Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Авдинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: на заседании ШМО учителей Естественнонаучного цикла Протокол №1 от 30.08.2017г. Руководитель ШМО _________ Карпова И.Н. | Согласовано: с зам. по УВР от 31.08.2017г. ___________________ Полева Н.Е. | Утверждено: Директором школы от 31.08.2017г. пр. 01-04/108 ____________________ Рябенко С.Н. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
информатика и ИКТ
10 класс
Составил:
учитель информатики
I квалификационной категории Карпова Ирина Николаевна
2017 – 2018 учебный год
пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего (среднего (полного) общего) образования;
- Примерной программы основного общего образования по информатике;
- Авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Учебного плана МБОУ «Авдинская СОШ».
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Изучение информатики и ИКТ в 10 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление меж предметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Программа рассчитана на 35 часов.
Программой предусмотрено проведение:
практических работ – 24;
контрольных работ – 3.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
проблемное обучение;
метод проектов;
ролевой метод.
Основные типы уроков:
Тематические и итоговые контрольные работы
№ | Тематика | Вид |
1 | Информация и информационные процессы | Тематический контроль |
2 | Информационные технологии | Тематический контроль |
3 | Коммуникационные технологии | Тематический контроль |
Содержание курса
Введение. Информация и информационные процессы (4 часа)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Информация и информационные процессы».
Информационные технологии (13 часов)
Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика.
Кодирование звуковой информации.
Компьютерные презентации.
Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Кодировки русских букв».
Практическая работа № 2 «Создание и форматирование документа».
Практическая работа № 3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».
Практическая работа № 4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа».
Практическая работа № 5 «Кодирование графической информации».
Практическая работа № 6 «Растровая графика».
Практическая работа № 7 «Трехмерная векторная графика».
Практическая работа № 8 «Создание Flash-анимации».
Практическая работа № 9 «Создание и редактирование оцифрованного звука».
Практическая работа № 10 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»».
Практическая работа № 11 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа № 12 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа № 13 «Построение диаграмм различных типов».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Информационные технологии».
Коммуникационные технологии (16 часов)
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 14 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети».
Практическая работа № 15 «Создание подключения к Интернету».
Практическая работа № 16 «Подключения к Интернету и определение IP-адреса».
Практическая работа № 17 «Настройка браузера».
Практическая работа № 18 «Работа с электронной почтой».
Практическая работа № 19 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях».
Практическая работа № 20 «Работа с файловыми архивами».
Практическая работа № 21 «Геоинформационные системы в Интернете».
Практическая работа № 22 «Поиск в Интернете».
Практическая работа № 23 «Заказ в Интернет-магазине».
Практическая работа № 24 «Разработка сайта с использованием Web-редактора».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Коммуникационные технологии».
4. Повторение (2 час)
Повторение по теме «Информационные технологии».
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение «Информация и информационные процессы» | 4 |
2 | Информационные технологии | 13 |
3 | Коммуникационные технологии | 16 |
4 | Повторение | 2 |
| ВСЕГО: | 35 |
Требования к УРОВНЮ подготовкИ УЧАЩИХСЯ В области информатики и ИКТ
знать/понимать:
понятия: информация, информатика;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
сущность алфавитного подхода к измерению информации
назначение и функции, используемых информационных и коммуникационных технологий;
представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
уметь:
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень учебно – методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Комплект цифровых образовательных ресурсов;
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
Linux-DVD, содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса.
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Оборудование и приборы
Операционная система Alt Linux.
Пакет офисных приложений OpenOffice.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wев-страниц.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Система программирования.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока, практического занятия | Глава, параграф, страницы | Дата проведения | Примечание |
Введение. Информация и информационные процессы (4 часа) | |
| Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы. | с.7-9 | | |
| Вероятностный подход к измерению информации. | с.9-10 | | |
| Алфавитный подход к измерению информации. | с.10-11 | | |
| Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» | | | |
Информационные технологии (13 часов) | |
| Кодирование и обработка текстовой информации. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв». | п.1.1.1, 1.1.2, 1.1.3,с.15, с.25 | | |
| Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа». | п.1.1.1, 1.1.2, 1.1.3,с.15, с.25 | | |
| Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа №3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика». | п.1.1.4, с.30 | | |
| Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа». | п.1.1.5, с.33 | | |
| Кодирование графической информации. Практическая работа №5 «Кодирование графической информации». | п.1.2.1, с.38 | | |
| Растровая графика. Практическая работа №6. «Растровая графика». | п.1.2.1, с.44 | | |
| Векторная графика. Практическая работа №7 «Трехмерная векторная графика». Практическая работа №8 «Создание флэш-анимации». | п.1.2.3, с. 57 с.69 | | |
| Кодирование звуковой информации. Практическая работа №9 «Создание и редактирование оцифрованного звука». | п.1.3, с.74 | | |
| Компьютерные презентации. Практическая работа №10 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера». | п.1.4, с.81, 85 | | |
| Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №11 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | п.1.5.1, с.94 | | |
| Электронные таблицы. Практическая работа №12 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | п.1.5.2, 1.5.3 с.99, 105 | | |
| Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №13 «Построение диаграмм различных типов». | п.1.5.2, 1.5.3 с.99, 105 | | |
| Контрольная работа №2 по теме «Информационные технологии». | | | |
Коммуникационные технологии (16 часов) | |
| Локальные компьютерные сети. Практическая работа №14 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети». | п.2.1, стр.119 | | |
| Глобальная компьютерная сеть Интернет. | п.2.2 | | |
| Подключение к Интернету. Практическая работа №15 «Создание подключения к Интернету». | п.2.3, стр.132 | | |
| Практическая работа №16 «Подключение к Интернету и определение IP-адреса». | стр.138 | | |
| Всемирная паутина. Практическая работа №17 «Настройка браузера». | п.2.4, стр.143 | | |
| Электронная почта. | п.2.5 | | |
| Практическая работа №18 «Работа с электронной почтой». | стр.150 | | |
| Общение в Интернете в реальном времени. Практическая работа №19 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях». | п.2.6, стр.158 | | |
| Файловые архивы. Практическая работа №20 «Работа с файловыми архивами». | п.2.7, стр.171 | | |
| Радио, телевидение и Wed камеры в Интернете. | п.2.8 | | |
| Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа №21 «Геоинформационные системы в Интернете». | п.2.9, стр.182 | | |
| Поиск информации в Интернете. Практическая работа №22 «Поиск в Интернете». | п.2.10, Стр.187 | | |
| Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа №23 «Заказ книг в Интернет-магазине». | п.2.11, стр.198 | | |
| Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. | п.2.12 | | |
| Основы языка разметки гипертекста. Практическая работа №24 «Разработка сайта с использованием Web-редактора». | п.2.13, стр. 205 | | |
| Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии». | | | |
Повторение (2 час) | |
| Повторение по теме «Информационные технологии». | | | |
| Итоговая контрольная работа | | | |