Рабочая программа по информатике для 10-11 классов разработана с учетом Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Примерной программы среднего общего образования по информатике и ИКТ. Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно – правовыми и инструктивно – методическими документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказа Минобразования РФ от 09. 03. 2004г. №1312 «Об утверждении федерального плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Образовательная область.
Предмет «Информатика и ИКТ» входит в образовательную область-математика.
Краткая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Курс нацелен на формирование умений учащихся фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы
Цели изучения информатики и ИКТ
Изучение информатики и ИКТ в средних образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему школьному учебному плану в средней школе предусмотрено при изучении «Информатика и ИКТ» на среднем уровне образования 70 часов из расчета 1 час в неделю с 10 по 11 класс. В виду того, что в образовательной организации запрещён доступ в интернет, мною были внесены изменения в практические занятия, где предполагалось работать с интернетом, были заменены работой в локальной сети.
Работа в интернете заменена и расширена работой по локальной сети.
Содержание учебной программы
10 класс Общее число часов — 35ч.
1. Информация (7 ч)
Структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики, требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Учащиеся должны знать:
три философские концепции информации
понятие информации в разных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
Учащиеся должны уметь:
решать задачи на измерение информации, количество информации,
оперировать различными видами информационных объектов, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах
Информационные процессы в системах. (10 ч)
Введение в теорию систем Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки.
Процессы хранения и передачи информации Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.
Учащиеся должны знать:
понятия «кодирование» и «декодирование» информации,
основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема; основные свойства систем, что такое «системный подход» в науке и практике, состав и структуру систем управления
историю развития носителей информации, современные типы носителей информации и их основные характеристики
основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
основные типы задач обработки информации, понятие исполнителя обработки информации, понятие алгоритма обработки информации
что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов, устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
алгоритмы последовательного поиска, поиска половинным делением
какая информация требует защиты, виды угроз информации, физические и программные средства защиты информации, что такое криптография, цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.), анализировать состав и структуру систем, различать связи материальные и информационные
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях, осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
применять меры защиты личной информации на ПК
Информационные модели (6ч)
Информационное моделирование как метод познания. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Информационные модели и структуры данных.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Моделирование и формализация задач из различных предметных областей. Исследование моделей
Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления.
Практические работы: Создание табличных моделей. Создание графических моделей. Исследование моделей.
Учащиеся должны знать:
определение модели, информационной модели
этапы информационного моделирования на компьютере
что такое граф, дерево, сеть
структура таблицы; основные типы табличных моделей, многотабличная модель данных
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться в граф-моделях, - строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
строить табличные модели по вербальному описанию системы
Программно-технические системы реализации информационных процессов(12ч)
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Дискретные модели данных в компьютере Представление чисел в компьютере Системы счисления. Представление текста, графики и звука. Векторная и растровая графика. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации
Многопроцессорые системы и сети.
Учащиеся должны знать:
архитектуру персонального компьютера, принцип открытой архитектуры ПК
структуру программное обеспечение ПК
принципы представления данных в памяти компьютера
представление целых чисел, принципы представления вещественных чисел
представление текста, изображения; цветовые модели
в чем различие растровой и векторной графики
дискретное (цифровое) представление звука
что такое многопроцессорные вычислительные комплексы
топологии локальных сетей, технические средства компьютерных сетей.
Учащиеся должны уметь:
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения,
получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Практические работы работа по л.с.
Содержание обучения 11 класс. Общее количество часов 35.
Технология использования и разработки информационных систем (24 ч.)
Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Компьютерный текстовый документ как структура данных. Использование оглавлений и указателей в текстовом редакторе. Использование закладок и гиперссылок. Гипертекст.
Геоинформационные системы. Работа в ГИС.
База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Сортировка в базах данных. Создание межтабличных связей. Запросы как приложения информационной системы. Формирование запросов в базах данных. Логические условия выбора данных. Поиск в базе данных. Применение фильтров.
