Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«КОКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
142933 Московская обл., Каширский район, д.Кокино, ул.Садовая,д.33,тел.3-05-17
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________ Е.В.Олейник «___» _______________ 2016 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа» ______________________ Н.И.Воробьев «____» ________________ 2016 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Информатика»
(базовый уровень)
6 класс
Составитель: Ламонова Н.А.,
учитель физики и информатики
первой категории
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика», 6 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (М-во образования и науки РФ. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014), на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа» и Примерной программой по информатике для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, Программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования, а также планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и формирования коммуникативных качеств личности.
Цели и задачи обучения предмету «Информатика», 6 класс
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения поставленных целей в 6 классе необходимо решение следующих задач:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане.
Учебный предмет «Информатика» представлен в предметной области «Математика и информатика».
Рабочая программа по информатике ориентирована на учащихся 6 класса. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета соответствуют Примерной программе по информатике, 6 класс, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Содержание программы по информатике реализуется с помощью учебника «Информатика: учебник для 6 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013», рабочей тетради «Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013».
Выбор данного учебника обусловлен соответствием требованиям ФГОС по информатике основной школы, а также в полной мере реализуют принципы системно-деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам учащихся.
Освоение образовательной программы по учебному предмету «Информатика» в 6 классе сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
Текущий контроль и промежуточная аттестация учащихся по предмету проводится в форме:
- письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты, проекты;
- устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
Годовая промежуточная аттестация проводится в следующей форме: защита проекта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
к концу 6 класса.
Ученик научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.
Ученик получит возможность научиться:
сформировывать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомиться с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Предметные результаты
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Информатика», 6 класс
(34 часа в год, 1 час в неделю)
Тема 1. Информация вокруг нас (3 часа)
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Тема 2. Компьютер (4 часа)
Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Тема 3. Информационные модели. (7 часов)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Тема 4. Объекты и системы (8 часов)
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Тема 5. Алгоритмика (8 часов)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т. д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.
Тема 6. Создание мультимедийных объектов (3 часа)
Мультимедийная презентация. Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.
Резерв учебного времени (1 час)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по информатике, 6 класс
№ п/п | Темы разделов примерной программы | Количество часов | Темы разделов рабочей программы | Количество часов |
1. | Информация вокруг нас | 3 | Информация вокруг нас | 3 |
2. | Компьютер | 4 | Компьютер | 4 |
3. | Информационные модели | 7 | Информационные модели | 7 |
4. | Объекты и системы | 8 | Объекты и системы | 8 |
5. | Алгоритмика | 8 | Алгоритмика | 8 |
6. | Создание мультимедийных объектов | 3 | Создание мультимедийных объектов | 3 |
7. | Резерв учебного времени | 2 | Резерв учебного времени | 1 |
| ИТОГО | 35 | ИТОГО | 34 |
6 класс
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | № урока по теме | Наименование разделов и тем урока | Практические работы | Дата урока (план) | Дата урока (факт) |
1. | 1. | Объекты окружающего мира. ТБ и организация рабочего места | | 01.09-09.09 | |
