СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по УМК Босовой Л.Л, для 5-6 классов
Настоящая программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы Л.Л.Босовой, А.Ю.Босовой. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федерального компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 года N 1089;
- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.;
- Приказ Министра образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Приказом Минобразования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004;
Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации образовательного процесса является урок. Каждый урок информатики состоит как минимум из трех видов деятельности ученика: теоретической работы с текстом учебника, иллюстрациями и ответов на вопросы; выполнения теоретических заданий в рабочей тетради; компьютерного практикума.
При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры.
Виды деятельности на уроке:
1 – чтение текста
2 – выполнение заданий и упражнений (информационных задач)
3 – наблюдение за объектом изучения (компьютером)
4 – компьютерный практикум (работа с ПО)
5 – творческие минипроекты
6 – контрольный опрос, контрольная письменная работа
7 – итоговое тестирование
8 – эвристическая беседа
9 – разбор домашнего задания
10 – физкультурные минутки.
Компьютерный практикум
Цель компьютерного практикума — научить учащихся:
• представлять на экране компьютера информацию различными способами: в виде текста, рисунков, чисел, формул, таблиц, графов;
• выполнять элементарные преобразования информации — из ряда в список, из списка в ряд, в таблицу, в схему;
• работать с экранными (электронными) текстами и изображениями, используя текстовый и графический редакторы;
• производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
• осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;
• использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;
• создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
• находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
• управлять экранными объектами с помощью мыши;
• получить навыки набора текста с клавиатуры.
Компьютерный практикум проводится на основе электронного образовательного ресурса (ЭОР), который специально создан для организации компьютерного практикума на уроке информатики в составе УМК. С помощью ЭОР можно организовать компьютерный практикум в контексте любого конкретного подхода к обучению в рамках содержания, которое изложено в программе обучения и отражено в учебнике.
Мини проекты:
По выбору учителя и учеников
В учебном плане основной школы информатика представлена в части, формируемой участниками образовательного процесса при 6-ти дневной неделе, в 5-6 классах по одному часу в неделю, всего 70 часов, с целью преемственности, обеспечения прочного и сознательного овладения учащимися знаний в процессах преобразования, передачи и использования информации.
Программа рассчитана на 35 + 35 часа в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ (тест) – 4 + 4;
практические работы (10-15 минут) – 18+18.
Формы и средства контроля
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
информация вокруг нас;
информационные технологии;
информационное моделирование;
алгоритмика.
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологииКомпьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделированиеОбъекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. АлгоритмикаПонятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Информация вокруг нас | 12 | 10 | 2 |
2 | Компьютер | 7 | 2 | 5 |
3 | Подготовка текстов на компьютере | 8 | 2 | 6 |
4 | Компьютерная графика | 6 | 1 | 5 |
5 | Создание мультимедийных объектов | 7 | 1 | 6 |
6 | Объекты и системы | 8 | 6 | 2 |
7 | Информационные модели | 10 | 5 | 5 |
8 | Алгоритмика | 10 | 3 | 7 |
| Итого: | 70 | 30 | 40 |
Календарно-тематическое планирование. 5 класс | |||||||
№ | Дата | Тема урока | Основное содержание | Планируемые результаты | |||
План | Факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Тема 1. Компьютер (4 часа) | |||||||
| | | Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности. | Информация; Виды информации по способу получения; виды информации по форме представления; действия с информацией; техника безопасности и организация рабочего места. | познакомить учащихся с учебником, дать представление о предмете изучения акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных процессах) познакомить учащихся с устройством компьютера, сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены Определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека; различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; | Л. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать информационное пространство. Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение структурировать знания; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации. К. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта. |
| | | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | Универсальный объект; компьютер; аппаратное обеспечение; техника безопасности. | |||
| | | Ввод информации в память компьютера. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру». | Устройства ввода информации; клавиатура; группы клавиш; комбинации клавиш; основная позиция пальцев; клавиатурный тренажер; слепая десятипальцевая печать. | |||
| | | Управление компьютером Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером». | Программное обеспечение; документ; Рабочий стол; панель задач; указатель мыши; меню; Главное меню; окно; элементы окна. | |||
| | | Контрольная работа №1 «Устройство компьютера и основы пользовательского интерфейса» | | |||
Тема 2. Информация вокруг нас (5 часов) | |||||||
| | | Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы | Информация; Действия с информацией; Хранение информации; память; Носитель информации; файл; папка. | Умение использовать термины «память человека» и «память человечества». Приобрести навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи. | Л. Понимание роли информационных процессов в современном мире, представлений об основных изучаемых понятиях и их свойствах. Р. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию. П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; К. Умение работать индивидуально. ИКТ. Обязательное овладение всеми учениками работой с различными видами меню. | Самопознание и самоопределение: построение образа Я, включая самоотношение и самооценку. Развитие творческих способностей. |