Учащиеся должны знать
назначение информационных систем, состав информационных систем
что такое гипертекст, гиперссылка, средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой
назначение коммуникационных, информационных служб Интернета
основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
средства для создания web-страниц, в чем состоит проектирование web-сайта, что значит опубликовать web-сайт
что такое ГИС, области приложения, приемы навигации в ГИС
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
определение и назначение СУБД, этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
структуру команды запроса на выборку данных из БД
Учащиеся должны уметь:
автоматически создавать оглавление документа, организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
работать с электронной почтой, извлекать данные из файловых архивов, осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
создать web-сайт на языке HTML
осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
реализовывать запросы со сложными условиями выборки, создавать отчеты
Технология информационного моделирования ( 7 ч.).
Понятие модели. Виды моделей. Моделирование зависимостей между величинами. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование Модели статистического прогнозирования.
Корреляционное моделирование. Моделирование корреляционных зависимостей.
Оптимальное планирование. Модели оптимального планирования.
Учащиеся должны знать
понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины, формы представления зависимостей между величинами
что такое математическая модель
что такое регрессионная модель, прогнозирование по регрессионной модели
что такое корреляционная зависимость, коэффициент корреляции
что такое оптимальное планирование
что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
Учащиеся должны уметь:
используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов, осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (MS Excel)
решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)
Основы социальной информатики (2 ч.)
Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере.
Учащиеся должны знать
что такое информационные ресурсы общества, информационные услуги
основные черты информационного общества
основные законодательные акты в информационной сфере, информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
Резерв(Повторение)(2 ч.)
Практические занятия.
10 класс
Класс | Тема | Количество часов | Практические |
| | часов | работы |
10 | Информация | 7 | 4 |
| Информационные процессы в системах | 10 | 6 |
| Информационные модели | 6 | 2 |
| Программно-технические системы реализации информационных процессов | 12 | 5 |
| Всего | 35 | 17 |
Работа 1.1. Работа в среде операционной системы Microsoft Windows
Работа 1.2. Текстовый процессор Microsoft Word: ввод, редактирование и форматирование текста
Работа 1.3. Текстовый процессор Microsoft Word: шрифты, размер символов, начертания
Работа 1.4. Текстовый процессор Microsoft Word: вставка объектов, работа с таблицами
Работа 1.5. Текстовый процессор Microsoft Word: итоговая работа
Работа 1.6. Векторная графика. Инструментальные средства для рисования в Microsoft Word
Работа 1.7. Подготовка презентаций: знакомство с пакетом Microsoft Power Point
Работа 1.8. Электронные таблицы: табличный процессор Microsoft Excel
Работа 1.9. Электронные таблицы: деловая графика в Microsoft Excel
Работа 2.1. Измерение информации
Работа 2.2. Автоматическая обработка данных
Работа 2.3. Шифрование данных
Работа 2.4. Структуры данных. Графы
Работа 2.5. Структуры данных. Таблицы
Работа 2.6. Управление алгоритмическим исполнителем
Работа 2.7. Выбор конфигурации компьютера
Работа 2.8. Настройка BIOS
Работа 2.9. Представление чисел
Работа 2.10. Представление текстов. Сжатие текстов
Работа 2.11. Представление изображения и звука
Работа 2.12. Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»
11 класс
Класс | Тема | Количество часов | Практические |
| | часов | работы |
11 | Технология использования и раз- работки информационных систем | 24 | 7 |
| Технология информационного моделирования | 7 | 6 |
| Основы социальной информатики | 4 | 1 |
| Всего | 35 | 14 |
Работа 3.1. Гипертекстовые структуры
Работа 3.2. Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями
Работа 3.3. Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц
Работа 3.4. Интернет: сохранение загруженных Web-страниц
Работа 3.5. Интернет: работа с поисковыми системами
Работа 3.6. Интернет: создание Web-сайта с помощью MS Word
Работа 3.7*. Интернет: создание Web-сайта на языке HTML
Работа 3.8. Поиск информации в геоинформационных системах
Работа 3.9. Знакомство с СУБД MS Access
Работа 3.10. Создание базы данных «Приемная комиссия»
Задание на самостоятельную разработку информационной системы
Работа 3.11. Реализация простых запросов с помощью конструктора
Работа 3.12. Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой
Работа 3.13. Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия»
