СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 5 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, 2010г), Авторской программы  по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ.Лаборатория знаний», 2013г.); основной образовательной программы школы на 2015-2016 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 5 класс»

Ростовская область, Тацинский район, станица Тацинская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы ___________Н.И. Солошенко

Приказ от _31.08.2015г_№ _167_

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по___информатике 5 класс_______

________основное_______

Количество часов___34_____

Учитель__Бубен Евгения Александровна_____________

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта

общего образования (ФГОС ООО, 2010г)











2015-2016 учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, 2010г), Авторской программы по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013г.); основной образовательной программы школы на 2015-2016 учебный год.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса.

Цели изучения информатики в основной школе.

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Место учебного предмета в базисном плане

Курс информатики 5 класса изучается за счет часов вариативной части учебного плана, отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Программа составлена с учётом индивидуальной работы с учащимися, имеющих задержку психического развития, которые должны обучаться в специальных коррекционных классах VII вида.

Предусмотрены 4 контрольные работы, 18 практических работ. Во всех работах включены задания обязательного минимума обучения.

Срок реализации рабочей программы – 1 год.

Оставляю за собой право в течении учебного года добавлять количество часов на изучение отдельных тем за счёт повторения в конце учебного года, если на то будут причины (плохое усвоение темы), а также вносить изменения в тексты к/р по той же причине.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики. В основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Изучение информатики в 5 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов

информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации;

развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Изучение информатики в 5 классах позволяет решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера:

  • анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под

  • понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

  • структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);

  • овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначноформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

III.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Предметные результаты обучения.

Раздел 1. Информация вокруг нас

Ученик научится:

  • ​ понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», информационный объект»;

  • ​ приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • ​ приводить примеры древних и современных информационных носителей;

  • ​ классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам

  • ​ представления на материальных носителях;

  • ​ кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • ​ определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны

  • ​ способности конкретного субъекта к его восприятию.

Ученик получит возможность:

  • ​ сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • ​ сформировать представление о способах кодирования информации;

  • ​ преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • ​ научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

  • ​ приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • ​ для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • ​ называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • ​ осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или

  • ​ самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • ​ приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

Раздел 2. Информационные технологии

Ученик научится:

  • ​ определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

  • ​ различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • ​ запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

  • ​ создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • ​ работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • ​ вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • ​ выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

  • ​ применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • ​ выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • ​ использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • ​ создавать и форматировать списки;

  • ​ создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • ​ создавать круговые и столбиковые диаграммы;

  • ​ применять простейший графический редактор для создания и редактирования

  • ​ простых рисунков;

  • ​ использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

  • ​ осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • ​ ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

  • ​ соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • ​ овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

  • ​ научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • ​ сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • ​ расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • ​ создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

  • ​ осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • ​ оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • ​ видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

  • ​ научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

  • ​ научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические

  • ​ изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

  • ​ научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • ​ научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

  • ​ расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Раздел 3. Информационное моделирование

Ученик научится:

  • ​ понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

  • ​ различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • ​ «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

  • ​ перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • ​ строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

  • ​ сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

  • ​ приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • ​ познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • ​ выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.



IV. Календарно-тематическое планирование

урока

урока

в теме

Дата

Раздел, тема урока, количество часов

Основные виды учебной деятельности

Требования к результату

Виды контроля

Региональный компонент

Материально-техническое обеспечение

по плану

по факту

Раздел 1. Информация вокруг нас

1

1

01.09

01.09

Информация вокруг нас.

лекция с беседой, решение упражнений в РТ

Предметные: общие представления о целях изучения курса информатики

общие представления об информации и информационных процессах

Метапредметные: умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику

Личностные: навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе

Индивидуальные задания в рабочей тетради


ПК учителя, презентация «Информация вокруг нас»;

презентация «Техника безопасности»

2

2

08.09

08.09

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

беседа, решение упражнений в РТ

Предметные: знание основных устройств компьютера и их функций

Метапредметные: основы ИКТ- компетентности

Личностные: представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Фронтальный опрос


ПК учителя,

презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией »;

презентация «Компьютер на службе у человека».

