Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 7 класса (базового курса) составлена на основе:
3. Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. Авторы: Угринович Н.Д., Самылкина Н.Н. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
4. 7–9 классы. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители: И. Ю. Хлобыстова, М. С. Цветкова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,2015.
Программа соответствует учебнику «Информатика» для 7 класса образовательных учреждений «Информатика и ИКТ 7» Автор: Н.Д. Угринович М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г., который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-18 учебный год
В соответствии с учебным планом МОБУ СОШ ЛГО с. Иннокентьевка на преподавание информатики в 7 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год), в том числе 17 практических работ, 4 контрольные работы.
– формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов.
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными ».
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.
Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 13 «Анимация».
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 15 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».
В 7 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 7 класса распределены по трем уровням сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
№ урока | Да та | Тема урока | Тип урока | Вид деятельности | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Предметные знания | Предметные умения | ЭОРы | Дата факт |
Глава 1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 часов | | |
1 | | Техника безопасности и организация рабочего места. Информация, ее представление и измерение Программная обработка данных на компьютере. | комбинир. | Формирование первоначальных представлений об информации, ее представлении и измерении Изучение нового теоретического материала | Формирование целеустрем- ленности и на- стойчивости в достижении целей, жизнен- ного оптимиз- ма, готовности к преодолению трудностей. Формирование умений интерпретировать и представлять информацию, соблюдать этические нормы при работе с информацией | Поиск и выделение необходимой информации; Умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно; Умение структуриро- вать знание; Чтение; | Коммуникативно-речевые УУД. формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников | Должны знать: опасности для здоровья при работе на компьютере; правила техники безопасности; правила поведения в кабинете информатики принципы устройства компьютеров, принципы обмена данными с внешними устройствами. | Должны уметь: Должны уметь: соблюдать правила ТБ и поведения в кабинете информатики получать ин- формацию об аппаратных средствах с по- мощью опера- ционной систе- мы и утилит; спользовать стандартные внешние уст- ройства. | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/urok-1-celi-izucenia-kursa-informatiki-tehnika-bezopasnosti-i-organizacia-rabocego-mesta | |
2 | | Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации | комбинир. | Изучение нового теоретического материала | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/10-osnovnye-komponenty-komputera-i-ih-funkcii | |
3 | | Устройство компьютера. Устройства вывода информации. Оперативная память. | комбинир. | Изучение нового теоретического материала ввод текста | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/urok-11-personalnyj-komputer | |
4 | | Устройство компьютера. Долговременная память. Типы ПК | комбинир. | Изучение нового теоретического материала Ввод цифр | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/12-programmnoe-obespecenie-komputera-sistemnoe-programmnoe-obespecenie | |
5 | | Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. | комбинир. | Практическая работа 1.1 «Работа файлами с использованием файлового менеджера» | | Поиск и выделение необходимой информации; Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. | | Учащиеся должны знать: определение файла, основные операции с файлами, характеристики,(репродуктивный). | Уметь описать отношения между объектами с помощью схемы отношений; выполнять операции с объектами файловой системы, определять свойства объектов файловой системы. | | |
6 | | Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками. | комбинир. | Практическая работа 1.2 «Форматирование диска» | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/14-fajly-i-fajlovye-struktury | |
7 | | Программное обеспечение компьютера | комбинир. | Практическая работа 1.3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы» | Умение учиться и способность к организации своей деятельности: Умение действовать по плану и планировать. Формирование умений соблюдать этические нормы при работе с информацией | Поиск и выделение необходимой информации; Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. | Коммуникативно-речевые УУД. инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | Должны знать: функции и состав операционных систем; понятия «драйвер» и «утилита»; устройство современных файловых систем Знать интерфейс WINDOWS(репродуктивный). | Должны уметь: устанавливать программы в одной из опера ционных сис- тем. Уметь работать в интерфейсе WINDOWS, (продуктивный | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/12-programmnoe-obespecenie-komputera-sistemnoe-programmnoe-obespecenie | |