Работа 3.14. Реализация запросов на удаление и использование вычисляемых полей
Работа 3.15. Создание отчета 102
Работа 3.16. Получение регрессионных моделей в MS Excel
Работа 3.17. Прогнозирование в MS Excel
Задание для самостоятельного выполнения на получение регрессионных зависимостей
Работа 3.18. Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel
Задание для самостоятельного выполнения по теме «Корреляционные зависимости»
Работа 3.19. Решение задачи оптимального планирования в MS Excel
Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки выпускника 10 класса в области информатики и ИКТ:
В результате изучения информатики и ИКТ 10 класса ученик должен
уметь
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте
решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
анализировать состав и структуру систем
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
применять меры защиты личной информации на ПК
строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
строить табличные модели по вербальному описанию системы
строить алгоритмы управления учебными исполнителями
осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировоч-
ной таблицы
Требования к уровню подготовки выпускника 11 класса в области информатики и ИКТ:
В результате изучения информатики и ИКТ 11 класса ученик должен
уметь
автоматически создавать оглавление документа
организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
работать с электронной почтой
извлекать данные из файловых архивов
осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
создать несложный web-сайт с помощью MS Word
осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
создавать и обрабатывать многотабличную БД средствами конкретной СУБД
используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим
количеством плановых показателей с помощью табличного процессора
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
Контроль уровня обученности
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.
Список литературы и дополнительных дидактических материалов для проведения контрольных и практических
работ :
Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Практикум для 10-11 классов. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. (2011, 120с.)
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. В 2т. Под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.К. (2012, 603с.)
Также есть банк заданий на электронном носителе и в распечатанном виде.
Источники информации и средства обучения
Для учителя
Информатика. 10-11 классы. Поурочные планы по учебникам Семакина И.Г., Угриновича Н.Д. и др. Базовый уровень. (2009, 349с.)
Для ученика
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.
Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера
Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. (2012, 246с.)
Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2007
Набор ЦОР
Авторская презентация УМК Угриновича Н. Д. (113 Мб, с видео и звуком). URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/IIKT8-11_2009.zip (дата обращения: 14.07.10).
2. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень). URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.doc
. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: http://infcd.metodist.ru
. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: http://infcd.metodist.ru
. ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2010 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2010, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
. www.pedsovet.org Интернет портал для учителей
www.intel.ru
http:/ www.ege.ru/ Задания ЕГЭ
http://www.problems.ru/inf/ задачи по информатике
http://mega.km.ru/pc/ Энциклопедия персонального компьютера Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Операционная система Windows 7
Пакет офисных приложений MS Office 2007
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Операционная система Windows XP/7
Пакет офисных приложений MS Office 2010
Дидактические материалы:
1. Практические работы по теме «Основы работы в MS Windows»
2. Практические работы по теме «Текстовый редактор MS Word»
3. Практические работы по теме «Графический редактор Paint»
4. Практические работы по теме « MS Power Point»
5. Практические работы по теме «Табличный редактор MS Excel»
Таблица соответствия распределения часов по темам примерной и рабочей программы
класс | № | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная программа | Рабочая программа |
10 | 1 | Информация | 7 | 7 |
2 | Информационные процессы в системах | 10 | 10 |
3 | Информационные модели | 6 | 6 |
4 | Программно-технические системы реализации информационных процессов | 12 | 12 |
11 | 1 | Технология использования и разработки информационных систем | 24 | 24 |
2 | Технология информационного моделирования | 7 | 7 |
3 | Основы социальной информатики | 2 | 2 |
| Резерв | 2 | 2 |
| | ИТОГО | 70 | 70 |
Учебно-тематический план
Календарно – тематическое планирование для 10 класса среднего образования.