2. | 2. | Компьютерные объекты. | Пр/р №1. «Работаем с основными объектами операционной системы» | 12.09-16.09 | |
3. | 3. | Файлы и папки. Размер файла. | Пр/р №2. «Работаем с объектами файловой системы» | 19.09-23.09 | |
4. | 4. | Отношения между множествами | | 26.09-30.09 | |
5. | 5. | Отношение входит в состав. | Пр/р №3. «Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов» | 03.10-07.10 | |
6. | 6. | Разновидности объектов и их классификация | | 10.10-14.10 | |
7. | 7. | Классификация компьютерных объектов | Пр/р №4. «Повторяем возможности текстового процессора — инструмента создания текстовых объектов» | 17.10-21.10 | |
8. | 8. | Системы объектов. Состав и структура системы. | | 24.10-28.10 | |
9. | 9. | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. | Пр/р №5. «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» | 07.11-11.11 | |
10. | 10. | Персональный компьютер как система. | Пр/р №6. «Создаем компьютерные документы» | 14.11-18.11 | |
11. | 11. | Как мы познаем окружающий мир. | Пр/р №6. «Создаем компьютерные документы (продолжение)» | 21.11-25.11 | |
12. | 12. | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. | Пр/р №7. «Конструируем и исследуем графические объекты» | 28.11-02.12 | |
13. | 13. | Определение понятия. | Пр/р №7. «Конструируем и исследуем графические объекты (продолжение)» | 05.12-09.12 | |
14. | 14. | Информационное моделирование как метод познания. | Пр/р №8. «Создаем графические модели» | 12.12-16.12 | |
15. | 15. | Знаковые информационные модели. Словесные описания | Пр/р №9. «Создаем словесные модели» | 19.12-23.12 | |
16. | 16. | Математические модели. Многоуровневые списки | Пр/р №10. «Создаем многоуровневые списки» | 26.12-13.01 | |
17. | 17. | Табличные информационные модели. | Пр/р №11. «Создаем табличные модели» | 16.01-20.01 | |
18. | 18. | Решение логических задач с помощью таблиц. Вычислительные таблицы. | Пр/р №12. «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | 23.01-27.01 | |
19. | 19. | Наглядное представление процессов изменения величин. | Пр/р №13. «Создаем информационные модели — диаграммы и графики» | 30.01-03.02 | |
20. | 20. | Наглядное представление о соотношении величин. | Пр/р №13. «Создаем информационные модели — диаграммы и графики (продолжение)» | 06.02-10.02 | |
21. | 21. | Многообразие схем. | Пр/р №14. «Создаем информационные модели — схемы, графы и деревья» | 13.02-17.02 | |
22. | 22. | Информационные модели на графах. | | 20.02-24.02 | |
23. | 23. | Что такое алгоритм | | 27.02-03.03 | |
24. | 24. | Исполнители вокруг нас | | 06.03-10.03 | |
25. | 25. | Формы записи алгоритмов | | 13.03-17.03 | |
26. | 26. | Линейные алгоритмы. | Пр/р №15. «Создаем линейную презентацию «Часы» | 20.03-23.03 | |
27. | 27. | Алгоритмы с ветвлениями. | Пр/р №16. «Создаем презентацию с гиперссылками «Времена года» | 03.04-07.04 | |
28. | 28. | Алгоритмы с повторениями. | Пр/р №17. «Создаем циклическую презентацию «Скакалочка» | 10.04-14.04 | |
29. | 29. | Знакомство с исполнителем Чертежник. | | 17.04-21.04 | |
30. | 30. | Использование вспомогательных алгоритмов | | 24.04-28.04 | |
31. | 31. | Конструкция повторения | | 01.05-05.05 | |
32. | 32. | Выполнение итогового проекта | Пр/р №18. «Выполняем итоговый проект» | 08.05-12.05 | |
33. | 33. | Выполнение и защита итогового проекта | Пр/р №18. «Выполняем итоговый проект (продолжение)» | 15.05-19.05 | |
34 | 34 | Резерв учебного времени | | 22.05-26.05 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
образовательной деятельности
1.Учебник, учебные пособия:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2.Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета:
1) Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Контрольно-измерительные материалы для 6 класса.
3. Методическое обеспечение учебного предмета «Информатика» в 6 классе:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
4. Интернет-ресурсы
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3)
5. Оборудование и медиаресурсы
Проектор, подсоединяемый к компьютеру
Персональный компьютер
Экран
Принтер
Сканер
Телекоммуникационный блок,
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники
Клавиатура и мышь.
6. Программное обеспечение
Операционная система.
Файловый менеджер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
Программа разработки презентаций.
Браузер.
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
учителей «Естественно-математического
цикла и физкультуры»
от «31»августа 2016 г.
№1.