3

3

15.09

15.09

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

беседа, решение упражнений, практическая работа

Предметные: представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера

Метапредметные: основы ИКТ- компетентности; умение ввода информации с клавиатуры

Личностные: понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати.

Пр.р.


ПК учителя, ПК учащихся.

презентация «Ввод информации в память компьютера».


4

4

22.09

22.09

Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

беседа, решение упражнений, практическая работа

Предметные: общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления компьютером

Метапредметные: основы ИКТ- компетентности; навыки управления

компьютером

Личностные: понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере

Пр.р.


ПК учителя, ПК учащихся.

презентация «Управление компьютером».


5

5

29.09

29.09

Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем

файлы»

беседа, решение упражнений, практическая работа

Предметные: общие представления о хранении информации как

информационном процессе; представления о многообразии носителей информации

Метапредметные: понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве

Личностные: понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

Пр.р.


ПК учителя, ПК учащихся.

презентация «Хранение информации»;

презентация «Носители информации»;

презентация «Хранение информации: история и современность»

6

6

06.10

06.10

Передача информации

беседа, решение упражнений

Предметные: общие представления о передаче информации как

информационном процессе; представления об источниках информации,информационных каналах, приёмниках информаци

Метапредметные: понимание единой сущности процесса передачи информации

Личностные: понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

Индивидуальные задания в рабочей тетради


ПК учителя,

ПК учащихся

презентация «Передача информации»;

презентация «Средства передачи информации»

7

7

13.10

13.10

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»


беседа, решение упражнений, практическая работа

Предметные: общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме

Метапредметные: основы ИКТ -компетентности; умение отправлять и получать электронные письма

Личностные: понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

Пр.р.


персональный компьютер (ПК) учителя,;

ПК учащихся

презентация «Передача информации».

8

8

20.10

20.10

Контрольная работа №1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией».

Контроль знаний

Предметные: представления об основных понятиях данной темы

Метапредметные: умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

Личностные: понимание роли информационных процессов в современном мире

Кр.р.



Раздел 2. Информационные технологии

9

1

27.10

27.10

Кодирование информации

беседа, решение упражнений

Предметные: общие представления о кодах и кодировании; умения

кодировать и декодировать информацию при известных правилах

кодирования

Метапредметные: умение перекодировать информацию из одной

пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; представление о методе координат

Личностные: понимание значения различных кодов в жизни человека; понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи понимание значения различных кодов в жизни человека;

интерес к изучению информатики интерес к изучению информатики,

Индивидуальные задания в рабочей тетрад


персональный компьютер (ПК) учителя,;

ПК учащихся

презентация «Кодирование информации»

10

2

10.11

10.11

Текст как форма представления информации.


беседа, решение упражнений

Предметные: общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации

Метапредметные: основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Работа по карточкам


(ПК) учителя, ПК учащихся

презентация «Текстовая информация»;

презентация «Цепочки слов».

11

3

17.11

17.11

Практическая работа №5 «Вводим текст».

беседа, решение упражнений, практическая работа

Предметные: понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке

Метапредметные: основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письм

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Пр.р.

Краеведческий диктант “Уникальный район”.

(ПК) учителя, ПК учащихся

презентация «Текстовая информация»

.

12

4

24.11

24.11

Редактирование и форматирование текста

беседа, решение упражнений, практическая работа

Предметные: представление о редактировании как этапе создания

текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке

Метапредметные: основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Фронтальный опрос


(ПК) учителя,;

ПК учащихся

презентация «Текстовая информация»;


13

5

01.12

01.12

Практическая работа №6 «Работаем с фрагментами текста»

беседа, решение упражнений, практическая работа

Предметные: умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов

Метапредметные: основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Пр.р.