№ | Тема урока | Кол. час | Наглядные пособия и средства обучения | Контроль, Виды учебной деятель- Ности, | Формы организации урока | Требования к уровню подготовки учащихся | практические работы | Дата |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Глава 1. Информация. Техника обработки текстовой информации. – 6 часов. | |
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. Понятие информации, информационных процессов | 1 | Цели и задачи курса. Правила ТБ в кабинете информатики. Философские концепции, теория информации, кибернетика, нейрофизиология, генетика | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Знать правила техники безопасности при работе на ПК в кабинете информатики. Знать: - что такое информация; - языки представления информации, кодирование; - единицы измерения информации. Уметь: - создавать, редактировать, форматировать документы; - решать задачи на определение количества информации и вероятность событий, с использованием главной формулы информатики | Система основных понятий. Вопрос 1,2,3 на стр.12. | | |
2 | Форматирование документа. | 1 | Параметры страницы, форматирование абзацев, таблиц, списков, символов. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа в текстовом редакторе. | | 12.09 |
3 | Создание, редактирование и форматирование документов. | 1 | Создание документа, шаблоны, свойства документа, редактирование документа. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | | Работа в текстовом редакторе. | | |
4 | Кодирование информации. | 1 | Кодирование, декодирование, код Морзе, код Бодо, системы счисления. | Усвоение новых знаний | Урок – лекция | Знать: - что такое система, её структура и состав; - виды систем; - способы хранения, передачи и обработки; - что такое алгоритм, свойства алгоритма; - меры защиты информации. Уметь: - приводить примеры систем, подсистем; - выполнять поиск данных. | Схема «Передача информации через письменность». | | |
5 | Измерение информации. Содержательный подход. | 1 | Равновероятные результаты, неопределённость знаний, количество информации, главная формула информатики. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Определение понятий. Вопрос 4,5 на стр 24. | | |
6 | Информация. Информационные процессы в системах. | 1 | Информация, информационные процессы, система. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Определения | | |
7 | Понятие системы. | 1 | Системология, система: состав, структура, свойства, системный эффект, системный подход. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Схемы «Структура системы», «Состав и структура ПК», Вопрос 9 на стр. 32. | | |
| | | | | | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8 | Хранение информации. Носители информации. | 1 | Носители информации: нецифровые и цифровые, факторы качества носителей, перспективные виды носителей. | Усвоение новых знаний | Урок – лекция | Знать: - что такое система, её структура и состав; - виды систем; - способы хранения, передачи и обработки; - что такое алгоритм, свойства алгоритма; - меры защиты информации. Уметь: - приводить примеры систем, подсистем; - выполнять поиск данных. | Определение понятий. Задача 7 на стр.46. | | |
9 | Обработка информации и алгоритмы | 1 | Виды обработки, исполнитель обработки, алгоритм обработки. | Усвоение новых знаний | Урок – лекция | Схема «Модель обработки информации». Вопрос 1 на стр.49. | | |
10 | Алгоритмическая машина Поста | 1 | Алгоритмическая машина Поста. | Урок повторения и обобщения. | Практическая работа | Решение задач 2,3,4 на стр.54. | | |
11 | Поиск данных | 1 | Поиск данных, атрибуты поиска, организация набора данных, алгоритм поиска. | Усвоение новых знаний | Урок – лекция | Вопрос 3,4 на срт.60. Понятийный диктант | | |
Глава 3. Информационные модели – 8 часов. |
12 | Компьютерное информационное моделирование | 1 | Модель, виды моделей, этапы построения компьютерной информационной модели. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | | Определение понятий. Создать информационные модели объекта: пассажир поезда; процесса: ремонт квартиры. | | |
13 | Относительные и абсолютные ссылки | 1 | Принцип относительной адресации, абсолютные адреса. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа с электронными таблицами. | | |
14 | Встроенные математические и логические функции | 1 | Запись и выполнение математических и логических функций. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | | Работа с электронными таблицами. | | |
15 | Структура данных: деревья, сети, графы, таблицы | 1 | Структуры данных, графы, таблицы, тип связей в графе, в таблице. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | | Работа с электронными таблицами. | | |