| | | Передача информации | Информация; действия с информацией; передача информации; источник информации; информационный канал; приёмник информации. | Умение использовать термины «источник информации», «приёмник информации», «канал связи». Формировать навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | |
| | | Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» | Передача информации; электронная почта; электронное письмо | Умение использовать термины «электронная почта», «адрес электронной почты». Умение регистрировать бесплатный почтовый ящик, входить в свой почтовый ящик, писать электронные письма, отправлять электронные письма, получать электронные письма, отвечать на полученные электронные письма. | ||
| | | В мире кодов. Способы кодирования информации. | Условный знак; Код; кодирование; декодирование. | Формирование умения использовать термины «кодирование», «код», «условный знак»; кодировать информацию. | Л. Понимание роли информационных процессов в современном мире, представлений об основных изучаемых понятиях и их свойствах. Р. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. П. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; К. Развитие навыка работы в парах. ИКТ. Обязательное овладение всеми учениками работой с окнами | Развитие умения осуществлять совместную информационную деятельность при выполнении учебных заданий. |
| | | Метод координат. Контрольная работа №2 «Информация и информационные процессы» | Код; кодирование; Графический способ кодирования; числовой способ кодирования; символьный способ кодирования; метод координат. | Обучающиеся научатся строить систему координат и отмечать на ней точки с заданными координатами, находить местоположение объекта по заданным координатам. | ||
Тема 3. Подготовка текстов на компьютере (9 часов) | |||||||
| | | Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | Текст; текстовая информация; текстовый документ. | приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности Овладеть представлением о редактировании, уметь перемещаться по документу с помощью специальных клавиш или комбинации клавиш умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей; формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютера умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей; формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютера развитие логического мышления, умение устанавливать связи исходных данных с поставленной задачей Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей –таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных | Л. Понимание роли информационных процессов в современном мире, представлений об основных изучаемых понятиях и их свойствах. Р. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. П. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; К. Развитие навыка работы в парах. ИКТ. Обязательное овладение всеми учениками работой с окнами Л: оценивание усеваемого содержания… Р: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; П:знаково- символические действия, включая моделирование. знаково-символические действия выполняют функции
умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса в результате деятельности… К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою работу Формирование внутренней позиция, адекватной мотивации учебной деятельности Установление связи между учебной деятельностью и результатом-продуктом учения Умение применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов Формирования представления об информации, способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом Формирования представления об информации, способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, работе на результат Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и преодолению препятствия. |
| | | Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст» | Текстовый документ; объекты текстового документа; | |||
| | | Редактирование текста Практическая работа №6 «Редактируем текст». | Текстовый документ; Редактирование текстового документа; операции; | |||
| | | Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» | Текстовый документ; редактирование текстового документа; Буфер обмена; Фрагмент; Операции с фрагментом; | |||
| | | Форматирование текста Практическая работа №8 «Форматируем текст». | Текстовый документ; форматирование текстового документа; выравнивание; шрифт; Начертание. | |||
| | | Представление информации в форме таблиц. Структура Таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» | Таблица; столбец таблицы; строка таблицы; ячейка таблицы. | |||
| | | Табличное решение логических задач. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» | Таблица; Логическая задача; Взаимно однозначное соответствие. | П:универсальные логический действия
выдвижение гипотез и их обоснование К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Л:развивать чувство позитивной моральной самооценки Р:умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы | ||
| | | Разнообразие наглядных форм представления информации | Рисунок; Схема; наглядность. | |||
| | | Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере. Практическая работа №10 «Строим диаграммы». Подготовка к контрольной работе | Диаграмма:
| |||
Тема 4. Компьютерная графика (6 часов) | |||||||
