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет-ресурсах;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
вступать в беседу на уроке и в жизни;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.
3) Предметные результаты освоения основной образовательной программы
Выпускник научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне) Геометрические фигуры
Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Измерения и вычисления
Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Геометрические преобразования
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Векторы и координаты на плоскости
Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
определять приближенно координаты точки по ее изображению на координатной плоскости.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
История математики
Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
Выпускник получит возможность научиться (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях) Геометрические фигуры
Оперировать понятиями геометрических фигур;
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
доказывать геометрические утверждения;
владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырехугольников).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Измерения и вычисления
Оперировать представлениями о длине, площади, объеме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объема при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объема, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;
проводить простые вычисления на объемных телах;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
проводить вычисления на местности;
применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.
Геометрические построения
Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях,
выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
Преобразования
Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приемами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;
строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;
применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Векторы и координаты на плоскости
Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;
выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач;
применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
История математики
Методы математики
Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
2. Содержания учебного предмета
1. Векторы. Метод координат
Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по координатным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Окружности: описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности и площадь круга.
4. Движение
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. Параллельный перенос и поворот. Наложения и движения.
6. Повторение
Решение планиметрических задач.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ параграфа | Тема | К-во часов |
Повторение курса 8 класса | 2 |
Глава IX. Векторы | 12 |
1 | Понятие вектора | 2 |
2 | Сложение и вычитание векторов | 4 |
3 | Умножение вектора на число. Применение векторов в решении задач. | 4 |
| Решение задач | 1 |
| Контрольная работа № 1 | 1 |
Глава Х. Метод координат | 10 |
1 | Координаты вектора | 2 |
2 | Простейшие задачи в координатах | 3 |
3 | Уравнение окружности и прямой | 3 |
| Решение задач | 1 |
| Контрольная работа № 2 | 1 |
Глава ХI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение вкторов | 14 |
1 | Синус, косинус и тангенс угла | 3 |
2 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 6 |
3 | Скалярное произведение векторов | 3 |
| Решение задач | 1 |
| Контрольная работа № 3 | 1 |
Глава ХII. Длина окружности и площадь круга | 12 |
1 | Правильные многоугольники | 4 |
2 | Длина окружности и площадь круга | 4 |
| Решение задач | 3 |
| Контрольная работа № 4 | 1 |
Глава ХIII. Движения | 8 |
1 | Понятие движения | 3 |
2 | Параллельный перенос и поворот | 3 |
| Решение задач | 1 |
| Контрольная работа № 5 | 1 |
Итоговое повторение | 11 |
| Повторение. Решение задач | 10 |
| Итоговая контрольная работа | 1 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Геометрия» в 9б классе
(2016 – 2017 учебный год)
№ пп | Дата |
Тема раздела, тема урока |
| план | факт. |
1 | 1.09- | | Повторение |
2 | 6.09 | | Повторение |
3 | 8.09 | | Понятие вектора. Равенство векторов . Диспут «Математика- физика» |
4 | 13.09 | | Откладывание вектора от данной точки |
5 | 15.09 | | Сумма двух векторов. |
6 | 20.09 | | Законы сложения векторов. Правило параллелограмма |
7 | 22.09 | | Сумма нескольких векторов. |
8 | 27.09 | | Вычитание векторов |
9 | 29.09 | | Умножение вектора на число |
10 | 4.10 | | Умножение вектора на число |
11 | 6.10 | | Применение векторов к решению задач . Исследование |
12 | 11.10 | | Средняя линия трапеции |
13 | 13.10 | | Решение задач |
14 | 18.10 | | Контрольная работа № 1 по теме: «Векторы» |
15 | 20.10 | | Р.О.Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам. |
16 | 25.10 | | Координаты вектора |
17 | 27.10 | | Простейшие задачи в координатах |
18 | 8.11 | | Решение задач методом координат |
19 | 10.11 | | Решение задач методом координат |
20 | 15.11 | | Уравнение окружности |
21 | 17.11 | | Уравнение прямой |
22 | 22.11 | | Уравнение окружности и прямой. Мини-проект. |
23 | 24.11 | | Решение задач по теме «Метод координат» |
24 | 29.11 | | Контрольная работа №2 по теме: «Метод координат» |
25 | 01.12 | | Р.О. Синус, косинус, тангенс, котангенс угла |
26 | 6.12 | | Синус, косинус, тангенс, котангенс угла |
27 | 8.12 | | Синус, косинус, тангенс, котангенс угла |
28 | 13.12 | | Теорема о площади треугольника |
29 | 15.12 | | Теорема о площади треугольника |
30 | 20.12 | | Теоремы синусов и косинусов |
31 | 22.12 | | Теоремы синусов и косинусов. Из истории математики. |
32 | 27.12 | | Решение треугольников |
33 | 29.12 | | Решение треугольников |
34 | 12.01 | | Скалярное произведение векторов |
35 | 17.01 | | Скалярное произведение векторов |
36 | 19.01 | | Скалярное произведение векторов |
37 | 24.01 | | Решение задач |
38 | 26.01 | | Контрольная работа №3 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» |
39 | 31.01 | | Р.О. Правильный многоугольник |
40 | 2.02 | | Окружность, описанная около правильного многоугольника |
41 | 7.02 | | Окружность, вписанная в правильный многоугольник |
42 | 9.02 | | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности |
43 | 14.02 | | Длина окружности |
44 | 16.02 | | Длина окружности |
45 | 21.02 | | Площадь круга |
46 | 23.02 | | Площадь круга. Проект. |
47 | 28.02 | | Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга» |
48 | 02.03 | | Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга». Мини - исследования |
49 | 7.03 | | Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга» |
50 | 9.03 | | Контрольная работа №4 по теме: «Длина окружности и площадь круга» |
51 | 14.03 | | Р.О. Понятие движения |
52 | 16.03 | | Понятие движения |
53 | 21.03 | | Параллельный перенос. Проект |
54 | 23.03 | | Поворот. Проект |
55 | 4.04 | | Решение задач по теме: «Движения» |
56 | 06.04 | | Решение задач по теме: «Движения». |
57 | 11.04 | | Решение задач по теме: «Движения» |
58 | 13.04 | | Контрольная работа №5 по теме: «Движения» |
59 | 18.04 | | Р.О. Повторение. |
60 | 20.04 | | Повторение по темам: «начальные геометрические сведения», «Параллельные прямые» |
61 | 25.04 | | Повторение по теме: «Треугольники» |
62 | 27.04 | | Повторение по теме: «Треугольники» |
63 | 02.05 | | Повторение по теме: «Окружность» |
64 | 04.05 | | Повторение по теме: «Окружность» |
65 | 11.05 | | Повторение по темам: «Четырехугольники», «Многоугольники» |
66 | 16.05 | | Повторение по темам: «Четырехугольники», «Многоугольники» |
67 | 18.05 | | Повторение по темам: «Векторы. Метод координат», «Движение» |
68 | 23.05 | | Итоговая контрольная работа |
69 | 25.05 | | Работа над ошибками. Решение упражнений за курс геометрии 7-9 класса |
70 | 30.05 | | Решение упражнений за курс геометрии 7-9 класса. |