персональный компьютер (ПК) учителя,;

ПК учащихся

презентация «Текстовая информация»;


14

6

08.12

08.12

Практическая работа №7«Форматируем текст»


беседа, решение упражнений, практическая работа

Предметные: представление о форматировании как этапе создания

текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы

Метапредметные: основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Пр.р.

Используя различное начертание шрифта, наберите текст по образцу.

“Визитные карточки городов Ростовской области”

(ПК) учителя,;

ПК учащихся

презентация «Текстовая информация»;


15

7

15.12

15.12

Представление информации в форме таблиц

беседа, решение упражнений, практическая работа

Предметные: представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы

Метапредметные: основы ИКТ-компетентности; умение применять

таблицы для представления разного рода однотипной информации

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Индивидуальные задания в рабочей тетради


(ПК) учителя,

ПК учащихся

презентация «Представление информации в форме таблиц».

16

8

22.12

22.12

Практическая работа №8 «Создаём простые таблицы»

беседа, решение упражнений, практическая работа

Предметные: умение представлять информацию в табличной форме

Метапредметные: основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Пр.р.

Создание таблицы «Численность населения в городах Ростовской области»

(ПК) учителя,;

ПК учащихся

презентация «Табличный способ решения логических задач».

17

9

12.01

12.01

Наглядные формы представления информации

беседа, решение упражнений

Предметные: умение представлять информацию в наглядной форме

Метапредметные: умение выбирать форму представления информации,

соответствующую решаемой задаче

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Индивидуальные задания в рабочей тетради


(ПК) учителя,;

ПК учащихся

презентация «Наглядные формы представления информации»;


18

10

19.01

19.01

Практическая работа №9 «Диаграммы»

беседа, решение упражнений, контрольная работа

Предметные: умение строить столбиковые и круговые диаграммы

Метапредметные: умение выбирать форму представления информации,

соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые

данные

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Пр.р.

Построить диаграмму «По данным переписи населения Ростовской области в 2010г»

(ПК) учителя,;

ПК учащихся

презентация «Наглядные формы представления информации»

19

11

26.01

26.01

Контрольная работа №2 по теме «Формы представления информации».

Контроль знаний

Предметные: представления об основных понятиях данной темы

Метапредметные: умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

Личностные: понимание роли информационных процессов в современном мире

Кр.р.



Раздел 3. Информационное моделирование

20

1

02.02

02.02

Компьютерная графика


Предметные: Научиться называть программы для обработки графической информации; запускать графический редактор Paint; устанавливать размер рабочей области

Метапредметные: Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств.

Личностные: самоопределе-
ние
 – внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку

Индивидуальные задания по рабочей тетради


(ПК) учителя,;

ПК учащихся

презентация «Компьютерная графика»;


21

2

09.02

09.02

Практическая работа №10 «Инструменты графического редактора»

беседа, решение упражнений

Предметные: умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией

Метапредметные: развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Пр.р.


(ПК) учителя,;

ПК учащихся

презентация «Компьютерная графика»;


22

3

16.02

16.02

Практическая работа №11 «Работаем с графическими фрагментами»

беседа, решение упражнений, практическая работа

Предметные: умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической информации

Метапредметные: развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Пр.р.


(ПК) учителя;

ПК учащихся

презентация «Компьютерная графика»;


23

4

23.02

16.02

Практическая работа №12 «Планируем работу в графическом редакторе»

беседа, решение упражнений, практическая работа

Предметные: умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов

Метапредметные: умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ- компетентности

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Пр.р.

Работа с картой Тацинского района: учащимся необходимо подписать населенные пункты

(ПК) учителя,;

ПК учащихся

презентация «Планируем работу в графическом редакторе».

24

5

01.03

01.03

Разнообразие задач, обработка и систематизации информации.


беседа, решение упражнений

Предметные: представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации

Метапредметные: умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Фронтальный опрос


(ПК) учителя,;

ПК учащихся

презентация «Обработка информации»;

.

25

6

08.03

01.03

Практическая работа №13«Создаём списки»

беседа, решение упражнений, практическая работа

Предметные: представление о списках как способе упорядочивания информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки

Метапредметные: представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ- компетентность

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Пр.р.