16 | Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов | 1 | Диаграмма, виды диаграмм, построение диаграмм по данным. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Знать: - что такое модель; - основные типы информационных моделей: натуральные, графические, табличные; - понятие моделирования; - рассматривать алгоритм как модель деятельности. Уметь: - использовать различные варианты представления информации; - строить информационные табличные модели по словесным описаниям объектов и их свойств; - построение структурной модели; - представлять формы алгоритма: блок-схему, учебный алгоритм, язык программирования. | Индивидуальная работа: построение диаграмм различных типов. | | |
| | | | | | | | | |
17 | Модели структуры данных предметной области | 1 | Построение структурной модели, | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | | Разработать информационную модель «Школа». | | |
18 | Разработка моделей | 1 | Построение различных типов моделей | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Индивидуальная работа: создание моделей. | | |
19 | Исследование моделей | 1 | Исследование различных типов моделей | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Индивидуальная работа: исследование моделей. | | |
20 | Алгоритм как модель деятельности | 1 | Алгоритм –модель деятельности, объект моделирования, формы представления алгоритмов, трассировка алгоритмов. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Вопрос 1, 3, 9 на стр.89. | | |
21 | Итоговый урок «Информационные модели» | 1 | | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Семинар | | | |
| | | | | | | | |
22 | Компьютер – универсальная техническая система обработки информации | 1 | Устройство ПК, архитектура ПК, архитектура фон Неймана, современные технические решения и устройства, дополнительные устройства. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Знать: - назначение компьютера, его устройство, функции основных узлов; - состав программного обеспечения компьютера; - современные технические решения и устройства; - назначение операционной системы, её характеристики; - компьютерные вирусы, их классификацию, антивирусные программы; - дискретные модели данных: текст, график. Звук. - что такое Интернет, WWW; - основные информационные услуги сетей, возможности Интернета; - системы счисления Уметь: - давать представление о назначении и структуре локальных и глобальных сетей; - объяснять их устройство; - обмениваться информацией в локальной и глобальной сетях - переводить числа из одной системы счисления в другую; - производить арифметические операции в системах счисления. - работать в растровом и векторном графических редакторах. | Схема «Архитектура ПК», «Архитектура фон Неймана». | | |
23 | Работа со стандартными и служебными приложениями Windows | 1 | Стандартные программы: блокнот, Paint, калькулятор и т. д., служебные. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа в программах. | | |
24 | Вирусы и антивирусные программы | 1 | Компьютерные вирусы, типы компьютерных вирусов. | Усвоение новых знаний | Урок – лекция | Схема «Компьютерные вирусы». | | |
25 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел | 1 | Целое число, вещественные числа, их представление в компьютере. | Усвоение новых знаний | Урок – лекция | Задание 2,3,4 на стр.111-112. | | |
26 | Перевод вещественных чисел из одной системы счисления в другую | 1 | Система счисления, число, вещественное число. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Решение задач | | |
27 | Зачет по теме: Системы счисления | 1 | | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Семинар | Решение задач | | |
28 | Векторная и растровая графика. | 1 | Растровая и векторная графика | | Урок - лекция | Работа с определениями урока. | | |
29 | Создание и редактирование изображения в растровом редакторе | 1 | Графический редактор Paint | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Создание рисунков в растровом графическом редакторе Paint. | | |
30 | Создание и редактирование изображения в векторном редакторе | 1 | Графический редактор CorelDraw | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Создание рисунков в векторном графическом редакторе CorelDraw. | | |
31 | Кодирование информации с помощью знаковых систем | 1 | Естественные и формальные языки, знаковая система. Алфавит. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа с понятиями урока. | | |
32 | Компьютерные презентации. Использование мультимедийных технологий. | | Презентация, слайды, структура слайдов, вставка объектов. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Создание презентаций | | |
33 | Создание мультимедийных презентаций | 1 | Слайд, этапы создания презентации. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Создание презентаций | | |
34 | Анимация в презентациях | 1 | Анимация объектов слайда, анимация в процессе смены слайдов. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Применение анимации | | |
35 | Зачет по теме: «Программно-технические системы реализации информационных процессов» | 1 | | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | | | | |
Календарно – тематическое планирование для 11 класса среднего образования.