| | | Компьютерная графика. Инструменты графического редактора. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» | Компьютерная графика; графический редактор; инструменты графического редактора. | Сформировать представление о компьютере как универсальном устройстве обработки графической информации. Представлять оптимальную последовательность действий при составлении рисунка в графическом редакторе. Распознать и применить требуемый инструмент. Закрепить навыки работы в графическом редакторе. Учащиеся должны уметь выделять исходные данные и результат, которые необходимо получить при обработке информации. Учащиеся должны уметь выделять исходные данные и результат, которые необходимо получить при обработке информации. | Л.: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Самопознание и самоопределение: построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку; формирование идентичности личности; личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Р.: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: умение работать в группе, парах, чётко и грамотно задавать вопросы. | Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; |
| | | Преобразование графических изображений. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» | Графический редактор; сканер; графический планшет; инструменты графического редактора; фрагмент. | |||
| | | Создание графических изображений. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» | Графический редактор; графический примитив; фрагмент. | |||
| | | Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | Информация; обработка информации; информационная задача; систематизация информации | |||
| | | Списки – способ упорядочивания информации. Практическая работа №14 «Создаём списки» | Информация; обработка информации; систематизация информации; упорядочение информации. | |||
| | | Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» | Информация; обработка информации; систематизация информации; поиск информации. | |||
| | | Контрольная работа №3 «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов». | | |||
Тема 5. Создание мультимедийных объектов (10 часов) | |||||||
| | | Кодирование как изменение формы представления информации | Информация; обработка информации; кодирование информации. | Понимать, что обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации, поиске информации, кодировании информации. | Р. прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция. П. поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Л.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать информационное пространство. Р.:умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели.
П. проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя, установление причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. К. принимать и сохранять учебную задачу; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Р. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. П. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К. умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. |
| | | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» | Информация:
Обработка информации; правила обработки информации. | Понимать, что обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации, поиске информации, кодировании информации. | Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; | |
| | | Преобразование информации путем рассуждений | Информация; обработка информации; Логические рассуждения | Понимать, что обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации, поиске информации, кодировании информации. | ||
| | | Разработка плана действий. Задачи о переправах. | Информация; Обработка информации; план действий | обобщить материал, касающийся получения новой информации; проверить уровень усвоения основных теоретических положений, изученных в течение учебного года | ||
| | | Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | Информация; Обработка информации; план действий | умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей; формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютера Иметь представление об основных понятиях, изученных на уроках информатики. | ||
| | | Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» | Информация; Обработка информации; План действий; Сюжет, Видеосюжет. | |||
| | | Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» | План действий; Сюжет, анимация; Настройка анимации. | Личностное, понимание роли информационных процессов в современном мире | ||
| | | Контрольная работа №4 «Информационные процессы и информационные технологии» | Информация; Информатика; Действия с информацией; план действий; информационный объект; информационные технологии; текстовый редактор; графический редактор; редактор презентаций. | |||
| | | Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» |
Календарно-тематическое планирование. 6 класс | ||||||||||
№ | Дата | Тема урока | Основное содержание | Планируемые результаты | ||||||
План | Факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Тема 1. Объекты и системы (11 часов) | ||||||||||
1 | | | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | объект; множество; общее имя; единичное имя; собственное имя; свойства объекта; действия объекта; поведение объекта; состояние объекта; техника безопасности | общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об объектах окружающего мира и их признаках представления о компьютерных объектах и их признаках представления об отношениях между объектами представление об отношении «является разновидностью»; подходы к классификации компьютерных объектов понятия системы, её состава и структуры; понятия системы, черного ящика понятие интерфейса; представление о компьютере как системе представления о способах познания окружающего мира | • владение обще предметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; | • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; • понимание роли информационных процессов в современном мире; • владение первичными навыками анализа и критичной оценки, получаемой информации; • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; • сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества; интереса к самопознанию; к творческой деятельности; готовности к саморазвитию и самообразованию; способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде; освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний); | |||
2 | | | Объекты операционной системы. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» | окно Мой компьютер, файл; имя файла; тип файла; папка; файловая система; операции с файлами: модификация, копирование, удаление, перемещение. | ||||||
