СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 10 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для УМК Угринович и расчитана на 35 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 10 класс»

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса составлена на основе примерной программы курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне в старшей школе Н.Д. Угриновича, которая составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) от 05.03.2004 №108) и программы среднего полного общего образования (базовый уровень) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ, с учетом кодификатора элементов содержания по информатике.

В базисном учебном плане на изучение базового курса «Информатика и ИКТ» в 10 классе на базовом уровне отведено 35 часов(1 час в неделю)

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

УМК курса Н.Д. Угриновича включает в себя учебник «Информатика и ИКТ» 10 класс; практикум «Информатика и ИКТ», а также методическое пособие для учителя.

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  • автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);

  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.

Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.

Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.

Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.

Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.

Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.


Место предмета в учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312) изучение курса информатики предусмотрено в 10 классе в количестве 35 учебных часов по 1 часу в неделю (из них 10 практических работ, 4 контрольных работы).

В рамках реализации программы развития школы для расширения социального партнёрства и реализации межпредметных связей в содержание курса были внесены изменения:

10 класс – в тему «Информация и информационные процессы» включено внеклассное мероприятие, в тему «Основы логики и логические основы компьютера» включён интегрированный урок.

Ведущая тема в курсе «Информатика и ИКТ»:

10 класс – «Основы логики и логические основы компьютера», так как заданиям по разделу «Логика и алгоритмы», согласно спецификации ЕГЭ отводится 20% – максимальное количество, а в 9 классе эта тема рассматривается в ознакомительном порядке.


Требования к уровню подготовки выпускников 10 класса

знать/понимать

1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;

уметь

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

4. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Информация и информационные технологии (10)

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

Управление системой как информационный процесс.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Организация личной информационной среды.

1. Измерение информации.

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

2. Информационные процессы

Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

3. Кодирование информации

Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

4. Поиск информации

Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

5. Защита информации

Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.

Обучающиеся должны знать:

- способы представления информации (числовой, графической, текстовой) в ЭВМ, принципы записи чисел в позиционных системах счисления (двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной) и непозиционной системе счисления (римская);

- способы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

- представление графической и звуковой информации в ЭВМ;

Обучающиеся должны уметь:

- переводить целые и дробные числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную и обратно;

- переводить числа из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную систему счисления и обратно;

- определять информационный объём сообщения;

- определять информационный объём изображения;

- определять информационный объём звукового файла;

- работать с единицами измерения количества информации;

Практические работы:

Практическая работа №1 «Определение количества информации как меры уменьшения неопределённости знаний»

Практическая работа №2 «Определение количества информации с использованием алфавитного подхода»

Практическая работа №3 «Запись чисел в различных системах счисления»

2. Компьютер и программное обеспечение (8)

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Знать:

- аппаратное и программное обеспечение компьютера, назначение;

- понятие операционной системы, назначение и основные функции;

- порядок загрузки ОС;

Уметь:

- выбирать программные средства для создания информационных объектов согласно поставленной задаче;

- выбирать конфигурацию компьютера в зависимости от решаемой задачи;

- использовать для решения задач практической направленности графический интерфейсWindows, стандартные и служебные приложения, файловые менеджеры, архиваторы и антивирусные программы.

Практические работы:

Практическая работа №4 «Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями»

Практическая работа №5 «Файловые менеджеры и архиваторы»

3. Основы логики и логические основы компьютера (7)

Таблицы истинности. Определение истинности логического выражения. Таблица истинности логического выражения. Равносильность логических выражений. Функция импликации. Функция эквивалентности. Преобразование логического выражения. Решение логического уравнения. Логическая задача. В редакторе схем нарисовать логические и электрические схемы логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».

В компьютерном конструкторе «Начала электроники» создать модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».

В редакторе схем нарисовать логические схемы логических функций.

В редакторе схем нарисовать логические схемы полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел. В редакторе схем нарисовать логическую схему триггера.

Обучающиеся должны знать:

- логические операции (название, обозначение);

- таблицы истинности для основных логических операций;

- правила записи логических выражений;

- основные законы логики;

- логические основы компьютера, сумматор, триггер;

Обучающиеся должны уметь:

- записывать логические выражения;

- строить таблицы истинности;

- использовать логические функции при решении логических задач;

- применять основные законы логики для упрощения логических выражений;

- решать логические задачи;

- строить логические схемы.

Практические работы:

Практическая работа №6 «Построение логических схем»

4. Информационные технологии (10)

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.

Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов. Форматирование документов.

