ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса составлена на основе примерной программы курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне в старшей школе Н.Д. Угриновича, которая составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) от 05.03.2004 №108) и программы среднего полного общего образования (базовый уровень) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ, с учетом кодификатора элементов содержания по информатике.
В базисном учебном плане на изучение базового курса «Информатика и ИКТ» в 10 классе на базовом уровне отведено 35 часов(1 час в неделю)
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
УМК курса Н.Д. Угриновича включает в себя учебник «Информатика и ИКТ» 10 класс; практикум «Информатика и ИКТ», а также методическое пособие для учителя.
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312) изучение курса информатики предусмотрено в 10 классе в количестве 35 учебных часов по 1 часу в неделю (из них 10 практических работ, 4 контрольных работы).
В рамках реализации программы развития школы для расширения социального партнёрства и реализации межпредметных связей в содержание курса были внесены изменения:
10 класс – в тему «Информация и информационные процессы» включено внеклассное мероприятие, в тему «Основы логики и логические основы компьютера» включён интегрированный урок.
Ведущая тема в курсе «Информатика и ИКТ»:
10 класс – «Основы логики и логические основы компьютера», так как заданиям по разделу «Логика и алгоритмы», согласно спецификации ЕГЭ отводится 20% – максимальное количество, а в 9 классе эта тема рассматривается в ознакомительном порядке.
Требования к уровню подготовки выпускников 10 класса
знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
4. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Информация и информационные технологии (10)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление системой как информационный процесс.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
1. Измерение информации.
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
2. Информационные процессы
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
3. Кодирование информации
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
4. Поиск информации
Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
5. Защита информации
Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
Обучающиеся должны знать:
- способы представления информации (числовой, графической, текстовой) в ЭВМ, принципы записи чисел в позиционных системах счисления (двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной) и непозиционной системе счисления (римская);
- способы перевода чисел из одной системы счисления в другую;
- представление графической и звуковой информации в ЭВМ;
Обучающиеся должны уметь:
- переводить целые и дробные числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную и обратно;
- переводить числа из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную систему счисления и обратно;
- определять информационный объём сообщения;
- определять информационный объём изображения;
- определять информационный объём звукового файла;
- работать с единицами измерения количества информации;
Практические работы:
Практическая работа №1 «Определение количества информации как меры уменьшения неопределённости знаний»
Практическая работа №2 «Определение количества информации с использованием алфавитного подхода»
Практическая работа №3 «Запись чисел в различных системах счисления»
2. Компьютер и программное обеспечение (8)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Знать:
- аппаратное и программное обеспечение компьютера, назначение;
- понятие операционной системы, назначение и основные функции;
- порядок загрузки ОС;
Уметь:
- выбирать программные средства для создания информационных объектов согласно поставленной задаче;
- выбирать конфигурацию компьютера в зависимости от решаемой задачи;
- использовать для решения задач практической направленности графический интерфейсWindows, стандартные и служебные приложения, файловые менеджеры, архиваторы и антивирусные программы.
Практические работы:
Практическая работа №4 «Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями»
Практическая работа №5 «Файловые менеджеры и архиваторы»
3. Основы логики и логические основы компьютера (7)
Таблицы истинности. Определение истинности логического выражения. Таблица истинности логического выражения. Равносильность логических выражений. Функция импликации. Функция эквивалентности. Преобразование логического выражения. Решение логического уравнения. Логическая задача. В редакторе схем нарисовать логические и электрические схемы логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».
В компьютерном конструкторе «Начала электроники» создать модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».
В редакторе схем нарисовать логические схемы логических функций.
В редакторе схем нарисовать логические схемы полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел. В редакторе схем нарисовать логическую схему триггера.
Обучающиеся должны знать:
- логические операции (название, обозначение);
- таблицы истинности для основных логических операций;
- правила записи логических выражений;
- основные законы логики;
- логические основы компьютера, сумматор, триггер;
Обучающиеся должны уметь:
- записывать логические выражения;
- строить таблицы истинности;
- использовать логические функции при решении логических задач;
- применять основные законы логики для упрощения логических выражений;
- решать логические задачи;
- строить логические схемы.
Практические работы:
Практическая работа №6 «Построение логических схем»
4. Информационные технологии (10)
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.
Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов. Форматирование документов.
Гипертекст. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Электронные таблицы. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
Обучающиеся должны знать:
- понятие текстового процессора, графического редактора, ЭТ;
- форматы графических и текстовых файлов;
- понятие гипертекста;
Обучающиеся должны уметь:
- работать с компьютерными словарями и системами машинного перевода текстов;
- работать с системами оптического распознавания документов;
- визуализировать числовые данные с использованием различного программного обеспечения.
