СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 8 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике к учебнику:Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8 класс»

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

______/ Н.И.Амерханова/

Протокол №____

от «___» ________2016 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по УР лицея №159

______/ Н.Ю.Митрофанова/

«___» ________2016 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор лицея №159

______/ С.Х.Загидуллина/

Приказ №____

от «___» ________2016 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ИНФОРМАТИКА и ИКТ»


8 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №159»

Советского района г. Казани




Макарова К.В.,

учитель информатики.







Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № _______
от «__»_________ 2016 г.








2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 8 класса в течение 35 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту БУП от 2004 года.

Основными нормативными документами, определяющими содержание рабочей программы, являются:

  1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

  2. Примерная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8‑9 классы).

  3. Образовательная программа лицея по информатике и ИКТ.

Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Основным предназначением образовательной области «Информатика и ИКТ» на основной ступени обучения являются:

  • получение школьниками представления о сущности информационных процессов;

  • умение рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике;

  • классификация информации;

  • выделение общего и особенного;

  • умение устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д.

Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения. Базовый уровень преподавания предмета по стандарту рассчитан на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачам общего образования, задачами социализации.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

  1. Введение в предмет – 1 час.

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.

  1. Человек и информация – 6 часов (4+2).

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика: единицы измерения количества информации, измерение количества информации.

  1. Первое знакомство с компьютером – 6 часов (2+4).

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом ОС; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

  1. Текстовая информация и компьютер – 10 часов (2+8)

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; постановка руки при вводе с клавиатуры; основные приемы ввода и редактирования текста; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

  1. Графическая информация и компьютер – 6 часов (2+4).

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

  1. Технология мультимедиа – 6 часов (2+4).

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Количество
часов

Контрольная работа

Количество

Форма

Введение в предмет

1



Человек и информация

6

1

Промежуточная контрольная работа

Первое знакомство с компьютером

6

1

Промежуточная контрольная работа

Текстовая информация и компьютер

10

1

Промежуточная контрольная работа

Графическая информация и компьютер

6

1

Промежуточная контрольная работа

Технология мультимедиа

6




ИТОГО:

35

4




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны

знать/понимать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

  • что такое мультимедиа;

  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране каталог диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются устный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на компьютере и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Практическая работа на компьютере считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания.

5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на компьютере, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями обучающимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

  • оценка «5» выставляется, если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

  • правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  • оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

  • нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика;

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.

  • оценка «3» выставляется, если:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

  • оценка «2» выставляется, если:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

  • оценка «1» выставляется, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу:

  • оценка «5» ставится в следующем случае:

  • работа выполнена полностью;

  • при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;

  • на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;

  • учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

  • оценка «4» ставится в следующем случае:

  • работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.

  • ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;

  • учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

  • оценка «3» ставится в следующем случае:

  • работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.

  • учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;

  • умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

  • оценка «2» ставится в следующем случае:

  • работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);

  • учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

  • оценка «1» ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.

Для письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию:

  • оценка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

  • в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

  • оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

  • оценка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

  • оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

  • оценка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Практическая работа на компьютере оценивается следующим образом:

  • оценка «5» ставится, если:

  • учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

  • работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

  • оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

  • правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;

  • работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

  • оценка «3» ставится, если:

  • работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

  • оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

  • оценка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на ЭВМ по проверяемой теме.

Тест оценивается следующим образом:

  • «5» – 86-100% правильных ответов на вопросы;

  • «4» – 71-85% правильных ответов на вопросы;

  • «3» – 51-70% правильных ответов на вопросы;

  • «2» – 0-50% правильных ответов на вопросы.

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио- и видеомагнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система Windows XP SP2.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.) Explorer.

  • Клавиатурный тренажер – Solo.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, MS Office 2007.

  • Звуковой редактор – AudioCity.

  • Программа-переводчик – Сократ персональный.