3 | | | Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | бит; байт; килобайт; мегабайт; гигабайт. | ||||||
4 | | | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора» | объект; отношение; имя, отношения; множество; круги Эйлера. | ||||||
5 | | | Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» | объект; отношение; отношение «входит в состав»; схема состава. | ||||||
6 | | | Разновидности объекта и их классификация. | объект; отношение; отношение «является разновидностью»; схема разновидностей; класс; классификация: естественная классификация; искусственная классификация; основание классификации. | ||||||
7 | | | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» | объект; отношение; отношение «является разновидностью»; классификация | ||||||
8 | | | Системы объектов. Состав и структура системы Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» | объект; система; структура; состав; системный подход; системный эффект | ||||||
9 | | | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» | объект; система входы; системы; выходы системы; системный подход; системный эффект; черный ящик. | ||||||
10 | | | Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» | объект; система; системный подход; системный эффект; аппаратное обеспечение; программное обеспечение; информационные ресурсы; интерфейс. | ||||||
11 | | | Контрольная работа №1 по теме «Объекты и системы» | |||||||
Тема 2. Информационные модели (10 часов) | ||||||||||
12 | | | Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» | информация; информативность; знание; чувственное познание: ощущение; восприятие; представление; мышление: понятие; суждение; умозаключение. | • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; | • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения за-дач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в про-странственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; | • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; | |||
13 | | | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Определение понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» | объект; признаки объекта; существенные признаки; понятие; логические операции: анализ; синтез; сравнение; абстрагирование; обобщение. | ||||||
14 | | | Контрольная работа №2 "Человек и информация" | | ||||||
15 | | | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаём графические модели» | объект-оригинал; модель; моделирование; натурная модель; информационная модель. | ||||||
16 | | | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания Практическая работа №9 «Создаём словесные модели». | знаковая информационная модель; словесное описание: о научное описание; о художественное описание | ||||||
17 | | | Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки» | многоуровневый список; математическая модель. | ||||||
18 | | | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» | табличная информационная модель; таблица типа объекты-свойства»; таблица типа «объекты-объекты-один». | ||||||
19 | | | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | вычислительная таблица; класс; объект; взаимно однозначное соответствие | ||||||
20 | | | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» | модель; информационная модель; график; диаграмма. | ||||||
21 | | | Многообразие схем и сферы их применения. Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» | модель; информационная модель; схема, графы | ||||||
22 | | | Контрольная работа №3 по теме ««Информационное моделирование». | Выполнение тестовых и разно уровневых заданий | ||||||
Тема 3. Алгоритмика (12 часов) | ||||||||||
24 | | | Что такое алгоритм Работа в среде исполнителя «Кумир». | постановка задачи; исходные данные; результат; алгоритм | формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. | • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации). | • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. | |||
25 | | | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя «Кузнечик» | исполнитель; система команд исполнителя; формальный исполнитель; автоматизация. | ||||||
26 | | | Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей | блок-схема | ||||||
27 | | | Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» | линейный алгоритм | ||||||
28 | | | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | условие; ветвление; гиперссылка | ||||||
29 | | | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию» | Алгоритм, блок-схема, повторение, цикл | ||||||
30 | | | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник | режимы работы исполнителя, управление; относительное смещение; абсолютное смещение | ||||||
31 | | | Использование вспомогательных алгоритмов Работа в среде исполнителя Чертёжник. | режимы работы исполнителя (непосредственный, программный); | ||||||
32 | | | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Работа в среде исполнителя Чертёжник | вспомогательный алгоритм; циклический алгоритм. | ||||||
33 | | | Контрольная работа №4 по теме «Алгоритмы и исполнители» | Выполнение тестовых и разноуровневых заданий | ||||||
Повторение | ||||||||||
34-35 | | | Повторение изученного в 6 классе | Повторение тем по главам: «Объекты и системы», «Информационные модели», «Алгоритмика» | | | |
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
school-collection.edu
Операционная система Windows7, 8 (лицензионная)
LibreOffice 5.1 (пакет бесплатных офисных программ, для Windows, не требует лицензии)
Клавиатурный тренажёр «Руки солиста 7-9 класс»
BebyType. Клавиатурный тренажёр.
Paint (стандартное приложение для OC WINDOWS)
Компьютерный класс
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Колонки
Раздел 1. Информация вокруг нас
Выпускник научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Выпускник получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
Раздел 2. Информационные технологии
Выпускник научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Раздел 3. Информационное моделирование
Выпускник научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Алгоритмика
Выпускник научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Выпускник получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.