Практические работы:
Практическая работа №7 «Создание растровых изображений и векторных рисунков»
Практическая работа №8 «Создание мультимедийных презентаций»
Практическая работа №9 «Форматирование документа. Списки. Таблицы»
Практическая работа №10 «Визуализация числовых данных»
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Учебный и программно-методический комплекс по базовому курсу «Информатика и ИКТ» в старшей школе включает в себя:
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Информатика и ИКТ: практикум. Учебное пособие. Угринович Н.Д. и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Информатика и ИКТ: методическое пособие. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Интерактивные тесты
Презентации.
Разноуровневые практические и контрольные работы.
Техническое обеспечение: АРМ учителя, рабочее место обучающегося (стационарный компьютер), интерактивная доска, проектор.
Перечень учебно-методических средств обучения
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Учебник
Методическое пособие:
Кошелев М.В. Итоговые тесты по информатике: 10 – 11 классы: к учебникам Н.Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии: 10 – 11кл.» - М.: Издательство «Экзамен», 2010
Якушкин П.А., Лещинер В.Р., Кириенко Д.П. ЕГЭ 2012. Информатика. Типовые тестовые задания-М.: Издательство «Экзамен», 2012
Интернет ресурсы
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; микрофон.
Интернет.
ОС Windows или Linux.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Цифровые образовательные ресурсы |
Информация и информационные процессы (10) |
| | Инструктаж по ТБ. Понятие информации, свойства информации. | 1 | Презентация «Информация. Свойства информации» |
| | Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Практическая работа №1: «Определение количества информации как меры уменьшения неопределённости знаний» | 1 | Презентация «Определение количества информации как меры уменьшения неопределённости знаний» |
| | Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа №2: «Определение количества информации с использованием алфавитного подхода» | 1 | |
| | Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации | 1 | Презентация «Кодирование информации» |
| | Решение задач по теме «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации» | 1 | |
| | Система счисления. Виды систем счисления: позиционные СС и непозиционные СС. | 1 | Презентация «Системы счисления» |
| | Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная СС | 1 | |
| | Практическая работа №3: «Запись чисел в различных системах счисления» | 1 | |
| | Арифметические действия в различных СС | 1 | |
| | Контрольная работа №1: «Информация и информационные процессы» | 1 | |
Компьютер и программное обеспечение (8) |
| | Магистрально-модульный принцип построения компьютера. | 1 | Презентация «Архитектура ЭВМ» |
| | Операционная система: назначение и состав. Загрузка операционной системы. Программная обработка данных. | 1 | |
| | Практическая работа №4: «Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями» | 1 | |
| | Файлы и файловая система. Логическая структура дисков. | 1 | |
| | Практическая работа №5:«Файловые менеджеры и архиваторы» | 1 | |
| | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. | 1 | Презентация «Компьютерные вирусы и антивирусные программы» |
| | Контрольная работа №2: «Компьютер и программное обеспечение» | 1 | |
| | Урок-экскурсия. Компьютер - универсальная техническая система обработки информации. | 1 | |
Основы логики и логические основы компьютера (7) |
| | Формы мышления. Алгебра высказываний. Логические операции. | 1 | Презентация «Основы алгебры логики» |
| | Логические выражения и таблицы истинности. Логические функции. | 1 | |
| | Законы логики. Упрощение логических выражений. | 1 | Презентация «Законы логики» |
| | Решение задач по теме «Упрощение логических выражений» | 1 | |
| | Логические основы компьютера. Сумматор. Триггер. | 1 | Презентация «Сумматор. Триггер» |
| | Практическая работа №6: «Построение логических схем» | 1 | |
| | Контрольная работа №3: «Основы логики и логические основы компьютера» | 1 | Интерактивный тест |
Информационные технологии (10) |
| | Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. | 1 | Презентация «Компьютерная графика» |
| | Практическая работа №7: «Создание растровых изображений и векторных рисунков» | 1 | |
| | Мультимедийные компьютерные презентации. Практическая работа №8: «Создание мультимедийных презентаций» | 1 | Презентация «Создание презентаций» |
| | Текстовый процессор. Создание и редактирование текстовых документов. | 1 | |
| | Практическая работа №9: «Форматирование документа. Списки. Таблицы» | 1 | Разноуровневые практические работы |
| | Электронные таблицы. Относительные и абсолютные ссылки. | 1 | |
| | Встроенные математические и логические функции. | 1 | |
| | Практическая работа №10: «Визуализация числовых данных» | 1 | Разноуровневые практические работы |
| | Контрольная работа №4: «Информационные технологии» | 1 | Интерактивный тест |
| | Урок-игра: «Информационные технологии» | 1 | Презентация, тест |
10