  • Система оптического распознавания текста – Fine Reader.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.) – Media Player.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическое задание №1. Единицы измерения количества информации

Практическое задание №2. Измерение количества информации

Практическое задание №3. Назначение и устройства компьютера. Компьютерная память

Практическое задание №4. Файловая система. Планирование собственного информационного пространства

Практическое задание №5. Пользовательский интерфейс

Практическое задание №6. Компьютер как универсальное средство обработки информации

Практическое задание №7. Создание и простейшее редактирование документов

Практическое задание №8. Форматирование текстовых документов

Практическое задание №9. Формулы и графические объекты в текстовых редакторах

Практическое задание №10. Создание и форматирование списков

Практическое задание №11. Таблица в текстовом документе

Практическое задание №12. Создание гипертекстового документа

Практическое задание №13. Системы перевода и распознавания текстов

Практическое задание №14. Обработка текстовой информации

Практическое задание №15. Кодирование изображения

Практическое задание №16. Растровая и векторная графика

Практическое задание №17. Работа с графическим редактором растрового типа

Практическое задание №18. Обработка графической информации

Практическое задание №19. Компьютерные презентации

Практическое задание №20. Создание презентации с использованием готовых шаблонов

Практическое задание №21. Дизайн презентации и макеты слайдов

Практическое задание №22. Звуки и видеоизображения

ЛИТЕРАТУРА

  1. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010

  2. Задачник-практикум по информатике в 2-х томах: Учебное пособие для средней школы / Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013

  3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013

  4. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010

  5. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К.; под общей редакцией Лапчика М.П. – М.: Издательский центр «Академия», 2011


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды
учебной деятельности

Виды контроля

Домашнее
задание

Дата
проведения

Примечание

План

Факт

Введение в предмет (1ч (1+0))

Введение в предмет информатики и ИКТ. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ

1

Объяснение нового материала, демонстрация

Чтение текста. Выполнение заданий.

Наблюдение, беседа

Стр.5-8




Человек и информация (6ч (4+2))

Информация и информационные объекты различных видов.

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.

Разбор домашнего задания, наблюдение, беседа

§1, вопросы 1-4,
§1.1, вопросы




Восприятие и представление информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов.

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.

Разбор домашнего задания, наблюдение, беседа

§2, вопросы 1-4




Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Источник и приемник информации, канал связи. Сигнал, кодирование и декодирование.

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий

Экспресс-опрос,
наблюдение, беседа

§3, вопросы




Измерение количества информации. Дискретная форма представления информации

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.

Разбор домашнего задания, наблюдение, беседа

§4, стр.22-24, вопросы 1-5




Единицы измерения количества информации. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов.

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №1

Разбор домашнего задания, наблюдение, беседа

§4, стр.24-29, вопросы 6,7




Измерение количества информации

1

Проверка знаний, умений и навыков

Выполнение индивидуального задания.
Практическая работа №2





Письменная проверочная работа





Первое знакомство с компьютером (6ч (2+4))

Назначение и устройство компьютера. Программный принцип работы компьютера. Компьютерная память

1

Объяснение нового материала, демонстрация

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №3.

Наблюдение, беседа

§5,6, вопросы 1-5




Устройство персонального компьютера, его основные характеристики. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.

Разбор домашнего задания, наблюдение, беседа

7,8, вопросы




Программное обеспечение компьютера. Системное ПО и системы программирования. Представление о программировании

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.

Экспресс-опрос,
наблюдение, беседа

§9,10, вопросы




Файловая система. Оперирование компьютерными информационными объектами. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Планирование собственного информационного пространства.

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №4

Разбор домашнего задания, наблюдение, беседа

§11, вопросы




Пользовательский интерфейс. Командное воздействие пользователя с компьютером

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №5

Разбор домашнего задания, наблюдение, беседа

§12, вопросы




Компьютер как универсальное устройство обработки информации

1

Проверка знаний, умений и навыков

Выполнение индивидуального задания.
Практическая работа №6

Письменная проверочная работа





Текстовая информация и компьютер (10ч (2+8))

Тексты в памяти компьютера. Структурные элементы текста: символ, слово, строка, предложение, абзац, страница, раздел, ссылка, заголовок, оглавление

1

Объяснение нового материала, демонстрация

Чтение текста. Выполнение заданий.