№ | Тема урока | Кол.час | Наглядные пособия и средства обучения | Виды учебной деятель- ности | Практические работы Формы организации урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Контроль | Дата |
П | Ф |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | Цели и задачи курса. Правила ТБ в кабинете информатики. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Знать правила техники безопасности при работе на ПК в кабинете информатики. | | | |
2 | Отношения между понятиями | 1 | Логика, формы мышления: понятие. Высказывание, умозаключение. Истина, ложь. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Знать: - основные формы мышления; - составные высказывания можно рассматривать как логическую функцию; - логические законы и правила преобразования логических выражений; - логические основы устройства компьютера. Уметь: - записывать составное высказывание в форме логического выражения; - строить таблиц истинности; - доказывать равносильность логического выражения; - упрощать логические выражения, применяя логические законы и правила преобразования логических выражений; | Работа с понятиями урока | | |
3 | Логические выражения и таблицы истинности. | 1 | Логические переменные, знаки логических операций, таблицы истинности, равносильные логические выражения. | Усвоение новых знаний | Урок – лекция | Задание 3.2, 3.3 на стр. 132. | | |
4 | Логические законы и правила преобразования логических выражений. | 1 | Закон: тождества, не противоречия, исключённого третьего, двойного отрицания, де Моргана, коммутативности, ассоциативности, дистрибутивности. | Усвоение новых знаний | Урок – лекция | Решение логических задач | | |
5 | Решение логических задач | 1 | Решение логических задач | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Практическая работа | Решение логических задач | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
6 | Сумматор двоичных чисел. Триггер. | 1 | Полусумматор, полный одноразрядный сумматор, многоразрядный сумматор. Триггер. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | - решать логические задачи; - составлять логические схемы триггера. | Задания 3.8, 3.10 на стр.145 (Угринович.Н.) | | |
7 | Организация локальных сетей | 1 | ЛС, устройства ЛС и их функции, конфигурация ЛС. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Знать: - что такое информационные системы (ИС); - типы информационных систем: - что такое гипертекст, гиперссылки, приёмы создания гиперссылок; - коммуникационные и информационные службы Интернета. - что такое Интернет, WWW, электронная почта - что входит в технические средства компьютерных сетей - основные информационные услуги сетей, возможности Интернет. | Схема «Технология локальных сетей», | | |
8 | Организация глобальных сетей | 1 | Глобальная сеть (ГС), WWW, аппаратные средства и программное обеспечение Интернета, система адресации. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Схема «Пакетная технология передачи информации в ГС». Вопрос 2 на стр. 135. | | |
9 | Теория глобальной сети Интернет. | 1 | Поиск информации, передача информации | Усвоение новых знаний | | | | |
10 | Компьютерный текстовый документ как структура данных | 1 | Гипертекст, определение гиперссылки, приёмы создания гипертекста | Усвоение новых знаний | Урок – лекция | Выполнить задание 5 стр.149 на ПК. | | |
11 | Использование закладок и гиперссылок | 1 | Гипертекст, определение гиперссылки, приёмы создания гипертекста | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Схема «Горизонтальные гиперсвязи в текстовом документе». Вопрос 3 стр. 149. | | |
12 | электронная почта. | 1 | Коммуникационные службы Интернета: электронная почта – t-mail. телеконференция, форумы прямого общения, интернет-телефония. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Схема «Функционирование электронной почты». Окно почтовой программы. | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
13 | World Wide Web – Всемирная паутина | 1 | Всемирная паутина (World Wide Web, WWW). W-страница, W-сервер, гиперссылка, W-сайт, W-браузер. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | значения оно принимает; - что понимается под сортировкой данных, ключ сортировки; - основы реляционных баз данных. Уметь: - давать представление о назначении и структуре локальных и глобальных сетей; объяснять устройство локальных сетей; - поиск и обмен информацией в глобальных сетях; - давать представление о назначении информационных систем и баз данных; - создавать Web-сайт с помощью HTML. - работать в текстовом документе; - работать в геоинформационных системах (ГИС). - применять основные приемы работы с одной из реляционных СУБД. - организовывать поиск, сортировку, редактирование данных.. | Схема «Компьютерная сеть и «паутина» документов». Задание 3 стр.157. | | |