8 | | Графический интерфейс операционных систем и приложений | комбинир. | Практическое задание | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/15-polzovatelskij-interfejs | |
9 | | Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса | комбинир. | Клавиатурный тренажёр | | |
10 | | Компьютерные вирусы и антивирусные программы | комбинир. | Практическое задание | | |
11 | | Контрольная работа №1 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации» | разноуров- невая контроль-ная работа | самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | Ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы. | Описать и перечислить по памяти: Т/Б при работе, устройство ком-ра, навыки управления ком-ом, | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/16-obobsenie-i-sistematizacia-osnovnyh-ponatij-temy-komputer-kak-universalnoe-ustrojstvo-dla-raboty-s-informaciej-proverocnaa-rabota | |
Глава 2. Обработка текстовой информации – 9 часов | | |
12 | | Создание документов в текстовых редакторах | комбинир. | Практическая работа 2.1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». | Формирование умений интерпретировать и представлять информацию, соблюдать этические нормы при работе с информацией | Поиск и выделение необходимой информации; Самостоятельное создание алгоритмов деятельности | Во время групповой работы стремиться к координации и сотрудничеству Коммуникативно-речевые УУД | Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации; определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. Знать понятия система, структура, системный подход. Уметь применять операции копирования, вставки, поиска и замены фрагментов документа; вводить символы, отсутствующие на клавиатуре | Создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами; осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; создавать и форматировать списки; работать с несколькими документами одновременно; вставлять в документ рисунки и изменять их свойства | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/21-tekstovye-dokumenty-i-tehnologii-ih-sozdania | |
13 | | Ввод и редактирование документа | комбинир. | Практическая работа 2.2 «Вставка в документ формул» | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/22-sozdanie-tekstovyh-dokumentov-na-komputere | |
14 | | Сохранение и печать документа | комбинир. | Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев» | | |
15 | | Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев | комбинир. | Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев» | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/23-pramoe-formatirovanie | |
16 | | Форматирование документа. Нумерованные и маркированные списки | комбинир. | Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков» | | |
17 | 1 | Таблицы | комбинир. | Практическая работа 2.5 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными» | | |
18 | | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов | комбинир. | Практическая работа 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» | Формирование умений интерпретировать и представлять информацию, соблюдать этические нормы при работе с информацией | Поиск и выделение необходимой информации; Самостоятельное создание алгоритмов деятельности | Во время групповой работы стремиться к координации и сотрудничеству Коммуникативно-речевые УУД инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации; определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. | Создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повто ряющимися фрагментами; осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/26-raspoznavanie-teksta-i-sistemy-komputernogo-perevoda | |
19 | | Системы оптического распознавания документов | комбинир. | Практическая работа 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/26-raspoznavanie-teksta-i-sistemy-komputernogo-perevoda | |
20 | | Контрольная работа №2 «Обработка текстовой информации» | Контроль-ная работа на опросном листе | Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | Инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы. | Уметь обрабатывать текстовую информацию, применяя разные инструменты текстового редактора | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/29-obobsenie-i-sistematizacia-osnovnyh-ponatij-temy-obrabotka-tekstovoj-informacii-proverocnaa-rabota | |
Глава 3. Обработка графической информации – 5 часов | | |