Наблюдение, беседа

§13, вопросы




Создание и простейшее редактирование документов в текстовом процессоре. Рекомендации для начинающих. Непечатаемые символы. Правила набора текста. Приемы редактирования текста

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.

Экспресс-опрос,
наблюдение, беседа

§14, вопросы




Создание и простейшее редактирование документов. Исходное положение рук, расположение пальцев. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма. Сохранение текстового документа. Форматы текстовых документов

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №7

Разбор домашнего задания,
наблюдение, беседа

§15, стр.78-80, вопросы 1-5




Настройка параметров элементов текста: страницы, абзаца. Форматирование текстовых документов. Работа с фрагментами текста.

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №8

Разбор домашнего задания,
наблюдение, беседа

§15, стр.80-84, вопросы 6-10




Формулы и графические объекты в текстовых редакторах. Вставка в документ формул, изображений

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №9

Разбор домашнего задания,
наблюдение, беседа

§16, стр.85-87, вопросы 1-5




Приемы форматирования в текстовых документах. Создание и форматирование списков. Печать текста

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №10

Разбор домашнего задания,
наблюдение, беседа

§16, стр.87-88, вопросы 6,7




Таблица в текстовом документе. Выравнивание содержимого ячеек

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №11

Разбор домашнего задания,
наблюдение, беседа

§16, стр.88-90, вопросы 8-10




Создание гипертекстового документа. Выделение изменений. проверка правописания, словари

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №12

Разбор домашнего задания,
наблюдение, беседа

Материал конспектировать.




Системы перевода и распознавания текстов

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №13

Разбор домашнего задания,
наблюдение, беседа

§17, вопросы 1-5




Обработка текстовой информации. Примеры деловой переписки, учебной публикации. Планирование работы над текстом

1

Проверка знаний, умений и навыков

Выполнение индивидуального задания.
Практическая работа №14

Письменная проверочная работа





Графическая информация и компьютер (6ч (2+4))

Компьютерная графика. Интерфейс графического редактора. Форматы графических файлов. Использование готовых графических объектов

1

Объяснение нового материала, демонстрация

Чтение текста. Выполнение заданий.

Наблюдение, беседа

§18, вопросы,
§4.1, вопросы




Технические средства компьютерной графики. Ввод изображений с помощью сканера

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.

Разбор домашнего задания,
наблюдение, беседа

§19, вопросы




Кодирование изображения. Пиксель. Информационный вес пикселя. Видеокарта.

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №15

Экспресс-опрос,
наблюдение, беседа

§20, вопросы 1-4, задача 6




Растровая и векторная графика.

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №16

Экспресс-опрос,
наблюдение, беседа

§21, вопросы 1-9




Работа с графическим редактором растрового типа. Использование примитивов и шаблонов.


Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №17

Разбор домашнего задания,
наблюдение, беседа

§22, вопросы 1-6




Обработка графической информации. Геометрические и стилевые преобразования.

1

Проверка знаний, умений и навыков

Выполнение индивидуального задания.
Практическая работа №18

Письменная проверочная работа





Технология мультимедиа (6ч (2+4))

Мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа

1

Объяснение нового материала, демонстрация

Чтение текста. Выполнение заданий.

Наблюдение, беседа

§23,24, вопросы




Компьютерные презентации

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №19

Разбор домашнего задания,
наблюдение, беседа

§25, вопросы




Создание презентации с использованием готовых шаблонов: оформление слайдов. Использование стандартных графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №20

Разбор домашнего задания,
наблюдение, беседа

§26, вопросы




Дизайн презентации и макеты слайдов. Демонстрация слайдов

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №21

Разбор домашнего задания,
наблюдение, беседа

§5.1, вопросы




Звуки и видеоизображения Композиция и монтаж. Использование простых анимационных объектов

1

Объяснение нового материала, демонстрация, закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.
Практическая работа №22

Разбор домашнего задания,
наблюдение, беседа

§5.2, вопросы




Простые анимационные объекты

1

Закрепление знаний

Чтение текста. Выполнение заданий.

Разбор домашнего задания,
наблюдение, беседа










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!