14 | Поиск данных | 1 | Поисковая служба | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа на ПК. | | |
15 | Создание сайта с помощью HTML. | 1 | Создание сайта | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа на ПК | | |
16 | Создание сайта с помощью HTML | 1 | Создание сайта | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа на ПК | | |
17 | Презентация сайта | 1 | Показ сайта | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Семинар | Работа на ПК | | |
18 | Работа в ГИС | 1 | ГИС, области приложений ГИС, дружеский пользовательский интерфейс. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Знакомство с ГИС « Карта Москвы». | | |
19 | Проектирование многотабличной базы данных. | 1 | Этапы Проектирования многотабличной базы данных, реляционная модель данных (система таблиц). | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Схема «База данных приёмной комиссии». Задание 1, 2 на стр. 178. | | |
20 | Создание и редактирование базы данных | 1 | Создание и редактирование базы данных | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Создание БД «Приёмная комиссия» на ПК | | |
21 | Сортировка в базах данных | 1 | Работа с БД | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа с БД «Приёмная комиссия» | | |
22 | Запросы как приложения информационной системы | 1 | Запрос, средства формирования запросов, структура запросов на выборку. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа на ПК. | | |
| | | | | | | | |
23 | Логические условия выбора данных | 1 | Условие выбора – логическое выражение, основные логические операции. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | | Работа на ПК. Задание 2 на стр. 191. | | |
24 | Применение фильтров | 1 | Применение, удаление и сохранение фильтров. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа на ПК с БД | | |
25 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования (ООП). | 1 | Введение в ООП, структура программы, типы данных, функции и процедуры и.т.д. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Знать: - основы объектно-ориентированного визуального программирования, Объекты Дельфи. - что такое модель; - основные типы информационных моделей: натуральные, графические, табличные; - понятие моделирования; Уметь: - использовать различные варианты представления информации; - строить информационные табличные модели по словесным описаниям объектов и их свойств; - объяснять разницу между технической и информационной моделями; | Работа с понятиями урока | | |
26 | Форма, размещение на ней управляющих элементов. Событийные процедуры. | 1 | Форма, размещение на ней управляющих элементов. Событийные процедуры. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа на ПК. | | |
27 | Понятие модели. Виды моделей. | 1 | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Табличные, графические информационные, математические модели, | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Работа с определениями | | |
28 | Модели статистического прогнозирования | 1 | Статистика, статистические данные, регрессионная модель, метод наименьших квадратов | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Задания 5,7 на стр.203. | | |
29 | Моделирование корреляционных зависимостей | 1 | Корреляционные зависимости, корреляционный анализ, коэффициент корреляции. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Работа с понятиями урока. Задание 3(а) на стр.207. | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
30 | Графические возможности объекта Canvas | 1 | | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | - построение структурной модели; - решать практические задачи по моделированию; - составлять модели оптимального планирования а Microsoft Excel. - работать в электронной таблице Microsoft Excel. | Работа с определениями | | |
31 | Проект «Движение круга» | 1 | | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Практическая работа | Работа на ПК. | | |
32 | Зачет по теме: «Информационное моделирование» | 1 | | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Семинар | Тестирование | | |
33 | Информационное общество (ИО). | 1 | Основные черты информационного общества, информационная культура, опасности ИО. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Знать: - что такое информационные ресурсы, рынок информационных ресурсов; - что такое информационные услуги; - основные черты информационного общества; - законы правового регулирования в информационной среде; | Работа с понятиями урока. Вопросы 11, 12, 13 на стр. 228. | | |
34 | Проблема информационной безопасности (ИБ) | 1 | Объекты ИБ РФ, национальные интересы РФ, методы, обеспечения ИБ, информационное неравенство. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Работа с понятиями урока. Вопросы после §. | | |
35 | Итоговый урок | | | | | | | | |