СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 6 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике ориентирована на учащихся  6 класса. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«КОКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

142933 Московская обл., Каширский район, д.Кокино, ул.Садовая,д.33,тел.3-05-17





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________ Е.В.Олейник

«___» _______________ 2016 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа» ______________________ Н.И.Воробьев

«____» ________________ 2016 г.





Рабочая программа учебного предмета

«Информатика»


(базовый уровень)

6 класс








Составитель: Ламонова Н.А.,

учитель физики и информатики

первой категории












2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа учебного предмета «Информатика», 6 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (М-во образования и науки РФ. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014), на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа» и Примерной программой по информатике для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, Программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования, а также планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и формирования коммуникативных качеств личности.

Цели и задачи обучения предмету «Информатика», 6 класс

Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения поставленных целей в 6 классе необходимо решение следующих задач:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане.

Учебный предмет «Информатика» представлен в предметной области «Математика и информатика».

Рабочая программа по информатике ориентирована на учащихся 6 класса. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета соответствуют Примерной программе по информатике, 6 класс, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Содержание программы по информатике реализуется с помощью учебника «Информатика: учебник для 6 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013», рабочей тетради «Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013».

Выбор данного учебника обусловлен соответствием требованиям ФГОС по информатике основной школы, а также в полной мере реализуют принципы системно-деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам учащихся.

Освоение образовательной программы по учебному предмету «Информатика» в 6 классе сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.

Текущий контроль и промежуточная аттестация учащихся по предмету проводится в форме:

- письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты  о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты, проекты;

- устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования;

- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.

Годовая промежуточная аттестация проводится в следующей форме: защита проекта.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

к концу 6 класса.

Ученик научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

  • перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.

Ученик получит возможность научиться:

  • сформировывать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • познакомиться с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Предметные результаты

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Информатика», 6 класс

(34 часа в год, 1 час в неделю)

Тема 1. Информация вокруг нас (3 часа)

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Тема 2. Компьютер (4 часа)

Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Тема 3. Информационные модели. (7 часов)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Тема 4. Объекты и системы (8 часов)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Тема 5. Алгоритмика (8 часов)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т. д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.

Тема 6. Создание мультимедийных объектов (3 часа)

Мультимедийная презентация. Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.

Резерв учебного времени (1 час)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по информатике, 6 класс


п/п

Темы разделов

примерной программы

Количество часов

Темы разделов

рабочей программы

Количество часов

1.

Информация вокруг нас

3

Информация вокруг нас

3

2.

Компьютер

4

Компьютер

4

3.

Информационные модели

7

Информационные модели

7

4.

Объекты и системы

8

Объекты и системы

8

5.

Алгоритмика

8

Алгоритмика

8

6.

Создание мультимедийных объектов

3

Создание мультимедийных объектов

3

7.

Резерв учебного времени

2

Резерв учебного времени

1


ИТОГО

35

ИТОГО

34



6 класс

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

№ урока по теме

Наименование разделов и

тем урока

Практические работы

Дата урока

(план)

Дата урока

(факт)

1.

1.

Объекты окружающего мира. ТБ и организация рабочего места


01.09-09.09


2.

2.

Компьютерные объекты.

Пр/р №1.

«Работаем с основными объектами операционной системы»

12.09-16.09


3.

3.

Файлы и папки. Размер файла.

Пр/р №2.

«Работаем с объектами файловой системы»

19.09-23.09


4.

4.

Отношения между множествами


26.09-30.09


5.

5.

Отношение входит в состав.

Пр/р №3.

«Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов»

03.10-07.10


6.

6.

Разновидности объектов и их классификация


10.10-14.10


7.

7.

Классификация компьютерных объектов

Пр/р №4.

«Повторяем возможности текстового процессора — инструмента создания текстовых объектов»

17.10-21.10


8.

8.

Системы объектов. Состав и структура системы.