Гипертекст. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Электронные таблицы. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

Обучающиеся должны знать:

- понятие текстового процессора, графического редактора, ЭТ;

- форматы графических и текстовых файлов;

- понятие гипертекста;

Обучающиеся должны уметь:

- работать с компьютерными словарями и системами машинного перевода текстов;

- работать с системами оптического распознавания документов;

- визуализировать числовые данные с использованием различного программного обеспечения.

Практические работы:

Практическая работа №7 «Создание растровых изображений и векторных рисунков»

Практическая работа №8 «Создание мультимедийных презентаций»

Практическая работа №9 «Форматирование документа. Списки. Таблицы»

Практическая работа №10 «Визуализация числовых данных»




МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебный и программно-методический комплекс по базовому курсу «Информатика и ИКТ» в старшей школе включает в себя:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

  2. Информатика и ИКТ: практикум. Учебное пособие. Угринович Н.Д. и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

  3. Информатика и ИКТ: методическое пособие. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

  4. Интерактивные тесты

  5. Презентации.

  6. Разноуровневые практические и контрольные работы.

Техническое обеспечение: АРМ учителя, рабочее место обучающегося (стационарный компьютер), интерактивная доска, проектор.

Перечень учебно-методических средств обучения

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Учебник

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 10. Учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ, 2008,



Методическое пособие:

  • Кошелев М.В. Итоговые тесты по информатике: 10 – 11 классы: к учебникам Н.Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии: 10 – 11кл.» - М.: Издательство «Экзамен», 2010

  • Якушкин П.А., Лещинер В.Р., Кириенко Д.П. ЕГЭ 2012. Информатика. Типовые тестовые задания-М.: Издательство «Экзамен», 2012

Интернет ресурсы

  • Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках http://www.klyaksa.net

  • Сайт для учителей информатики http://informatiky.jimdo.com/





Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; микрофон.

  • Интернет.

  • ОС Windows или Linux.















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Цифровые образовательные ресурсы

Информация и информационные процессы (10)


Инструктаж по ТБ. Понятие информации, свойства информации.

1

Презентация «Информация. Свойства информации»


Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Практическая работа №1: «Определение количества информации как меры уменьшения неопределённости знаний»

1

Презентация «Определение количества информации как меры уменьшения неопределённости знаний»


Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа №2: «Определение количества информации с использованием алфавитного подхода»

1



Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации

1

Презентация «Кодирование информации»


Решение задач по теме «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации»

1



Система счисления. Виды систем счисления: позиционные СС и непозиционные СС.

1

Презентация «Системы счисления»


Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная СС

1



Практическая работа №3: «Запись чисел в различных системах счисления»

1



Арифметические действия в различных СС

1



Контрольная работа №1: «Информация и информационные процессы»

1


Компьютер и программное обеспечение (8)


Магистрально-модульный принцип построения компьютера.

1

Презентация «Архитектура ЭВМ»


Операционная система: назначение и состав. Загрузка операционной системы. Программная обработка данных.

1



Практическая работа №4: «Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями»

1



Файлы и файловая система. Логическая структура дисков.

1



Практическая работа №5:«Файловые менеджеры и архиваторы»

1



Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

1

Презентация «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»


Контрольная работа №2: «Компьютер и программное обеспечение»

1



Урок-экскурсия. Компьютер - универсальная техническая система обработки информации.

1


Основы логики и логические основы компьютера (7)


Формы мышления. Алгебра высказываний. Логические операции.

1

Презентация «Основы алгебры логики»


Логические выражения и таблицы истинности. Логические функции.

1



Законы логики. Упрощение логических выражений.

1

Презентация «Законы логики»


Решение задач по теме «Упрощение логических выражений»

1



Логические основы компьютера. Сумматор. Триггер.

1

Презентация «Сумматор. Триггер»


Практическая работа №6: «Построение логических схем»

1



Контрольная работа №3: «Основы логики и логические основы компьютера»

1

Интерактивный тест

Информационные технологии (10)


Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.

1

Презентация «Компьютерная графика»


Практическая работа №7: «Создание растровых изображений и векторных рисунков»

1



Мультимедийные компьютерные презентации. Практическая работа №8: «Создание мультимедийных презентаций»

1

Презентация «Создание презентаций»


Текстовый процессор. Создание и редактирование текстовых документов.

1



Практическая работа №9: «Форматирование документа. Списки. Таблицы»

1

Разноуровневые практические работы


Электронные таблицы. Относительные и абсолютные ссылки.

1



Встроенные математические и логические функции.

1



Практическая работа №10: «Визуализация числовых данных»

1

Разноуровневые практические работы


Контрольная работа №4: «Информационные технологии»

1

Интерактивный тест


Урок-игра: «Информационные технологии»

1

Презентация, тест



10