21 | | Растровая и векторная графика | комбинир. | Практическое задание 3.1 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | Формирование умений интерпретировать и представлять информацию, соблюдать этические нормы при работе с информацией | •Поиск и выделение необходимой информации; •Самостоятельное создание алгоритмов деятельности | Во время групповой работы стремиться к координации и сотрудничеству Коммуникативно-речевые УУД управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль | Учащиеся должны знать принципы кодирования растровой и векторной графики, (репродуктивный). | Учащиеся должны уметьотличать рисунки, кодированные различными способами,(продуктивный объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации; приводить примеры редакторов, (продуктивный) | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/17-formirovanie-izobrazenia-na-ekrane-komputera | |
22 | | Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов | комбинир. | Практическая работа 3.2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/18-komputernaa-grafika-1 | |
23 | | Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков | комбинир. | Практическая работа 3.2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | Владение способами и методами освоения новых инструментальных средств. | Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку | Учащиеся должны знать программы для обработки графической информации; запускать графический редактор Paint; устанавливать размер рабочей области | Учащиеся должны уметьзапускать графический редактор Использовать основные инструменты | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/19-sozdanie-graficeskih-izobrazenij | |
24 | | Растровая и векторная анимация | комбинир. | Практическая работа 3.3 «Анимация» | | |
25 | | Контрольная работа №3 «Обработка графической информации» | Разноуров-невая контроль-ная работа | Контрольная работа. На усмотре ние учителя может состоять из двух частей: 1 часть — тематический тест (10 минут), 2 часть —творческая практическая работа (30 минут), | Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение долга | Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы. | Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы. | Владение умениями организации собственной учебной деятельности | https://sites.google.com/site/abmmon/fgos-7-klass/20-obobsenie-i-sistematizacia-osnovnyh-ponatij-temy-obrabotka-graficeskoj-informacii-proverocnaa-rabota | |
Глава 4. Коммуникационные технологии – 8 часов | | |
26 | | Информационные ресурсы Интернета. | комбинир. | Практическая работа 4.1 «Путешествие по Всемирной паутине» | Умение адек- ватно воспри- нимать оценки и отметки. Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи | Поиск и выделение необходимой ин- формации; Знаково- символическое моделирование; Умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно | Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности). Коммуникативно- речевые УУД. управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль | Должны знать: понятия «компьютер ная сеть», «сервер», «клиент», «про токол»; классификацию компьютерных сетей; принципы по строения про- водных и бес- проводных се- тей; принципы по строения и ад- ресацию в сети Интернет | Должны уметь: выполнять простое тестирова- ние сетей; определять IP- адрес узла по известному доменному имени; использовать поисковые сис- темы; использовать электронную почту. | | |
27 | | Электронная почта | комбинир. | Практическая работа 4.2 «Работа с электронной почтой» | | |
28 | | Файловые архивы | комбинир. | Практическая работа 4.3 «Загрузка файлов из Интернета» | | |
29 | | Общение в Интернете. Мобильный Интернет | комбинир. | Практическое задание | | |
30 | | Звук и видео в Интернете. Социальные сети | комбинир. | Практическое задание | | |
31 | | Поиск информации в Интернете | комбинир. | Практическая работа 4.4 «Поиск информации в Интернете» | | |
32 | | Электронная коммерция в Интернете | комбинир. | Практическое задание | | |
33 | | Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии» | интерактив-ное тестирова-ние/тести-рование по опросному листу | Прогнозирование – предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик. | Регулятивные: целеполагание – формировать и удерживать учебную задачу; | Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | Самоопределе- ние – осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение долга | Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы. | Владение умениями организации собственной учебной деятельности | | |
34 | | Резерв | | | | | | | | | |
№ п/п | Дата | Тема урока | Компьютерный практикум | Параграф учебника | Домашнее задание |
1 | | Техника безопасности и организация рабочего места. Информация, ее пред- ставление и измерение Программная обработка данных на компьютере. | Формирование первоначальных представлений об информации, ее представлении и измерении Изучение нового теоретического материала | § 1.1 | § 1.1 |
2 | | Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации | Изучение нового теоретического материала | § 1.2 (стр.14-19) | § 1.2.1, §1.2.2 |