(ПК) учителя,;

ПК учащихся

презентация «Обработка информации»;


26

7

15.03

05.04

Практическая работа №14 «Ищем информацию в сети Интернет»

беседа, решение упражнений, практическая работа

Предметные: представление о поиске информации как информационной задаче

Метапредметные: умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ- компетентность: поиск и организация хранения информации

Личностные: первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использовании

Пр.р

Поиск информации в интернете об истории образования станицы Тацинской

(ПК) учителя,;

ПК учащихся

презентация «Обработка информации»;

.

27

8

05.04

15.03

Контрольная работа №3 по теме «Обработка информации»

Контроль знаний

Предметные: представления об основных понятиях данной темы

Метапредметные: умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

Личностные: понимание роли информационных процессов в современном мире

Кр.р


(ПК) учителя,;

ПК учащихся

презентация «Обработка информации»;


28

9

12.04

12.04

Практическая работа №15«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

беседа, решение упражнений, практическая работа

Предметные: представление об обработке информации путём её преобразования по заданным правилам

Метапредметные: умение анализировать и делать выводы; ИКТ-компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач

Личностные: понимание роли информационных процессов в современном мире

Пр.р


(ПК) учителя,;

ПК учащихся

презентация «Обработка информации»;


29

10

19.04

19.04

Преобразование информации путем рассуждений

беседа, решение упражнений

Предметные: представление об обработке информации путём логических рассуждений

Метапредметные: умение анализировать и делать выводы

Личностные: понимание роли информационных процессов в современном мире

Фронтальный опрос


(ПК) учителя, ран;

ПК учащихся

презентация «Обработка информации»;

презентация «Задача о напитках»

30

11

26.04

26.04

Практическая работа №16 «Создаём анимацию»

беседа, решение упражнений, практическая работа

Предметные: представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определённому плану

Метапредметные: умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи

Личностные: понимание роли информационных процессов в современном мире

Пр.р.


(ПК) учителя;

ПК учащихся

презентация «Обработка информации»;


31

12

03.05

03.05

Практическая работа №17 «Анимация на свободную тему»

практическая работа

Предметные: навыки работы с редактором презентаций

Метапредметные: умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ- компетентность

Личностные: понимание роли информационных процессов в современном мире

Пр.р.


(ПК) учителя,;

ПК учащихся

32

13

10.05

17.05

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

практическая работа

Предметные: представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

Метапредметные: умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

Личностные: понимание роли информационных процессов в современном мире


Создание презентации «История донского казачества»

(ПК) учителя,;

ПК учащихся

33

14

17.05

10.05

Итоговая контрольная работа.

Контроль знаний

Предметные: представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

Метапредметные: умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

Личностные: понимание роли информационных процессов в современном мире

Кр.р.



34

15

24.05

24.05

Обобщение курса информатики 5 класса


Предметные: представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

Метапредметные: умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

Личностные: понимание роли информационных процессов в современном мире:






V. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература основная и дополнительная для учителя

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)



Литература основная и дополнительная для учащихся

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  5. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

VI. Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета и система их оценки

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. 
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

        

        Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  •  уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  •  владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

  •  владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  •  владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  •  владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

  •  опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются устный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на ЭВМ и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Практическая работа на ПК считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ПК, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ПК, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

- оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- оценка «1» выставляется, если:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу

Оценка "5" ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью;

- при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;

- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;

- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

Оценка "4" ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.

- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;

- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка "3" ставится в следующем случае:

- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.

- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;

- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

Оценка "2" ставится в следующем случае:

- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);

- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.

Для письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

- оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Практическая работа на ПК оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

- оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на ПК по проверяемой теме.

При выставлении оценок следует придерживаться общепринятых соотношений:

  • 40-60% — «3»;

  • 61-75% — «4»;

  • 76-100% — «5».


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО Заместитель директора по УВР

учителей _________________ ______________И.А.Приходько

от __________ № ____ _____________201_ г

Руководитель МО___________