24.10-28.10


9.

9.

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

Пр/р №5.

«Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

07.11-11.11


10.

10.

Персональный компьютер как система.

Пр/р №6.

«Создаем компьютерные документы»

14.11-18.11


11.

11.

Как мы познаем окружающий мир.

Пр/р №6.

«Создаем компьютерные документы (продолжение)»

21.11-25.11


12.

12.

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Пр/р №7.

«Конструируем и исследуем графические объекты»

28.11-02.12


13.

13.

Определение понятия.

Пр/р №7.

«Конструируем и исследуем графические объекты (продолжение)»

05.12-09.12


14.

14.

Информационное моделирование как метод познания.

Пр/р №8.

«Создаем графические модели»

12.12-16.12


15.

15.

Знаковые информационные модели. Словесные описания

Пр/р №9.

«Создаем словесные модели»

19.12-23.12


16.

16.

Математические модели. Многоуровневые списки

Пр/р №10.

«Создаем многоуровневые списки»

26.12-13.01


17.

17.

Табличные информационные модели.

Пр/р №11.

«Создаем табличные модели»

16.01-20.01


18.

18.

Решение логических задач с помощью таблиц. Вычислительные таблицы.

Пр/р №12.

«Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

23.01-27.01


19.

19.

Наглядное представление процессов изменения величин.

Пр/р №13.

«Создаем информационные модели — диаграммы и графики»

30.01-03.02


20.

20.

Наглядное представление о соотношении величин.

Пр/р №13.

«Создаем информационные модели — диаграммы и графики (продолжение)»

06.02-10.02


21.

21.

Многообразие схем.

Пр/р №14.

«Создаем информационные модели — схемы, графы и деревья»

13.02-17.02


22.

22.

Информационные модели на графах.


20.02-24.02


23.

23.

Что такое алгоритм


27.02-03.03


24.

24.

Исполнители вокруг нас


06.03-10.03


25.

25.

Формы записи алгоритмов


13.03-17.03


26.

26.

Линейные алгоритмы.

Пр/р №15.

«Создаем линейную презентацию «Часы»

20.03-23.03


27.

27.

Алгоритмы с ветвлениями.

Пр/р №16.

«Создаем презентацию с гиперссылками «Времена года»

03.04-07.04


28.

28.

Алгоритмы с повторениями.

Пр/р №17.

«Создаем циклическую презентацию «Скакалочка»

10.04-14.04


29.

29.

Знакомство с исполнителем Чертежник.


17.04-21.04


30.

30.

Использование вспомогательных алгоритмов


24.04-28.04


31.

31.

Конструкция повторения


01.05-05.05


32.

32.

Выполнение итогового проекта

Пр/р №18.

«Выполняем итоговый проект»

08.05-12.05


33.

33.

Выполнение и защита итогового проекта

Пр/р №18.

«Выполняем итоговый проект (продолжение)»

15.05-19.05


34

34

Резерв учебного времени


22.05-26.05


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

образовательной деятельности

1.Учебник, учебные пособия:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

2.Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета:

1) Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Контрольно-измерительные материалы для 6 класса.

3. Методическое обеспечение учебного предмета «Информатика» в 6 классе:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»

4. Интернет-ресурсы

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3)

5. Оборудование и медиаресурсы

  1. Проектор, подсоединяемый к компьютеру

  2. Персональный компьютер

  3. Экран

  4. Принтер

  5. Сканер

  6. Телекоммуникационный блок,

  7. Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники

  8. Клавиатура и мышь.

6. Программное обеспечение

  1. Операционная система.

  2. Файловый менеджер.

  3. Антивирусная программа.

  4. Программа-архиватор.

  5. Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

  6. Программа разработки презентаций.

  7. Браузер.




















РАССМОТРЕНО

Протокол заседания ШМО

учителей «Естественно-математического

цикла и физкультуры»

от «31»августа 2016 г.

№1.