3 | | Устройство компьютера. Устройства вывода информации. Оперативная память. | Изучение нового теоретического материала ввод текста | § 1.2 (стр.19-23) | § 1.2.3. §1.2.4 |
4 | | Устройство компьютера. Долговременная память. Типы ПК | Изучение нового теоретического материала Ввод цифр | § 1.2 (стр. 23-29) | §1.2.5, §1.2.6 |
5 | | Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. | Практическая работа 1.1 «Работа файлами с использованием файлового менеджера» | § 1.3 (стр. 29-35) | § 1.3.1., §1.3.2. |
6 | | Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками. | Практическая работа 1.2 «Форматирование диска» | § 1.3 (стр. 35-36) | § 1.3.3. |
7 | | Программное обеспечение компьютера | Практическая работа 1.3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы» | § 1.4 | § 1.4 |
8 | | Графический интерфейс операционных систем и приложений | Практическое задание | § 1.5. | § 1.5 |
9 | | Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса | Клавиатурный тренажёр | § 1.6 | § 1.6 |
10 | | Компьютерные вирусы и антивирусные программы | Практическое задание | § 1.7 | § 1.7 |
11 | | Контрольная работа №1 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации» | | | |
12 | | Создание документов в текстовых редакторах | Практическая работа 2.1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». | § 2.1 | § 2.1 |
13 | | Ввод и редактирование документа | Практическая работа 2.2 «Вставка в документ формул» | § 2.2 | § 2.2 |
14 | | Сохранение и печать документа | Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев» | § 2.3 | § 2.3 |
15 | | Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев | Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев» | § 2.4 (стр.64-69) | § 2.4.1, § 2.4.2 |
16 | | Форматирование документа. Нумерованные и маркированные списки | Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков» | §2.4 (стр.70-71) | §2.4.3 |
17 | | Таблицы | Практическая работа 2.5 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными» | § 2.5 | § 2.5 |
18 | | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов | Практическая работа 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» | § 2.6 | § 2.6 |
19 | | Системы оптического распознавания документов | Практическая работа 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» | § 2.7 | § 2.7 |
20 | | Контрольная работа №2 «Обработка текстовой информации» | | | |
21 | | Растровая и векторная графика | Практическое задание 3.1 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | § 3.1 | § 3.1 |
22 | | Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов | Практическая работа 3.2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | § 3.2. (стр.103-108) | § 3.2.1, §3.2.2 |
23 | | Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков | Практическая работа 3.2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | § 3.2. (стр.108-113) | § 3.2.3 |
24 | | Растровая и векторная анимация | Практическая работа 3.3 «Анимация» | § 3.3 | § 3.3 |
25 | | Контрольная работа №3 «Обработка графической информации» | Контрольная работа. На усмотрение учителя может состоять из двух частей: 1 часть — тематический тест (10 минут), 2 часть —творческая практическая работа (30 минут), например, создание поздравительной открытки | | |
26 | | Информационные ресурсы Интернета. | Практическая работа 4.1 «Путешествие по Всемирной паутине» | §4.1. (стр. 129-131) | §4.1.1. |
27 | | Электронная почта | Практическая работа 4.2 «Работа с электронной почтой» | § 4.1 (стр.132-134) | § 4.1.2. |
28 | | Файловые архивы | Практическая работа 4.3 «Загрузка файлов из Интернета» | § 4.1 (стр.134-136) | § 4.1.3. |
29 | | Общение в Интернете. Мобильный Интернет | Практическое задание | § 4.1 (стр.136-139) | § 4.1.4., §4.1.5. |
30 | | Звук и видео в Интернете. Социальные сети | Практическое задание | § 4.1 (стр.139-144) | §4.1.6., §4.1.7. |
31 | | Поиск информации в Интернете | Практическая работа 4.4 «Поиск информации в Интернете» | §4.2 | §4.2 |
32 | | Электронная коммерция в Интернете | Практическое задание | §4.3 | §4.3 |
33 | | Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии» | | | |
34 | | Повторение | | | |
Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Угринович Н.Д. Уроки информатики в 7-9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д..
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
Примерная программа (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям . «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -6-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. Авторы: Угринович Н.Д., Самылкина Н.Н. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Примерной программы по информатике и ИКТ, 7-9 класс, М. Просвещение, 2015 г. (Стандарты второго поколения).
7–9 классы. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители: И. Ю. Хлобыстова, М. С. Цветкова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,2013.